Научная статья на тему 'Некоторые аспекты осуществления профилактического воздействия на лиц, относящихся к категории «рецидивист» сотрудниками подразделений уголовного розыска МВД России'

Некоторые аспекты осуществления профилактического воздействия на лиц, относящихся к категории «рецидивист» сотрудниками подразделений уголовного розыска МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
лица / освобожденные от уголовного наказания / лица / освобожденные от мер административного надзора / рецидивисты / лишение свободы / предупреждение преступлений / профилактическая работа / сотрудники подразделений уголовного розыска / persons released from criminal punishment / persons released from administrative supervision measures / repeat offenders / imprisonment / crime prevention / preventive work / employees of criminal investigation departments

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бажанов Роман Игоревич

В статье рассматриваются некоторые аспекты профилактического воздействия сотрудниками подразделений уголовного розыска МВД РФ на лиц, относящихся к категории «рецидивист», освобожденных от уголовного наказания и освобожденных от мер административного надзора со стороны сотрудников ОВД, в связи с заключением ими контракта с представителями Министерства Обороны РФ об их участии в Специальной военной операции на территории Донецкой Республики, Луганской Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также на территории Республики Украина. До настоящего времени, Федеральным законодательством не определен алгоритм взаимодействия подразделений МВД РФ с УФСИН РФ и Мин.Обороны РФ в деятельности направленной на проведение профилактической работы с лицами, имеющими стойкие антиобщественные, криминальные установки, но в ходе участия в СВО, еще и получающими, специальные знания и навыки, которые могут способствовать еще большей их склонности к совершению преступлений, совершению рецидивов преступлений. Отсутствуют методические рекомендации в подразделениях МВД РФ по работе направленной на предупреждение преступлений со стороны указанных категорий граждан, после их возвращения из зоны проведений СВО. В связи с чем, целесообразно обратить внимание специалистов-криминологов и широкой общественности к данной проблематике, обсуждения ее и выработать стратегии решения вышеуказанных вопросов на законодательном уровне РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бажанов Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF PREVENTIVE MEASURES ON PERSONS CLASSIFIED AS “REPEAT OFFENDERS” BY EMPLOYEES OF THE CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses some aspects of the preventive impact of employees of the criminal investigation units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on persons classified as “repeat offenders”, released from criminal punishment and exempt from administrative supervision measures by police officers, in connection with their conclusion of a contract with representatives of the Ministry of Defense of the Russian Federation on their participation in a special military operation on the territory of Donetsk The Republic, the Luhansk Republic, the Zaporizhia region and the Kherson region, as well as on the territory of the Republic of Ukraine. To date, Federal legislation has not defined an algorithm for the interaction of departments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation with the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation and the Ministry of Finance.The Ministry of Defense of the Russian Federation in activities aimed at carrying out preventive work with persons who have persistent antisocial, criminal attitudes, but in the course of participating in their activities, they also receive special knowledge and skills that can contribute to their even greater propensity to commit crimes, commit recidivism. There are no methodological recommendations in the departments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on work aimed at preventing crimes by these categories of citizens after their return from the area of their detention. In this regard, it is advisable to draw the attention of criminologists and the general public to this issue, discuss it and develop strategies to address the above issues at the legislative level of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты осуществления профилактического воздействия на лиц, относящихся к категории «рецидивист» сотрудниками подразделений уголовного розыска МВД России»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Некоторые аспекты осуществления профилактического воздействия на лиц, относящихся к категории «рецидивист» сотрудниками подразделений уголовного розыска МВД России

Бажанов Роман Игоревич,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета Министерства Внутренних Дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя E-mail: Romanr7586@yandex.ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты профилактического воздействия сотрудниками подразделений уголовного розыска МВД РФ на лиц, относящихся к категории «рецидивист», освобожденных от уголовного наказания и освобожденных от мер административного надзора со стороны сотрудников ОВД, в связи с заключением ими контракта с представителями Министерства Обороны РФ об их участии в Специальной военной операции на территории Донецкой Республики, Луганской Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также на территории Республики Украина. До настоящего времени, Федеральным законодательством не определен алгоритм взаимодействия подразделений МВД РФ с УФСИН РФ и Мин.Обороны РФ в деятельности направленной на проведение профилактической работы с лицами, имеющими стойкие антиобщественные, криминальные установки, но в ходе участия в СВО, еще и получающими, специальные знания и навыки, которые могут способствовать еще большей их склонности к совершению преступлений, совершению рецидивов преступлений. Отсутствуют методические рекомендации в подразделениях МВД РФ по работе направленной на предупреждение преступлений со стороны указанных категорий граждан, после их возвращения из зоны проведений СВО. В связи с чем, целесообразно обратить внимание специалистов-криминологов и широкой общественности к данной проблематике, обсуждения ее и выработать стратегии решения вышеуказанных вопросов на законодательном уровне РФ.

Ключевые слова: лица, освобожденные от уголовного наказания, лица, освобожденные от мер административного надзора, рецидивисты, лишение свободы, предупреждение преступлений, профилактическая работа, сотрудники подразделений уголовного розыска.

S2

со см о см см

Актуальность рассмотрения аспектов профилактического воздействия на лиц, относящихся к категории «рецидивист» в осуществлении деятельности сотрудников подразделений уголовного розыска обусловлена продолжающимися общественными, экономическими и даже идеологическими трансформациями в нашей стране. Эти изменения, безусловно, связаны и с нарастанием политической нестабильности в мировом сообществе, увеличением количества конфликтов между различными слоями населения стран на религиозной, межэтнической, мировоззренческой почвах, при проявлении которых, на различные сферы государственной и общественной деятельности Российского государства, на работу государственных и частных организаций, объединений, на условия жизни наших граждан, закономерно оказывается значительное влияние.

Для обеспечения возможности реализовывать государственным органам власти России законодательно принятую государственную внешнюю и внутреннюю политику, а обществу, гражданам реализовывать свои гражданские права, для обеспечения мер по повышению уровня жизни и роста благосостояния россиян в целом, не малую роль играет осуществление эффективной профессиональной деятельности всех сотрудников правоохранительных органов и в том числе сотрудников МВД РФ.

В современной России, предупреждение преступности, и в том числе рецидивной, является важнейшей задачей различных подразделений полиции, но особую роль в осуществлении данного вида деятельности отведена оперативно-розыскным подразделениям и в частности подразделениям уголовного розыска, сотрудники которых, в соответствии со своими должностными обязанностями проводят мониторинг и анализ криминогенной обстановки на территории оперативного обслуживания «своей» территории, а также на территории других субъектов РФ, наличия криминальных сообществ, их структуры, численности, разрабатывает меры по пресечению их деятельности, отслеживают лиц, ранее уже привлекаемых к уголовной ответственности, судимых, лиц, склонных к совершению противоправных действий и ведущих антиобщественный образ жизни, устанавливают объекты возможных преступных посягательств, условия

способствующие совершению преступлений и ведения преступниками и лицами, подготавливающими преступления асоциального образа жизни; осуществляют предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, розыск преступников, привлекают их к уголовной ответственности, проводят иные оперативно-розыскные мероприятия, взаимодействуют с другими службами полиции, а также со многими другими подразделениями правоохранительных органов РФ (ФСБ, ФСИН, Прокуратура, Следственный Комитет), проводят надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и имеющими ограничения передвижения и\или ряда ограничений осуществления деятельности[1]. Из всего далеко неполного перечня должностных обязанностей сотрудников территориальных подразделений уголовного розыска, а только обзорного перечисления основных направлений их деятельности, необходимо отметить, что, непосредственно одной из поставленных задач оперативно-розыскной деятельности, является «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших» [9], что закреплено в ст. 2 Фед.закона РФ от 12.08.1995 года № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности». А в соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ № 3 от 2011 года «О полиции» на сотрудников полиции возложена «обязанность выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу» [8]. Одной их задач служебной деятельности сотрудника уголовного розыска является предупреждение преступлений, что указано и в ведомственных должностных обязанностях. Но участие в предупреждении преступлений и профилактической работе с лицами, склонными к их совершению, сотрудников уголовного розыска, не имеет законодательно установленных правил и методов работы в указанном направлении деятельности, а приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», в котором, в ст. 15, регламентировалась деятельность сотрудников уголовного розыска по предупреждению преступлений, в настоящее время, утратил силу, в соответствии с законодательством РФ. Отсутствуют и критерии оценки данного направления деятельности, что не позволяет учитывать работу сотрудников территориальных органов данных подразделений полиции по предупреждению преступлений в должной мере и роль подразделений уголовного розыска в нормализации криминогенной обстановки в регионах, в целом в стране, в полном объеме, но и не учитывает возникновения новых реалий, появляющихся в нашем современном быстроменяющемся мире, не учитывает, по сути, появления «новых» субъектов, которые, хотя формально и относятся к категории «рецидивист», но, как показывает практика, имеют существенный «иммунитет» от контроля со стороны со-

трудников полиции и в том числе сотрудников уголовного розыска.

Данная категория граждан возникла в связи с решением представителей государственной власти о призыве на службу по контракту лиц, ранее судимых за совершение преступлений, которые призывались и призываются и из числа тех, кто осужден судами к наказаниям, не связанным с лишением свободы, так и из числа лиц, осужденных к лишению свободы, для участия в боевых действиях в структуре ВС РФ в зоне СВО на «новых» территориях РФ и в Республике Украина. Специфика данной категории граждан связана с несколькими аспектами:

1. С начала проведения СВО, с февраля 2022 года, не имелось законодательной базы на Федеральном уровне, о правилах набора осужденных, для участия в боевых действиях, в связи с чем, в ряды ВС РФ и/или частной военной компании «Вагнер», по сути выполняющей задачи совместно с ВС РФ, отбирались все желающие, из числа отбывающих наказания за различные преступления и в том числе относящиеся к категории тяжких и особо тяжких преступлений (разбой, убийство и многих других), рецидивистов, которые содержались в местах отбытия уголовного наказания (ИК, тюрьмах и т.п. учреждениях). Взамен на помилование и освобождение от дальнейшей уголовной ответственности за ранее совершенные преступления. И только через более, чем 1 год, 24 июня 2023 года, был издан Федеральный закон № 270 «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции».

1. В период прохождения службы в СВО, такие граждане освобождались от надзора полиции, от любого уголовного преследования, заведенные правоохранительными органами уголовные дела приостанавливались, а после прохождения военной службы, участия в СВО, тем более получения ими ранений, государственных наград за воинские подвиги (орденов, медалей), бывшие «зеки», в соответствии с действующим законодательством, освобождаются от уголовного преследования и от отбывания дальнейшего наказания, в отношении них выносятся постановления о помиловании и административный надзор за ними не осу-ществляется[7].

2. Приобретение указанными лицами специальных знаний и навыков, приобретенных при участии в боевых действиях с одной стороны по владению различным и в том числе холодным оружием, тактикой ведения боя, психологической готовности к причинению ранений, убийства, возможно даже к стиранию порога при принятии решения о причинения боли другим, причинении телесных повреждений, убийства, что часто присуще даже лицам не участвующим в боевых действиях, а относящихся к категории рецидивист, в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений направленных против личности, лицам, входящих в круг стойкой криминальной среды, «авторитетам» и усиле-

5 -о

сз ж

■с

CM CM

ния их направленности на совершение аналогичных преступлений, рецидивов.

С другой стороны, возможное приобретение ими специальных знаний и навыков маскировки и умений проведения действия с «зашифровкой» цели, разведывательной работы, другим военно-прикладным навыкам, приемам боевых приемов борьбы.

При всем уважении к гражданам и в том числе к бывшим заключенным, которые выполняли, без преувеличения, «священный» долг перед Родиной, защищая интересы нашей страны и общества при участии в СВО, не отрицая и подаваемый ими пример в служении государству остальным членам общества, не отрицая благотворного влияния на участников СВО из числа ранее судимых на уровень их правосознания, возможность их дальнейшей ресоциализации, изменения их мировоззрения на окружающий мир и свое место в нем, вызывает озабоченность отсутствие разработанной методической базы по профилактической работе с указанными категориями граждан, учитывая их специфику, работе по предупреждению совершения преступлений с их стороны, что усложняется и отменой в отношении них административного надзора, который проводится в соответствии с законодательством РФ.

В качестве яркого показательного примера трансформации проявлений личности преступника, относящегося к категории «рецидивист», возможно, привести некоторые биографические и статистические данные в отношении уроженца и жителя одно из подмосковных городов: А. Максима Сергеевича (далее - А.М.), 1986 года рождения, ранее неоднократно судимого по различным статьям УК РФ:

- в 2009 году, по ч. 4 ст. 111, приговорен судом к 5 г. лишения свободы, с отбытием наказания в колонии строгого режима;

- в 2014 году, по ч. 1 ст. 158, п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 158, приговорен судом к 1 г 6 мес. лишения свободы (условно) с испытательным сроком 1 г. 6 мес.;

- в 2016 году, по ч. 3 ст. 162, ч. 4 ст. 150, ч. 2 ст. 325, ст. 70, приговорен судом к 7 г. 2 мес. лишения свободы, с отбытием наказания в колонии особого режима;

- в 2016 году, по п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 5 ст. 69, приговорен судом к 8 г. 2 мес. лишения свободы, с отбытием наказания в колонии особого режима;

- в 2022 году, после условно-досрочного освобождения, на основании п. «в» ч. 7 ст. 79 УК РФ суд постановил отменить условно-досрочное освобождение, по п.п. «в», «г» ч. 2 ст. 161, приговорен судом к 2 г. 4 мес. лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию присоединить частично не отбытое наказание по приговору от 2016 года и окончательно приговорен судом к 2 г 4 мес. 10 дн. лишения свободы, с отбытием наказания в колонии строгого режима[6].

При изучении личности гр-на А.М. установлено, что он более 20-ти лет вел антиобщественный образ жизни: работал лишь периодически, злоупотреблял спиртными напитками, не приветствовал семейные ценности, поддерживал отношения с представителями криминальной среды, совершал преступления и административные правонарушения, допускал нарушения при содержании в учреждениях УИС РФ.

Однако, в 2022 году, при отбытии им наказания в исправительной колонии, в место отбытия им наказания прибыли представители ЧВК «Вагнер» и Минобороны, которые осуществляли вербовку лиц, из числа осужденных в том числе, за совершение тяжких преступлений, с оплатой за участие в боевых действиях и последующим их помилованием и указанный осужденный А. М. с его согласия, был завербован и направлен, после короткого обучения, в зону проведения СВО, где после непродолжительного участия в боевых действиях, получил ранение, был госпитализирован в военный госпиталь, в котором, за проявленное мужество при выполнении служебных задач, был награжден государственной наградой - медалью «За Отвагу», и после краткосрочного лечения, направлен домой, с уведомлением местного территориального подразделения полиции о снятии его с административного учета и факте Амнистии за совершенное им преступление в соответствии с вышеуказанным ФЗ № 270. Ему была осуществлена единовременная выплата за полученное ранение и назначена пенсия, в размере 37 тысяч рублей ежемесячно.

Прибыв в адрес своей регистрации, оказавшись в привычной для него среде обитания, осознавая, что гласный контроль со стороны сотрудников ОВД не ведется, никаких ограничений не имеется, он вернулся к своему привычному образу жизни, злоупотреблению спиртными напитками, общению с ранее судимыми за совершение преступлений и в короткий промежуток времени, 4 раза (!) совершает рецидив преступлений, совершая тайные хищения различного имущества граждан и его реализацию (или попытку реализации), с целью получения корыстной выгоды.

Только после совершения этих преступлений и наступления последствий от них, обращения граждан в полицию с заявлением о совершении в отношении них преступлений, сотрудникам уголовного розыска, в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий, удалось их раскрыть, установить причастность А.М. к совершению преступлений, изобличить в содеянном, в очередной раз привлечь его к уголовной ответственности, а именно:

- по п.п. «в», «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ, уголовное дело 12301460037000685;

- по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, уголовное дело 12301460037000744;

- по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, уголовное дело 12301460037001010;

- по ч. 1 ст. 158 УК РФ, уголовное дело

12301460037001031[6].

В периоды совершения этих преступлений, А.М. совершал и административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 20.20 ч. 1, 20.21 КоАП РФ, в связи с чем, привлекался сотрудниками полиции общественной безопасности территориального подразделения, к административной ответственности, с наложением наказаний в виде штрафа[6]. При изучении обстоятельств совершения им преступления установлено, что данные преступления могли бы быть предотвращены сотрудниками полиции и в том числе уголовного розыска, не исключая, что в ходе проведения с ним профилактической работы, но учитывая отсутствия методики работы с лицами, участвовавшими в боевых действиях, из числа ранее судимых и в том числе, рецидивистов, освобождением их от уголовного преследования, принятыми на законодательном уровне, профилактическое воздействие на данных лиц, до совершения ими «нового», а по сути рецидивного преступления, сотрудникам полиции осуществить практически невозможно, особенно учитывая стойкость криминальных наклонностей рецидивистов.

Проблематике освобождения лиц, совершивших тяжкие преступления и в том числе умышленные убийства, осужденных к длительным срокам лишения свободы, но после их участия в боевых действиях амнистированные и освобожденные от уголовной ответственности уже посвящены многочисленные статьи в средствах массовой информации, в том числе в интернете, так из открытых источников стало известно, что например, в Ярославле, за участие в СВО, получил помилование член банды сатанистов Николай О., 33 лет, который, ранее, был приговорен судом к 20 годам лишения свободы за совершение ритуальных убийств подростков. Николай О. должен был находиться в ИТК до 2030 года. При изучении его личности установлено, что 16 лет назад, он увлекался сатанизмом: вместе с друзьями он проводил кровавые ритуалы, приносил в жертву собак и кошек, переворачивал кресты на кладбищах. Однажды они разрыли свежую могилу девушки, надругались над ней и расчленили. А летом 2008 года совершили двойное убийство - напоили знакомых девушек, вывели в лес (под предлогом посвящения в сатанисты), разожгли костер, а затем набросились на них и закололи кинжалами[2].

Также в г. Аниве, на Сахалине, на свободу вышел осужденный за серию убийств 44-летний Денис Г. Много лет назад, суд признал его вину в каннибализме. По данным издания «Курьер года», первое убийство мужчина совершил в 2003 году. Тело своей жертвы злоумышленник исполосовал ножом, отрезав куски мягких тканей, которые позже съел. За совершенное убийство и глумление над телом жертвы убийцу приговорили к десяти годам колонии строгого режима. Из заключения Денис Г. вышел условно-досрочно в 2010 году, за примерное поведение. Однако фактически сразу после осво-

бождения злоумышленник совершил очередное убийство и новый акт каннибализма. По данным следствия, в качестве жертвы каннибал выбрал человека, который обидел его племянника. Перед убийством, Денис Г. сначала избил жертву, а затем зарезал, спрятав останки в могиле на берегу реки Лютоги. Данное преступление он, к тому же, совершил в составе группы лиц. В ходе следствия выяснилось, что никакого отношения к оскорблению племянника человек, убитый им, не имел. Обнаружить тело жертвы удалось лишь в 2012 году, после того, как Денис Г., снова в составе группы лиц, в г. Анива, во время ссоры, убил еще одного человека. У магазина «Черемушки» они исполосовали ножом своего приятеля. В общей сложности нанесли жертве 29 ножевых ранений, от которых пострадавший скончался. Дело этой преступной группы, рассматривал суд присяжных. Заседатели признали Дениса Г. виновным в убийствах и каннибализме и суд приговорил его к 22 годам колонии особого режима. В колонии людоед успел отбыть лишь половину срока, после чего получил помилование, после участия в боевых действиях в зоне СВО[4]. Другой пример: жителя Красноярского края - Дмитрия, осудили и отправили в колонию для отбытия наказания, сроком на 21 год, за убийство 2-х ветеранов. Убийство случилось в мае 2013 года. В деревне Песчанка под Красноярском он, с подельником, проник в дом к ветеранам Отечественной войны, украл медали, деньги, после чего они зарезали эту семью. Свою вину они признали. Убийц осудили: 27-летний Дмитрий получил наказание - 21 год колонии строгого режима, а 20-летний Юрий - 16 лет. Также они должны были выплатить моральную компенсацию родственникам погибших в 1,2 миллиона рублей. Оба осужденных не отбыли срок до конца - в 2022 году они заключили контракт из мест лишения свободы, об участие в СВО, сообщают СМИ, со ссылкой на внучку убитых ветеранов. Как женщина утверждала в разговоре с журналистами, Юрий погиб, а Дмитрий вернулся домой и теперь живет рядом с домом, в котором совершил преступление, якобы чувствует себя героем, при этом, Дмитрий ещё не полностью выплатил моральный ущерб и должен 500 тысяч рублей. Также у окружающих имеются опасения, что мужчина вновь может совершить преступление[5].

Имеются в СМИ и примеры негативного восприятия общественности героизации участников СВО, из числа тех ее участников, кто до участия в СВО, совершил тяжкие преступления, так Ветераны МВД потребовали убрать фотографию погибшего на СВО бойца ЧВК «Вагнер» Надира Гизатулли-на мемориальной доски в городе Ипатово Ставропольского края. До участия в военных действиях он сидел в тюрьме за убийство сотрудника полиции. Глава городской администрации получил письмо от представителя совета ветеранов районного ОВД Григория Кожедуба, в котором тот указывает, что фотография убийцы полицейского оскверняет доску с надписью «Погибли, сражаясь за Родину».

5 -о

сз ж

■с

см см

Журналисты рассказали обстоятельства уголовного дела пятилетней давности. 1 апреля 2018 года, Гизатуллин, находясь в нетрезвом состоянии, остановил автомобиль, которым управлял сотрудник МВД Павел П., одетый в гражданское. Адрес Гиза-туллин назвал вымышленный, а прибыв на место, десять раз ударил водителя ножом, убив его. После этого преступник положил труп в багажник, сел за руль и несколько дней передвигался по округе, пока не попал в аварию. Затем он бросил машину и скрылся. Прибывшие инспекторы ДПС обнаружили в багажнике тело убитого человека, которым оказался полицейский. По приговору суда, он отправился в колонию отбывать 19-летний срок заключения, но в 2022 году его завербовали «вагне-ровцы» после чего, убийца был направлен в зону спецоперации. Еще до его гибели, бойца наградили медалью «За отвагу», после чего его портрет разместили на «Аллее славы» [3]. И таких примеров множество.

Анализируя выше приведенные примеры «рецидивов» преступлений и характеристики личностей преступников, а также особенности их поведения, необходимо учитывать, что в случае возвращения из зоны СВО еще хотя бы нескольких десятков граждан, подобных в указанных примерах «специалистов», имеющих стойкую криминальную направленность, но освобожденных от уголовного преследования и мер административного надзора, то возможно прогнозировать ухудшение криминологической обстановки, увеличения динамики совершения преступлений, и как следствие рост социально-экономической напряженности в регионе. При проведении устной консультации в УИС № 11 УФСИН России по М.О. установлено, что из числа осужденных Серпуховским городским судом, к наказаниям не связанным с лишением свободы, в период с 01 января по 01 ноября текущего года, изъявили желание заключить контракт с Мин.Обороны РФ о службе в зоне СВО, лишь 17 человек, что в разы меньше, чем из мест лишения своды, что свидетельствует о приоритете среди заключенных участвовать в СВО именно с целью досрочного освобождения и освобождения от мер изоляции их от общества, в виде содержания в специальных учреждениях, возвращению к привычному образу жизни.

В настоящее время, не только не имеется никакой нормативно-правовой базы в МВД РФ, по указанным направлением деятельности, но и отсутствуют совместные межведомственные приказы между ФСИН России и МВД России по данной проблематике (в отличие от имеющегося совместного приказа между ФСИН РФ и Мин.Обороны РФ, ограниченного допуска к ознакомлению), что не позволяет своевременно сотрудникам уголовного розыска реагировать на изменение численности лиц, ранее судимых и в том числе, рецидивистов, на территории оперативного обслуживания, своевременно проводить мероприятия, направленные на получение упреждающей информации о состоянии преступности, принять профилактические ме-

ры к ее выявлению и нейтрализации, улучшению криминогенной обстановки. Для обеспечения и сохранения указанной вышеуказанной эффективности в предупреждении преступлений, необходимо:

1. Принятие мер, на законодательном уровне РФ, о выработке нормативных актов, направленных на регулирование участия подразделений МВД РФ и в том числе, подразделений уголовного розыска, в критериях отбора лиц, из числа изъявивших желание участвовать в СВО и особенно, из числа заключенных к лишению свободы, за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, рецидивистов;

2. Взаимодействие всего правоохранительного блока РФ (МВД, Прокуратуры, фСб и других ведомств) с Мин.обороны РФ, с Администрациями субъектов РФ, в выработке механизмов реализации набора на службу по контракту в местах проведения боевых действий и в частности СВО, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, относящихся к категории «рецидивист», осуществлению за ними контроля, проведения воспитательной и профилактической работы, как в период службы по контракту, так и после окончания контракта и возвращения в места проживания, после амнистирования.

3. Выработки конкретной методики проведения профилактической работы с заключенными, как перед решением о допуске их к участию в СВО, в период их участия в боевых действиях и/ или службы в зоне СВО, но так и мер профилактического характера после их возвращения из зоны СВО, и отмены их уголовного наказания.

Общеизвестно, что одним из важных факторов улучшения криминологической обстановки на территории оперативного обслуживания, борьбы с преступностью является ее предупреждение. А эффективность деятельности подразделений уголовного розыска в предупреждении преступлений и в том числе рецидивной, существенно влияет на состояние правовой и нравственной атмосферы в обществе, на духовную жизнь людей и взаимоотношения между ними, формирование ценностных ориентаций и воспитание подрастающего поколения, политику и принятие государственных решений, экономическую, финансовую и социальную сферы, повышает авторитет государственной власти и ее законных представителей и в том числе сотрудников ОВД.

Таким образом, от своевременного и «оперативного» решения вопросов связанных с нормативно-правовым и методическим регулированием деятельности ОВД РФ при осуществлении работы с «новым» контингентом, из числа участников боевых действий в зоне СВО, ранее судимых и в том числе за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, лиц, относящихся к категории «рецидивист» и ранее не судимых участников СВО, зависит эффективность работы подразделений уголовного розыска и всего МВД РФ в целом, по предупреждению преступлений, что закономерно будет способствовать улучшению социально-экономической

обстановки в стране, дальнейшему эффективному

построению гражданского общества в России.

Литература

1. Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности: Автореф. дисс. докт. юрид. наук, М., 2001.3.

2. Интернет-СМИ «Газета.ру», https://www.gaze-ta.ru/social/2023/11/21/17899939. shtml? ys-clid=lpl62i6nla673858861

3. Сетевое издание «Vesiskitim», https:// vesiskitim. ru/2023/1 0/1 6/veterany-mvd-trebuiut-ubrat-s-memoriala-foto-vagnerovtsa-ubivshego-politseiskogo-news-sr?ysclid=lpjs19bj88661670287

4. Сетевое издание «Kurer-sreda», https:// kurer-sreda.ru/2023/1 1/23/na-sakhaline-pomilovan-po-svo-prigovorennyi-za-neskolko-ubiistv-i-liudoedstvo-k-22-godam-denis-gorin-gk?ysclid=lpl6j7rfpj128483324

5. Сетевое издание «Проспект Мира», https:// prmira.ru/news/2023-08-11/pod-krasnoyarskom-ubiytsa-semi-veteranov-vov-pouchastvoval-v-svo-i-vyshel-na-svobodu-300995318

6. Материалы уголовного дела № 12301460037000685 СУ УМВД России «Серпуховское», 2023 г.

7. Федеральный закон РФ № 270 от 24 июня 2023 г. "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции"

8. Федеральный закон РФ № 3 от 07.02.2011 г. «О полиции»

9. Федеральный закон РФ № 144 от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности».

SOME ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF PREVENTIVE MEASURES ON PERSONS CLASSIFIED AS "REPEAT OFFENDERS" BY EMPLOYEES OF THE CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Bazhanov R.I.

V. Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

This article discusses some aspects of the preventive impact of employees of the criminal investigation units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on persons classified as "repeat offenders", released from criminal punishment and exempt from administrative supervision measures by police officers, in connection with their conclusion of a contract with representatives of the Ministry of Defense of the Russian Federation on their participation in a special military operation on the territory of Donetsk The Republic, the Luhansk Republic, the Zaporizhia region and the Kherson region, as well as on the territory of the Republic of Ukraine. To date, Federal legislation has not defined an algorithm for the interaction of departments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation with the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation and the Ministry of Finance.The Ministry of Defense of the Russian Federation in activities aimed at carrying out preventive work with persons who have persistent antisocial, criminal attitudes, but in the course of participating in their activities, they also receive special knowledge and skills that can contribute to their even greater propensity to commit crimes, commit recidivism. There are no methodological recommendations in the departments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on work aimed at preventing crimes by these categories of citizens after their return from the area of their detention. In this regard, it is advisable to draw the attention of criminologists and the general public to this issue, discuss it and develop strategies to address the above issues at the legislative level of the Russian Federation.

Keywords: persons released from criminal punishment, persons released from administrative supervision measures, repeat offenders, imprisonment, crime prevention, preventive work, employees of criminal investigation departments.

References

1. Gerasimov S.I. Conceptual foundations and scientific and practical problems of crime prevention: Abstract. diss. doct. Jurid. Sciences, M., 2001.3.

2. Online media"Newspaper.ru", https://www.gazeta.ru/so-cial/2023/11/21/17899939. shtml? ysclid=lpl62i6nla673858861

3. Online publication "Vesiskitim", https://vesiskitim.ru/2023/10/16/ veterany-mvd-trebuiut-ubrat-s-memoriala-foto-vagnerovtsa-ubivshego-politseiskogo-news-sr?ysclid=lpjs19bj88661670287

4. Online publication "Kurer-sreda", https://kurer-sreda. ru/2023/11/23/na-sakhaline-pomilovan-po-svo-prigovorennyi-za-neskolko-ubiistv-i-liudoedstvo-k-22-godam-denis-gorin-gk?ysclid=lpl6j7rfpj128483324

5. The online publication Prospekt Mira, https://prmira. ru/news/2023-08-1 1/pod-krasnoyarskom-ubiytsa-semi-veteranov-vov-pouchastvoval-v-svo-i-vyshel-na-svobodu-300995318

6. Materials of the criminal case No. 12301460037000685 of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Serpukhovskoye", 2023

7. Federal Law of the Russian Federation No. 270 dated June 24, 2023. "On the specifics of criminal liability of persons involved in a special military operation"

8. Federal Law of the Russian Federation No. 3 dated 07.02.2011. "On the Police"

9. Federal Law of the Russian Federation No. 144 dated 08/12/1995 "On operational investigative activities".

C3 ж

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.