Научная статья на тему 'Некоторые аспекты осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности'

Некоторые аспекты осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПЕЦИАЛИСТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / STATE CONTROL OF THE QUALITY AND SAFETY OF MEDICAL CARE / DRAFT / PROFESSIONAL STANDARD / SPECIALIST IN PHYSICAL REHABILITATION / NORMATIVE LEGAL ACTS / CORRUPTION FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономаренко Геннадий Николаевич, Сокуров Андрей Владимирович, Ермоленко Татьяна Валериевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Особое внимание уделено такому важному средству контроля качества и безопасности, как разработка и актуализация профессиональных стандартов. Рассматривается содержание проекта профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации» на соответствие действующему законодательству. Обоснована необходимость коренной переработки данного документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пономаренко Геннадий Николаевич, Сокуров Андрей Владимирович, Ермоленко Татьяна Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF STATE CONTROL OF THE QUALITY AND SAFETY OF MEDICAL CARE

This article covers some aspects of state control of the quality and safety of medical care, particularly development and updating of professional standards. We analyzed the details of the professional standard 'Medical rehabilitation specialist’ and its compliance with current legislation. We also provided a rationale for radical revision of this document.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности»

УДК 616-036.86+ 342.72/.73

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2019 Г.Н. Пономаренко, А.В. Сокуров, Т.В. Ермоленко ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Министерства труда Российской Федерации, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются некоторые аспекты осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Особое внимание уделено такому важному средству контроля качества и безопасности, как разработка и актуализация профессиональных стандартов. Рассматривается содержание проекта профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации» на соответствие действующему законодательству. Обоснована необходимость коренной переработки данного документа.

Ключевые слова: государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проект, профессиональный стандарт, специалист по физической реабилитации, нормативные правовые акты, корруп-циогенные факторы.

Введение. Здоровье каждого гражданина - важнейший элемент системы национального развития любой страны, представляющий и для государства в целом, и для каждого человека в отдельности высшую ценность. В настоящее время сфера здравоохранения подвержена существенным преобразованиям: активно обновляется правовая база, повсеместно внедряется система стандартизации медицинских услуг, постепенно совершенствуются модели финансового обеспечения медицинской помощи и многое другое. Именно в этих условиях защита прав и законных интересов пациента в системе здравоохранения предполагает обеспечение действенного и эффективного контроля в сфере охраны здоровья граждан [1, 2, 3].

В настоящее время вопросы организации контроля в сфере охраны здоровья регламентируются главой 12 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4]. Согласно статьи 85 названного Закона одним из элементов контроля в сфере охраны здоровья является контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Статья 2 этого же нормативного документа определяет качество медицинской помощи как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Повышение качества медицинской помощи является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере здравоохранения [1]. На выполнение этой задачи направлен государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, который осуществляется, в том числе, путём проведения проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, лицензионных требований.

Контроль является компонентом управленческого цикла и неотъемлемой частью системы управления качеством и безопасностью медицинской помощи [1], создание которой предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [5].

Задачами государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения обязательных требований [6].

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает в себя, в том числе, осуществление лицензирования медицинской деятельности [4, 6].

К числу лицензионных требований, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие у работников медицинской организации высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста [7].

Одним из механизмов реализации данного направления является разработка профессиональных стандартов медицинских и немедицинских специалистов.

В настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Специалист по физической реабилитации». Однако, проект данного документа, изложенный на 50 листах компьютерного набора, содержит нарушения федерального законодательства и действующих нормативных правовых актов. В частности, Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ в пункте 2 статьи 1 приводит перечень факторов, которые законодатель относит к коррупциогенным. В их число входят положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции [8].

Выявление и устранение коорупциогенных факторов можно отнести к числу важнейших задач при разработке профессиональных стандартов.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5] совершенствуется национальная система квалификаций, разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты, создаётся и развивается система оценки профессиональных качеств работников.

Данные мероприятия позволят реформировать систему профессионального образования всех уровней, развить систему непрерывного профессионального образования, систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учётом определения государственных приоритетов развития экономики [5].

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 [9] было предписано Правительству Российской Федерации подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Этим же актом планировалось утвердить

до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов, а к 2015 году разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 [10] в статье 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации определены понятия квалификации работника и профессионального стандарта, в статье 195.2. установлен порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а в статье 195.3. разъяснён порядок их применения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 [11] были утверждены Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями [12] по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта [13] и уровнями квалификаций [14].

В настоящее время в интересах системы здравоохранения принято 60 профессиональных стандартов [15]. Поэтому работа по разработке проектов данных документов для специалистов, оказывающих медицинскую помощь населению, не закончена до настоящего времени.

Общероссийская общественная организация содействия развитию медицинской реабилитологии «Союз реабилитологов России» (г. Москва) выступила в качестве ответственной организации-разработчика проекта профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации». Ранее специалистами данной организации был подготовлен проект профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации». Научные работники Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта приняли активное участие в обсуждении проекта данного документа. Неоднократно в адрес должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации направлялись информационные справки, содержащие конкретные замечания. В научных журналах и сборниках научных конференций опубликован ряд работ, посвящённых данному профессиональному стандарту [16-19]. Однако, несмотря на предпринятые усилия, приказом Минтруда России от 03.09.2018 № 572н профессиональный стандарт «Специалист по медицинской реабилитации» был утверждён [20].

Проект профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации», как и ранее актуализированный профессиональный стандарт, размещён на официальном сайте Общероссийской общественной организации содействия развитию медицинской реабилитологии «Союз реабилитологов России» (г. Москва) [21].

Целью нашего исследования является изучение проекта профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации» на соответствие действующему законодательству и наличие коррупциогенных факторов. Данное исследование проводится в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5], в соответствии с которой готовящиеся проекты нормативных правовых актов должны проходить общественную экспертизу.

Материалы и методы. В ходе исследования изучены и проанализированы действующие нормативные правовые акты федерального уровня, а также проект профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации».

Методологическую основу работы составил ряд подходов и приёмов изучения различных видов общественных отношений: организационно-правовой, организационно-методический, комплексный, системный. Применён комплекс общенаучных методов:

аналитический, сравнительный, а также специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой; способы толкования права (логический, системный, исторический, функциональный).

Результаты. Анализ проекта профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации» проводился научными работниками Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта с февраля 2019 года по настоящее время.

Пункт 14 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 [22], гласит, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям проект профессионального стандарта, информацию о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для проведения экспертизы.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 [23] утверждает Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Помимо Министерства юстиции Российской Федерации к проведению экспертизы могут быть привлечены юридические и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Пункт 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 [23], гласит, что для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

Поэтому каждая составная часть проекта профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации» были подвергнуты анализу на предмет наличия коррупциоген-ных факторов.

Законодателем определён круг факторов, которые можно отнести к коррупциогенным. К их числу относятся неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям [8].

Пункт 4 Методики [23] детализирует перечень вышеуказанных коррупциогенных факторов. Прежде всего, это наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, а также юридико-лингвистическая неопределённость, то есть употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Пунктом 4 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318 [24], в качестве цели оценки регулирующего воздействия проектов актов определено выявление положений, вводящих избыточные обязан-

ности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, пункт 9 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 [25], определяет, что подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен не только на соответствие законодательству Российской Федерации, но и правилам русского языка.

Проведённый анализ проекта профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации» показал, что данный документ является продуктом коллективной деятельности работодателей, их объединений, профессиональных сообществ и союзов, федеральных и региональных органов исполнительной власти, образовательных организаций, что соответствует пункту 3 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов [11].

Однако данный документ получился очень громоздким, кратно превышающим по своему объёму действующие профессиональные стандарты врачей-специалистов (например, врача-педиатра участкового, врача-лечебника (врача-терапевта участкового), врача-оториноларинголога, врача-стоматолога, врача-офтальмолога) [15]. Данное обстоятельство делает этот документ трудно применимым на практике.

Основная цель профессиональной деятельности не содержит запрограммированный результат, предмет и объект воздействия. В цели нет краткого описания вида профессиональной деятельности.

Уровни квалификации, определенные в проекте профессионального стандарта, противоречат положениям приказа Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [14].

Формулировки подраздела «Отнесение к видам экономической деятельности» раздела I «Общие сведения» противоречит положениям Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утверждённого приказом Росстандарта России от 31.01.2014 № 14-ст [26].

Проект содержит большое количество стилистических, орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок, что противоречит пункту 9 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 [25].

Проект профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации» содержит коррупциогенные факторы [23], к которым относятся неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

Как вытекает из формулировки основной цели профессиональной деятельности, специалист должен уметь оценивать физическое развитие, заниматься профилактикой и выявлением двигательных нарушений и мобильности организма человека и последовавших за ними ограничений жизнедеятельности, в процессе развития, вследствие заболеваний и (или) состояний; развивать, сохранять и восстанавливать двигательные и иные функции пациентов с указанными ограничениями и нарушениями средствами физической реабилитации. И не только

взрослых, но и детей. Однако, как показывает не только отечественный, но и зарубежный опыт, таких специалистов не существует.

Создаётся впечатление, что при формулировании обобщённых трудовых функций авторы данного документа предлагают специалисту по физической реабилитации владеть в полном объёме методиками исследования жизнедеятельности пациентов. К их числу относят методики, применяемые психологами другими специалистами, и выполнять их функции. Например, обосновывать и осуществлять планирование объёма дополнительных инструментальных исследований, интерпретировать и осуществлять анализ результатов дополнительного инструментального исследования, обосновывать и осуществлять планирование объема дополнительного лабораторного обследования, интерпретировать и осуществлять анализ результатов дополнительного лабораторного обследования, интерпретировать предоставленные направляющим на физическую реабилитацию врачом данные дополнительного лабораторного, лучевого, электрофизиологического, функционального обследования пациентов с патологией и нарушениями функций, по поводу которых пациент направлен на реабилитацию, с учетом всех сопутствующих в данный момент заболеваний выявление отклонений в физическом и психомоторном развитии и (или) состоянии пациентов различных групп здоровья и инвалидов и т.д. Всё это специалист по физической реабилитации также должен осуществлять и в отношении детей от момента их рождения до достижения ими возраста 3-х лет.

Ряд трудовых действий (например, выявление отклонений в психомоторном развитии ребенка от момента его рождения до достижения им возраста 3-х лет, участие в определении и подборе технических средств реабилитации и др.), противоречит пункту 1 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4], статье 11.1. Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [27] и входит в трудовые функции профессиональных стандартов других специалистов, утверждённых приказами Минтруда России.

Требования к специалисту по физической реабилитации иначе, чем трудновыполнимые и обременительные не назовёшь.

В описании ряда трудовых действий идет ссылка на порядки оказания медицинской помощи, что при немедицинских специальностях противоречит ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4].

Проекту данного документа присуща юридико-лингвистическая неопределённость. В частности, понятие «реабилитационная медицинская помощь» не имеет правовой основы, так как мероприятия по медицинской реабилитации проводят врачи-специалисты разных специальностей. Понятие «реабилитационный диагноз» не определён нормативными правовыми актами. Данное словосочетание в качестве термина встречается только в п. 9 и приложениях № 7 и № 13 Порядка, утверждённого Приказом Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н [28] без определения его содержания. Статус мультидисциплинарной команды не определен документами Минздрава России. Данные функции в Российской Федерации в соответствии со статьёй 70 Федерального закона от 21.11.2011 № З23-Ф3 выполняет лечащий врач [4].

В рамках обобщённой трудовых функций в качестве возможных наименований должностей, профессий указан специалист по физической реабилитации. Однако федеральные государственные образовательные стандарты, номенклатура специальностей, классификатор и программы

дополнительного образования специальность «Специалист по физической реабилитации» не содержат.

Уровень квалификации специалиста, обозначенный в проекте профессионального стандарта специалиста по физической реабилитации, противоречит пп. 6 и 7 раздела II приказа Минтруда России от 12.04.2013 № 148н [14].

Требования к образованию и обучению в проекте профессионального обучения «Специалист по физической реабилитации» противоречат приказам Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 [29] и Минздрава России от 08.10.2015 № 707н [30].

Проект профессионального стандарта в разделе «Требования к образованию и обучению» содержит специальность «Специалист по физической реабилитации», которая отсутствует в перечне профессий, специальностей и направлений подготовки, Порядок формирования которых утверждён приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1059 [31]; между тем согласно п. 3. данного Порядка «внесение изменений в перечни осуществляется после принятия Минобрнауки соответствующего федерального государственного образовательного стандарта», который отсутствует.

В качестве адресата получателя медицинской помощи указаны больные и инвалиды, что противоречит пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ [4].

Проведение обследования и лечения пациентов любого возраста также противоречит требованиям действующего законодательства [32-34].

Формулирование трудовых функций специалиста по физической реабилитации во многом сходны с формулировками ранее принятых профессиональных стандартов, что противоречит требованию относительной автономности (завершённости) части профессиональной деятельности.

Пункт 21 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утверждённого Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н [35], прямо указывает, что оценка результатов проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном проведении медико-социальной экспертизы инвалида (ребенка-инвалида) и заносится в протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.

Контроль эффективности выполнения этих программ описан в трудовых функциях, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе» [36]. В рамках трудовой функции А/01.6 профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» [37] в качестве необходимых умений указана оценка реабилитационных мероприятий.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утверждённый Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н [35], врачи по медико-социальной экспертизе определяют перечень реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично)

утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учётом его потребностей.

Трудовые действия в рамках трудовой функции B/02.7 (например, обучение самостоятельному применению технических средств реабилитации, отдельных техник массажа, физических упражнений) обязаны выполнять специалисты со средним медицинским или иным образованием.

Изучение текста проекта профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации» показало, что авторы этого документа не знакомы с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Практически во всех местах, где идет ссылка на МКФ, она некорректна.

Ни одна классификация, в том числе и МКФ, не раскрывает алгоритм обследования, лечения пациентов. Для этих целей необходимо использовать методики, связанные с классификацией. Эти методики и их соответствие степени выраженности нарушения отдельным категориям функций, структур, жизнедеятельности, факторам окружающей среды, в конечном итоге, позволяют создать категориальный профиль реабилитируемого, поставить цель реабилитации, подобрать соответствующие мероприятия, провести воздействие, оценить результат воздействия.

Для целей реабилитации целесообразно и даже необходимо применять МКФ, однако сама по себе МКФ не может подменить комплекс связанных с ней методик и технологий и требует мультидисциплинарного подхода, адекватного применения её инструментов специалистом по физической реабилитации.

Заключение. Первоочередными мерами, способствующими совершенствованию и повышению эффективности государственного контроля качества и безопасности оказания медицинской помощи, должны стать: обеспечение исключения случаев незаконного амнистирования при выявлении несоблюдения проверяемыми субъектами лицензионных требований; привлечение к контрольным мероприятиям лицензирующих органов с целью принятия последними соответствующих мер воздействия.

Особое внимание следует уделять разработке и актуализации профессиональных стандартов работников медицинских организаций, в частности, профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации».

Как видно из представленных выше материалов, вышеупомянутый проект профессионального стандарта содержит нарушения федерального законодательства и действующих нормативных правовых актов. Требуется существенная переработка данного проекта профессионального стандарта. Это будет содействовать формированию национальной квалификационной структуры с учётом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновлению государственных образовательных стандартов и модернизации программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры. В конечном итоге это приведёт к повышению качества подготовки кадров медицинских организаций и оказываемой медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ерохина, Т.В. К вопросу о государственном контроле качества и безопасности медицинской помощи / Т.В. Ерохина // Медицинское право. - 2015. - № 2. - С. 26-30.

2 Крюков Н.Н. Настольная книга терапевта (диагностический справочник) / Н.Н. Крюков, М.А. Качковский, А.Ф. Вербовой, С.А. Бабанов. - М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 672 с.

3 Лысов Н.А. Профессиональный отбор среднего медицинского персонала в ЛПУ госпитального типа на основе психодиагностики по методике Кеттела / Н.А. Лысов, О.П. Пензина, И.О. Прохоренко, А.А. Супильни-ков, А.А. Девяткин // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 10-3. - С. 524-528.

4 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.05.2019). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152 (ред. от 30.11.2018) «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (ред. от 08.12.2016) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

8 Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

9 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

10 Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

11 Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 (ред. от 29.11.2018) «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

12 Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

13 Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н (ред. от 29.09.2014) «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2013 № 28489). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

14 Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

15 Справочная информация: «Профессиональные стандарты» (Материал подготовлен специалистами Консультант-Плюс). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

16 Пономаренко Г.Н. Об одном из направлений повышения качества медицинской реабилитации / Г.Н. Поно-маренко, А.В. Сокуров, Т.В. Ермоленко // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач, здоровье. - 2018. - № 2 (32). - С. 125-135.

17 Пономаренко Г.Н. Разработка профессионального стандарт «Специалист по медицинской реабилитации» как один из аспектов улучшения качества оказания медицинской помощи / Г.Н. Пономаренко, А.В. Сокуров, А.А. Свинцов, Т.В. Ермоленко // Многопрофильная клиника XXI века. Инновации в медицине. - Мат. меж-дунар. научн. конгр. - СПб.: ВЦЭРМ МЧС России, 2018. - С. 166-168.

18 Пономаренко Г.Н. Проект профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» в свете федерального законодательства / Г.Н. Пономаренко, А.В. Сокуров, А.А. Свинцов, Т.В. Ермоленко // Международный научный форум по физической и реабилитационной медицине (к 30-летию санатория «Белые ночи»): сборник материалов конгресса. - СПб.: СОГАЗ, 2018. - С. 101-102.

19 Пономаренко Г.Н. Соответствие проекта профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» федеральному законодательству / Г.Н. Пономаренко, А.В. Сокуров, А.А. Свинцов, Т.В. Ер-

моленко // Технологии реабилитации: наука и практика. - Мат. междунар. научн. конф. - СПб.: ФНЦРИ, 2018. - С. 60-61.

20 Приказ Минтруда России от 03.09.2018 № 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2018 № 52162). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

21 Официальный сайт Общероссийской общественной организации содействия развитию медицинской реаби-литологии «Союз реабилитологов России» (г. Москва). URL: https://rehabrus.ru/materialyi/professionalnyie-standartyi/ (дата обращения: 22.05.2019).

22 Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 (ред. от 29.11.2018) «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

23 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

24 Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318 (ред. от 02.03.2019) «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

25 Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 02.02.2019) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

26 «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 20.02.2019). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

27 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

28 Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2013 № 27276). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

29 Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (ред. от 23.03.2018) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013 № 30163). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (ред. от 15.06.2017) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2015 № 39438). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

31 Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1059 (ред. от 18.12.2013) «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2013 № 30088). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

32 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (ред. от 09.04.2018) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 № 18247). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

33 Приказ Минтруда России от 27.03.2017 № 306н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2017 № 46397). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

34 Приказ Минтруда России от 21.03.2017 № 293н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2017 № 46293). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

35 Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н (ред. от 04.04.2019) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 № 47579). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

36 Приказ Минтруда России от 05.12.2013 № 715н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медико-социальной экспертизе» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30942). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

37 Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 681н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 № 30658). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

Рукопись получена: 30 мая 2019 г. Принята к публикации: 10 июня 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.