Научная статья на тему 'Некоторые аспекты оперативного сопровождения рассмотрения уголовного дела в суде'

Некоторые аспекты оперативного сопровождения рассмотрения уголовного дела в суде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
993
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты оперативного сопровождения рассмотрения уголовного дела в суде»

ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

№ 1

5.19. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СУДЕ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Кухта А.А., к.ю.н., начальник Новороссийского УВДт

Абдуллаев Я. Д., соискатель кафедры оперативной

работы ОВД Нижегородской академии МВД России

В данной статье мы рассмотрим некоторые аспекты взаимодействия органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность и государственного обвинителя при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции.

1.На стороне обвинения лежит обязанность представить суду доказательства, полученные в ходе досудебного производства, которыми подтверждается обоснованность и законность обвинения. Сделано это должно быть в форме, исключающей разумные, неустранимые сомнения у судьи (присяжного) в достоверности представленных доказательств виновности подсудимого. Вся «черновая работа» по подготовке свидетеля к даче показаний в суде должна быть проделана обвинением в тесном взаимодействии с оперативными службами. Укреплять доказательства обвинения можно и нужно оперативными средствами.

Сотрудники оперативно-розыскных аппаратов могут быть привлечены для оказания содействия в подготовке к проведению в суде свидетельствования, а также других следственных действий - опознании, следственном эксперименте, осмотре помещения, местности и пр. Особенно актуально это при проведении допроса того или иного участника процесса в условиях неразглашения данных о его личности и отсутствия его визуального наблюдения.

2. Важнейший участок работы с доказательствами в суде - это легализация данных, полученных, оперативно-розыскным путем в стадии судебного разбирательства. На практике достаточно редки случаи, когда прокуратура представляет уже на стадии судебного разбирательства те данные, которые были получены в ходе ОРД. Как правило, они легализуются на стадии предварительного расследования. Однако иногда происходит и так, что прокурор в суде заявляет ходатайство о допросе нового свидетеля обвинения или о приобщении иных материалов к делу. При всей спорности подобного тактического маневра обвинительной власти, он иногда проходит, и суды удовлетворяют такого рода ходатайства. Полагаем, что прокурорам надо шире использовать возможность, представляемую ч. 4 ст. 271 УПК РФ. Иными словами приберегать ключевых свидетелей обвинения до решающего этапа и заявлять ходатайство о допросе в качестве свидетеля лица, явившегося в судебное заседание. Задача оперативного сопровождения в подобной ситуации должна сводиться к тому, чтобы сформулировать убе-

дительную легенду, почему данный свидетель не был допрошен на предварительном расследовании и не был включен в список свидетелей обвинения и почему он появился именно сейчас. В случае необходимости ее надо поддержать соответствующими материалами, которые представлять суду (например, свидетельствующими о том, что о важном свидетеле стало известно только что).

Особый интерес представляет проблема легализации в ходе судебного следствия данных, добытых оперативно-розыскным путем, посредством проведения следственных действий в судебном заседании. Так, весьма часто возникает необходимость в допросе работников, проводивших оперативные мероприятия, оглашении документов, в которых фиксировались результаты оперативно-розыскных мероприятий.

Как показывает опыт, в суде присяжных очень важна демонстрационная составляющая при предъявлении доказательств - вещественных доказательств, просмотра видеозаписи, звукозаписи, но также и при даче показаний. Присяжным надо показать прибор в действии, объяснить его характеристики и возможности, прокомментировать результаты его применения после того, как они будут продемонстрированы в судебном заседании. Важно, чтобы при этом работник оперативно-технического подразделения выглядел беспристрастным, искренним, непредвзятым человеком, профессионалом своего дела.

Значит, элементом оперативного сопровождения поддержания государственного обвинения в суде является подготовка и представление в суде тех оперативных работников, которые получали информацию по делу при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

3. Защита свидетелей обвинения, потерпевших и других лиц, чьи показания представляются прокуратурой в суде в качестве доказательств - это еще одно направление взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и прокуроров.

При подготовке к судебному заседанию и в ходе судебного разбирательства должны быть приняты все необходимые меры по сохранению доказательств обвинения, подлежащих представлению. В числе прочего, здесь имеется в виду и такая проблема как подготовка к даче показаний в суде свидетелей, экспертов, специалистов обвинения. Оперативные сотрудники могут оказать помощь прокурору в получении информации о личности, связях этих лиц. Они могут провести профилактические мероприятия, направленные на то, чтобы у них не возникло желание уклониться от дачи показаний или изменить их в сторону защиты.

Помимо вопросов, решаемых в рамках Федерального закона от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»1 (а многие из них должны решаться во взаимодействии прокуратуры с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность), существует целый комплекс проблем организационного, психологического характера: как доставить, где разместить этих людей, как оградить от нежелательных контактов в здании суда и т.п. Прокурору этим некогда заниматься. Поэтому помощь обви-

1 См.: СЗ РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3534; 2005. - № 1. - Ст. 25; РГ. -2007. - 1 авг.

Кухта А.А., Абдуллаев Я.Д.

СОПРОВОЖДЕНИЕ РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

нению в организации представления доказательств в суде есть существенный момент взаимодействия прокуратуры и оперативных органов.

4. Защита судей, присяжных, прокурора. Опять же акцент сделаем не на общеизвестных вещах, вытекающих из законодательства, регламентирующего статус судьи и прокурора и порождающие соответствующие обязанности у специальных органов, а на том, какие существенные проблемы появляются в связи с функционированием суда присяжных.

В частности, обязанность оперативных служб состоит в том, чтобы помочь прокурору в отборе присяжных; вовремя информировать о таких качествах кандидата в присяжные, которые представляют потенциальную опасность для обвинения, для беспристрастной оценки доказательств. Взаимодействие с прокурором на этапе формирования состава присяжных оперативники должно исключить попадание в число присяжных людей, утаивающих о себе данные о судимости или других конфликтах с законам, расположенных в пользу подсудимого в силу знакомства с ним, наличия деловых, близких отношений и прочих отношений с потерпевшим или обвиняемым. Полезной может оказаться проверка кандидатов в присяжные по спецучетам, которые ведутся в органах внутренних дел.

5. Еще одним актуальным моментом оперативного сопровождения государственного обвинения является пресечение незаконного, но также, впрочем, и любого другого давления на свидетелей обвинения. Адвокаты имеют право проводить опрос лица, допрошенного в качестве свидетеля. Иногда последствия такого опроса сказываются на показаниях этого свидетеля в суде. Можно ли стороне обвинения безучастно относиться к

этому? Ответ очевиден - нет. В отношении ключевых свидетелей обвинения должны быть предприняты меры, исключающие какое бы то ни было влияние на них со стороны противника, хотя бы угрозы безопасности их и не было. При выявлении оперативным путем угрозы, следует немедленно принимать меры, предусмотренные: ст. 11 (ч. 3); ст. 166 (ч. 9); ст. 186 (ч. 2); ст. 193 (ч. 8); ст. 241 (ч. 2) п. 4; ст. 278 (ч. 5) УПК РФ по защите свидетелей, экспертов, потерпевших и других участников от незаконного воздействия на них противной стороны.

6. Так называемая «сделка с правосудием», может иметь место и в ходе обычного порядка судебного разбирательства. Стороны могут заключить соглашение между собой о признании каких-то фактов подсудимым в обмен на то, что прокурор изменит в сторону смягчения обвинение или вообще откажется от поддержания государственного обвинения в отношении данного подсудимого. Мы знаем несколько такого рода фактов, и расцениваем их положительно, поскольку они служат интересам правосудия. Важную роль в заключении такого рода сделок могут сыграть оперуполномоченные (и другие работники криминальной милиции), используя оперативные методы для склонения сторону обвинения к сделке.

Таким образом, предлагаемая концепция оперативного сопровождения выступает апологией наступа-тельности действий органов обвинительной власти, в лице прокуратуры, оперативно-розыскных органов, на судебном фронте. Взаимодействие органов обвинительной власти и органов, осуществляющих ОРД, должно быть не только в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, но и в судебных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.