Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ КПСС В ТАДЖИКИСТАНЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ КПСС В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗМ / КОЛХОЗ / СОВХОЗ / ТРАКТОР / КОМБАЙН / ЗЕМЛЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хакназаров Абдуназар, Мусоев Алишер Карабоевич

Цель статьи заключается в отражении некоторых негативных и положительных последствий аграрной политики Коммунистической партии и Правительства Советского Союза в Таджикистане. Учет этих явлений в перспективном плане для обеспечения продовольственной безопасности суверенного Таджикистана имеет большое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME INFORMATION ON AGRARIAN POLICY OF THE COMMUNIST PARTY OF THE SOVIET UNION (CPSU) IN TAJIKISTAN

The purpose of the article is to show some of the negative and positive effects of Agrarian Policy of the Communist Party of the Soviet Union and the Government of Tajikistan. Accounting for these effects in the long-term plan to ensure food security of the sovereign Tajikistan are of great importance

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ КПСС В ТАДЖИКИСТАНЕ»

6. Хайдаров Р.Д. Влияние глобализации на процесс формирования внешней политики РТ // Таджикистан и современный мир.- Душанбе,2006. - №2. - С. 45-50.

7. Хунбинь У. Путь по неровной дороге // Вечерний Душанбе. - 2005. - 11 марта.

8. Текущий архив министерства культуры РТ. Отдел внешних связей // Папка ШОС. Отчеты за 2005-2011 гг., л.41.

9. Эльбаум Г. Нас сближает кино // Дусти, апрель-июнь. - 2004. - С. 17-18.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ

ШОС В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

В статье отражена интеграция Республики Таджикистан в мировое культурное пространство. Рассматривается взаимодействие государств-членов ШОС в гуманитарных сферах. Отражены формы сотрудничества Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики в области культуры. Автор отмечает, что поддержка постоянных контактов и интенсивный культурный обмен государств- членов - ШОС стимулировали растущее взаимодействие государств в культурной сфере. В заключении статьи автор делает вывод, что динамичное развитие государств членов ШОС в области культуры положительно сказывается на развитии их отношений.

Ключевые слова: культура, выставки, фестивали, творчество, взаимодействие, сотрудничество, декада, образование.

INTERACTION OF TAJIKISTAN WITH MEMBER STATES OF SHANGHAI COOPERATION

ORGANIZATION IN HUMANITARIAN SPHERE This article views integration of Tajikistan in the world cultural community. It studies cooperation of the states members of SCO and also forms of relations of Tajikistan with China. Author states that "Permanent cooperation and intensive cultural exchange of the states-members of SHOC stimulated constructive relationship of the states in humanitarian fields. In conclusion of the article, author made a final decision that dynamic development of the states-members of SCO in the cultural fields is positively impacts on the development of their cooperation.

Keywords: culture, exhibitions, festivals, creativity, collaboration and cooperation, decade, education.

Сведения об авторе: Алиева Рафоат Рашидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции, e- mail: rafoat50@mail.ru

About author: Alieva Rafoat, PhD of historical science, Associate Professor of the chair of general subjects, Institute of Economy and Trade of the Tajik State University of Commerce

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ КПСС В

ТАДЖИКИСТАНЕ

Хакназаров А., Мусоев А. К.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Стратегической интерес Коммунистической партии Советского Союза к Средней Азии, как и царского самодержавия, проявился в использовании ее природно-климатического потенциала для развития промышленности России. Царское правительство, с целью завоевания сырьевой зависимости промышленности страны, в регионе построило железные дороги, банковские отделы, землю объявило собственностью России и на ней налаживало выращивание хлопка, фруктов, винограда, тонкорунных смушек и т. д.

Образованное в 1895 г. «Земельное общество», вплотную занялось районированием новых американских сортов хлопчатника, плодоносных фруктовых деревьев, виноградников и тонкорунных овец, от которых можно было получить высококачественное сырье. Все это в природных условиях долины Таджикистана оказалось довольно плодоносным. Промышленные круги России в 1900 г. заключили договор с эмиром Бухары о том, чтобы до 1916 г. проводить ирригационные работы и освоить пустующие земли Вахшской долины и Куляба. К 1915 г. русским

концессионерам было передано в Курган-Тюбе - 65, Кабадияне - 10 и в Айвадже - 5 тыс. десятин годных для орошения земель [5, с. 147]. Но, как выяснилось позже, они, не проводя никаких мелиоративных работ, использовали готовые мелиорированные земли. На этих землях были разведены плантации по выращиванию американских сортов хлопчатника.

Русские большевики в регионе осуществляли геополитические и экономические интересы, редким, небывалым в истории человечества, заманчивым способом -народовластием и общенародной, социалистической формой производства. С каждой Советской республикой в отдельности, соответственно с их запасами природных богатств и экономическими условиями, установили экономическое сотрудничество и формальными соглашениями определили их задачу в строительстве общего социалистического хозяйства.

В таком порядке экономическое взаимоотношение Таджикистана и СССР состояло в следующем: «участвовать в индустриализации союзной промышленности», и это участие должно было проходить «по линии форсирования производства технического сырья, главным образом, хлопка». [3, с. 2] Эта стратегическая линия выражалась в мобилизации Таджикской ССР на борьбу за хлопковую независимость СССР, которая в общем порядке была заложена в решениях ЦК ВКП (б) и ВЦИК СССР, принятых в свете XIV (1925г.), XV (1927 г.) и последующих съездов партии.

Для достижения этой цели, летом 1925 г. Среднеазиатское управление водного хозяйства направило в Таджикистан специальную изыскательную партию для изучения состояния ирригационных сооружений республики и подготовки конкретных предложений по их реконструкции. На восстановление вышедших из строя ирригационных сетей были выделены средства на 71 287 руб. из бюджета Таджикистана. ЦИК Таджикской АССР для рационального использования земель учредил ирригационный и мелиоративный комитет [6, с. 422].

В июне 1926 г. ЦИК Таджикской АССР специальным указом образовал Главное управление водного хозяйства Таджикской АССР (Водхоз) и для развития ирригации выделил 504 тыс. руб. [6, с. 423].

В 1926 г. в Таджикистане было образовано также Среднеазиатское экономическое бюро по делам Таджикистана, сотрудники которого занимались размещением природных богатств, земель, пригодных для орошения, людских резервов и принимали необходимые меры для решения проблем по развитию аграрного сектора, в том числе по созданию предприятий, перерабатывающих производимую продукцию.

После образования в 1929 г. Таджикской ССР началась полоса тотального изучения производительных сил республики. Академия наук СССР в зонах Таджикистана организовала стационарные научные ячейки, а в 1929-1930 гг. памирские и другие экспедиции в различных районах, результаты работы которых обобщила Первая конференция по изучению производительных сил Таджикистана, проведенная в апреле 1933 г. АН СССР совместно с Правительством республики в г. Ленинграде [1, с. 27-28].

Конференция в основных чертах определила географию производительных сил республики, проблемы их размещения и использования. Но особое внимание уделила сельскому хозяйству, которое уже охватывало 50% населения в форме колхозного производства [12, с. 9].

Акклиматизация египетского хлопчатника в Вахшской долине коренным образом изменила всю основу сельского хозяйства, выдвинула задачу применения индустриальных и химических методов производства.

Подведя итоги конференции, ее председатель академик А. Ферсман отметил: «Здесь не может быть самостоятельных и независимых отдельных частей, здесь все объединяется в единый комбинат: хлопковое поле тесно связывается с индустриализацией страны, горная промышленность переплетается с энергетикой, энергетика с ирригацией, а продукция промышленности снова возвращается на хлопковое поле в виде удобрения» [12, с. 34].

Сбором и поставкой в центр хлопка-сырца и других видов выращенного крестьянами урожая занимался «Таджикглавхлопком». Это учреждение в 1928 г. организовало хлопковую кооперацию и государственной контрактацией через него было охвачено 100% заготовок хлопка-сырца, 68% - каракуля, 67% - пушнины, 20% -шерсти, 19% - крупного и 43% - мелкого кожсырья, более 50% заготовок сухофруктов и

т.д. [11, с.178]. В последующие годы после коллективизации дехкан в колхозы и совхозы, вся производимая ими продукция , согласно производственным планам, сдавались в коопторг по установленной государством цене. А промышленные товары в государственных магазинах продавались по десятикратной высокой цене. Например, в кооперативном секторе цена 1 кг помидор, картошки, лука, капусты была 10-18 коп., а в государственном секторе простой кухонный нож или ножницы стоили 2-3 руб. Советское государство за 1кг хлопка 1-го сорта давало колхозам 1 рубль, 2-го сорта - 80 копеек и 3-го сорта - 75 копеек, а государственная цена метра ткани, изготовленного из 1 кг хлопкового волокна 2-3 сорта, составляла 1,5-2 руб., 1 мужская сорочка стоила 1520 руб. Шерстяной костюм стоил 50 - 80 руб., пальто до 100 руб., когда государство покупало шерсть у сельских хозяйств по 5 руб. за кг.

Основная отрасль экономики Таджикистана хлопководство в годы Советской власти развивалось с рекордной скоростью. Ее валовой сбор в 1924-1983 гг. увеличился с 8,4 тыс. до 880,5 тыс. тонн, в 1980 г. было произведено 1010,7 тыс. тонн. [13, с. 127].

В 80-е годы среднегодовой сбор хлопка составлял 900 тыс. тонн. Каждая тонна давала 2,240 м ткани, 245 кг семян, 86 кг шелухи, несколько кг масла. Выручка, полученная от производства из хлопкового волокна материала (по 1,5 руб. в среднем), 1 млрд. руб. [14, с. 11] поступала в фонд легкой промышленности России. Таджикистану Центральное Правительство, в виде «благодарности», в 1976-1990 гг. ассигновало на душу населения по 3 071 руб., когда по Союзу эта сумма в среднем составляла -9 089 и в РСФСР - 11 072 руб. [9, с. 67].

В первоначальной теории строительства социализма на селе колхозная форма хозяйствования не обозначена, она насаждалась сверху, по воле ЦК ВКП(б) в 1927-1929 гг. В теории коллективизации крестьян речь шла о сельскохозяйственной кооперации на добровольных началах и советских хозяйствах («совхозах»). Но ЦК ВКП(б) организацию колхозов для сбора у крестьян производимого урожая по дешевой цене, чем ее стоимость на международном рынке, считал более эффективной.

Колхозное строительство в Таджикистане началось с 1929 г., когда был введен обязательный плановый порядок производства и строжайшее его соблюдение. В связи с этим, оно осуществлялось принудительно, расторопно и жестоко. Крестьяне Таджикистана, кроме того, как по всему Союзу, сдали свое имущество колхозам и стали нищими, да еще и были лишены элементарных гражданских прав. До 1959 г. они не имели документов, подтверждающих их гражданство, не получали пособий по старости и инвалидности. Колхозы даже до 1965 г. не имели своих фондов, их доходы безмерно и расточительно расходовали в строительстве государственных учреждений: больниц, школ, казарм, жилья для учителей, приезжих военных и других специалистов. Широко использовали дешевый и порой бесплатный труд крестьян в строительстве грандиозных объектов: Вахшского, Ферганского, Гиссарскогох, Рохатинского магистральных каналов, сотни тыс.км автомобильных и железных дорог, 3-х Варзобских ГЭС , 5-ти ГЭС на реке Вахш, Кайракумской ГЭС, и введение в сельхозпроизводство более 34,4 тыс. га новых земель [13, с. 11].

После того, как колхозы своими силами и средствами завершили освоение земель и подняли сельское хозяйство, в 50-е годы XX в. КПСС приняла другое выгодное Советскому государству решение: укрупнить колхозы, и реорганизовывать их в совхозы. В связи с этим, количество колхозов за 1940-1980 гг. уменьшилось с 3 093 до 158, а количество совхозов выросло с 21 до 284 единиц. [7, с. 104]. Теперь более 60% сельских хозяйств и производимое в них сырье в Таджикистане принадлежали государству.

Интенсивная эксплуатация Таджикистана Советским государством проявилось параллельно по двум направлениям: а) в расточительном использовании его водных и гидроэнергетических ресурсов; б) в поставке по довольно высокой цене, не имевшей на мировом рынке спроса по качеству, техники и оборудования. Так, с 1960 до конца 1983 г. машинно-технический парк сельского хозяйства пополнился тракторами и комбайнами с 11 098 до 33 519 единиц. Количество зерноуборочных комбайнов на 100 га зерновых (без кукурузы) увеличивалось соответственно 2,5-8,9 единиц. К концу 1983 г. в сельском хозяйстве имелось свыше 33 тыс. тракторов, более 4 тыс. хлопкоуборочных машин и много другой техники. [13, с. 9]. Количество поставленных минеральных удобрений, цена которых регулярно повышалась, в тоннах счета не имело.

В Таджикистане земля в основном была неровная и каменистая. Тяжелые трактора, зерноуборочные комбайны и удобрения не соответствовали природным условиям. Но по тенденции осуществления комплексной механизации и интенсификации производства хозяйства обязаны были их приобретать. Поскольку многие хозяйства экономически не были в состоянии создать условия хранения непригодных машин и удобрений, обеспечить их техническое состояние, они годами накапливались под открытым небом и превращались в утиль. В конце каждого хозяйственного года государство вычитывало из производственного дохода колхозов сумму, поставленных авансом, техники и удобрений. По этим и другим финансовым причинам колхозы Таджикистана постоянно являлись задолжниками Советского государства.

Крайне невыгодным для Таджикистана являлась эксплуатация Советским Правительством его гидроэнергетического баланса в пользу Союзной промышленности. Узбекистан, Туркменистан и Казахстан расположившись в равнинах, были богаты земельными угодиями, но для их орошения не имели водных ресурсов. Таджикистан и Кыргызстан были богатыми водой, но бедными по земельным ресурсам. Около 80% водных ресурсов Средней Азии образовывались из стоков реки бассейнов Амударьи и Сырдарьи, находившихся на территории Таджикистана и Кыргызстана. Советское Правительство, в погоне за большей добычей сырья, этот вопрос регулировало следующим образом: республики, расположенные в низовьях рек, должны были открывать новые земли, увеличивать сельскохозяйственное производство, с последующим появлением новых сел и городов, рабочих мест, а Таджикистан и Кыргызстан должны строить ГЭС, водохранилища с запасами воды, которую в период вегетационного периода должны подавать низовым республикам, а производимую электроэнергию на службу их производству.

Для этого в 1967-1971 гг. Среднеазиатским Обществом «Гидропроект» была составлена «Генеральная схема комплексного использования водных ресурсов реки Амударьи». Ее редактировали и одобрили Госплан СССР 19.02.1969 г. В 1984-1988 гг. Министерство водного хозяйства и Госплан СССР повторно рассмотрели и утвердили «Уточненные схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Сырдарья» и «Уточненные схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Амударья». В этих документах было произведено вододеление, а также утверждено расположение ГЭС по конкретным рекам, с указанием водохранилищ, высоты плотины и мощности ГЭС, в Таджикистане и Кыргызстане [2, с. 26-27]. В документе утвержденном Минводхозом СССР 23.02.1972 г. было установлено: с учетом расчетов удельного водопотребления, установить водозаборы союзных республик из реки Амударьи по уровню полного исчерпания водных ресурсов в следующих размерах: Узбекская ССР - 51,6 км3 = 48,2%, Туркменская ССР - 44 км3 = 35,8%, Таджикская ССР - 9,5 км3 = 15,4%, Киргизская ССР - 0,4 км3 = 0,6% [2, с. 37].

Как видим, Таджикистан, из своих водных ресурсов, составляющих 55% ресурсов региона, получил лишь 15,4%. Республики, имеющие в регионе только 8% ресурсов, использовали до 84% воды. В результате, в 1960 г. использованные Узбекской ССР водные ресурсы составляли 30,78 км,3 в том числе для орошения сельхозугодий - 27,9 км3. В Таджикистане этот показатель соответственно составлял 9,8 и 8,69%. Через 20 лет режим Узбекистана по использованию вод увеличился в два раза, а Таджикистана -всего лишь на 2%. В этот период резервной воды в 55 водоемах Узбекистана образовалось в три раза больше чем вода Аральского моря [4, с. 15]. А сотни тысяч гектар земель на склонах гор Таджикистана, пригодных для животноводческих пастбищ, возведения садов, виноградников и т.д., были высохшими и бесплодными.

Вначале, для таких целей, в республике развивалась малая электроэнергетика, но в 50-е годы строительство малых электростанций, как малоэффективная затея, было перестановлено. Все внимание уделялось развитию дешевой большой гидроэнергетике. В 60-х годах взяла верх строительная гигантомания. После завершения строительства Кайракумской ГЭС в 1959 г., и ввода в действие Нурекской ГЭС в 1976 г. электроэнергетическая система Таджикистана соединилась в Среднеазиатскую энергетическую систему. В 1960-1985 гг. с увеличением выработки электроэнергии в Таджикистане с 1 288,4 млн. кВт ч. до 15 710,1, объем ее отправки за пределы страны возрос с 538,7 млн. до 5 922,1 млн. кВт ч. [8, с. 29, 64].

Из вышеизложенного следует, что, наряду с вышеперечисленными негативными явлениями, аграрная политика КПСС в Таджикистане обеспечила несравненно высокое развитие сельского хозяйства. Все возрастающее поступление сельхозтехники, минеральных удобрений, гербицидов и химических средств дало возможность повысить культуру земледелия, животноводства, добиться повышения продуктивности сельхозпроизводства. Этот опыт в значительной степени пригодился и суверенному Таджикистану в определении стратегических направлений развития: обеспечение энергетической независимости, вывод страны из коммуникационного тупика и защита продовольственной безопасности.

Литература:

1. Академия наук Таджикской ССР. - Душанбе, 1979.

2. Арифов Х. О., Аминджонов М. А., Кольцов Г. А. и др. К вопросу о завершении строительства Рогунского гидроузла (экспертная оценка) // Журн. «Неру». - 2009. - №1. -С. 26-37.

3. Доклад Председателя ЦИК Таджикской ССР тов. Нусратулло Махсума // Коммунист Таджикистана. - 1931. - 25 февраля.

4. Ёдгори Н. Точикистон сар хам намекунад // Журн. «Неру». -2009. - №3-4. - С. 15-19.

5. Иркаев М. И. История гражданской войны в Таджикистане. - Душанбе: Ирфон, 1969.

6. История таджикского народа. Т^. Новейшая история (1917-1941 гг.). - Душанбе, 2004.

7. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1982 году. - Душанбе: Ирфон, 1983.

8. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1986 году.- Душанбе: Ирфон, 1987.

9. Народное хозяйство СССР в 1990 г. - М., 1990.

10. Обращение Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона к народам Таджикистана, 5 января 2010 г. // Журн. «Неру». - 2009. - № 3-4. - С. 2-3.

11. Очерки истории народного хозяйства Таджикистана. - Душанбе, 1967.

12. Проблемы Таджикистана // Труды Первой конференции по изучению производительных сил Таджикской ССР. Т.- Л.: Изд АН СССР, 1933. - С. 9-14.

13. Советский Таджикистан за 60 лет // Стат. ежегодник.- Душанбе, 1984. - С. 9, 10, 11, 127.

14. Х,а;назаров А. Аз пайроха ба шохрохи бозоргонй. - Душанбе, 2004.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ КПСС В ТАДЖИКИСТАНЕ

Цель статьи заключается в отражении некоторых негативных и положительных последствий аграрной политики Коммунистической партии и Правительства Советского Союза в Таджикистане. Учет этих явлений в перспективном плане для обеспечения продовольственной безопасности суверенного Таджикистана имеет большое значение.

Ключевые слова: социализм, колхоз, совхоз, крестьяне, трактор, комбайн, земля.

SOME INFORMATION ON AGRARIAN POLICY OF THE COMMUNIST PARTY OF THE

SOVIET UNION (CPSU) IN TAJIKISTAN The purpose of the article is to show some of the negative and positive effects of Agrarian Policy of the Communist Party of the Soviet Union and the Government of Tajikistan. Accounting for these effects in the long-term plan to ensure food security of the sovereign Tajikistan are of great importance Key words: socialism, collective farm, state farm, KPSS, peasent, tractor, combine, land.

Сведения об авторах: Хакназаров Абдуназар, доктор исторических наук, профессор кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: dushanbe4545@mail.ru

Мусоев Алишер Карабоевич, старший преподаватель Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: alisher.74@mail.ru

Аbout authors: Haqnazarov Abdunazar, doctor of historical sciences, professor, Department of History of the Tajik people, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

Musoev Alisher, senior teacher, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.