10. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан (По состоянию на 25.12.2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/111460 / (дата обращения: 16.03.2020).
11. Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана от 18 апреля 2009 года (По состоянию на 09.06.2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru (База данных законодательство стран СНГ)/ (дата обращения: 24.02.2020).
12. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (По состоянию на 12.07.2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru (База данных законодательство стран СНГ)/ (дата обращения: 24.02.2020).
13. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова от 14 марта 2003 года (По состоянию на 23.03.2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru (База данных законодательство стран СНГ)/ (дата обращения: 24.02.2020).
14. Вольская Т.А. Процессуальные и тактические аспекты предъявления для опознания лиц по голосу и речи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Воронеж, 2006. 22 с.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Азизов Э.У. Email: [email protected]
Азизов Элбек Усмонжонович — соискатель, факультет послевузовского образования, Академия Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проанализированы определенные аспекты механизма обеспечения гарантий исполнения законов в органах внутренних дел Республики Узбекистан, в частности приведены основные элементы и указаны стадии их применения. Рассматриваются мнения отечественных и зарубежных ученых-юристов относительно организационных аспектов применения законов, исполнения и реализации других нормативно-правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел Узбекистана, выделяются проблемы, определяются задачи по их разрешению в целях оптимизации механизма обеспечения исполнения законов в органах внутренних дел.
Ключевые слова: Конституция, закон, указание, нормы права, механизм, исполнение, обеспечение законов, органы внутренних дел, проблемы, задачи, функции, научные исследования.
SOME ASPECTS OF THE ENFORCEMENT MECHANISM OF LAWS IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Azizov E.U.
Azizov Elbek Usmonjonovich — Researcher, FACULTY OF POSTGRADUATE EDUCATION, ACADEMY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in article certain aspects of the mechanism of maintenance of guarantees of execution of laws in Republic Uzbekistan law-enforcement bodies are analysed, basic elements in particular are resulted and stages of their application are specified. Opinions of domestic and foreign scientific lawyers concerning organizational aspects of application of laws, executions and realisations of other regulatory legal acts of law-enforcement bodies of Uzbekistan concerning to activity are considered, problems are allocated, problems under their permission with a view of optimisation of the mechanism of maintenance of execution of laws in law-enforcement bodies are defined.
Keywords: constitution, law, endication, legal norms, mechanism, execution, law enforcement, internal affairs bodies, problems, tasks, functions, scintific research.
УДК 343.14
Одной из важных функций государства является обеспечение верховенства Конституции и закона, эффективная организация исполнения законов во всех сферах жизни государства и общества в нашей стране. В этом контексте, по словам президента Ш.М. Мирзиёева: «Основной вопрос заключается в своевременном доведении до народа и ответственных исполнителей сути и значения законов, организации их правильного исполнения и обеспечении неукоснительного соблюдения их требований. К сожалению, состояние работы в этом направлении находится не на должном уровне. Единственный путь эффективного решения этой проблемы - создание работающего слаженно, как часы, механизма по организации исполнения законов» [1].
Известно, что законы играют важную роль в жизни человека, государства и общества. Законы являются высшей ценностью, созданной человеческим обществом. Идеальная реализация норм закона, его применение в общественных отношениях между людьми определяют его эффективность и значимость. Поэтому вопрос осуществления законов в жизнь общества всегда актуален.
В механизме исполнения законов особое место занимает Конституция страны. Именно Конституция, определяя социально-политические и правовые гарантий государства, дает толчок прогрессу общества. Принятые законы служат уточнению положений Конституции, обеспечению стабильности и их реализации.
В Законе Республики Узбекистан от 24 декабря 2012 года «О нормативно-правовых актах» (в новой редакции) определено, что Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу, подзаконные акты в Республике Узбекистан принимаются на основе и во исполнение законов, законы Республики Узбекистан регулируют наиболее важные и устойчивые общественные отношения, нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу, в случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой [2].
Для того чтобы принцип «Верховенство Конституции и законов - залог благополучной жизни» прочно утвердился в сознании наших граждан, был востребован в обществе, считаю, что необходимо особое внимание уделить следующим вопросам: во-первых, при эффективной организации исполнения законов и прогнозировании возникновения возможных проблем важно не только бороться с правонарушениями, но прежде всего - создать систему их раннего предупреждения; во-вторых, в достижении верховенства Конституции и законов нет более эффективного средства, чем общественный контроль; в-третьих, необходимо, чтобы средства массовой информации превратились в настоящее «зеркало общества» в деле соблюдения законности; в-четвертых, принимаемые законы будут работать только тогда, когда они будут созвучны с проводимыми реформами; в-пятых, какие бы совершенные законы мы ни создавали, какие бы реформы ни проводили, если у наших граждан будет недостаточно правовых знаний и культуры, мы не сможем достичь ожидаемых результатов [3].
Следует отметить, что повышение эффективности исполнения законов требует выявления проблем в этой области, совершенствования ее механизмов, а также изучения научных подходов.
В теории права, законодательной и практической деятельности разработаны такие взаимосвязанные между собой понятия и категории - как «реализация закона», «применение закона», «организация исполнения закона», «соблюдение законов», и этот процесс непрерывно продолжается. Однако среди ученых правоведов нет относительно целостного и общепринятого подхода к исследуемому вопросу. Тот факт, что содержание анализируемого понятия трактуется по-разному в теории и правоприменительной практике, а в действующем законодательстве отсутствует определение данного термина, не позволяет конкретизировать его содержание и круг (границы) действия.
Поэтому возникает необходимость всестороннего углубленного анализа понятия, сущности и значения механизма обеспечения исполнения законов. В конце концов, естественно, что, как и любой правовой институт, тщательное изучение научно-теоретических основ механизма обеспечения исполнения законов, послужит гарантией его успешной и эффективной работы на практике.
Исследования, касающиеся механизма обеспечения исполнения законов, в основном, можно наблюдать в трудах ученых стран СНГ. В частности, М.А. Латушкин выдвигает идею о том, что: «обеспечение законности осуществляется посредством функционирования и взаимодействия трех
видов факторов: социальных, психологических, юридических. В процессе обеспечения законности каждый из них образует свой неповторимый механизм обеспечения» [4].
Идеи, выдвинутые Ю.Г. Арзамасовым о комплексном изучении действия механизма правового регулирования имеют философское значения. По его мнению, «при изучении действия механизма правового регулирования необходимо применять комплексную методику, включающую в себя кроме инструментального подхода психологический, социальный, телеологический и другие подходы» [5]. Действительно, определенные общественные отношения требуют ведения в соответствии с правовыми, материальными и духовными основами. Однако те, кто не разбирается в механизмах обеспечения исполнения касающихся деятельности законов, будь то исполнитель и контролер, или тот, кто соблюдает и исполняет их, делают ошибки на каждом шагу, в результате чего не ощущается влияние законов на жизнь общества.
Вместе с тем, профессор З.М. Исломов отмечает, что: «осуществление правовой реформы связано с тремя основными условиями: а) качественное законодательство; б) конкретный механизм внедрения закона в жизнь; в) наличие правоприменительных институтов» [6, с. 17]. Действительно, эффективное обеспечение исполнения законов неразрывно связано с качественным законодательством и согласованной деятельностью правоприменительных институтов. Кроме того, в целях улучшения общественного контроля над исполнением законов и повышения осведомленности населения, развитие деятельности институтов гражданского общества широко налажено постоянное изучение передового опыта развитых стран, в частности Германии, Бельгии, Латвии и Словении [7].
Как отмечает ученый правовед профессор И.Исмаилов, создание современных механизмов обеспечения исполнения законов в органах внутренних дел и их дальнейшее совершенствование определяется следующими:
а) интересами узбекского народа;
б) национальными ценностями;
в) обновляемой потребностью общества;
г) Конституцией Республики Узбекистан и законами;
д) указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан
е) идеями, взглядами и рассуждениями Президента Республики Узбекистан;
ж) ратифицированными Республикой Узбекистан международными нормативно-правовыми актами;
з) требованиями теории права [8, с. 72].
В «толковом словаре узбекского языка» [9] нет конкретного определения понятия «механизм обеспечения исполнения закона», однако под «обеспечением» понимается «создание необходимого условия для реализации, воплощения, предоставления чего-либо, а под «механизмом» - система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности, процесса. Например, государственный механизм, правовой механизм».
Говоря о механизме, профессор Х.Т. Адилкариев отмечает: «механизм» - представляет из себя множество самостоятельных явлений, частей, которые имеют взаимную связь и действуют как целостный агрегат. В нем каждый из элементов действует в гармоничном и стабильном порядке, предполагая динамичное состояние друг друга. Механизму свойственно четкое, ритмичное функциональное состояние. «Механизм» не возникает как простая совокупность элементов. Его составные части имеют прочную взаимосвязь, причем один элемент предполагает необходимость существования и действия другого, и характеризуется тем, что именно на основе этих взаимно отношений он действует, развивается и совершенствуется» [10, с. 364]. А по мнению Б.Ж. Янгибоева, «реализация права - реализация уполномоченными органами государства нормативно закрепленных с юридической стороны и гарантированных возможностей, а также их применение в деятельности людей и их организациях, превращение требований нормативно-правовых актов в правовое действие. Реализация права это внутренне взаимосвязанный, состоящий из взаимовлияющих друг на друга элементов механизм» [11, с. 9].
В исследованиях российского ученого В.С. Шаронова можно обнаружить мысль о том, что термин «исполнение» применим не только к отдельным юридическим явлениям (непосредственно обязанностям, а также всем формам их выражения), но и к праву в целом, представляющему собой систему общеобязательных норм (правил поведения), выраженных в законах и иных признанных государством источниках, являющихся основанием для определения правомерности либо противоправности поведения» [12].
По мнению российского ученого В.И. Гоймана, «механизм действия права — это его совокупная характеристика, позволяющая составить представление о путях, способах достижения им целей в обществе. Его составляющими выступают субъект, юридические
средства, социально-правовые условия. Центральное место в механизме занимают социальный субъект, его личностные ресурсы, интересы и потребности, мотивация действий и сами эти действия. Применительно к приоритетам личности (субъекта) должны моделироваться юридические средства, осуществляться все иные преобразования в среде действия права» [13].
По нашему мнению, механизм обеспечения исполнения законов - это сложное явление, формирующееся под воздействием социально-политических, психологических, правовых факторов, обеспечивающее гармонию доведения до исполнителей действующего законодательства, управление действиями субъектов путем постановки социально полезных целей, внедрение социально полезных форм правового поведения, а также социально-правового контроля.
В связи с тем, что механизм обеспечения исполнения законов является широкомасштабным и многоступенчатым явлением, исследователи к нему подходят по-разному. Исследователи выделяют отдельные этапы механизма обеспечения исполнения законов. В частности, в исследованиях проводимых российским ученым В.П. Казимирчуком, основными этапами механизма обеспечения исполнения законов определены:
а) доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения;
б) направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели;
в) формирование правом социально полезных образцов поведения;
г) социально-правовой контроль [14, с. 37-44].
Профессор И. Исмаилов выделяет следующие этапы: во-первых, формирование рабочей группы для организации исполнения закона и определение ее задач; во-вторых, планирование рабочей группой требуемых для осуществления мероприятий; в-третьих, обеспечение информацией об обеспечении исполнения закона и выявление проблем; в-четвертых, доведение до исполнителей и их обучение; в-пятых, организационно-правовое, методическое и материально-техническое обеспечение применения норм закона; в-шестых, системная организация мониторинга и контроля исполнения» [15, с. 25].
Вместе с тем, необходимо отметить, что значение механизма обеспечения исполнения законов заключается в обеспечении таких важных функций органах внутренних дел -направленное на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, конституционного строя, обеспечения верховенства закона, безопасности личности, общества и государства, а также предупреждения и профилактики правонарушений [16].
На наш взгляд, в целях совершенствования механизма обеспечения исполнения законов в системе органов внутренних дел считается важной реализация следующих задач:
во-первых, целесообразно внедрить практику систематического проведения в органах внутренних дел общественного, парламентского, прокурорского и управленческого контроля за выполнением нормативных актов, а также совершенствования механизмов исполнения на основе сравнительного анализа их результатов;
во-вторых, необходимо во время подготовки и принятия проектов нормативно-правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел, внедрить практику и порядок четкого указания механизмов исполнения в проектах управленческих решений, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению их исполнения, а также внедрить в практику порядок заблаговременного четкого указания источников средств, необходимых для исполнения закона.
в-третьих, в целях комплексного изучения проблем, связанных с механизмом обеспечения исполнения нормативно-правовых актов, ввести практику проведения исследований на основе отдельных заказов для выпускных квалификационных (дипломных) работ слушателей-курсантов высших учебных заведений, получения научных степеней доктора философии по юридическим наукам (PhD) и доктора наук по темам обеспечения исполнения законов и подзаконных нормативно-правовых актов в органах внутренних дел и их отраслевых подразделений;
в-четвертых, проведение научных исследований, служащих устранению проблем, правовых пробелов и противоречий, выявленных процессе применения министерством внутренних дел, его отраслевыми службам в системе нормативно-правовых актов в, а также при мониторинге их исполнения, и внедрение порядка и практики подачи заказов в образовательные учреждения по подготовке методических рекомендаций, пособий для практики.
В заключение следует отметить, что механизм исполнения законов является многогранным и сложным явлением, и только когда все элементы и компоненты данного механизма показывают непрерывную и согласованную деятельность, можно добиться внедрения идеальных законов в жизнь.
Список литературы / References
1. Мирзиёев Ш.М. Обеспечение верховенства закона и интересов человека - гарантия развития страны и благополучия народа. Доклад Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/obespechenie-verkhovenstva-zakona-i-interesov-cheloveka-gara-09-12-2016./ (дата обращения: 24.03.2020).
2. Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2012 года «О нормативно-правовых актах». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/acts/17141/ (дата обращения: 24.03.2020).
3. Мирзиёев Ш.М. Верховенство Конституции и законов - важнейший критерий правового демократического государства и гражданского общества. Доклад Президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/3119/ (дата обращения: 24.03.2020).
4. Латушкин М.А. Механизм обеспечения законности - М., 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-obespecheniya-zakonnosti / (дата обращения: 24.03.2020).
5. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: Монография. - М., Юрлитинформ, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/52761031-Azamasov-yu-g-teoriya-i-praktika-domstvennogo-normotvorchestva-v-rossii-monografiya-m-yurlitinform-s.html./ (дата обращения: 24.03.2020).
6. Исломов З. Узаро муштарак асослар // Х,аёт ва конун, 2003. 3-сон. Б. 17.
7. ^онун ижросининг самарадорлигини ошириш со^асида миллий ва хорижий тажриба: Халкаро конференция (2016 йил, апрель). Т., 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/uz/home/presscenter/pressreleases/2016/04/15/nation al-and-international-practices-in-enhoncing-the-effectiven.html/ (дата обращения: 24.03.2020).
8. Исмаилов И. Ички ишлар органлари тизимидаги туб исло^отлар - конунлар ижроси механизмини такомиллаштириш гарови // Республика илмий-амалий конференцияси материаллари (2020 йил 4 март). Т.: Узбекистон Республикаси ИИВ Академияси, 2020. 480 б.
9. Узбек тилининг изохди лугати. М ^арфи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n.ziyouz.com/books/uzbek_tilining_izohli_lugati/0'zbek%20tilining%20izohli%20lug'ati%2 0-%20M.pdf/ (дата обращения: 24.03.2020).
10. Давлат ва хукук назарияси: Дарслик / ХД.Одилкориев. Т.: «Шарк», 2018. 582 б.
11. Янгибоев Б.Ж. Узбекистон Республикасида ^укукий нормаларнинг амалга оширилиши муаммолари: Юрид. фан. номз. ... дис. Т.: ТДЮИ, 2004. 189 б.
12. Шаронов В.С. Исполнение законов как одна из форм проявления исполнения прав / Международный научно-исследовательский журнал № 12 (66) Часть 2, декабрь 2017. С. 135-137. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://research-journal.org/law/ispolnenie-zakonov-kak-odna-iz-form-proyavleniya-ispolneniya-prav/ (дата обращения: 24.03.2020).
13. Гойман В.И. Действие права: (Методологический анализ): автореферат дис. ... доктора юридических наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-prava/gojman-dejstvie-prava.html / (дата обращения: 24.03.2020).
14. Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права. Государство и право, 1970. № 10. С. 37-44.
15. «Ички ишлар органлари тугрисида»ги конуннинг кабул килиниши - инсон манфаатларини таъминлашнинг мухдм ^укукий кафолати: Республика илмий-амалий конференцияси материаллари (2017 йил 16 март). Т.: Узбекистон Республикаси ИИВ Академияси, 2017. 244 б.
16. Узбекистон Республикасининг «Ички ишлар органлари тугрисида»ги 2016 йил 16 сентябрь, 407-сон ^онуни [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/3027843/ (дата обращения: 01.04.2020).