Некоторые аспекты кризиса инвестирования
в рыбопромышленном комплексе на примере Калининградской области
сч со £
Б
а
2 о
Гарипов Ильяс Игоревич,
аспирант, кафедра отраслевых и корпоративных финансов, Институт отраслевой экономики и управления, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», [email protected]
В статье подвергаются краткому анализу некоторые аспекты инвестиционного кризиса рыбной промышленности исходя из опыта отдельных предприятий Калининградской области. Предпосылкой появления настоящей статьи стало Постановление Правительства Калининградской области от 06.04.2017 года № 171, которое предусмотрело радикальное сокращение финансирования проектов на период с 20172020 годы в рамках государственной программы Калининградской области «Развитие рыбо-хозяйственного комплекса». Финансовый анализ действующих на территории Калининградской области предприятий рыбопромышленной отрасли показывает, что даже у компаний, занимающих большую долю рынка, сохраняется риск наступления финансового кризиса и опасность банкротства. Рыбопромышленная отрасль остро нуждается в инвестициях, но большая степень рисков, в свою очередь, уменьшает объем инвестиций в эту отрасль. В то же время, расчеты, проводимые автором показали, что эффективность инвестиций в прямо пропорциональна сумме вложенных инвестиций и срокам и правильное сочетание этих показаний уменьшает риски инвестиционных проектов. С учетом изложенного, сделаны выводы как о необходимости внесения комплексных изменений в государственный подход к инвестициям в данную отрасль народного хозяйства, так и о важности стимулирования частных инвестиций из различных источников.
Ключевые слова: Рыбная промышленность, Калининградская область, инвестиции, кризис, банкротство, эффективность
Россия на мировом рынке рыбных товаров занимает очень незначительную долю и зачастую выступает лишь как поставщик рыбного сырья. Доля страны в общем объеме мирового экспорта составляет 3%, а в общем объеме мирового импорта - менее 1%. [1] Причинами низкой конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке являются, прежде всего, внутренние социально-экономические проблемы развития отечественной рыбной промышленности: сложное финансовое состояние и нерентабельность большинства предприятий отрасли, а также, значительное ухудшение материально-технической базы и чрезвычайно низкая степень обновления и модернизации основных производственных фондов. Несовершенство систем ВЭД и квотирования объемов промысла стимулируют привлечение иностранных судовладельцев, способствуют росту нелегального промысла и экспорта рыбных товаров. Торговля за пределами таможенной границы приобрела крупномасштабный характер, что приводит к постепенной утрате Россией конкурентоспособных позиций.
Государство длительное время игнорировало необходимость перехода от сырьевой к инновационной экономике, направленной на активное внедрение продуктов интеллектуальной собственности в отечественную рыбопереработку, обеспечивающую повышение качества и безопасности продукции и эффективности ее производства. Отсутствовали меры, стимулирующие увеличение в общем объеме поставок рыбы доли продукции глубокой переработки. На протяжении последних 20 лет многие рыбодобывающие компании ориентировались на экспорт рыбы в минимально переработанном или сыром виде, почти не инвестируя собственные средства в развитие береговой инфраструктуры, глубокую переработку и организацию сетей сбыта своей продукции внутри страны.
Снижение курса российского рубля в 2014 году, нестабильность курса в 2015, 2016 годах также стали фактором, обусловившим стремление рыбодобытчиков обеспечить максимальное получение прибыли за счет экспорта при одновременном проведении курса на повышение стоимости рыбопродукции на внутреннем рынке в условиях снижения импортных поставок. Об этом красноречиво свидетельствует динамика цен на российском рынке и ситуация на рынках ведущих стран-импортеров российских водных биоресурсов.
Отечественная рыбоперерабатывающая промышленность сильно отстает по прибыльности на фоне положительной динамики рыбной отрасли в целом. В результате, рыбопереработчик, с учетом технологических потерь сырья в условиях повышения цен на энергоносители и иных производственных затрат, не в состоянии вкладывать собственные средства в развитие своего производства.
Но, несмотря на кризисные явления, добыча и переработка рыбы были и остаются одной из ведущих отраслей рыбопромышленного комплекса России. Государство из года в год осуществляет целевое финансирование рыбообрабатывающей отрасли. В нашем регионе целевое финансирование предусмотрено государственной программой Калининградской области «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 4 февраля 2014 года № 40 и уточненной Постановлениями от 5 июня 2015 года № 311 и от 25 июля 2016 года № 373. [2] Целью программы является формирование условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области в трех направлениях: развитие океанического рыболовства, развитие прибрежного рыболовства, развитие аквакультуры. Позже развитие океанического рыболовства было снято с государственной программы, с заменой на обеспечение эффективного управления рыбохозяйственным комплексом.
Результатом реализации государственной программы должны явиться: проведение комплексной модернизации семи предприятий рыбохозяйственного комплекса
Калининградской области; привлечение частных инвестиций в рыбохозяйствен-ный комплекс Калининградской области на сумму более 2 млрд рублей, повышение эффективности использования сырьевой базы до 95 % и увеличение производства рыбопродукции компаниями Калининградской области до 410 тыс. тонн. Для выполнения этих задач предусматривались государственные инвестиции из областного бюджета в период 2014- 2020 годов на сумму более 773 млн. рублей.
Постановлением Правительства Калининградской области от 6 апреля 2017 года № 171 утверждена новая версия программы, которая предполагает сокращение суммарного финансирования программы в 2017 году на 25%, в 2018 году на 52%, в 2019-2020 годах на 56%. [2]
Надо отметить, что целевое финансирование и в прежних размерах не решало проблемы отрасли. Объемы капитальных вложений остаются недостаточными, сохраняется высокая степень износа основных производственных фондов, недостаточно устойчиво финансовое состояние предприятий.
С момента её образования, и до 1992 года, в Калининградской области создавался мощный океанический рыбохозяй-ственный комплекс общесоюзного значения. В 1990 году, порядка 25 предприятий рыбопромышленного комплекса выполняли задачи по рыбодобыче и рыбопереработке. Имелись машиностроительные, судоремонтные и транспортные предприятия, обслуживающие рыбный промысел. Научные учреждения и высшие учебные заведения. В области был сформирован флот из трехсот крупно- и среднетоннажных рыболовных, обрабатывающих, транспортных и обслуживающих судов. Производственные мощности комплекса с учетом доступной для рыболовства сырьевой базы в Атлантике и Тихом океане позволяли добывать ежегодно 800 тыс. тонн рыбы и выпускать 500-600 тыс. тонн пищевой продукции. Выпуск рыбоконсервной продукции оценивался на 1991 год более чем в 200 млн. условных банок.
В настоящее время в Калининградской области рыбопереработка в основном сводится к консервации рыбного сырья. В настоящее время только десятая часть российского улова рыбы направляется на консервацию. Для консервации в основном используется импортное сырье. Подобная ситуация связана с тем, что в процессе форсированной приватизации в 90-е годы был практически
уничтожен рыболовный флот. Оставшиеся же в строю суда выработали свой ресурс, морально и технически устарели. До 2014 года основная доля импорта рыбы и рыбной продукции приходилось на Норвегию, Исландию, Фарерские острова, Китай и Чили. В августе 2014 года Россия ввела ответные санкции в виде временного запрета импорта некоторых продуктов питания из США, Евросоюза, Канады, Норвегии и Австралии. В том числе введен запрет ввоза рыбной продукции из Латвии и Эстонии. После введения санкций импорт рыбы в Россию сократился почти в 2 раза и составляет менее 500 тыс. тонн в год. Продуктовое эмбарго существенно повлияло на рынок консервов из рыбы- с одной стороны возникли проблемы с сырьем, что привело к простою и даже закрытию некоторых предприятий из-за нехватки сырья. С другой стороны, эмбарго коснулось и ввоза готовых рыбных консервов и освободило рынок для отечественного производителя.
Технологическая цепочка производства рыбной продукции начинается с вылова рыбы, поэтому, основные производители рыбной продукции сосредоточены в местах, где осуществляется рыбный промысел. В России представлено четыре таких крупных региона. Наибольшую долю занимает Калининградская область - 35% выпускаемой консервации. Дальневосточный регион производит 30% продукции, а на Северо-Западный регион, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, приходится еще 20%. Оставшиеся 15% - это, в основном, предприятия, сосредоточенные на юге России. [1]
Характеризуя рынок Калининградской области, нужно отметить, что доля калининградских производителей рыбоконсервной продукции на российском рынке с каждым годом уменьшается. Если еще несколько лет назад на территории области производилось 57% всех отечественных рыбных консервов, то теперь эта цифра уменьшилась до 35%. Существует несколько проблем, которые вызывают падение производства в регионе. В их числе - высокие таможенные пошлины на ввоз рыбы, которые становятся особенно ощутимыми после отмены таможенных льгот свободной экономической зоны в область с 2016 года, тарифы на доставку продукции из Калининграда на основную территорию России, а также сложности с привозом в регион рыбы, добываемой за пределами Балтийского моря.
Остро ощущается нехватка сырья, которое калининградские предприятия до ввода санкций на ввоз сырья, в основном, закупали в Финляндии и Прибалтике. В зависимости от улова в местных водах доля импорта в отдельных сегментах могла достигать и 100%.
Стремительная девальвация российского рубля периодично увеличивает размеры расходных статей компании, закупающей материалы за рубежом. При этом у компаний отсутствует дополнительная возможность повышения цен, поскольку стоимость европейских товаров остается на прежнем уровне. Быстро переориентировать калининградское производство рыбных консервов исключительно на отечественных поставщиков практически нереально. Таким образом, текущие тенденции развития рыбопереработки как вида экономической деятельности являются нестабильными и налицо признаки всех типов и видов кризиса организации рыбоперерабатывающей отрасли в целом.
Имеются и субъективные причины падения производства, связанные с банкротством, либо нахождением на грани банкротства старейших рыбоконсервных производств, таких как ОАО «Калининградский рыбоконсервный комбинат», ООО «Полесский рыбоконсервный завод», ОАО «Балтийский комбинат» г. Светлый, ООО «Мамоновский рыбоконсервный комбинат», работавших без модернизации [3].
В настоящее время в Калининградской области зарегистрировано 14 крупных и средних рыбоперерабатывающих предприятия выпускающих 250-260 миллионов банок консервов в год. В целях исследования производственно-экономической ситуации рыбопереработчиков Калининградской области, проведен анализ деятельности трех предприятий : ООО «РосКон», ООО РК «За Родину», ООО «Калининградский тарный комбинат».
Ниже на таблицах 1 и 2 приводится сравнительный краткий финансовый анализ деятельности указанных выше предприятий по состоянию на 01.01.2015года и на 01.01.2016 года. Рассчитана рентабельность продаж и рентабельность деятельности каждого предприятия в целом, а также, с использованием показателей бухгалтерской отчетности за 2014 и 2015 годы проведен анализ ликвидности предприятий. Коэффициент общей ликвидности предприятия ^1), показатель отражающий способность предприятия погашать все краткосрочные и долгосрочные финансовые обязательства
© £
Ю
5
2
сч со £
б
а
2 о
перед кредиторами за счет всех своих активов, рассчитан по формуле: L1 = (А1 + 0,5А2 + 0,3А3) / (П1 + 0,5П2 + 0,3П3), используя общепринятую классификацию активов по уровню ликвидности, а пассивов по срокам обязательств. По нормативным значениям, общая ликвидность предприятия должна быть больше 1. Значение ниже 1, как правило, свидетельствует о том, что предприятие находится в зоне финансового риска и не сможет стабильно оплачивать свои текущие счета.[4]
При анализе учитывались и объемы вложенных в развитие предприятия инвестиций:
1.ООО «РосКон». г. Пионерск. Комбинат построен с «нуля», первоначально вложенные инвестиции составили 546,7 млн. рублей, к 2016 года превысили 1 млрд. рублей. На начало 2015 года общий показатель ликвидности предприятия равен 0,63, на начало 2016 года- 0,69, т.е. ниже нормального ограничения (1). Несмотря на то, что в 2015 году предприятие ликвидировало долгосрочные обязательства, в результате чего рентабельность предприятия в целом стала высокой, предприятие осталось в зоне риска из-за краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности, превышающих 730 млн. рублей. [5]
2. ООО РК «За Родину», пос. Взморье, г. Светлый. Производство по выпуску консервов модернизировано на базе комбината колхоза «За Родину», работавшего с 1987 года. Последняя модернизация начата в 2015 году и рассчитана на пять лет - запланирован объем инвестиций более 500 млн. рублей.
Общий показатель ликвидности предприятия стабильно низкий: 0,460.49. Это объясняется кредиторской задолженностью 348 млн. рублей,которая существенно превышает дебиторскую задолженность. [6]
3. ОАО «Калининградский тарный комбинат», г. Калининград. Производство модернизировано на базе оборудования Калининградского тарного комбината, работавшего с 1952 года. Рыбоконсервное производство запущено в в 2010 году. Начиная с 2008 года освоены инвестиции на сумму 1, 6 млрд. рублей. Общий показатель ликвидности держится на очень низком уровне: 0,35-0,30, что диктуется большой кредиторской задолженностью около 2 млрд. рублей, которая существенно превышает дебиторскую задолженность. [7]
Таким образом, финансовый анализ действующих на территории Калининг-
Таблица 1.
Результаты финансового анализа деятельности предприятий на 01.01 2015 года.
] кзвание предприятия Рентабельность продаж Рентабельность предприятия п целом Общий показатель ликвидности
ООО «Роскои» 16,8 -0,70 0,63
РК «За Родшгу» 13,2 0,77 0,46
ОАО «КТК» 9,8 0,49 0,36
Таблица 2 Результаты финансового анализа деятельности предприятий на 01.01 2016 года.
] кзвание предприятия Рентабельность продаж Рентабельность предприятия п целом Общий показатель ликвидности
ООО «Роскон» 21,3 11,5 0,69
РК «За Родину» 15,1 1,4 0,49
ОАО «КТК» 9,9 0,13 0,39
радской области предприятий рыбопромышленной отрасли показывает, что даже у компаний, занимающих большую долю рынка, у компаний, которые освоили немалые суммы инвестиционных средств, вкладывая их в современные средства производства, сохраняется риск наступления финансового кризиса и опасность банкротства.
При этом, нужно иметь в виду, что отражение в бухгалтерской отчетности долгосрочных инвестиций в больших размерах, понижает коэффициент балансовой ликвидности предприятия, но ни в коем случае не ведет к обязательному наступлению банкротства. Анализ эффективности инвестиций в рыбопромышленную отрасль показывает, что эффективность вложений и для инвестора и для инвестируемого зависят от суммы и сроков инвестиций. В 2016 году, экономистами ООО «Арбитражный поверенный», г. Калининград, изучались обстоятельства банкротства Калининградского рыбоконсервного комбината и разработан инвестиционный проект реконструкции и модернизации указанного рыбопромышленного комплекса. Как известно, Калининградский рыбоконсервный комбинат, работавший с 1951 года, производил более 200 наименований рыбной продукции. Доля компании на рынке рыбных консервов России оценивалась примерно в 10%, а доля в общем объеме производства рыбных консервов в Калининградской области превышала 25%. В августе 2012 ОАО «Калининградский рыбоконсервный комбинат» был объявлен банкротом и ликвидирован с кредиторской задолженностью 1,517 млдр. рублей. Правопреемник рыбоконсервного комбината, работающий на его производственной базе, ООО «Нео-Калининград» в настоящее время тоже проходит процедуру банкротства, с кредиторской задол-
женностью 707 млн. рублей. [8] При этом, разработанный инвестиционный проект показывает, что при получении инвестиций в размере 3, 280 млдр. рублей, с условием возвращения вложенных средств разовым платежом, через 100 месяцев, предприятие может полностью реконструировать производство и начинать производить 182 вида продукции в объемах до 19 млн. физических банок в месяц уже через 24 месяца. Окупаемость инвестиционных средств позволяет вернуть заемные средства через 65 месяцев. Но продление срока инвестиций еще на 35 месяцев, позволяет предприятию реинвестировать средства в объемах 3 млрд. рублей на строительство производства консервной банки и на освоение новой продукции. Инвестор при этом, финансируя проект на условиях выплаты вознаграждения из расчета 8% годовых, в течение 100 месяцев получает вознаграждение на общую сумму более 2 млрд. рублей и к концу этого срока получает возможность реинвестирования первоначально вложенных средств. [9]
Таким образом, на примере указанного инвестиционного проекта и освоивших инвестиции на крупные суммы и успешно работающих предприятий, деятельность которых подвергалась анализу, можно сделать вывод, что предприятия рыбопромышленной отрасли Калининградской области остро нуждаются в инвестициях, но эффективность инвестиций в эту отрасль прямо пропорциональна сумме вложенных инвестиций и срокам.
Если вернуться к государственной программе Калининградской области «Развитие рыбохозяйственного комплекса», её новая версия, утвержденная Постановлением Правительства Калининградской области от 6 апреля 2017 года № 171, отказалась от финансирования
проектов, которые предусматривали поддержку множества предприятий в небольших размерах, без расчета на экономическую эффективность вложений. Как заявил глава агентства по рыболовству областного правительства Андрей Миха-левич, поддержки лишились предприятия, занимающиеся добычей кильки и салаки, на общую сумму 15 млн. в год, малый рыбопромысловый флот, в пределах суммы 2,6 млн. в год и прекращено финансирование развития аквакультур, на уровне 10 млн. рублей в год. [10]
С точки зрения разумного расходования инвестиционных средств, решение Правительства Калининградской области не подлежит осуждению. В то же время, пути выхода из инвестиционного кризиса, выражающегося в конфликте предприятий, нуждающихся в инвестировании и инвестора, не получающего ожидаемый эффект от своих инвестиций, должны быть найдены. Государственный подход к инвестициям в рыбопромышленную отрасль народного хозяйства должен измениться и предусматривать целевые вложения в крупных размерах, возможно, на возвратных началах, на большой срок. В настоящий же момент государственная инвестиционная политика не предусматривает возвратные инвестиции, тогда как возвратные государственные инвестиции в крупных размерах и на большие сроки могли бы стать альтернативой возвращения контрольного пакета акций предприятий рыбной промышленности государству, что признается в настоящее время непопулярной мерой.
Кроме того, должны быть предусмотрены меры стимулирования и частных инвестиций. Например, если взять за аналог Федеральный Закон о страховании «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и предусмотреть обязательное страхование частных инвестиций, ситуация с привлечением частных инвестиций сдвинулась бы с мертвой точки и частные инвестиции могли бы стать основой создания государственной рыбопромышленной компании в Калининградском регионе, в том числе являющейся владельцем океанических судов с современным промвоо-ружением.
Литература
1. «Состояние и особенности развития рынка рыбоконсервной продукции России и Калининградской области» Бо-родавкина Н. Ю., Тулупова Ю. О. // Молодой ученый. - 2015. - №10.2. - С. 26-28.
2. Постановление Правительства Калининградской области от 4 февраля 2014 года № 40 «О государственной программе Калининградской области «Развитие рыбохозяйственного комплекса» утв. и уточненное Постановлениями от 5 июня 2015 года № 311, от 25 июля 2016 года № 373, от 4 апреля 2017 года №171
3. «Особенности инвестирования процессов производства в рыбоперерабатывающей отрасли на примере ОАО «Мамоновский Рыбоконсервный Комбинат» Арманов В.Н // Молодой ученый. -2015. - №10.2. - С. 91-94.
4. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 374 с
5. Бухгалтерский отчет ООО «РОС-КОН» за 2015 год. [Электронный ресурс] // ПОИСК - сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http:// www.gks.ru/accounting_report
6. Бухгалтерский отчет ООО «ООО РК «За Родину» за 2015 год. [Электронный ресурс] // ПОИСК - сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/accounting_report
7. Бухгалтерский отчет ОАО «Калининградский тарный комбинат» за 2015 год. [Электронный ресурс] // ПОИСК -сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ accounting_report
8. ООО «РАО»: Отчет № 16/ 10-13-об - определение рыночной и инвестиционной стоимостей рыбоперерабатывающего предприятия, принадлежащего ООО «Нео-Калининград», от 10.10.2013. Архив ООО «Нео-Калининград» за 2013 год, г.Калининград
9. ООО «Арбитражный поверенный»: Инвестиционный проект «Реконструкция и модернизация рыбопромышленного комплекса на базе Калининградского рыбоконсервного комбината». Архив ООО «Арбитражный поверенный» за 2016 г., г.Калининград.
10. Сообщение «об установлении квот на вылов кильки и салаки на Балтике» // Официальный портал Правительства Калининградской области [Электронный ресурс] https://gov39.ru/news/ 101/126663/
Some aspects of the crisis of investment in the fishing industry on the example of Kaliningrad region Garipov I.I.
Kaliningrad state technical University Kaliningrad
state technical university The article presents a brief analysis of some aspects of the investment crisis of the fishing industry
based on the experience of individual enterprises of the Kaliningrad region. A prerequisite for the appearance of this article was the Resolution of the Government of the Kaliningrad region dated 06.04.2017 No. 171, which provided for a radical reduction in the financing of projects for the period from 20172020 within the framework of the state program of the Kaliningrad region «Development of the fisheries complex». The financial analysis of the fishing industry enterprises operating in the Kaliningrad region shows that even the companies occupying a large share of the market still have the risk of financial crisis and the danger of bankruptcy. The fishing industry is in dire need of investment, but a greater degree of risk, in turn, reduces the amount of investment in this industry. At the same time, the calculations carried out by the author showed that the efficiency of investments is directly proportional to the amount of investments and terms and the correct combination of these indications reduces the risks of investment projects. Taking into account the above, conclusions are drawn both about the need for comprehensive changes in the state approach to investment in this sector of the economy, and about the importance of stimulating private investment from various sources.
Keywords: fishing industry, Kaliningrad region, investments, crisis, bankruptcy, efficiency
References
1. "The state and features of the market development of fish-canning products in Russia and the Kaliningrad region" Borodavkina N. Yu., Tulupova Yu. O. // Young scientist. -2015. - №10.2. - p. 26-28.
2. Resolution of the Government of the Kaliningrad
region of February 4, 2014 No. 40 «On the state program of the Kaliningrad region» Development of the fisheries complex «approved. and specified by the Decisions of June 5, 2015 No. 311, of July 25, 2016 No. 373, of April 4, 2017 No. 171
3. "Features of investing production processes in
the fish processing industry as exemplified by Mamonovsky Fish Canning Plant OJSC" Armanov V.N. // Young Scientist. - 2015. -№10.2. - p. 91-94.
4. «Analysis and diagnostics of financial and
economic activity of the enterprise» textbook / A.D. Sheremet. - 2nd ed., Ext. - M.: INFRA-M, 2017. - 374 seconds
5. Accounting report of LLC ROSKON for 2015.
[Electronic resource] // SEARCH - site of the Federal State Statistics Service URL: http:// www.gks.ru/accounting_report
6. Accounting report of LLC LLC RK For the
Motherland for 2015. [Electronic resource] // SEARCH - site of the Federal State Statistics Service URL: http://www.gks.ru/ accounting_report
7. Accounting report of JSC Kaliningrad Packaging
Plant for 2015. [Electronic resource] // SEARCH - site of the Federal State Statistics Service URL: http://www.gks.ru/accounting_report
8. LLC RAO: Report No. 16 / 10-13-on -
determination of the market and investment values ??of a fish processing enterprise owned by LLC Neo-Kaliningrad, dated 10.10.2013. Archive of Neo-Kaliningrad LLC for 2013, Kaliningrad
9. LLC "Arbitration Attorney": Investment project
"Reconstruction and modernization of the fishing complex on the basis of the Kaliningrad Fish Cannery". Archive LLC «Arbitration Attorney» for 2016, Kaliningrad.
10. The message "on the establishment of quotas for catch of sprat and sprat in the Baltic" // The official portal of the Government of the Kaliningrad region [Electronic resource] https:/ /gov39.ru/news/101/126663/
О
Ю
s
*
to 2