Раздел I
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЕВРАЗИИ
Г. А. Билялова
Музей Алматы, Алматы (Казахстан)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся новых аспектов образования Казахского ханства, 550-летие которого широко отмечалось в Республике Казахстан в 2015 г. В середине XV в. в юго-восточном Казахстане — Жетысу произошли важнейшие этно-политические процессы, связанные с созданием нового политического объединения, вошедшего в историю как Казахское ханство. Это событие определило всю последующую этнополитическую историю Казахстана, способствовало консолидации казахского народа в нацию, оформлению этнической территории, развитию духовной и материальной культуры казахского народа.
Обострившаяся междинастийная борьба потомков старшего сына Шынгыс-хана Жошы-хана, развернувшаяся между наследниками его сыновей Орда-Ежена и Шибана, привела к откочевке на запад Моголистана шибанидов Керея и Жанибека со своими подданными. За ними закрепился этноним «казахи», т. е. «откочевавшие», «отделившиеся». Основным письменным источником по этому периоду истории Казахстана является рукопись Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди», написанная на среднеазиатском диалекте фарси.
В статье исследуются некоторые вопросы истории местности в регионе Жетысу, где было провозглашено Казахское ханство. Речь идет о научных изысканиях известного казахстанского археолога Кемаля Акишева, определившего локализацию местности Козыбасы, находящуюся в Жамбылском районе Алматинской области.
В результате военных столкновений султанов Керея и Жанибека с ханом Узбекского улуса Абулхаиром территория улуса вошла в состав Казахского ханства. При Бурын-дык-хане, сыне Керей-хана, присырдарьинские города вошли в состав ханства. Касым-хан, сын Жанибека, включил в состав своих подданных большую часть представителей дештикыпчакских племен кочевых узбеков. При Касым-хане численность казахов составляла примерно миллион человек, ханство достигло наивысшего расцвета, грани-
цы государства расширились практически до границ современного Казахстана. Казахское ханство предпринимает военные походы на Ташкент, ногайскую столицу Сарай-шык, оттеснив Ногайскую Орду к Астраханскому ханству. Именно во время правления Касым-хана Казахское ханство получило известность и политический вес на территории современной Евразии. Одним из первых государств, установивших дипломатические отношения с Казахским ханством, было Российское государство. Казахское ханство стало известно в Западной Европе как новое политическое образование.
Ключевые слова: Казахское ханство, Мухаммед Хайдар Дулати, Моголистан, консолидация казахского этноса, местность Козыбасы, «Тарих-и Рашиди», междинастий-ные распри, среднеазиатский диалект фарси.
G.A. Bilyalova
Association of museums Almaty. Museum of Almaty, Almafy (Kazakhstan)
NEW ASPECTS OF THE HISTORY OF FORMATION OF THE KAZAKH KHANATE
The article deals with issues related to the new aspects of the formation of the Kazakh Khanate, whose 550th anniversary was widely celebrated in the Republic of Kazakhstan in 2015. In the middle of the 15th century, in the southeastern Kazakhstan — Zhetysu, the most important ethnopolitical processes occurred, connected with the creation of a new political association that went down in history as the Kazakh Khanate. This event determined all the subsequent ethnopolitical history of Kazakhstan, the way to achieve the consolidation of the Kazakh people into the nation, the design of the ethnic territory, the development of the spiritual and material culture of the Kazakh people.
The aggravated inter-war struggle of the descendants of the eldest son of Shyngys Khan Zhoshi Khan, which developed between the heirs of his sons Orda-Yezhen and Shiban, led to the westward migration of Shibanids Kerey and Zhanibek with their subjects. For him, the ethnonym "Kazakhs' was entrenched; "Departed", "separated". The main written sources for this period of Kazakhstan's history are the manuscript of Mohammed Khaydar Dulati "Tarih-i Rashidi" written in the Central Asian dialect of Farsi.
The article discusses some issues of the history of the region in the Zhetysu region, where the Kazakh Khanate was proclaimed. It is about the scientific research of the famous Kazakhstani archaeologist Kemal Akishev, who determined the localization of the place of Kozibasy, located in the Zhambyl district of the Almaty region.
As a result of military clashes between the sultans of Kereya and Zhanibek with the khan of the Uzbek ulus, Abulkhair, the territory of the ulus became part of the Kazakh Khanate. Under Buryndyk Khan, the son of Kerey Khan, the Syr-Darya cities became part of the Khanate. Kasim Khan, son of Zhanibek, included in the subjects most of the nomadic tribes of the Deshtichypchak tribes of nomadic Uzbeks. Natural castes, the Kazakh Khanate undertakes military campaigns against Tashkent, the Nogai capital of Sarayshyk, pushing the Nogai Horde
to the Astrakhan khanate. It was during the rule of Kasim Khan that the Kazakh Khanate gained fame and political weight in the modern Eurasian arena. One of the first states to establish diplomatic relations with the Kazakh Khanate was the Russian state. The Kazakh Khanate became known in Western Europe as a new political entity.
Keywords: Kazakh Khanate, Mohammed Khaydar Dulati, Mogulistan, consolidation of the Kazakh ethnos, Kozibasy district, "Tarih-i Rashidi", interdynastic strife, Central Asian dialect of Farsi.
DOI: 10.14258/nreur(2018)l-01
Образование Казахского ханства и становление казахской государственности по своей значимости относится к числу узловых проблем в истории Казахстана.
Празднование 550-летия образования Казахского ханства проводилось во всех регионах страны в 2015 г. Основные юбилейные торжества состоялись, согласно принятому правительством Казахстана плану мероприятий, в городе Таразе. Исторические же факты свидетельствуют о том, что основные события периода образования Казахского ханства проходили в регионе не этого города, а Алматы, который относится к числу ключевых исторических мест, где происходил процесс формирования казахского народа, зарождалась и развивалась казахская государственность.
По мнению видного востоковеда В. П. Юдина, возникновение Старшего, Среднего и Младшего жузов связано с «последовательным распространением власти казахских ханов на территории Казахстана». Казахи Старшего жуза занимали территорию бассейна реки Иле и ее притоков, предгорья Заилийского Алатау, междуречье Шу и Таласа. «Старшая ставка», или «Старший дом» был главным среди других ставок Шагатаи-дов [Утемиш-хаджи, 1992: 39]. Вопрос об исторических местах образования Казахского ханства остается дискуссионным. Исторические источники свидетельствуют о зарождении Казахского ханства на западе Жетысу в местности Козыбасы (ныне Жам-былский район Алматинской области). Эту версию высказал выдающийся историк-археолог К. Акишев.
В рукописи Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди» ясно обозначены западные и восточные границы улуса Жаныбек-хана. Средневековый топоним Козыбасы сохранился в названии горы на юге села Таргап Жамбылского района. Эта гора определяла восточные границы расселения казахов и вместе с вершинами Бесбатыр, Дегерес, Жетижол образовала межгорную долину с многочисленными речками и родниками. Долина является южным пределом региона Козыбасы, на севере — долины Копа и Ка-раой, на северо-западе — горы Аныракай и Хантау. По историческим сведениям Мухаммеда Хайдара Дулати эта территория протяженностью 1000-1200 км составляет область Шу-Козыбасы [Акишев, Хабдуллина, 1998: 133].
В 70-е гг. XX в. археологическая экспедиция, возглавляемая профессором К. Акише-вым, выборочно обследовала в этом регионе десятки памятников хозяйственной деятельности и материальной культуры XV-XVI вв. Это были руины стационарных жилых и хозяйственных строений поселений Бесмойнак I—II и Бугымуиз. Поселение Бес-мойнак II состояло из двух отдельно стоящих многосекционных зданий, напоминающих укрепленную усадьбу типа резиденции правителя.
Остатки зимовок, водяных мельниц, гидротехнических сооружений, циклопические ограждения из крупных каменных блоков, ограничивающие земельные участки от 15
до 25 га, свидетельствовали о регламентированном закреплении земель при освоении новых территорий расселения казахов в государстве Жаныбека и Керея. Имеющиеся сведения в географических, топографических, биологических, этнографических публикациях Х1Х-ХХ вв. зафиксировали памятник Танбалытас, на поверхности которого высечены до 500 тамг. Топонимы и гидронимы Тажибай жайлау, Шойбек жайлау, Тайто-рысай, Маметкайнар и другие говорят о давней принадлежности пригодных для жизнеобеспечения земель главам родов и семей [Акишев, Хабдуллина, 1998: 135].
В своей статье «Казахское государство ХУ-ХУ1 вв. — этническая территория, памятники культуры» К. Акишев и М. Хабдулина проводят аналог памятников региона Козыбасы и Шу Каратау резиденции Бесмойнак и городища Култобе, отмечая архитектурно-планировочное сходство жилищ, строительной конструкции, типологии водяных мельниц и зернохранилищ.
При исследовании проблем истории важное место занимают письменные, архивные, археологические, нумизматические, эпиграфические и устные источники.
Основной источник, на который опираются историки, — труд «Тарихи-и Раши-ди» известного государственного деятеля средневековья Мухаммеда Хайдара Дулати, в котором излагается история образования Казахского ханства. В 1227 г. на территории Дешт-и-Кипчак было образовано в составе Золотой Орды государственное объединение — Ак Орда (Улус Орда-Ежена). После отделения от Золотой Орды Ак Орда в 1361 г. становится независимым государством. Но после смерти Барак-хана в 1428 г. Ак Орда распадается на ханство Абулхаир-хана и Ногайскую Орду.
Будучи недовольны жёсткой политикой Абулхаира, около 200 тысяч человек, откочевав из ханства Абулхаира, собрались на территории Жетысу под властью потомков старшего сына Жошы-хана — Орда Ежена, султанов Керея и Жаныбека.
Тюркоязычные племена, населявшие Центральный Казахстан, Северо-Западный Жетысу и Присырдарьинский регион, составили единую социально-политическую общность, создание которой завершило процесс образования самостоятельной казахской государственности [Ерофеева, 2008: 67].
Мухаммад Хайдар Дулати пишет, что Керей и Жаныбек во главе своих подданных перекочевали во владения Моголистанского правителя Есен Буга-хана и обустроились «в местности Джуд-Козыбасы». По данным историка Т. Султанова, сведения об истории Казахского ханства ХУ-ХУП вв. известны почти исключительно из сочинений ираноязычных и тюркоязычных авторов. Сочинение Дулати, написанное на среднеазиатском диалекте языка фарси, было переведено на английский язык и издано в Лондоне в 1898 г. В 1864 г. В. В. Вельяминов-Зернов во второй части «Исследования о Касимовских царях и царевичах» впервые приводит персидский текст рукописи и его перевод на русский язык [Султанов, 2006:126]. Позже рукопись издавалась в переводе на русский язык, затем осуществлен перевод на казахский язык. В итоге текст оригинала претерпел некоторые изменения. Многие годы большинство исследователей вслед за П. П. Ивановым, М. П. Вяткиным и другими известными историками, первый топоним Джуд отождествляли с рекой Шу, которая протекает по территории нынешней Жамбылской области Казахстана, а местность Козыбасы располагали в Мойынкумах Жамбылской области [Акишев, Хабдуллина, 1998: 133].
Решение вопроса о первоначальной этнической территории формирования социума становится определяющим в разработке темы государствообразования [Акишев, Хабдуллина, 1998:132].
В этом аспекте прежняя трактовка откочевки Керея и Жанибека в район Мойынку-ма не имела бы смысла, так как не обеспечила бы их безопасность, эта территория находилась поблизости от владений Абулхаира.
Кроме того, Мухаммад Хайдар Дулати указывал, что «Джуд — местность в Моголи-стане. Протяженность ее месяц пути... В Джуде в одном месте имеются следы большого города. В нескольких местах сохранились минареты, купола и медресе. Поскольку никто не знает названия этого города, то моголы называют его Минара» [Мухаммед Хайдар Дулати, 1999: 37]. По мнению ученого А. Бернштама, Минара — городище Бурана около Токмака. Таким образом, очевидно, что привязка топонима Джуд к реке Шу беспочвенна, а под Джуд нужно понимать более обширную территорию.
Здесь уместно упомянуть заключение известного ученого о том, что «от государства Кангюй до Казахского ханства социополитическая история Казахстана развивается в рамках единых этногосударственных границ в многообразии экономических и этнокультурных проявлений. Культура оседлых поселений и городов на всех этапах истории определила их интегрирующую роль в формировании казахского этноса» [Сма-гулов, 2008: 191-192].
Исследование источников доказывает, что Шу-Таласское междуречье было западными владениями Керея и Жанибека, центр же созданного ими государства находился восточнее, в районе современного Алматы. Это подтверждает изучение маршрутов походов на Казахское ханство Абулхаира в 1468 г. и Убайдаллаха в 1537 г. Оба Шиба-нида оставляли позади Шу-Таласское междуречье и направлялись на восток, в районы современной Алматинской области и северного Кыргызстана [История Алматы, т. 1,2006: 222].
Казахстанские ученые — доктор исторических наук К. Акишев и кандидат исторических наук М. Хабдулина определяют границы Казахского ханства раннего периода так: «На западе граница проходила по долине реки Шу, северо-восточным склонам хребта Каратау. На востоке охватывала северо-западные гряды Заилийского Алатау с отрогами Бесбатыр, Дегерес, Козыбасы» [Акишев, Хабдуллина, 1998:141].
Археолого-топографические исследования, проведенные ими, констатировали, «что Мухаммед Хайдар был точен в своем представлении о территории расселения казахов в XV в. Он четко представлял местоположение географических ориентиров, которые приводил в своем историческом сочинении. Напротив, для современных историков Козыбасы остается до сих пор «терра инкогнито» [Акишев, Хабдуллина, 1998].
Между тем средневековый топоним Козыбасы сохранился в названии горы, расположенной на юге села Таргап. Она оконтуривала восточные пределы территории расселения казахов на западной границе Моголистана. Небольшая гора Козыбасы (1149,6 м) вместе с двумя другими: Бесбатыр (1088,4м) и Дегерес (1337,8м) составляют горную гряду, протянувшуюся с востока на запад на 43-50 км. На юге гряда, соединяясь с горой Жетижол (3267 м), образует вместе с северными склонами Заилийского Алатау межгорную долину, орошенную многочисленными родниками и горными речками [Акишев, Хабдуллина, 1998: 133].
Долина является южным пределом региона Козыбасы. На севере в него входили Шу-Илийские горы (1178) с долинами Копа и Карой, а на северо-западе — горы Аны-ракай (1095 м) и Хантау (1042 м). Вся эта территория, включая на западе низовья и среднее течение реки Шу — общей протяженностью 1000-1200 км, составляла, по мнению Мухаммеда Хайдару Дулати, округ Шу — Козыбасы.
Еще в 50-е гг. XIX в. великий казахский ученый Ш. Ш. Валиханов писал, что местность Козыбасы находится всего в двух днях пути к западу от города Верного [История Алматы, т. 1, 2006: 220]. Приведенные ученым данные показывают, что в этот период в день можно было пройти в среднем около пятидесяти километров, в лучшем случае преодолеть около 80 км. Соответственно, указываемая местность находилась на расстоянии 100-120 км от современного Алматы [Акишев, Хабдуллина, 1998: 147].
То, что под именем Козыбасы была известна местность на территории современного Жамбылского района Алматинской, области ясно из поэмы «Сураншы батыр» великого казахского акына Жамбыла:
.. .К,озыбас, Цордай жаясы,
Сонан врлеп тартылар... Жеткудыц желти
В 1935 г. историки С. Асфендияров и П. Кунте более конкретно указывали, что «Ко-зыбаши — горный джайлау на Курдае против Даргана (Таргана)».
Таким образом, еще в XIX — начале XX в. под названием Козыбасы была известна местность на территории современного Жамбылского района Алматинской области.
Археологи К. Акишев и С. Жолдаспаев проводили археологические работы в местности Козыбасы, где были исследованы поселения Бесмойнак 1-2 и Бугымуйиз, расположенные на северных склонах горы Жетижол. В ходе раскопок было обнаружено большое количество остатков жилищ, относящихся к середине XVI в. На поселении Бесмой-нак-2 были исследованы здания, по своим параметрам и сложности планировки напоминающие укрепленную усадьбу резиденции правителя [История Алматы, т. 1, 2006: 209]. На скалах вблизи села Таргап сохранились изображения родовых знаков (тамги) всех казахских жузов. По мнению исследователей, именно в этой местности — в районе села Таргап, представителями всех казахских жузов был поднят на белой кошме и провозглашен ханом нового государства — Казахского ханства — хан Керей.
В последующем, в течение нескольких ближайших лет казахские ханы в результате боевых действий вытесняют династию Шибанидов с занимаемой территории нынешнего Казахстана, а внук Абулхаира — Мухаммед Шейбани- хан перекочевывает на юг в междуречье Амударьи и Сырдарьи и создает там Узбекское ханство, а место Ак-Орды переходит к Казахскому ханству во главе с Касым-ханом [История Алматы, т. 1,2006:210].
Таким образом, есть все основания считать, что местом создания и провозглашения Казахского ханства является не район Шу недалеко от города Тараза, а окрестности Алматы, от которого началось расширение государства на север, запад, юг и восток. В результате чего в годы правления Касым-хана (1511-1521 гг.) население Казахстана, согласно историческим источникам, составляло более одного миллиона человек и занимало территорию, соответствующую нынешней территории Республики Казахстан, известную в мире как мощное самостоятельное государство — Казахское ханство.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Акишев К., Хабдуллина М. Казахское государство Х-ХУ1 вв.: этническая территория, памятники культуры // Евразийское сообщество: общество, политика, культура. Астана, 1998. Т. 1 (21). С. 132-147.
Ерофеева И. В. Система ханской власти в кочевом обществе казахов в XVI — середине XIX в.: структуры и механизмы управления // Роль степных городов и цивилизации номадов : материалы Международной научной конференции, посвященной 10-ле-тию Астаны. Астана, 2008.
История Алматы. Астана, 2006. Т. 1. 354 с.
Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. Астана, 1999. 652 с.
Смагулов Е. Средневековый Сауран: на перекрестке проблем и мнений // Роль степных городов и цивилизации номадов : материалы Международной научной конференции, посвященной 10-летию Астаны. Астана, 2008. С. 191-192.
Султанов Т. Поднятые на белой кошме. Астана, 2006. 253 с.
Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование В. П. Юдина. Алма-Ата, 1992.
REFERENCES
Akishev К., Khabdullina М. Kazakhskoe gosudarstvo X-XVI w.: etnicheskaia^territoriia^ pamiatniki kul'tury [Kazakh state of X-XVI вв.: ethnic territory, monuments of culture]. Evraziiskoe sobshchestvo: obshchestvo, politika, kul'tura. Astana, 1998. 1 v (21). Pp. 132-147 (in Russian).
Erofeeva I. V. Sistema khanskoi vlasti v kochevom obshchestve kazakhov v XVI — seredine XIX v.: struktury i mekhanizmy upravleniiT [System of khan power in nomadic society of Kazakh in XVI — middle of XIX of century : structures and management mechanisms]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsli "Rol" stepnykh gorodov itsivilizatsii nomadov", posviashchennot 10-letiiug. Astana. Astana, 2008. P. 67 (in Russian).
IstoriiiTAlmaty [History of Almaty].l v. Astana, 2006. 354 p. (in Russian).
Mukhammed Khaidar Dulati. Tarikh-I Rashidi [Tarikh-I Rashidi]. Astana, 1999. 652 p. (in Russian).
Smagulov E. Srednevekovy! Sauran: na perekrestke problem i mnenii [Medieval Sauran: on crossing of problems and opinions]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsli "Rol"stepnykh gorodov v tstvilizatsii nomadov", posviashchennaialO-letnemu iubileiug. Astana. Astana, 2008. Pp. 191-192 (in Russian).
Sultanov T. Podniatye na beloi koshme [Lifted on white thick felt]. Astana, 2006. 253 p. (in Russian).
Utemish-khadzhi. Chingiz-name [Chingiz-name]/Faksimile, perevod, transkriptslia, tekstologicheskie primechaniiaj issledovanie V. P. ITJdina. Utemish-Haji. Alma-Ata, 1992.296 p. (in Russian).