Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале
Некоторые аспекты генезиса теорий международной торговли
Аннотация: актуальность данной темы исследования обусловлена двумя причинами. Во-первых, вступление России во Всемирную торговую организацию усиливает её интеграцию в систему мирохозяйственных связей и, тем самым, повышает значимость внешнеэкономического комплекса страны. Во-вторых, эффективное исследование проблем международной интеграции и экономического роста российских регионов в условиях глобализации мировой экономики требует тщательного исследования теоретических основ международной торговли.
Ключевые слова: теории международной торговли, модель торговли
Gichiev N.S. Some aspects of the genesis of the theory of international trade
The relevance of this research topic is due to two reasons. First, Russia's entry into the World Trade Organization strengthens its integration into the global economic system and, thus, increases the importance of foreign eco-nomic complex. Second, the effective investigation of inter-national problems of integration and economic growth in Russian regions in terms of globalization of the world economy requires a careful study of the theoretical foundations of international trade.
Key words: international trade theory, a model of trade.
Исследования классических теорий международной торговли со всей очевидностью свидетельствуют о наличии двух важнейших краеугольных положений: (1) международная торговля движется на основе сравнительных преимуществ, детерминированных дифференциацией альтернативной стоимости товаров в различных странах; (2) международная торговля осуществляется компаниями, которые могут быть представлены в каждой стране однородными репрезентативными фирмами. В последующем научная состоятельность указанных теоретических постулатов была поставлена под вопрос. Так, развивая положение о сравнительных конкурентных преимуществах, Дж. Милль и А. Маршалл пришли к выводу, что сравнительные преимущества могут возникать и в результате различий в продуктивности экономик различных стран. Иной подход к трактовке сравнительных преимуществ наблюдается в так называемой «факторной модели» Э. Хекшера - Б.Олина, рассматривающей в качестве детерминант международной торговли различия в факторообеспеченности отдельных отраслей или стран. Если в рамках «старой теории торговли (Э.Хекшера - Б.Олина, Дж. Милля и А. Маршалла) в основном раскрывалась сущность механизма развития межотраслевой торговли, то расширение в секторе внутриотраслевой торговли однотипными товарами было возможно на основе «новой теории торговли» (П. Кругман, Э. Хелпман, Р. Этиер), воплотившей в себе идеи экономии от масштаба, несовершенства конкуренции и предпочтения потребителей. Таким образом, П. Кругман и Э. Хелпман интегрировали старую и новую теории торговли, включив в модель сравнительных преимуществ, возрастающую отдачу от масштаба и дифференциацию продуктов. Следует отметить, что расширенная модель П. Кругмана - Э. Хелпмана после включения некоторых допущений о различиях в технологии, торговых издержках и цене факторов производства позволяла достаточно адекватно объяснять существовавшие торговые потоки вплоть до конца 1990-х гг. Первопричиной указанных допущений следует считать отсутствие статистики, позволяющей анализировать торговлю на более дезагрегированном уровне. Появление более подробных статистических данных об инвестициях и трудовых ресурсах, в том числе в отраслевом разрезе, позволило Э. Хекшеру и Б. Олину предложить теорию, в основе которой лежало предположение о том, что торговля основывается на разной обеспеченности стран факторами производства. В дальнейшем В. Леонтьев протестировал ее эмпирически, а П. Самуэльсон развил аналитический аппарат. В 1950-1960-е гг. стала доступна еще более детальная статистика производства и торговли в отдельных отраслях, и сразу же возникли
Гичиев
Набиюла
Сапиюлаевич
15.
к.э.н., с.н.с. ФБГНУ РАН ИСЭИ ДНЦ РАН, г. Махачкала
Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале основанные на новом эмпирическом материале теории межотраслевой и внутриотраслевой международной торговли, связанные с именами Б. Балассы и М. Вернона.
Коренной перелом в исследованиях международной торговли обозначился после публикации статистических данных на уровне индивидуальных фирм. Исследования на новой эмпирической базе обнаружили, что, во-первых, только незначительная часть фирм в каждой стране была вовлечена во внешнюю торговлю, и. во-вторых, фирмы, вовлеченные в международную торговлю, принципиальным образом отличались от фирм, работающих только на внутренний рынок. Обнаруженная неоднородность компаний, разрушала прежнее допущение о репрезентативной фирме и выводило отмеченную категорию за рамки теории международной торговли. В результате исследования сконцентрировались на организационном поведении фирм. Наиболее популярная модель гетерогенности фирм как основы международной торговли была предложена Марком Мелицем (2003). Модель Мелица исходит из того, что фирмы, даже действующие в одной отрасли, различаются по уровню производительности и делит все фирмы на три категории - неэкспортирующие (работающие только на внутренний рынок), экспортирующие (вывозящие товары) и многонациональные (создающие предприятия на основе прямых инвестиций за рубежом для производства товаров на зарубежный рынок на месте).
Модель Мелица формализовала три идеи, которые обсуждались уже в течение многих лет: во-первых, идею различия в производительности фирм, производящих дифференцированный продукт, которая может быть отнесена к Кругману (Krugman, 1980). Во-вторых, идею Гомори-Баумоля (Gomory-Baumol, 2000) о том, что быть экспортерами могут быть только наиболее прибыльные фирмы. В-третьих, идею о необходимости в явной форме моделировать проблему торговых издержек, перед тем как объяснять направления или объемы торговли, которая, как считают Обстфельд-Рогофф (Obstfeld-RogofY, 2000), лежит в основе одной из шести основных загадок международной макроэкономики. Заслуга Мелица состоит в том, что он интегрировал все эти идеи в простую и эмпирически оцениваемую модель, которая позволяет установить, какие фирмы будут экспортировать и какие продукты, какие фирмы будут инвестировать за рубеж и в каких масштабах и какие будут производить только на местный рынок. Недостаток модели Мелица состоит в том, что она показывает только долгосрочные преимущества перераспределения производственных усилий в пользу наиболее производительных фирм вследствие их выхода на внешний рынок. Вместе с тем, простота и достаточная универсальность модели Мелица обусловили разработку различных ее расширений и востребованность для анализа во многих смежных сферах. Описанные выше модели инициировали дальнейшее совершенствование теоретических основ развития международной торговли. К числу наиболее значимых теорий можно отнести: либерализацию торговли, факторную модель торговли, гравитационную модель торговли, модели бизнес-цикла и д.р. Приведем их краткую характеристику.
Либерализация торговли. Болдуин и Форслид (Baldwin and Forslid, 2006) показали, что в данной модели либерализация приводит к сокращению торговых издержек, что позволяет увеличить прибыль фирм и сократить пороговый уровень производительности, который необходим, чтобы фирма стала экспортировать, но более высокий уровень производительности необходим для выживания фирм, работающих только на внутренний рынок. Из этого следует, что либерализация торговли ведет к более высокому среднему уровню производительности, поскольку только наиболее эффективные фирмы могут позволить себе высокие затраты по выходу на внешний рынок и будут в результате производить на экспорт.
Факторная модель торговли. Бернард и соавторы (Bernard et al., 2007) показали, что различия в производительности между фирмами усиливают результаты теории внешней торговли Хекшера-Олина, в соответствии с которой страны экспортируют те товары, для производства которых они относительно лучше обеспечены факторами производства. Кроме того, в каждой стране торговля увеличивает производительность в большей степени в тех отраслях, в которых страна относительно лучше обеспечена факторами производства.
Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале Гравитационная модель. Модели размеров торговли как некоторой функции от экономического размера стран и расстояния между ними используются на протяжении многих лет для целей сопоставления реального объема торговли с потенциальным.
Модели бизнес-цикла. Гирони и Мелиц (Ghironi and Melitz, 2005, 2007), используя модель с разнородными фирмами и монополистической конкуренцией, показали, что рост и спады в международной торговле могут быть связаны с циклами деловой активности.
Сначала 1990-х гг. в экономической литературе возобновился интерес к пространственным моделям (spatial models) международной торговли (гравитационным моделям международной торговли), берущим начало с книги Тинбергена (Tinbergen, 1962). Его вывод, что двусторонняя торговля прямо пропорциональна экономическому размеру стран и обратно пропорциональна расстоянию между ними, получил название уже упоминавшейся выше гравитационной модели международной торговли. Помимо экономики она стала активно - и весьма успешно - использоваться в маркетинге, логистике, демографии, здравоохранении и других отраслях.
Объединение гравитационной модели с теорией торговли между разнородными фирмами. Болдуин и Харриган (Baldwin, Harrigan, 2007) протестировали все основные модели с использованием высокодезагрегированных данных о торговле американских фирм. Ни одна из моделей главного течения теории международной торговли, включая современные версии сравнительных преимуществ (Eaton, Kortum, 2002), монополистической конкуренции (Helpman, Krugman, 1985) и монополистической конкуренции с разнородными фирмами (Melitz, 2003), не смогла объяснить реально существующие направления торговли. В результате авторы были вынуждены предложить расширение модели Мелица, которая все же показала лучшие результаты по отношению к другим моделям, чтобы подстроить ее под факты. В частности, уловить в формальной модели тот факт, что большинство экспортеров поставляют свои товары только очень небольшому числу импортеров, случаи нулевого экспорта обычно положительно коррелируют с расстоянием и отрицательно - с размером (фирмы чаще экспортируют в большие близлежащие страны), и что на большие расстояния перевозится только дорогая экспортная продукция (средняя цена единицы экспорта позитивно коррелирует с расстоянием между экспортером и импортером).
Зависимость торговли от размера предприятия. Обычно считается, что размеры зависят от уровня их производительности. Холмс и Стивене (Holmes and Stevens, 2010) предлагают альтернативную теорию, в соответствии с которой крупные предприятия производят стандартизированную продукцию, тогда как мелкие и средние - уникальные товары.
Из проведенного выше краткого обзора теорий международной торговли можно сделать следующие выводы:
- в основе международной торговли все-таки лежат рикардианские сравнительные преимущества;
- для объяснения и анализа международной торговли стали более активно использоваться инструменты смежных с международной экономикой экономических и неэкономических дисциплин - микроэкономики, политологии, географии, психологии.
- все меньшее значение придается различиям в сфере международной и внутренней торговли.
- новейшие модели, несмотря на всю их внешнюю сложность, стали исходить из более реалистичных предпосылок по сравнению с классическими моделями внешней торговли.
Литература:
1.Anderson, James and Eric van Wincoop. Trade costs // Journal of Economic Literature, 2004, volume: 42, Issue: 3, September.
2.Baldwin, Richard, and James Harrigan. Zeros, Quality, and Space: Trade and Aggregate Industry Productivity // Econometnca, 2007, vol. 71, No. 6, p. 1695-725.
3.Deardortf, A. How Robust is Comparative Advantage? // Review of International Economics, 2005, 13:5
4.Grossman, Gene and Elhanan Helpman. Outsourcing in a Global Economy // Review of Economic Studies, 2005, vol. 72, no. 1, January.
5.Haberler, Gottfried The Theory of International Trade. 1936.
6.Helpman, ЕD. Marin, Th. Verdier. The Organization of Firms in a Global Economy. Harvard University Press, 2008
7.Krugman, Paul. Scale Economies, Product Differentiation and the Pattern of Trade // American Economic Review, 1980, vol. 70, p. 950959.