Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирвоания системы менеджмента качества образования в вузе'

Некоторые аспекты формирвоания системы менеджмента качества образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ORGANIZATIONAL STRUCTURE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верховская Елена Павловна

Рассматривается опыт организации управления и развития системы менеджмента качества образования в вузе. Определены основные этапы и направления формирования ключевых процессов, представлен обзор организационной структуры управления системой менеджмента качества в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, а также даны рекомендации по основным мероприятиям, направленным на формирование системы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верховская Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF FORMIROVANIYA OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE UNIVERSITY

This article discusses the experience in organization management and development of the quality management system of education at the University. Defined milestones and directions of formation of key processes, presents an overview of the organizational structure of the management system of quality management in the Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy, as well as recommendations on major activities aimed at establishing a system in the University.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирвоания системы менеджмента качества образования в вузе»

УДК 378

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРВОАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Е.П. Верховская

Рассматривается опыт организации управления и развития системы менеджмента качества образования в вузе. Определены основные этапы и направления формирования ключевых процессов, представлен обзор организационной структуры управления системой менеджмента качества в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, а также даны рекомендации по основным мероприятиям, направленным на формирование системы в вузе.

Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, система менеджмента качества, организационная структура управления

В современных условиях модернизации российского образования и его ориентирования на интеграцию в общеевропейскую систему образования главной задачей государственной образовательной политики становится обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Основными мотивами, побуждающими к повышению качества образования, стали высокие темпы расширения доступности высшего образования, усиление конкуренции между вузами в борьбе за выбор абитуриента, рост затрат на образование со стороны государства, предприятий, родителей и студентов.

При этом даже занимающие лидирующее положение на региональном рынке образовательных услуг вузы вынуждены вести конкурентную борьбу за абитуриентов, и основным аргументом в такой борьбе становится качество образования.

В такой ситуации перед руководством вузов возникает вопрос о необходимости формирования таких условий его функционирования и развития, которые бы гарантировали высокое качество предоставляемых образовательных услуг.

В педагогической науке имеются разные трактовки понятия «качество образования». Общий их смысл сводится к одному: это результат функционирования образовательной системы, определяющий уровень знаний, опыт и способы деятельности обучающихся, с одной стороны, эффективность предпринимаемых вузом образовательных мер и педагогических решений, - с другой.

В Программном документе ЮНЕСКО «Реформирование и развитие высшего образования» записано: «Качество высшего образования является

понятием, характеризующимся многочисленными аспектами, и в значительной мере зависит от контекстуальных рамок данной системы, институциональных задач или условий и норм в данной дисциплине» (в том числе специальности, направления подготовки) [3, с. 35].

В ст. 10 всемирной декларации о высшем образовании для XXI века говорится: «Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности». В декларации также подчеркивается необходимость усиления внимания к конкретным национальным и региональным условиям, с тем, чтобы учитывать многообразие и избегать унификации высшего образования, а также актуальность требования международного измерения высшего образования как одной из неотъемлемых характеристик современного качества [4].

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» под «качеством образования» понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].

Таким образом, законодательно определено, что от правильного целеполагания зависит выбор и построение модели образовательной системы, продолжительность, виды, формы образования. Эти цели должны быть ясны и тем, кто учится, и тем, кто заинтересован результатом образования, - заказчики образовательной услуги.

Данный факт объясняется, прежде всего, резким ростом числа рабочих мест, требующих более сложной и длительной подготовки.

Следовательно, открытие в вузе приоритетных направлений подготовки и реализация программ непрерывного профессионального образования для региональной экономики составляют одно из важнейших условий управления качеством образования вуза. Кроме того, тенденция использования в процессе подготовки технологий, обеспечивающих включение в учебный процесс не только предметного, но и социального контекста будущей профессиональной деятельности, приводит к хорошим результатам.

Новые стандарты позволяют выстраивать современные системы профессионального образования вокруг процессов повышения общекультурных и профессиональных компетенций выпускников. Показателем конкурентоспособности вуза на региональном рынке образовательных услуг становится широкий спектр образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного образования по

укрупненным группам специальностей и приоритетных направлений подготовки для региональной экономики, междисциплинарная опережающая подготовка конкурентоспособных кадров, обладающих требуемыми компетенциями.

Таким образом, условием, явно необходимым для управления качеством образования регионального вуза, является развитие в нем системы интеграции образования, науки и производства в процессе подготовки кадров и научно-исследовательских работ.

Одним из необходимых условий управления качеством предоставляемых образовательных услуг в вузе является наличие в нем сертифицированной системы менеджмента качества (далее по тексту -СМК). Сертификация дает вузу ряд преимуществ перед другими вузами: повышение гарантии качества образовательного процесса, имиджа вуза, доверия со стороны партнеров.

Специфику СМК вуза определяет его основная деятельность -образовательная, главными задачами которой являются воспитание и подготовка квалифицированных специалистов. Эффективность внедрения и функционирования СМК зависит от правильной оценки вузом всех своих процессов с точки зрения требований и ожиданий каждой из заинтересованных сторон [2].

Внедрение СМК в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого идет по следующим основным направлениям: формирование организационной структуры управления, реализация процессного управления повседневной деятельностью вуза, разработка документационного обеспечения процессов СМК, анализ ожиданий потребителей образовательных услуг.

Организационная структура СМК отражает функциональную подчиненность, взаимодействие структурных подразделений вуза по вопросам обеспечения качества образования (рисунок).

Структура СМК ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Основополагающие вопросы, связанные с разработкой, внедрением, совершенствованием СМК, выносятся на рассмотрение Ученого совета университета. Общее руководство разработкой и внедрением СМК осуществляет ректор. Непосредственное руководство в области менеджмента качества возложено на проректора по развитию и качеству образования, который наделен полномочиями в области управления, постоянного контроля и оценки системы качества в университете. Планирование и координацию работ по поддержанию эффективности СМК проводит Совет по качеству. В разработке документации системы качества, формировании и реализации корректирующих и предупреждающих мероприятий участвуют уполномоченные по качеству структурных подразделений. Оперативное управление в области качества осуществляется Центром менеджмента качества образовательных услуг.

Центр менеджмента качества образовательных услуг был создан в 2009 году в целях повышения качества подготовки специалистов.

Основными направлениями деятельности Центра менеджмента качества образовательных услуг сегодня являются:

^ реализация миссии и политики университета в области качества образовательных услуг;

^ разработка и внедрение документации, организация процесса сертификации;

^ поддержание эффективного функционирования и проведение мероприятий, направленных на постоянное улучшение и совершенствование СМК образования в университете;

^ проведение внешнего и внутреннего аудита СМК; ^ разработка и внедрение внутренних и внешних механизмов оценки качества подготовки специалистов;

^ обобщение, анализ и распространение опыта университета в области внедрения инновационных средств, методов и процедур оценивания результатов;

^ проведение мониторинговых исследований степени удовлетворенности потребителями качеством предоставляемых университетом образовательных услуг;

^ оказание консультативной помощи структурным подразделениям университета по вопросам, связанным с функционированием СМК.

Важным этапом внедрения СМК является определение процессов -логически упорядоченных этапов действий, совершаемых в организации. Критерием отбора процессов должна служить специфика деятельности вуза, а также заявленные приоритеты в рамках стратегических, тактических и оперативных целей его развития.

Обеспечение процессов менеджмента в университете выполняет ректорат, который установил, что основополагающей целью вуза при подготовке компетентных, высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на региональном рынке труда, является высокое качество образования. Ключевыми для университета являются следующие основные процессы: довузовская подготовка, прием студентов, реализация основных и дополнительных образовательных программ, воспитательная и внеучебная работа со студентами, подготовка кадров высшей квалификации, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность. Среди вспомогательных процессов наибольшее внимание уделяется кадровому обеспечению, библиотечному и информационному обслуживанию, социальной поддержке студентов и сотрудников. В рамках основных и обеспечивающих процессов значительная роль принадлежит процессам измерения, анализа и улучшения.

Таким образом, с учетом методов и подходов, предложенных международными стандартами, а также личного опыта практической разработки и внедрения СМК образовательных услуг следует, что для эффективного управления качеством образования в вузе необходимо провести целый ряд ключевых мероприятий, реализуемых на следующих этапах.

1. Предпроектный этап, вклющий: мотивационный этап - принятие руководством вуза решения о создании системы управления качеством образовательных услуг, соответствующей требованиям международных стандартов; создание руководящих и рабочих органов по разработке и внедрению СМК; организацию и проведение обучения в области качества образования и современных направлений системного управления качеством участников основных процессов.

2. Аналитический этап, включающий анализ действующей системы управления качеством в вузе на соответствие требованиям выбранного стандарта; разработку стратегических целей и политики вуза в области качества.

3. Этап проектирования, содержащий: планирование СМК, включая формирование плана работ; формирование ключевых процессов; разработку документации и информационной модели СМК и интеграцию ее в управленческие процессы вуза.

4. Этап внедрения, вклющий: создание новой организационной структуры по координации работ в области менеджмента качества; создание института уполномоченных по качеству; создание службы внутреннего аудита; внедрение системы менеджмента качества и ее корректировку по итогам самооценки.

5. Этап сертификации СМК и процесса ее постоянного улучшения. Совершенствование осуществляется на основе систематического аудита качества образовательного процесса, периодического контроля и анализа

функционирования СМК и обратной связи с заинтересованными сторонами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173432

2. Верховская Е.П. Управление проектами в системе профессиональной подготовки студентов //Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. С. 112-115.

3. Реформа и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995. 46 с.

4. Селезнева Н. А. Новые тенденции в высшем образовании // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 36.

Верховская Елена Павловна, канд. экон. наук, доц., проректор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университета им. Л.Н. Толстого.

SOME ASPECTS OF FORMIROVANIYA OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT

THE UNIVERSITY

E.P. Verkhovskaya

This article discusses the experience in organization management and development of the quality management system of education at the University. Defined milestones and directions of formation of key processes, presents an overview of the organizational structure of the management system of quality management in the Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy, as well as recommendations on major activities aimed at establishing a system in the University.

Key words: quality of education, quality of education management, quality management system, organizational structure management

Verkhovskaya Elena Pavlovna, candidate of economic Sciences, docent, Vice-rector for development and quality of education, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.