Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования у будущих учителей гендерной педагогической культуры'

Некоторые аспекты формирования у будущих учителей гендерной педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ / GENDER CULTURE / GENDER COMPETENCE / PROFESSIONALISM IN FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безушко С.В.

В статье рассматриваются вопросы гендерной компетентности будущих педагогов. Раскрыты вопросы гендерной культуры и профессионализма в образовании. Положено начало методологической подготовки студентов вузов по вопросам гендерной тематики с целью формирования у них гендерной педагогической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of formation at the future teachers of gender pedagogical culture

This article examines issues of gender competence future teachers. Solved issues of gender and culture professionalism in education. The beginning of the methodological training of students of higher educational institutions on gender issues, with the aim of forming their gender pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования у будущих учителей гендерной педагогической культуры»

21. Савчин М. В. Педагопчна психолопя: навч. noci6. / М. В. Савчин. -К.: Академвидав, 2007. - 422 с.

22. Чаплипн А. Со^альна реадаптацiя у життевм перспективi / А. Чаплигiн. // Со^альна психологiя. - 2004. - № 5 (7). - C. 20-24.

23. Щотка О. П. Вкова психолопя доросло! людини: навч. noci6. /О. П. Щотка. - [2-е вид.]. - Нжин: НДПУ, 2001. - 194 с.

Val'o L.I. Psihologicheskie osnovy optimizpcii processa readaptaciipedagogov predpensionnogo vozrasta/L.I.Val'o // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2014. - S. 73-91.

© Л.И. Вальо, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014

— • —

УДК 371.13:370.043.1

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ8.

С.В. Безушко, Николаевский политехнический колледж (Николаев, Украина), e-mail: bsv94@yandex.ru

Резюме. В статье рассматриваются вопросы гендерной компетентности будущих педагогов. Раскрыты вопросы гендерной культуры и профессионализма в образовании. Положено начало методологической подготовки студентов вузов по вопросам гендерной тематики с целью формирования у них гендерной педагогической культуры.

Ключевые слова: гендерная культура, гендерная компетентность, профессионализм в образовании.

8 Статья рекомендована: Слюсаренко Нина Витальевна, профессор кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, доктор педагогических наук, профессор, Херсонский государственный университет.

Современное общество ставит новые задачи перед будущими специалистами, одновременно требуя от них высокой активности не только в приобретенной ими профессии, а в умении быть успешными, грамотно и креативно мыслить, обладать отлично сформированной обучающей и воспитательной базой и творческим арсеналом.

В то же время, к сожалению, часто выпускники педагогических вузов оказываются не способными к творческой деятельности на практике. Потому высшие учебные заведения должны выполнять не только функции передачи знаний при подготовке компетентного специалиста, а так же быть организаторами воспитательной работы на различных уровнях.

К органам, которые занимаются делом воспитания студенческой молодежи, можно отнести: совет по воспитательной работе, институт кураторов наставников студенческих групп, студенческий профком, советы студенческого самоуправления университета и факультетов.

Цель деятельности этих органов определяется конкретными задачами, решение которых приведет к достижению желаемого результата.

На сегодняшний день к числу традиционных направлений воспитательной работы со студентами можно отнести формирование у них тендерной культуры.

Гендерное направление является на современном этапе важным ускорителем на пути к ценностным ориентирам личности, ядром правильной социализации и переходом от бесполого ощущения в социуме к надлежащему ощущению полоролевой позиции.

И. Клецина обращает внимание на то, что «в школах и университетах мы узнаем, кто важен для общества, а кто - нет, кто повлиял на ход истории, на развитие науки, искусства, литературы и социальной организации, какие возможности и какая ответственность существует для разных людей в обществе. Образовательные учреждения наряду с остальными агентами социализации определяют наши идентичности, а также имеющиеся у нас возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Наконец, школы учат нас на собственном примере. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли, встраивают в нас модель «нормальной» жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции» [2].

Таким образом, перед системой современного образования стоит задача - формирование у будущих педагогов гендерной культуры. Ее реализация возможна не только через интеграцию гендерного компонента в

образование, а и путем интеграции в политику образования гендерной педагогической культуры.

Под гендерной педагогической культурой учителя понимается совокупность социально-главных знаний, навыков и умений полоролевого взаимодействия в образовательной и неформальной детско-семейной сфере, отражающих степень формирования необходимых морально-этических качеств, а также разработанных педагогической практикой способов, моделей, правил и норм действий, направленных на совместное решение мужчинами и женщинами учебно-воспитательных задач [1].

Вопросы формирования гендерной культуры будущих специалистов вузов в образовательном процессе фундаментально изучают, например, российские и украинские ученые: Н. Андреева, Т. Голованова, Т. Доронина, И. Лысова, А. Мудрик, С. Рыков, В. Созаев, И. Иванова и др.

Гендерная культура - глобальное осмысление картины мира в ракурсе современного гендерного взгляда, отказ от дискриминаций по половому признаку, эгалитарное признание равенства прав и возможностей мужчины и женщины в обществе.

Гендерную педагогическую культуру определяют такие образующие ее компоненты, как: гендерная грамотность, гендерное самообразование, гендерная чувствительность. В контексте профессиональной деятельности учителя эти компоненты дополняют друг друга.

В основе гендерной культуры лежит гендерная компетентность будущего педагога. Ряд ученых убеждены в том, что будущий специалист должен владеть в рамках осваиваемой им профессии гендерной компетентностью, которая, безусловно, связана с профессиональной деятельностью. Гендерная культура несет определенный смысл ценностям и ори-ентациям личности с весомым акцентом на толерантный характер гендер-ных ролей в обществе. Таким образом, гендерная компетентность в совокупности представляет знание о гендере, гендерном подходе в образовании, стратегию организации гендерного подхода в педагогической работе.

Согласно выше сказанного, одним из основных вопросов на сегодня является качественная подготовка выпускников педагогических вузов по гендерной тематике. И одним из эффективных путей ее решения является внеаудиторная работа.

Вопросы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов через призму гендерного подхода сегодня исследуют ряд ученых (И. Клецина, А. Мудрик, Е. Ярская-Смирнова и др.). Значительный вклад в разработку концепции гендерного подхода в педагогическом образовании

осуществили: А.Воронина (проблемы разработки теории и методологии тендерных исследований, определение их места в системе подготовки студентов), Л. Штылева (разработка методических программ для учителей по вопросам внедрения гендерного образования и воспитания в средней школе). Гендерный подход при подготовке будущих учителей имеет место в работах: Н. Гендерник, С. Матюшковой, М. Поливянной, А. Шнырова, Л. Шолоховой.

Исследователи пришли к выводу, что внеаудиторная воспитательная работа с гендерным курсом дает будущим учителям возможность подготовиться к гендерному воспитанию детей в общеобразовательных школах. Понимание студентами главных направлений гендерного воспитания изменит многие стереотипы полоролевой позиции в обществе и позволит осуществить на практике личностно-ориентированный подход к мальчикам и девочкам, учитывая их индивидуальные качества в соответствии с полом.

Важно отметить, что на современном и достаточно сложном этапе развития общества гендерная педагогика испытывает потребность в специалистах, которые способны привлекать детей к системе ценностных жизненных ориентиров, стимулировать биологические и социальные параметры личности согласно полоролевой позиции.

Перспектива интеграции гендерных теорий более эффективно активизируется во внеаудиторной работе со студентами педагогических вузов.

Ученые определяют три основных направления внеаудиторной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все названные направления необходимо использовать для формирования у будущих учителей гендер-ной педагогической культуры. Индивидуальная работа предусматривает выполнение студентами небольших творческих работ, исследовательских проектов. Групповая - включает организацию отдельных кружков по ген-дерной тематике, а также временных групп, привлекаемых к подготовке праздников и выставок. Массовая - включает в себя организацию круглых столов, конференций, концертов.

Сложный процесс формирования у будущих учителей гендерной педагогической культуры должен осуществляться с помощью интерактивных методических разработок. Например, целесообразно и достаточно важно ознакомить студентов с содержанием понятий: «гендер», «гендер-ная культура», «гендерное равенство», «полоролевой статус», «гендерная социализация» и т. п. Студенты должны знать законодательные и нормативные акты, которые были утверждены и подписаны по гендерным во-

просам. Только в сентябре 2000 году на Всемирном самите ООН Украина среди 189 стран - членов ООН подписала Декларацию Тысячилетия, в которой сформулированы основные цели в сфере развития, где одна из основных - достижение равенства мужчин и женщин. Идеи гендерного паритета закреплены и в Конституции Украины. В 2006 году вступил в силу Закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» [3].

Чрезвычайно важной формой внеаудиторной работы со студентами по гендерной проблематике является создание проектов на темы: «Тендерное равенство», «Женщина и мужчина - формула успеха», «Портрет современной женщины», «Портрет современного мужчины».

Можно провести конференции, посвященные такой тематике: «Выдающиеся женщины ХХ столетия», «Мужская дискриминация в современном обществе», «Женщина в мусульманском мире» и т. п.

Очень полезно ознакомить студентов с различными методическими рекомендациями по гендерному воспитанию мальчиков и девочек, которые предлагают многие исследователи. Такие рекомендации можно найти у ведущих ученых Украины: С. Выхор, Т. Говорун, О. Кикинежди, В. Кравец, О. Луценко, Н. Павлущенко, Н. Слюсаренко, О. Цокур и др.

Рекомендации ученых помогут студентам получить существенную профессиональную подготовку для работы в общеобразовательных заведениях (подготовиться к гендерному воспитанию учеников различных возрастных категорий: дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников; научиться осуществлять гендерный подход к ученикам в сфере досуга, во время отдельных воспитательных мероприятий).

В настоящее время позитивным является то, что проводится экспертиза скрытых дискриминаций в учебной литературе и методических пособиях, разрабатываются необходимые рекомендации и программы, которые дают возможность переосмысления стереотипного представления о роли мужчины и женщины в обществе. Формы реализации гендерного подхода изучаются на конференциях, семинарах-практикумах, в научных исследованиях.

Таким образом, в настоящее время формирование у будущих учителей гендерной педагогической культуры является одним из перспективних направлений в системе подготовки компетентного учителя вообще и одной из ключевых составляющих в воспитательном процессе студентов, в частности. Систематическая работа со студентами по гендерной тематике не только углубит знания будущих педагогов, а и

сформирует новую внутреннюю жизненную позицию, избавит от традиционно-стереотипного менталитета в отношении ролей женщины и мужчины в современном обществе, поможет сформировать у них тендерную культуру.

Литература:

1. Кмневд О. Формування Гендерно! культури молодк проблеми та перспективи / О. Кшневд // Шлях освiти. — 2004. — № 4. — С. 27—29.

2. Клецина И. С. От психологии пола - к тендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С. 61—78.

3. Кобелянська Л.С. Внесок Оргаызаци Об'еднаних нацм у формування Гендеро! полiтики // Укра!на: розвиток щеологи Тендерного паритету : матерiали науково-практично! конференци та репональних семiнарiв-практи^в. — К. : «Полтехнка», 2004. — С. 47—53.

Bezushko S.V. Nekotorye aspekty formirovanija u budushhih uchitelej gendernoj pedagogicheskoj kul'tury /S.V. Bezushko // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2014. - S. 91-96.

© С. В. Безушко, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014 — • —

УДК: 371.113.1

СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ9

Бердыева Д. Ш. Бухарский государственный университет (Узбекистан, Бухара), e-mail: psixologiya_jurnali@rambler.ru

Резюме. В статье обсуждается вопрос взаимосвязи стиля руководства и его зависимость от особенностей личности

9 Материал к публикации представил научный руководитель: Джумаев Улугбек Саттарович, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и социологии Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.