Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования системы управления природопользованием в городских условиях'

Некоторые аспекты формирования системы управления природопользованием в городских условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПЕКТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ГОРОД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Харипова Зура Расуевна

В данной статье рассмотрены некоторые аспекты формирования системы управления природопользованием в городских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования системы управления природопользованием в городских условиях»

УДК 631.552

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ

З.Р. Харипова

Ростовский государственный строительный университет

В данной статье рассмотрены некоторые аспекты формирования системы управления природопользованием в городских условиях.

Ключевые слова: аспекты; формирование; управление; природопользование; город.

In this article some aspects of formation of a control system of environmental management in city conditions are considered.

Key words: aspects; formation; management; environmental management; city.

В сложившихся условиях стратегической задачей муниципального управления должно стать достижение такого качества окружающей среды, которое обеспечит не только экологическую безопасность города, но и его устойчивое развитие. Следовательно, принимаемые решения должны рассматриваться с точки зрения их значимости для города в целом, отдельных граждан или их групп, которая в существенной мере обусловлена именно социальными и экономическими последствиями.

Принятие управленческих решений всегда осуществляется в конкретных условиях на уровне муниципального образования. Базисом принятия таких решений должно быть комплексное представление о взаимодействии общества и природы. При этом при создании системы управления территорией на основе рационального природопользования, позволяющего оптимизировать взаимоотношения общества и природы, используются три основных подхода:

1. Земельно-имущественный. Логика такого метода основана на том, что земельные ресурсы считают имуществом, следовательно, управлять земельными ресурсами должно имущественное ведомство.

2. Земельно-строительный. Логика такого метода строится на том, что земельные ресурсы считают строительным ресурсом, следовательно, управлять земельными ресурсами должно строительное ведомство.

3. Природоресурсный. Логика такого метода заключается в том, что земельные ресурсы - основной природный ресурс общества, следовательно, управлять земельными ресурсами должно природоресурсное ведомство.

При этом большинство органов муниципального управления в РФ ориентируются на земельно-имущественный метод. Отрицательной стороной данного подхода является то, что, наблюдается технократический подход к управлению природопользованием, а охране природных ресурсов уделяется второстепенная роль. При таком подходе в структуре администрации есть служба, которая забирает на себя все не свойственные другим функциональным службам обязанности, и подчинена она самостоятельному заместителю главы администрации. То же самое можно сказать и о земельно-строительном подходе, принятом в рассматриваемом нами муниципальном образовании.

Применяя более перспективный, по нашему мнению, природоресурсный подход, в рамках экологической функции городского управления необходимо объединить все вопросы природопользования (землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, рыболовство) и охраны природы. Сюда же надо отнести и вопросы по

улучшению природной среды города (например, озеленение, благоустройство, создание парков и т. п.).

При этом, в качестве основы для организации городского органа управления природопользованием можно принять структуру и функции Комитета Правительства Чеченской Республики по экологии, который является уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В своей деятельности комитет опирается на законодательную базу, сформированную к настоящему моменту на республиканском уровне. Так, с 2006 по 2011 гг. Парламентом Чеченской Республики приняты основные законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно:

• Закон Чеченской Республики от 04.07.2006 г. № 10-РЗ «Об охране окружающей среды Чеченской Республики»;

• Закон Чеченской Республики от 20.11.2006 г. № 37-Р3 «Об отходах производства и потребления»;

• Закон Чеченской Республики от 04.12.2007 г. № 40-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях Чеченской Республики»;

• Закон Чеченской Республики от 20.04.2008 г. № 13-РЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Чеченской Республики гражданами для собственных нужд»;

• Закон Чеченской Республики от 03.06.2008 г. № 26-РЗ «О земельных отношениях в Чеченской Республике»;

• Закон Чеченской Республики от 06.05.2009 г. № 30-РЗ «О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых на территории Чеченской Республики».

В системе охраны окружающей среды г. Грозного важная роль отводится экологическому мониторингу - системе регулярных длительных наблюдений, дающей информацию о состоянии окружающей среды, с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды для сохранения природной среды.

В целях наиболее полного исследования загрязняющих компонентов атмосферного воздуха, Комитетом при финансовой поддержке руководства Республики приобретена передвижная лаборатория, снабженная газоанализаторами, позволяющими в режиме реального времени выявить восемь компонентов загрязняющих веществ. Стационарная лаборатория оснащена хроматографом, анализатором ртути и другими приборами.

В целях оперативного выявления органических загрязнителей в воде, воздухе и в почве Комитетом приобретены уникальные приборы, такие как хромато-масс-спектрометр, газовый хроматограф и высокоэффективный жидкостный хроматограф, существенно расширяющие диапазон анализируемых соединений. С начала функционирования лаборатории Комитетом осуществляется наблюдение за состоянием окружающей среды в г. Грозном.

Исследования атмосферного воздуха на территории города проводятся в отношении содержания 16 наименований вредных (загрязняющих) органических соединений. В частности, мониторинг атмосферного воздуха в Заводском районе г. Грозный проводится в 90 точках. Результаты исследований показывают, что Заводской район является наиболее неблагоприятным ареалом в части оказания негативного воздействия на окружающую среду города Грозный.

При проведении мониторинга объектов окружающей среды в Старопромысловском, Ленинском, Октябрьском районах г. Грозный существенных изменений в превышении санитарно-гигиенических норм не выявлено.

Комитетом Правительства Чеченской Республики по экологии начата работа по качественной и количественной оценке поверхностного слоя земли на предмет наличия загрязняющих веществ. В течение 2011-2014 года сотрудниками отдела мониторинга и анализа данного комитета было отобрано и проанализировано 10 проб. При этом в 2 пробах выявлены повышенные содержания загрязняющих веществ, в частности, нефтепродуктов. Указанные пробы были отобраны в местах нахождения пунктов размещения отходов производства и потребления, а также на территории Заводского района г. Грозный, где в прошлом были разрушены многочисленные коммуникации, которые привели к разливу нефти и нефтепродуктов.

При этом к числу основных факторов, определяющих недостаточную эффективность городской системы природопользования в условиях г. Грозного, относятся:

• увеличение численности населения на сравнительно малой при ее сильном загрязнении;

• значительное сокращение биологического разнообразия как результат последствий военной кампании 1994-2000 гг. и следствие чрезмерного загрязнения окружающей среды продуктами антиэкологичной жизнедеятельности населения;

• недостаточный уровень координации действий природоохранных, правоохранительных органов и общественных экологических организаций в области решения экологических проблем и регулировании процессов обеспечения экологической безопасности населения;

• преобладание ресурсодобывающей и ресурсоемкой деятельности при почти полном отсутствии наукоемких и безотходных технологий в структуре экономики, что приводит к деградации природной среды;

• низкая эффективность механизмов природопользования, включая недостаточное присутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

• резкое ослабление контрольных функций республиканских и городских природоохранных, правоохранительных и санитарно-эпидемиологических органов в области природопользования и охраны окружающей среды;

• высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

• низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

• низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения;

• недостаточное привлечение к решению экологических проблем научного сообщества;

• отсутствие хорошо оснащенной приборами и оборудованием современной экологической лаборатории;

• отсутствие системы экологического мониторинга природных объектов и окружающей среды в целом;

• отсутствие экологической экспертизы проектов строящихся объектов;

• слабое развитие природоохранных территорий и рекреационной инфраструктуры.

Следовательно, формирующуюся систему эколого-экономического управления городским хозяйством необходимо выстроить на основе процессного подхода, под которым понимается совокупность взаимосвязанных операций (работ) по оказанию услуг на основе потребления ресурсов с переосмыслением и перепроектированием процессов с целью улучшения деятельности. Для реализации данного подхода необходимо создание усовершенствованной модели управления городским природопользованием.

Литература:

1. Вагин В.С., Чешев А.С. Концептуальные основы формирования системы управления обращением твердых отходов. // Вестник Южно-российского государственного технического университета, № 4, г. Новочеркасск, 2015.

2. Харипова З.Р. Социально-экономические принципы использования и улучшения окружающей природной среды в городских условиях. // Вестник Южнороссийского государственного технического университета, № 5, г. Новочеркасск, 2015.

3. Чешев А.С., Карпова Н.В., Шевченко О.Ю. Стратегия организационно-экономического обоснования природоохранной деятельности в городских условиях, Ростов н/Д-Москва, «Вузовская книга», 2014.

Зура Расуевна Харипова - аспирант кафедры Экономика природопользования и кадастра Ростовского государственного строительного университета.

Zura Rasuyevna Haripova - the graduate student of the Economy of Environmental Management and Inventory of the Rostov State University of Civil Engineering.

344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

344022, Rostov-on-Don, Sotsialisticheskaya St., 162 Тел.: +7(863) 295-03-32; e-mail: kafkadastra@yandex .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.