Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования мотивации профессиональной карьеры'

Некоторые аспекты формирования мотивации профессиональной карьеры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емекеев А. А.

В работе рассмотрена роль школы, вуза и предприятия в формировании мотивации успешной профессиональной карьеры в современных условиях хозяйствования. Подчеркивается, что для обеспечения непрерывности этого процесса наряду с профессиональной ориентацией и получением профессионального образования необходимо внедрение на современных предприятиях принципов обучающейся организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Forming Professional Career Motivation

The article discusses the role of school, university, and enterprise in shaping up motivation for professional success in present-day economy. To insure the process continuity professional orientation and education should be supplemented by educational practices at the enterprises.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования мотивации профессиональной карьеры»

111111! № 4, 2004

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

А.А. Емекеев, ректор Альметьевского государственного нефтяного

института, доцент

В работе рассмотрена роль школы, вуза и предприятия в формировании мотивации успешной профессиональной карьеры в современных условиях хозяйствования. Подчеркивается, что для обеспечения непрерывности этого процесса наряду с профессиональной ориентацией и получением профессионального образования необходимо внедрение на современных предприятиях принципов обучающейся организации.

The article discusses the role of school, university, and enterprise in shaping up motivation for professional success in present-day economy. To insure the process continuity professional orientation and education should be supplemented by educational practices at the enterprises.

В современных условиях хозяйствования производственная организация выступает в роли самоорганизующейся социально ориентированной системы, функционирующей в жесткой конкурентной среде. Стратегия деятельности промышленного предприятия в подобных условиях ориентируется на завоевание и удержание определенного сегмента рынка, достижение устойчивого конкурентного преимущества. Современная производственная организация — не только экономическое, но и социальное образование, поэтому для более полного раскрытия ее возможностей востребованы прогрессивные формы организации и мотивации трудовой деятельности, позволяющие интегрировать человеческие ресурсы предприятия для достижения его целей.

Мощным институциональным фактором, влияющим на эффективность функционирования организации, является качество кадров на всех уровнях организационной иерархии. С методологической точки зрения профессиональная компетенция выступает как единство временных и пространственных характеристик построения профессиональной карьеры и концентрирует в себе совокупность объективных характеристик работников, обеспечивающих высокий уровень профессионального выполнения своих функций; фиксируемую степень практической реализации профессиональных знаний

и навыков; ориентацию на развитие карьеры в рамках деятельности предприятия, его основных организационно-технических, социально-экономических и кадровых показателей.

Профессиональная компетентность руководителей, специалистов и рабочих промышленного предприятия является производной от общих характеристик профессиональной компетенции персонала, к которым могут быть отнесены готовность адаптироваться к инновациям в сфере профессиональной деятельности, стремление к самосовершенствованию, углублению приобретенных знаний, умений и навыков; оригинальность мышления, видения проблемы, объективность в ее всестороннем рассмотрении; адаптивные способности, обеспечивающие выполнение профессиональных функций в экстремальных ситуациях; информированность в современных социально-экономических и психологических методах общения и управления.

Профессиональная компетентность составляет стержень основной деятельности предприятия, характеризует особенности личности специалистов, наличие у них необходимой квалификации в пределах занимаемой должности, а также знаний в области экономики, социального управления, юриспруденции, психологии, информатики. Непрерывность формирования мотивации успешной профессиональной карьеры при этом складыва-

© А.А. Емекеев, 2004

ется из эффективной профессиональной ориентации в период обучения в школе, профессиональной подготовки в вузе и других учебных заведениях, переподготовки, повышения квалификации по месту дальнейшей профессиональной деятельности. Подобная система преемственности предполагает обеспечение координации действий государственных органов, школы, семьи, институтов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных агентов, участвующих в ее осуществлении.

Первоначальным этапом формирования мотивации профессиональной карьеры является выбор индивидом сферы будущей профессиональной деятельности. Мотивы выбора профессии разнообразны. Они включают в себя осознание важности профессии для общества, развития различных отраслей народного хозяйства, прогресса науки и техники. Ряд побуждений связан со специфическими особенностями профессии, содержанием и характером труда, его условиями и особенностями, с желанием руководить людьми, организовывать их труд, трудиться в составе коллектива, а также с вознаграждением (зарплата, надбавки, льготы). Нахождение баланса этих мотивов, удовлетворяющего личность на как можно более раннем этапе ее формирования, является залогом эффективности дальнейшей деятельности человека на протяжении всей трудовой карьеры. Поэтому важнейшее место в обеспечении непрерывности мотивации отводится профессиональной ориентации учащихся в школе.

Новые социально-экономические условия вызвали необходимость пересмотра ряда положений отечественной профориентационной науки. Для выработки эффективных механизмов обеспечения непрерывности формирования мотивации в структуре профессиональной ориентации учащихся средних школ целесообразен междисциплинарный подход к практикам ориентации на те или иные профессии. Согласно такому подходу профессиональная ориентация является специализированной деятельностью по подготов-

ке учащихся к выбору профессии адекватно личным психологическим склонностям, способностям, социально-статусным ожиданиям, интересам и одновременно экономическим реалиям, выражающимся в востребованности со стороны общества кадров определенных профессий и квалификации.

Современная трактовка профессиональной ориентации включает, на наш взгляд, четыре основных компонента. Во-первых, профессиональную информацию, содержащую сведения о хозяйственных структурах и предприятиях, реальном или ожидаемом спросе на профессии, требованиях конкретной профессии к личности и физиологическим особенностям человека, о соответствующих профессиональных учебных заведениях. Во-вторых, профессиональную консультацию, предусматривающую сопоставление возможностей и желаний индивида с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам, рекомендующую предпочтительные пути профессионального самоопределения. В-третьих, профессиональный отбор (селекцию), в ходе которого делается заключение о пригодности или непригодности индивида к определенному виду деятельности. В-четвертых, профессиональную адаптацию как приспособление работника к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности.

Сильные и устойчивые профессиональные мотивы позволяют компенсировать недостатки общеобразовательной подготовки, успешно окончить вуз и реализовать себя в профессиональной деятельности. В этой связи интересны результаты вторичного анализа социологических опросов учителей средних школ, проведенных Российской академией образования в 1991 и 2001 гг. В ходе исследования выявлялось мнение учителей о том, что в первую очередь должна давать школа современному ученику1. Материалы данного исследования свидетельствуют о том, что за 10 лет во взглядах педагогов произошли заметные изменения. Так, на 8 % возросла доля тех, кто полагает, что школа должна давать

прочные знания, и почти вдвое — тех, кто считает, что она должна обеспечивать необходимую подготовку для поступления в вуз. В то же время снизилась доля ответивших, что школа должна обеспечивать определенный культурный багаж и (практически втрое: с 23,8 % в 1991 г. до 8,2 % в 2001 г.) что в задачи школы входит качественная предпрофес-сиональная подготовка.

В оценке учителей возросла роль ориентации школьного обучения на получение учащимися большего объема знаний, но за счет снижения значимости их общекультурной подготовки и профессиональной ориентации. В сфере образования сложилась ситуация, когда сами ее работники не рассматривают школу как ступень, на которой учащиеся получают предпрофессиональную ориентацию, формируют первичную мотивацию успешной профессиональной карьеры. Решение проблемы профессионального обучения в школе, не представляющейся учителям актуальной, отводится профессиональным образовательным институтам (средним специальным и высшим учебным заведениям). Мнение о том, что ориентация на подготовку к труду, характерная для отечественной системы школьного образования, в новых условиях неактуальна, весьма спорно. Подготовка учащихся общеобразовательных школ к осознанному выбору будущей профессии, наряду с высоким уровнем полученных знаний, составляет предпосылку правильного выбора дальнейшего обучения, способствует эффективному осуществлению селективной функции образования. Поступление в среднее специальное или высшее учебное заведение как результат уже сформированной или формирующейся трудовой мотивации учащегося является базой успешной реализации карьерных устремлений.

Отсутствие мотивационного отбора наносит ущерб не только обществу, но и самому индивиду, так как чаще всего именно те, кто не имеет мотивации будущей профессиональной деятельности, уходят из вуза разочарованными, не получив должного образования, или же заканчивают его, не рассчитывая работать

по полученной специализации. Неудовлетворенность избранной профессией проявляется в безразличном отношении к работе, в конфликтных взаимоотношениях с коллегами в трудовом коллективе, семье.

Выявление и учет мотивов успешной профессиональной карьеры в рамках школьного обучения есть начальное звено профессионального отбора, предпосылка успешного формирования и укрепления профессиональной мотивации в вузе и других учебных заведениях. Изменения в мотивации, ослабление профессиональных мотивов происходят из-за выявления уже в процессе обучения меньшей привлекательности профессии, чем это представлялось ранее.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, социально ответственного, свободно владеющего своей и смежными профессиями, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, мотивированного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. При этом, как считает В.И. Ковалев, нужно иметь в виду полимотивированность выбора профессии внешними и внутренними факторами2. Государственные меры по развитию современной системы профессионального образования являются необходимым, но не достаточным условием обеспечения непрерывности мотивации успешной профессиональной карьеры. Важное значение здесь приобретает учет внутриличност-ных мотивов.

Процесс профессиональной подготовки заключается в организованном овладении личностью нормативно одобренным способом деятельности и его трансформации в индивидуальный, что не завершается с окончанием курса профессионального обучения, в какой бы форме он ни происходил. Профессиональное обучение выступает в качестве базово-

го этапа овладения профессией. Главная особенность профессиональной подготовки состоит в ее подчиненности профессиональной деятельности. Следовательно, мотивационная сфера личности, зависящая от условий профессиональной подготовки, должна иметь двухуровневую структуру: первый уровень — мотивы профессиональной деятельности, второй — мотивы профессиональной подготовки — при условии, что второй уровень подчинен первому. Установление такого соотношения между мотивационной сферой личности и процессуальной стороной профессиональной деятельности, подразумевая рассмотрение этого соотношения в развитии, сближается с концепцией профессионального становления личности, выделяющей различные этапы развития профессионализма, характеризующиеся в то же время определенным уровнем профессионального становления личностных качеств.

В процессе профессионального становления личности можно выделить несколько ключевых стадий:

1) становление и конструирование профессиональных ориентаций индивида под влиянием первичной профессиональной социализации и приобщения к различным сферам труда в общеобразовательной школе;

2) получение профессионального образования, целенаправленная подготовка к профессиональной деятельности;

3) адаптация к профессии, активное овладение практическими профессиональными навыками, получение определенного статуса в социальной структуре коллектива;

4) полная или частичная профессиональная реализация личности, достижение карьерного роста.

Перечисленные фазы профессиональной социализации можно интерпретировать как сложный многоуровневый, многоакторный процесс постепенного приобщения индивида к определенному виду занятий, который позднее может стать профессией.

Перспективным направлением обеспечения непрерывности мотивации профессиональной деятельности является

активно развиваемая в настоящее время деятельность менеджеров по персоналу, задача которых состоит в отслеживании изменений на рынке труда и коррекции образовательных программ при активном участии в этом процессе работодателя. Разработке технологий взаимодействия «вуз — работодатель» сейчас уделяется достаточно много внимания.

В связи с обострением конкуренции на рынке высшего образования вузы прилагают повышенные усилия к совершенствованию системы подготовки молодых специалистов с учетом прогноза рынка труда. Реальным вкладом в решение этой проблемы становится проведение ярмарок вакансий молодых специалистов, на которых выпускники вузов имеют возможность пообщаться с представителями российских и западных компаний, заинтересованных в квалифицированных молодых сотрудниках, ознакомиться со стажерскими программами набора молодых специалистов. Постсоветская российская молодежь в целом адаптировалась к новым экономическим условиям, готова к ответственной, самостоятельной деятельности, открыта к получению новых знаний и навыков, но ее потенциал часто остается не востребованным на нестабильном рынке труда.

Этап профессиональной подготовки является важнейшим для обеспечения непрерывности успешной профессиональной карьеры. Вместе с тем профессиональные самоопределение и социализация личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни и не заканчивающийся с получением профессионального образования. Эффективность дальнейшей мотивации определяется степенью согласованности между индивидуальными возможностями молодого специалиста и требованиями профессиональной деятельности, а также его способностью адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, целерационально формировать профессиональную карьеру.

Работу по профессиональной адаптации следует направлять на активизацию внутренних психологических ресурсов

личности, с тем чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Повышение профессионально-квалификационного уровня рабочей силы может быть обеспечено путем сбалансированного развития структурообразующих компонентов системы профессиональной подготовки кадров:

— профессионального обучения молодежи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования;

— внутрипроизводственного обучения персонала предприятий и организа-ций3.

Новые элементы в организации труда, совершенствование технологии производства, расширение номенклатуры выпускаемой продукции и повышение ее качества целесообразно соотносить с системой профессиональной подготовки. Введение новых организационных мер, более объемная и усовершенствованная подготовка работников не приведут к желаемому результату, если они не дополняют друг друга. Обучение может превратиться в самоцель и подменить собой проведение необходимых преобразований в организационно-технической сфере предприятия, включающих в себя повышение уровня профессиональной мобильности работников, расширение их общетехнической, экономической и правовой подготовки, формирование управленческих навыков.

В целях повышения качества рабочей силы необходимо формировать на предприятиях систему развития персонала, соответствующую международным стандартам и опирающуюся на использование отечественного и мирового опыта внутрипроизводственного обучения. Вместе с тем, как справедливо отмечает В.А. Ядов, «единой модели управления и подготовки кадров на предприятиях разных стран и отраслей быть не мо-жет»4. Из этого следует, что достижение высоких результатов деятельности возможно, если организация последовательно занимается подготовкой кадров и повышением их квалификации, учиты-

вает специфику региона и отрасли. Наиболее эффективным путем достижения такой цели в условиях постиндустриального общества представляется формирование нового типа компании — так называемой обучающейся организации (learning organization). В западной теории менеджмента это понятие получило популярность еще в конце 80-х гг. XX в. и в настоящее время его анализу посвящено значительное количество работ. Наиболее емкое определение понятия дает П. Сенге: «Обучающейся можно назвать такую организацию, в которой невозможно не учиться, так как обучение — неотъемлемая часть жизни этой организации... В обучающейся организации люди постоянно совершенствуют свою способность достигать желаемых результатов, постоянно учатся тому, как учиться, постоянно открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и действуют, здесь они учатся тому, как изменять эту реальность»5.

В рамках обучающейся организации высшей ценностью становятся человеческие ресурсы, их творческое развитие и материальное благополучие. Кадровая политика в таких организациях сфокусирована на развитии системы постоянного повышения квалификации работников разного уровня. Для формирования обучающейся организации необходимы три условия. Первое — заинтересованность руководства предприятия в постоянном совершенствовании каждого работника. Второе — использование специальных методов, технологий, таких как управление проектами (project management), «обучение действием» (action learning) и др. И третье — привлечение процессных консультантов по стратегическому управлению и организационному развитию.

По мнению ряда аналитиков, российские промышленные предприятия обладают достаточным потенциалом для внедрения принципов обучающейся организации6. Это обусловлено традиционно высоким уровнем базового образования россиян, их способностью принимать нестандартные, творческие решения в сложных ситуациях. Некоторые

российские предприятия постепенно приближаются к достижению современных базовых стандартов управления, принятых в международной деловой практике. Однако успех в конкурентной борьбе будет зависеть от способности всего персонала российских организаций обучаться.

Таким образом, непрерывность формирования мотивации успешной профессиональной карьеры зависит от эффективности осуществления на государственном уровне стратегического взаимодействия социальных институтов среднего, среднего специального, высшего образования и производственных предприятий. В условиях рыночной экономики следует ориентировать работников (действующих и потенциальных) на получение качественных навыков производственной деятельности.

В постсоветской российской практике профессиональной ориентации целесообразно объединить усилия предпринимателей, правительственных и общественных организаций для создания структур, обеспечивающих учет интересов всех групп населения в организации профессиональной подготовки кадров. Требования работодателей в отношении

широты и качества профессиональных навыков следует отражать в учебных курсах, а учащиеся должны быть уверены в том, что их профессиональные навыки по окончании обучения будут востребованы.

Дальнейшее обеспечение процесса мотивации успешной профессиональной деятельности обеспечивается в рамках профессиональной деятельности индивида. Наиболее продуктивным путем такого обеспечения является внедрение принципов обучающейся организации на современных предприятиях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Собкин B.C., Писарский П.С., Рава-нюк С.Г. Что мы ждем от наших учеников? // Первое сентября. 2001. № 74. С. 2.

2 См.: Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. С. 55—56.

3 См.: Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры общества // Общество и экономика. 2001. № 10. С. 133—141.

4 См.: Ядов В.А. Разумно ли копировать западный опыт в управлении российскими предприятиями // Там же. № 11/12. С. 294.

5 См.: Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. М., 1999. С. 15.

6 См.: Идрисов А.Б. От обучающихся организаций к обучающейся стране // Менеджмент. 2002. № 11. С. 15.

Поступила 11.11.04.

БИЗНЕС-ПАРКИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.П. Пилявский, начальник отдела интеграции науки и образования Института управления и экономики (г. Санкт-Петербург),

А.П. Есина, ведущий специалист Центра дистанционного обучения Института управления и экономики (г. Санкт-Петербург)

В статье рассматриваются бизнес-парки как общее понятие, включающее в себя инновационные бизнес-инкубаторы, технопарки, сайнспарки, образовательные центры. Доказывается, что бизнес-парки являются эффективной формой интеграции науки, образования и промышленных технологий. Это обусловлено тем, что они имеют в своем составе образовательные учреждения (университеты, учебные институты), научно-исследовательские институты и лаборатории, а также специализированные подразделения подготовки и переподготовки кадров.

In the article business-parks as a general concept including innovational business-incubators, scienceparks, educational centres are considered. It is shown that business-parks, especially scienceparks, are an effective form of integration of science, education and industrial technologies as scienceparks incorporate educational establishments (universities, educational institutes), scientific research institutes and laboratories, and also specialized divisions for personnel training and professional development.

© В.П. Пилявский, А.П. Есина, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.