ПЕДАГОГИКА
УДК 377.4
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
О. М. Осокина, А. Н. Ростовцев, А. М. Лейбов
SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF READINESS OF EDUCATIONALINSTITUTIONS TEACHING STAFF TO THE USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
O. M. Osokina, A. N. Rostovtcev, A. M. Leybov
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Губернатора Кемеровской области для поддержки молодых ученых - кандидатов наук по научному исследованию «Формирование готовности педагогических кадров образовательных учреждений области к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС».
В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования готовности педагогов к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС. Целью исследования являлась разработка и апробация структурно-функциональной модели формирования готовности к использованию современных информационных технологий. Результаты, представленные в статье, подтверждают эффективность разработанной модели и необходимость формирования готовности к использованию современных информационных технологий у педагогов образовательных организаций.
Thepaper discusses some aspects of the formation of teachers’readiness to use modern information technologies in the framework of the Federal State Educational Standard. The aim of this study was to develop and test a structural-functional model of the formation of readiness for the use of modern information technologies. The results presented in this paper confirm the effectiveness of the developed model and the need to create readiness to use modern information technologies in teachers at educational institutions.
Ключевые слова: формирование готовности, модель формирования готовности, переход на ФГОС, современные информационные технологии, эффективность модели.
Keywords: formation of readiness, model of readiness, transition to the Federal State Educational Standard, modern information technologies, efficiency of the model.
В последние годы социальная значимость формирования готовности педагогических кадров к использованию современных информационных технологий и повышения уровня владения ими постоянно возрастает. Это связано с тем, что современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Также это обусловлено и переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты как в учреждениях профессионального образования, так и в общеобразовательных организациях. С 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали учиться по новому Федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы, который предусматривает использование информационных технологий в образовательном процессе уже с первого класса. C 2015 года в силу вступят ФГОС для основной школы, а затем в 2020 году и для старшей школы, которые также ориентированы на использование информационных технологий в образовательном процессе.
С переходом на стандарты нового поколения в образовательных организациях Российской Федерации возросла необходимость моделирования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов; формирования готовности
применять всевозможные ресурсы в своей профессиональной деятельности; эффективного осуществления модернизации образования в образовательных организаций на основе новых ФГОС; организации массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением стандартов нового поколения.
Несмотря на значительную методическую поддержку введения стандартов нового поколения со стороны разработчиков существует ряд проблем. Е. В. Губанова [2] выделяет общие, личностные и системные проблемы. Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; в выявлении социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды. Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога): психологическое напряжение, связанное с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.; с недостаточно-
118 О. М. Осокина, А. Н. Ростовцев, А. М. Лейбов, 2014
ПЕДАГОГИКА
стью дидактического обеспечения, обусловленной пониженным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности; с неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Системные проблемы, вытекающие из неготовности руководителей ОУ и педагогов к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на обновленную систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;
- недостаточность опыта организации совместной деятельности с институтами социума;
- неумение формировать и реализовывать программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися ООП;
- неумение разрабатывать программы внеурочной деятельности школьников;
- недостаточное обеспечение материально-технической базы в соответствии с требованиями ФГОС;
- малоэффективное (неэффективное) использование средств, ресурсов вследствие недостаточной грамотности.
Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. В связи с этим возникла необходимость подготовки студентов педвузов к внедрению и эффективному использованию современных информационных технологий в дальнейшей трудовой деятельности [3], повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических кадров в образовательных организациях.
В данной статье мы рассмотрим проблемы неготовности использования современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС.
Для выявления уровня готовности педагогических кадров к использованию современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности в рамках реализации ФГОС нами было проведено диагностическое анкетирование педагогических кадров 97 образовательных организаций городов Кемеровской области. В результате анкетирования были получены результаты, представленные на рис. 1.
Рис. 1. Уровень готовности педагогов
к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС
Из рисунка 1 видно, что, несмотря на значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков, наблюдается достаточно низкий процент (12 %) педагогов, готовность которых находится на высоком уровне, а 37 % опрошенных педагогов имеют низкий уровень готовности.
Все педагоги, участники мониторинга, высказали положительное отношение к внедрению современных информационных технологий и привели весомые аргументы, но отметили ряд проблем: оснащение материальной базы значительной части образовательных организаций отстает от имеющихся требований; отмечается недостаточная проработанность методического обеспечения образовательного процесса; низкий уровень владения техническими средствами и необходимым программным обеспечением и неготовность использования современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности из-за низкого уровня владения современными средствами обучения и программным обеспечением.
Для формирования готовности к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС нами была разработана структурно-функциональная модель (рис. 2).
Структурно-функциональная модель формирования готовности педагогических кадров образовательных организаций к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС рассматривается нами как целостная система, структура которой состоит из взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, деятельностный, оценочный), а характер их взаимодействия между собой и с образовательной средой обеспечивает ее функционирование.
В целевом компоненте модели осуществляется постановка целей и определение задач формирования готовности педагогических кадров образовательных организаций к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС.
Содержательный компонент модели предусматривает определение содержания внедряемых образовательных программ курсов повышения квалификации, образовательных семинаров и мастер-классов, определение принципов, форм и методов обучения, выбор оптимальных средств обучения.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3 | 119
ПЕДАГОГИКА
Система формирования готовности педагогических кадров образовательных организаций к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС
Целевой -► Цель: сформированность готовности педагогических кадров к использованию современных ИТ в рамках реализации ФГОС
Задачи: повысить мотивацию педагогического коллектива образовательных организаций к внедрению современных ИТ в воспитательно-образовательный процесс; разработать и внедрить дидактическое и методическое обеспечение; разработать программы, содержание курсов повышения квалификации для учителей общеобразовательных организаций и преподавателей профессиональных учреждений и организовать проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров и мастер-классов; провести экспериментальную работу по формированию готовности к использованию современных ИТ в рамках реализации ФГОС в соответствии с разработанной структурно-функциональной моделью; проанализировать результаты экспериментальной работы и оценить эффективность
Содержательный -► Содержание: программыи содержание курсов повышения квалификации: «Интерактивные технологии в образовании», «Активные и интерактивные методы обучения с использованием современных технических средств», «Свободное программное обеспечение в работе учителя», «Особенности использования современных информационных технологий в разных возрастных группах», «Создание электронных дидактических материалов»; и образовательных семинаров и мастер-классов: «Трехмерное моделирование и прототипирование», «Дистанционные технологии в образовании», «Дополненная реальность в образовании», «Психолого-педагогические основы использования современных ИТ в образовательном процессе в рамках перехода на ФГОС», «Методические аспекты использования современных ИТ в рамках перехода на ФГОС»
Формы: консультации, on-line конференции, конкурс электронных портфолио преподавателей, интерактивные лекции, тренинги, вебинары, фасилитация, информальные формы обучения, дистанционный тренинг по сервисам Веб 2.0, мастер-классы, обучающие семинары [4]
Методы: метод творческой активности, эвристический, наглядный, практический, метод проектов, методы стимулирования и мотивации, методы формирования информационной компетентности, методы использования мультимедийных презентаций, интерактивные методы
Средства: электронная почта, файловые серверы, медиа-хранилища, интерактивные карты знаний, системы управления обучением (LMS), системы управления содержанием (CMS), мэшапы, электронные учебники, программы для ЭВМ, интерактивная доска, компьютеры с доступом к сети Интернет, 3D-принтер
Деятельностный -> 1. Повышение мотивации педагогического коллектива к внедрению современных информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс. 2. Определение стартового уровня владения современными ИТ учителей общеобразовательных организаций и преподавателей профессиональных учреждений. 3. Разработка программ и содержания курсов повышения квалификации в области информационных технологий с учетом выявленного начального стартового уровня владения современными ИТ. 4. Организация работы секции «Современные информационные и инновационные технологии как средство повышения качества образования в период перехода на стандарты нового поколения» в рамках Международной научно-практической конференции «Проблемы модернизации образования в XXI веке». 5. Проведение курсов повышения квалификации по разработанным образовательным программам 6. Организация семинаров и мастер-классов по использованию современных ИТ в рамках реализации новых ФГОС. 7. Разработка методических рекомендаций и дидактических материаловпо использованию современных информационных технологий в рамках перехода на ФГОС.
Оценочный - Критерии определения уровня готовности педагогических кадров к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС (когнитивный, мотивационный, личностный, технологический)
Анализ результатов и проверка эффективности экспериментальной работы
► Результат: готовность педагогических кадров образовательных организаций к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС
Рис. 2. Структурно-функциональная модель готовности педагогических кадров образовательных организаций к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС
120 | Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3
ПЕДАГОГИКА
Деятельностный компонент модели отражает основные мероприятия, реализуемые в рамках проводимого исследования.
Контрольно-оценочный компонент предусматривает выявление:
- критериев (когнитивный, мотивационный, личностный, технологический);
- анализ результатов и проверку эффективности экспериментальной работы.
Результатом реализации модели является готовность педагогических кадров образовательных организаций к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС.
Готовность, соглашаясь с А. Б. Боровковым [1], мы рассматриваем как способность личности, предЛитература
1. Боровков А. Б. Готовность учителя к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как основа ИКТ-компетентности. URL: http://ito.edu.ru/2003/I/3/I-3-2951.html
2. Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС // Управление начальной школой.
2012. № 6. С. 6 - 11.
3. Лейбов А. М., Осокина, О. М. Критерии и показатели уровня сформированности IT-компетенций студентов ФТП и ТЭФ // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых; под общей редакцией Л. П. Мышляева. Новокузнецк,
2012. С. 171 - 175.
4. Осокина О. М. Повышение уровня сформированности IT-компетенций учителей-предметников общеобразовательных учреждений через неформальное и информальное обучение // Проблемы социальноэкономического развития Сибири. 2013. № 4 (14). С. 105 - 108.
Информация об авторах:
Осокина Олеся Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения, экономики и общетехнических дисциплин Новокузнецкого института (филиала) КемГУ, руководитель НОЦ «Интеграция» ФГБОУ ВПО «НГПУ», [email protected].
Olesia M. Osokina - Candidate of Pedagogics, Assisatant Professor at the Department of Professional Education, Economics and General Technical Disciplines, Novokuznetsk institute (branch) оf Kemerovo State University, Head of Integration Research and Educational Centre, Novosibirsk State Pedagogical University.
Ростовцев Альберт Николаевич - кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения, экономики и общетехнических дисциплин Новокузнецкого института (филиала) КемГУ, 8(3843)74-03-75, [email protected].
Albert N. Rostovtsev - Candidate in Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Professional Education, Economics and General Technical Disciplines, Novokuznetsk institute (branch) оf Kemerovo State University.
Лейбов Алексей Михайлович - кандидат педагогических наук, и. о. декана ФТП, доцент кафедры информационных систем и технологий ФГБОУ ВПО «НГПУ», [email protected].
Aleksey M. Leybov - Candidate of Pedagogics, Acting Dean of the Faculty of Technology and Entrepreneurship, Novosibirsk State Pedagogical University.
ставляющую собой определенную целостность, являющуюся признаком профессиональной квалификации, а также результатом целенаправленной подготовки.
Предложенная нами система формирования готовности педагогических кадров образовательных организаций к использованию современных информационных технологий в рамках реализации ФГОС позволит улучшить качество подготовки будущих педагогов, учителей и преподавателей в области информационно-коммуникативных технологий и обеспечит образовательные организации высококвалифицированными педагогическими кадрами, готовыми к реализации новых ФГОС.
Статья поступила в редколлегию 28 июля 2014 г.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3 | 121