Научная статья на тему 'Некоторые архитектурно-планировочные принципы и приёмы проектирования экспозиции музея под открытым небом в Удмуртии'

Некоторые архитектурно-планировочные принципы и приёмы проектирования экспозиции музея под открытым небом в Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
275
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые архитектурно-планировочные принципы и приёмы проектирования экспозиции музея под открытым небом в Удмуртии»

Игорь Николаевич Шургин, исследователь деревянного зодчества, управляющий Фонда «Поддержка памятников

деревянного Зодчества», (г. Москва)

НЕКОТОРЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИЁМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В УДМУРТИИ

Коренные особенности народной архитектуры: традиционность, синкретизм, органическая связь с окружающей средой - все чаще входят в противоречия с современными условиями ее существования.

Почти утрачено синкретическое, то есть нерасчленяемое соединение архитектурного и этнографического начал в народном зодчестве. При новом строительстве зачастую игнорируется роль местного ландшафта в формировании жизненной среды крестьянства. В результате возникают большие сложности в современном использовании наследия народной архитектуры на присущих им местах строительства.

Утраты от пренебрежения местными архитектурными традициями особенно остро проявляются в национальных регионах России. Народы и народности, живущие бок о бок с русскими в едином государстве уже несколько столетий, были естественным образом вовлечены в общие процессы социально-экономического и культурного развития страны, стершие к нашему времени многие грани культурной самобытности, в том числе и строительного искусства. Особенности архитектуры народов России сохранились лишь в отдельных постройках и сооружениях,

рассредоточенных по разным селам и деревням. Многие из них никем не изучены и не охраняются как памятники истории и культуры.

Названные обстоятельства являются теми факторами, которые вынуждают прибегать к музеефикации наиболее ценных произведений народной архитектуры. В большинстве случаев эта музеефикация не может осуществляться иначе как путем перевозки сооружений в специально организуемые музеи под открытым небом. Именно музейные условия позволяют сочетать экспонирование архитектурных объектов с предметами быта, моделировать среду обитания крестьянина.

Современная методика проектирования рассматриваемых музеев ориентирует их строительство по архитектурно-этнографическому принципу формирования экспозиции. Этот принцип позволяет последовательно осуществить концепцию комплексного восстановления не только сооружений, но и впечатления ансамблевости сельской предметно-пространственной среды, и тем самым воссоздать некоторое представление о синкретичности народной культуры. Истоки этой ансамблевости современная наука находит в природе, законы которой в значительной степени обусловливали порядок крестьянской жизни [5, с.36].

В наибольшей степени признаки ансамблевости присущи традиционному сельскому поселению в целом, поэтому оно в качестве рукотворно-природной совокупности должно считаться памятником народной культуры и как единый объект входить в экспозицию архитектурно-этнографического музея. Но данная цель не всегда достижима по причине недостаточной степени сохранности традиционного сельского жилища, что можно увидеть в проектных материалах музея под открытым небом «Лудорвай» в Удмуртии.

Удмурты - народ финно-угорской семьи, живущий в основном в Приуралье, между реками Чепцой и Камой. Удмуртия граничит на востоке с Пермской областью, на севере и западе - с Кировской, на юге -с Татарией. По своему языку и некоторым обычаям удмурты наиболее близки народам коми (пермякам и зырянам), вместе с которыми они образуют пермскую языковую группу. Традиционными сельскохозяйственными занятиями удмуртских крестьян были земледелие и животноводство, а из промыслов - бортничество и охота.

Исследователи по комплексу историко-культурных признаков, как правило, разделяют удмуртов на две группы, северную и южную [3, с. 4]. Вместе с тем, архитектурно-этнографические данные, полученные в результате предварительного обследования селений края в связи с подготовкой проектирования музея под открытым небом, дают основания для выделения трех архитектурно-этнографических зон: южной, северной и центральной (в качестве переходной между первыми двумя) [2]. Постройки крестьянских усадеб бесермян - коренного малочисленного народа России, (на момент проведения исследований 1980-х гг. входили в состав удмуртов как этнографическая группа), по данным предпроектных натурных исследований, не имеют значительных отличий от жилищно-хозяйственных комплексов основной части архитектурно-этнографической зоны, и поэтому на общеудмуртском уровне не выделяются.

С древних времен на землях современной Удмуртии живут и другие народы: татары, марийцы, русские, чуваши. Из них только русские, наиболее многочисленная после удмуртов часть населения республики, занимают компактную территорию по реке Каме в юго-восточной Удмуртии, образуя особый территориально-этнический район. Селения остальных народов разбросаны среди удмуртских сел и деревень, не распространяясь на значительное пространство и не составляя крупных территориально-этнических образований. Как в случае с бесермянами, постройки этих народов не имеют значительных отличий от жилищно-хозяйственных комплексов основной части архитектурно-этнографической зоны, к которой относятся, и поэтому в отдельные сектора экспозиции не выделяются. Таким образом, с архитектурно-этнографической точки зрения, Удмуртия состоит из четырех зон: трех со смешанным населением (в большинстве удмуртов) - северной, центральной и южной и одной русской - юго-восточной или прикамской.

Среди сохранившихся на территории Удмуртии традиционных сельских построек удмуртов наиболее специфичны избы - корка, жилые клети - кенос, летние кухни - куа, а также другие типы и виды сооружений (рис. 1). В отличие от жилищ родственных народов коми-зырян и большинства коми-пермяков, удмуртские избы корка не объединены с хозяйственными постройками крестьянской усадьбы в

единое сооружение. Они состоят только из двух частей (изба - сени) или из трех (изба - сени - клеть) (рис.1).

Рис. 1. Основные типы крестьянских усадеб на территории Удмуртии: 1 — североудмуртская; 2 — центральноудмуртская; 3 — южноудмуртская;

4 — русская (прикамская)

Сельские поселения по всей Удмуртии имеют в основном уличную планировку. Вместе с тем, в результате обследования многих сел и деревень (около ста) с удмуртским населением можно прийти к следующему выводу. В республике сохранилось очень мало крестьянских усадеб, построенных до коллективизации, то есть до 1930-х годов и еще меньше - в XIX веке. Почти все эти усадьбы перестроены во время и

после коллективизации, когда в ходе различных социально-экономических преобразований были сокращены крестьянские земельные наделы и уменьшено число надворных построек. Среди обследованных усадеб нет таких, которые бы полностью сохранили набор хозяйственных строений начала XX века, например, скотные избы, навесы для молотьбы хлеба и другие, известные по литературным источникам и рассказам старожилов. Усадьбы, построенные до коллективизации, расположены в разных деревнях, однако нигде они не образуют хотя бы фрагмента традиционной архитектурно-планировочной структуры селения. В большинстве обследованных домов их главная часть - зимняя изба - перестроена в большей степени, чем остальные строения усадьбы, поскольку процесс перестройки жилищ начался в 1950-х-1960-х годах, и в настоящее время интенсивность его резко возросла. И как результат перестройки усадеб, существенно изменился архитектурный облик поселений в целом.

Таким образом, очевидно, что в связи с описанными обстоятельствами в Удмуртии нет реальной возможности найти такое историческое селение, где бы сохранилась в единстве основных ее составляющих, с одной стороны, традиционная предметно-пространственная среда, и имелись бы все прочие условия для организации на основе этого селения музея под открытым небом республиканского уровня, с другой. Поэтому наиболее эффективной формой сохранения и изучения сельского архитектурного наследия удмуртов остается перемещение традиционных усадеб и отдельных построек из разных мест республики на одну общую территорию, расположив их на ней согласно планировочным приемам тех мест, откуда они происходят, затем их отреставрировать и музеефицировать.

Основой комплексной экспозиции музея в такой ситуации остается только крестьянская усадьба-двор - первичная ячейка старого крестьянского быта, в определенных условиях являвшаяся самостоятельной не только в социально-экономическом, но и в архитектурно-планировочном отношении. Последнее в значительной степени соответствует историческим условиям Удмуртии, где, по данным конца XIX - начала XX века, с одной стороны, еще существовали большие семьи, чей двор из-за многочисленности необходимых построек имел «физиономию деревни», с другой же стороны, усиливался процесс

разделения семей. Выделявшиеся семьи основывали починки из одной или нескольких усадеб, как правило, вблизи старого селения. Таким образом, при общей архитектурно-этнографической направленности экспозиции музея ее основным формирующим элементом должна стать крестьянская усадьба-двор с полным составом бытовых и хозяйственных сооружений, с демонстрацией различных видов хозяйственной деятельности и обрядов, бытовавших в той или иной местности, с предметами интерьеров и инвентарем. Такой метод работы полностью соответствует одному из основных современных научных условий создания архитектурно-этнографических музеев: здесь должны демонстрироваться, в первую очередь, усадьбы в качестве комплексных памятников народной культуры [4, с. 18]. Но так как в Удмуртии, как было выше отмечено, сохранилось мало цельных усадеб, то при формировании экспозиции будущего музея придется восполнять их утраты аналогичными постройками и предметами из других усадеб, максимально приближенных к проектируемым. При этом, конечно, следует помнить, что историко-культурная ценность усадеб-экспонатов, скомплектованных сооружениями из разных мест, всегда будет ниже «подлинных».

Территория архитектурно-этнографического музея Удмуртии была выбрана в 10 км от ее столицы, города Ижевска, и в 2 км от большого села Лудорвай. В центре компактного участка, площадью 32 га, расположено небольшое русское поселение - починок Ильинка, в котором в период проектирования музея не было постоянных жителей. С запада на восток участок пересекает речка Лудорвай, большая часть долины которой покрыта луговыми травами, кустарником, встречаются отдельно растущие лиственные и хвойные деревья.

Ближайшие окрестности вокруг территории музея были заселены удмуртами в XVIII веке. Это и дата основания села Лудорвай. Русские, которые были выходцами из Ижевского завода, образовали починок Ильинка в 1885 году. Основным занятием местного населения, как удмуртов, так и русских, было земледелие, но существенным было и животноводство, и птицеводство, а у русских еще и оружейный промысел для казенного завода. Все это было в центральной части Удмуртии в конце XIX - начале XX века.

Архитектурные объекты должны размещаться на данной территории как несколькими группами (секторами), так и самостоятельно, исходя из общего пространственного решения музея. Проект предполагает сформировать четыре сектора экспозиции, соответственно вышеназванным архитектурно-этнографическим регионам республики: южному, центральному, северному (удмуртским, с включением отдельных усадеб других народов, живущих в этих же регионах) и юго-восточный или прикамский (русский). На территории каждого из секторов предполагается воссоздать как характерные особенности планировочной структуры и построек представляемого архитектурно-этнографического региона, так и отобразить природные условия края в каждом секторе, проектируемом фрагментом селения [1] (рис. 2).

Рис. 2

Небольшой пруд, луга и поля на левом, северном склоне речки Лудорвай напоминают природную среду селений южной Удмуртии, где деревни расположены среди открытых пространств, и, как правило, существует какой-нибудь водоем для домашней птицы. На этой площадке музея запланирован южноудмуртский сектор экспозиции. Его усадьбы выстраиваются улицей в направлении с северо-запада на юго-восток, представляя такой тип деревни, который более других распространен не только в южных, но и в остальных районах края.

Широкое поле по правому склону в восточной части музейной территории, ограниченное с запада оврагом, а с востока, по бровке другого оврага - узкой полоской высоких елей, ассоциируется с картинами природы центральной Удмуртии. Здесь и проектируется соответствующий сектор экспозиции, единственный ряд застройки которой разворачивается плавной дугой и лицевой стороной построек на юг, к сельской дороге. Рядовая планировка с огородами на задах усадеб, наряду с уличной, существует в центральных районах края.

Важным пейзажным акцентом для секторов южной и центральной Удмуртии служит березовый лесок, расположенный на другой стороне оврага. Он напоминает «священные рощи» в южной и центральной Удмуртии, где, как правило, спрятан «луд» — место языческих молений удмуртов. В этом березняке предполагается показать такой луд и Бадзым куала, то есть родовое святилище в копии, оригинал которого сохранился в деревне Варклед Бодья (рис. 2).

Луг и поле на фоне ряда елей на правом склоне речной долины в западной части музейной территории соответствует пейзажу вокруг сел и деревень на севере республики. Здесь-то и разместится сектор северной Удмуртии с экспозицией в виде порядка жилых домов и усадеб, идущих вдоль дороги, с огородами по другую ее сторону. Такую планировку деревень можно встретить, например, в Юкаменском районе.

Подлинный починок Ильинка, сохранивший свою улицу - это и есть планировочная основа для юго-восточного или прикамского (русского) сектора экспозиции, в состав которой войдут два существующих дома, а также усадьбы и отдельные постройки, перевезенные на места перестроенных или утраченных сооружений.

Кроме крестьянской усадьбы, в селениях Удмуртии встречались и различные общественные и хозяйственные сооружения. Это святилища

как роща для молений - луд и родовое святилище - Бадзым куала, ветряные или водяные мельницы, церкви и часовни крещеных удмуртов и русских, общественные хлебные амбары, пожарные сараи с каланчой и другие. Для таких сооружений в музее предусматриваются соответствующие места расположения, близкие к традиционным. Так, группа ветряных мельниц из южноудмуртских деревень разместится среди полей на вершине южного склона долины реки Лудорвай, у самой границы музея. Пожарные сооружения из деревни Варклед Бодья должны войти в состав сектора экспозиции южной Удмуртии и как бы открывать его застройку. Для водяных мельниц и центральной и южной Удмуртии предусмотрены места на речке, в восточной части музея, между южным и центральным секторами, и так же на пруду в южном секторе. Часовню предполагается установить в секторе северной Удмуртии, а церковь - в юго-восточном (русском).

Планировочная организация экспозиции музея под открытым небом в целом будет соответствовать гнездовому типу расселения, представляющему собой группу небольших, выросших из починков селений, расположенных поблизости друг от друга. Подобное расположение деревень встречалось в Удмуртии вплоть до конца XIX века, а в некоторых местах сохранилось до наших дней. Сеть существующих на территории музея Удмуртии полевых дорог позволяет организовать транспортные связи между секторами по замкнутой, кольцевой схеме. Основной маршрут для посетителей и транспорта начинается от главного входа и, пройдя сектор экспозиции южной Удмуртии, продолжается через сектор центральной Удмуртии, затем юго-восточный и, минуя сектор северной Удмуртии, возвращается к главному входу в музей.

Роль пространственных вертикальных ориентиров для визуальных связей между секторами экспозиций в архитектурно-этнографическом музее помимо церкви в юго-восточном (русском) секторе и часовни в секторе северной Удмуртии должны играть возвышения таких сооружений, как группа ветряных мельниц близ поселения центральной Удмуртии и пожарная каланча — в южном секторе.

В заключение можно сказать, что республиканский архитектурно -этнографический музей Удмуртии не может разместить на своей территории все произведения народной архитектуры республики,

достойные сохранения и демонстрации. Но этот музей может стать центром сохранения, пропаганды и развития наследия народной культуры и, следовательно, ядром сети подобных музеев, которые целесообразно организовывать в разных местах республики. Основная задача этих периферийных по отношению к центральному музеев - сохранить на местах традиционные постройки в их собственной, исторически сложившейся среде поселений, что, в свою очередь, требует специальных исследований и проектных предложений.

Литература и источники

1. Архитектурно-этнографический музей Удмуртской АССР. Эскизный проект. И. Н. Шургин. Пояснительная записка. Архив ГУП ЦНРПМ. Шифр 355. Инв. № 41.

2. Архитектурно-этнографический музей Удмуртской АССР. Комплексные научные изыскания. Историческая справка о народной архитектуре удмуртов. Архив Архив ГУП ЦНРПМ. Шифр 355.

3. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Очерки этнографии удмуртов. Ижевск, 1984. С. 4.

4. Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования структуры. 1987 // Сер.: Музейное дело и охрана памятников. Обзор информации. ГБЛ. Вып. 2.

С. 18.

5. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.