Научная статья на тему 'К вопросу о формировании коллекций в музее "Лудорвай" по теме "русские: сельская этнография"'

К вопросу о формировании коллекций в музее "Лудорвай" по теме "русские: сельская этнография" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / ЛУДОРВАЙ / МУЗЕЙ / РУССКИЕ / РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА / ФОНДЫ / ЭКСПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макшакова Алла Алексеевна

В статье приводится обзор истории становления русского сектора в составе экспозиций музея-заповедника «Лудорвай», дана характеристика комплексу построек русской усадьбы, показаны состав коллекций и фондов, поисковая и исследовательская работа по их формированию и систематизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании коллекций в музее "Лудорвай" по теме "русские: сельская этнография"»

УДК 069.5(470.51)

А.А. Макшакова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКЦИЙ В МУЗЕЕ «ЛУДОРВАЙ» ПО ТЕМЕ «РУССКИЕ: СЕЛЬСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ»

В статье приводится обзор истории становления русского сектора в составе экспозиций музея-заповедника «Лудорвай», дана характеристика комплексу построек русской усадьбы, показаны состав коллекций и фондов, поисковая и исследовательская работа по их формированию и систематизации.

Ключевые слова: коллекция, Лудорвай, музей, русские, русская традиционная одежда, фонды, экспозиция.

Согласно научной концепции музея «Лудорвай», экспозиции должны состоять из пяти секторов: северных, центральных, южных удмуртов, бесермян и русских, в перспективе шестой -татарский сектор. То есть народы, представляющие историю, культуру и быт трех основных народов, издавна проживающих в нашем крае. Основной принцип застройки - создание микросел, где также будут представлены культовые и общественные постройки. Хронологические рамки экспозиции -конец XIX - начало XX вв. В настоящее время перевезены, отреставрированы и функционируют такие объекты как ветряная мельница шатрового типа, усадьбы южных, центральных и северных удмуртов. В мае 2011 г. состоялось открытие русского сектора (починок Ильинский).

Планировочной основой русского сектора с момента открытия АЭМЗ «Лудорвай» определена улица бывшего починка Ильинский Старовеньин-ской волости. С 1830-х гг. в Старовеньинской волости стали поселяться русские, в основном выходцы из сел и деревень вокруг Ижевского завода, основанного в 1760 г. К 1890 г. их численность была близка половине удмуртского населения волости. Починок Ильинский в дореволюционный

период входил в состав Старовеньинской волости Сарапульского уезда Вятской губернии. Располагался при р. Лудорвайка и ключе Безымянном, в 60 верстах от г. Сарапула. Образован в 1885 г. сельскими обывателями - русскими переселенцами из Ижевского завода. В починок было перечислено всего 20 душ мужского населения, но в 1890 г. переселилось лишь 8 семей - в 6 дворах проживало 27 человек. По подворной переписи 1890 г. в п. Ильинском 4 двора имели от 5 до 10 десятин надельной земли и 2 двора от 10 до 15 десятин. Пять дворов обрабатывали землю собственными силами, одна семья использовала наемный труд. В починке в двух дворах три человека занимались оружейным промыслом и одна семья - пчеловодством. Из 27 человек грамотными были только трое мужчин, да ещё два мальчика обучались в ближайшей начальной школе. Во всем починке была лишь одна книга. В 1920 г. он состоял из 11 дворов с 78 жителями [3].

В 2000-е гг. из всего комплекса построек починка Ильинка наиболее сохранившуюся усадьбу представлял дом Виктора Аркадьевича Щепина. Ранее усадьба принадлежала Прасковье Егоровне Мерзляковой (1904 г.р.), В.А. Щепин унаследо-

Макшакова Алла Алексеевна - старший научный сотрудник БУК УР «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» (Ижевск), alla-myzei@mail.ru

К вопросу о формировании музейнъх коллекций..

вал ее в 70-х гг. XX в. Жилой одноэтажный дом, представляет собой пятистенок на подклете. Пятая стена разделяет дом на два неравных помещения -жилую избу и сени. Усадьба в однорядной связи. Хозяйственные постройки: навес и хлев поставлены непосредственно за жилой избой. Во дворе имеется яма-ледник. За огородом у речки расположена баня по-чёрному. Данная постройка требовала наименее затратной реставрации. Поэтому было принято решение музеефицировать усадьбу с показом интерьера и хозяйства крестьянина середины ХХ в. с характерными инновациями в интерьере советского периода. Хронологические рамки экспозиции 30-50-е гг. ХХ в. Порядка 50 единиц хранения принадлежали лично В.А. Щепину, так как при покупке его усадьбы музеем «Лудорвай» большинство предметов, находившихся в усадьбе, Виктор Аркадьевич оставил [2].

В настоящее время значительная часть русских Удмуртии - городское население. Расселение русских на территории республики представляется неравномерным. Наиболее значительные ареалы сельского расселения находятся в Сарапульском, Камбарском, Каракулинском, Воткинском районах [1], хотя компактные ареалы проживания русских имеются в Удмуртии почти повсеместно - в Кез-ском, Балезинском, Красногорском, Завьяловском, Дебесском, Ярском и других районах.

В связи с этим для формирования и наполнения русского сектора в 2013 и 2017 гг. проводились комплексные этнографические экспедиции под руководством члена-корреспондента РАН, профессора Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктора исторических наук А.В. Черных. В 2013 г. экспедиция посетила Кезский, Сарапульский и Балезинский районы Удмуртии. Итогом стало пополнение фондов

музея платками, шалями, салфетками, вязанными крючком, дубасами старообрядцев, фартуками, кафтаном женским, всего 12 единиц. Фонды музея пополнились и бытовыми предметами - это полотенца, подзоры, заготовки домотканины. В 2017 г. обследовался Камбарский район на предмет мониторинга усадеб для последующей перевозки в музей и сбора этнографического материала. Результатом экспедиции стало немногочисленное количество деревянных предметов быта, одно полотенце и несколько платков, которые отдал в дар музею настоятель церкви Николая Чудотворца в с. Ершовка Сарапульского района. Кроме того, в последние годы научными сотрудниками музея регулярно проводятся однодневные выезды в Сарапульский, Завьяловский, Можгинский, Кизнерский, Киясовский, Селтинский, Вавожский районы Удмуртской Республики.

На начало 2018 г. фонды музея составляют порядка 6179 единиц хранения, их них около 400 единиц можно отнести к русской культуре. Достаточное количество предметов группы «Дерево»: прялки, челноки, сундуки, ступы, кадки, маслобойки, чесалки для шерсти, столы, стулья. Группа «Металл» представлена чугунками, утюгами, пилами, ковшами, самоварами. Группа «Стекло и керамика»: ваза для варенья, розетка для варенья, рюмки, стопки, бутыли винные, вазы столовые, штофы, графины, тарелки столовые, склянка аптекарская и др.

Таким образом, существенной проблемой для пополнения коллекции по теме «Русские» является практически полностью отсутствие предметов группы «Ткани». Старожилы уходят из жизни, их дети и внуки разбирают дома, на этом месте строят новые, а старинные предметы утилизируют или сдают в антикварные лавки для получения материальной выгоды.

Список использованных источников и литературы

1. Русские в Прикамье. Мат-лы Всеросс. на-уч-практ. конф. (22-23 марта 2018 г., г. Сарапул): Сб. ст. Ижевск-Сарапул, 2018. 302 с.

2. Усадьба Щепина В.А. / Официальный сайт Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» [Электронный ресурс]. URL: https:// ludorvay.ru/exposure/russkiy-pochinok/usadba-shchepi-na-v-a/ (дата обращения 05.07.2018)

3. Этапы становления музея / Официальный сайт Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» [Электронный ресурс]. URL: https://ludorvay.ru/about/history/ (дата обращения 05.07.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.