Научная статья на тему 'Некоторе аспекты автомобильного шума во Владивостоке'

Некоторе аспекты автомобильного шума во Владивостоке Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторе аспекты автомобильного шума во Владивостоке»

протоколам на основе технологий баз данных и знаний.

В системе имеется универсальная поисковая форма редактора, на основе которой легко отыскивается любой документ в базе данных на основе фрагментов слов, входящих в название документа. АИС позволяет удобно проводить актуализацию НМД, отслеживать любой доку-

мент по срокам, контролировать сроки действия, ввода новых нормативных документов, их актуальность. Программа АИС НМД способствует повышению качества работы и улучшению производительности труда специалистов, а также является составной частью Системы менеджмента качества ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае".

ОБЩАЯ ГИГИЕНА

А.Я. Глушак, Д.Н.Денисов

НЕКОТОРЕ АСПЕКТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ШУМА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае"

Шум - это беспорядочная совокупность звуковых волн различных частот и амплитуд, распространяющихся в воздухе и воспринимаемых ухом человека. Зачастую это нежелательный звук, и данная проблема является одной из старейших в медицине труда и окружающей среды. Негативное воздействие шума на организм человека имеет медицинский, социальный и экономический аспекты.

Один из основных источников шума в городе -автомобильный транспорт. Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки), от типа покрытия проезжей части и наличия зеленых насаждений.

Одним из направлений борьбы с автотранспортным шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта

Во многих странах приняты законодательные акты, ограничивающие уровни шума на производстве, на транспорте, в промышленности, в строительстве и др.

В России действует ГОСТ Р 52231-2004 "Внешний шум автомобилей в эксплуатации" устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 96-98 дБА, грузовых автомобилей 100 дБА.

Для внутреннего шума приведены ориентировочные значения допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 70 дБА, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей - 80 82-дБА, пассажирских помещений автобусов - 78-82 дБА.

Акустическая характеристика транспортного потока определяется показателями шумности автомобилей. Шум, производимый отдельными автотранспортными средствами, зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигателя, технического состояния экипажа, качества дорожного покрытия, скорости движения. Кроме того, уровень шума, как и экономичность эксплуатации автомобиля, зависит от квалификации водителя. Шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания. Движение автомобиля на первой скорости (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум двигателя в 2 раза превышает шум, создаваемый им на второй скорости. Значительный шум вызывает резкое торможение автомобиля при движении на большой скорости. Шум заметно снижается, если скорость движения гасится за счет торможения двигателем до момента включения ножного тормоза.

Распространение шума, возникающего на проезжей части, происходит не только на примагист-ральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Проведенные нами в 2000 г. исследования по измерению уровней шума на основных автомагистралях г. Владивосток выявили, что в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБА, а на некоторых участках до89-92дБА) Учитывая

неуклонный рост эксплуатации автотранспорта населением, увеличение "загруженности" магистралей (особенно в так называемые "часы пик") проблема борьбы с шумом в городе приобретает все большую значимость.

В условиях Владивостока и других крупных городов дополнительным фактором, определяющим уровень автотранспортного шума, является высокий процент большегрузного транспорта, оборудованного дизельными двигателями, в ряде случаев на автотранспорте установлены не стандартные выпускные системы, или неисправны глушители, что также приводит к повышению уровней шума. Наряду с перечисленным в последнее время появились "автолюбители" устраивающие автогонки на городских улицах в ночное время на автомобилях с повышенной шумностью (спортивных и других).

В целях снижения шумовой нагрузки на автомагистралях г. Владивостока в 2009 г. совместным распоряжением Управления ГИБДД по Приморскому краю и Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю проводятся мероприятия по предотвращению несанкционированных стихийных автогонок на территории Приморского края в весенне-летний период. Задачей данного мероприятия было выявление превышений уровня шума от выпускной системы автотранспортных средств. В рамках реализации распоряжения на СП КП - 19 км и СП КП б. Лазурная были оборудованы специальные площадки для проведения измерений уровня шума автотранспорта.

За период май-июнь 2009 г. было произведено 238 измерений уровня шума выпускной системы автотранспортных средств эксплуатируемых на территории Приморского края, в ходе которых выявлено несоответствие уровня шума выпускной системы автомобилей на 18% обследованных автотранспортных средствах. При этом измеренный уровень звука в среднем находился на пока-

зателях от 100 дБА до 102 дБА, максимальный измеренный уровень звука у автотранспортного средства достигал 114 дБА, а у мотоцикла 128 дБА и значительно превышал установленные стандартом нормативы. Данный уровень сравним с уровнем шума создаваемого авиационным транспортом. Вследствие чего, сотрудники ГИБДД снимали государственные регистрационные знаки, до устранения неполадки и проведения повторных измерений. Повторные измерения показали, что при проведении мероприятий по уменьшению шума (установка рестрикторов, заслонок, катализаторов), уровень шума снижается до нормативных. Информация о проводимых мероприятиях размещалась на сайте ГИБДД и средствах массовой информации, в результате к концу июня значительно снизилось число машин с превышением уровня шума обусловленного неисправной работой выпускной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р 52231-2004. Внешний шум автомобилей в эксплуатации. — М. : Мир, 2004 — 26 с.

2. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. — М. : Экология и строительство, 1996 - 29 с.

3. ГОСТ Р 51616-2000. Автомобильные транспортные средства, шум внутренний. —М., 2000 —22 с.

4. Денисов Э.И., Чесалин П.В. // Неспецифические эффекты воздействия шума. С. 54-56

5. Денисов Э. И., Илькаева К И. Профессиональный риск для здоровья работников: руководство / Под ред. Н. Ф. Измерова, Э. И. Денисова. — М., 2003. — С. 114-124.

6. Петров К.М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы. — С.-Пб.: Химия, 1997. — 126 с.

7. Community noise (doc. prepared for WHO) / Eds B. Bergland, T. Lindvall. - Arch. Center Sens. Res. -Stockholm, 1995. - Vol. 2. № 1. - 214 р.

8. Rosen G. // Am. J. Public. Health. - 1974. - Vol. 64, № 5. - P. 514-517.

Л.Н.Горбачёва, Л.С.Иванова, Е.В. Пятырова

К ВОПРОСУ ОБ АПРИОРНОМ И АПОСТЕРИОРНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКАХ

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае", Владивосток

В свете национального проекта "Здоровье", реализации концепции программы "Здоровье работающего населения России", краевой целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Приморском крае" на 2007-2010 гг. основной целью является: защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными риска-

ми на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства-государства, работодателей, работников.

По определению ВОЗ профессиональный риск - математическая концепция, отражающая ожидаемую частоту и (или) тяжесть неблагоприятных реакций на данную экспозицию. По

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.