Научная статья на тему 'Неконтролируемые финансовые потоки, связанные с незаконным оборотом наркотиков, как способ сокрытия преступной деятельности'

Неконтролируемые финансовые потоки, связанные с незаконным оборотом наркотиков, как способ сокрытия преступной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
незаконный оборот наркотиков / инновации / цифровые валюты / майнинг / транзакция / противодействие / drug trafficking / innovation / digital currencies / mining / transaction / counteraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Викторович Куликов, Илья Юрьевич Железняк

Незаконный оборот наркотиков является одним из самых прибыльных видов преступной деятельности. Промышленная глобализация стимулировала процессы внедрения финансовых инноваций и новых технологий таких как мобильные платежи и цифровые валюты, что позволило наркодилерам резко повысить рентабельность своего преступного бизнеса. Именно поэтому в статье по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков уделено особое внимание незаконному движению капиталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Викторович Куликов, Илья Юрьевич Железняк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Uncontrolled financial flows related to drug trafficking as a way to conceal criminal activity

Drug trafficking is one of the most profitable types of criminal activity. Industrial globalization stimulated the introduction of financial innovations and new technologies such as mobile payments and digital currencies, which allowed drug dealers to dramatically increase the profitability of their criminal business. That is why the article on countering drug trafficking pays special attention to the illegal movement of capital.

Текст научной работы на тему «Неконтролируемые финансовые потоки, связанные с незаконным оборотом наркотиков, как способ сокрытия преступной деятельности»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34.343

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-159-163 EDN: https://elibrary.ru/llvifo NIION: 2003-0059-6/23-855 MOSURED: 77/27-003-2023-06-054

Неконтролируемые финансовые потоки, связанные с незаконным оборотом наркотиков, как способ сокрытия преступной деятельности

Александр Викторович Куликов1, Илья Юрьевич Железняк2

1,2 Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград, Россия

1 bmw0052@rambler.ru

2 zheleznyak.iy@gmail.com

Аннотация. Незаконный оборот наркотиков является одним из самых прибыльных видов преступной деятельности. Промышленная глобализация стимулировала процессы внедрения финансовых инноваций и новых технологий таких как мобильные платежи и цифровые валюты, что позволило наркодилерам резко повысить рентабельность своего преступного бизнеса. Именно поэтому в статье по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков уделено особое внимание незаконному движению капиталов.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, инновации, цифровые валюты, майнинг, транзакция, противодействие

Для цитирования: Куликов А. В., Железняк И. Ю. Неконтролируемые финансовые потоки, связанные с незаконным оборотом наркотиков, как способ сокрытия преступной деятельности II Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 159-163. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-159-163. EDN: LLVIFO.

Original article

Uncontrolled financial flows related to drug trafficking as a way to conceal criminal activity

Alexander V. Kulikov1, Ilya Yu. Zheleznyak2

12 Baltic Federal University named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

1 bmw0052@rambler.ru

2 zheleznyak.iy@gmail.com

Abstract. Drug trafficking is one of the most profitable types of criminal activity. Industrial globalization stimulated the introduction of financial innovations and new technologies such as mobile payments and digital currencies, which allowed drug dealers to dramatically increase the profitability of their criminal business. That is why the article on countering drug trafficking pays special attention to the illegal movement ofcapital.

Keywords: drug trafficking, innovation, digital currencies, mining, transaction, counteraction

For citation: Kulikov A. V., Zheleznyak I. Yu. Uncontrolled financial flows related to drug trafficking as a way to conceal criminal activity. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):159-163. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-159-163. EDN: LLVIFO.

В докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 год вопросам незаконных финансовых потоков, связанным с незаконным оборотом наркотиков, посвящена первая глава документа. В ней констатируется, что на фоне быстрого расширения мирового рынка новых финансовых услуг, основанных на использовании передовых информаци-

онно-коммуникационных технологий, стремительно возрастает угроза со стороны незаконных финансовых потоков, связанных с незаконным оборотом потенциально опасных веществ [4, п. 52].

В документе Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2020 году приведены статистические данные об ис-

© Куликов А. В., Железняк И. Ю., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

пользовании в незаконном обороте наркотиков электронных платежных систем международного и национального форматов, электронных бирж, в том числе криптовалют. Так, в 2020 году зарегистрировано 296 (2019 г. - 297) случаев, расследовано 308 (+10,8 % по отношению к 2019 году) преступлений, связанных с легализацией наркодоходов. В целях противодействия легализации наркодоходов Росфинмониторин-гом проверена информация в рамках более 2,7 тысячи первичных запросов. С использованием материалов Росфинмониторинга, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возбуждено 203 уголовных дела (в 2019 г. - 146) [2, с. 17].

В 2021 году в целом наркоситуация в Российской Федерации оценивалась по специальной шкале как «нейтральная», в отличие от «сложной» в 2020 году. По оценкам профильных экспертов, введение санкций зарубежными государствами по отношению к Российской Федерации и принятие ответных мер, в том числе в финансовой сфере, затруднит перемещение наркотиков на российскую территорию. Ограничение трансграничных денежных переводов активизирует использование международными наркокартелями криптовалют в расчетах за наркотики. В 2021 г. правоохранительными органами зарегистрировано 267 (-9,8 %; 2020 г. - 296) фактов легализации доходов от незаконного оборота наркотиков. Установленная сумма легализованных доходов от незаконного оборота наркотиков (денежных средств или иного имущества по оконченным предварительным расследованием уголовным делам) составила 486 млн 919 тыс. рублей [3, с. 16-43].

Следует признать, что данные цифры ничтожно малы по отношению к реальной действительности. Но этому есть вполне понятные объяснения. Росфин-мониторинг контролирует все крупные транзакции, но он не может определять цели, для которых они предназначены, и источники доходов, из которых они получены. Это прерогатива следственных органов, которые зачастую не обладают достаточными доказательствами того, что денежные средства получены именно от наркоторговли, вследствие предшествующей легализации (отмывания) денежных средств. Выше приведенные статистические данные касаются фиатных денег, но еще более сложная ситуация с использованием криптовалюты как средства платежа в процессе торговли наркотиками. Росфинмониторинг не располагает возможностями контролировать этот рынок.

Так, А. Н. Литвиненко и Р. Р. Тотоев указывают на то, что в последние годы использование криптовалюты для целей незаконного оборота психоактивных веществ резко возросло. Это связано, во-первых, с возможностью сохранения анонимности; во-вторых, с легкостью и простотой использования информационно-коммуникационных технологий и скоростью совершения конвертаций денежных средств в вирту-

альные денежные инструменты и наоборот [6, с. 292], также отсутствием транзакционных платежей каждому промежуточному банку.

Все указанные достоинства использования криптовалюты по достоинству оценены финансовыми властями России и в настоящее время Центробанк РФ работает над поправками в федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. Основные положения закона, которые известны уже сегодня: крипто-валюта в России не будет признана платежным средством; зарубежные расчеты криптовалютой будут возможны только государством также как и майнинг; накопления физических лиц в криптовалюте будет признано незаконным также как и майнинг.

Глава Центробанка Росссии Э. Набиулина в феврале 2023 года сказала: «ЦБ готов допустить частичное использование криптовалют» [7].

Допущение расчетов в криптовалюте для субъектов внешнеэкономической деятельности и государственных расчетов через специально созданные финансовые структуры объясняется наличием санкций и целого ряда финансовых ограничений России.

Что касается частных держателей криптовалюты, то планируемый запрет позволит, по мнению заинтересованных государственных учреждений, поднять уровень противодействия незаконному обороту запрещенных веществ и предметов, торговле оружием, терроризму и т. д. Майнинг будет преследоваться по закону.

Основной признак незаконного майнинга - круглосуточное повышенное потребление электроэнергии. Вычислить майнера не сложно - достаточно проанализировать профиль потребления электроэнергии, но при этом, чтобы доказать преступление, нужно найти необходимое оборудование. Других способов пока не существует. Но и указанный способ не представляется надежным, поскольку уже сегодня существует так называемый «скрытый майнер», под которым подразумевается программа-вирус, использующая ресурсы чужих компьютеров для добычи криптовалюты. Делается это в автоматическом режиме без ведома пользователя и без каких-либо предупреждений.

Следует признать, что наркобизнес, используя инновационные разработки, к сожалению, опережает в своем развитии средства противодействия.

В сложившихся условиях следует обратиться к опыту других стран, которые обнародованы в докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 год. ФБР США создали платформу с криптографической защитой Апот, находившейся под негласным управлением Бюро, для целей пресечения деятельности преступных организаций, которые использовали данную платформу в целях распространения наркотиков.

К июню 2021 года ФБР совместно со спецслуж-

JURISPRUDENCE

бами 16 стран и Европолом провели международную полицейскую операцию, в результате которой было произведено свыше 800 арестов, изъято почти 9 тонн кокаина, более 20 тонн каннабиса и смолы каннабиса, 8 тонн синтетических наркотиков. Кроме того, благодаря перехвату 27 миллионов сообщений на платформе Anom правоохранительные органы получили оперативные данные об имеющихся каналах крупномасштабных перемещений наркотиков (транснациональной контрабанде). Иными словами, США провели успешный оперативный эксперимент.

В 2020 и 2021 годах в Европе были расшифрованы устройства информационно-телекоммуникационной связи, которые использовались наркогруппами. Это позволило пресечь преступную деятельность в разных странах Европы и произвести масштабные изъятия наркотиков и потенциально опасных химических веществ, а также ликвидировать крупные подпольные лаборатории. Кроме того, был получен большой объем информация о деятельности крупных преступных сообществ.

Власти Бельгии, Нидерландов и Франции в сотрудничестве с Европолом и Евроюстом пресекли деятельность целого ряда преступных сообществ, нарушив работу системы обмена зашифрованными сообщениями Sky ЕСС, которая использовалась наркоторговцами. Это позволило правоохранительным органам провести в феврале и марте 2021 года ряд операций по задержанию и изъятию кокаина в порту Антверпена общим объемом более 27 тонн [4, п.п. 803, 808, 809].

Если в России будет реализована работа по включению искусственного интеллекта в систему противодействия распространения наркотиков, то и мы получим не менее внушительные результаты, но для этого необходимо соответствующее оборудование и программное обеспечение, что в настоящее время недостижимо по причине экономических и финансовых санкций.

В частности, В. С. Гапонов пишет, что в борьбе как с оборотом наркотиков в телекоммуникационной сфере, так и с легализацией полученных наркодоходов, имеется критическая нехватка штатных специалистов с высоким уровнем квалификации в области программирования и интернет-технологий. Он считает целесообразным активизировать привлечение отдельных лиц к проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия профильным подразделениям. При этом акцент следует сделать на лицах, которые, несмотря на уровень образования, фактически обладают высокой квалификацией, в том числе противоправной: веб-мастера, майнеры, хакеры и т. д. [1, с. 9].

Международной аналитической Группой по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег является FATF (Financial Action Task Force). Она была учреждена в ходе Парижской встречи G7 в июле

1989 года. Создание Группы стало ответом на возросшие объемы отмываемых преступных доходов во всем мире. С учетом сложности работы по выявлению грязных денег в международной финансовой системе возникло понимание неотложности разработки коллективных мер противодействия финансовым преступлениям. Российская Федерация принята в члены в июне 2003 года.

В декабре 2022 года РАТР опубликовала доклад об отмывании денег от фентанила и синтетических опи-оидов, употребление которых за последнее десятилетие привел к сотням тысяч смертей от передозировки наркотиков. В отчете рассматривались способы отмывания доходов от незаконного оборота указанных психоактивных веществ. Группа ГАТГ зафиксировала использование организованными преступными группами контрабанды наличных в больших объемах через курьеров, отмывание денег через торговлю и виртуальные активы (криптовалюту), а также подставные компании и услуги профессиональных «отмывателей» преступных доходов.

Основная направленность отчета - это повышение осведомленности о торговле опиоидами, об использовании химических веществ-прекурсоров, и связанных с этим глобальных финансовых потоках. Группа дала рекомендации по лучшим подходам к обнаружению и разрушению преступных сетей, обучению прокуроров и соответствующих органов проведению финансовых расследований, в том числе в цепочке поставок наркотиков и прекурсоров, о рисках, торговых площадок даркнета и виртуальных активов (криптовалюты). В отчет включены соответствующие индикаторы риска, которые помогут выявить потенциальный оборот незаконных синтетических опиоидов и денежных средств от их продажи [5].

К сожалению, 22-24 февраля 2023 года на пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег принято политизированное решение о приостановке членства Российской Федерации в ФАТФ.

Данное решение ФАТФ не влечет никаких обязательств и ограничений для финансовых институтов в России и за рубежом. «Российская «антиотмывочная» система продолжит функционирование в соответствии с действующим законодательством», - заявили в службе Росфинмониторинга [9].

Следует признать, что ГАТГ нанесла серьезный удар по отмыванию денежных средств в России, поскольку ранее кредитно-финансовые учреждения нашей страны, как участницы Группы, имели возможность обмениваться сведениями о крупных подозрительных движениях капитала, в том числе полученных от продажи наркотиков. Теперь такие возможности исключены, что значительно повышает риски оказаться «отмывочной» страной для легализации криминальных доходов различных преступных сообществ.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 заявлено, что появление новых форм противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), усиление ими конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков с использованием информационных, коммуникационных и других новых технологий, названы новыми угрозами национальной безопасности в сфере оборота наркотических средств [10].

На наш взгляд, с учетом этих новых угроз необходимо активизировать деятельность Росфинмонито-ринга и расширить международное сотрудничество в различных организационных формах в аспекте финансовых мер борьбы с отмыванием денег в сфере нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Список источников

1. Гапонов В. С. К вопросу о недостатках ресурсного обеспечения оперативно-розыскной деятельности в противодействии легализации (отмыванию) наркодоходов // Научный компонент. 2022. № 4 (16). С. 6-10.

2. Доклад Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2020 году // Электронный ресурс]. URL: https://prim-hasan.ru/assets/files/ OfInformation/Komissii_aXMP/Narkotiki-2020_ RF-doklad.pdf (1ата обращения: 15.03.2023).

3. Доклад Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2021 году // Электронный ресурс]. URL: https://adm.astrobl.ru/storage/ documents/226926 Доклад-о-наркоситуации-B-P®-B-2021-ro^.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

4. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 год // Электронный ресурс]. URL: https://unis.unvienna.org/ pdf/2022/INCB/INCB_2021_Report_R.pdf (дата обращения: 11.03.2023).

5. Доклад FATF об отмывании денег от фен-танила и синтетических опиоидов// Сетевое издание «X-Compliance» 09.12.2022 // [Электронный ресурс]. URL: https://xco.news/ article/2022/12/09/fatf-opublikovala-doklad-ob-otmyvanii-deneg-ot-fentanila-i-sinteticheskih-opioidov.

6. Литвиненко А. Н., Тотоев Р. Р. Направления финансовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств : организационный аспект // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 288-294.

7. Набиулина Э. С. ЦБ готов допустить частичное использование криптовалют // РИА Но-

вости 10.02.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230210/kripto-1851213520.html (дата обращения: 24.02.2023).

8. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ // [Электронный ресурс]. Доступ из справ,-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.03.2023).

9. FATF приостановила членство России в организации [Электронный ресурс]. URL: https: // www.interfax.ru/business/887639 (дата обращения: 25.03.2023).

10. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный Интернет-портал правовой информации // [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202011230073?index=l&ra ngeSize=l.

References

1. Gaponov V. S. On the issue of the shortcomings of the resource provision of operational investigative activities in countering the legalization (laundering) of drug proceeds // Scientific component. 2022. № 4 (16). P. 6-10.

2. Report of the State Anti-Drug Committee on the drug situation in the Russian Federation in 2020 / /Electronic resource]. URL: https://prim-hasan. ru/assets/files/Oflnformation/KomissiiaXMP/ Narkotiki-2020_RF-doklad.pdf (accessed: 15.03.2023).

3. Report of the State Anti-Drug Committee on the drug situation in the Russian Federation in 2021 // Electronic resource]. URL: https://adm.astrobl.ru/ storage/documents/226926 Report-on-the-drug situation-in-the-Russian Federation-in-2021.pdf (accessed: 15.03.2023).

4. Report ofthe International Narcotics ControlBoard for 2021 // Electronic resource]. URL: https:// unis.unvienna.org/pdf/2022/INCB/INCB_2021_ Report_R.pdf (accessed: 11.03.2023).

5. FATF Report on Money Laundering from Fentanyl and Synthetic Opioids// Online edition «X-Compliance» 09.12.2022 // [Electronic resource]. URL: https://xco.news/ article/2022/12/09/fatf-opublikovala-doklad-ob-otmyvanii-deneg-ot-fentanila-i-sinteticheskih-opioidov.

6. Litvinenko A. N, Totoev R. R. Directions of financial struggle against illicit drug trafficking : organizational aspect // Bulletin of Economic Security. 2022. № 1. P. 288-294.

JURISPRUDENCE

7. Nabiulina E. S. The Central Bank is ready to allow partial use of cryptocurrencies// RIA Novosti 10.02.2023 [Electronic resource], URL: https://ria. ru/20230210/kripto-1851213520.html (accessed: 24.02.2023).

8. On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Federal Law № 259-FZ of July 31, 2020 // [Electronic resource]. Access from help.-legal system «Consultant plus» (accessed: 25.03.2023).

9. FATF suspended Russia's membership in the organization [Electronicresource], URL: https: //www. interfax.ru/business/887639 (accessed: 25.03.2023).

10. Decree of the President of the Russian Federation dated 23.11.2020 № 733 «On approval of the Strategy of the State anti-drug policy of the Russian Federation for the period up to 2030» // Official Internet Portal of Legal information // [Electronic resource], URL: http://publication. pr avo. gov. ru/D ocument/View/0001202011230073 ?index=l&rangeSize=l.

Информация об авторах

А. В. Куликов - профессор Образовательно-научного кластера «Институт управления и территориального развития» Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ;

И. Ю. Железняк - аспирант высшей школы права Балтийского федерального университета имени И. Канта.

Information about the authors

A. V. Kulikov - Professor of the Educational and Scientific Cluster «Institute of Management and Territorial Development» of the Baltic Federal University named after I. Kant, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer ofthe Russian Federation;

I. Yu. Zheleznyak - Postgraduate Student ofthe Higher School of Law ofthe Baltic Federal University named after I. Kant.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 12.07.2023; принята к публикации 14.09.2023.

The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 12.07.2023; accepted for publication 14.09.2023.

Органы внутренних дел и институты гражданского общества. Формы взаимодействия и партнерства в сфере миграции. История. Современность. Перспективы. Монография. Прудников A.C. 183 с.

A.C. Прудников

Органы внутренних дел

и институты гражданского общества

Формы взаимодействия и партнерства в сфере миграции

История. Современность. Перспективы

Монография подготовлена с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению основ институтов гражданского общества, закрепляющих их правовое положение, анализ форм участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля, а также их взаимодействия и партнерства с органами публичной власти в сфере миграции.

Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.