ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ПОЛЕМИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
УДК 316.323.6:327.2 ББК 60.5:66.4
И.И. Рогов
неконтролируемая миграция: новое переселение народов или глобализированная урбанизация?
Анализируются миграции, массовые переселения, формирование культурных и конфессиональных анклавов. Оценивается как современная ситуация, так и отдаленная историческая ретроспектива. Рассматривая социальный, культурный, трудовой и конфессиональный характер миграций, показано, что концепции глобализированной урбанизации и переселения народов могут быть применены для характеристики происходящих социальных процессов.
Ключевые слова:
глобализация, миграция, модернизация, социальные общности, социальные трансформации, трудовая миграция, урбанизация.
Современные миграционные процессы многогранны и зачастую непредсказуемы. Они привлекают внимание широкого спектра социальных исследователей и представителей самых различных групп: от рядового населения до административной и политической власти. Существует миграционное право, отраслевая дисциплина - миграциология, различные центры и фонды миграционных исследований, существует даже Международный день мигранта - 18 декабря.
Любой социальный процесс, тем более общезначимый, не появляется спонтанно, но имеет и корни, и предысторию, и порой - ретроспективу. И миграция не только не составляет исключения, но является показательным примером, как известные социальные процессы повторяются спустя определенное количество лет и получают новую жизнь благодаря изменившейся терминологии.
Наиболее общее, но и наиболее точное определение миграции следующее: «миграция - это любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих» [2, с. 35]. Здесь мигра-
цией назван процесс пересечения границ. Все остальное - причины, цели, условия и временная длительность - может меняться, но факт пересечения границы обязателен.
«Пересечение границы» - в данном случае не просто определяющий, но и атрибутивный фактор. Можно даже сказать, наоборот: процесс пересечения границы и, как следствие, смена места жительства называются миграцией. Показательно, что формулировка не уточняет, какую границу необходимо пересечь, чтобы называться или оказаться мигрантом. Указано, что граница может быть или административная, или территориальная. Но территориальная граница - еще и граница региона в географическом смысле. Получается, что человек, переселившийся с Дальнего Востока РФ в европейскую часть, является мигрантом, и человек, переселившийся из Закавказья в ту же европейскую часть России, тоже является мигрантом. В исследованиях традиционно добавляют «внешний» или «внутренний», и с точки зрения административно-правовой специфики это существенно. Но для индивидуальной ресоциа-лизации индивида, для его повседневного существования прикрепление его к какому-то определенному классу вряд ли способно помочь адаптироваться на новом месте.
Миграция есть процесс переселения людей в поисках лучших условий сущес- § твования, а массовая миграция - еще и о реакция на трансформацию глобальной 3 стратификации, мировой архитектуры. о
Но современность не просто столкнулась с миграцией, мы имеем дело с массовой миграцией, да еще и цивилизационно-куль-турного характера. Даже слово «массовая миграция» не точно передает характер процесса: «масса» - слишком неопределенное слово. Массой можно назвать и 3-5 тысяч человек, когда они собрались в условиях города, и 20-30 тысяч, если речь идет о профессиональной группе - трудовых мигрантах, выполняющих в рамках мегаполиса схожий вид деятельности. Но массой и массовой миграцией называют также сотни тысяч инородцев, проживающих в той или иной стране порой не одно поколение и слабо поддающихся адаптации.
Однако миграция сотен тысяч, да еще и не желающих адаптироваться в новом месте людей - проблема, с которой столкнулись европейцы - принципиально отличается от обычной, индивидуальной или групповой миграции. Люди меняют место проживания, чтобы начать жить лучше. Но подобная смена места интуитивно предполагает адаптацию и к региону, и к новым нормам культуры. Сознание «классического» мигранта работает по принципу «лучше там, где нас нет», то есть адаптационные процессы включаются еще до самого факта переезда. Впоследствии этот фактор только усиливается, как вследствие количественного доминирования коренного населения, так и благодаря внутреннему желанию самого мигранта. При этом речь не идет об одном человеке: этой тенденции подчинены даже значительные группы. Для уровня современных обществ два-три десятка тысяч мигрантов проблемы не представляют.
Иное дело, если мигрирует часть народа и по отношению к коренному населению составляет ощутимый процент. Здесь количественное доминирование коренных жителей уже не так ощутимо: мигранты склонны сплачиваться в группы и ассоциации и не допускать к себе «чужаков», как бы «забывая», что «чужими» остаются они сами. Кроме того, мигрируют наиболее мобильные, активные и амбициозные люди, в том числе и криминального характера, а в оседлом населении активный элемент перемешан с пассивным и потому не всегда может ответить на брошенный вызов.
Но проблема еще глубже. Когда процесс миграции охватывает сотни и десятки сотен тысяч, мотивация переселяющихся людей не может оставаться прежней: приобщиться к благам более развитой цивилизации. Такое количество людей чувствует себя достаточно сильным для того, чтобы потребовать необходимое, не отдавая ничего взамен. В лучшем случае отдавая минимум
взамен обретенного. Так и рождается в сознании мигрантов потребность получать удовлетворяющий их уровень материальных благ, сохраняя самобытную культуру, как бы «в память» или «вопреки» традициям автохтонного этноса. А поскольку масса рождает силу, требования становятся все настойчивее, пока не приводят к социальным или политическим конфликтам.
Но описанный процесс миграции - не вина самих мигрантов. Люди хотят жить лучше. Это всегда было и всегда будет. А если переместившаяся часть населения не желает адаптироваться, то только по причине упадка жизненных сил коренного населения, отсутствия привлекательности той культуры, к которой, по идее, она должна примкнуть. Цивилизационные конфликты между коренными и приезжими - результат слабости принимающего населения и его властных структур. Если народонаселение растет, если рабочие места заняты и если общество целостно, то такому обществу нет необходимости принимать у себя значительные группы переселенцев. Речь не идет о частном или численно незначительном переселении, но лишь о крупных и сверхкрупных группах.
Другое дело, если население какого-то региона или страны медленно, но верно вымирает. Освобождаются рабочие места, становятся незаняты земли, ранее населенные, управлять становится некем. В такой ситуации мигранты - временное, но спасение для проблемного региона.
В современной социальной мысли есть тренд характеризовать неконтролируемую миграцию современного мира в марксистских и псевдомарксистских терминах. «Мировой город» - «мировая деревня», «внутренний пролетариат» - «внешний пролетариат», «биовласть», «массы и власть» -вот лишь небольшой перечень примеров. Некоторые авторы склонны рассматривать ситуацию как урбанизационные процессы в глобальном масштабе. Один из представителей этого подхода - Иммануил Вал-лерстайн [1, с. 78]. Другие - в контексте подавления масс новейшими средствами информационного оружия [4, с. 127]. Сюда относятся М. Хардт и А. Негри.
Посмотрим в прошлое. Если миграцией называют процесс пересечения границ, а массовой миграцией - то же, только в более широких объемах и на более длительном временном промежутке, то несложно будет обнаружить сходные процессы. Массовое пересечение границ имело место и ранее: границы географических регионов пересекали все народы-колонизаторы - испанцы, французы, англичане; этот пример
проблем не представляет. Более интересно найти примеры незаконного пересечения государственных границ.
Но и здесь особой сложности не возникнет. Так, Римская империя времен своего упадка сначала широко практиковала заселение приграничных территорий лояльными германскими племенами, несущими военную службу, а на последних стадиях своего существования, когда от отрицательного прироста населения вымирали целые провинции, соглашалась на любое заселение с минимальной, как сказали бы в наши дни, налоговой ставкой. У государства не было физических сил остановить переселение германских племен, а у общества -культурных кодов, чтобы цивилизовать эти племена. Общая схема массовой миграции того дальнего времени удивительно напоминает современную, с тем лишь различием, что миграция шла не с юга на север, как в наши дни, а с востока на запад.
Упадок жизненных сил коренного -италийского народа подтолкнул молодые германские племена на новые земли в поисках лучшей жизни. Поселенцы не только не пожелали перенять элементы культуры коренных жителей, но и изменили стратификационную и правовую системы под собственные нужды. Даже религиозный институт оказался трансформирован: место греческого пантеона заняли сначала воинственные северные боги, а позже - монотеистический культ, бывший для римской культуры «инновацией« с Востока.
Понятие «Великое переселение народов Запада» заимствовано из исторической науки, чтобы подчеркнуть специфику колониальной миграции. В течение нескольких первых столетий нашей эры на территории Евразии наблюдалась массовая неконтролируемая племенная миграция. Западная римская империя погибла под ее ударами. Та эпоха вошла в историю под названием Великое переселение народов, когда предки народов Запада - готы, бур-гунды, лангобарды и прочие - полностью изменили ареал своего обитания.
В эпоху, традиционно называемую Великими географическими открытиями, также имело место массовое переселение уже национально сформированных народов Запада в Новый Свет. Его традиционно называют в исторической литературе как колонизацию. Учитывая схожесть этого термина с основным (колонизация-колониализм) и желая избежать возможной путаницы, используем понятие «Великое переселение народов Запада» как показатель миграционных процессов, безусловно центральных для эпохи Великих географических открытий.
Колониализм как многовековой процесс имел и свои стадии. Каждая стадия может иметь узнаваемое название, а может и не иметь. Но две из них известны читателю как империализм и глобализм. Первая выше была уже освещена. Что касается второй, доводы о принадлежности глобализма к колониальной экспансии будут приведены ниже.
Итак, географические открытия - эпоха, колониализм - общая характеристика эпохи, переселение народов Запада - миграционная, этническая специфика, империализм и глобализм - формы и воплощения.
Колониализм - уникальное явление, строго ограниченное, однако, рамками эпохи Великих географических открытий. Он стал возможен при стечении многих обстоятельств, главными из которых следует назвать лидерство Запада в науке и технике, мессианский дух, невозможность в Европе имперских завоеваний и общий экстенсивный путь развития христианской цивилизации.
Колонизация - это тоже миграции. И преимущественно неконтролируемые. Колонизация - Великое переселение народов Запада - ничем не отличается от подобных процессов. Но судьба термина «колониализм» оказалась связана именно с их деятельностью по причине превосходства европейцев в военном, а позже - и в информационном пространстве. Классический колониализм представлял собой не просто завоевание далеких стран и порабощение свободных народов, но прежде всего переселение многих представителей народов Запада на просторы Нового Света. Это была сложная, многовековая работа лучших умов, авантюристов, теоретиков, политиков и даже индиан джонсов.
Доминируя в вопросах названий и вложенных в них смыслов, народы Запада употребляли слово «колониализм» не просто в значении «переселения народов», но как синоним специфической социально-экономической деятельности. Так, постепенно, колониализм стал ассоциироваться с империализмом, а также обозначать военно-морскую экспансию, переселение на территории, разделенные океанами, с последующим их сепаратизмом. Так, гре-ческо-финикийский смысл колонизации вытеснил прочие и стал доминировать в ассоциативном шлейфе этого термина.
Современные процессы массовой миграции дают несколько иные результаты. Однако наивно думать, что история с точностью повторит свои события дважды: для философского осмысления социальных процессов важны не столько факты подтверждения, сколько идентичные тенден-
3 ю О
ции. «Великое переселение народов» - так назывался этот процесс полторы тысячи лет назад. «Массовая миграция» - таково современное обозначение схожего процесса. Схожего, но не идентичного: отличаются условия, цели, ценности, географическое направление. Есть и другие отличия. Но сами процессы смены места проживания в поисках лучшей жизни не одним человеком, не группой, даже не массой, а значительной частью народа при устойчивом нежелании адаптироваться к нормам и ценностям принимающей культуры достаточно схожи.
Каково современное состояние социальной системы и как может быть названа эпоха, в которую мы живем? Это - второе Великое переселение народов. Когда полторы-две тысячи лет назад началось то Великое переселение народов, которое вошло в учебники истории, сами народы - субъекты и объекты - не знали об этом. Они использовали терминологию, употреблявшуюся в ту эпоху. Современники говорили о Божьей каре, о нашествиях варваров, о наказании за грехи отцов, тогда как сами «мигранты» осваивали новые территории - некогда заселенные, но к III в. н.э. уже пустующие. Перенесись Боэций, Августин или Иероним в современность, они использовали бы ту же терминологию, хотя и, вероятно, с иной шкалой оценки. То, что мы называем постбиполярным миром с его неконтролируемой территориальной миграцией, есть эпоха Великого переселения народов, если использовать устоявшуюся историческую терминологию.
Великое переселение народов - макро-социальный процесс, в котором экономические показатели играют лишь одну из ролей. Изменение социально-экономического базиса внутри стабильной цивилизации, обитающей в регионе, который не подвергается давлению извне, это одно, а тот же самый процесс при постоянно накатывающих волнах варваров, которые беспардонно устраиваются на принадлежащих тебе территориях, - совсем другое. То же утверждение справедливо и в случае технического превосходства завоевателей.
В первом из известных нам переселений гунны начали движение от Китая, а закончили на границах Гесперии. Они были катализатором процесса, но толчок
Список литературы:
к развитию после переселения получили и другие племена - прежде всего германские. Регион, подвергшийся перезаселению, - Римская империя.
Во втором случае народы Пиренейского полуострова дали толчок к великому переселению народов в Новый Свет, но получили толчок к развитию и народы Британских островов. Регион, повторивший судьбу Рима, - обе Америки.
В третьем случае восточноевропейские народы (бывшие члены ОВД) начали переселение на Запад, но основным по количеству мигрантов стало население бывших колоний. Регионов-кандидатов на перезаселение несколько: это и Европа - «лакомый кусочек» для мусульманских народов, и Сибирь - для китайцев.
Если первые два переселения народов характеризовались движением с востока на запад, то современное характеризуется движением с юга на север. Особо хочу обратить внимание читателя на тот факт, что Великое переселение народов не обязательно закрывает гегемонистский цикл войн за имперское наследство; по крайней мере, некоторые из этих войн передела не приводят к переселению. Однако переселение народов строго расходится с фазой империй, поделивших мир. Оно в таких условиях невозможно.
Можно назвать этот процесс «великим переселением народов», можно - «неконтролируемой массовой миграцией», дело не в словах, а в сущности процесса, когда спад жизненных сил одних народов и сокращение их популяции при одновременно высоком жизненном уровне привлекают людей из смежных регионов, и не только. Валлер-стайн и Тойнби называют таких мигрантов «внешним пролетариатом», обнажая мар-ксово влияние на свою терминологию [1, с. 69; 3, с. 325]. Административный язык использует совершенно иные формулировки. Но процесс и в этом случае остается тем же, причины и движущая сила этого процесса остаются неизменными.
Увидеть такую ретроспективу сквозь века, показать преемственность, определить точки корреляции и доказать, в какой - повышающей или понижающей - фазе цикла находится современность, - инновационная проблема современной социальной науки и социальной философии.
[1] [2]
[3]
[4]
Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. - М.: Логос, 2003. - С. 52-55. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 9 (202). Тойнби А. Дж. Постижение истории: сборник. - М.: Рольф, 2001. - 640 с.
Хардт М., Негри А. Империя / Пер. с англ., под ред. Г.В. Каменской, М.С. Фетисова.. - М.: Праксис, 2004 - 440 с.