Научная статья на тему 'Некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в Казахстане: потенциал и модели развития'

Некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в Казахстане: потенциал и модели развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / NON-PROFIT SECTOR / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / BUSINESS MODEL / ТИПИРОВАНИЕ / TYPING / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / SOCIAL VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Притворова Татьяна Петровна, Петренко Елена Степановна, Аяганова Мира Пазыловна

В статье представлены результаты социологического исследования, имеющего целью выявить прецеденты развития деятельности с регулярным доходом некоммерческими организациями в Центральном Казахстане. Используя простейшую схему бизнес-модели (ценностное предложение, потребители, цепочка производства стоимости и ресурсы, схемы получения дохода), авторы с применением метода кейс-анализа выявляют основные типы доходной деятельности организаций и описывают варианты применяемых бизнес-моделей. В составе этих типов представлены: использование материальных и нематериальных активов по максимуму, дополнительный доход за счет использования дешевых ресурсов, модель доступности при стандартном предложении, модель краудфандинга. Наиболее успешными у некоммерческих организаций являются бизнес-модели, основанные на коммерциализации услуг, аналогичных профильной детальности или дополняющих ее. Как правило, эта бизнес-модель опирается на квалифицированные трудовые ресурсы и предшествующую ресурсную поддержку партнеров, в том числе зарубежных. Слабыми сторонами некоммерческих организаций являются нечеткое позиционирование конкурентных преимуществ, отсутствие четкой стратегии развития, в том числе маркетинговой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Притворова Татьяна Петровна, Петренко Елена Степановна, Аяганова Мира Пазыловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-profit sector as a basis for social entrepreneurship in Kazakhstan: potential and development models

The article presents the results of a sociological study aimed at identifying precedents for the development of activities with regular income by non-profit organizations in Central Kazakhstan. Using the simplest scheme of business model, namely, value proposition, consumers, value chain and resources, income generation schemes, the authors using the case analysis method identify the main types of organizations' income activity and describe the variants of the applied business models. These types involve the maximum use of tangible and intangible assets, additional income using cheap resources, accessibility model with a standard proposal and crowdfinding model. Business models based on commercialization of services that are similar or complementary to the profile detail are the most successful in non-profit organizations. As a rule, this business model involves qualified labor resources and the previous resource support of partners, including foreign ones. Fuzzy positioning of competitive advantages, lack of a clear development strategy, including marketing, are weaknesses of non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «Некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в Казахстане: потенциал и модели развития»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 4 • апрель 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в казахстане: потенциал и модели развития

Притворова Т.П.1, Петренко Е.С.2, Аяганова М.П. 3

1 НИИ регионального развития, Казахстан

2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

3 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Караганда, Казахстан

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлены результаты социологического исследования, имеющего целью выявить прецеденты развития деятельности с регулярным доходом некоммерческими организациями в Центральном Казахстане. Используя простейшую схему бизнес-модели (ценностное предложение, потребители, цепочка производства стоимости и ресурсы, схемы получения дохода), авторы с применением метода кейс-анализа выявляют основные типы доходной деятельности организаций и описывают варианты применяемых бизнес-моделей. В составе этих типов представлены: использование материальных и нематериальных активов по максимуму, дополнительный доход за счет использования дешевых ресурсов, модель доступности при стандартном предложении, модель краудфандинга. Наиболее успешными у некоммерческих организаций являются бизнес-модели, основанные на коммерциализации услуг, аналогичных профильной детальности или дополняющих ее. Как правило, эта бизнес-модель опирается на квалифицированные трудовые ресурсы и предшествующую ресурсную поддержку партнеров, в том числе зарубежных. Слабыми сторонами некоммерческих организаций являются нечеткое позиционирование конкурентных преимуществ, отсутствие четкой стратегии развития, в том числе маркетинговой.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан в рамках проекта грантового финансирования № AP05130260.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: некоммерческий сектор, социальное предпринимательство, бизнес-модель, типирование, социальная ценность.

Non-profit sector as a basis for social entrepreneurship in Kazakhstan: potential and development models

Pritvorova T.P.1, Petrenko E.S.2, Ayaganova M.P. 3

1 Scientifically research institute of regional development, Kazakhstan

2 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

3 Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz, Kazakhstan

введение

Некоммерческий сектор (НКО) представляет собой сложившийся в рыночной экономике сегмент хозяйствующих субъектов, которые характеризуются социальной природой поставленных целей их

деятельности. Бизнес-цикл возникает в таких организациях, когда они ставят задачей обеспечить финансовую независимость своей социальной деятельности в условиях отсутствия постоянных источников финансирования или хотят обеспечить максимальную интеграцию опекаемых ими групп в общество [1, 2] (Shlikhter, 2006; Bakhankova, Moskvina, Sukhodolskaya, 2014).

Социально-уязвимые группы получают от некоммерческого сектора блага либо в натуральной форме, либо в форме заработной платы или прибыли, если участвуют в проекте, приносящем доход.

В Республике Казахстан к настоящему времени сложился некоммерческий сектор с определенным потенциалом, который может стать основой для инновационного решения социальных и экономических проблем социально-уязвимых слоев населения, которые ни государство, ни рынок не могут решить в полной мере.

Обзор последних исследований и публикаций

Идея и явление социального предпринимательства в развитых странах мира получили импульс развития в некоммерческом секторе в период сокращения бюджетных расходов в 70-е гг. ХХ в. Некоммерческие организации стали искать возможности для формирования деятельности с регулярным доходом или сочетать коммерческую деятельность с реализацией социальной миссии. Достаточно подробно этапы эволюции

ABSTRACT:_

The article presents the results of a sociological study aimed at identifying precedents for the development of activities with regular income by non-profit organizations in Central Kazakhstan. Using the simplest scheme of business model, namely value proposition, consumers, value chain and resources, income generation schemes, the authors using the case analysis method identify the main types of organizations income activity and describe the variants of the applied business models. These types involve the maximum use of tangible and intangible assets, additional income using cheap resources, accessibility model with a standard proposal and crowdfinding model. Business models based on commercialization of services that are similar or complementary to the profile detail are the most successful in non-profit organizations. As a rule, this business model involves qualified labor resources and the previous resource support of partners, including foreign ones. Fuzzy positioning of competitive advantages, lack of a clear development strategy, including marketing, are weaknesses of non-profit organizations.

KEYWORDS: non-profit sector, social entrepreneurship, business model, typing, social value.

JEL Classification: M14, M21, M29 Received: 16.03.2018 / Published: 30.04.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Pritvorova T.P. (pritvorova_0mail.ru)

CITATION:_

Pritvorova T.P., Petrenko E.S., Ayaganova M.P. (2018) Nekommercheskiy sektor kak bazis sotsialnogo predprinimatelstva v Kazakhstane: potentsial i modeli razvitiya [Non-profit sector as a basis for social entrepreneurship in Kazakhstan: potential and development models]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (4). - 919-932. doi: 10.18334/rp.19.4.38905

и становления бизнес-деятельности у некоммерческого сектора изложены в трудах Г. Диза [3] (Dees, Anderson, 2006), К. Соммерок [4], К. Альтер [5], Остин Дж. [6] (Ostin, Stivenson, Vey-Skillern, 2010) и др.

Три современные концепции социального предпринимательства делают акцент на: генезисе новых возможностей решения социальных проблем общества с помощью инновационной комбинации ресурсов [7-9] (Light, 2006; Aray, 2015; Shaw, 2007); на модели извлечения дохода как фундаментального критерия предпринимательской деятельности [10, 11] (Moskovskaya, 2011); на специфической двойственности процесса производства экономической и социальной ценностей и постоянном поиске соотношения между ними в пользу последней [12] (Thompson, Doherty, 2006).

В странах СНГ исследования социального предпринимательства проводились А. Московской [13] (Moskovskaya, Batardina, Tradina, 2007), Е. Шматковой [14] (Shmatkova, 2013), Н. Восколович [15] (Voskolovich, 2013), Н. Кадол [16] (Kadol, 2013) и др. Основными результатами этих исследований стали: определение потенциала, бизнес-моделей и направлений развития.

В Казахстане исследования социального предпринимательства с позиций его типи-рования и определения действующих бизнес-моделей на системной основе не проводились. В связи с этим выявление потенциала и определение векторов развития доходной деятельности некоммерческих организаций в Казахстане является актуальным.

Целью исследования была оценка потенциала и типирование бизнес-моделей некоммерческого сектора в Центрально-Казахстанском регионе для определения особенностей и перспектив его развития.

методы исследования

Основой проведенного нами исследования являлся социологический опрос и кейс-метод анализа выявленных организаций социального предпринимательства.

Целью опроса была оценка применяемой организацией бизнес-модели через призму составляющих ее элементов: ценностного предложения, клиентов фирмы, источников финансовых ресурсов для проекта, цепочки создания стоимости, механизмов извлечения доходов от реализации ценностного предложения, наличия разработанной стратегии и маркетинговой программы.

об АВТОРАХ:_

Притворова Татьяна Петровна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник (pritvorova_0mai[.ru)

Петренко Елена Степановна, доктор экономических наук, приглашенный профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий (petrenko_ye1ena0bk.ru) Аяганова Мира Пазыловна, студент докторантуры ([email protected])

цитировать СТАТЬЮ:_

Притворова Т.П., Петренко Е.С., Аяганова М.П. Некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в Казахстане: потенциал и модели развития // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 4. - С. 919-932. doi: 10.18334/rp.19.4.38905

Кейс-метод базировался на следующих его принципах: конструктивная валид-ность, внешняя валидность, внутренняя валидность, надежность [17] (Yin, 2014).

Основные результаты исследования

Оценка потенциала некоммерческого сектора на основе макропоказателей системы национальных счетов позволяет сделать вывод, что в фактическом потреблении домашних хозяйств Казахстана доля этого сектора увеличилась только за последние два года с 1,74 до 2,07% [18].

При этом доля чистой прибыли и чистых смешанных доходов в ВДС сектора в среднем за период с 2011 по 2015 гг. составила 11,6%. Это говорит о том, что в секторе существуют и развиваются организации, которые осуществляют деятельность с регулярным доходом для финансовой поддержки социальной функции. Необходимо отметить, что в 2009 г. чистая прибыль вообще не была зафиксирована, а в сумме валовой добавленной стоимости присутствовали оплата труда, амортизация основного капитала и другие налоги на производство (земельный, имущественный и др.).

Нами было предпринято социологическое исследование в Центрально-Казахстанском регионе по выявлению типов бизнес-моделей, которые используют некоммерческие предприятия региона. Был проведен опрос 186 некоммерческих организаций региона, целью которого была идентификация характера их коммерческой деятельности, если таковая имеет место. Для этой цели мы применяли упрощенную систему описания бизнес-модели, применяемую в последнем исследовании группы швейцарских исследователей:

• клиент или потребительские сегменты;

• ценностное предложение, или способ удовлетворения потребностей целевых покупателей;

• цепочка создания стоимости, или способ создания продукта/услуги;

• механизм извлечения или способ компании зарабатывать доход [19] (Grassman, Frankenberg, Shik, 2016).

Мы предлагаем не разделять социальную и экономическую проекции социального предпринимательства, а совместить их и определить профиль социальной компоненты на фоне базовой экономической модели. Можно сказать, что наш подход соединяет самую простую схему модели, состоящую из 4 элементов, и инклюзивный подход к социальному предпринимательству [20], отражающий роль целевых групп в модели. Специфика социального предпринимательства, отражающаяся во всем многообразии его видов, может быть связана с любым из элементов бизнес-модели. В предложенном варианте адаптации модели нами отражено только наполнение, касающееся целевых групп. Это означает, что параллельно с целевыми группами во всех элементах модели могут присутствовать и другие социальные группы общества (рис.).

В рамках социального предпринимательства целевые группы могут быть не только получателями благ и услуг, но и активными участниками их создания в качестве трудовых ресурсов или используя свои предпринимательские способности.

•Товары и/или услуги для целевых групп

2.

Потребители

х:

Целевые группы, \ получающие доход от деятельности

извлечения дохода от деятельности

3. Цепочка и ресурсы для создания ценности

Целевые группы в трудной жизненной ситуации (малообеспеченные, граждане с ограничеными возможностями и ДР-)

J

I-

Трудовые ресурсы как участники создания ценности Использование ресурсов с низкой стоимостью, "зеленых" технологий

Рисунок. Компоненты бизнес-модели социального предпринимательства через призму целевых групп Источник: составлено авторами

Поскольку ключевым отличием социального предпринимательства является создание социальной ценности, которая в рамках бизнес-модели будет первичной и будет определять стратегическую цель бизнеса, то можно сказать, что социальная ценность может создаваться в любом из четырех компонентов бизнес-модели. Создание социальной ценности, согласно проведенному нами анализу эмпирических примеров, как правило, требует специфических изменений не менее чем в двух блоках модели.

В секторе НКО в настоящее время нами выявлены четыре варианта бизнес-моделей:

1) Модель доступности стандартной услуги и использования материальных и нематериальных активов по максимуму. Социальная ценность может формироваться в блоках 1, 2, 3.

Многие некоммерческие организации Казахстана накопили достаточный опыт и знания для того, чтобы успешно его монетизировать и заработать на рынке средства для обеспечения своей деятельности без участия государства или расширить численность целевых групп, которые ими обслуживаются. Такую модель обеспечения дохода реализуют в настоящее время организации, оказывающие услуги длительного ухода инвалидам и престарелым, а также специальные социальные услуги детям с ограниченными возможностями.

Общественное объединение (далее ОО) «Немецкое общество Wiedergeburt» в г. Караганде, имеющее специалистов, наглядные пособия и весь необходимый учеб-

ный материал по методам обеспечения ухода за инвалидами и престарелыми, организовали курсы обучения для социальных работников и всех желающих получить консультативную помощь при решении таких проблем в семье. Функционирование центра поддерживается увеличивающимся спросом со стороны населения на консультативную и техническую помощь для таких услуг в связи со старением населения. Оплата консультаций идет единым платежом за месяц, а практические занятия - по факту их посещения. Социальный эффект этой модели получается в связи с тем, что собранные таким образом средства идут на поддержку продуктами питания и предметами первой необходимости малообеспеченных и престарелых граждан, нуждающихся в помощи.

ОО «Еврейское общество "Хэсэд Мириам"», которое располагает методиками и длительным опытом работы оказания специальных социальных услуг на дому, проводит курсы повышения квалификации для работников других фирм и государственных социальных работников за соответствующую плату от частных лиц, организаций или государства. Заработанные таким образом доходы позволяют фирме принять на бесплатное (или оплачиваемое по ценам ниже рыночных) обслуживание одного или двух клиентов, желающих получать услуги именно от этой фирмы.

Некоммерческая организация ОО «Лучик надежды» в Карагандинской области оказывает услуги развития детям с ограниченными возможностями за счет участия в государственном социальном заказе и средств домохозяйств. Организация, используя профессионально-квалификационный опыт и навыки работы с детьми, проводит занятия развивающего характера и для обычных детей из близлежащих районов в классах Монтессори, в бассейне. Заработанные таким образом средства используются в том числе для подвоза детей в сельской местности из малых поселков в районные центры, где есть филиалы развития ОО «Лучик Надежды». Это обеспечивает доступность для детей-инвалидов занятий в центре, а в стоимость госзаказа в настоящее время такие средства не включаются. В то же время далеко не все родители в сельской местности имеют возможность возить ребенка каждый день в центр развития.

В целом этот тип бизнес-модели, согласно представленному выше шаблону, может быть описан следующим образом:

• расширение круга потребителей за счет оказания образовательных услуг их более широкому кругу;

• ценностное предложение для групп, ранее не пользовавшихся этими услугами, но нуждающихся в них;

• цепочка создания стоимости формируется на основе накопленных организацией материальных и нематериальных активов;

• оплата образовательных, консультативных и развивающих услуг частными клиентами или организациями.

Сильными сторонами этой модели являются квалифицированные и опытные трудовые ресурсы, предложение стабильной качественной услуги и диверсификация

ценностного предложения за счет использования материальных и нематериальных активов по максимуму.

У многих организаций, использующих эту модель, есть возможности использования опыта и финансовых ресурсов зарубежных фондов и организаций, которые помогали техническими и финансовыми ресурсами изначально.

2) Модель дополнительного дохода для НКО за счет недорогих ресурсов и ручного труда. Социальная ценность формируется в блоках 1, 3 и 4.

Модель начал реализовывать Общественный фонд (ОФ) «Best for kids», занимающийся адаптацией подростков, вышедших из детских домов, к взрослой жизни в обществе. Социальная проблема, решаемая в данном случае, - это проблема социализации детей. В фонде работает департамент профессиональной ориентации, департамент по воспитательной работе с преподавателями, по организации досуговой работы с детьми и т.д. Каждый из них возглавляет координатор, который курирует работу своей группы волонтеров. Постоянный контингент волонтеров составляет 30 человек, и около 115 человек сотрудничают с фондом, время от времени и в разных формах помогают.

Бизнес-модель имеет следующее содержание:

• Стандартное предложение - плетеная мебель из относительно дешевого сырья (техноротанга - искусственного полимера, производимого по самым современным технологиям в России, стойкого к ультрафиолету и любым атмосферным воздействиям и т.п.).

• Широкий круг потребителей, как на оптовом, так и на розничном рынке.

• В мастерской могут работать не только выпускники детских домов, но и работники с ограниченными возможностями (особенно по слуху), граждане из малообеспеченных семей. Обучение ремеслу происходит прямо на рабочем месте, т.к. это практически ручная работа.

Работники, занятые в мастерской, получают заработную плату соответственно своему трудовому участию, а доход от предпринимательской деятельности направляется на работу с детьми, которые воспитываются в детских домах. Существенной частью этой деятельности является профессиональная ориентация детей.

Аналогичную модель использует другое предприятие - «Шанырак», предоставляющее услуги ремонта машин, сварки, изготовления швейных изделий простой модели, которые оказывают выпускники детских домов.

Сильными сторонами всех организаций, работающих по этой модели, являются ориентация на дешевые ресурсы (вплоть до неформальных источников их закупа), использование рабочей силы, готовой работать за меньшую оплату труда и смиряющуюся с нерегулярными доходами. Когда работниками являются люди в трудной жизненной ситуации (инвалиды, молодежь из детских домов, бывшие заключенные и другие представители этой категории лиц), для них возможность официальных источников вознаграждения является благом. Как правило, речь идет о работниках невы-

сокой квалификации, которые только набирают опыт на рынке труда или восстанавливают свою квалификацию и поэтому являются относительно дешевыми трудовыми ресурсами. Тем более что существуют государственные программы занятости, которые субсидируют заработную плату для работников на социальных рабочих местах или проходящих молодежную практику [21].

3) Модель доступности при стандартном предложении. Социальная ценность создается в блоке 2.

Национальная федерация профессионального боевого и спортивного джиу-джитсу (далее НФБ и СДД) «Профи-Файт» - некоммерческая организация, которая занимается вопросами развития данного вида спорта, имеет 10 учредителей и несколько спонсоров. Реализует проект по открытию в детских домах секций для занятий джиу-джитсу. Практически в каждом крупном или среднем городе Казахстана у федерации есть филиал, одно из подразделений которого отвечает за детские дома. Занятия проводятся бесплатно, и затраты на заработную плату тренеров покрываются из доходов других подразделений, реализующих платные услуги для детей в обычных условиях. Периодически приходится привлекать схему краудфандинга для сбора ресурсов и вывоза детей из детских домов на соревнования.

Характеристика бизнес-модели может быть дана следующая:

• стандартное предложение для всех - спортивные услуги борьбы джиу-джитсу;

• наряду с платными спортивными секциями, которые организует федерация, проводятся занятия в спортивных залах детских домов на безвозмездной основе;

• цепочка создания стоимости - оказание спортивных услуг, аналогичных обычному виду деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поскольку численность приверженцев данного вида борьбы является постоянно увеличивающейся и эффект масштаба удается реализовать, то спортивные секции федерации получают достаточный доход для оплаты труда тренеров, соглашающихся работать в детских домах.

Сильной стороной этой модели является стабильный потенциальный спрос на услугу и квалифицированные кадры, задействованные в её оказании.

4) Модель краудфандинга не является широко тиражируемой бизнес-моделью в силу невозможности привлечь значительный массив ресурсов для социальных проектов на постоянной основе таким методом. Но для освоения рыночных методов привлечения средств и начала регулярной деятельности на рыночной основе эта модель некоторыми НКО применяется.

Идея модели заключается в том, что привлекаются денежные средства частных лиц в обмен на некое материальное или нематериальное благо, которое они могут получить от участия в этом проекте. Краудфандеры часто вообще не заинтересованы в финансовой выгоде от участия в проекте, они видят главную ценность в самом участии в нем. В данном варианте бизнес-модели инициаторы получают бесценную

Таблица

Содержание компонентов типичных бизнес-моделей социального предпринимательства в некоммерческом секторе Казахстана

Содержание социальной миссии Спортивная секция джиу-джитсу для детей из детских домов (НФБ и СДД) Услуги длительного ухода для пожилых и инвалидов 00 Еврейское общество «Хэсэд Мириам», 00 «Немецкое общество "Wiedergeburt"» Специальные социальные услуги для детей-инвалидов (бесплатный подвоз детей) 00 «Лучик надежды» Социальная адаптация детей-сирот, трудовые доходы для целевых групп ОФ "Best for kids"

Блок 1 -Ценностное предложе-ние на рынке Услуги спорта: борьба джиу-джитсу Услуги профподготовки для соцра-ботников других фирм (в том числе государственных) и ресурсного центра для всех желающих Услуги развивающие для детей Производство плетеной мебели, швейных изделий, услуги авторемонта

Блок 2 - Потребители Массовые потребители Организации и частные лица, желающие приобрести навыки ухода или получать уход Дети с инвалидностью Массовые потребители

Блок 3 - Цепочка и ресурсы создания стоимости Квалифицированные кадры федерации. Бесплатные спортивные залы в детских домах. Одежда для детей за счет их организации Материально-техническая база и методики зарубежных партнеров. Квалифицированные кадры фирмы Использова-ние материально-технической базы для занятий широкого профиля Производство плетеной мебели, швейных изделий и т.д. Трудовые ресурсы - целевые группы

Блок 4 - Механизм извлечения дохода от деятельности Доход от спортивных секций с массовым потребителем Плата за проведение тренингов, обучающих курсов, консультаций Плата за заня-тия,за посещение детского бассейна для всех детей из сообщества Доходы от продаж плетеной мебели

*Типичными мы считаем модели, которые реализуют 4 и более субъекта в составе выборки НКО

Источник: составлено авторами

обратную связь, которая может быть источником новых идей и дальнейших возможностей продолжения проекта.

ОФ «Тан Жулдыз», основная деятельность которой заключается в работе по социальной адаптации детей-сирот, предлагает в кофейнях и других общественных местах города всем желающим внести благотворительный взнос в свою организацию таким образом, чтобы впоследствии подарить соответствующий именной купон на день

рождения или какую-либо дату своему другу, родственнику, близкому человеку. Идея основана на том, что многие люди желают помочь, но не знают, как и в какой форме это лучше сделать. Для подтверждения реальности акции предлагают ознакомиться с результатами деятельности НКО «Жулдыз» в любой форме.

Анализ основных типов деятельности некоммерческих организаций, имеющих доходные подразделения, по социальной миссии и компонентам бизнес-модели представлен в таблице.

обсуждение

Особенности бизнес-моделей, созданных на базе НКО, представлены следующими специфическими чертами:

1) Успешнее всего НКО развивают бизнес-проекты на основе имеющихся нематериальных и материальных активов. В первом случае они идут по линии предоставления услуг, сопутствующих основной деятельности (обучение, консультирование и т.п.), или предоставляют основные услуги целевым группам бесплатно (секция джиу-джитсу). Во втором случае используют имеющиеся материальные активы (бассейны, игровые комнаты и т.п.) и квалифицированные кадры для широкой потребительской аудитории.

2) Материальные и нематериальные активы успешных некоммерческих организаций в значительной степени обусловлены прочными связями с партнерами, которые финансировали, обеспечили методиками и техническими средствами, оборудованием, а иногда и вложили значительные средства в обучение персонала. Так, ОО «Немецкое общество Wiedergeburt» получало такую помощь от благотворительных фондов Германии, ОО Еврейское общество «Хэсэд Мириам» - от благотворительных фондов Израиля и США, Национальная федерация борьбы и спортивного джиу-джитсу - от компаний-спонсоров, и т.п.

В определенном смысле эти организации значительно больше зависят от своих партнеров, чем обычные предприниматели. Именно поэтому можно говорить о сетевых структурах, поддерживающих их деятельность и дающих возможность не нести все затраты самим, а оказывать друг другу поддержку на взаимовыгодной основе.

Так, ОО «Лучик Надежды» пользуется бесплатной арендой актового зала Дома культуры общественной организации городского общества глухих «Каргау» в обмен на предоставление для нескольких детей с ограниченным слухом услуг развития на своей материальной базе.

Можно сказать, что некоммерческие организации имеют потенциал для реализации проектов с доходной деятельностью только потому, что включены в сетевые отношения с партнерами и опираются в значительной степени на их ресурсы.

3) Существуют особенности взаимодействия с клиентами для некоммерческих организаций, т.к. сами клиенты имеют затруднения при выходе на рынок (дети-сироты, престарелые и т.п.). В то же время эти организации имеют навыки общения со

своими клиентами и знают особенности их спроса. Необходимо отметить, что сейчас некоммерческие организации идут в такие сферы, где раньше вообще не было рынка и рыночного предложения. Соответственно, в некоторых случаях им надо предпринимать усилия по маркетингу своих услуг (например, предоставления услуги «передышки» для родителей детей-инвалидов на базе Центра, оказывающего специальные социальные услуги для детей-инвалидов, как это делает ОО «Лучик надежды»).

В одной из рассматриваемых бизнес-моделей к производству экономической ценности предполагается привлечь социально уязвимые слои населения - малообеспеченных и граждан с ограниченными возможностями, что наиболее полно соответствует социальному предпринимательству.

Ограничения в развитии социального предпринимательства, развивающегося на базе некоммерческих организаций, как правило, представлены:

• слабой материально-техническая базой, которая задает ограничения для развития более капиталоемкого бизнеса (например, услуги пансионатов для постоянного проживания и дневного пребывания);

• отсутствием навыков конкуренции на отраслевых рынках и четкого позиционирования своих отличий от других фирм.

Нереализованные возможности этих организаций кроются, на наш взгляд, в:

• разработке стратегий развития, стратегической маркетинговой программы, которая позволит в полной мере раскрыть конкурентные преимущества;

• создании альянсов с другими субъектами социального предпринимательства для совместного использования активов, взаимной рекламы, совместного выхода на рекламные ресурсы и в социальные сети.

заключение

Проведенное нами социологическое исследование, нацеленное на выявление действующего проекта с регулярным доходом или отдельного бизнес-подразделения в секторе некоммерческих организаций, показало, что есть основание говорить о применении четырех бизнес-моделей с той или иной степенью полноты бизнес-цикла. Проведение кейс-анализа для выявленных бизнес-моделей позволяет сделать следующие выводы.

Лучше всего у некоммерческих организаций получается коммерциализация накопленных профессиональных знаний, навыков и компетенций широкому кругу потребителей, нуждающихся в таких знаниях как по личным, так и по деловым мотивам. Достижение за счет этих продаж экономии от масштаба и перераспределение доходов с применением метода индивидуальной цены позволяет организациям получать социальный эффект, не жертвуя заработной платой своих сотрудников. Использование накопленных материальных активов также является источником дополнительных финансовых ресурсов, когда на них оказываются услуги широкому кругу потребителей. Источником накопленных материальных и нематериальных активов в ряде слу-

чаев являлись партнеры, которые помогли накопить потенциал для диверсификации деятельности и расширения сегментов рынка.

В начальной стадии развития находятся: бизнес-модель с отдельным производственным подразделением (модель основана на привлечении недорогих ресурсов, прежде всего, ресурсов труда) и модель краудфандинга (проект в стадии активной рекламной компании). В связи с этим можно сказать, что сектор некоммерческих организаций пока не освоил в полной мере эти бизнес-модели и находится в стадии обретения дополнительной финансовой устойчивости.

ИСТОЧНИКИ:

1. Шлихтер А. «Третий сектор» (некоммерческий) и гражданское общество США // МЭ

и МО. - 2006. - № 12. - с. 31-40.

2. Баханькова Е.Р., Москвина А.Ю., Суходольская Н.А. Предпринимательская деятель-

ность некоммерческих организаий. / под ред. К. Г. Чупровой. - СПб. : Центр развития некоммерческих организаций, 2014. - 157 с.

3. Dees J.G., Anderson B.B. Framing a theory of social entrepreneurship: building on two schools

of practice and thought // ARNOVA Occasional Paper Series. - 2006. - № 3. - p. 1-28.

4. Sommerrock K. Social entrepreneurship business models: Palgrave Macmillan, 2010. - 307 p.

5. Alter K. Social enterprise typology. Virtue Ventures LLC, 2007. - 124 p

6. Остин Дж., Стивенсон Г., Вей-Скиллерн Дж. Социальное и коммерческое пред-

принимательство: сходства и различия // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. - 2010. - № 3. - c. 115-145.

7. Light P.C. Reshaping social entrepreneurship // Stanford Social Innovation Review. -

2006. - № 3. - p. 46.

8. Арай Ю. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенно-

сти формирования. / Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - СПб., 2015. - 213 c.

9. Shaw E. Social entrepreneurship: theoretical antecedents and empirical analysis of entrepreneurial processes and outcomes // Journal of Small Business and Enterprise Development. - 2007. - № 3. - p. 418-434.

10. Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions. 2003. - p. 194

11. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 284 c.

12. Thompson J., Doherty В. The diverse world of social enterprise: a collection of social enterprise stories // International Journal of Social Economics. - 2006. - № 5/6. - p. 361375.

13. Московская А., Батардина М., Традина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007. - 50 c.

14. Шматкова Е. Социальное предпринимательство как часть бизнеса и гражданского общества // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 10(056). -с. 143-146.

15. Восколович Н. Социальное предпринимательство как инновационное направление развития услуг // Вестник УГАЭС. Сер.: Экономика. - 2013. - № 1(3). - с. 52-55.

16. Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство в контексте опыта организации в странах Западной Европы // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 8(65). - с. 163-169.

17. Yin R.K. Case study research: design and methods. - Los Angeles: Sage Publications, 2014. - 282 p.

18. Национальные счета Республики Казахстан, 2015. Stat. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.gov.kz.

19. Грассман О., Франкенберг К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 430 с.

20. Доклад ООН о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. Unic.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unic.ru/library/dokumenty-oon/doklad-o-chelovecheskom-razvitii-2014-obespechenie-ustoichivogo-progressa-chel.

21. Программа развития продуктивной занятости и предпринимательства на 2017-2021 гг. Zakon. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/4840554-pravitelstvo-rk-utverdilo-programmu.html.

REFERENCES:

Aray Yu. (2015). Biznes-modeli v sotsialnom predprinimatelstve: tipologiya i osobennosti formirovaniya[Business models in social entrepreneurship: typology and peculiarities of formation] S.P-b.. (in Russian).

Bakhankova E.R., Moskvina A.Yu., Sukhodolskaya N.A. (2014). Predprinimatelskaya deyatelnost nekommercheskikh organizaiy [Entrepreneurial activity of noncommercial organizations] SPb.: Tsentr razvitiya nekommercheskikh organizatsiy. (in Russian).

Dees J.G., Anderson B.B. (2006). Framing a theory of social entrepreneurship: building on two schools of practice and thought ARNOVA Occasional Paper Series. 1 (3). 1-28.

Grassman O., Frankenberg K., Shik M. (2016). Biznes-modeli: 55 luchshikh shablonov [Business Models: 55 Best Templates] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).

Kadol N.F. (2013). Sotsialnoe predprinimatelstvo v kontekste opyta organizatsii v stranakh Zapadnoy Evropy[Social business in a context of experience of the organization in the countries of western europe].Bulletin of economic integration. (8(65)). 163-169. (in Russian).

Light P.C. (2006). Reshaping social entrepreneurship Stanford Social Innovation Review. 3 (3). 46.

Moskovskaya A. (2011). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya [Social Entrepreneurship in Russia and in the world: practice and research] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Moskovskaya A., Batardina M., Tradina L. (2007). Obzor opyta i kontseptsiy sotsialnogo predprinimatelstva s uchetom vozmozhnostey ego primeneniya v sovremennoy Rossii [Review of experience and concepts of social entrepreneurship, taking into account the possibilities of its application in modern Russia] M.: Izd. dom GU VShE. (in Russian).

Ostin Dzh., Stivenson G., Vey-Skillern Dzh. (2010). Sotsialnoe i kommercheskoe predprinimatelstvo: skhodstva i razlichiya [Social and Commercial Entrepreneurship: Similarities and Differences]. Vestnik S.-Peterburgskogo un-ta. Ser. Menedzhment. (3). 115-145. (in Russian).

Shaw E. (2007). Social entrepreneurship: theoretical antecedents and empirical analysis of entrepreneurial processes and outcomes Journal of Small Business and Enterprise Development. 14 (3). 418-434.

Shlikhter A. (2006). "Tretiy sektor" (nekommercheskiy) i grazhdanskoe obschestvo SShA ["Third sector" (non-profit) and civil society of the USA]. ME i MO. (12). 31-40. (in Russian).

Shmatkova E. (2013). Sotsialnoe predprinimatelstvo kak chast biznesa i grazhdanskogo obschestva [Social entrepreneurship as part of business and civil society]. Socioeconomic phenomena and processes. (10(056)). 143-146. (in Russian).

Thompson J., Doherty V. (2006). The diverse world of social enterprise: a collection of social enterprise storieslnternational Journal of Social Economics. 33 (5/6). 361-375.

Voskolovich N. (2013). Sotsialnoe predprinimatelstvo kak innovatsionnoe napravlenie razvitiya uslug [Social entrepreneurship as an innovative development direction of services]. Vestnik UGAES. Ser.: Ekonomika. (1(3)). 52-55. (in Russian).

Yin R.K. (2014). Case study research: design and methods Los Angeles: Sage Publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.