Научная статья на тему 'НЕКОММЕРЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГОРОДА'

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нина Щербинина

Понятие «некоммерческий брендинг» неординарно, поскольку термины «бренд» и «брендинг» принадлежат сфере маркетинга. Под брендингом подразумевается управление брендом, осуществляемое в рыночных условиях. Главными же маркетинговыми стратегиями выступают позиционирование и продвижение на рынке некоей торговой марки. В свою очередь, под брендом понимается искусственно сконструированный комплекс характеристик товара, отличающих его и делающих узнаваемым на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОММЕРЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГОРОДА»

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГОРОДА

Нина ЩЕРБИНИНА,

доктор политических наук, доцент, профессор кафедры политологии Национального исследовательского Томского государственного университета

Понятие «некоммерческий брендинг» неординарно, поскольку термины «бренд» и «брендинг» принадлежат сфере маркетинга. Под брендингом подразумевается управление брендом, осуществляемое в рыночных условиях. Главными же маркетинговыми стратегиями выступают позиционирование и продвижение на рынке некоей торговой марки. В свою очередь, под брендом понимается искусственно сконструированный комплекс характеристик товара, отличающих его и делающих узнаваемым на рынке.

Бренды имеют две формы жизни. Потенциально они задаются в бренд-стратегиях, где прописывается способ адаптирования уникального образа товара к конкретной рыночной ситуации. Но актуально бренды существуют лишь в сознании потребителей, если только они вступают в коммуникацию.

При переходе от эпохи имиджей «лучших» товаров к рыночному продвижению марок изменился сам характер мышления. Начало этому процессу положила маркетинговая стратегия позиционирования Э. Райса и Дж. Траута, появившаяся в 1972 году специально для решения проблемы рекламной коммуникации.

В чем тогда виделось основное затруднение? В переизбытке информации и, как следствие, в перегруженности и заторах в сознании тех, кто пытался воспринимать рекламные сообщения. Потому маркетологи предложили новый коммуникативный формат. На деле битва за умы представляла собой аналог уже опробованной в политической сфере массовой пропагандистской кампании. В ней с помощью серии атак целенаправленно обрабатывалась сфера сознания реципиентов. При этом откровенно подчеркивалось, что важна лишь реальность восприятия (качество товара тут ни при чем!). Итак, реальность «лучших» товаров отрицалась и заменялась реальностью восприятия.

Для сосредоточения внимания на товаре ему приписывался определенный атрибут, некий постоянный признак. Вот это искусственно созданное состояние концентрированного интереса к атрибуту и было названо «позицией». Тем самым позиционированию подвергалось воспринимающее сознание.

Как же предлагалось внедрить позицию в уже и так перегруженное сознание? Ставка делалась преимущественно на лидерство: надо было объявить себя первопроходцем и застолбить выбранную характеристику путем многократного посыла «сверхпростого» сообщения. Как вид общения рекламное позиционирование отличалось линейностью и однонаправленностью. Это значит, что информация поступала от рекламиста к реципиенту, при этом практиковалось абсолютное отсутствие обратной связи. Райс и Траут даже не пытались закамуфлировать откровенно экспансионистский характер позиционирующей рекламы, ставящей цель продажи ради продажи.

О чрезмерной навязчивости коммерческого стиля задумался Ф. Котлер, поставивший перед собой цель разъяснить не только основы маркетинга, но и специфику рыночного мышления. Он особо подчеркивал, что намеренное воздействие на потребителя состоит не столько в продвижении и сбыте товара, сколько в удовлетворении человеческих потребностей. Однако ни для кого не секрет, что рекламная коммуникация искусственно формирует эти самые потребности. Тем самым мотив продажи как таковой был едва прикрыт концепцией в духе А. Маслоу.

В своих многочисленных работах Котлер сосредоточился исключительно на маркетинге, совершенно не касаясь ни коммуникации, ни брендинга. И в отличие от передовой идеи «позиционирующего мышления» он повел речь о «позиционировании товара на рынке» в целях обеспечения его конкурентоспособности. То есть Котлер вернулся к концепции уникального торгового предложения (УТП) и устаревшему представлению о преимуществе «лучших» товаров.

Каждый город обладает

характеристи ками города вообще, но есть

и специфические его свойства, которые могут стать «товарными качествами».

ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ГОРОД ОБСУЖДАЛИ КАК ЦЕЛЬНЫЙ БРЕНД?

Сегодня ответ однозначен: город должен стать брендом, а уже город-бренд необходимо визуализировать, сделать воображаемый и визуальный образ города желательной реальностью

Постепенно в качестве составляющей особого «маркетинга мест» рыночное мышление стало применяться и к городам, в результате было провозглашено подобие города товару. Аналогично под брендом города стал подразумеваться искусственно сконструированный комплекс характеристик, отличающих его и делающих узнаваемым на рынке. При этом стало возможным города, для которых разрабатывался бренд «университетский город», объединить в отдельный рыночный сег-м ент.

Применение маркетингового подхода к городу свидетельствовало о возросшей конкуренции городов в глобальном мире. Но город является товаром лишь метафорически: его целостно нельзя продать в качестве коммерческого продукта потребления и затруднительно подсчитать рыночную стоимость бренда города. Город в сфере потребления больше похож не на товар, а на комплексную сервисную компанию, оказывающую разнообразные и в то же время типовые услуги. Потому для него совершенно неприменимы инновационные подходы маркетинг-менеджмента, делающие упор на капитале бренда.

Получается, что для города по-прежнему адекватна идея управления идентичностью бренда, предложенная еще в 1980-1990-е годы. Именно тогда понятие бренда вышло на первый план и заговорили о позиционировании брендов, а не товаров. Ж.-Н. Капферер одним из первых создал призму идентификации бренда, согласно которой операция позиционирования осуществляется за счет сравнения «отличительных особенностей» брендов. При этом он придавал большое значение коммуникации, но с совершенно противоположных позиций. Капферер констатировал, что коммуникация не просто перестала быть проблемой, но превратилась в насущную потребность человека.

Город в сфере

потребления

больше похож

не на товар, а на

комплексную

сервисную

компанию,

оказывающую

разнообразные

и в то же время

типовые услуги.

ЖАН-НОЭЛЬ

КАПФЕРЕР

одним из первых создал призм идентификации бренда, согласно которой операция позиционирования осуществляется за счет сравнения «отличительных особенностей» брендов.

В нашем случае в брендинге городов характеристика «университетский город» представляет одну из заведомо признанных «позиций». Итак, поскольку город можно включить в маркетинговую сферу лишь символически, то практика позиционирования совершается в контексте коммуникации бренда. Под коммуникацией бренда здесь понимается не узкое рекламно-пропагандистское воздействие, но широкое обсуждение особенностей бренда в социальной коммуникации.

Вообще-то обсуждение сегодня практикуется по отношению к различным брендам, но для брендов городов это особенно важно. В данной связи воссоздание бренда «университетский город», участвующего в подобной социальной коммуникации, можно отнести к некоммерческому типу брендин-га. Здесь восприятие отличительных особенностей сказывается на формировании имиджа бренда безотносительно посылов власти.

Помимо констатации возросшего значения коммуникации стоит подчеркнуть, что изменился сам ее характер. С развитием сетевого общения социальная коммуникация стала, по существу, интерактивной. То, что называлось ранее «отправляемой информацией», сегодня определяется актом индивидуального отбора. Другими словами, содержание выбранного в сети образует «сообщение», посылаемое самому себе. Тем самым вместо реципиента появился активный пользователь, который способен к креативу и автокоммуникации.

Кроме того, городская власть слабо мотивирована на деятельность по брендингу города. Ей представляется очевидным, что рекламная коммуникация и заказ официального документа (брендбука, содержащего концепцию позиционирования, атрибуты бренда и другие сведения) - дорогостоящие и малоэффективные занятия. Потому рекламная коммуникация в отношении города мало используется властью, а поддержание позиционирования «университетского» города вообще отдается на волю самих университетов. При этом университетские власти, естественно, делают акцент на рекламе образовательных услуг и позиционировании своего университета.

Современная сетевая коммуникация существует в формате «обсуждения» всех и вся, и бренды в том числе становятся предметом постоянной дискуссии «клиентов». И в целом в социальной сфере преобладает коммуникативно ориентированное мышление. Другими словами, диалоговый формат получения информации пользуется особым доверием. Потому не только вторичное комментирование, но и инициатива самого общения могут исходить от активных пользователей. В данной связи адекватный бренд-менеджмент (управление идентичностью бренда города) осуществляется не только и не столько властью, сколько «клиентами». При таком раскладе сил сетевая коммуникация трансформировалась в массовую самокоммуникацию. Все эти перемены в коммуникации попутно сняли чисто антропологическую

Сегодня обсуждение п ракти куется по отношению к различным брендам, но для брендов городов это особенно важно. В данной связи воссоздание бренда «университетский город»,

участвующего в подобной социальной коммуникации, можно отнести к некоммерческому типу брендинга.

проблему силового давления, которое ощущается до сих пор в действии коммерческой рекламы.

Бренды в глобальной коммуникации цифровой эпохи очень важны и связаны, по мнению М. Кастельса, с особой культурой консюмеризма. В ней бренды выступают «протоколами» конкретной сетевой практики, поддерживающей общие смыслы в рамках признаваемой всеми культуры потребления. Например, бренд «университетский город» придает смысл выбору города, в котором предстоит учиться. При этом новое позиционирование совершается по ходу актуализации обсуждения бренда «университетского города» не только производителями образовательного «продукта», но и теми, кто заинтересован в получении образования. Это на сей день, главным образом, российские и иностранные студенты.

Некоммерческий бренд «университетский город» зависит не только от коммуникации - его связь со сферой культуры является определяющей. К общекультурным предпосылкам относится наличие известного университета/ университетов и развитой образовательной сферы. В процессе дальнейшей трансформации образа «университетского города» определяется культура брендинга, связанная с качеством современного образования и комфортной студенческой городской средой. Брендинг здесь совершается способом социального конструирования. Это означает, что само общество в лице своих представителей генерирует идеи и создает коммуникативные практики. Так самокоммуникация сочетается с самопропагандой.

Рис. 1. По статистике, каждый пятый житель Томска - студент. Зарегистрированным товарным знаком «студенческая столица России» город обладает с 2015 г. Парад студентов традиционно открывает ежегодный День томича

Яркий пример подобных культурных тенденций подает Томск, который можно однозначно идентифицировать в качестве «университетского города». В Томске наличествуют все культурные предпосылки. В городе работает шесть университетов, среди которых лидирует Томский государственный университет (первый за Уралом императорский университет и сегодня Национальный исследовательский). С одной стороны, здесь сохраняются традиции классического образования, с другой -это площадка для инноваций в области образования. Не случайно в Томске проходит Международный форум университетских городов, и формально город обладает зарегистрированным брендом «студенческая столица».

Почему же общество более эффективно осуществляет брендинг, просто поддерживая коммуникацию о бренде? Любой бренд всегда представляет ценности, но ценности зависят преимущественно от «клиентов», а сегодня еще и от активных пользователей. Так, проведенный нами соцопрос иностранных студентов из дальнего зарубежья, учащихся в Томске, показал, что эта растущая категория «клиентов» образовательного сервисного комплекса формирует ценностную матрицу города как «лучшего места для образования» и «города для иностранных студентов».

На первом месте оказались ценности коммуникации, безопасности, социального комфорта, и уже на их основе формируется концепция получения современного релевантного образования. При этом иностранные студенты сами производят брендинговую операцию очеловечивания города. Они отмечают, что город «доброжелательный», «гостеприимный», «хороший», признаются ему в любви, даже в таких выражениях: «Томск маленький и холодный город. Но я его люблю!» Тем самым именно студенты связывают себя, образование и город ценностно-смысловой связью.

Тогда управление идентичностью бренда города осуществляется путем формирования самой идентичности, наращивается число приверженцев идентичности и лояльность к ней. Но, кроме управления идентичностью бренда, важно и управление процессом коммуникационной поддержки. И в данной связи коммуникация брендов городов обретает свою особенность, а понятие «позиционирование» получает новый смысл.

Таким образом, посредством поддержания естественно протекающего нерыночного коммуникативного процесса осуществляется новое позиционирование бренда «университетский город». Тогда брендинг становится процессом самоуправления и возрождения бренда в условиях социальной автокоммуникации.

Бренд

«университетский город» придает смысл выбору города, в котором предстоит учиться. При этом новое позиционирование совершается по ходу актуализации обсуждения бренда

«университетского города» не только производителями образовательного «продукта», но и теми, кто заинтересован в получении образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.