УДК 347.191.11
CL
<
а.
О
X
о
СП
О
СП <
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Идрышева Сара Кимадиевна1
Доктор юридических наук, доцент, профессор Департамента частного права АО «Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева»; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: isk.80@mail.ru
Климова Татьяна Владимировна
Магистр юриспруденции, главный юрисконсульт корпоративного юриста ТОО «Казцинк»;
г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан; e-mail: tklimova@kazzinc.com
Аннотация. Статья посвящена научному анализу института некоммерческих корпораций по законодательству Казахстана и некоторых стран СНГ. Новизна рассматриваемого института обусловлена полным отсутствием в законодательстве Республики Казахстан понятия, признаков корпорации в целом и видов корпораций, а также определенной нелогичностью закрепления данного термина в гражданском законодательстве стран СНГ (например, в России государственными корпорациями названы и унитарные предприятия). Отсутствие законодательного закрепления такого вида юридических лиц, как некоммерческие корпорации, в совокупности с практическим отсутствием научных разработок в отношении признаков и видов некоммерческих корпораций ведет, например, в Казахстане, к практическим проблемам при определении подсудности корпоративных споров. Названными и иными обстоятельствами обусловлена актуальность исследования в данной статье признаков некоммерческих организаций как корпораций в сравнении с коммерческими корпоративными организациями.
Врезультате проведенного научно-правового анализа на примерах нескольких видов некоммерческих организаций сделаны выводы о том, что некоммерческие саморегулируемые организации в форме общественных объединений и ассоциаций/союзов, созданные на основе членства по профессиональному признаку, обладают всеми признаками корпораций. Результаты научного исследования имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение и в случае внедрения в законодательство не только Республики Казахстан, но и иных стран постсоветского пространства, позволят повысить уровень правовой за-
g щищенности участников некоммерческих корпораций.
Ключевые слова: корпорации; некоммерческие корпорации; признаки корпорации; саморегулируемые организации; кодекс корпоративного поведения.
* КОММЕРЦИЯЛЬЩ ЕМЕС ¥ЙЫМДАР КОРПОРАТИВТ1К
Ь ЦАТЫНАСТАРДЫЦ СУБЪЕКТ1ЛЕР1 РЕТ1НДЕ
g Сара Кимадиевна Идрышева
Зац гылымдарыныц докторы, доцент, «М.С. НэрЫбаев атындагы КАЗГЮУ университетi» Жеке цщыц департаментШц профессоры; Астана, Казахстан Республикасы; e-mail: isk.80@mail.ru
Татьяна Владимировна Климова
Зац гылымдарыныц магистрi, «Казцинк» ЖШС корпоративтЫ зацгертщ бас зацгерi; Оскемен, Казахстан Республикасы; e-mail: tklimova@kazzinc.com
х
ь
1 Автор для корреспонденции 60
Аннотация. Мацала Казацстан мен кейбгр ТМД елдергнгц зацнамасы бойынша коммерциялыц емес корпорациялар институтын гылыми талдауга арналган. Карастырылып отырган институттыц жацалыгы Казацстан Республикасыныц зацнамасында тута-стай алганда корпорация угымыныц, белгшертщ жэне корпорация турлертщ толыц бол-мауымен, сондай-ац бул терминд1 азаматтыц цуцыцта белгшеудщ ТМД елдертщ зацнамасында (мысалы, Ресейде унитарлыц кэсторындарды мемлекеттж корпорациялар деп те атайды) белгл бгр цисынсыздыгымен тYсiндiрiледi. Коммерциялыц емес корпорациялар сияцты зацды тулгалар тYрiнiц зацнамалыц аныцталмауы коммерциялыц емес корпо-рациялардыц сипаттамалары мен тYрлерiне цатысты гылыми эзiрлемелердiц w ЖYзiн-де жоцтыгымен уштастыра отырып, мысалы, Казацстанда корпоративтж даулардыц юрисдикциясы аныцтаудагы практикалыц мэселелерге экеледi. Аталмыш жэне басца да жагдайлар осы мацалада коммерциялыц емес уйымдардыц коммерциялыц корпоративтж уйымдармен салыстырганда корпорациялар ретiндегi ерекшелттерт зерттеудщ взек-ттгт аныцтайды.
Fылыми-цуцыцтыц талдау нэтижестде коммерциялыц емес уйымдардыц бiрнеше турлерт мысалга ала отырып, кэсттт негiзде цурылган цогамдыц бiрлестiктер жэне цауымдастыцтар/одацтар тYрiндегi мYшелiк коммерциялыц емес взiн-взi реттейтт уй-ымдар корпорациялардыц барлыц белгiлерiне ие деген цорытынды келтiрiлген. Fылыми зерттеулердщ нэтижелерi тек теориялыц гана емес, сонымен цатар Yлкен практикалыц мацызы бар жэне Казацстан Республикасыныц гана емес, сонымен цатар басца да пост-кецестж кецiстiктегi елдердщ зацнамасына енгiзiлсе, коммерциялыц емес корпорация-ларга цатысушылардыц цуцыцтарын цоргау децгеш жогарылайды.
Ty^h свздер: корпорациялар; коммерциялыц емес корпорациялар; корпорацияныц бел-гiлерi; взiн-взiреттейтт уйымдар; корпоративтт мтез-цулыц кодекса
NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF CORPORATE RELATIONS
Idrysheva Sara Kimadievna
Doctor of Law Science, Associate Professor, Professor of the Department of Private Law of JSC "KAZGUU University named after M.S. Narikbaev"; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: isk.80@mail.ru
Klimova Tatyana Vladimirovna
Master of Laws, Chief Legal Counsel of the Corporate Lawyer of Kazzinc LLP; Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan; e-mail: tklimova@kazzinc.com
X
Ы А
о x о Д А
Abstract. The article is devoted to the scientific analysis of the institute of non-profit corporations under the laws of Kazakhstan and some CIS countries. The novelty^ of the institute ^ under consideration is due to the complete absence in the legislation of the Republic of Kazakhstan g of the concept, signs of a corporation as a whole and types of corporations, as well as a certain ^ illogicality of fixing this term in the civil legislation of the CIS countries (for example, in Russia g unitary enterprises are also called state corporations). The lack of legislative consolidation o of such a type of legal entities as non-profit corporations, combined with the practical absence §< of scientific developments regarding the characteristics and types of non-profit corporations, leads, for example, in Kazakhstan, to practical problems in determining the jurisdiction of corporate p disputes. These and other circumstances determine the relevance of the study in this article of the features of non-profit organizations as corporations in comparison with commercial corporate organizations.
As a result of the scientific and legal analysis, on the examples of several types of non-profit organizations, it was concluded that non-profit self-regulatory organizations in the form ofpublic associations and associations / unions, created on the basis of professional membership, have all the features of corporations. The results of scientific research are not only theoretical, but also of great practical importance, and if introduced into the legislation not only of the Republic of
Kazakhstan, but also of other countries of the post-Soviet space, they will increase the level of legal protection of participants in non-profit corporations.
Key words: corporations; non-profit corporations; signs of a corporation; self-regulating organizations; code of corporate conduct.
DOI: 10.52026/2788-5291 2023 72 1 60
CL
< z
CL
О
e
X
о
m О
ш <
< ш
ь -Û с;
ш £
о
X
о <
СП
X
ь
Введение
Институт корпораций является относительно новым явлением в законодательстве и юридической науке стран СНГ. В законодательстве Республики Казахстан до настоящего времени отсутствуют нормы о понятии, видах и иных аспектах корпораций и корпоративных отношений. Из всех стран СНГ в Российской Федерации с 2012 года введено деление юридических лиц на корпоративные и унитарные.
Вопрос об отнесении некоммерческих организаций к корпорациям в юридической науке стран СНГ является до сих пор спорным. Так, по ГК Российской Федерации к некоммерческим корпорациям отнесены потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов (ст. 123.1)2. Однако такое законодательное решение до сего времени вызывает неоднозначные мнения среди российских ученых.
Для формирования казахстанского законодательства и правовой доктрины очень важно проведение исследований о выявлении некоммерческих организаций, относящихся к корпорациям. Проблема заключается в неоднородности судебной практики при определении подсудности корпоративных споров, т.к. более 10 лет назад в гражданское процессуальное законодательство Республики Казахстан был введен институт корпоративных споров и определена их подсудность. Однако на практике в отношении некоммерческих организаций систематически возникают проблемы с определением подсудности, т.к. суды не квалифицируют многие некоммерческие организации как корпорации, поскольку в нормах материального права отсутствуют положения даже о понятии, видах и признаках корпораций в целом.
Отсюда целью исследования является выявление признаков корпораций в различных видах некоммерческих организаций. В
качестве гипотезы обосновывается позиция, согласно которой все некоммерческие общественные объединения, ассоциации/союзы, основанные на объединении участников по профессиональному признаку, являются некоммерческими корпорациями.
Материалы и методы
Теоретической базой исследования явились в основном труды российских авторов, т.к. в Казахстане и других странах СНГ практически отсутствуют научные исследования по избранной нами теме.
В странах англо-саксонской правовой семьи и в европейском праве проблемы правового и доктринального характера в рассматриваемом нами аспекте не возникают. Поэтому методология исследования основана на применении общенаучных и частнона-учных методов исследования в отношении общепризнанных международных принципов корпоративного управления ОЭСР и законодательства Республики Казахстан и некоторых стран СНГ.
Обсуждение
Определение признаков корпоративных организаций
Обоснование авторской позиции строится на выявлении и анализе совокупности конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридических лиц и существенно отличающих данную группу организаций от всех остальных.
В связи с отсутствием не только в Казахстане, но и в законодательстве Российской Федерации легального определения корпорации, мы выявляем признаки корпорации из определения некоммерческих корпоративных организаций российского Гражданского кодекса: «Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 и ст. 65.1), учредители (участ-
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть первая от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
ники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса» (п.1 ст. 123.1).
Отсюда, признаками некоммерческих корпоративных юридических лиц (корпораций) названы следующие:
1) извлечение прибыли не является основной целью деятельности;
2) полученная прибыль не распределяется между участниками;
3) учредители (участники) обладают правом участия (членства) в корпорации;
4) учредители (участники) формируют высший орган корпорации.
В унитарных же юридических лицах, согласно гражданскому законодательству России, участники не получают прав членства и не формируют высший орган управления.
К.И. Майорова считает, что из всех перечисленных в п.2 ст. 123.1 ГК РФ некоммерческих организаций только у членов потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств права и обязанности аналогичны тем, что возникают у участников коммерческих корпораций. По ее мнению, законодатель рассматривает корпоративные отношения в первую очередь как организационные отношения, имеющие имущественное содержание. Участие в них дает потенциальную возможность получить определенные материальные блага [1].
Лескова Ю.Г. примером корпорации полагает союзы (ассоциации), относящиеся к саморегулируемым организациям. [2, с.40]
И.С. Шиткина к некоммерческим корпорациям относит потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, а также союзы (ассоциации) [3]. В то же время нормами ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» при выходе из такой общины ее члену и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины, т.е. члены общин имеют права требования к данным некоммерческим организациям, что является признаком корпорации3. Вместе с тем нам представляется, что к участникам общин коренных малочисленных народов
не могут быть предъявлены требования о соблюдении международных принципов корпоративного права, внутрикорпоративных этических правил, об их аттестации и т.д. К ним нельзя предъявить даже требования о необходимости поддержания общего имущества в надлежащем состоянии, возмещении расходов на его ремонт и т.д., как в случае, например, с товариществами собственников жилья.
В казахстанских публикациях последних лет имеются научные исследования о различных аспектах некоммерческих организаций, однако они не отражают вопросы корпоративных отношений в данной сфере [4, 5, 6]. Но отечественных работ о некоммерческих корпорациях не удалось обнаружить, что вызывает настоятельную необходимость осуществления хотя бы краткого научного анализа на примерах нескольких некоммерческих организаций.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона РК «О некоммерческих организациях»4 некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками (аналогичная норма содержится и в п.1 ст.34 Гражданского кодекса Республики Казахстан: далее - ГК РК)5.
Однако для определения признаков некоммерческой корпоративной организации недостаточно только отсутствие цели извлечения дохода и не распределения полученного чистого дохода между участниками. Тем более, что по законодательству РК и других стран СНГ некоторым некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если это соответствует их уставным целям. По этой причине продолжим далее поиски иных признаков корпорации в некоммерческих организациях отдельных видов.
Некоммерческие организации в Казахстане могут создаваться в форме учреждения, общественного объединения, некоммерческого акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами, т.е. перечень
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
А го О го О
X
е о
"О
2 А
С
3 Федеральный закон от 20.07.2000 №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base. garant.ru/182356/
4 О некоммерческих организациях. Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000142_
5 Гражданский кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-ХП [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_
-о
7^
некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих, является открытым. Из приведенного перечня сразу исключим учреждения, в которых полностью отсутствуют признаки членства участников и право формирования участниками высшего органа.
На основании ст. 4 Закона РК «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных, управленческих целей; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов; удовлетворения духовных и иных потребностей граждан; охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, развития физической культуры и спорта; оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников).
Перечисленные нами цели деятельности некоммерческих организаций в Казахстане и других странах СНГ свидетельствуют о публичном характере деятельности большинства из них, затрагивающей интересы множества - неограниченного круга лиц, касающейся интересов практически всего общества. Как считает М. Якобсон, публично ные интересы, реализуемые посредством ¡3 деятельности некоммерческих организаций, £ могут быть разграничены на четыре вида: ^ 1) выражаемые обществом и получаю-1 щие особую государственную поддержку в
осуществлении; ^ 2) выражаемые непосредственно госу-^ дарством путем создания некоммерческих о организаций, преследующих определенные х общественно полезные цели;
3) выражаемые государством опосредо-§ ванно через ранее созданные им юридиче-< ские лица;
с 4) внешне выражаемые членами обще-<1 ства, но под влиянием нормативно уста-(З новленных требований вводимые с целью [ц упорядочения процесса их осуществления и ^ достижения наиболее полного соответствия о с интересами государства [7]. о В законодательстве РК косвенные под-£о тверждения для отнесения некоммерческих ^ организаций к корпорациям находим в ста-У тьях 36 «Конфликт интересов» и 37 «Разре-Ь шение конфликта интересов» Закона «О не-^ коммерческих организациях». Как известно, ^ институт конфликта интересов участников £ и организации характерен в основном для т корпоративных организаций. Так, наличие
конфликта интересов предполагается при совершении сделок, связанных с распоряжением имуществом организации между некоммерческой организацией и заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами признаются члены органа управления (руководящего органа) некоммерческой организации, а также лица, которые в силу своих отношений с организацией могут влиять на распоряжение организацией своим имуществом, заключающие сделки со своей организацией лично или через представителя. Конфликт интересов также предполагается, если некоммерческая организация заключает сделки с родственниками заинтересованных лиц, а также их кредиторами (ст.36).
В качестве путей разрешения означенных выше конфликтов интересов ст.37 предусматривает, что сделка, в которой предполагается конфликт интересов, должна быть утверждена уполномоченным органом некоммерческой организации, а заинтересованное лицо должно проинформировать уполномоченный орган организации о предполагаемом заключении такой сделки. Если сделка не была утверждена уполномоченным органом, то заинтересованное лицо несет ответственность по возмещению убытков, причиненных некоммерческой организации в результате такой сделки, заключенной при наличии конфликта интересов.
Кроме того, с самого начала объявления независимости Республика Казахстан стала проводить политику разгосударствления традиционных функций государства путем передачи их в конкурентную среду, т.е. различным негосударственным организациям. В результате уже более 30 лет такие функции государства, как защита прав и охраняемых законом интересов лиц путем оказания, в частности, нотариальных, адвокатских, аудиторских услуг и даже исполнение судебных актов, услуги по организации процедур реабилитации и банкротства, оценочные, аудиторские, экспертные услуги были переданы общественным объединениям, которые в классификации некоммерческих организаций относятся к «иным формам некоммерческих организаций».
В Узбекистане, как и во многих иных странах СНГ, некоммерческие организации могут создаваться в форме общественного объединения, общественного фонда, учреждения, а также в иной форме, предусмотренной законодательными актами; могут объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения; заниматься предприниматель-
ской деятельностью в пределах, соответствующих уставным целям6.
В Республике Беларусь к некоммерческим организациям отнесены потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, республиканские государственно-общественные объединения, ассоциации и союзы, Белорусская нотариальная палата, территориальные коллегии адвокатов7.
Саморегулируемые организации как некоммерческие корпорации
В Казахстане в 2015 г. был принят Закон «О саморегулировании», регулирующий общественные отношения, связанные с саморегулированием субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, их правовое положение, условия создания и функционирования, членства (участия) в саморегулируемых организациях8.
В соответствии с п.4. статьи 11 Закона РК «О некоммерческих организациях» общественные объединения могут осуществлять деятельность в качестве саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии), в соответствии с Законом РК «О саморегулировании». Ассоциации (союзы) также могут осуществлять деятельность в качестве саморегулируемой организации (п.8 ст.18 названного Закона)..
Применительно к рассматриваемой теме, интерес представляют нормы Закона о саморегулировании субъектов профессиональной, т.е. не предпринимательской, некоммерческой деятельности. Членами саморегулируемой организации (далее - СРО) в сфере профессиональной деятельности являются физические лица, имеющие право заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с законодательством (п.3 ст.21 Закона). При данном виде саморегулирования требования к количеству их членов устанавливаются законами РК.
Уже в ст. 1 «Основные понятия» со всей очевидностью обнаруживается терминология корпоративного права: «личная заинтересованность», «конфликт интересов», «стандарт саморегулируемой организации»
(аналогия корпоративного кодекса).
О публичном характере функций, выполняемых СРО, свидетельствует норма п. 3 ст. 3 Закона: «Саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, вводится ... в сферах деятельности, сопряженных с реализацией государственных функций либо необходимостью делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами», кроме сферы национальной безопасности, обороны и обеспечения общественного порядка.
Основными целями саморегулирования (ст.4) в числе других определены: прозрачность деятельности; зависимость от репутации (репутационная зависимость), которые характерны именно для корпоративных организаций. СРО представляет для регистрации, помимо устава и других документов, также «правила и стандарты саморегулируемой организации». А это и есть не что иное, как правила корпоративного поведения, требования к квалификации участников.
Органами управления СРО являются общее собрание; коллегиальный орган управления; исполнительный орган; ревизионная комиссия (ст.12).
Корпоративный характер некоммерческих СРО подтверждается также следующими их правами: организовать проведение профессиональной учебы, аттестации членов; утверждать правила и стандарты, обязательные для членов СРО; контролировать членов СРО в части соблюдения ими требований правил и стандартов, условий членства; применять меры воздействия, предусмотренные законами и уставом относительно своих членов (ст.18).
Обязанности СРО также свидетельствуют о наличии следующих корпоративных обязанностей: информировать членов о поступлении и расходовании денег; обеспечивать информационную прозрачность своей деятельности и деятельности своих членов; согласовывать с уполномоченным органом и регулирующим государственным органом разрабатываемые правила и стандарты по вопросам саморегулирования, основанного
Н
X
ы А
о х о
Д А
сг
В
СП А
> СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
С
6 Гражданский кодекс Республики Узбекистан. https://nrm.u; Закон Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» от 14 апреля 1999 г., № 763-1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lex.uz/ docs/10863z/contentf7doc=290447_grajdanskiykodeks_(glavy1-5stati1-80)&products=1_vsezakonodatelstvo_uzbekistana
7 Гражданский кодекс Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravo.by/document/7guid =3871&р0^9800218
8 О саморегулировании. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000390
"О
на обязательном членстве (ст.19).
Признаком корпорации является предусмотренная ст. 23 Закона о саморегулировании обязанность СРО обеспечить доступ к информации посредством размещения на своем интернет-ресурсе и/или опубликования в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории государства следующей информации: о составе своих членов; об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов перед потребителями и иными лицами; об условиях членства в саморегулируемой организации; о содержании правил и стандартов СРО; о структуре и компетенции органов управления, о количественном и персональном составе коллегиального органа управления, исполнительного органа; о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа; о решениях, принятых общим собранием и коллегиальным органом управления; о случаях привлечения членов СРО к ответственности за нарушение требований законодательства, правил и стандартов СРО (при наличии такой информации); о годовой финансовой отчетности и результатах ее аудита в случаях, когда законами установлена обязательность такого аудита и т.д. Обеспечение доступа к аудиро-ро ванной годовой финансовой отчетности пу-¡3 тем размещения на собственном интернет™ ресурсе и/или опубликования в средствах ^ массовой информации, распространяемых 1 на всей территории государства, является одним из основных принципов корпоратив-^ ного управления ОЭСР. ^ Признак корпоративного регулирования
0 содержится также в нормах о конфликте
1 интересов в саморегулировании (ст.24), в соответствии с которыми лица, входящие
§ в состав органов управления СРО, ее ра-
< ботники обязаны соблюдать интересы СРО
с прежде всего в отношении целей ее деятель-
<1 ности и не должны использовать возможного
¡5 сти, связанные с осуществлением ими своих
с? профессиональных обязанностей, или допу-
^ скать использование таких возможностей в
о целях, противоречащих целям, указанным в
о уставе.
^ Саморегулируемая организация осущест-
^ вляет контроль за профессиональной дея-
ЁЕ тельностью своих членов в части соблюде-
Ь ния ими требований правил и стандартов
^ СРО, условий членства путем осуществления проверок. За нарушение требований за-
£ конодательства, устава, правил и стандартов
оа
СРО участник несет ответственность.
Еще один признак корпорации - это то, что ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности СРО подлежит обязательному аудиту в случаях, предусмотренных законами (п.2 ст.27)
К саморегулируемым организациям, основанным на профессиональной деятельности, относятся коллегии адвокатов, палаты юридических консультантов, нотариальные палаты, палаты частных судебных исполнителей и некоторые другие.
О.В. Романовская также считает, что все саморегулируемые организации являются публичными корпорациями и в их числе применительно к России называет адвокатские коллегии и нотариальные палаты, палаты оценщиков [8].
В подтверждение нашей позиции о корпоративном характере названных и иных некоммерческих организаций проведем выборочный анализ норм специальных законов о саморегулируемых организациях.
Коллегии адвокатов как некоммерческие корпорации
В соответствии с п.2 ст. 50 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» коллегия адвокатов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией адвокатов, создаваемой адвокатами для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам, выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных Законом. На территории области, города республиканского значения, столицы должна быть образована и действовать одна коллегия адвокатов, членство в коллегии адвокатов является обязательным.
Основными задачами коллегии адвокатов являются: содействие, профессиональная помощь и защита членов коллегии адвокатов при осуществлении ими адвокатской деятельности; материально-техническое и справочно-информационное обеспечение деятельности членов коллегии адвокатов; организация профессионального контроля за осуществлением адвокатской деятельности; организация оказания гарантированной государством юридической помощи и защиты по назначению органов предварительного следствия и суда. Тем самым, коллегии адвокатов выполняют в основном публич-
ные функции государства9.
Публичный характер деятельности коллегий адвокатов подтверждается также их обязанностью разместить на своем интернет-ресурсе Кодекс профессиональной этики; стандарты оказания и критерии качества юридической помощи; стандарты повышения квалификации; сведения об оказании комплексной социальной юридической помощи; решения, принятые общим собранием (конференцией), исполнительными органами управления коллегии адвокатов; результаты работы дисциплинарной комиссии адвокатов; отчет о финансово-хозяйственной деятельности коллегии, результаты работы дисциплинарной комиссии адвокатуры и др.
Признак корпорации «участие в формировании высшего органа» выражается в определении общего собрания высшим органом коллегии, правилом об избрании Президиума коллегии адвокатов и его Председателя тайным голосованием на срок не более четырех лет (статьи 55-56), причем одно и то же лицо не может состоять в президиуме более одного срока.
Ревизионная комиссия коллегии адвокатов также избирается общим собранием (конференцией) на срок не свыше двух лет и подотчетна высшему органу управления коллегии.
Республиканская коллегия адвокатов (ст. 65) основана на обязательном членстве коллегий адвокатов и образуется Республиканской конференцией. Высшим органом Республиканской коллегии адвокатов является конференция, которая созывается не реже одного раза в два года и считается правомочной, если в ее работе принимают участие делегаты от не менее % членов Республиканской коллегии (ст.67).
Нотариальные палаты и палаты частных судебных исполнителей как некоммерческие корпорации
Закон РК «О нотариате» устанавливает, что высший орган управления нотариальной палаты - общее собрание, одной из функций которого является избрание и прекращение полномочий председателя нотариальной палаты, членов правления, ревизионной и дисциплинарной комиссий10. В этом заключает-
ся признак корпорации, по которому члены корпорации участвуют в формировании высшего органа и иных органов управления.
Нотариальная палата осуществляет контроль за соблюдением законодательства о нотариате при совершении нотариальных действий частными нотариусами; вносит представление о приостановлении, лишении и прекращении действия лицензии частного нотариуса; организует страхование гражданско-правовой ответственности; организует стажировку лиц, претендующих на право занятия нотариальной деятельностью, и обучение частных нотариусов; привлекает к ответственности частного нотариуса за нарушение профессиональных обязанностей и этики в соответствии с Кодексом этики нотариуса; организует повышение профессиональной квалификации нотариусов. Все приведенные функции свидетельствуют о направленности их на соблюдение правил корпоративного поведения в нотариальных палатах.
Палаты частных судебных исполнителей относятся к более новым саморегулируемым организациям, основанным на обязательном членстве частных судебных исполнителей Республики Казахстан. Целью деятельности палат является организация деятельности частных судебных исполнителей по исполнению исполнительных документов, совершенствование и развитие института частного судебного исполнения. Кодекс чести принят 22 января 2018 г., в тексте он неоднократно называется «корпоративным» кодексом.
Органами управления республиканской палаты являются съезд, президиум, правление и контрольный орган - ревизионная комиссия (ст. 39 Устава). Аналогичным образом, органами управления региональных палат являются собрание, правление, председатель правления и ревизионная комиссия. В 2020 г. утверждено Положение о дисциплинарной ответственности частных судебных исполнителей. Утверждение квалификационных требований, постоянное повышение квалификации своих членов, наличие дисциплинарной комиссии, Кодекса чести свидетельствуют о корпоративном характере данной организации11. Ежеме-
Н
X
ы А
о х
о Д
А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
С
"О
9 Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 5 июля 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1800000176#z481
10 О нотариате. Закон Республики Казахстан от 14.07 1997 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adilet. zan.kz/rus/docs/Z970000155_
11 Устав Республиканской палаты частных судебных исполнителей Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zhso.kz/index.php7view=catalog&main_cat=1&catid=11
IX
< IX
О в х
о
со О
СП <
< СП
ь .0
ш £
ч О X
0 <
т
1
х
ь
сячно палата опубликовывает на своем интернет-ресурсе отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, что соответствует международным принципам корпоративного управления12.
Риэлторские и иные ассоциации/союзы как некоммерческие корпорации
В Казахстане объединение в форме ассоциации/союза может быть создано не только индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, но также и общественными объединениями и иными некоммерческими организациями (ст.110 ГК РК). Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренным учредительными документами ассоциации (союза), если иное не установлено законами Республики Казахстан.
В соответствии с Законом РК «О Национальной палате предпринимателей РК» и Правилами аккредитации ассоциаций/союзов на ноябрь 2020 г. было зарегистрировано 184 ассоциации/союза, в их числе назовем лишь некоторые: «Ассоциация «Саморегулируемая организация букмекерского и лотерейного бизнеса Республики Казахстан»; «Казахстанская Ассоциация Медицинских Лабораторий», «Ассоциация высших учебных заведений РК», «Ассоциация Туроператоров Республики Казахстан», «Союз товарных бирж Республики Казахстан «ОТАН», «Союз строителей Казахстана» и др.13
Рассмотрим наличие/отсутствие корпоративных норм в деятельности таких некоммерческих организаций на примере ОЮЛи-ИП «Объединенная Ассоциация риэлторов Казахстана». Сразу же при входе на интернет-ресурс данного объединения обращает на себя внимание наличие такого органа, как Комитет по профессиональной этике и по членству в ассоциации, свидетельствующий о корпоративном характере организации14. Кроме того, размещено Положение об аттестационной комиссии.
В связи с отсутствием в Казахстане законодательного акта о риэлторской деятельности, в настоящее время, по аналогии с российским, утвержден Национальный
стандарт СТ РК «Услуги риэлтерские на рынке недвижимости. Общие требования», направленный повышение требований к оказанию данного вида публичных услуг, введенный в действие с 1 июля 2021 г.15. Следовательно, к деятельности данной ассоциации предъявляются практически все требования к корпорациям.
В США религиозные организации тоже считаются некоммерческими корпорациями, как и корпорации в области образования (школы, колледжи, университеты и т.п.), а также благотворительные фонды [9, с. 25-35].
Российские исследователи отмечают, что права и обязанности членов потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств аналогичны тем, что возникают у участников коммерческих корпораций. В этой связи некоторые ученые относят к некоммерческим корпорациям только те юридические лица, члены которых передают в уставной капитал имущество и сохраняют в отношении него права требования. Отсюда, как они полагают, по правилам формальной логики некоммерческие организации, которые становятся собственниками переданного им имущества, а у их участников отсутствуют какие-либо права на переданное такой организации имущество, не могут рассматриваться как корпорации [10, с.9, 87 и др.].
Однако, говоря о негосударственных некоммерческих юридических лицах, следует учитывать, что право собственности таких юридических лиц не является классическим, привычным нам правом частной собственности. Гражданским законодательством установлен довольно широкий круг ограничений для осуществления некоммерческими организациями правомочий владения, пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом. В обоснование приведем такой бесспорный факт, что имущество некоммерческих организаций имеет не универсальное, а целевое назначение. Так, уже пунктом 4 статьи 36 ГК РК предусмотрено, что учредители (участники) общественных объединений не сохраняют имущественных
12 Отчет финансово-хозяйственной деятельности Республиканской палаты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zhso.kz/index.php?view=catalog&catid=25
13 Аккредитованные ассоциации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://atameken.kz/ru/pages/11-akkreditovannye-associacii
14 Объединенная ассоциация риэлторов Казахстана. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uark.kz/
15 Национальный стандарт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uark.kz/ru/page/nacionalnyy-standart-respubliki-kazahstan_87
прав на имущество данных некоммерческих организаций.
Особенностью некоммерческих организаций является также то, что имущество используется ими в основном для осуществления предусмотренных в уставе целей (подпункт 8 п.1 ст. 5 Закона «О некоммерческих организациях»), осуществления общественно полезной деятельности.
В соответствии со статьями 32 и 33 названного Закона законодательными актами могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных организационно-правовых форм; право заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует уставным целям; могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм; доходы от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не могут распределяться между членами (участниками) некоммерческих организаций и направляются на уставные цели. Допускается использование общественными и религиозными объединениями, фондами своих средств на благотворительную помощь.
Источники приобретения имущества некоммерческими организациями отличаются от таких источников для коммерческих организаций (ст.35 Закона «О некоммерческих организациях).
Имущество коллегий адвокатов, нотариальных палат, палат оценщиков, аудиторов и т.п. формируется за счет взносов, грантов и благотворительной помощи, пожертвований, поступающих от юридических и физических лиц.
Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть коммерческой тайной (п.4 ст.41 данного Закона).
В соответствии со ст.28 Закона «О некоммерческих организациях» при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на цели, указанные в учредительных документах, если иной порядок не предусмотрен законодательными актами. Если некоммерческая
организация пользовалась налоговыми и другими льготами и существовала на взносы членов и (или) учредителей, доходы от своей деятельности, пожертвования общественности, получала гранты от государства или негосударственных организаций, то имущество, оставшееся при ликвидации после расчетов с кредиторами, не может быть перераспределено между членами, учредителями, должностными лицами или наемными работниками организации, а должно быть использовано в соответствии с уставом организации на ее уставные цели. Если уставом такой порядок не предусмотрен, оставшееся имущество может быть передано некоммерческой организации, преследующей те же или близкие цели, что и ликвидируемая организация.
Деятельность корпоративных самоуправляющихся некоммерческих организаций в сфере реализации не предпринимательских, а профессиональных функций носит публичный характер, осуществляется в интересах общества, государства, поскольку, как нами ранее подчеркивалось, ранее выполняемые ими функции принадлежали государству в лице его различных органов. Публичный характер деятельности некоммерческих корпораций заключается также в специальном правовом регулировании путем применения Е множества императивных норм. Аналогич- ^ ные позиции были высказаны и российски- К ми учеными [11, с.3, 9 и др.]. и
К.И. Майорова также полагает, что «по т своей природе отношения, возникающие в У некоммерческих организациях и именуемые А в ГК РФ «корпоративными», неоднородны. А В связи с этим закрепление единых прав и Н обязанностей для участников любой кор- Д порации, независимо от целей ее создания Е и деятельности, вероятно, не совсем оправ- Ь данно. Представляется, что в современных В условиях для формирования эффективных И норм целесообразно на законодательном р уровне более детально разграничить отно- В шения, существующие в рамках организа- § ций, основанных на началах членства (уча- и стия), обозначив специфику тех, которые ф формируются в некоммерческих корпора- р циях» [1]. Ц
И
Заключение к
В результате научно-правового исследо- =§
вания совокупности правовых норм о неком- (
мерческих корпорациях нами сделан вывод —
о том, что корпоративные признаки в данной Е2
сфере имеют некоторые особенности. Так, 3
одной из особенностей корпоративного характера некоммерческих организаций является соблюдение требования о постоянном, систематическом «очищении» своих рядов, то есть о саморегулировании профессиональных, этических отношений, повышении квалификации участников в определенной сфере деятельности некоммерческих организаций. Именно это требование характерно для адвокатских, нотариальных формирований, объединениям аудиторов, оценщиков и т.п. Такое требование не предъявляется к коммерческим корпорациям. Имущество данных корпоративных организаций предназначено только для использования в уставных целях, а сама деятельность носит публичный характер.
Соглашаясь с российскими учеными, что к некоммерческим корпорациям можно
отнести потребительские кооперативы (например, общества взаимного страхования в Казахстане в организационно-правовой форме потребительского кооператива имеют все признаки корпорации), мы определили также, что к ним следует отнести саморегулируемые некоммерческие организации, основанные на профессиональной деятельности участников. Кроме того, мы пришли к выводу, что к некоммерческим корпорациям, основанным на профессиональном членстве, относятся общественные объединения и многие ассоциации/союзы.
В этой связи к корпоративным спорам по правилам о подсудности в процессуальном законодательстве должны быть отнесены и споры в отношении участников таких общественных объединений и их ассоциаций/ союзов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Майорова К.И. Корпоративные отношения в некоммерческих организациях: проблемы определения, природы и содержания. Режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/ korporativnye-otnosheniya-v-nekommercheskih-organizatsiyah-problemy-opredeleniya-prirody-i-soderzhaniya (дата обращения: 08.11.2022).
2. Лескова Ю.Г. Саморегулируемые организации в системе некоммерческих корпоративных организаций //Юридическая наука. - 2011. - №3. - С. 39-42.
3 Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина - М.: Статут, 2018. -§ 735 с. - ISBN 978-5-6041528-7-4 - Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: а, [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785604152874.html (дата обраще-£ ния: 08.11.2022).
о, 4. Киязова А.Ж. Некоммерческие организации в общественном мониторинге: правовое ^ регулирование и практика применения //Вестник Института законодательства и право-s вой информации Республики Казахстан. - №4 (58). - 2019. - С..48-56.
5. Киязова А.Ж. Институт саморегулирования как вид регулирования предпринима-g тельской деятельности в Республике Казахстан // Вестник Института законодатель-е ства и правовой информации Республики Казахстан. - №2 (60). 2020. - С. 43-55. s 6. Климкин СИ., Казбаева А.Г. К вопросу о неэффективности законодательногорегули-
0 рования некоммерческих организаций // Вестник Института законодательства и право-§ вой информации РК. - 2022. - No2 (69). - С. 195-203.
ci 7. Якобсон М. Право общественных интересов. Режим доступа: http://www.yurclub.ru/ s docs/other/article36.html (датаобращения:20.11.2022).
m 8. Романовская О.В. Публичная корпорация: понятие, значение, проблемы и перспекти-^ вы определения правового статуса //Реформы и право», 2011, № 2. Режим доступа: https:// ш center-bereg.ru/b5265.html (дата обращения: 18.11.2022).
^ 9. Сыродоева О.Н. Проблемы юридической личности в законодательстве США // Из-
1 вестия высших учебных заведений. Правоведение: Научно-популярный журнал. — СПб.: | Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. — № 4. — С. 25-35.
10. Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. Екатеринбург, 2005. 336 с. //http://lawlibrary.ru/izdanie60505.html (дата обращения: 15.11.2022). g 11. Сойфер Т.В. Концепция некоммерческих организаций в российском гражданском I праве. Автореферат дисс... докт. юрид. наук. - Москва, 2013. - 43 с.
S X
ь
ш m
REFERENCES
1. Majorova K.I. Korporativnye otnoshenija v nekommercheskih organizacijah: problemy opredelenija, prirody i soderzhanija. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ korporativnye-otnosheniya-v-nekommercheskih-organizatsiyah-problemy-opredeleniya-prirody-i-soderzhaniya (data obrashhenija: 08.11.2022).
2. Leskova Ju.G. Samoreguliruemye organizacii v sisteme nekommercheskih korporativnyh organizacij // Juridicheskaja nauka. - 2011. - №3. - S. 39-42.
3. Korporativnoe pravo: Uchebnik / Otv. red. I.S. Shitkina - M.: Statut, 2018. - 735 s. - ISBN 978-5-6041528-7-4 - Tekst: jelektronnyj // JeBS «Konsul'tant studenta»: [sajt]. - URL: https:// www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785604152874.html (data obrashhenija: 08.11.2022).
4. Kijazova A.Zh. Nekommercheskie organizacii v obshhestvennom monitoringe: pravovoe regulirovanie i praktika primenenija // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan. - №4 (58). - 2019. - S..48-56.
5. Kijazova A.Zh. Institut samoregulirovanija kak vid regulirovanija predprinimatel'skoj dejatel'nosti v Respublike Kazahstan // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan. - №2 (60). 2020. - S. 43-55.
6. Klimkin SI., Kazbaeva A.G. K voprosu o nejeffektivnosti zakonodatel'nogo regulirovanija nekommercheskih organizacij // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii RK. -2022. - No2 (69). - S. 195-203.
7. Jakobson M. Pravo obshhestvennyh interesov. Rezhim dostupa: http://www.yurclub.ru/ docs/other/article36.html (data obrashhenija: 20.11.2022).
8. Romanovskaja O.V. Publichnaja korporacija: ponjatie, znachenie, problemy i perspektivy opredelenija pravovogo statusa // Reformy i pravo», 2011, № 2. Rezhim dostupa: https://center-bereg.ru/b5265.html (data obrashhenija: 18.11.2022).
9. Syrodoeva O.N. Problemy juridicheskoj lichnosti v zakonodatel 'stve SShA // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie: Nauchno-populjarnyj zhurnal. — SPb.: Izd-vo S.-Peterburg. un-ta, 1992. — № 4. — S. 25-35.
10. Pahomova N.N. Civilisticheskaja teorija korporativnyh otnoshenij. Ekaterinburg, 2005. 336 s. //http://lawlibrary.ru/izdanie60505.html (data obrashhenija: 15.11.2022). e
11. Sojfer T.V. Koncepcija nekommercheskih organizacij v rossijskom grazhdanskom prave. p Avtoreferat diss... dokt. jurid. nauk. - Moskva, 2013. - 43 s.
ZQAI
X
(JÜ
А
о x о ь
А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
X
е о
"U
2 А
JZ
"и