ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
УДК 352/354-1
Харченко Д.В.1
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАцИИ КАК СТРУКТУРНыЕ ЭлЕМЕНТы
гражданского общества
Аннотация. Статья посвящена анализу взаимодействия некоммерческих организаций с государством в части грантовой поддержки и субсидий, а также изучены аспекты информационной и методической поддержки некоммерческих организаций государством. Автор рассматривает некоммерческие организации как активных субъектов российского общественно-политического процесса, не потому, что они осуществляют политическую деятельность, а в связи с тем, что способствуют формированию российского гражданского общества и укреплению российской идентичности. Также в статье изучена деятельность ресурсных центров поддержки НКО в регионах Юга России.
Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, государственная поддержка, гранты и конкурсы для некоммерческих организаций, ресурсные центры.
Harchenko D.
NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS STRUCTURAL ELEMENTS OF CIVIL SOCIETY
Abstract. The article analyzes the interaction of non-profit organizations with the state in terms of grant support and subsidies, and also examines the aspects of information and methodological support of NGOs by the state. The author considers non-profit organizations as active subjects of the Russian socio-political process, not because they carry out political activities, but because they contribute to the formation of Russian civil society and the strengthening of Russian identity. The activity of resource centers supporting NGOs in the regions of Southern Russia is studied.
Keywords: civil society, non-profit organizations, government support, grants and competitions for non-profit organizations, resource centers.
Основным направлением современного российского политического процесса является переход от стабилизации к устойчивому развитию. Необходимым условием для этого перехода является активное взаимодействие всех субъектов политического процесса, создание механизмов их конструктивного сотрудничества, что актуализируется в условиях финансового кризиса, дестабилизации международной безопасности, нарастании террористической угрозы, военной, политической напряженности в отдельных государствах.
Среди субъектов современного российско-
го политического процесса появились акторы, занявшие принципиально новые, как правило, усиленные позиции, характеризующиеся стабильностью функционирования и определенной автономностью. Среди них немаловажную роль занимают некоммерческие организации (далее - НКО), позиционирующие себя как самостоятельные социальные институты и возлагающие на себя все больше общественно-политических функций.
Другим важным вектором современного российского политического процесса является построение гражданского общества и ук-
1 Харченко Денис Владимирович, Помощник благочинного Геленджикского округа по СМИ, e-mail: gelen-smi@ yandex.ru, тел. 8(928)4347737
Denis Harchenko, Assistant to the deanery of the Gelendzhik district for mediae-mail: [email protected], vol. 8(928) 4347737
репление российской идентичности. В этом контексте НКО являются субъектом политического процесса, который играет активную роль в развитии и расширении гражданских инициатив. Сегодня социальные инновации являются одними из наиболее перспективных инструментов гражданского участия и межсекторного партнерства в решении социальных задач. Являясь, по сути, качественно новой моделью отношений между государством и гражданским обществом, они приносят ощутимую пользу обществу, повышают его способность к самоорганизации. Таким образом, в современ-
ных российских общественно-политических реалиях деятельность НКО приобретает особую актуальность. Об этом свидетельствуют и оперативные статистические данные Министерства экономического развития РФ, согласно которым за последние годы значительно увеличился размер финансирования НКО на реализацию общественно полезных программ из бюджетов различных уровней, в том числе на конкурсной основе [1]. Так, например, на рисунке 1 можно проследить динамику увеличения финансирования деятельности СО НКО в 2019 году по сравнению с 2018 годом.
Рисунок 1. Динамика финансирования деятельности СО НКО из средств федерального и региональных бюджетов за период 2018—2019 гг., млрд. руб.
Из рисунка 1 отчетливо видна тенденция увеличения объемов финансирования СО НКО в целом, а также за счет федерального и региональных бюджетов соответственно. Следующим важным показателем мы счи-
таем размеры грантовой поддержки из общего объема финансирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).
Рисунок 2. Размер грантовой поддержки в общем объеме финансирования деятельности СО НКО из федерального бюджета, млрд. руб.
Анализ данных, представленных на рисунке 2, показывает, что, несмотря на существенное увеличение общего объема финансирования деятельности СО НКО, объем грантовых средств остался практически на том же уровне. Это может быть связано как с низкой правовой грамотностью руководителей отдельных НКО, в связи с чем грантовую поддержку из года в год получают одни и те же организации, так и с тем, что
со стороны государственных органов недостаточно информационного, правового, консультационного сопровождения данного процесса.
Регионы также частично финансируют деятельность СО НКО на конкурсной основе. Проследим динамику объема финансирования деятельности СО НКО из средств региональных бюджетов на конкурсной основе. Данные представлены на рисунке 3.
50
40
30
20
10
гь=
-г-"
2018
2019
□ общий объем финансировани я из
региональных бюджетов
□ на конкурсной основе
Рисунок 3. Размер поддержки в общем объеме финансирования деятельности СО НКО из средств региональных бюджетов, оказанный на конкурсной основе, млрд. руб.
Из рисунка 3 мы видим, что объем финансирования деятельности СО НКО на конкурсной основе имеет такую же тенденцию к увеличению, как и общий объем финансирования из средств региональных бюджетов.
Актуальность темы нашей статьи мы графически изобразим на 4 и 5 рисунках, которые наглядно продемонстрируют рост числа СО НКО, а также количества добровольцев, задействованных в реализации общественно полезных программ с 2011 по 2019 гг.
Добровольческая (волонтерская) деятельность сегодня находится в приоритете и поддерживается государством. Труд волонтеров в
некоммерческих организациях рассматривается как элемент софинансирования при подготовке социальных проектов и оценивается экспертами Фонда президентских грантов в качестве важного фактора успеха деятельности НКО в реализации проектов. В 2018 году Правительство РФ Распоряжением от 27 декабря № 2950 утвердило Концепцию развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, где указало содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве приоритетных направлений социальной и молодежной политики [2].
160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0
2011
У
—
г
□ общее число СО НКО
2019
Рисунок 4. Общее число СО НКО в РФ, ед.
4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
'-"Г Л
'-"Г А
Л
ев
□ количество добровольцев
2011
2019
Рисунок 5. Общее число добровольцев, занятых в СО НКО, человек
0
Анализ данных на рисунках 4 и 5 отчетливо демонстрирует неизменный рост как общего количества СО НКО в РФ, так и количества волонтеров, задействованных в реализации общественно полезных программ, что свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.
Таким образом, сравнительный анализ вышеприведенных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. Динамика роста числа СО НКО в РФ, а также количества добровольцев, участвующих в реализации общественно полезных программ, имеет тенденции к увеличению;
2. Деятельность СО НКО признается государством одним из основных направлений деятельности и соработничества в социальной сфере, о чем свидетельствует рост объемов финансирования на всех уровнях бюджетной системы, а также увеличение объемов их выделения на конкурсной основе.
Выделим ключевые проблемы в области деятельности СО НКО в сфере соработничес-тва с государством:
1. Низкая осведомленность руководителей СО НКО о грантовой поддержке со стороны государства, в том числе, отсутствие юридической, финансовой и иной грамотности в данной сфере;
2. Высокие бюрократические барьеры при распределении грантов среди СО НКО;
3. Низкая эффективность институтов государственной поддержки. В регионах действует ряд региональных программ, направленных на поддержку и развитие НКО, однако в ряде регионов данный опыт практически отсутствует.
Исходя из выявленных проблем, ключевыми рекомендациями, направленными на стимулирование развития соработничества СО НКО и государственных органов, а также органов субъектов, видятся следующие:
1. Аккумулирование опыта реализации целевых региональных программ в области деятельности СО НКО;
2. Унификация требований для СО НКО для участия в грантовых конкурсах;
3. Предоставление юридической, методической, информационной и консультационной
помощи СО НКО со стороны государственных органов и органов субъектов.
Очевидно, что комплексная реализация выше обозначенных рекомендаций способна дать толчок развитию соработничества СО НКО с государством в ближайшей перспективе.
Говоря об основных уже достигнутых общественно значимых результатах в данном направлении, целесообразно рассмотреть опыт реализации практик СО НКО в Ставропольском крае.
В крае зарегистрировано 3 тысячи НКО. Из них 440 религиозных организаций различных конфессий, 450 профсоюзных, более 800
- общественных организаций различных направлений деятельности, а также 320 образовательных некоммерческих учреждений, 242 некоммерческих партнерства, 192 фонда, 155 автономных некоммерческих организаций, 136 казачьих общественных организаций, 105 объединений юридических лиц, 48 организаций общественного самоуправления, 20 общественных движений и ряд других организаций. Около трети некоммерческих организаций работают в Ставрополе, остальные
- в городах и районах края. Цели их создания различны. Это социальная поддержка и защита граждан, содействие духовному развитию личности, оказание бесплатной юридической помощи или правовое просвещение граждан, образовательная и оздоровительная деятельность, охрана окружающей среды, подготовка населения к преодолению последствий стихийных действий, благотворительная деятельность.
НКО Ставропольского края активно участвуют в подготовке проектов в Фонд Президентских грантов, зарегистрированы в реестре поставщиков социальных услуг. В течение пяти лет НКО Ставропольского края по сравнению с другими субъектами СКФО стабильно повышают количество заявок в Фонд.
На региональном уровне в 2013 году приняты Закон «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае» и Постановление Правительства № 112-п «Об утверждении порядка предоставления
из бюджета Ставропольского края субсидий на осуществление некоторых видов деятельности социально ориентированными НКО в Ставропольском крае» [3].
В регионе создан и успешно осуществляет свою деятельность Информационный ресурсный центр поддержки СО НКО Ставропольского края «Гражданское партнерство» [4], по инициативе и поддержке которого, в рамках проекта «Информационная поддержка как важный ресурс развития НКО», создана интерактивная карта НКО региона [5].
По словам директора данного ресурсного центра - Валентины Братусиной, сегодня в Ставропольском крае основной акцент делаются на поддержку НКО в сельских регионах [6]. В контексте социально-экономических особенностей Ставропольского края, считаем данный приоритет вполне обоснованным и перспективным.
Одной из инициатив ресурсного центра в 2020 году стала идея организовать школу лидеров НКО, что является как раз практической реализацией тех рекомендаций, которые мы сформулировали выше.
Реалии 2020 года, связанные, прежде всего, с распространением коронавирусной инфекции, внесшие немалые коррективы в деятельность практически всех субъектов общественных отношений, обусловили необходимость развития и внедрения дистанционных информационных и консультационных мероприятий для НКО, что также активно реализуется ресурсным центром поддержки НКО в Ставропольском крае. Данное направление нам кажется актуальным и перспективным не только в условиях эпидемиологической угрозы, но и в дальнейшей работе, что позволит в значительной мере упростить и усовершенствовать процесс взаимодействия между НКО и государственными органами.
Ресурсным центром в регионе уже успешно реализованы ряд проектов в сфере взаимодействия НКО с органами государственной власти, среди них стоит отметить, например, проекты «Мобильный офис на колесах», «Школа волонтеров» [6]. Особенно актуальным стал проект «Кампус ООСК», в рамках которого было организовано открытое
пространство для НКО, где они могли обмениваться успешными социально значимыми практиками и информацией, а также получать консультации по правовым и бухгалтерским вопросам деятельности [7].
В Мониторинге развития конкуренции в регионе НКО представлены в таких сферах, как дошкольное образование, общее образование, отдых и оздоровление детей, дополнительное образование детей, производство на территории Ставропольского края технических средств реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но НКО в Ставропольском крае еще не составляют реальную конкуренцию другим секторам экономики - в докладе о состоянии конкурентной среды такие организации не числятся.
Таким образом, государственная поддержка СО НКО является важным, но недостаточным стимулом развития некоммерческого сектора экономики региона.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что функционирование НКО в контексте современного российского политического процесса характеризуется следующими особенностями:
- усиление позиций и наращивание активности НКО в общественно-политическом дискурсе;
- расширение и развитие инициатив НКО, способствующих построению гражданского общества.
На наш взгляд, перечисленные особенности свидетельствуют об упрочении позиций НКО как элементов гражданского общества в современном политическом процессе России. Обозначенная тенденция во многом обусловлена теми политическими, экономическими и общественными задачами, которые стоят сегодня перед российским государством.
Отметим также, что деятельность НКО в Ставропольском крае в значительной мере отвечает общественному запросу по данному направлению, учитывает все современные тенденции и способствует построению конструктивного взаимодействия между НКО и органами субъекта в сфере реализации социальных инициатив.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций // URL: https:/ /www.economy.gov.ru/ material/file/8be0adaa07fd23125c4920afe40e8757/ Doklad_NKO.pdf
2. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года № 2950-р. [Электронный ресурс] Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/552050511
3. Закон Ставропольского края от 10 октября 2013 года № 80-кз «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае»; Постановление Правительства Ставропольского края от 29 марта 2013 года № 112-п «Об утверждении порядка предоставления из бюджета Ставропольского края субсидий на осуществление некоторых видов деятельности социально ориентированными НКО в Ставропольском крае». Электронный ресурс. URL: http://www.stavregion.ru
4. Автономная некоммерческая организация Информационно-ресурсный центр «Гражданское партнерство». - Каталог НКО. - Агентство социальной информации. [Электронный ресурс] // URL: https://www.asi.org.ru/ngoprofile/informatsionno-2/
5. Информационно-ресурсный центр «Гражданское партнерство» приступает к созданию интерактивной «Карты НКО Ставрополья» на портале sk-news.ru. - Агентство социальной информации. [Электронный ресурс] // URL: https://www.asi.org.ru/report/2018/10/15/stavropol-interaktivnaya-karta-nko/
6. Ресурсные центры поддержки НКО Севастополя и Ставропольского края обменялись опытом. - Агентство социальной информации. [Электронный ресурс] // URL: https://www.asi. org.ru/report/2020/08/25/resursnyetsent/
7. Ресурсный центр НКО открылся на Ставрополье - Агентство социальной информации.
[Электронный ресурс] // URL: https://www.asi.org.ru/news/2020/03/16/stavropole-nko-resursnyj-tsentr/