Научная статья на тему 'Неклассическая современная философия Запада о природе власти'

Неклассическая современная философия Запада о природе власти Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
238
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВО / МАСС-МЕДИА / ЗНАК / СИМВОЛ / ОБРАЗ / СЕМИОТИКА / СТРУКТУРАЛИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POWER / SOCIETY / MASS-MEDIA / SIGN / SYMBOL / IMAGE / SEMIOTICS STRUCTURALISM / POSTMODERN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прилукова Екатерина Григорьевна

Статья посвящена знаково-символической природе власти. Власть в своем развитии отказывается от практик прямого принуждения и переходит к косвенным, «мягким». Выявлены основные подходы к анализу природы власти в современной историко-философской мысли Запада: семиотический, структуралистский и постмодернистский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The unclassical modern philosophy of west about nature of power

The article is devoted a problem understanding of symbolical nature of power on the West philosophy. The progress of power it led to soft power. The Unclassical modern philosophy of West list several trend of analyses: semiotics structuralism, postmodern.

Текст научной работы на тему «Неклассическая современная философия Запада о природе власти»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 130-132.

Е. Г. Прилукова

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА

О ПРИРОДЕ ВЛАСТИ

Статья посвящена знаково-символической природе власти. Власть в своем развитии отказывается от практик прямого принуждения и переходит к косвенным, «мягким». Выявлены основные подходы к анализу природы власти в современной историко-философской мысли Запада: семиотический, структуралистский и постмодернистский.

Ключевые слова: власть, общество, масс-медиа, знак, символ, образ, семиотика, структу-

рализм, постмодернизм.

Вопрос бытия власти - один из разрабатываемых и дискуссионных в современной науке, так как сегодня власть приобретает новые формы: отказываясь от традиционных прямых способов давления и принуждения и прибегая к «мягким» институционально опосредованным формам своего проявления. Власть порождает всевозможные знаки и символы, которые со временем превращаются во власть, подчиняют себе человека, задают картину реальности - репрезентируют действительные факты и значения. Развитие современного общества привело к бурному развитию знаково-символических форм бытия власти, которые оказались способными превратить человека из субъекта деятельности в объект властвования.

Изучение знаково-символических форм бытия власти начинается с XX столетия в философской мысли, хотя эта проблема в контексте развития философского знания, так или иначе, рассматривалась и ранее. Мы предлагаем выделить три группы исследований.

Первую группу представляют работы по семиотике (В. Гумбольдт, Ч. Моррис. Ч. Пирс, Ф. де Соссюр и др.), в них вводится понятие знака, раскрывается природа и дается классификация в соотношении с означаемым. Особое внимание уделяется тому, что в каждой культуре на том или ином этапе ее развития вырабатываются определенные знаки, способные изменяться вместе с самой культурой. Знак как посредник взаимодействия способен заместить собой любой предмет. Наиболее сложный знак - символ, который значительно богаче других по содержанию. Более того, в нем знак и значение могут значительно расходиться, и многое понимании зависит от контекста.

Анализируя власть как знаково-символическую деятельность, следует уделить внимание различению формы и содержания властных отношений. Оформляя властное взаимодействие, знаки и символы в значительной степени конструируют его, подчиняя своей собственной логике функционирования, т. е. знак не всегда связан со своим носителем -он способен «жить» самостоятельно.

Ф. Шлейермахер предложил метод понимания текстов: подобно умению читать, писать и логично мыслить, можно научиться и понимать, для этого лишь нужно изучить определенную систему правил и сознательно их применять. Герменевтическая деятельность позволяет понять индивидуальность автора и скрытые интуитивные побуждения, которые им двигали более глубоко, чем автор их понимал. Текст, интерпретируемый объект и интерпретатор должны быть в одном «круге».

М. Хайдеггер полагал, что «благодаря языку человек экзистирует»1, так как «дар речи отличает человека, только и делая его человеком»2.

Г. Гадамер считал язык универсальной средой человеческого существования и указывал, что «пониманию подлежит уже не только дословный текст или объективный смысл, но также индивидуальность говорящего или пишущего <...> только обращение к генезису мыслей позволяет понять их по-настоящему»3.

Вторую группу исследований представляют работы Р. Барта, Ж. Лакана, К. Леви-Стросса, М. Фуко, У. Эко и др. В них отражается стремление за образами, символами, знаками обнаружить несознаваемые глубинные структуры, скрытые механизмы знаковых систем. Выделение структурного аспекта

возможно на некоторой знаковой системе. Смысл не выражается и отражается, а создается, «делается» и «производится».

У К. Леви-Стросса знаки и символы -«конкретное бытие», которые «могут замещать другую вещь». Однако символ «обладает неограниченными возможностями, тогда как у знака они ограничены»4.

М. Фуко обращается к анализу власти как к результату стратегической ситуации, которая может разрешаться различными способами: от мирных до военных. В его аналитике власти отношения силы реализуют свои стратегические установки с помощью различных дискурсов, которые «являются тактическими элементами или блоками в поле отношений силы; внутри одной и той же стратегии могут быть самые различные и даже противоречащие друг другу дискурсы; и, наоборот, они могут обращаться, не меняя своей формы, между противоположными стратегиями»5. Они представляют собой силу, обеспечивающую эффект властвования, т. к. сопряжены с когнитивным властным ресурсом - знанием.

Р. Барт указывает, что любое «слово обладает множеством смыслов, все официальные языковые институты - это машины, постоянно пережевывающие одну и ту же жвачку; школа, спорт, реклама, массовая культура, песенная продукция, средства информации безостановочно воспроизводят одну и ту же структуру, один и тот же смысл, а бывает, что одни и те же слова: стереотип - это политический феномен, это само олицетворение иде-ологии»6. Люди следуют общеобязательным нормам, заложенным в языке, и поэтому не человек пользуется языком, а язык пользуется ими: «весь сплошь язык есть общеобязательная форма принуждения» и в нем «рабство и власть переплетены неразрывно»7.

У. Эко указывает, что автор «творит» читателя своими произведениями, ведь когда сочиняют, то думают, прежде всего, о том, кто будет читать. Автор всегда «старается указать читателю, чего тот должен хотеть - даже если тот пока сам не понимает. Он старается указать читателю, каким читатель должен быть» и «текст должен стать устройством для преображения собственного читателя»8.

Третью группу исследований знаковосимволического бытия власти представляют философские исследования постмодернистов. Наиболее известные представители этого направления - Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари,

Ж. Делёз, Ж. Деррида, Э. Лакан, Р. Рорти и др. Они подчеркивают, что развитие науки, техники и технология ведут к превращению окружающего человека мира во все более языковой и знаковый.

Ж. Бодрийяр обращается к теме власти, которой наделены знаки, обладающие в обществе масс медиа тенденцией нарастания. Превращаясь в фетиши, вещи утрачивают свои утилитарные смыслы, становясь имитирующими действительность знаками реальности, которые он определил как симулякры, заменяющие собой реальный мир. Они становятся мощным ресурсом власти, т. к. информативно богаты и являются ретрансляторами множества социокультурных смыслов. В условиях современности власть проявляет свою силу в знаково-символическом пространстве, где господствуют симулякры как образцы несуществующих объектов. Ж. Бодрийяр утверждает, что образ взял верх над реальностью и навязывает ей свою имманентную эфемерную логику, он обнаруживает дьявольскую природу. «Только невероятное ослепление побуждает отрицать эту силу, равную всем прочим и даже превосходящую их все, поскольку она опрокидывает их простой игрой стратегии видимостей»9. Как следствие, формирование новых ценностей, поставляемых медиа средствами.

В последнее десятилетие постмодернизм рассматривает «мягкую» силу власти, или «soft power», которая применяется в современных массовых коммуникациях. Для укрепления властных отношений и увеличения ресурсов социального контроля и управления институты власти разных уровней предпочитают сочетать жесткие формы отправления власти с «мягкой» силой, заложенной в инструментах PR, различных инструкциях, алгоритмах, правилах и т. п. Образы власти становятся все более и более привлекательными, да и сама власть стремится ничего не скрывать от общества. Соединение силовых механизмов власти с коммуникативными практиками обеспечивает эффективность властвования. Именно «soft power» подразумевает использование в качестве ресурсов властного влияния привлекательные политические имиджи и культурные ценности, транслируемые средствами массовой информации.

С. Жижек анализирует формы знаковосимволического бытия власти в условиях

виртуальной реальности. По его мнению, общество и власть всегда навязывают выбор человеку, они говорят: «.у тебя есть свобода выбора, но лишь при условии, что ты совершишь правильный выбор <...> Если же ты совершишь неправильный выбор, то вообще лишишься самой свободы выбора»10.

Современная дисциплинарная власть «растворяется» в потоках коммуникации и концентрируется в руках тех, кто владеет средствами массовой коммуникации и информации. Зрелищные образы взяли на себя властную функцию нормирования общества, они есть отражение действительности в сознании человека, и как реальная наличность есть результат развития материальной и духовной деятельности людей и, значит, зафиксированный результат (как бы «вплетенный в ткань») в общезначимой и общепринятой форме существования. Поэтому борьба за власть связывается с борьбой за умы людей, которая есть фактически борьба за масс-медиа, так как они конструируют реальность, дают ориентиры и смыслы жизни и деятельности человека.

Примечания

1 Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер, М. Время и бытие : Статьи и высту-

пления : пер. с нем. М. : Республика, 1993. С. 201.

2 Хайдеггер, М. Путь к языку // Там же. С. 259.

3 Гадамер, Г. Истина и метод : Основы философской герменевтики : пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М. : Прогресс, 1988. С. 234.

4 Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. М. : Республика, 1994. С.127.

5 Фуко, М. Воля к истине : (По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет) : пер. с фр. М. : Касталь, 1996. С. 203-204.

6 Барт, Р. Удовольствие от текста // Барт, Р. Семиотика : Поэтика. Избранные работы : пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступит. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс, 1989. С. 494.

7 Барт, Р. Лекция // Там же. С. 549.

8 Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» / пер. Е. Костюкович. М. : Астраль : Corpus, 2011. С. 625-626.

9 Бодрийяр, Ж. Соблазн / пер. с фр. А. Горад-жи. М. : Ad Marginem, 2000. С. 36.

10 Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / пер. с англ. В. Софронова. М. : Худож. журн., 1999. С.167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.