Научная статья на тему 'Неклассическая интерпретация неомифологизма в детском фэнтезийном романе С. Лукьяненко "Мальчик и тьма" -претексте цикла "Дозоры"'

Неклассическая интерпретация неомифологизма в детском фэнтезийном романе С. Лукьяненко "Мальчик и тьма" -претексте цикла "Дозоры" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
486
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дворак Е. Ю.

В данной статье рассмотрены особенности неомифологизма и его роли в сюжете романа С. Лукьяненко «Мальчик и тьма», докажем, что данное произведение относится к детскому фэнтези и выявим его общие мотивы с циклом «Дозоры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the features neomifologizma and his role in the plot of the novel Lukyanenko "The Boy and the Darkness," we show that this work relates to the children's fantasy and to identify its common motifs with the "patrol" cycle.

Текст научной работы на тему «Неклассическая интерпретация неомифологизма в детском фэнтезийном романе С. Лукьяненко "Мальчик и тьма" -претексте цикла "Дозоры"»

Е. Ю. Дворак

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕОМИФОЛОГИЗМА В ДЕТСКОМ ФЭНТЕЗИЙНОМ РОМАНЕ С. ЛУКЬЯНЕНКО «МАЛЬЧИК И ТЬМА» -ПРЕТЕКСТЕ ЦИКЛА «ДОЗОРЫ»

Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Все чаще в литературных кругах возникают дискуссии о поэтике и специфике произведений в жанре фэнтези. Однако данный феномен до сих пор остается недостаточно осмысленным как в теоретическом, так и в историко-литературном плане. Между тем популярность фэнтезийных произведений с каждым днем растет, начинают формироваться его подвиды: городское мистическое, детское фэнтези. Каждый из них так или иначе опирается на мифологемы, а повествование строится на приключенческом сюжете. Все это влияет на формирование личности читателя-подростка и приводит к необходимости детального исследования детской фэнтезийной литературы.

В данной статье мы рассмотрим особенности неомифологизма и его роли в сюжете романа С. Лукьяненко «Мальчик и тьма», докажем, что данное произведение относится к детскому фэнтези и выявим его общие мотивы с циклом «Дозоры».

Прежде чем непосредственно переходить к анализу романа, необходимо дать определение детскому фэнтези и неомифологизму - двум ключевым единицам исследования в данной статье.

Детское фэнтези - это художественный подвид жанра фэнтези, возникший на базе соединения волшебной сказки с мифом, впитавший в себя черты приключенческого романа и основанный на транспонировании и преобразовании мифологического архетипа в параллельном («вто© Е. Ю. Дворак, 2014

ричном») мире. В центре сюжета находится герой-подросток, как архетип чудесного ребенка, который спасет мир.

Термин «неомифологизм» был введен Е.М. Мелитинским в середине ХХ века для понимания процесса ремифологизации культуры и литературы. Исследователь полагал, что главной чертой неомифологизма является интертекстуальность. Нужно также отметить, что в качестве мифа на первый план может выходить не собственно мифологический текст, но и «исторические предания, бытовая мифология, известные и неизвестные художественные тексты прошлого» [6, с.10]. К тому же, не исключается возможность создания собственной оригинальной мифологии, которую нельзя спроецировать на какой-либо существующий текст, но которая сохраняет в себе общие законы мифологического мышления.

На сегодняшний день нет единого четкого определения неомифологизма. В данной статье мы выбрали одну из самых, на наш взгляд, емких характеристик из всех, которую предоставляет Словарь литературоведческих терминов. «Неомифологизм - это концепция, рассматривающая мифологизм (соотнесенность с мифом) как наиболее характерную форму художественного мышления искусства ХХ века. Согласно этой концепции, весь ХХ век предстает как сложная система искусно сопрягаемых и взаимоотражающих друг друга культурно-эстетических мифов» [8].

Суммируя все выше сказанное, мы можем выделить принцип неомифологизации. Это форма художественного мышления, в которой главную роль играют мифологические сюжеты, образы и символы, рождающие новые мифы через преобразование. Следовательно, неомифологизм опирается на древнейшие образцы культурных традиций и отсылает нас к ним.

При анализе романа «Мальчик и тьма» С. Лукьяненко мы столкнулись с господствующей точкой зрения, что это произведение - волшебная сказка. Доля правды в этом утверждении есть: говорящий котенок, который умеет летать, невидимые двери, волшебные мечи и зеркала, отражающие суть вещей. Но полностью согласиться с данным мнением мешают существенные отличия романа от волшебной сказки.

Первое отличие - герой попадает в параллельный нашему («вторичный») мир через невидимую дверь, которая находится прямо в его квартире. Как считает исследователь В. Гопман, способов перейти в фантазийную реальность может быть несколько, но главное: «Происходит это всегда: 1) неожиданно для героя, 2) на удивление просто и 3) быстро»

[1, с.412].

Второе - в центре фэнтезийной истории стоит герой-подросток - это одна из главных характеристик жанра детского фэнтези. Нужно сразу уточнить, что термин «детское фэнтези» вовсе не подразумевает, что оно только для детей. Напротив, герои данного жанра чаще всего обладают качествами, присущими скорее взрослым. Это как раз притягивает к ним не только юных, но и зрелых читателей.

Главный герой романа Данька — обычный тринадцатилетний мальчишка, который, конечно же, мечтал о приключениях. И получил то, чего хотел. Во «вторичном» мире у него появляется друг Крылатый (Лэн) -добрый, боязливый, но преданный парнишка, чуть младше самого Дань-ки. Лэн является типичным героем-помощником, наличие которого также говорит в пользу того, что данное произведение относится к жанру фэнтези.

Третье отличие - центральной чертой «сказки является обязательная установка на вымысел» [7, с.16], которую сразу ощущает читатель. Но писателю фэнтезийной истории, считает С. Лукьяненко, необходимо верить в то, что он пишет: «Когда я сажусь за компьютер и начинаю писать, я должен верить во все что происходит... Иначе я буду фальшивить, и вы все это почувствуете, когда возьмете книжку» [2].

Наконец, завершающая черта, доказывающая принадлежность данного романа жанру фэнтези - раннее взросление главного героя (в том числе «физический акт взросления»). Многих это шокирует, так как книга шаблонно воспринимается как волшебная сказка для ребенка, что, как мы уже показали, неверно. На наш взгляд, данный эпизод был нужен чтобы четко показать: детство героя закончилось, теперь все серьезно, по-взрослому, как в настоящей жизни.

На страницах романа С. Лукьяненко изображает «вторичный» мир, где разворачивается вечная борьба добра со злом, света с тьмой, что отсылает нас к христианским мотивам. За свет выступают Крылатые, за тьму - Летящие. Сразу напрашивается параллель с Библией, где описывается битва ангелов за престол Божий между Люцифером и защитником Божьей воли архангелом Михаилом. В результате, восставшие ангелы стали падшими, и во главе с Люцифером (Сатаной) были сброшены с небес в преисподнюю, где превратились в демонов, единственная цель которых - сеять зло.

Раз Летящие - зло, то логика подсказывает, что Крылатые - добро. Поэтому неудивительно, что главный герой встает на сторону Крылатых. Но тут вскрывается, второй, неочевидный слой правды. Крылатые - обычные подростки и юноши, так как крыло удерживает в воздухе только

легких. Но Летящие - тоже люди, те, кто захотел летать и будучи взрослым: «...Потоммне вырвали сердце. (...) Из наших сердец нам делают крылья. Крылья, способные поднять любого, не только ребенка» [5,

Вот только Крылатые - отнюдь не ангелы, они не воюют с тьмой, с Летящими у них перемирие, и все стычки в воздухе - лишь иллюзия полноценной борьбы. Чего стоит только закон города - калечить или убивать тех, кто уклоняется от патрулирования, или тех, кто откажется убить Летящего. К тому же, тьма пришла в этот мир не просто так, люди сами продали солнечный свет за вкусную пищу, за диковинные вещи.

Рассматривая роман «Мальчик и тьма», можно выявить идеи, схожие с идеями цикла С. Лукьяненко «Дозоры». Иными словами, «Мальчик и тьма» является своего рода претекстом данного цикла. Под претекстом в данном случае мы понимаем некую первичную идею, которая затем в более полном виде реализуется в других произведениях.

В этой книге впервые появляются такие силы сил как Свет, Тьма и Сумрак. Кроме того, писатель показывает, что свет и тьма - половинки одного целого, и тот, кто служит свету, необязательно добрый, а кто выбирает тьму - необязательно злой. Доказательством служат слова Солнечного котенка: «И Свет, и Тьма - это просто силы. (...) И ничего в них нет ни доброго, ни злого. Конечно, светом трудно сделать черное дело, а тьмой - высветить зло. Трудно, но можно. Будь ты хоть весь светящийся, это тебя не застрахует от ошибок и скверного характера» [5, с.235].

Нечто похожее мы можем увидеть в первой книге цикла «Ночной дозор» в разговоре между Семеном и Антоном Городецким: «Наконец-то весь мир поделился на черное и белое! Сбылась мечта человечества, стало ясно, кто хороший, а кто плохой. Так вот, пойми. Не так это. Не так. Когда-то мы все были едины. И Темные, и Светлые» [3, с.286].

Свет и тьма едины в том, что ни одна из этих сил может действовать только через людей, окончательный выбор остается за человеком. Поэтому в «Мальчике и тьме» Свет посылает своего «адепта» - Солнечного котенка - на поиск кого-нибудь из другого мира, кто поможет вернуть в мир Крылатых солнечный свет, а перед этим - утраченную веру в себя и в любовь: «Любовь - это тоже Настоящий свет. Пока ты любишь меня, я не умру» [5, с.217]. На этих простых истинах держится жизнь -как бы напоминает писатель своим юным читателям.

Образ Солнечного котенка также неоднозначен. С одной стороны, он - маленький и пушистый проказник, желающий только добра, что не может

с.254].

не вызвать симпатию у читателя. Но чем дальше развивается сюжет, тем сильнее Солнечный котенок проявляет свою не совсем приятную сущность.

Прежде всего, мы узнаем, что он не по ошибке привел Даньку в мир без солнца: «— Ты не случайно меня притащил в этот мир. Ты знал, что здесь нет солнца. И хотел, чтобы я ввязался в войну с Летящими!» [5, с.315]. У Котенка была миссия света, которую он скрыл, подстроив все так, будто Данька сам пошел с ним и сам виноват во всем, что случилось.

«— Самый глупый в мире мальчишка, - прыгал под ногами Котенок, - что ты наделал?! Дверь закрылась! (...) - Так высвети ее! Откроем! (...)

- Не могу, - прошептал Котенок едва слышно. - Я маленький, я же предупреждал» [5, с.219].

Таким образом, видно, что Солнечный котенок со своим скрытным характером, язвительными высказываниями, руководящими качествами является прообразом Гесера из мира «Дозоров». Он, как и шеф Ночного дозора, готов ради высокой цели пожертвовать «рядовыми сотрудниками». Котенок требует от Даньки жестоких поступков: «Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать, - твердо сказал Котенок. (...) Если Крылатые считают, что они на стороне добра, на стороне Света - заставь их быть добрыми!» [5, с.343].

Звучит просто абсурдно. Как можно заставить быть добрым? Если даже человек выберет свет, это вовсе не доказывает, что он стал добрым. Эту мысль С. Лукьяненко продумает и разовьет в цикле «Дозоры». Тогда уже Гесер скажет Антону почти то же, что Котенок Даньке, но не так безапелляционно: «Быть Светлым куда труднее, чем быть Темным. (...) Ты будешь страдать. Но тут ничего не поделать, твоя роль - начальная. Так бывает с каждым Великим Магом, с каждой Великой Волшебницей. Они идут по телам, по телам друзей и любимых. Иначе нельзя» [3, с.173].

Следовательно, мы приходим к выводу, что свет - это не добро. Котенок настаивает, чтобы Данька бомбил мирный город, заставив людей пойти на войну против тьмы. Ночной дозор вовсе не сражается с темными - они чтут Договор между силами света и тьмы. Очень емко в «Новом дозоре» по этому поводу высказался персонаж Лас: «Какая защита, если мы вампирам лицензии на людей выдаем? Какая защита, если на каждое сделанное нами доброе дело Темные получают право совершить зло? Мы себя защищаем!» [4, с.265].

Что же касается третей силы - Сумрака - то в «Мальчике и тьме» о ней почти ничего не сказано. Известно, что сумраку служат торговцы. Именно после весьма тесного общения с женой торговца Гарет главный герой «прощается с детством». Но свет и сумрак не могут быть друзьями: «Сумрак не воюет со Светом, а Свет - с Сумраком. Но и мира между ними нет... Не может быть». [5, с.401].

На наш взгляд, причина кроется в том, что для Настоящего света не бывает полутонов, это то же самое, что смотреть на солнце без очков -слепит до рези в глазах. Сумрак же находится ближе к тьме, чем к свету. В романе он предстает третьей силой, которая в стороне от битв, но торгует со всеми. Однако не стоит забывать, что именно торговцы, слуги сумрака, скупили солнечный свет. Возникает закономерный вопрос: так ли он нейтрален, как хочет казаться?

Хотя структура сумрака почти не описывается в романе, мы узнаем о нем именно из этой книги, что подтверждает идею: «Мальчик и тьма» является предтечей «Дозорам». В мире Антона Городецкого сумрак - не только третья сила или параллельный мир для Иных, но и живое «существо» (что мы видим в «Новом дозоре»). Но главная черта остается неизменной - сумрак предоставляет вошедшему в него человеку выбор, кем стать. Только времени на раздумья очень мало: «Сумрак меняет вошедшего. Это иной мир, и он делает из людей Иных. А вот кем ты станешь - зависит лишь от тебя. (...) Но решай быстро, у тебя не так уж много времени» [3, с.67].

В заключение необходимо сказать о главном различии между циклом «Дозоры» и романом «Мальчик и тьма». Прежде всего, необходимо помнить, что все книги о «Дозорах» относятся к «низкой», городской фэн-тези, где сверхъестественное «вписывается» в нашу реальность. Рассчитаны подобные книги на опытного читателя, который понимает разницу между добром и злом.

Что же касается произведения «Мальчик и тьма» - это в первую очередь детское фэнтези, которое ориентировано на юного читателя. Его цель - донести до понимания подростков, что зло губительно, что оно разрушает душу и тело (так, Летящие после смерти обращаются в камень). Конечно, жестокие поступки могут вершить служители как Тьмы, так и Света - это необходимо помнить. Но чтобы незрелый юный читатель быстрее понял разницу между добром и злом, нужен наглядный, пусть и более упрощенный пример. Им выступают Летящие, которые из-за тьмы внутри себя выглядят отталкивающе. Да и сама тьма непривлекательна, хотя по-своему заманчива.

Данное произведение показывает юным читателям, что в мире нет ничего абсолютного: ни зла, ни добра. Как говорит Данька: «Действительно не важно, за что воевать. И правду можно найти где угодно. Просто выбери вначале, как ты хочешь видеть, - и становись на ту или другую сторону» [5, с. 247]. Все зависит лишь от того, чем человек при этом будет руководствоваться.

Таким образом, литература жанра «детское фэнтези» помогает формировать личность подростка, показывает ценность настоящей дружбы и ненавязчиво учит следовать своим принципам, несмотря ни на что. А благодаря сказочным элементам все это воспринимается подростками как увлекательная игра, которая способствует развитию самостоятельности. К тому же за счет открытости и искренности произведений данного жанра, их изучение позволяет проследить и понять изменения в сознании людей той или иной эпохи.

Список использованных источников

1. Гопман В. Двенадцать подвигов ландграфа скиминока // А. Бе-лянин, Меч Без Имени. М.: Армада, 2000. С.412.

2. Интервью С. Лукьяненко каналу Культура от 12 апреля 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/ 20872/video_id/272422

3. Лукьяненко С. Новый дозор М.: АСТ, 2012, С.384

4. Лукьяненко С. Ночной дозор М.: АСТ, 2006, С. 381

5. Лукьяненко С. Рыцари сорока островов. Мальчик и тьма М.: АСТ, 2000, С. 199-413.

6. Погребная Я.В. Аспекты современной мифопоэтики. - Учебное пособие. Практикум. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. С. 10.

7. Пропп В.Я. Морфология Волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. C.16.

8. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/litved/Neomifologizm-105.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.