Научная статья на тему 'Неизвестные версии нескольких эпизодов "Носа" Шостаковича'

Неизвестные версии нескольких эпизодов "Носа" Шостаковича Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОСТАКОВИЧ / «НОС» / НЕИЗВЕСТНЫЕ АВТОГРАФЫ / АНТРАКТЫ / SHOSTAKOVICH / THE NOSE / UNKNOWN MANUSCRIPTS / ENTR’ACTES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акопян Левон Оганесович

В рукописных материалах к «Носу» Шостаковича, хранящихся в РГАЛИ. и Архиве Д. Д. Шостаковича, обнаружены не вошедшие в окончательную версию оперы антракты между 3-й и 4-й картинами первого и между 1-й и 2-й картинами второго действия, а также версия начала третьего действия. Приводится описание автографов и авторизованных чистовых рукописей; они будут опубликованы в Новом собрании сочинений Шостаковича (М.: DSCH).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unknown Versions of Several Episodes from Shostakovich’s The Nose

Among the manuscript materials pertaining to Shostakovich’s opera The Nose, kept at the Russian State Archive of Literature and Arts and at the Shostakovich Archives, several previously unknown excerpts have been found: entr’actes between the 3rd and 4th scenes of Act I and between the 1st and 2nd scenes of Act II, as well as a version of the beginning of Act III. The autograph manuscripts and authorized fair copies are described; they will be published in the New Collected Works by Shostakovich (Moscow: DSCH publishers).

Текст научной работы на тему «Неизвестные версии нескольких эпизодов "Носа" Шостаковича»

Акопян Л. О.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ВЕРСИИ НЕСКОЛЬКИХ ЭПИЗОДОВ «НОСА»

ШОСТАКОВИЧА

L. Hakobian

UNKNOWN VERSIONS OF SEVERAL EPISODES FROM SHOSTAKOVICH'S THE NOSE

Аннотация. В рукописных материалах к «Носу» Шостаковича, хранящихся в РГАЛИ. и Архиве Д. Д. Шостаковича, обнаружены не вошедшие в окончательную версию оперы антракты между 3-й и 4-й картинами первого и между 1-й и 2-й картинами второго действия, а также версия начала третьего действия. Приводится описание автографов и авторизованных чистовых рукописей, публикуются все рукописи, ранее не попадавшие в поле внимания исследователей и исполнителей.

Abstract. Among the manuscript materials pertaining to Shostakovich's opera The Nose, kept at the Russian State Archive of Literature and Arts and at the Shostakovich Archives, several previously unknown excerpts have been found: entr'actes between the 3rd and 4th scenes of Act I and between the 1st and 2nd scenes of Act II, as well as a version of the beginning of Act III. The autograph manuscripts and authorized fair copies are described and published.

Ключевые слова. Шостакович, «Нос», неизвестные автографы, антракты. Key Words. Shostakovich, The Nose, unknown manuscripts, entr'actes.

Рукописные материалы по опере Шостаковича «Нос», хранящиеся в РГАЛИ и в Архиве Д. Д. Шостаковича, помимо чистовых партитур всей оперы и сюиты из оперы, неполного эскиза клавира, черновых записей на разрозненных листках, содержат автографы фрагментов, не вошедших в окончательную версию оперы, не опубликованных и, судя по всему, никогда не исполнявшихся.

Всего в настоящей публикации рассматриваются три единицы архивного хранения. Первая из них1 содержит партитуры трех неизвестных ранее отрывков, причем один из отрывков представлен в двух инструментальных вариантах. Таким образом, речь в этом случае идет в общей сложности о четырех музыкальных текстах.

Три из них (л. 1—9 об.) записаны на 24-строчной партитурной бумаге со знаком производителя: «(№ 29) Музсектор Гиз'а». Все листы исписаны с обеих сторон. Бумага пожелтела от времени, углы захватаны, местами повреждены, однако нотная запись разборчива. В автографе, помимо сплошной архивной пагинации, проставлена также отдельная постраничная для первого и третьего фрагмента, позже частично зачеркнутая.

(1) Первый фрагмент выписан на листах 1—3 об. Вверху л. 1 карандашом рукой Шостаковича написано: «Антракт перед Казанским собором», однако в окончательной версии оперы сцену в Казанском соборе (4-ю картину 1-го акта) предваряет совсем другая музыка — оркестровый «Галоп» в темпе Allegro molto. Запись сделана синими чернилами, но тактовые черты проведены карандашом, так же как и «скобки», отграничивающие повторяемый отрезок на л. 3; карандашом вписаны и взятые в кружки партитурные цифры (от 1 до 13). Все ноты, знаки альтерации, ключи, названия инструментов выписаны практически без помарок; имеются обозначения размера и динамические указания. Повторяющиеся такты в большинстве случаев обозначены аббревиатурами. Обозначения темпа, паузы (за исключением внутритактовых) и штрихи (за исключением тремоло и немногих фразировочных лиг) отсутствуют. Отрывок состоит из двух разделов. Первый раздел (до ц. 1, всего 24 такта) преимущественно аккордового склада, в размере 3/4, инструментован для органа, партия которого записана на трех строках; лишь в 23-м такте подключается октавное тремоло первых и вторых скрипок. Второй раздел выдержан в духе русского «купеческого» танца типа кадрили или польки (местами распознаются интонации алябьевского «Соловья»). В его исполнении участвуют флейта-пикколо, гобой, кларнет (B), фагот, труба (B), валторна (F), тромбон, скрипки I и II, виолончели и контрабасы. Сокращенные итальянские названия инструментов (именно в таком порядке, без указания транспозиции) выписаны слева от нот; между строками V-ni II и Celli помещена строка V-le, однако на протяжении всего раздела альты молчат. Главную линию от начала до конца раздела ведет флейта-пикколо; струнные после ц. 3 замолкают, так что на протяжении почти всего раздела звучат только духовые. За 4 такта до конца вступает Arpa I с

1 РГАЛИ, ф. 2048 (Д.Д. Шостакович), оп.2, ед. хр. 30, 17 л.

тремоло на нотах as и gis — о но перейдет в окончательную версию (см. ц. 131 партитуры).

(2)На листах 4-5 об. зафиксирована та же музыка, но в другой инструментовке — для балалайки, двух домр (малой и альтовой) и органа, который занят не только во вступлении, но и на протяжении всего быстрого раздела. Вверху л. 4 карандашом написано «НОС. № 5б». «Казанский собор» здесь не упомянут, но можно предполагать, что обозначение «5б» указывает именно на это место оперы (сразу после № 5 — «Спальни Ковалева»). В правом верхнем углу, также карандашом, выставлены инициалы автора — «ДШ». По характеру письма данный отрывок похож на предшествующий, но помарок здесь больше, партитурные цифры (от 1 до 16) распределены иначе, штрихам, акцентам и динамическим указаниям уделено больше внимания. В отличие от предыдущего фрагмента, здесь разделам предписаны конкретные темпы — соответственно Largo и Allegretto poco moderato; кроме того, отмечено, что повторяющийся отрывок между ц. 12 и 15 должен вначале («1 Volta») исполняться Allegretto poco moderato, а во второй раз («2 Volta») — Presto. В конце отрывка (через 2 такта после ц. 16) вступает не арфа, а тамтам.

Следует отметить, что в окончательной партитуре «Носа» орган отсутствует, но имеются малые и альтовые домры и две балалайки. В авторизованной рукописи данного Антракта (см. ниже) объединены элементы обоих инструментальных вариантов.

(3)На листах 6-9 об. содержится фрагмент, который, очевидно, мыслился как антракт между 5-й и 6-й картинами (1-й и 2-й картинами 2-го действия): вверху л. 6, над нотами, фигурирует написанный синими чернилами рукой Шостаковича заголовок «№ 10а Антракт» (в окончательной версии инструментальный антракт между упомянутыми картинами обозначен номером 10). Нотная запись также сделана синими чернилами; карандашом выполнены только тактовые черты и взятые в кружки партитурные цифры (от 1 до 13). Отрывок инструментован для почти полного оркестра «Носа» (одинарный состав деревянных и медных, несколько ударных, ксилофон, струнные). Ноты, знаки альтерации, ключи, названия инструментов, обозначения темпа (для первых 9 тактов Allegro, затем Andantino) и размера (2/4), динамические указания, штрихи выписаны практически полностью и без помарок. Повторяющиеся такты обозначены аббревиатурами; паузы (за исключением внутритактовых) не обозначены. Отрывок до ц. 4 должен быть повторен, как и отрывок между ц. 4 и 10. В соло валторны (такты 5—10 после ц. 4) распознается «намек» на «Боже, Царя храни». Окончательная версия антракта из второго действия отличается от данного фрагмента по всем

существенным параметрам, хотя между соло тромбона в ц. 12 рукописи и эпизодом после ц. 257 партитуры и клавира оперы можно усмотреть определенное интонационное родство.

Существует также каллиграфически выполненная авторизованная рукопись этого фрагмента (см. ниже).

Данную единицу архивного хранения продолжают три пожелтевших от времени, слегка захватанных и помятых по углам, но в целом хорошо сохранившихся листа 26-строчной партитурной бумаги (листы 10—12 об.), на которых с двух сторон черными чернилами записана партитура еще одного отрывка, не вошедшего в окончательную версию оперы. На последнем листе — знак производителя и адрес: «(№ 44.) Музсектор Гиз'а Нотопечатня Гиз'а Колп. 13». Нотный текст, инструментованный для почти полного оркестра «Носа», записан весьма аккуратно, без аббревиатур, со всеми необходимыми штрихами и паузами (то есть степень детализированности записи здесь выше, чем на предыдущих листах); между партитурными системами кое-где красным карандашом внесены двойные черточки. Тактовые черты проведены простым карандашом. Судя по партитурным цифрам (от 283 и далее) этим эпизодом должно было открываться третье действие оперы. Линии медных в начале инструментального вступления обнаруживают некоторое родство с широкими мелодическими линиями на последних страницах 2-го действия; линия первых скрипок в тактах 4—5 после ц. 285 родственна теме инструментального антракта из того же действия (ср. с проведениями этой темы в обращении начиная с ц. 247 партитуры и клавира оперы). С ц. 287 вступают Квартальный, Офицер (в окончательной версии оперы такого персонажа нет) и солдаты (в окончательной версии они будут заменены полицейскими), скандируя по очереди parlando «проследить», «изловить» и «препроводить». Фрагмент обрывается на диалоге Офицера и Квартального: «Этот? — Не этот. Ждите». Сценические ремарки отсутствуют.

Помимо архивной нумерации листов, на обеих сторонах каждого из трех листов в верхних углах чернилами, по-видимому рукой Шостаковича, выставлены также номера страниц, от 149 до 154, причем все они, кроме последнего, перечеркнуты. В чистовой рукописи «Носа»2 третий акт начинается как раз со страницы 149 (номер выставлен рукой Шостаковича) и с ц. 283. Чистовая рукопись записана на таких же партитурных листах, что и рассматриваемый автограф, чернилами того же цвета; в ней тактовые черты также проведены простым карандашом, а начиная со с. 149 двойные черточки между партитурными системами внесены красным карандашом. Следовательно, есть все основания предполагать, что данные три листа (шесть страниц) предназначались для чистовой партитуры. Между тем в чернови-

2 Архив Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 321, 165 л.

ках клавира оперы3 начало третьего акта соответствует окончательной версии. Вверху соответствующей страницы черновика клавира рукой Шостаковича выставлена дата «17 VI». Логично предположить, что она отмечает начало работы над окончательной версией 1-й картины третьего акта (очевидно, речь должна идти об июне 1928 года). Если это действительно так, значит, предварительная версия была доведена до высокой степени готовности и по меньшей мере частично записана набело, прежде чем композитор отверг ее в пользу нового варианта.

В рассматриваемой единице архивного хранения имеются также черновые наброски, материал которых включен в окончательную партитуру, титульные листы двух актов, поправки к чистовой партитуре4.

Вторая интересующая нас единица архивного хранения5 представляет собой четыре листа 20-строчной партитурной бумаги со скопированной рукой переписчика партитурой Антракта перед картиной «Казанский собор». Листы 1-4 об. заполнены с обеих сторон черными чернилами. Рукопись — чистовая; внизу л. 4 об. приклеена дополнительная (21-я) нотная строка для левой руки вступающей в последних тактах арфы. Темповые обозначения отсутствуют. Музыка инструментована для того же состава, что и в автографе, описанном выше под номером (1), но с добавлением двух домр из автографа (2). За 3 такта до ц. 5 переписчиком явно пропущен бемоль перед который в аналогичном места автографа (2) есть, но не очень хорошо виден. Скрипичный ключ у арфы на л. 4 об. — очевидная описка.

Третья единица архивного хранения6 состоит из партитуры Антракта № 10а, скопированной тем же переписчиком на такой же 20-строчной партитурной бумаге (л. 1-5 об.), и другого окончания Антракта, записанного рукой самого Шостаковича на листе 24-строчной партитурной бумаги (л. 6). Рукопись — чистовая. В такте 5 после ц. 11 (л. 4 об.) в партии трубы имеется описка: две восьмые ноты вместо двух шестнадцатых. Текст до конца листа 5 об. практически не отличается от автографа, описанного выше под номером (3), лишь последние три такта зачеркнуты карандашом. Дополнительный (24-строчный) лист 6 содержит только пять тактов и также заполнен в основном черными чернилами; карандашом лишь проведены тактовые черты и вверху страницы сделана надпись (рукой Шостаковича) «Окончание № 10а».

3 РГАЛИ, ф. 2048 (Д.Д. Шостакович), оп.-2, ед. хр. 31, 111 л.

4 Полное описание см. в томе 51 Нового собрания сочинений Шостаковича: в 150 т. (М.: DSCH, в печати).

5 Архив Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед хр. 18, 4 л.

6 Архив Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р.1, ед. хр. 19, 6 л.

Мы не можем точно знать, зачем понадобилось Шостаковичу отдавать в переписку эти антракты. Ясно, что по сравнению с обнаруженными отрывками музыка оркестровых эпизодов, занявших их места в окончательной редакции оперы, технически сложнее и богаче по музыкальному содержанию. Возможно, переписанные версии антрактов предназначались в качестве относительно простых альтернативных версий.

Факсимиле всех описанных здесь рукописей будут опубликованы в томе 51 Нового собрания сочинений Шостаковича в 150 томах (М.: DSCH, в печати).

Звуковое приложение 1: Антракт перед Казанским собором в звучании, синтезированном в программе Sibelius (нотный набор — Антонина Лебедева-Емелина)

Звуковое приложение 2: Антракт № 10а в звучании, синтезированном в программе Sibelius (нотный набор — Антонина Лебедева-Емелина)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.