Научная статья на тему 'Неизвестные страницы биографии К. Майера (письма и записки к В. Ф. Одоевскому)'

Неизвестные страницы биографии К. Майера (письма и записки к В. Ф. Одоевскому) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
245
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРТЕПИАНО / PIANO / ПЕТЕРБУРГ / КАРЛ МАЙЕР / KARL MAYER / ОДОЕВСКИЙ / БЕРНАРД / BERNARD / БЕТХОВЕН / BEETHOVEN / МЕНДЕЛЬСОН / ШУМАН / SCHUMANN / V. ODOEVSKY / MENDELSOHN / CONCERTO / ST PETERSBURG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мелик-Давтян Нина Рубеновна

Творческий путь Карла Майера, немецкого пианиста, педагога и композитора, практически не исследован. Между тем, в 1820-1840-х годах музыкант являлся ведущим виртуозом Петербурга, он был знаком со многими деятелями культуры российской столицы. Публикуемые документы: два письма и четыре записки на немецком языке К. Майера к В. Ф. Одоевскому (из фондов ОР РНБ), а также заметки из литературного прибавления к журналу «Нувеллист» (1846-1847 годы), помогают внести важные дополнения к биографии музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unknown pages from Karl Mayer's life (letters and notes addressed to V. Odoevsky)

N. Melik-Davtyan offers a potted biography of Karl Mayer (1799-1862), who in the 1820s and 1840s was a well-known virtuoso, lived in St Petersburg, personally knew many illustrious people of his time, but has been somewhat neglected by previous researchers. The article contains two letters and four notes in German K. Mayer addressed to V. Odoevsky, as well as excerpts from literary supplements to Nouvelliste magazine.

Текст научной работы на тему «Неизвестные страницы биографии К. Майера (письма и записки к В. Ф. Одоевскому)»

Нина Мелик-Давтян

Неизвестные

страницы биографии К. Майера (Письма и записки к В. Ф. Одоевскому)

Творческий путь Карла Майера, немецкого пианиста, педагога и композитора, практически не исследован. Между тем, в 1820-1840-х годах музыкант являлся ведущим виртуозом Петербурга, он был знаком со многими деятелями культуры российской столицы. Публикуемые документы: два письма и четыре записки на немецком языке К. Майера к В. Ф. Одоевскому (из фондов ОР РНБ), а также заметки из литературного прибавления к журналу «Нувеллист» (1846-1847 годы), помогают внести важные дополнения к биографии музыканта.

Ключевые слова: фортепиано, Петербург, Карл Майер, Одоевский, Бернард, Бетховен, Мендельсон, Шуман.

Карл Майер (Karl Mayer, 1799-1862) 1 — пианист, композитор и педагог, ярчайший представитель фортепианной культуры Петербурга 1820-1840-х годов. На протяжении многих лет Майер играл заметную роль в художественной жизни города, соприкасался с самыми лучшими музыкантами своего времени. По свидетельству М. Бернарда, в его доме собирались «все музыкальные знаменитости столицы» 2.

1 Нередко фамилия музыканта передается как Мейер (Meyer). Второе имя музыканта, Иоган, упоминается в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» за 1845 г.: № 207. 13 сентября. С. 2252; № 208. 14 сентября. С. 2262; № 210. 18 сентября. С. 2282.

2 Бернард М. И. Карл Майер // Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1851. Декабрь. С. 90. М. И. Бернард (1794-1871) — ученик Дж. Фильда, пианист, педагог, композитор, русский музыкальный издатель, друг детства К. Майера.

Майер учился у Дж. Фильда и наследовал его исполнительские традиции. На протяжении четверти века (с 1819 по 1845 годы) он был ведущим пианистом Петербурга. Об уровне профессионального мастерства и авторитете Майера красноречиво свидетельствует его выступление в ансамбле с Ф. Листом 3 мая 1842 в Зале Энгельгардт. Виртуозы исполнили пьесу И. П. Пиксиса на темы из оперы «Гугеноты» Мейербера 3.

Пианист был знаком с Робертом и Кларой Шуман, гастролировавшими в российской столице в 1844 году 4. В путевых дневниках немецких музыкантов сохранились воспоминания об обменах визитами с Майером (13 февраля и 14 февраля 1844 года) 5. По-видимому, пианист тесно общался с А. С. Даргомыжским, в альбоме которого оставил автограф 6.

Майер был одним из лучших педагогов Петербурга, он воспитал около 800 учеников 7, среди которых был и М. И. Глинка. В статье, посвященной Глинке в «Журналь де Деба», Берлиоз характеризовал Майера как «художника чрезвычайных заслуг» 8.

Теплые дружеские отношения связывали музыканта с князем В. Ф. Одоевским, в петербургском салоне которого Майер был постоянным гостем. Владимир Федорович неоднократно рецензировал выступления пианиста, пропагандировал его творчество, способствовал укреплению его авторитета. Одоевский называл Майера «наш отличный фортепьянист» 9, «наш заслуженный фортепианист» 10. Он считал его «человеком с талантом прочным», который «не увлекается мимолетными требованиями музыкальной моды» превозносил музыканта как исполнителя и композитора. Одно из сочинений петербургских лет — «Тарантеллу» ор. 74 — Майер посвятил Одоевскому. А. Гозенпуд отмечал, что для Одоевского

3 См.: Ведомости Санкт-Петербургской Городской Полиции. 1842. № 35. 2 мая. С. 152. Северная пчела. 1842. 2 мая. № 96.

4 Чета Шуманов знала о Майере еще до приезда в Россию: «...Я так ждала услышать Майера, которого мой отец расхваливал как лучшего ученика Фильда», — писала Клара в путевом дневнике (цит. по: Житомирский Д. В. Роберт и Клара Шуман в России. М., 1962. С. 124). Р. Шуман в «Музыкальной газете» рецензировал некоторые из сочинений К. Майера. См.: Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. I. М., 1975. С. 296-297, 321-322, 336; Т. II A. М., 1978. С. 105-106; Т. II Б. М., 1979. С. 31-32, 142-143, 145. Шуман называл музыканта «художником, наделенным душой и умом» См.: Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. I. М., 1975. С. 317.

5 См.: Житомирский Д. В. Роберт и Клара Шуман в России. С. 130.

6 РО ИРЛИ. Ед. хр. 10046. Л. 56.

7 См.: Gehring F., Warrack J. Mayer, Charles // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. Vol. 16. London, 2001. P. 172.; Boisits B. Mayer, Charles // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Personenteil. Bd. 11. Kassel, 2004. S. 1390.

8 Journal des Débats. 1845. 16 Avril.

9 См.: Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956. С. 131, 145, 155.

10 Там же. С. 217

11 Литературное прибавление к «Русскому инвалиду». 1838. № 8. С. 155-156.

Карл Майер, как и его учитель Дж. Фильд, «представляли своеобразный

и и 11

рыцарский орден хранителей и защитников истинного искусства» .

Одоевский был знатоком и ценителем творчества Бетховена; он поддерживал Ф. Бема, Л. и Вс. Мауреров, регулярно исполнявших музыку немецкого композитора в Петербурге. Документальным свидетельством подлинного интереса князя к творчеству Бетховена является записка А. Гензельта 13, сохранившаяся в фондах ОР РНБ:

Мой князь,

я прошу Вас выслать мне на несколько дней мой сборник рукописей, в то же время я прошу Вас дать мне разрешение подержать у себя еще несколько дней Ваши партитуры Бетховена. Мое уважение Мадам княгине.

Остаюсь Вашим очень смиренным и послушным слугой,

А. Гензельт.

понедельник после полудня

К. Майер, несомненно, также изучал и знал бетховенские сочинения В периодической печати сохранились упоминания о концерте в зале Коммерческого клуба 8 марта 1833 года, на котором музыкант вместе с пианистом Венцелем исполнили Героическую симфонию Бетховена в переложении для фортепиано

Одоевский восторженно приветствовал участие Карла Майера в исполнении Фантазии ор. 80 для фортепиано, хора и оркестра Бетховена. «Нельзя не быть особенно благодарными г-ну Майеру за исполнение фантазии Бетховена с хорами», — замечает Владимир Федорович в одной

" 17

из рецензий '.

12 Гозенпуд А. А. Из истории концертной жизни Петербурга. Первая половина XIX века. СПб., 1992. С. 92.

13 Гензельт А. Д. (1814-1889) — немецкий пианист, педагог, композитор. Ученик И. Н. Гум-меля. С 1836 г. жил в Петербурге. С 1857 г. — инспектор музыки женских учебных заведений. В 1872-1875 гг. — редактор журнала «Нувеллист»; в 1887-1888 гг. — профессор Петербургской консерватории. См.: Мильштейн Я. И. Гензельт // Музыкальная энциклопедия в 6 тт. Т. 1. М., 1973. С. 962.

14 ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 394. [1840-е гг.]. Перевод с французского Надежды Волненко.

15 По-видимому, именно Майер привлек внимание М. Глинки к музыке немецкого композитора. В «Записках» читаем: «...Моцарт, Керубини, Бетховен и другие классики были... указываемы (Майером. — Н. М.-Д.) как высшая степень совершенства» (См.: Глинка М. И. Записки. М., 2004. С. 47).

16 Северная пчела. 1833. № 52. 7 марта. С. 205.

17 Северная пчела. 1838. № 61. С. 243.

Ярким свидетельством взаимных симпатий Одоевского и Майера также являются четыре записки и два письма, хранящиеся в фондах ОР РНБ. Точная датировка отсутствует; в архиве материалы отнесены к 1840-м годам 18. (По содержанию записок можно заключить, что они написаны раньше, чем письма).

Документы написаны по-немецки. Почерк адресанта не отличается каллиграфичностью: некоторые послания набросаны на скорую руку, в них есть зачеркивания, пропуски слов. Записки представляют большую сложность для расшифровки и в научный обиход вводятся впервые 19.

В одной из записок к князю К. Майер пишет:

Любезнейший из князей,

как сожалею я, что не могу провести сегодняшний день с Вами, однако 2 урока, которые я сегодня вечером не могу пропустить, не позволяют мне сделать этого.

В надежде все же наверстать упущенное в следующую среду остаюсь с почтением преданный Вам

К. Майер 20.

Начиная с 1819 года Майер в Петербурге занимался преподавательской деятельностью, и делал это успешно. Это подтверждают многие источники: периодическая печать и мемуары современников. Ю. К. Арнольд в «Воспоминаниях» отмечал, что у Майера «более или менее продолжительно обучались все мы, петербургские дилетанты» 2\ Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщала: «Известный фортепьянист наш Карл Майер, отличающийся как превосходною игрою своею, так и тем, что лучшие дилетанты столицы виртуозы на фортепианах (и их весьма немало) его ученики» 22. Слава Майера-педагога распространялась далеко за пределы Петербурга. В 1836 году Р. Шуман писал, что Майер в российской столице слыл «первейшей музыкальной знаменитостью и одним из самых знаменитых учителей музыки» 23. По-видимому, Майер давал уроки не только высшему петербургскому обществу, он имел огромную

18 ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 1-12.

19 Перевод с немецкого Марии Журбиной.

20 ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 7. Документ на гербовой бумаге с тиснением по краям. В левом нижнем углу — выдавлено «Майоп».

21 См.: Арнольд Ю. К. Воспоминания. Вып. II. М., 1892. С. 120.

22 См.: Санкт-Петербургские ведомости. 1845. № 65. 22 марта. С. 294.

23 См.: Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. I А. С. 317.

частную практику, обучая взрослых и детей во многих столичных домах. Как явствует из записки к В. Ф. Одоевскому, где музыкант упоминает два урока, которые он не мог пропустить, Майер был весьма загружен педагогической работой.

В записках пианист приглашает Одоевского на репетиции собственных сочинений, а также на музыкальные вечера. По-видимому, мнение друга и авторитетного критика было для него очень важно.

В следующую субботу вечером в 8 [9] часов я буду репетировать мой новый концерт с оркестром, вы сделаете меня счастливейшим человеком, если почтите меня своим присутствием.

С почтением преданный Вам К. Майер 24.

О каком именно концерте с оркестром идет речь, установить затруднительно. В Петербурге Майер написал не менее семи концертов и концертных а1^го 25. По сообщениям периодической печати и афишам можно заключить, что первый из этих концертов Майер сыграл в Малом театре в Петербурге 9 марта 1824 года 2®. Впоследствии это сочинение неоднократно исполнялось на разных сценах Петербурга и Москвы.

«Второй концерт своего сочинения» Майер сыграл 7 апреля 1827 года в старой Филармонической зале ™. Третий концерт (по-видимому, Концертное allegro № 3) был исполнен 13 августа 1831 года в театре на Каменном острове 28. «Новые концерты» прозвучали 21 февраля 1836 года в Михайловском театре 29, 2 апреля 1841 года в Зале Энгельгардт 30, 15 мар-

24 ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 9. Записка — на обычной бумаге. В правом нижнем углу—водяной знак с вензелем «П. Б. Ф. Н. I» (предположительно: Петербургская бумажная фабрика. Николай I»).

25 В первой трети XIX в. в Петербурге нередко исполняли лишь первые части концертов (allegro). Руководствуясь этой традицией, многие музыканты ограничивались сочинением одночастных композиций с участием оркестра — Allegro de Concert. Как правило, каждое новое концертное allegro или концерт имели порядковый номер, но некоторым произведениям авторы не присваивали номера. См.: Mayer Charks // Pazdirek F. Manuel Universel de la Littérature Musicale. 28 Vol. V. 17. Paris [ок. 1905]. P. 350-357.

26 РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 3015. Л. 72.

27 РНБ. Афиши государственных императорских театров. 1809-1837.

28 St. Petersburgische Zeitung. 1831. № 183. 6/18 August. В списке опубликованных сочинений это allegro не названо. Meжду тем, Г. Энгель, указывая на существование трех концертных allegro, обозначает третье как ор. 69 (см.: Engel H. Die Entwicklung des deutschen Klavierkonzertes von Mozart bis Liszt. Leipzig, 1927. S. 226).

29 Санкт-Петербургские ведомости. 1836. 19 февраля. № 39. С. 160.

30 St. Petersburgische Zeitung.1841. № 13. 30. März.

Ил. 1. Записка К. Майера к В. Ф. Одоевскому. ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 9.

Ил. 2. Записка К. Майера к В. Ф. Одоевскому. ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 5.

та 1844 года в особняке графа Кушелева-Безбородко з1. Двадцать второго марта 1845 года в зале Энгельгардт Майер исполнил свой Концерт (D-dur), который в «Санкт-Петербургских ведомостях» был назван «последним» концертом автора; это было также и последнее из известных нам публичных выступлений пианиста в Петербурге 32.

Скорее всего, к каждому из перечисленных выступлений Майер создавал новое произведение; по-видимому, не все они были изданы. В списке опубликованных сочинений композитора названы четыре опуса: концертные allegro (ор. 51 и 60), Большой концерт ор. 70 и «Симфонический концерт» ор. 89.

Приведем тексты двух других записок Майера:

Как бесконечно сожалею я, что не имею удовольствия провести сегодняшний день у Вас, однако уже несколько дней я вынужден сидеть дома из-за моей больной стопы. Я надеялся, что сегодня все уже пройдет, однако не в состоянии надеть сапог. Сам Буяль-ский зз строго запретил мне выходить, [сказав] 34, что станет еще только хуже. Можете легко представить себе, как меня это печалит, однако ничего не поделаешь, нужно иметь терпение. Я так предвкушал, что сыграю трио Мендельсона з5. Как только я стану чувствовать себя лучше, не премину прийти к Вам. В надежде совсем скоро увидеть Вас

остаюсь с почтением преданный Вам К. Майер з®.

Осмеливаюсь пригласить Вас завтра вечером на музыкальный вечер, быть может, Вам доставит удовольствие послушать квар-

31 Санкт-Петербургские ведомости. 1844. № 59. 14 марта. С. 262.

32 Санкт-Петербургские ведомости. 1845. № 65. 22 марта. С. 294. По-видимому, Майер исполнил Симфонический концерт ор. 89, D-dur. Con:erto Symphonique pour piano et orchestre composé et dédié à sa Majesté Le Roi de Danemark Christian VIII par Charles Mayer. Schuberth. Hambourg-Leipzig. [1845-1847]. Датировано по н. д. 1047-1048. См.: Deutch О. E. Musikverlags Nummern: eine Auswahl von 40 datierten Listen 1710-1900. Berlin, 1961. S. 24.

33 Скорее всего, И. В. Буяльский (1789-1866) — анатом и хирург. С 1831 г. — врач Царскосельского лицея и одновременно профессор Медико-хирургической академии (с 1833 по 1844 — заведующий кафедрой анатомии, с 1842 г. — академик). В январе 1837 г. был приглашен к умирающему А. С. Пушкину.

34 Слово в оригинале отсутствует.

35 Скорее всего, речь идет об исполнении Трио d-moll, ор. 49 для скрипки, виолончели и фортепиано, (написано в 1839 г). Второе трио Мендельсона — с-moll, ор. 66 было создано в 1845.

36 ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 5. Бумага с водяными знаками: «CAN-SELL 1843». Скорее всего, документ относится к периоду 1843-1845 гг.

тет Мендельсона 37, в надежде, что Вы исполните мою просьбу, остаюсь с почтением всецело преданный Вам К. Майер 38.

Сочинения Мендельсона нередко входили в концертный репертуар пианиста. Из периодической печати и афиш известно о неоднократном исполнении Майером концерта Мендельсона в Зале Дворянского собрания (7 апреля 1837 года 39; 23 февраля 40 и 2 марта 41 1838 года). Пьесы для камерных составов звучали в основном в частных домах. Карл Майер с Маурером и Бёмом 13 апреля 1833 года сыграли Концертант № 2 для двух скрипок и фортепиано в доме графини Лаваль 42. Сведений о месте и дате исполнения трио и квартета Мендельсона, упомянутых пианистом в записках, не обнаружено.

Известно, что в начале 1847 года в Лейпциге Мендельсон дирижировал концертом Майера; солировал автор 43. Газета «Санкт-Петерсбургише цайтунг» писала: «Сам Мендельсон взялся дирижировать его концертом —

44

честь, которая не выпадала на долю ни одного пианиста-виртуоза» 44.

Вероятно, Майер хорошо знал сочинения Мендельсона для фортепиано соло. В конце 1850-х годов он написал «Песни без слов» в нескольких тетрадях (ор. 315-318) 45.

Два письма К. Майера к В. Одоевскому свидетельствуют о том, что связь между друзьями не прерывалась и после отъезда пианиста из Петербурга в 1845 году.

Следующий период жизни Майера в литературе практически не освещен. Словари и энциклопедии 46 сообщают, что покинув российскую сто-

37 Это мог быть один из струнных квартетов Ф. Мендельсона: ор. 12, 13, 44, 80, 81 или же Квартет Es-dur (без номера).

38 ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 11. Записка на обычной бумаге. Сохранилась часть сургучной печати с инициалами «М. К.» и фрагментами изображенных предметов (предположительно: скипетр, лестница, кирка).

39 Северная пчела. 1837. № 77. 7 апреля. С. 305.

40 РГИА. Ф. 497. Оп. 4 № 3039. Л. 370; Северная пчела. 1838. № 43. 23 февраля.

41 Северная пчела. 1838. № 46. 26 февраля. С. 182.

42 Северная пчела. 1833. № 79. 12 апреля. С. 313.

43 St. Petersburgische Zeitung. 1847. № 36. 15. Februar. Известно, что 18 марта 1847 г. состоялся последний концерт Мендельсона в «Гевандхаузе» в качестве дирижера. Таким образом, выступление с Майером было одним из последних выходов музыканта на публику.

44 St. Petersburgische Zeitung. 1847. № 36. 15. Februar.

45 Название пьес ассоциируется с именем Ф. Мендельсона, памяти которого они, возможно, и были посвящены.

46 См.: Reissmann A. Handlexikon der Tonkunst. Berlin, 1882. S. 260; Mendel H. Musi-calishes Conversations-Lexicon. Im 11 Bd. Leipzig, 1890-1891. Bd. 7. S. 101-102; Grove's

лицу в 1845 году 47, он с триумфом гастролировал в Лейпциге, Гамбурге, в городах Австрии и Швеции. Иные детали биографии музыканта неизвестны. Недостающие факты, касающиеся концертов, данных Карлом Майером в Швеции, удалось восстановить, опираясь на письма, отправленные им князю В. Ф. Одоевскому из Стокгольма 4®.

Сведения, содержащиеся в посланиях, позволяют датировать их осенью и зимой 1845 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже следуют письма в хронологической последовательности:

Стокгольм 21-го ноября.

Не могу не написать пару строк и почтенному другу. В прошлый вторник, 18-го дня, я давал свой первый концерт в Большом театре, в присутствии всего двора. Я произвел такой фурор, какой вызвал один лишь Лист в Петербурге. Вначале я играл фантазию Бетховена с хором, притом здесь очень любят классическую музыку. Затем я сыграл мой Концерт D-dur 49, который был встречен с огромным воодушевлением, и меня вызывали несколько раз. Затем я сыграл фантазию на тему из «Немой» 50, которая имела столь шумный успех, что я снова сел к роялю и сыграл им мой Air Italien 5\ который совершенно электризовал публику. Могу сказать, что пережил здесь триумф, какой здесь до сих пор не доставался ни одному пианисту. Вы получите от Бернара м статью, которая была написана здесь. Вы столь любезно пообещали мне [недавно] " опубликовать ее в Вашей газете. Вы знаете, сколь необходимо, чтобы об этом написали. Газеты

Dictionary of Music and Musicians. London, 1907. V. III. P. 95; Riemann H. Musik Lexikon. Im 2 Bd. Berlin, 1929. Bd. 2. S. 1135; The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 1980. Vol. 11. P. 854.; Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Kassel, 1989. Bd. 8. S. 1838-1839.

47 В газетах «Санкт-Петербургские ведомости» за сентябрь 1845 в разделе «Отъезжающие за границу» фигурирует прусский подданный Иоган Карл Мейер, живший во 2-й Адмиралтейской части в 3-м квартале в доме № 87. См.: Санкт-Петербургские ведомости. 1845: № 207. 13 сентября. С. 2252; № 208. 14 сентября. С. 2262; № 210. 18 сентября. С. 2282.

48 ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 1-3 об.

49 См. сноску 32.

50 Фантазия на мотивы из «Немой из Портичи» (Фенеллы).

51 Air Italien (фр.) «Итальянская ария». В списке опубликованных сочинений Майера — Air italien varié, ор. 76. См.: Mayer, Charles // Pazdirek F. Manuel Universel de la Littérature Musicale. 28 Vol. V. 17. Paris [ок. 1905]. Р. 351. Ноты недоступны. На концерте в зале Энгельгардт 5 марта 1845 г. Майер исполнил Air original Italien (см.: Северная пчела. 1845. № 50. 5 марта. С. 200). По-видимому, в письме речь идет об этом же сочинении.

52 Скорее всего, имеется в виду М. Бернард, который, как следует из письма, был в столице Швеции вместе с Майером.

53 Слово неразборчиво.

в наше время делают артистов известными. Поскольку я убежден в Вашей дружбе, из-под Вашего пера выйдет преотличная статья.

Сердечно желаю Вам всего наилучшего и остаюсь всецело преданный Вам

Карл Майер

мои сердечные приветы Вашей супруге 54.

Итак, покинув Петербург, Майер дал первый концерт в Большом театре Стокгольма 18 ноября 1845 года, заслужив «триумф, который... не доставался ни одному пианисту». Восторженный прием, оказанный музыканту в Швеции, позволяет предположить, что к моменту отъезда за границу он сохранил великолепную пианистическую форму. Второе послание не датировано, однако пианист упоминает, что пишет на следующий день после концерта, состоявшегося 6 декабря 1845 года.

Любезнейший князь,

Осмеливаюсь вновь докучать Вам своим письмом. Вчера, 6 декабря, я дал свой второй концерт, это был самый блистательный концерт за долгое время из тех, что здесь давали. Зал был переполнен. Присутствовало королевское семейство, а также весь двор.

Аплодисменты, которыми меня наградили, были чрезвычайно бурными. Я играл мой новый концерт, который Вы знаете, и произвел подлинный фурор 55. Меня вызывали около 6 раз, и пришлось многое повторить, как то «Этюд-трель» 56 и Adagio из моего концерта 5?. Вчера утром приходили директора здешней Académie Royale de Musique 5® в сопровождении целого оркестра,

54 ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 1-2. Сохранился фрагмент печати с буквами «С. M.». По-видимому, ко времени отъезда из России, музыкант заказал себе новую печать, заменив в инициалах русские буквы («М. К.») на латинские.

55 По-видимому, Майер вновь исполнил Симфонический концерт ор. 89. Ремарка Майера «который Вы знаете» свидетельствует о том, что прозвучавший концерт исполнялся пианистом в Петербурге.

56 Некоторым концертным этюдам композитор давал заголовки, обозначающие тот вид фортепианной техники, который в них был использован, — этюды-трели, этюды-тремоло, этюды-арпеджио, этюд-стаккато, октавный этюд. Подобные названия этюдов встречаем и у других композиторов, современников Майера: А. Дрейшока, К. Черни, Т. Кулака (Th. Kullak), К. Эверса (C. Evers) и др. Известно, что трель была одним из любимых технических приемов Майера.

57 Вторая часть Симфонического концерта ор. 89 — Andante quasi allegretto.

58 Королевская академия музыки (фр.)

Ил. 3. Фрагмент письма К. Майера к В. Ф. Одоевскому от 21 ноября 1845 года. ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 1 об. - 2.

Ил. 4. Фрагмент письма К. Майера к В. Ф. Одоевскому от 7 декабря 1845 года. ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского.

Ед. хр. 724. Л. 3.

во главе их — капельмейстер Бервальд 59, и вручили мне диплом, и произвели меня в почетные члены здешней Academie Royal de Musique de Stockholm — честь, которая выпала лишь Гайдну 60, Далейраку 61, Бернарду Ромбергу 62 и другим прославленным композиторам. Могу сказать Вам, дорогой князь, что никак не ожидал такого признания и такой награды. Этим поистине можно гордиться. Я хотел уехать сегодня, однако сегодняшним утром получил приглашение играть при дворе, поэтому отправлюсь завтра.

Как Вы полагаете, что если это станет известно у нас? Будучи убежден в Вашей дружбе и участии, уверен, Вы не откажете мне в просьбе раструбить у нас об этом как следует.

Без шума дела не сделаешь.

Прощайте, милейший князь, и вспоминайте иногда старого Майера, который Вас любит и ценит.

Многочисленные приветы княгине 63.

Из писем явствует, что с Одоевским Майер прощался надолго. При этом вопрос собственной репутации в российской столице волновал музыканта до крайности. Он просит Одоевского поддержать его хвалебной рецензией, и Владимир Федорович это делает.

В день второго концерта Майера в столице Швеции, 6 декабря 1845, в «Русском инвалиде» вышла статья «Карл Майер в Стокгольме (из письма в редакцию)» 64. Имя автора не указано, однако текст, скорее всего, принадлежит Одоевскому, который неоднократно публиковался в самой газете и в литературном прибавлении к ней (выходило в 1831-1839 годах) 65. Стиль Одоевского узнаваем: «Игра Карла Мейера соединяет в себе все прекраснейшие качества — твердую методу, изумительную легкость,

59 Ф. А. Бервальд (Berwald) (1796-1868) — шведский композитор, скрипач и дирижёр. В 1811-1828 скрипач и капельмейстер придворного оркестра в Стокгольме. С 1864 член Королевской академии музыки в Стокгольме, с 1867 профессор композиции Стокгольмской консерватории. Гастролировал как скрипач во многих европейских странах, в 1819 — в России. См.: Бервальд (Berwald) Франц Адольф // Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3 изд. 1969-1978. Т. 3. М.,1970. С. 205.

60 Й. Гайдн (1732-1802) был членом Шведской королевской академии музыки с 1798 г.

61 Н. М. Далейрак (1753-1809) — французский композитор. Член Шведской королевской академии музыки с 1798 г.

62 Б. Ромберг (1767-1841) — немецкий виолончелист-виртуоз и композитор. Имел в России небывалый успех. Предположительно, член Шведской королевской академии музыки с 1812 г.

63 ОР РНБ. Архив В. Ф. Одоевского. Ед. хр. 724. Л. 3-3 об.

64 Русский инвалид. 1845. № 274. 6 декабря.

65 Редактором журнала в 1843-1852 гг. был А. А. Краевский, сотрудничавший также с Одоевским в качестве издателя и редактора «Отечественных записок».

неизменную точность, с энергическим исполнением, грациею, вкусом и чувством... Он никогда не гоняется за эффектами... Нет! Игра г. Мейера... это тихое плавное пение» 66.

Вторая часть статьи изобилует множеством любопытных деталей, о которых Майер не упоминает в письме. Автор уточняет, что Фантазия Бетховена оказалась в Стокгольме «почти новостью, ибо с 1818 г. не была здесь играна», что «Карл Мейер исполнил её самым удовлетворительным образом. Певцы же не совсем удачно выполнили свое дело, особенно — солисты». Критик замечает, что Концерт D-dur, «умная композиция, исполненная жизни и пения» ®7, прозвучал под аккомпанемент органа ®8. В конце статьи отмечается, что в благодарность за «шумные рукоплескания» Майер сыграл «Итальянскую арию», «самого трудного исполнения, с оригинальным мотивом и двойным аккомпанементом, фугами левой рукой и tremolando правой, исполненным с изумительной точностью и чистотою» 69. По-видимому, не упомянутые Майером подробности Одоевский узнал от М. Бернарда, присутствовавшего на концерте.

Критик характеризует Фантазию Майера на мотивы «Немой из Пор-тичи» (Фенеллы) как «прелестнейшую реминисценцию лучших мелодий мастерского произведения Обера» 7°. В периодической печати российской столицы сохранились и другие отзывы на это сочинение. Сравнивая фантазию Майера с одноименной пьесой С. Тальберга 71, критики отмечали: «Тальберг написал фантазию из этой же оперы, и даже на те же самые мотивы, между тем какая огромная разница! У Тальберга... мотивы связаны в одно стройное целое... у Карла Майера пьеса — несвязный набор мотивов, варьированных чрезвычайно пестро» 72.

Сохранившиеся документы являются неоспоримым свидетельством дружеского расположения Одоевского к Майеру, талант которого он высоко ценил, а также его готовности поддерживать доброе имя музыканта в петербургской периодической печати. Кроме того, архивные материалы

" Русский инвалид. 1845. № 274. 6 декабря.

67 Там же.

68 Первоначально произведение было написано для фортепиано с оркестром.

" Русский инвалид. 1845. № 274. 6 декабря.

7° Там же.

71 Фантазия на темы из «Немой из Портиччи», ор. 52, Е-сЗиг (1844).

72 Санкт-Петербургские ведомости. 1849. 9 марта. С. 214. Обращение Майера к темам из «Фенеллы» не было единичным. Опера Обера пользовалась невероятной популярностью в России и Европе. Известно, что 21 февраля 1836 года Майер участвовал в исполнении увертюры из «Фенеллы» в переложении для восьми фортепиано в тридцать две руки (автор переложения не указан). См.: Северная пчела. 1836. № 40. 20 февраля. С. 157.

позволяют внести существенные дополнения к творческой биографии Карла Майера.

Детали концертного тура Майера 1845-1847 годов, который «принес ему славу и почет» ' , удалось восстановить, опираясь на отрывочные заметки о музыканте в литературном прибавлении к журналу «Нувеллист». Их автором мог быть издатель журнала М. И. Бернард, интересовавшийся судьбой пианиста и рассказывавший о нем на страницах своего журнала. Некоторые сведения о музыканте, приведенные ниже, были почерпнуты из других периодических изданий, отечественных и зарубежных.

После гастролей в Швеции Майер направился в Копенгаген, где «дал целый ряд концертов, четыре раза играл при дворе и в одном из таких концертов лично... королем назван был придворным пианистом» 74.

В мае 1846 года в звании пианиста его величества короля датского он прибыл в Гамбург 1Ъ. Здесь Майер дал филармонический концерт в «Апол-лоновой зале» 76, после которого «самая строгая критика поставила его в ряду первых виртуозов нашего времени» 11. В конце 1846 года пианист «продолжил свое торжественное путешествие по Европе» 78.

В первом номере литературного прибавления к «Нувеллисту» за 1847 год упомянуто, что Майер встретил «благосклонный прием» в Лейпциге, где также сыграл несколько концертов 79. «Карл Майер бесспорно принадлежит к самым сильным, элегантным и высокотехничным пианистам нашего времени» 80, — отзывались о концерте критики.

В феврале 1847 года музыкант играл в Вене, однако его выступление не привлекло много слушателей: в декабре 1846-го город чествовал Дж. Мейербера и это обстоятельство стало «очень невыгодным для прочих приезжих артистов», чьи концерты публикою почти не посещались 81.

73 Reissmann A. Handlexikon der Tonkunst. Berlin, 1882. S. 260.

74 См.: Бернард М. И. Карл Майер // Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1851. Декабрь. С. 89-90. Любопытен факт посвящения «Симфонического концерта» ор. 89 королю Дании Кристиану VIII (1786-1848). Автор статьи располагает только одним изданием концерта, вышедшим в Гамбурге и Лейпциге [1845-1847]. Поскольку определить точную дату публикации невозможно, трудно сказать, когда появилось посвящение датскому монарху—еще в Петербурге или уже в Европе.

75 Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1846. № 5. Май. С. 40.

76 М. Бернард, по-видимому, использовал кальку с немецкого Apollo-Halle (Saale). В каком именно зале состоялся концерт Майера, сегодня сказать затруднительно.

77 Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1846. № 8. Август. С. 64.

78 Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1846. № 12. Декабрь. С. 99.

79 Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1847. № 1. Январь. С. 8.

80 St. Petersburgische Zeitung. 1847. № 36. 15. Februar.

81 Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1847. № 2. Февраль. С. 16.

Последний период жизни музыкант провел в Дрездене (с 1846-го 82 либо с 1850 83 года), где «утвердил свою славу выдающегося преподавателя» ®4 и «изредка выступал в качестве виртуоза ®5».

В Петербург Майер больше не возвращался. Однако сочинения музыканта, благодаря М. Бернарду, издавались в российской столице. В 1846 году Майер прислал из-за границы вальс-этюд, «написанный собственно для „Нувеллиста"» ®6, чуть позже из Вены — «Мелодию», написанную для «Нувеллиста» 87. В литературном прибавлении к журналу за 1847 год напечатано объявление о продаже в музыкальном магазине М. Бернарда нот Ch. Mayer. Douze études mélodiques op. 93 ®®. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» за 1849 год упомянуто о «нескольких новых пьесах для фортепиано, вышедших за границей в продолжении последних двух-трех месяцев» и полученных в Петербурге «у Бернара». Среди них сочинения Листа, Тальберга, Прюдана а также шестой вальс-этюд К. Майера, «доступный исполнителям средней руки» ®9.

Первый номер журнала за 1851 год открывался этюдом-транскрипцией Майера на тему российского гимна «Боже, царя храни» 90. В этом же издании был помещен портрет К. Майера 9\

Так, благодаря стараниям друзей имя музыканта продолжало звучать в Петербурге еще много лет после его отъезда из российской столицы 92.

82 Reissmann A. Handlexikon der Tonkunst. Berlin, 1882. S. 260; Mendel H. Musikalisches Conversations-Lexicon. Im 11 Bd. Leipzig, 1890-1891. Bd. 7. S. 101-102.

83 Riemann H. Mayer, Charles // Musik Lexikon. Im 2 Bd. Berlin. 1929. Bd. 2. S. 1135; F. G. [Genring F.] Mayer Charles // Grove's Dictionary of Music and Musicians. V. III. London, 1907. P. 95.

84 Sietz R. Mayer, Charles // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Im 17 Bd. Kassel, 1989. Bd. 8. S. 1838-1839.

85 Mendel H. Musikalisches Conversations-Lexicon. Im 11 Bd. Leipzig, 1890-1891. Bd. 7. S. 101-102.

86 Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1846. № 2. С. 15.

87 Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1846. № 12. С. 99.

88 К. Майер. Два мелодических этюда ор. 93. См.: Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1847. Май. № 5. С. 40.

89 Санкт-Петербургские ведомости. 1849. № 192. 30 августа. С. 771-772.

90 Ноты сочинения хранятся в ОНиЗ РНБ.

91 В левом нижнем углу—подпись художника: «van Dohlen. 1851».

92 Не исключено, что идея оставить российскую столицу родилась у Майера во время гастролей по Германии, Бельгии и Франции летом 1841 г. Причин отъезда, по-видимому, было несколько. В ряде источников высказывается суждение, что главной причиной было нежелание соперничать с А. Гензельтом, который с 1838 г. начал в Петербурге активную исполнительскую и преподавательскую практику, завоевывая с каждым годом все больший авторитет, см.: Бернард М. И. Карл Майер // Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1851. Декабрь. С. 89-90; Mendel H. Musikalisches Conversations-Lexicon. S. 101-102; Genring F., Warrack J. Mayer, Charles // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 1980. Vol. 11. P. 172; Sietz R. Mayer, Charles. S. 1838-1839.

Изучение нотоиздательских и нотопродавческих каталогов 1880-1890-х годов 93 приводит к выводу, что сочинения Карла Майера до конца XIX века активно публиковались в России и за рубежом.

Литература

1. Арнольд Ю. К. Воспоминания. Вып. II. М. : тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892. 253 с.

2. Бернард М. И. Карл Майер // Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1851. Декабрь. С. 89-90.

3. Бервальд (Berwald), Франц Адольф // Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3 изд. 1969-1978. Т. 3. М. : Советская энциклопедия, 1970. С. 205.

4. Ведомости Санкт-Петербургской Городской Полиции. 1842. 2 мая. № 35. С. 152.

5. Глинка М. И. Записки. М. : Гареева, 2004. 443 с.

6. Гозенпуд А. А. Из истории концертной жизни Петербурга. Первая половина XIX века. СПб. : Советский композитор, 1992. 246 с.

7. Житомирский Д. В. Роберт и Клара Шуман в России: С прил. фрагментов из русского путевого дневника К. Шуман. М. : Музгиз, 1962. 216 с.

8. Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1846. № 2. Февраль. С. 15.

9. Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1846. № 5. Май. С. 40.

10. Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1846. № 8. Август. С. 64.

11. Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1846. № 12. Декабрь. С. 99.

12. Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1847. № 1. Январь. С. 8.

13. Литературное прибавление к «Нувеллисту». 1847. № 2. Февраль. С. 16.

14. Литературное прибавление к «Русскому инвалиду». 1838. № 8. С. 155-156.

15. Мильштейн Я. И. Гензельт А. Л. // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т. 1. М. : Советская энциклопедия, 1973. С. 962-963.

Е. Сорокина считает, что Майера разочаровала неудачная попытка открыть в российской столице консерваторию в 1844 г., см.: Сорокина Е. Карл Майер // Немецкие пианисты и композиторы России конца XVIII — первой половины XIX века. М., 2005. С. 194. М. Бернард, помимо соперничества с Гензельтом, упоминает про желание Майера «отдохнуть, наслаждаться очаровательною природою, исключительно заниматься сочинениями». Возможно, с возрастом Майер ощутил необходимость перебраться в места с более мягким климатом. Судя по письмам к Одоевскому с просьбами «раструбить» в Петербурге об исполнительских успехах Майера в Стокгольме, популярность пианиста в российской столице к 1840-м гг. пошла на убыль. Именно это обстоятельство, скорее всего, и подтолкнуло его к отъезду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

93 См.: Каталог нот книжно-музыкального и инструментального магазина «Восточная лира», комиссионера, поставщика императорского величества, М. Бернарда и казанского кружка любителей музыки. Казань, 1883. С. 116-118; Каталог для абонентов музыкального магазина М. Васильева, вып. 2. СПб., 1884. С. 118-120; Каталог нот музыкального магазина Л. Г. Адлера, в Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону, 1889. С. 6, 29; Каталог музыкальных сочинений издания А. Битнера, комиссионера императорского русского музыкального общества и консерватории, представитель изданий М. П. Беляева в Лейпциге. СПб., 1889. С. 19; Общий полный каталог нот главного депо музыкальных инструментов и нот Юлий Генрих Циммерман. СПб. ; М., 1897. С. 52. Все упомянутые каталоги хранятся в ОНиЗ РГБ.

16. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / Общ. ред., вступ. статья и примечания Г. Б. Бернандт. М. : Музгиз, 1956. 723 с.

17. Русский инвалид. 1845. № 274. 6 декабря.

18. Санкт-Петербургские ведомости. 1836. № 39. 19 февраля. С. 160.

19. Санкт-Петербургские ведомости. 1844. № 59. 14 марта. С. 262.

20. Санкт-Петербургские ведомости. 1845. № 65. 22 марта. С. 294.

21. Санкт-Петербургские ведомости. 1845 год: № 207. 13 сентября. С. 2252; № 208. 14 сентября. С. 2262; № 210. 18 сентября. С. 2282.

22. Санкт-Петербургские ведомости. 1849. № 192. 30 августа. С. 771-772.

23. Сапонов М. Рихард Вагнер, Людвиг Шпор, Роберт Шуман. Русские дневники и мемуары. М. : Дека-ВС, 2004. 344 с.

24. Северная пчела. 1833. № 79. 12 апреля. С. 313.

25. Северная пчела. 1837. № 77. 7 апреля. С. 305.

26. Северная пчела. 1838. № 46. 26 февраля. С. 182.

27. Северная пчела. 1842. № 96. 2 мая.

28. Северная пчела. 1845. № 50. 5 марта. С. 200.

29. Сорокина Е. Г. Карл Майер // Немецкие пианисты и композиторы России конца XVIII — первой половины XIX века. М. : Дека-ВС, 2005. С. 193-195.

30. Шуман Р. О музыке и музыкантах: В 3 т. Т. I. М. : Музыка, 1975. 407 с.

31. Шуман Р. О музыке и музыкантах: В 3 т. Т. II A. М. : Музыка, 1978. 328 с.

32. Шуман Р. О музыке и музыкантах: В 3 т. Т. II Б. М. : Музыка, 1979. 294 с.

33. Boisits B. Mayer, Charles // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Personenteil. Bd. 11. Kassel, 2004. S. 1390.

34. Deutch О. E. Musikverlags Nummern: eine Auswahl von 40 datierten Listen 1710-1900. Berlin : Verlag Merseburger, 1961.

35. Engel H. Die Entwicklung des deutschen Klavierkonzertes von Mozart bis Liszt. Leipzig : Breitkopf & Härtel, 1927.

36. F. G. [Genring F.] Mayer, Charles // Grove's Dictionary of Music and Musicians. In 5 vol. London : Macmillan, 1907. Vol. 3. P. 95.

37. Genring F., Warrack J. Mayer, Charles // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In 20 vol. London : Macmillan, 1980. V. 11. P. 854.

38. Gehring F., Warrack J. Mayer, Charles // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. In 29 vol. London : Oxford University Press, Vol. 16. 2001. P. 172.

39. Journal des Débats. 1845. 16 Avril.

40. Meyer, Charles // Mendel H. Musikalisches Conversations-Lexicon. Im 11. Bd. Leipzig, 1890-1891. Bd. 7. S. 101-102.

41. Mayer, Charks // Pazdirek F. Manuel Universel de la Littérature Musicale. 28 Vol. Paris , [ок. 1905]. V. 17. Р. 350-357.

42. Mayer, Charles // Riemann H. Musik Lexikon. Im II Bd. Berlin, 1929. Bd. 2. S. 1135.

43. Mayer, Charles // Reissmann A. Handlexikon der Tonkunst. Berlin, 1882. S. 260.

44. St. Petersburgische Zeitung. 1831. № 183. 6/18. August.

45. St. Petersburgische Zeitung. 1841. № 13. 30. Märs.

46. St. Petersburgische Zeitung. 1847. № 36. 15. Februar.

47. Sietz R. Mayer, Charles // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Im 17 Bd. Kassel, 1989. Bd. 8. S. 1838-1839.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.