Научная статья на тему 'Неизбежность одиночества на примере юного поколения Головлевых по роману М. Е. СалтыковаЩедрина'

Неизбежность одиночества на примере юного поколения Головлевых по роману М. Е. СалтыковаЩедрина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
579
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН / ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА / РОМАН "ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ" / THE PROBLEM OF LONELINESS / THE NOVEL "MESSRS GOLOVLEVS"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лардыгина О. А.

В статье характеризуется проблема одиночества в романе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина на примере младшего поколения Головлевых. Образы внучек Анниньки и Любоньки выделяются на фоне других обитателей имения Головлево и представляют интерес для исследования мотива неизбежности одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INEVITABILITY OF LONELINESS ON THE EXAMPLE OF GOLOVLEVS YOUNG GENERATION BY THE NOVEL OF SALTYKOVSCHEDRIN

The problem of loneliness is characterized in Saltykov-Schedrins novel Masters Golovlevs on the example of Golovlevs young generation. The image of granddaughters Anninka and Lubonka stand out against a background of another Golovlev estates inhabitants and present an interest for exploring an inevitability of loneliness motif.

Текст научной работы на тему «Неизбежность одиночества на примере юного поколения Головлевых по роману М. Е. СалтыковаЩедрина»

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 82-6

О.А. ЛАРДЫГИНА

аспирант, кафедра истории русской литературы XI-XIX вв., Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 82-6 O.A. LARDYGINA

Graduate student, Department of history of Russian literature of the XI-XIX centuries, Orel State University

E-mail: [email protected]

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ОДИНОЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ЮНОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОЛОВЛЕВЫХ ПО РОМАНУ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

THE INEVITABILITY OF LONELINESS ON THE EXAMPLE OF GOLOVLEVS' YOUNG GENERATION BY THE NOVEL OF SALTYKOV-SCHEDRIN

В статье характеризуется проблема одиночества в романе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина на примере младшего поколения Головлевых. Образы внучек Анниньки и Любоньки выделяются на фоне других обитателей имения Головлево и представляют интерес для исследования мотива неизбежности одиночества.

Ключевые слова: М.Е. Салтыков-Щедрин, проблема одиночества, роман «Господа Головлевы».

The problem of loneliness is characterized in Saltykov-Schedrin's novel "Masters Golovlevs" on the example of Golovlevs' young generation. The image of granddaughters Anninka and Lubonka stand out against a background of another Golovlev estate's inhabitants and present an interest for exploring an inevitability of loneliness motif.

Keywords: M.E. Saltykov-Schedrin, the problem of loneliness, the novel "Messrs Golovlevs".

Исследователи жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина отмечали особое внимание автора к проблемам человеческой души, проблемам человеческого в человеке. Д. Николаев в книге «Смех Щедрина» подчеркнул, что предметом сатирического исследования Щедрина является «обесчеловеченность людей» [1, с.87]. Исследователь А. А. Павлова заметила, что в романе «Господа Головлевы» играет очень важную роль тело человека и происходит это от того, что жизнь тела «компенсирует собой жизнь души, которая, в свою очередь, является лишь пустующим местом в теле» [2, с.158]. Люди в мире Щедрина перестали быть людьми, потому что потеряли то, что отличало их от животных, - свою человеческую душу. Это главная причина нарастающего одиночества в произведениях Щедрина. Его герои одиноки в толпе бездушных, обесчеловеченных людей. Но, как гласит русская пословица, свято место пусто не бывает. И зияющую дыру некогда живой души мелкие людишки залатали новым содержимым. Одиночество всех господ Головлевых можно квалифицировать, исходя из того, каким способом каждый из них заполнил образовавшиеся душевные пустоты, душевные дыры:

1. к первому типу одиночества в романе можно отнести сильных духом Арину Петровну, Порфирия Головлева и Любоньку - это одиночество «иудино», или одиночество хищника, когда смыслом существования становятся деньги, страсть к накопительству;

2. ко второму типу относятся те, кто духом слабее, не обладают твердостью характера - Владимир Михайлович Головлев, братья Степан и Павел, Аннинька - одиночество «запойное» или одиночество жертвы, когда пустота заливается алкоголем, а страсть к

накопительству сведена к минимуму.

«Господа Головлевы» - роман-предостережение от нарушений заповедей Христа. Щедрин показывает, как далеко зашли люди в своих грехах, нарушая, прежде всего, главные заповеди Иисуса: «Любить Бога» и «Любить ближнего своего как самого себя». Несоблюдение заповедей влечет духовную смерть, пустоту души, которая убивает и физически. В.В. Прозоров охарактеризовал роман о головлевском семействе как повествование о распаде семейных уз [3, с.112]. Щедрин дотошно анатомирует, как рвутся кровные связи, порождая ненависть в сердцах близких родственников. Для Щедрина это величайшая трагедия человечества, поставившая его на грань вымирания и духовного вырождения. Возникает самое страшное одиночество - когда человек физически не один, всегда окружен людьми, а фактически семейное родство оборачивается духовным сиротством.

Самыми счастливыми из всех членов головлевско-го семейства были сиротки Любонька и Аннинька, ко -торые, несмотря на тяготы жизни, всегда были вдвоем, поддерживали друг друга, вместе решили покинуть Погореловку, занялись артистической карьерой. Но и их, выросших в традициях семьи, без любви, без ласки, «на кислом молочке», не миновало одиночество рода Головлевых. В них рано проснулись испорченность, распущенность, неумение удержать себя от соблазнов и грехов, и потому ждала их головлевская судьба конца. Если Любонька рано почувствовала головлевскую страсть к деньгам, то Анниньку преследовала душевная пустота, неустроенность, непонимание своего места и роли в жизни. Когда умирает Арина Петровна, Аннинька приезжает в родные места, навещает

© О. А. Лардыгина © O.A. Lardygina

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015

Головлево, Погореловку. Что-то смутное зарождается в ее душе, то, чего не было ни у кого из Головлевых, - искренние человеческие чувства. Она искренне плачет на могиле бабушке, правда, больше по тому времени, когда они жили вместе. Она садится в любимое бабушкино кресло (даже в этой детали видится ее живая душа, способная к ностальгии, несвойственной другим обитателям Головлева), и перед ее глазами пестрят картины прошлого и настоящего: «Давно ли рвалась она на волю, давно ли Погорелка казалась ей постылою - и вот теперь вдруг ее сердце переполнило какое-то болезненное желание пожить в этом постылом месте. Тихо здесь; неуютно, неприглядно, но тихо, так тихо, словно все кругом умерло. Воздуху много и простору: вон оно, поле, - так бы и побежала. Без цели, без оглядки, только чтоб дышалось сильнее, чтоб грудь саднило» (с. 147).

У Анниньки вдруг окрылись глаза на ее настоящее: пошлая, полукочевая, никчемная жизнь. Чем больше ей представлялась жизнь настоящая, тем лучше ей казалась жизнь прошлая, тем милее ей становилась Погореловка, она поняла, насколько одинока в обществе, насколько зыбко положение провинциальной артистки. Аннинька с приездом в Головлево «вдруг почувствовала себя «барышней». Припомнила, что у нее есть что-то свое: «свой дом, свои могилы, и захотелось ей опять увидеть прежнюю обстановку, опять подышать тем воздухом, из которого она так недавно без оглядки бежала» (с.155).

Примечательно, что она единственная из рода Головлевых, кто почувствовал свои корни, кто на могилы смотрел как на родное, тогда как все Головлевы на живых родных людей смотрели как на пустое место. Но «отрезвление» Анниньки было минутным. Она с разочарованием поняла, что не может сойти со своего пути

и решила вернуться в прежнюю жизнь: «Проснувшись на другой день утром, она прошлась по всем комнатам громадного головлевского дома. Везде было пустынно, неприютно, пахло отчуждением, выморочностью. Мысль поселиться в этом доме без срока окончательно испугала ее. «Ни за что! - твердила она в каком-то безотчетном волнении, - ни за что!»» (с.158)

Страх перед головлевским имением был сильнее. А между тем, в жизни ее ждали куда более серьезные испытания, столкнувшие ее лицом к лицу с одиночеством. По возвращении из Головлева, она потеряла поддержку самого близкого человека - своей сестры. Любонька, зараженная головлевской жаждой денег, ушла в разгул и всеми возможными средствами постаралась увлечь за собой Анниньку. Блеснувшая на мгновение человечность закончилась сломленной жизнью, убитыми чувствами и пустотой в душе, что, в конечном итоге, вылилось в беспробудное пьянство. И как ни крути, все дороги ведут в Головлево: «Головлево - это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву. Двое дядей тут умерли; двое двоюродных братьев здесь получили «особенно тяжкие» раны, последствием которых была смерть; наконец, и Любинька... Хоть и кажется, что она умерла где-то в Кречетове «по своим делам», но начало «особенно тяжких» ран несомненно положено здесь, в Головлеве. Все смерти, все отравы, все язвы - все идет отсюда. (с. 249)

В последней главе «Расчет» Аннинька, подобно Степану в первой главе, умирать возвращается в постылое место. Одиночество, как проклятие, настигает младшее поколение, доведя одну из сестер до самоубийства, другую - до беспробудного пьянства и рокового решения вернуться в Головлево.

Библиографический список

1. НиколаевД.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М.: Советский писатель, 1988. 400 с.

2. Павлова А.А. Жизнь тела в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Грехнёвские чтения. Выпуск 6. Нижний Новгород: изд-во «КНИГИ », 2010. С.158-164.

3. ПрозоровВ.В. М.Е. Салтыков-Щедрин: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 176 с.

4. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. // Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 20-ти томах. М.: «Художественная литература», 1965-1977. Т.13, 1972. 814 с.

References

1. Nikolaev D.P. Schedrin's Laugh. The Sketch of satiric poetics. M.: The Soviet Writer, 1988. 400 p.

2. Pavlova A.A. The life of body in M. E. Saltykov-Schedrin's novel "Masters Golovlevs" // Grehnevsk reading. Issue 6. Nizhnii Novgorod: press «Books », 2010. Pp.158-164.

3. ProzorovB.B. M.E. Saltykov-Schedrin: The teachers' book. М.: Prosveschenie, 1988. 176 p.

4. Saltykov-SchedrinМ.Е. Messrs Golovlevs. //. Saltykov-Schedrin М.Е. collected works in 20 volumes. М.: « Fiction », 1965-1977 V.13, 1972. 814 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.