Научная статья на тему 'Неизбежно ли противостояние ваххабизма и других зарубежных течений ислама и ислама, традиционного для нашей страны?'

Неизбежно ли противостояние ваххабизма и других зарубежных течений ислама и ислама, традиционного для нашей страны? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОЖИЕ / ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ / ВЕРОТЕРПИМОСТЬ / КОРАН / ХАДИСЫ / ТОРА / НОВЫЙ ЗАВЕТ / MONOTHEISM / TRADITIONAL ISLAM / FAITH / QURAN / HADITH / TORAH / NEW TESTAMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян С. С., Шамсунов С. Х.

В статье раскрываются условия, при которых формировался российский ислам с его толерантностью к иному мировосприятию и жизненному укладу. Демонстрируется, что идеология враждебности, нетерпимости и воинственности к инакомыслию, свойственная многим зарубежным течениям ислама, при их проникновении в нашу страну закономерно приводит к их противостоянию с традиционным для нашей страны исламом. Показывается, что в силу присущей зарубежным течениям ислама веками сформировавшейся воинственности они выступают непримиримыми противниками также и государственной власти нашей страны. На примере экспансии ваххабизма на постсоветское пространство показывается, что по формам, методам и способам своего самоутверждения и деятельности он не может не вступать в противоречие с фундаментальными мировоззренческими основами веротерпимости, которые были переданы человечеству через пророка Мухаммеда и ясно изложены в Коране и хадисах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Whether the confrontation of Wahhabism and other �foreign sects of Islam� with Islam traditional for our country is inevitable?

In the article the authors reveal the conditions under which Russian Islam was formed with its tolerance for a different world view and way of life. It is demonstrated that the ideology of hostility, intolerance and militancy towards dissent, characteristic of many foreign sects of Islam, when they penetrate our country, naturally lead to their opposition to traditional Islam for our country. It is shown that due to the inherent foreign sects of Islam for centuries of formed militancy they act as irreconcilable opponents also of the state power of our country. On the example of the expansion of Wahhabism into the post-Soviet territories, it is shown that according to the forms, methods and methods of its selfaffirmation and activity it cannot but conflict with the fundamental worldview foundations of vertipability, which were transferred to mankind through the prophet Muhammad and clearly stated in the Quran and Hadens.

Текст научной работы на тему «Неизбежно ли противостояние ваххабизма и других зарубежных течений ислама и ислама, традиционного для нашей страны?»

С. С. ОГАНЕСЯН S. S. OHANESYAN

главный научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор педагогических наук, профессор

С. Х. ШАМСУНОВ S. H. SHAMSUNOV

главный научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор юридических наук, профессор

Неизбежно ли противостояние ваххабизма

и других зарубежных течений ислама и ислама, традиционного для нашей страны?

Whether the confrontation of Wahhabism and other «foreign sects of Islam» with Islam traditional for our country is inevitable?

Аннотация. В статье раскрываются условия, при которых формировался российский ислам с его толерантностью к иному мировосприятию и жизненному укладу. Демонстрируется, что идеология враждебности, нетерпимости и воинственности к инакомыслию, свойственная многим зарубежным течениям ислама, при их проникновении в нашу страну закономерно приводит к их противостоянию с традиционным для нашей страны исламом. Показывается, что в силу присущей зарубежным течениям ислама веками сформировавшейся воинственности они выступают непримиримыми противниками также и государственной власти нашей страны. На примере экспансии ваххабизма на постсоветское пространство показывается, что по формам, методам и способам своего самоутверждения и деятельности он не может не вступать в противоречие с фундаментальными мировоззренческими основами веротерпимости, которые были переданы человечеству через пророка Мухаммеда и ясно изложены в Коране и хадисах.

Ключевые слова: единобожие, традиционный ислам, веротерпимость, Коран, хадисы, Тора, Новый Завет.

Annotation. In the article the authors reveal the conditions under which Russian Islam was formed with its tolerance for a different world view and way of life. It is demonstrated that the ideology of hostility, intolerance and militancy towards dissent, characteristic of many foreign sects of Islam, when they penetrate our country, naturally lead to their opposition to traditional Islam for our country. It is shown that due to the inherent foreign sects of Islam for centuries of formed militancy they act as irreconcilable opponents also of the state power of our country. On the example of the expansion of Wahhabism into the post-Soviet territories, it is shown that according to the forms, methods and methods of its self-affirmation and activity it cannot but conflict with the fundamental worldview foundations of vertipability, which were transferred to mankind through the prophet Muhammad and clearly stated in the Quran and Hadens.

Key words: monotheism, traditional Islam, faith, Quran, Hadith, Torah, New Testament.

36

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

В данной статье мы поставили цель кратко показать, что ислам, традиционный для многочисленных этносов России, формами и способами своего существования значительно отличается от многих других зарубежных течений ислама, экспансия которых наблюдается не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. При этом, несмотря на многовековую историю существования ислама в нашей стране, он с начала распада СССР вынужден испытывать серьезное давление со стороны новоявленных исламских миссионеров вплоть до физического устранения духовных предводителей мусульман - приверженцев мирного сосуществования с иными традиционными для нашей страны религиями и религиозными течениями.

Хорошо известно, что под традиционным для России исламом принято понимать тот, который наиболее полно соответствует вероучению Корана и Сунны, в частности тот, который по своим миролюбивым устремлениям, милосердию и особой веротерпимости был характерен для первых мусульман - современников великого пророка, посланника единого Бога Мухаммеда.

Нет ни одной религии единобожия, которая бы в своем историческом развитии не разделилась на множество противоборствующих течений. Это характерно и для иудаизма, и для христианства. Не секрет и то, что каждое из возникавших ранее и существующих ныне течений и в исламе считает себя наиболее «чистым», правильным и праведным как с точки зрения толкования отдельных постулатов веры, так и обрядов поклонения Всевышнему.

Известно также, что многие мусульмане России, которые являются потом-

ками тех, кто принял ислам еще в эпоху пророка Мухаммеда, не без основания полагают, что исповедуют именно традиционный ислам [1]. В ислам оведчес-кой литературе при определении понятия «традиционный ислам» часто встречается термин «ахль ас-сунна ва аль-джамаа», который в переводе с арабского языка означает «люди традиции и согласия», «последователи традиции и согласия», «приверженцы традиции и согласия» [1, 2].

Конечно же, существуют и иные точки зрения, которые утверждают, что все течения в исламе, как и в других религиях мира, имеют право на жизнь, ибо лишь самому Всевышнему дано судить, какое из религиозных течений истинно, а какое ложно, и для обоснования своей позиции они ссылаются как на Коран, так и на хадисы пророка.

Таким образом, в сознании мусульманской уммы (общины) России, как и всего постсоветского пространства, традиционным считается тот путь, которого придерживался пророк Мухаммед и его сподвижники, то есть путь традиции и согласия.

Принято считать, что время актуализации понятия «традиционный ислам» в нашей стране отнюдь не случайно совпало с началом распада СССР, когда ранее «тотально атеистическое» население страны стало совершенно закономерно откатываться в нишу религиозного сознания [3, 4].

Не вдаваясь в анализ религиозной ситуации на всем постсоветском пространстве в период распада СССР, отметим, что в 1991-1992 годах в бывших союзных республиках не только началось неудержимое размежевание религиозных организаций, в частности духовных управлений мусульман, но и повсеместно

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

37

стали создаваться новые религиозные организации самых разных религиозных течений. А на этом фоне из-за рубежа хлынул поток «духовных учителей» самого разного толка. Христианские, исламские, иудейские, а также ведические, индуистские и многочисленные прочие языческие миссионеры стали проповедовать чуждые нашим этносам воззрения и заполонили страну религиозной литературой, в том числе и откровенно экстремистского характера.

Щедрость зарубежных религиозных организаций поражала. Так, например, на V съезде Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, который прошел в июне 1990 года, было официально объявлено, что Турция и Саудовская Аравия, каждая со своей стороны, преподнесли в дар данному Духовному управлению по одному миллиону долларов и одному миллиону экземпляров Корана. Причем если христианские и языческие миссионеры предпочитали работать с паствой в самой России, создавая духовные семинарии и школы в специально приобретенных или арендуемых зданиях, то для юношей и девушек, решивших исповедовать ислам, сразу же широко открылись двери ведущих исламских университетов мира, например Международного исламского университета Малайзии, Университета аль-Азхар в Каире, Исламского университета имама Мухаммада ибн Сауда в Эр-рияде, Мединского исламского университета в Саудовской Аравии, Международного исламского университета Исламабада и других.

Не секрет, что уровень организации учебного процесса в исламских богословских университетах стран Ближнего Востока был действительно выше, чем в богословских учреждениях СССР. Полу-

чить такое образование за рубежом стало модным и престижным, тем более что оно, как правило, было или бесплатным, или оплата была чисто символической (за счет финансовой поддержки зарубежных фондов и спонсоров).

Однако, возвращаясь на родину, выпускники зарубежных богословских учебных заведений, как правило, становились проповедниками не традиционного для мусульман своей страны ислама с его терпимостью к властям, к иным религиям и религиозным конфессиям, а ислама откровенно радикального, непримиримого и агрессивного к иным религиям, конфессиям и в целом к иному мировосприятию. И это отнюдь не случайно, поскольку ислам в названных и многих других странах мира (это надо специально подчеркнуть) формировался и существовал в совершенно иных условиях, в отличие от Российской империи и СССР.

Дело в том, что Российская империя, которая считала себя православной державой, в лице самодержца всея Руси тем не менее не позволяла себе вмешиваться в конфессиональные дела многочисленных этносов, входивших в ее состав на бескрайних просторах самодержавия, а также в исторически сложившиеся у них традиции и обычаи.

Приведем более чем красноречивый пример, который связан с государственной деятельностью Петра Великого. Хорошо известно, что необходимость консолидации политической власти в руках самодержца вынудила Петра I установить государственный контроль над православной церковью, которая считалась идейно-идеологическим оплотом Российской империи. Именно поэтому Петр I в 1721 году учредил Духовную коллегию (позднее переименованную в

38

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Святейший правительствующий синод) под собственным патронатом. Уже через два года, в 1723 году, Синод издает указ «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных вероисповеданий и до построения по их законам молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам», разработанный по предложению и при непосредственном участии Петра I, который провозглашает в государстве веротерпимость и конфессиональный мир [5].

Согласно данному указу, мусульмане и буддисты получили полную свободу не только строить мечети и дацаны, но и создавать духовные учебные заведения. Более того, содержание мусульманским муллам и буддистским ламам назначалось из государственной казны и нередко превышало средства, выделяемые на содержание православного духовенства.

Поэтому нельзя назвать случайным тот факт, что в 1788 году в Оренбурге было учреждено мусульманское сообщество европейской части России и Сибири в форме Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) с центром в Уфе. Причем уложение об ОМДС, которое было утверждено в 1789 году, сочетало в себе принцип назначаемости муфтия с принципом избираемости трех шариатских судей (казыев) из числа улемов Казанской губернии. Это давало возможность гармонично сочетать интересы имперской власти и мусульманской уммы [6].

Контроль ОМДС распространялся не только на мечети, но и на религиозные учреждения. ОМДС, к примеру, было предоставлено право издания фетв о верности или ошибочности деяний в религиозных делах, а также принятия экза-

менов у лиц, назначаемых на различные должности в мусульманской общине; выдачи разрешений на строительство и ремонт мечетей; раздела имущества, включая права наследования мусульман по шариату, и прочие [6].

О создании Тавричанского магометанского духовного правления было объявлено в 1831 году в Симферополе, а в 1872 году в Тифлисе были созданы духовные правления суннитов и шиитов Закавказья. Чрезвычайно важно было то, что все духовные правления были основаны на принципах невмешательства светской власти во внутренние дела религиозных организаций и предоставления им возможности действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями [7].

А сама мусульманская умма России при условии невмешательства в ее внутренние конфессиональные дела во взаимоотношениях с представителями христианских и иудейских общин руководствовалась предписанием Корана ровно и бесконфликтно относиться к ним, чтобы не вызывать вражды и ненависти к себе: «Не препирайтесь с обладателями Книги иначе, как с достоинством и честью, используя наилучший довод, помимо тех, кто вам несправедливо чинит (намеренное) зло, и говорите: „Мы верим в то, что нам ниспослано и вам. Наш Бог и ваш, поистине, един, и лишь единому ему мы предаемся"» (сура 29:46) [8].

Также, как, впрочем, и к язычникам, Коран требует более снисходительного отношения, чем Тора и Новый Завет: «И если бы желал того Аллах, они б других богов не измышляли; но мы тебя не делали их стражем, и ты над ними не распорядитель. И не хули те божества, которых они чтят, помимо Бога, чтобы

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

39

в (ответной) злобе на тебя в невежестве своем (глубоком) не стали они Господа хулить. Так увлекли мы всякий люд (в земной соблазн) их деяний. Ведь (все равно) в конце пути они вернутся к своему владыке. Тогда мы ясно им укажем все, чем грешили (на земле) они» (сура 6:108) [8].

Таким образом, в Российской империи на протяжении столетий формировался тип ислама, к которому, во-первых, была лояльна верховная власть страны. Во-вторых, сама мусульманская умма была лояльна к государственной власти. В-третьих, мусульманская умма была толерантна ко всем иным вероисповеданиям. В-четвертых, и иные религиозные общины были толерантны к мусульманской умме страны.

Конечно же, речь идет об официальных взаимоотношениях религиозных конфессий в стране. Ибо реальное отношение к «инославным» вероисповеданиям у каждой религиозной общины, разумеется, было отрицательным. К сожалению, отдельные священнослужители без обращения за разъяснениями к авторитетным исламским богословам критикуют пророка Мухаммеда, что свидетельствует о поверхностном характере программы межконфессионального диалога [9]. И в этом нет ничего странного или удивительного, ибо до эпох Просвещения и Реформации на протяжении всей истории существования человечества именно религиозные воззрения выполняли и все еще продолжают выполнять не только мировоззренческие, идейно-идеологические и правовые функции, но и политические. Именно они отстаивали самобытность этносов и народов, а также суверенность государств со всеми вытекающими отсюда последствиями для жизнедеятельности людей [10].

Но тем не менее у мусульманских общин Российской империи не было задачи, как у подавляющего большинства зарубежных мусульман, отстаивать свою религиозную специфику, свою самобытность и государственную суверенность в кровавых столкновениях с «ближними и дальними» народами, государственными режимами и странами. Ибо все религиозные конфессии Российской империи, включая шиитов и суннитов, мирно сосуществовали под ее могучей защитой и покровительством.

Начиная с 1917 года советская власть, как известно, отделила все религиозные организации от государства. Но она тем не менее не отказывала людям в отправлении своих религиозных культов.

К примеру, Конституция РСФСР 1925 года признавала за гражданами право на свободу антирелигиозной пропаганды и религиозной проповеди. Конституция же РСФСР 1929 года провозгласила, что «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Это положение было закреплено и в Конституции СССР 1936 года, а затем перешло и в Конституцию СССР 1977 года [11].

Более того, в статье 52 Конституции СССР 1977 года и в статье 50 Конституции РСФСР 1978 года гражданам было гарантировано право «исповедовать любую религию или не исповедовать ника-кой»[11].

В статье 28 ныне действующей Конституции Российской Федерации указывается, что каждому гражданину страны «гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать,

40

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [12].

Ясно, что в отличие от действительно милосердного и толерантного традиционного ислама, сложившегося на бескрайних просторах Российской империи, а затем и в СССР, граждане бывшего Советского Союза во время учебы в зарубежных религиозных учебных заведениях приобщались к совершенно иному исламу.

Дело в том, что многие страны Ближнего Востока, где господствовала религия ислама, после пророческой миссии Мухаммеда были вынуждены непрерывно решать сложнейшие задачи, связанные не только с внутренними политическими условиями своего бытия (например, с феодальными и клановыми распрями), но и с внешними угрозами со стороны других государств.

Жестокое противостояние, кровопролитные войны по государственным, экономическим и религиозным вопросам носили в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии перманентный характер. И то, что каждая из противоборствующих сторон не только привлекала духовных наставников своего народа, но и пыталась найти уязвимые места в толковании веры своих противников, вполне объяснимо и закономерно. Выискивание малейших изъянов в толкованиях тех или иных постулатов веры, а также в обрядах почитания Всевышнего вольно или невольно не только формировало новое течение в исламе, но и придавало ему непримиримость и агрессивность по отношению ко всем остальным религиозным течениям, которые считались неверными, нечистыми и богопротивными.

Кроме того, поскольку именно религии единобожия в силу своей исторической миссии изначально претендовали на общечеловеческое признание и мировое влияние, то каждый из правителей считал своей священной обязанностью распространить его по всему миру. Тем более что Коран, как в свое время и Новый Завет Иисуса Христа, предписывал распространять веру в единого Бога среди всех народов мира (Матф. 28:19-20; сура 2:191, 192, 193; сура 7:3, 4, 5, 158 и другие) [13, 8].

Ответ же на вопрос, почему единобожие претендовало на всемирное распространение, кроется в его исторической миссии. Дело в том, что именно единый Бог, в отличие от домашних богов язычников, предстал вначале сынам Израиля, а затем через Иисуса Христа и Мухаммеда всем остальным народам мира в качестве единого и единственного Бога, создавшего не только землю и человека, но и всю вселенную. Он предстал в качестве единовластного правителя и единственного законодателя, высшего и конечного судии всех земных и внеземных миров, который определил и ниспослал через своих пророков-посланников нормы и правила их жизни, а также понятия добра и зла, греховности и праведности. Он предстал в качестве не воспринимаемого никакими органами чувств человека неизменного, вечного Бога всех людей и всех народов земли. Именно он, согласно Торе, Новому Завету и Корану, указал всем народам стратегический путь их развития на земле и неизбежный переход к жизни «на небесах вблизи своего Творца» [14].

Отсюда вполне объяснимо, во-первых, то, что основная масса населения нашей страны, которая все еще находит-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

41

ся на ментальной стадии единобожия, отвергает чуждые его цивилизационно-му уровню ценности, в частности так называемые ценности западного мира; а во-вторых, то, что именно зарубежный ислам с его призывами построения социально справедливого государства, основанного на Божественных заповедях, законах и установлениях, находит своих рьяных апологетов и приверженцев в нашей стране, которая разъедается изнутри вопиющим социальным неравенством, коррупцией, казнокрадством и тотальным падением нравов.

То, что под влияние экстремистской идеологии попадает именно молодежь, также не случайно. Ибо, не находя опоры для своих мировоззренческих представлений о справедливости и гармоничном мироустройстве в программах, а главное - в деятельности существующих политических партий и общественных движений, часть молодежи с присущим ей максимализмом пытается найти ответы на волнующие ее проблемы переустройства мира в радикальных религиозных течениях. К сожалению, в силу своей правовой безграмотности, которую в стране никто ликвидировать не спешит, молодежь полагает, что благополучия в социальных вопросах нельзя достичь в рамках действующей Конституции.

Поэтому надо понимать, что в своем большинстве молодые люди, вставшие на путь религиозного экстремизма и терроризма, - это лица, заблудшие в своем искреннем стремлении сделать жизнь лучше, справедливее и чище. Не зная основ традиционного ислама, проповедуемого Кораном и хадисами, они пытаются реализовать свои устремления посредством «борьбы на пути Господнем».

О том, что зарубежные «духовные учителя» нередко имеют ценностный

мир, весьма далекий от тех идей, которые проповедуется священными писаниями единобожия (Торой, Новым Заветом и Кораном), молодежь, как правило, не задумывается.

Более чем наглядно специфика чуждого этносам России представления об исламе видна на примере возникновения и становления в Центральной Аравии ваххабизма с последующим его распространением в разных уголках современного мира, включая и все постсоветское пространство [15].

Как известно, ваххабизм, возникший в XVIII веке, основной своей целью ставил освобождение арабских племен Центральной Аравии от турецкого владычества, то есть он изначально предполагал вооруженную борьбу с освободительными целями. Поскольку Османская империя, в порабощении которой находились многочисленные арабские племена, государственной религией имела ислам, то идеолог национально-освободительного движения священнослужитель Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб нашел простой и понятный для объединения большинства арабов в борьбе против Османского халифата лозунг очищения ислама от турецких наслоений и возвращения к порядкам времен пророка, в частности к необходимости ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-саляф ас-са-лихун), квалифицируя как бида (ересь) все позднейшие нововведения в исламе. Арабов не надо было убеждать в том, что бесписьменный турецкий этнос, не владеющий арабским языком так, как сами арабы-богословы, увел арабов-мусульман от истоков чистого и незамутненного ислама, ибо именно на арабском языке Коран был ниспослан через

42

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

араба Мухаммеда прежде всего арабам, а затем тем, которых «он достигнет» (сура 6:19) [8].

Аль-Ваххаб, призывая беспощадно бороться с турецким владычеством и изгнать турок с исконных арабских земель, называл их отступниками от истинной веры. Именно поэтому последователи Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба объявили кяфирским (неверным, неугодным Богу) ислам, которого придерживались турки-угнетатели [16].

При этом, проявляя, как и предписывает Коран, терпимость в отношении людей Книги (иудеев и христиан), ваххабиты призывали к ужесточению требований к мусульманам. С течением времени сложилась закономерная ситуация, когда ваххабиты стали вести джихад против всех мусульман, не разделяющих их религиозных взглядов.

Так, в частности, в 1785 году ваххабиты напали на племена, находившиеся под юрисдикцией Мекки. Они осадили город Ат-Тоиф, а затем, войдя в него, вырезали почти все население. А ведь город, который лежал в руинах, был заселен людьми, считавшими себя мусульманами. Город был полностью разграблен, а бесценные религиозные книги сожжены.

В 1800 году ваххабиты осадили Мекку, блокировав все подступы к священному для каждого мусульманина городу. Здесь свирепствовал голод и массово погибали от деяний ваххабитов мусульмане. В том же году ваххабиты захватили другой священный для мусульман город -Медину, где была разграблена комната, в которой находилась могила пророка Мухаммеда. За семь лет оккупации ваххабиты разграбили все украшения Каабы и разрушили купола над могилами. Они запрещали повторять хвалу проро-

ку (салаваты) после азана (призыва на молитву), считая это отступлением от истинного ислама. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб лично отдал приказ казнить муэдзина, прочитавшего хвалу пророку [15, 16].

В начале XIX века ваххабизм отнюдь не случайно стал распространяться в Индии, где в 1824 году джихад был объявлен уже английским колониальным властям.

В 1830 году ваххабиты заняли Пешавар и создали там свое исламское государство. Идеи ваххабизма стали популярны и в Индонезии, где на о. Суматра приверженцы этого течения боролись с голландскими колонизаторами.

Идеи ваххабизма оказали большое влияние и на антиколониальные движения в Ливии, Судане и других странах мира [15, 16].

Отношение к ваххабизму в разные исторические периоды в странах мусульманского мира, как известно, было различным. Одни упрекали ваххабизм в примитивизме и чрезмерном фанатизме. Другие считали его своеобразным протестантским движением в исламе, не лишенным права на существование. Третьи называли его откровенно экстремистским движением, которое несло миру войны, разрушения и террор. Четвертые утверждали, что ислам - религия Господа, а ваххабизм - мнение человека и равнять их никак нельзя [15].

Думается, что нет нужды доказывать, что и по целям, и по задачам, которые изначально ставил перед собой ваххабизм, а главное - по формам и способам, которые он применял для решения задач освобождения арабов, а следом и других народов из-под владычества чужеземцев, он ничего общего с традиционным для России исламом не имел и не имеет.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

43

Хотя нельзя не признать справедливость отдельных его позиций по фундаментальным основам единобожия [14].

Таким образом, не миролюбие, милосердие и терпимость, которые проповедуют Коран и хадисы, а перманентное состояние конфронтации и непримиримой борьбы с «угнетателями» закономерно сформировали ту агрессивную и экспансионистскую форму ислама, которая присуща ваххабизму.

Ставить перед собой задачу с помощью проповедей изменить идейно-идеологическую суть самого ваххабизма как одного из течений в исламе, равно как и других течений, постоянно возникающих в духовной жизни мусульман, с нашей точки зрения, не только невозможно, но и бесперспективно. Здесь необходимо придерживаться назидания, данного в Коране пророку Мухаммеду, а через него и всем верующим людям: «Скажи: „О мой народ! Вы поступайте как хотите, и поступать (по-своему) я буду. Вам скоро предстоит узнать, к кому придет (Господне) наказание позором и то, над кем оно пребудет вечно". Мы ниспослали в истине Писание тебе для наставления людей. И тот, кто следует прямым путем, благодеяет для души своей, но тот, кто в заблуждение впадает, -к погибели ее ведет, и ты (о, Мухаммед!) за них не поручитель» (сура 39:39-41) [8]. «Не разрешил в религии он принужде-нья. Разнится ясно истина от заблужденья, кто зло отверг и верует (в Аллаха), обрел себе надежную опору. Для коей сокрушенья нет. Аллах, поистине, все слышит и всеведущ!» (сура 2:256) [8].

Другое дело - профилактика и противодействие религиозному экстремизму и терроризму в нашей стране. Здесь, с одной стороны, требуются меры, предусмотренные законодательством

Российской Федерации для пресечения деятельности экстремистских и террористических организаций, в частности пресечения их устремлений, направленных на свержение государственного строя страны и законно избранной власти для построения теократического государства. И здесь законодательная система и правоохранительные органы должны быть безжалостны к нарушителям правопорядка страны.

С другой стороны, необходимо с помощью широкой просветительской деятельности не только раскрывать деструктивную антиисламскую сущность религиозного экстремизма и терроризма, но и, что особенно важно, с опорой на Коран, Тору и Новый Завет как три послания человечеству от единого Бога демонстрировать религиозным людям неизбежность перехода человечества от канонического (религиозного) права к светскому и, соответственно, к необходимости жить именно по Конституции и законодательству Российской Федерации [1, 14].

Для этого необходимо, во-первых, поставить на серьезную научную основу подготовку квалифицированных священнослужителей, несущих миру мировоззренческую сущность ислама, предельно ясно изложенную в Коране и хадисах; во-вторых, с помощью священнослужителей вести проповедь ценностей единобожия (иудаизма, христианства и ислама) для всего человечества; в-третьих, создавать и издавать массовым тиражом соответствующую печатную литературу и аудиовизуальные средства, включая электронные носители информации, о мировоззренческом единстве Торы, Нового Завета и Корана и об их непреходящей культурологической ценности, помня слова Иисуса Христа:

44

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:18) [13]. Естественно, все создаваемые материалы должны быть по стилю и форме своего изложения рассчитаны на широкие слои населения, а не только на людей, считающих себя религиозными, в частности мусульманами. В четвертых, необходимо подключить средства массовой информации для разъяснения мировоззренческих основ ислама, традиционного для России.

Таким образом, отвечая на вынесенный в заглавие статьи вопрос, можно ответить совершенно определенно: противостояние так называемого зарубежного ислама исламу, традиционному для нашей страны, неизбежно. Ф

1. Гайнутдин Р. Ислам: милость для мира : проповеди, обращения, богословские труды. М. : Эксмо, 2010. С. 17-29.

2. Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М. : Фаир-Пресс, 2004. С. 322.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Хайдаров Ф. А. Ислам традиционный и вымышленный : научно-популярное издание для учащихся средних и старших классов, студентов вузов, учителей и специалистов различных областей. М., 2013.

4. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М. : Московский Центр Карнеги, 1998. С. 224.

5. Указ Синода о терпимости всех вероисповеданий от 17.06.1773 // Российский правовой портал: Библиотека Пашкова [сайт]. URL: https://constitutions.ru/?p=3147 (дата обращения: 18.10.2019).

6. Хабутдинов А. Ю. Оренбургское магометанское духовное собрание как осново-

полагающий общенациональный институт в 1788-1917 гг. // Pax Islamica. 2010. № 1. С. 1-23.

7. Рыбаков С. Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России // Посреди России. Информационно-аналитическое издание [сайт]. 24.10.2014. URL: https: //posredi.ru/b14_04_01_org_muslim_1917-html.html (дата обращения: 18.10.2019).

8. Коран / перевод смыслов и комментарии Иман Пороховой Валерии. Изд. 10-е, доп. М. : Рипол Классик, 2008. 800 с.

9. Полохов Д. Нравственный облик Му-хаммада и его пророческие притязания // Труды Саратовской православной духовной семинарии : сборник. Вып. VI. Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2012. С. 4-35.

10. История политических и правовых учений : учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, докт-ра юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. 3-е изд., стереотип. М. : НОРМА, 2001. С. 736.

11. Конституции СССР и РСФСР (19181978) // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: https://constitution.garant.ru /history/ussr-rsfsr/ (дата обращения: 18.10.2019).

12. Конституция Российской Федерации. URL: constitution.kremlin.ru/ (дата обращения: 18.10.2019).

13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Международный издательский центр православной литературы, 1995. 1375 с.

14. Оганесян С. С., Фарре-Трензелева О. А. Тора, Новый Завет и Коран - закон, правопорядок и законопослушание: способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку. М. : Гуманитарий, 2011. С. 45-77.

15. Солодков А. И. История возникновения и становления Ваххабизма // Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева [сайт]. URL: https://mission-center.com /traditional/394-islam/1014-sai-vahabizm (дата обращения: 18.10.2019).

16. Хрестоматия по исламу / пер. с арабского. М. : Наука ; Восточная литература, 1994. С. 28-37.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.