Научная статья на тему 'Радикальные течения в современном исламе: догматика, идеология и отличительные особенности'

Радикальные течения в современном исламе: догматика, идеология и отличительные особенности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2990
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / ИДЕОЛОГИЯ / РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / RELIGION / ISLAM / IDEOLOGY / RADICALISM / EXTREMISM / TERRORISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ливцов Виктор Анатольевич, Абакумов Станислав Николаевич

Участившиеся случаи проявления религиозного фанатизма и попытки обоснования терактов религиозными аргументами требуют проведения анализа природы исламского радикализма. В этой связи важно изучить сущность и принципы радикальных течений, сложившихся в исламе. Цель статьи исследование зарождения и развития радикальных направлений в исламе в контексте формирования религиозного экстремизма как политического течения, представляющего серьезную опасность. Методология исследования анализ, синтез, аналогия, описание, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, исторический метод и системный подход. В результате исследования выяснено, что исламские радикальные группировки, прикрываясь религиозными мотивами, пытаются достичь своих чисто политических целей. Очевидно, что сегодня в попытках преобразования мира по своим утопическим программам они могут причинить огромный урон всему человечеству. Именно поэтому в настоящее время существует острая потребность в координации деятельности науки и государственных структур по формированию адекватных моделей и механизмов реагирования на возникающие вызовы со стороны религиозного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADICAL CURRENTS IN MODERN ISLAM: DOGMATICS, IDEOLOGY AND DISTINCTIVE FEATURES

Frequent cases of manifestation of religious fanaticism and attempts to substantiate terrorist acts by religious arguments require an analysis of the nature of Islamic radicalism. In this regard, it is important to study the essence and principles of radical trends prevailing in Islam. Purpose a study of the origin and development of radical trends in Islam in the context of the formation of religious extremism as a political movement that represents a serious danger. The research methodology is analysis, synthesis, analogy, description, abstraction, generalization, idealization, induction, deduction, historical method and systems approach. As a result of the study , it was found that Islamic radical groups, hiding behind religious motives, are trying to achieve their purely political goals.It is obvious that today, in attempts to transform the world in their utopian programs, they can cause enormous damage to all mankind. That is why at present there is an urgent need to coordinate the activities of science and state structures to form adequate models and mechanisms for responding to emerging challenges from religious extremism.

Текст научной работы на тему «Радикальные течения в современном исламе: догматика, идеология и отличительные особенности»

УДК: 297 DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-2-156-168

РАДИКАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСЛАМЕ: ДОГМАТИКА, ИДЕОЛОГИЯ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Ливцов В.А., Абакумов С.Н.1

Участившиеся случаи проявления религиозного фанатизма и попытки обоснования терактов религиозными аргументами требуют проведения анализа природы исламского радикализма. В этой связи важно изучить сущность и принципы радикальных течений, сложившихся в исламе.

Цель статьи - исследование зарождения и развития радикальных направлений в исламе в контексте формирования религиозного экстремизма как политического течения, представляющего серьезную опасность.

Методология исследования - анализ, синтез, аналогия, описание, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, исторический метод и системный подход.

В результате исследования выяснено, что исламские радикальные группировки, прикрываясь религиозными мотивами, пытаются достичь своих чисто политических целей.

Очевидно, что сегодня в попытках преобразования мира по своим утопическим программам они могут причинить огромный урон всему человечеству. Именно поэтому в настоящее время существует острая потребность в координации деятельности науки и государственных структур по формированию адекватных моделей и механизмов реагирования на возникающие вызовы со стороны религиозного экстремизма.

Кслючевые слова: религия, Ислам, идеология, радикализм, экстремизм, терроризм.

Ливцов Виктор Анатольевич - доктор исторических наук, профессор, зам. директора Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д.5а, е-mail: livcov@orel.ranepa.ru

Абакумов Станислав Николаевич - кандидат исторических наук, доцент, Орловское областное отделение ВООПИиК, председатель, адрес: 302028, Россия, г. Орел, ул. С. Шаумяна, 29, е-mail: abakumovstn@gmail.com

RADICAL CURRENTS IN MODERN ISLAM: DOGMATICS, IDEOLOGY AND DISTINCTIVE FEATURES

LIVTSOV V. A. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Deputy Director of the Central Russian Institute of Management - a branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: livcov@orel.ranepa.ru

ABAKUMOV S. N. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Chairman of the Orel regional branch of All-Russian Society for the Protection of Monuments of History and Culture, (Russian Federation, Orel), e-mail: abakumovstn@gmail.com

Frequent cases of manifestation of religious fanaticism and attempts to substantiate terrorist acts by religious arguments require an analysis of the nature of Islamic radicalism. In this regard, it is important to study the essence and principles of radical trends prevailing in Islam.

Purpose - a study of the origin and development of radical trends in Islam in the context of the formation of religious extremism as a political movement that represents a serious danger.

The research methodology is analysis, synthesis, analogy, description, abstraction, generalization, idealization, induction, deduction, historical method and systems approach.

As a result of the study, it was found that Islamic radical groups, hiding behind religious motives, are trying to achieve their purely political goals.It is obvious that today, in attempts to transform the world in their utopian programs, they can cause enormous damage to all mankind. That is why at present there is an urgent need to coordinate the activities of science and state structures to form adequate models and mechanisms for responding to emerging challenges from religious extremism.

Keywords: religion, Islam, ideology, radicalism, extremism, terrorism.

События конца XX - начала XXI в. приводят к необходимости углубленного изучения радикальных тенденций в современном обществе. К настоящему времени они тесно переплелись с идеологическими установками и религиозными верованиями и основываются на бескомпромиссной приверженности каким-либо вероучениям и концепциям. Радикализм порождает религиозный экстремизм1 и

1 Ливцов В.А., Исаев А.В., Власов Ю.И. Религиозный экстремизм в Орловской области // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - №1. - С. 99-106.

терроризм, которые стали серьезной интернациональной проблемой.

Особенно сильно активизировались радикальные направления ислама. Многочисленные факты проявления религиозной нетерпимости, обеления актов терроризма псевдорелигиозными аргументами требуют проведения глубокого анализа природы и характера исламского религиозного радикализма1.

Изучая данную проблематику, необходимо обратить внимание на понятие «джихад», которое в современном обществе понимают не всегда верно. Слово «джихад» (от араб. ^ - «усилие») означает усердие верующего

мусульманина на пути к Аллаху. Обычно этот термин связывается представителями других религий с ведением священной войны с немусульманами. Однако его смысловое наполнение значительно шире.

Сначала под джихадом действительно понималась кровопролитная борьба. Распространение ислама с оружием в руках было культовым долгом мусульман. Тексты Корана рекомендуют обращать людей в веру «мудростью и хорошим увещанием», но одновременно упоминают физическое уничтожение «тех, которые не уверовали», и битвы на «пути Аллаха». Концептуально священная война - это обязанность всех мусульман-мужчин, свободных, здоровых и обладающих необходимой экипировкой для участия в походе. Но не каждый верующий должен был воевать лично: если сражались несколько мусульман, то этого было достаточно для исполнения всеобщего долга.

Правила священной войны таковы. Она ведется против населения соседних с мусульманскими территорий и заключается в обращении во владения ислама (дар аль-ислам) того, что считается территорией войны (дар аль-харб). Между этими полюсами имеется промежуточное понятие - территории, жители которых уплачивают в исламскую казну дань по заключенному договору (дар ас-сульх).

До начала милитаристских действий в адрес «неверных» направлялось предложение принять ислам. Если они соглашались, то сразу же становились полноправными членами общины (уммы). В случае их отказа возможны два варианта дальнейшего развития событий: или конфликт решался битвой между мусульманами и немусульманами (завоевание путем применения силы - анва); или последние платили налог за покровительство, оказываемое мусульманами (завоевание путем капитуляции - сульх).

В первом случае существует различие между захваченным в бою движимым имуществом (ганима - добыча) и движимым и недвижимым имуществом, в частности земельными участками, не захваченными в бою, а приобретенными после покорения (фай). Четыре пятых части трофеев делятся между прямыми участниками боя. Всадники, в сравнении с пехотинцами, получали большее

1 Волков В. О природе исламского радикализма. - URL: http://www.strana-oz.ru/?article=670&numid=14 (дата обращения: 16.01.2019).

вознаграждение. Оставшаяся одна пятая часть объявлялась «долей Бога», в соответствии со стихом, ниспосланным Пророку Мухаммеду в Медине после битвы при Бадре: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху - пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику...». Пленники считаются частью ганимы, абсолютная власть над ними передается имаму (главе мусульманской общины), который может сделать их рабами, даровать свободу или казнить.

При завоевании путем заключения договора сам Мухаммед различал идолопоклонников и обладателей богооткровенных книг, которые считались неактуальными после обретения Корана, однако давали евреям и христианам возможность считаться «людьми писания» (ахль аль-китаб), верующими в одного или нескольких пророков (см., например, Коран, 5, 51: «И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те - распутники»). Мухаммед даровал им право свободно отправлять культ при условии уплаты подати. Вскоре «людьми писания» стали считать зороастрийцев, которых мусульмане впервые встретили в Бахрейне; самаритян в Палестине; сабиев в Харране, которым удалось выдать себя за потомков легендарных сабиев Корана (например, 2, 59: «Поистине те, кто уверовали, и те, кто обратился в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, - им их награда у Господа их...»). В XIV в. веротерпимость была распространена на китайцев. Данные категории верующих, взятые под покровительство мусульманами, считались «людьми договора, обязательства» (ахль аз-зимма, или зимми). Кроме зимми, все немусульмане, считавшиеся материалистами (дахри) или идолопоклонниками, должны были сделать выбор между принятием ислама и смертью. Но различие между категориями исчезло достаточно скоро, и «зимми» стали именовать всех, кто подчинялся налагаемым ограничениям прав и свобод.

Другое значение термина «джихад» связано с борьбой мусульман со своими собственными духовными или социальными пороками (ложью, обманом, развращенностью общества и другими)1.

Мусульманские богословы, основываясь на хадисах (хадис (араб. -

изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммеда, совокупность которых образует Сунну), делят джихад на малый (газават - борьба вооруженная) и большой (борьба духовная).

В терминологии шариата (свода мусульманских теологических и правовых норм, закрепленных в Коране и Сунне и провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений) термином «шахид» обозначают защитника веры, погибшего в праведной войне с агрессорами. Вместе с тем в

1 О сущности исламского джихада. - URL: http://www.ifamily.ru/jihad/ (дата обращения 18.01.2019).

хадисах шахидами именуются люди, убитые преступниками при самообороне, а также погибшие от чумы, плеврита, туберкулеза, болезней живота, утопленники, женщины, умершие во время беременности и после родов в результате кровотечения1. В священном хадисе пророк также сказал: «Кто влюбится и умрет, сохранив себя от греха прелюбодеяния, приравнивается к шахиду» - здесь речь идет о тех, кто по каким-либо причинам не успел заключить законный брак.

В буквальном переводе слова «шахид» можно увидеть его истоки непосредственно в одном из столпов ислама - шахады (шахид (араб. ^ sahTd, множественное число Suhada'; происходит от араб. Sahada шахада, буквально «свидетельствование»).

Как и любая религия, ислам не мог вечно сохранять стабильность. При жизни Мухаммеда не предпринималось никаких попыток внести в учение какие-либо новшества. Однако сразу после его смерти появились первые признаки раскола.

Существует три основных направления ислама: суннизм (последователи Сунны), шиизм (последователи четвертого праведного халифа Али) и хариджизм (ибадиты)

- раннее направление (секта) ислама, образовавшееся из-за непризнания четвертого праведного халифа Али и узурпировавшего власть Муавии, основателя династии Омейядов (VII—VI11 вв.).

Их формирование стало результатом наличия трех основных причин:

1. склонность к пророчеству, присущая семитам (древнееврейские пророки, ханифы (последователи ханифизма - одной из форм религиозного монотеизма, возникшей в доисламской Аравии и испытавшей влияние иудаизма и христианства), предшественники Мухаммеда и пророки, появившиеся после него);

2. разногласия о сущности верховной власти (хариджизм, шиизм);

3. различные представления о боге (рационалисты, мистики).

Все направления ислама имеют несколько мазхабов (богословско-правовых школ). В суннизме существуют следующие мазхабы: маликиты, ханбалиты, ханифиты, шафииты.

Маликиты и ханбалиты в большей степени следуют букве божественного Закона, а ханифиты и шафииты - духу Закона.

В Российской Федерации в Чечне, Ингушетии и Дагестане (кроме кумыков и ногайцев) распространен ислам шафиитского мазхаба в форме суфийских (суфизм

- течение в исламе, проповедующее аскетизм и духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии) орденов (тарикатов) накшбендия и кадирийя. В центральной и западной частях Северного Кавказа распространен ханифитский мазхаб суннизма. Степень исламизации этих республик

1 Шахид... как много в этом слове. - URL: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/shahid/ (дата обращения: 19.01.2019).

значительно ниже, т.к. этот мазхаб наиболее лоялен и гибок к этническому фактору и традиционным обычаям (адату)1.

Ислам является единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Все отличия между направлениями в исламе фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Существуют также важные противоречия в принципах справедливости, характере проведения торжеств и в отношении к иноверцам2.

Следует отметить, что для Российской Федерации ханафитский мазхаб, достаточно либеральный и свободный от радикализма, неизменно остается типичным правовым толком ислама. Он позволяет адаптироваться к изменчивым общественным отношениям, что способствует его широкому распространению. Ханафитский мазхаб господствовал в Аббасидском халифате. В Османской империи кади и муфтии (высший религиозный авторитет) были должны руководствоваться его выводами. Этот мазхаб до сих пор сохраняет ведущие позиции в Афганистане, Сирии и Пакистане, а также среди мусульман Индии. В основе системы нормативно-правовых актов многих стран (Египта, Ирака, Сирии), закрепляющей нормы фикха (мусульманское правоведение - Усуль аль-фикх), лежат выводы этой школы.

Большинство мусульман, проживающих на территории Средней Азии, являются ханифитами. Ханифизм сформировался в Ираке в VNMX вв. Основоположником ханифизма считается Абу Ханифа, но решающую роль в разработке учения сыграли Абу Йусуф Йакуб (ум. в 795) и особенно Мухаммад ибн ал-Хасан аш-Шайбани (ум. в 805), труды которого составляют ядро ханафитского мазхаба. Ханифиты, признавая четыре основных источника фикха, используют рациональные методы формулирования норм фикха намного шире сторонников других школ. Они не сводят иджтихад (способность интерпретировать мусульманский закон) к киясу (суждение по аналогии в мусульманском праве) и используют также истихсан (выбор из 2-х решений или в порядке исключения), который дает возможность принимать правовые решения с учетом соотношения деяния, воздаяния и локальных обычаев. Ханифизм является официальным вероисповеданием мусульман Европейской и Азиатской Турции, Туркестана, Индии; большая часть российских татар - ханифиты (на Кавказе многие из татар -шафииты).

При проведении религиозных обрядов, а также в своем поведении в целом ханифиты продолжают соблюдать ряд положений ханафитского мазхаба. Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана в своих фетвах

1 Атмурзаева Ф.И. Причины распространения исламского фундаментализма в современной России. - URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Article/Atmyr_Vahhab.php (дата обращения: 12.01.2019).

2 Ислам. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/318 (дата обращения: 18.01.2019).

(обязательных заключениях муфтия о соответствии решений и действий нормам ислама) базируется на выводах ханафитского мазхаба.

Особое внимание следует уделить наиболее радикальным течениям и движениям в исламе, распространяющим экстремистскую идеологию.

Так, ответвлением суннизма является мазхаб ханбалитского толка. Он возник как религиозно-политическое движение и позже оформился в самостоятельную религиозно-правовую школу. Мазхаб получил название от имени основоположника - имама Ахмада ибн Ханбаля (780-855). Он был противником нововведений (бида), подрывавших фундаментальные основы ислама. Если новшество не было одобрено «иджма» - «согласным мнением» первых трех поколений мусульманских авторитетов (факихов) Медины или ему не нашлось аналога в Сунне или Коране (кияс), то оно считалось искажением базовых положений ислама и не дозволялось. Иджма и кияс расширяли границы сферы бида, трансформируя исламскую догматику. Они оказали существенное влияние на развитие мусульманского мировоззрения. Ханбал и его последователи были приверженцами монотеизма и не допускали возможность посредничества между Аллахом и человеком.

Сформировавшееся в период острого социально-политического кризиса, охватившего Халифат (IX в.), ханбалитство отразило мировоззрение наиболее консервативных адептов традиционализма. Ханбалиты одними из первых инициировали систематизацию традиционалистской концепции вероучения. Они отрицали и буквальные, и аллегорические интерпретации Корана и хадисов, не допускали возможность рационалистической трактовки догматов веры. Принимая очевидность божественного предначертания, ханбалиты считают, что вера человека (иман) зависит от совершаемых им благих деяний. Интеграция поступков в категорию «вера» как основного условия ее совершенствования сыграла роль этической мотивации ханбалитов к социальной активности. Нетерпимые к нововведениям и выделявшиеся фанатичной требовательностью к соблюдению обрядовых и правовых норм шариата, они одновременно являлись противниками крайностей в вероучении и деятельности общины. Ханбалиты настаивали на подчинении «законному» правителю и добыче «хлеба насущного» любыми допустимыми способами, противопоставляя принцип приобретения мирских благ суфийскому «упованию на Аллаха» (таваккуль). Идеи ханбалитов снискали широкую поддержку средних и низших слоев городского населения Ирака, Сирии, Хиджаза, Хорасана и оказали сильное воздействие на андалусскую традиционалистскую школу. В течение всего средневековья ханбалиты, взявшие на себя роль носителей суннитского «правоверия», неоднократно становились лидерами массовых городских движений.

Сторонником крайнего направления ханбалитского мазхаба являлся средневековый богослов Ибн Таймийа (1263-1328), который, как и Ахмад Ибн

Ханбал, не принимал нововведений, отдалявших мусульман от первоначального ислама. Он выступал против культа святых и Мухаммеда и порицал мусульман за паломничество к мавзолею пророка в Медине. В сфере догматики Ибн Таймийа также был непоколебимым монотеистом. Он впервые стал использовать понятие «вахдад ал-виджуд» (единство бытия) (сотворенное Аллахом, но не есть Аллах, которое располагается под Аллахом, потому великие тайны бытия известны одному Аллаху). В политике Ибн Таймийа был приверженцем теократического симбиоза, т.к. без сильного государства ислам как религия может оказаться в опасности, а без шариата государство может прийти к тирании. Отношения власти и народа Ибн Таймийа видел в рамках общественного договора - «клятвы» между исламом и мусульманской общиной о взаимной верности и лояльности. Он считал, что использование власти в корыстных целях или для личного обогащения недопустимо1.

Доля ханбалитов в структуре населения наиболее высока в Саудовской Аравии, Катаре, Индии и Индонезии, ряде стран Северной и Восточной Африки, государствах восточной части Аравийского полуострова2. Ханбалитскую идеологию используют братья-мусульмане, религиозно-правовая школа ханбалитов официально принята в Саудовской Аравии3.

В новое время ваххабитами и представителями исламского реформаторства ханбалитским идеям очищения ислама была дана новая жизнь. Ваххабизм возник в Аравии в середине XVIII в. В его основу легли учения шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703 - 1792), сформулированные под сильным влиянием трудов Ибн Таймийа.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб полагал, что истинный ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда (ас-саляф ас-салих). Он проповедовал строгое соблюдение монотеизма (таухид), отречение от суеверий и поклонения святым (вали) и святым местам, очищение ислама от поздних наслаиваний и новшеств (вида), возвращение к первоначальной чистоте. В общественно-политической сфере ваххабиты призывают всех мусульман к братству и консолидации, проповедуют морально-этические принципы ислама и призывают к социальной гармонии. Важное место отводят идее джихада, который, согласно их представлениям, ведется в различных формах: «джихад сердца» - борьба с собственными пагубными наклонностями; «джихад языка» - «повеление достойного

1 Атмурзаева Ф.И. Причины распространения исламского фундаментализма в современной России. - URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Article/Atmyr_Vahhab.php (дата обращения: 12.01.2019).

2Ханбалиты. - URL: http://linai.lt/index.php?option=com_content&task=view&id=610&Itemid=50 (дата обращения: 18.01.2019).

3 Радикальные идеологии в современном исламе. - URL:www.i-r-p.ru/download/key-23119/file-files5/.../Gl.%201.1.doc (дата обращения: 09.01.2019).

одобрения и запрещение достойного порицания»; «джихад руки» - принятие соответствующих мер наказания в отношении нарушителей правовых и нравственных норм; «джихад меча» - вооруженный конфликт с неверными1. Последняя форма широко применяется радикальными фундаменталистами, экстремистами и террористами в идеологической и практической деятельности, т.к. павшим в бою обещается вечное блаженство.

Ранним ваххабитам был свойственен крайний религиозный фанатизм и экстремизм в борьбе с их политическими противниками.

В Неджде (Центральной Аравии) учению ваххабизма следовал Мухаммед ибн Сауд, который вел борьбу против Османской Турции, упрекаемой в покорности неверным европейцам, за объединение Аравии. В начале XIX в. саудиты основали независимое ваххвабистское государство в Неджде. Они совершали набеги на Ирак и Сирию. В 1811-1818 гг. египетская армия ликвидировала это государство. Затем оно было восстановлено, но снова покорено рашидидами - вассалами Турции. Но в 1902 г. эмир Абд аль - Азиз ибн Сауд захватил Эр-Рияд, в 19241925 гг. занял Хиджаз, а в 1927 г. основал ваххабитское государство. В 1932 г. возникло Королевство Саудовская Аравия (Аль-Мамляка аль-Арабия ас-Саудия) -абсолютная теократическая монархия. Оно охватывает две трети Аравийского полуострова и прибрежные острова в Красном море и Персидском заливе.

Последователи ваххабитского учения также населяют арабские эмираты Персидского залива, Индию, Индонезию, ряд государств Северной Африки, Кавказа и Средней Азии.

В России представлена достаточно широкая ваххабитская среда, причем нельзя сказать, что она вся структурирована. Значительная масса верующих, которые получили знание об исламе из ваххабитских брошюр (т.к. других источников фактически не было), вовлечены в орбиту идеологического влияния и не являются убежденными ваххабитами. При этом на территории страны функционируют и группы симпатизирующих, и устойчивые ваххабитские общины.

Ваххабиты стремятся формировать устойчивые объединения для последующего использования в политической борьбе. Основной акцент делается на молодое поколение. В людях воспитывается безжалостность, нетерпимость к альтернативам и чувствам верующих - представителей других религий. Не согласных с ваххабитами, часто опираясь на абстрактные аргументы, провозглашали мушриками (многобожниками) и боролись с ними. Часто подобные конфликты происходили между ваххабитами и мусульманами, по их мнению, отступившими от ислама2.

Идеи ваххабизма получают активную поддержку в эпоху духовно-религиозного

1 Ислам в России. - URL: http://www.sunhome.ru/journal/14054/p2 (дата обращения: 10.01.2019).

2 Ваххабизм. - URL: http://www.islam.ru/lib/warning/sekty/vahabizm/ (дата обращения: 18.01.2019).

возрождения в переломные периоды. Учение распространяется многочисленными проповедниками в странах, где проживают мусульмане. На российскую территорию ваххабизм проник через Среднюю Азию в 1970-1980 гг.

Воздействию ваххабитов часто подвергаются глубоко религиозные женщины и девушки, т.к. они наиболее эмоциональны и подвержены внушению.

Шахидки-смертницы делятся на три основные группы. Одну из них условно можно назвать «идейной» - это женщины, попавшие под влияние ваххабитов, в результате чего понимание ими ислама искажается. Вторая группа - «шахидки по принуждению»: чаще всего это молодые девушки, похищенные, купленные или обесчещенные боевиками. Также девушки из малоимущих семей продают себя в шахидки, чтобы прокормить родных. Третья группа шахидок - «мстители»: ее составляют родственницы боевиков, ликвидированных спецслужбами1.

Выявить смертника по внешним признакам почти не представляется возможным. Под предложенное силовыми структурами описание, составленное по результатам расследования террористических актов, можно «подогнать» большую часть мусульман: «Внешними признаками террориста-ваххабита могут являться: у мужчин - наличие бороды (чаще не стриженной) и головного убора (обычно тюбетейка без узоров и вышивки), отсутствие усов; у женщин - платок закрывает шею и уши. Платье однотонное, чаще без рисунков, длиной ниже колен или же почти до земли, рукава платья длинные»2.

Исламский фундаментализм, сложившийся к концу XIX в., предполагал возвращение общества к принципам изначального ислама и стал радикальной реакцией на кризис политической и экономической системы мусульманского мира. Поэтому данное явление не может считаться в полной мере религиозным феноменом. Политический радикализм исламского фундаментализма выражается прежде всего в форме оппозиции имеющимся в ряде мусульманских стран прозападным режимам. Другими словами, фундаментализм - это больше политическое, чем религиозное, движение, т.к. его участники не выступают с идеями реформирования религии как системы норм и обрядов. Они настаивают на изменении ее роли и места в жизни общества, отрицая доминирующую идеологию, политику установленного политического режима и государственное устройство, как не отвечающие нормам ислама3.

Еще одним радикальным течением ислама можно назвать фундаменталистское движение Талибан, сформировавшееся в 1992 г. в

1 Почему у смертниц нет национальности и как узнать шахидку в толпе. - URL: http://www.zagolovki.ru/daytheme/primeti/31Mar2010 (дата обращения: 12.01.2019).

2 Как распознать террориста-смертника. - URL: http://www.mvd.ru/about/press/7623/ (дата обращения: 13.01.2019).

3 Волков В. О природе исламского радикализма. - URL: http://www.strana-oz.ru/?article=670&numid=14 (дата обращения: 16.01.2019).

Афганистане. Его участниками являются выпускники мусульманских религиозных училищ (медресе), открывавшихся в Пакистане для беженцев-пуштунов из соседнего Афганистана. Ядром движения стали 30 студентов (талибы - араб. и пушту cfc ^ - «студенты») мусульманского духовного медресе в г. Кандагар (юго-восток Афганистана) во главе с муллой Мухаммедом Омаром, нанятые разведкой Пакистана для защиты торгового сообщения с Туркменистаном по дороге Кветта-Кандагар-Герат-Ашхабад. Отличительным признаком талибов стали черные тюрбаны и белые одежды. В условиях гражданской войны, не прекратившейся после падения прокоммунистического режима Мохаммада Наджибуллы, талибы призывали афганское общество к миру и единению под знаменем ислама.

Движение объявило своей целью формирование «истинно исламского» государства и было обращено против правительства Б. Раббани, свергшего светский режим Наджибуллы. Центром Талибана стал Кандагар. Уже к февралю 1995 г. его участники заняли половину южных провинций страны и взяли в кольцо Кабул, а в 1996 г. вошли в столицу. Комплексную помощь (в том числе финансовую и военную) движению Талибан оказывал Пакистан. К концу 1990-х гг. талибы контролировали большую часть Афганистана. На его территории после осуществленных в США террористических актов нашел пристанище Усама бен Ладен.

Талибан ввел запрет на телевидение, музыку и музыкальные инструменты, изобразительное искусство, алкоголь, компьютеры и Интернет, шахматы, белую обувь (белый - цвет талибского флага), обсуждение секса в открытой форме. Были ограничены права религиозных меньшинств. Обязанностью мужчин стало ношение бороды определенной длины. Женщинам не разрешали работать, получать медицинские услуги от врачей противоположного пола, появляться в общественных местах с открытым лицом и без родственника мужского пола; ограничивался доступ к получению образования (в 2001 г. девочки составляли только 1% учеников школ). Широко использовались средневековые виды санкций: за воровство лишали одной или обеих рук, за супружескую измену забивали камнями; были распространены публичные телесные наказания. Талибы выделялись крайней религиозной нетерпимостью. Являясь сторонниками суннитской формы ислама, они подвергали гонениям шиитов, чем резко ухудшили отношения с Ираном.

26 февраля 2001 г. мулла Омар издал декрет об уничтожении всех неисламских памятников в стране. Претворяя его волю в жизнь, в марте того же года талибы взорвали две статуи Будды, вырезанные в скалах Бамиана в III ив VI в., чем спровоцировали порицание со стороны мирового сообщества, в том числе ряда мусульманских стран.

Объектами нападений участников Талибана часто становятся школы. Только в 2008 г. в северо-западном регионе Пакистана Сват их было уничтожено более 150.

Движение вывело Афганистан в мировые лидеры по производству героина. Оно выросло с 2248 тонн в 1996 г. (приход талибов к власти) до рекордных на тот момент 4565 тонн в 1999 г. (79% мирового производства героина). В течение одного года площадь под посевами опийного мака на подконтрольной талибам территории увеличились с 60 до 90,5 тыс. га. На рубеже XX-XXI вв. контрабанда товаров народного потребления из Пакистана являлась основным источником доходов Талибана. Она приносила доходы, по меньшей мере в три раза превосходившие поступления в бюджет от налога на выращивание опиума.

В настоящее время движение Талибан дипломатически признано Объединёнными Арабскими Эмиратами, Пакистаном и Саудовской Аравией.

Таким образом, религиозный экстремизм сегодня представляет серьезную опасность. Прикрываясь религиозными мотивами, исламские радикальные группировки пытаются достичь политических целей. Очевидно, что сегодня в попытках преобразования мира по своим утопическим программам они могут причинить огромный урон всему человечеству. Именно поэтому в настоящее время существует острая потребность в координации деятельности науки и государственных структур по формированию адекватных моделей и механизмов реагирования на возникающие вызовы со стороны религиозного экстремизма.

Библиография/References:

1. Атмурзаева Ф.И. Причины распространения исламского фундаментализма в современной России. - URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/ Article/Atmyr_Vahhab.php (дата обращения: 12.01.2019).

2. Ваххабизм. - URL: http://www.islam.ru/lib/warning/sekty/vahabizm/ (дата обращения: 18.01.2019).

3. Волков В. О природе исламского радикализма. - URL: http://www.strana-oz.ru/?article=670&numid=14 (дата обращения: 16.01.2019).

4. Ислам в России. - URL: http://www.sunhome.ru/journal/14054/p2 (дата обращения: 10.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ислам. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/318 (дата обращения: 18.01.2019).

6. Как распознать террориста-смертника. - URL: http://www.mvd.ru/about/ press/7623/ (дата обращения: 13.01.2019).

7. Ливцов В.А., Исаев А.В., Власов Ю.И. Религиозный экстремизм в Орловской области // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - №1. - С. 99-106.

8. О сущности исламского джихада. - URL: http://www.ifamily.ru/jihad/ (дата обращения: 18.01.2019).

9. Почему у смертниц нет национальности и как узнать шахидку в толпе. - URL: http://www.zagolovki.ru/daytheme/primeti/31Mar2010 (дата обращения: 12.01.2019).

10.Радикальные идеологии в современном исламе. - URL: www.i-r-p.ru/download/key-23119/file-files5/.../Gl.%201.1.doc (дата обращения: 09.01.2019).

11.Ханбалиты. - URL: http://linai.lt/index.php?option=com_content &task=view&id=610&Itemid=50 (дата обращения: 18.01.2019).

12.Шахид... как много в этом слове. - URL: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/shahid/ (дата обращения: 19.01.2019).

1. Atmurzaeva, F.I. Prichiny rasprostraneniya islamskogo fundamentalizma v sovremennoj Rossii [The reasons for the spread of Islamic fundamentalism in modern Russia]. - URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Article/ Atmyr_Vahhab.php (data obrashcheniya: 12.01.2019). (In Russ.)

2. Vahkhabizm [Wahhabism]. - URL: http://www.islam.ru/ lib/warning/sekty/vahabizm/ (data obrashcheniya 18.01.2019). (In Russ.)

3. Volkov, V. O prirode islamskogo radikalizma [On the nature of Islamic radicalism].

- URL: http://www.strana-oz.ru/?article=670&numid=14 (data obrashcheniya: 16.01.2019). (In Russ.)

4. Islam v Rossii [Islam in Russia]. - URL: http://www.sunhome.ru/ journal/14054/p2 (data obrashcheniya: 10.01.2019). (In Russ.)

5. Islam [Islam]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/318 (data obrashcheniya: 18.01.2019). (In Russ.)

6. Kak raspoznat' terrorista-smertnika [How to recognize a suicide bomber]. - URL: http://www.mvd.ru/about/press/7623/ (data obrashcheniya 13.01.2019). (In Russ.)

7. Livcov, V.A., Isaev, A.V., Vlasov, YU.I. (2016) Religioznyj ehkstremizm v Orlovskoj oblasti [Religious extremism in the Oryol region] // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - №1. - P. 99106. (In Russ.)

8. O sushchnosti islamskogo dzhihada [On the essence of Islamic Jihad]. - URL: http://www.ifamily.ru/jihad/ (data obrashcheniya 18.01.2019). (In Russ.)

9. Pochemu u smertnic net nacional'nosti i kak uznat' shahidku v tolpe [Why suicide bombers do not have nationality and how to find out a martyr in a crowd]. - URL: http://www.zagolovki.ru/daytheme/primeti/31Mar2010 (data obrashcheniya 12.01.2019). (In Russ.)

10.Radikal'nye ideologii v sovremennom islame [Radical ideologies in modern Islam].

- URL: www.i-r-p .ru/download/key-23119/file-files5/. ../Gl.%201.1.doc (data obrashcheniya: 09.01.2019). (In Russ.)

11.Hanbality [Hanbalites]. - URL: http://linai.lt/index.php?option=com_content&task= view&id=610&Itemid=50 (data obrashcheniya: 18.01.2019). (In Russ.)

12. Shahid... kak mnogo v ehtom slove [Shahid... How much of this word]. - URL: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/shahid/ (data obrashcheniya: 19.01.2019). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.