Научная статья на тему 'Негосударственное пенсионное страхование как социально-правовое явление'

Негосударственное пенсионное страхование как социально-правовое явление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1099
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ / ПЕНСИОННЫЙ ДОГОВОР / ПЕНСИОННАЯ СХЕМА / ПЕНСИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ / PRIVATE RETIREMENT INSURANCE / PRIVATE PENSION FUND / SPECIALIZED DEPOSITARY / PENSION CONTRACT / PENSION SCHEME / PENSION GROUNDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рафикова Райхана Рифатовна

В статье рассматриваются правовые аспекты негосударственного пенсионного страхования в Российской Федерации, которое в последнее время становится все более востребованным. Однако многие вопросы правового регулирования требуют более внимательного и тщательного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with legal aspects of private pension insurance of Russian Federation that is in demand. However the issues of legal regulation demand an intent and careful study.

Текст научной работы на тему «Негосударственное пенсионное страхование как социально-правовое явление»

Рафикова РР

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

Rafikova R.R.

PRIVATE RETIREMENT INSURANCE AS A SOCIAL LEGAL PHENOMENON

Ключевые слова: негосударственное пенсионное страхование, негосударственный пенсионный фонд, специализированный депозитарий, пенсионный договор, пенсионная схема, пенсионные основания.

Keywords: private retirement insurance, private pension fund, specialized depositary, pension contract, pension scheme, pension grounds.

Аннотация

В статье рассматриваются правовые аспекты негосударственного пенсионного страхования в Российской Федерации, которое в последнее время становится все более востребованным. Однако многие вопросы правового регулирования требуют более внимательного и тщательного исследования.

Abstract

The article deals with legal aspects ofprivate pension insurance of Russian Federation that is in demand. However the issues of legal regulation demand an intent and careful study.

История негосударственного пенсионного обеспечения в России берет свое начало с первых пенсионных касс, которые появились во второй половине XIX - начале XX веков.

Так, в 1858 году было принято положение об эмеритальных кассах Морского ведомства, в 1859 году - Военного ведомства, инженеров путей сообщения в 1860 году. В 1883 году принимаются Главные основания для учреждения земских эмеритальных касс1. Целью создании подобных касс было обеспечение дополнительными суммами пенсий вышедших в отставку членов кассы, независимо от того, какие пенсии им должны были быть назначены на основании общих законов, особенных уставов и высочайших повелений.

Возрождение негосударственной пенсионной системы в начале 90-х гг. прошлого столетия стало возможным при крайне отрицательных результатах социальноэкономического развития страны в этот период, и было вызвано наличием таких ресурсов в отдельных отраслях экономики и группах населения (предприятия топливно-энергетического комплекса, машиностроения, металлургии, горнодобывающей промышленности и телекоммуникаций, транспортные и строительные организации, финансово-кредитные, страховые и инвестиционные компании и фонды).

Решающее значение для первоначального формирования российской негосударственной пенсионной системы имел Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»2, который разрешил предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам граждан, общественным объединениям учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан, которые должны были функционировать независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. При этом, государственная и негосударственная пенсионные системы рассматривались в данном Указе не как альтернативные, а в качестве взаимодополняющих элементов пенсионного обеспечения. Определяющая же роль

1 См.: Военный Сборник. - 1864. - № 12; - 1880. - № 3 и 4, и - 1894. - № 7 и 8.

2 Российская газета. 1992. 23 сентября. № 210.

сохранялась за государственной пенсионной системой, а негосударственная выступала в качестве дополнительной системы.

Следующим шагом в признании необходимости создания негосударственной пенсионной системы явилось принятие Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ 1995 года3, которая в качестве третьего обязательного уровня пенсионной системы страны признала негосударственные пенсионные системы. При этом негосударственное пенсионное обеспечение рассматривалось Концепцией как дополнительное по отношению к государственному. Приоритетной задачей, по мнению разработчиков Концепции, являлось становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем.

Чрезвычайно важными для развития негосударственного пенсионного страхования стало принятие Программы пенсионной реформы, одобренной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 4634 в которой были определены основные принципы и направления развития новой пенсионной модели. Одним из основных направлений пенсионной реформы в Российской Федерации, намеченных Программой, является развитие добровольного дополнительного пенсионного страхования.

Следующим шагом в развитии негосударственного пенсионного страхования стало принятие в 1998 году Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»5, который заложил основы системы негосударственного пенсионного обеспечения, упорядочил организацию и формирование системы негосударственного пенсионного обеспечения. Данный Закон урегулировал правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также установил основные принципы государственного регулирования и контроля за их деятельностью.

Итак, в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - ФЗ № 75-ФЗ) субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению являются негосударственный пенсионный фонд, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики и участник.

В ст. 2 ФЗ № 75-ФЗ дано определение негосударственного пенсионного фонда как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Обращает на себя внимание то, что именуясь в Законе фондом, негосударственные пенсионные фонды, таковыми на самом деле не являются, а по своей организационноправовой форме относятся к некоммерческим организациям6.

Однако некоммерческая природа негосударственных пенсионных фондов вызывает

3 Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 г. № 790 (ред. от 30.05.1997) «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3338.

4 Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 21. - Ст. 2239.

5 Федеральный закон РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (ред. от 22.04.2010) «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. 1998. - № 19. - Ст. 2071.

6 См.: Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. - М.: Статут, 2007. - С. 197 - 217; Сумской Д.А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // Российская юстиция. - 2009.

- № 6.

также определенные сомнения' в связи с тем, что они осуществляют деятельность по исключительно коммерческому использованию денежных средств граждан и распределению между ними полученных в результате доходов.

Здесь налицо предпринимательский характер деятельности негосударственного пенсионного фонда. Поэтому правильным было бы законодательно предусмотреть обязанность преобразования существующих негосударственных пенсионных фондов в какую-либо из имеющихся форм коммерческих организаций. В частности, можно согласиться с разработчиками Концепции развития законодательства о юридических лицах (п. 1.3 § 1 подраздела 8) в том, что негосударственные пенсионные фонды в

действительности являются коммерческими организациями, деятельность которых направлена на извлечение прибыли и являются хозяйственными обществами8.

В связи с изложенным необходимо внести соответствующие изменения в ч. 1 ст. 2 ФЗ № 75-ФЗ, изложив ее в следующей редакции:

«Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - особая организационноправовая форма коммерческой организации, создаваемая в соответствии с действующим законодательством в форме хозяйственных обществ с целью социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются ...» далее по тексту.

Следующим субъектом отношений по негосударственному пенсионному страхованию является специализированный депозитарий, в деятельности которого так же существует ряд специфических проблем, касающихся как непосредственно специализированных депозитариев, так и их участия в деятельности негосударственных пенсионных фондов. Одной из таких проблем является значительное отставание в принятии соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов. К примеру, отсутствуют нормативноправовые акты, регулирующие отчетность специализированного депозитария перед управляющими компаниями, негосударственными пенсионным фондами и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и ряд других аспектов деятельности, на которые есть ссылки в типовых договорах.

Представляется, что с целью решения обозначенной проблемы в процессе осуществления деятельности в качестве специализированного депозитария в сфере негосударственного пенсионного обеспечения необходимо активное участие в разработке законодательной, нормативно-правовой и технологической базы, касающейся инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, всех заинтересованных сторон - самих негосударственных пенсионных фондов, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, саморегулируемых организаций и непосредственно профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Негосударственное пенсионное страхование осуществляется на основании договора негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионного договора), заключаемого между пенсионным фондом и вкладчиком.

Закон именует данный договор как соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Закона № 75-ФЗ).

Существенные условия пенсионного договора перечислены в ст. 12 Закона № 75-ФЗ:

- наименование сторон;

- сведения о предмете договора (предметом пенсионного договора являются действия сторон по созданию компенсационного фонда для возмещения предполагаемых потерь постоянного заработка лица в связи с наступлением пенсионных оснований);

7 См.: Гражданское право: В 4 т. Общая часть: учебник. Том 1 / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2008; Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. - 2007. - № 3; Сумской Д.А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // Российская юстиция. - 2009. - № 6.

8 Концепция развития законодательства о юридических лицах (проект) // Вестник гражданского права. - 2009. - № 2.

- положения о правах и об обязанностях сторон9;

- положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

- вид пенсионной схемы;

- пенсионные основания;

- положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

- положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

- сроки действия и прекращения договора;

- положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

- положения о порядке урегулирования споров;

- реквизиты сторон.

Итак, пенсионный договор так же, как и любой договор, является соглашением сторон. В нем перечислены их права и обязанности, возникающие в ходе реализации предмета соглашения. Права и обязанности негосударственного пенсионного фонда, вкладчиков и участников определяются пенсионным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, правилами пенсионного фонда и пенсионным договором. Перечень основных прав и обязанностей сторон пенсионного договора приведен в статьях 13 и 14 Закона № 75-ФЗ.

Условия конкретного договора определяются также пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда и пенсионной схемой, применяемой негосударственным пенсионным фондом (ст. 3 и 9 Закона № 75-ФЗ).

Требования к правилам устанавливаются в ст. Закона № 75-ФЗ и в постановлении Минтруда России «Об утверждении Порядка регистрации пенсионных и страховых правил негосударственных пенсионных фондов»10. Утверждение правил относится к исключительной компетенции совета фонда. Порядок принятия решений советом фонда устанавливается уставом.

Пенсионная схема - это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов, а также выплаты негосударственных пенсий. Применяемые на практике пенсионные схемы можно разделить на два вида: солидарная и индивидуальная.

Используемая схема зависит от вида открываемых счетов учета пенсионных взносов -именные пенсионные счета или солидарный счет.

Требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения, указаны в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения»11. Данным Постановлением установлено, что пенсионная схема фонда определяет условия негосударственного пенсионного обеспечения и служит основой для заключения фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда договора о негосударственном пенсионном обеспечении. Так же установлено, что именно должны определять применяемые фондами пенсионные схемы.

Пенсионные основания (основания приобретения участником права на получение государственной пенсии) установлены законодательством. В договоре могут быть предусмотрены дополнительные основания назначения участнику негосударственной пенсии

Пенсионные основания в соответствии со ст. 10 Закона № 75-ФЗ устанавливаются федеральным законодательством, а именно гл. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

9 О.В. Пермяков считает, что данное условие сформировано некорректно, так как договор - это и есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (См.: Пермяков О.В. Юридическая природа пенсионного договора // Юрист. - 2006. - № 6.).

10 Постановление Минтруда РФ от 15.04.2004 г. № 46 «Об утверждении Порядка регистрации пенсионных и страховых правил негосударственных пенсионных фондов» // Российская газета. - 2004.

- 8 мая. - № 95.

11 Постановление Правительства РФ от 13.12.1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 51. - Ст. 6353.

Одной из гарантий исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств является ежегодное актуарное оценивание деятельности негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, которое проводится актуариями по итогам финансового года. Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 95 утвержден Порядок проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, в котором, в частности определен перечень сведений, которые обязательно должны быть отображены в актуарном заключении12.

Таким образом, создание полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность негосударственных пенсионных фондов, способствовало стабильному развитию всей системы и по количественным, и по качественным показателям.

Так, в настоящее время, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, по состоянию на 1 марта 2010 года осуществляют деятельность 164 негосударственных пенсионных фонда, имеющих действующую лицензию без ограничения срока действия, в том числе 4 фонда в Самарской области13. Следует заметить, что, начиная с 2004 года наблюдается незначительная тенденция к сокращению количества негосударственных пенсионных фондов, как на территории Российской Федерации, так и по Самарской области. Так, в 2004 году было зарегистрировано 270 негосударственных пенсионных фондов (7 - на территории Самарской области), в 2005 - 261, 2006 - 256, 2007 - 240, 2008 - 209, 2009 - 165. Так же следует отметить, что из 164 негосударственных пенсионных фондов, только 133 имеют лицензию на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию. При этом количество застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию на 1 марта 2010 года составляет - 5 955 586 чел., в то время как на 1 января 2006 года составляло - 604 568 чел14. Следует заметить, что негосударственные пенсионные фонды Самарской области лицензии на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию не имеют.

Численность участников негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению если на 1 января 2005 года составляла -

5 530 851 чел., то на 1 марта 2010 г. - 6 807 540 чел. Из них получали негосударственные пенсии в 2005 году - 500 606 чел. и в 2010 году - 1 298 901 чел.

По Самарской области, численность участников негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению на 1 января 2005 года составляла -76 784 чел., из них получали негосударственную пенсию - 6 385 чел. И на 1 марта 2010 общая численной участников по негосударственному пенсионному страхованию составляет - 98 031 чел., из них уже получают негосударственные пенсии - 36 486 чел15.

Приведенные выше цифры показывают, что деятельность негосударственных пенсионных фондов с каждым годом становится все более и более востребованной. Столь стремительное развитие негосударственной пенсионной системы объясняется в первую очередь тем, что в стране создана достаточная нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы работы, методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов16. В целом, созданы благоприятные условия для развития негосударственного пенсионного обеспечения.

12 См.: Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 844.

13 См. Федеральная служба по финансовым рынка / Офиц. сайт: режим доступа: fcsm.ru.

14 Федеральная служба по финансовым рынка: Информация о негосударственных пенсионных фондах, имеющих право осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию (зарегистрировавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика) / Офиц. сайт: режим доступа: fcsm.ru.

15 См. Федеральная служба по финансовым рынка / Офиц. сайт: режим доступа: fcsm.ru.

16 Корякин С. Шаг к достойному будущему // Консультант. - 2008. - № 9.

Подтверждением достигнутого уровня, места и роли негосударственных пенсионных фондов стала предоставленная им возможность участия в осуществлении пенсионной реформы в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.