Научная статья на тему 'НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ УВЛЕЧЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ УВЛЕЧЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
негативные последствия / зависимость / компьютерные игры / дети / младший возраст / школьный возраст / negative consequences / passion / computer games / children / school age

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мелкова А.А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – влиянию увлеченности компьютерными играми на развитие и психосоциальное благополучие детей младшего школьного возраста. В работе на основе обзора результатов современных исследований показано, что проведение за играми длительного времени оказывает негативное воздействие на когнитивные функции детей (внимание, память), их эмоциональную сферу (повышенная тревожность, склонность к депрессивным состояниям) и коммуникативные навыки. Особое внимание уделено проблемам общения геймеров со сверстниками, родителями, педагогами. Также затрагиваются трудности самовыражения таких детей. В заключительной части сформулированы практические рекомендации для родителей по ограничению времени игр, контролю за контентом и стимулированию оффлайн общения. Подчеркивается необходимость дальнейшего комплексного изучения проблемы для разработки эффективных мер профилактики и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE CONSEQUENCES OF EXCESSIVE PASSION FOR COMPUTER GAMES FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article is devoted to a topical problem today the influence of passion for computer games on the development and psychosocial well-being of children of primary school age. The work, based on a review of the results of modern research, shows that spending a longtime playing game has a negative impact on children’s cognitive functions (attention, memory), their emotional sphere (increased anxiety, tendency to depression) and communication skills. Particular attention is paid to the problems of communication between gamers and peers, parents, and teachers. The difficulties of self-expression of such children are also touched upon. The final part contains practical recommendations for parents on limiting play time, monitoring content and stimulating offline communication. The need for further comprehensive study of the problem to develop effective prevention and correction measures is emphasized.

Текст научной работы на тему «НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ УВЛЕЧЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37.017.7

Мелкова А.А.

магистрант

Поволжская академия образования и искусств им. Святителя Алексия Московского (г. Тольятти, Россия)

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ УВЛЕЧЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - влиянию увлеченности компьютерными играми на развитие и психосоциальное благополучие детей младшего школьного возраста.

В работе на основе обзора результатов современных исследований показано, что проведение за играми длительного времени оказывает негативное воздействие на когнитивные функции детей (внимание, память), их эмоциональную сферу (повышенная тревожность, склонность к депрессивным состояниям) и коммуникативные навыки.

Особое внимание уделено проблемам общения геймеров со сверстниками, родителями, педагогами. Также затрагиваются трудности самовыражения таких детей.

В заключительной части сформулированы практические рекомендации для родителей по ограничению времени игр, контролю за контентом и стимулированию оффлайн общения. Подчеркивается необходимость дальнейшего комплексного изучения проблемы для разработки эффективных мер профилактики и коррекции.

Ключевые слова: негативные последствия, зависимость, компьютерные игры, дети, младший возраст, школьный возраст.

Введение. В последние годы значительно выросла популярность компьютерных игр среди детей, включая детей младшего школьного возраста [7, 9, 14]. Многие эксперты отмечают, что чрезмерная увлеченность компьютерными играми может перерастать в компьютерную игровую

зависимость, опасность которой связывают негативное влияние на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие детей [1, 15].

Избыточное время, проводимое детьми младшего школьного возраста за компьютерными играми, влияет на различные сферы развития, включая когнитивную сферу, психоэмоциональное состояние и сферу общения. Большую озабоченность вызывает такое влияние на формирование коммуникативных навыков. Так, исследования показывают, что избыточное время, проводимое за компьютерными играми, может привести к проблемам в общении детей со сверстниками, родителями и учителями [1,5]. Влияние на сферу общения включает в себя проблемы общения со сверстниками и родителями, с учителями, проблемы самовыражения, неуверенности в себе.

Цель данного обзора - рассмотреть основные негативные последствия проблемного использования компьютерных игр с точки зрения развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

Влияние компьютерных игр на когнитивную сферу детей.

Ряд исследований показал, что проблемное использование компьютерных игр может негативно сказаться на когнитивном развитии детей младшего школьного возраста.

Испытуемые из этой группы хуже справлялись с заданиями, требующими длительной концентрации внимания.

Похожие результаты были получены в исследовании Burleigh T.L. et al. (2018), которое продемонстрировало связь между избыточным количеством времени, проведенным за играми, и проблемами с переключением и распределением внимания [12].

Результаты проведенных исследований дают основание утверждать, что компьютерная игровая зависимость негативно влияет на различные аспекты памяти, включая хранение и удержание информации [11]. В частности, дети с высокой вовлеченностью в компьютерные игры показали более низкие результаты в тестах на словарный запас и зрительную память.

Таким образом, имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что избыточное время, проводимое за компьютерными играми, может негативно влиять на когнитивную сферу детей младшего школьного возраста, приводя к проблемам с вниманием и памятью. Это может привести к снижению успеваемости и трудностям в освоении школьной программы.

Проблемы в общении ребенка с учителем.

Ряд авторов (Ахутина и др., 2018, Королева Т. П., 2019, Муровец В. О., 2019, Микляева А. В., 2021) установили связь между компьютерной игровой зависимостью и низкой успеваемостью, в том числе из-за проблем в общении ученика с учителем [1, 4, 5, 6]. Таким детям сложно концентрироваться на объяснении материала, они практически не задают вопросов. Зачастую учителя их считают пассивными, немотивированными и мешающими обучению.

Влияние на психоэмоциональное состояние.

В работах других авторов приведены основания для вывода о связи между избыточным временем, проводимым за компьютерными играми, и различными нарушениями психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста.

В частности, Burleigh T.L. et al. (2018) и Subramaniapillai M. (2022) показали, что проблемное использование компьютерных игр связано с повышенной тревожностью [12, 22] у детей, которые играли в игры более двух часов в день. У них наблюдались более высокие показатели тревожности в социальных ситуациях, а также более высокие показатели общей тревожности.

Аналогичные результаты были получены в длительном исследовании Marino C. et al. (2018), где компьютерная игровая зависимость предвещала более высокий уровень тревожности, депрессии и более низкую самооценку в течение двух лет [16].

Кроме того, в ряде исследований была обнаружена связь между использованием компьютерных игр детьми младшего школьного возраста и

симптомами депрессии, включая подавленное настроение, потерю интереса к занятиям, нарушения сна и аппетита [3, 6].

Таким образом, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что избыточное время, проводимое за компьютерными играми, может оказывать негативное влияние на психологическое благополучие детей младшего школьного возраста и повышать риск развития у них тревожных расстройств и депрессии.

Избыточное время, проводимое за компьютерными играми, ограничивает живое общение детей со сверстниками, что приводит к трудностям в самораскрытии и развитии навыков конструктивного самовыражения (Ahutina et al., 2010). Кроме того, по данным исследования Starcevic V. et al. (2020), Subramaniapillai M. (2022), для детей младшего возраста, чрезмерно увлекающихся играми, характерны низкая уверенность в себе, избегание публичных выступлений и низкий уровень спонтанности [19, 22].

Проблемы в общении со сверстниками.

Проблемное использование компьютерных игр может привести у детей младшего школьного возраста к проблемам в общении со сверстниками.

По результатам исследования Ахутиной Т.В. и Пылаевой Н.М. (2018), дети, которым нравятся компьютерные игры, чаще жалуются на трудности в общении с одноклассниками [1]. Они реже участвуют в групповых играх на переменах, предпочитают одиночество и проявляют меньшую спонтанность в общении [3, 5].

Похожие результаты были получены зарубежными авторами (Anderson E.L. et al., 2019). Дети, которые уделяют компьютерным играм избыточное время, реже оценивались сверстниками как товарищи по играм и были для них менее популярны. Кроме того, у таких детей были хуже развиты координация и навыки работы в группе [9, 13].

Таким образом, компьютерная игровая зависимость может ограничивать живое взаимодействие со сверстниками, препятствуя приобретению

коммуникативного опыта и формированию социальных навыков, важных для успешной адаптации детей.

Проблемы общения с родителями.

По данным ряда исследований (Ахутина Т. В. и др., 2018, БшаИе^уа М. Б1 а1., 2018), проблемное использование компьютерных игр может создавать проблемы во взаимодействии между детьми младшего школьного возраста и их родителями [1, 18]. Родители часто жалуются, что общение в семье сводится к минимуму из-за того, что их дети постоянно проводят длительное время за компьютерными играми. Дети реже делятся с родителями своими мыслями и переживаниями и проявляют меньше интереса к семейным делам. Кроме того, при ограничении родителями времени для игр между ними возникают конфликты.

Рекомендации для родителей.

Учитывая негативное влияние проблемного использования компьютерных игр на психосоциальное развитие детей младшего школьного возраста, родителям настоятельно рекомендуется ограничивать количество времени, которое их дети проводят за компьютерными играми. Специалисты (Ахутина Т.В. и др., 2018) предлагают следующие рекомендации: для детей 7-8 лет: не более 1 часа в будние дни и 1,5 часа в выходные, для детей 9-10 лет - не более 1,5 часа и 2 часов соответственно [1, 17]. Также важно контролировать содержание игр, запрещая агрессивные или несоответствующие возрасту игры и отдавая предпочтение обучающим и развивающим играм [7, 9, 14]. Родителям следует поощрять занятия вне дома, такие как спорт, хобби, общение с друзьями [2, 8]. Однако при этом важен и пример родителей. Важно поддерживать общение семьи и совместную деятельность с ребенком, а также интересоваться ребенком, его чувствами и мыслями [2, 8].

Выполнение этих рекомендаций может нивелировать риски избыточного времени, проводимого за компьютерными играми, и сбалансировать психоэмоциональное развитие ребенка.

Заключение.

В проведенном анализе было выявлено, что чрезмерное увлечение компьютерными играми представляет серьезную проблему для психосоциального благополучия и коммуникативного развития детей младшего школьного возраста. Множество отечественных и международных исследований показали, что избыточное время, проводимое за компьютерными играми, негативно влияет на развитие детей в когнитивной сфере, их эмоциональное состояние и коммуникативные навыки. В частности, это может привести к ухудшению способности к конструктивному общению со сверстниками, родителями и учителями [1, 9, 14].

Учитывая масштаб проблемы в современном обществе, очевидно, что необходимо проведение дальнейших исследований феномена компьютерной игровой зависимости и разработка эффективных стратегий ее профилактики и коррекции с привлечением семьи и школы. Только комплексный подход, включающий разумное ограничение времени, проводимого за компьютерными играми, контроль содержания игр, развитие альтернативных интересов и родительскую поддержку, может гарантировать гармоничное развитие личности ребенка в современных условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахутина, Т.В. Влияние компьютерных игр на когнитивное развитие младших школьников / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // Вопросы психологии. -2018. - No 3. - С. 22-31;

2. Воинова О.И. Профилактика компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2018, (55):50-54;

3. Ермолаев, О.Ю. Психология компьютерной игры / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2019. - 352 с;

4. Королева Т.П. Проблемы компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста. Colloquium-journal. 2019, (27-3):51-3;

5. Микляева, А.В. Влияние компьютерных игр на социальное развитие современных школьников / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Вопросы психологии. - 2021. - No 1. - С. 105-115;

6. Муровец В.О., Сердюкова Н.Б., Корниенко Д.С. Проблема интернет-зависимого поведения младших школьников: причины, профилактика. Балтийский гуманитарный журнал. 2019,8(3):300-3;

7. Смирнова, Е.О. Компьютерная игра в жизни современного дошкольника / Е.О. Смирнова // Современное дошкольное образование. - 2018. - No 2. - С. 3243;

8. Шевченко М.И. Профилактика интернет-зависимости у младших школьников. Наука и образование сегодня. 2021, (5): 50-2;

9. Anderson E.L., Steen E., Stavropoulos V. Internet use and Problematic Internet Use: A systematic review of longitudinal research trends in adolescence and emergent adulthood. International Journal of Adolescence and Youth. 2017,22(4):430-54;

10. Blight M.G., Jagiello K., Ruppel E.K. "Just one more level": Exploring the effects of casual video games on maladaptive gaming and mental health. Computers in Human Behavior. 2022 Jan 1, 126: 107025;

11. Brunborg G.S., Hanss D., Mentzoni R.A., Pallesen S. Core and peripheral criteria of video game addiction in the game addiction scale for adolescents. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2015 Jun 1,18(6):280-5;

12. Burleigh T.L., Stavropoulos V., Liew L.W., Adams B.L., Griffiths M.D. Depression, internet gaming disorder, and the moderating effect of the gamer-avatar relationship: An exploratory longitudinal study. International Journal of Mental Health and Addiction. 2018 Mar,16(2): 102-124;

13. Christopher, J.N., Mareva, S., Leslie, R. (2019). Problematic Young Gamers' Friendship Quality: A Three Wave Longitudinal Network Analysis. Journal of Youth and Adolescence, 48(8), 1589-1603;

14. Domoff, S.E., Borgen, A.L., Foley, R.P. (2019). Excessive use of mobile devices and children's physical health. Human Behavior and Emerging Technologies, 1(2), 169-175;

15. Greenfield, P.M. Mind and media: The effects of television, video games, and computers / P.M. Greenfield. - Psychology Press, 2014. - 237 p;

16. Marino C., Gini G., Vieno A., Spada M.M. A comprehensive meta-analysis on problematic use. Computers in Human Behavior. 2018, 83:262-77;

17. Milani, L., La Torre, G., Fiore, M., Grumi, S., Gentile, D.A., Ferrante, M., Di Blasio, P. (). Internet Gaming Addiction in Adolescence: Risk Factors and Maladjustment Correlates. International Journal of Mental Health and Addiction, -201816(4), 888-904;

18. Smahelova, M., Juhova, D., Cermak, I., Smahel, D. (2017). Mediation of young children's digital technology use: The parents' perspective. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 11 (3);

19. Starcevic V., Billieux J., Schimmenti A. Selfitis, selfie addiction: Irresistible appeal of medical terminology for problematic behaviours in the digital age. Australian & New Zealand Journal of Psychiatry. 2020 Dec,54(12): 1196-200;

20. Subramaniapillai M., Arbour-Nicitopoulos K., Duncan M., McIntosh D., Mansour S., Faulkner G. A scoping review of associations between sedentary

behaviour and anxiety and depression among children and youth. BMC Public Health. 2022 Dec,22(1):1-4

Melkova A.A.

Volga Academy of Education and Arts named after Alexy of Moscow (Tolyatti, Russia)

NEGATIVE CONSEQUENCES OF EXCESSIVE PASSION FOR COMPUTER GAMES FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Abstract: the article is devoted to a topical problem today - the influence of passion for computer games on the development and psychosocial well-being of children ofprimary school age.

The work, based on a review of the results of modern research, shows that spending a longtime playing game has a negative impact on children's cognitive functions (attention, memory), their emotional sphere (increased anxiety, tendency to depression) and communication skills.

Particular attention is paid to the problems of communication between gamers and peers, parents, and teachers. The difficulties of self-expression of such children are also touched upon.

The final part contains practical recommendations for parents on limiting play time, monitoring content and stimulating offline communication. The needfor further comprehensive study of the problem to develop effective prevention and correction measures is emphasized.

Keywords: negative consequences, passion, computer games, children, school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.