Научная статья на тему 'Негативная информационная среда. Психологические аспекты воздействия'

Негативная информационная среда. Психологические аспекты воздействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негативная информационная среда / воздействие / ложные убеждения / личность / negative information environment / exposure / false beliefs / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексей Владимирович Попов

Предметом исследования является воздействие негативной информационной среды на человека. Тот факт, что в двадцать первом веке активное развитие информационных технологий привело к возникновению ряда проблем, сопряженных с информационной экологией населения Российской Федерации, указывает на актуальность настоящей работы. Цель работы: проанализировать, какое психологическое воздействие оказывает негативная информационная среда на личность человека. Указанная цель опосредует выполнение следующих задач: раскрыть содержание термина «негативная информационная среда»; обозначить, на каких уровнях она воздействует на личность человека; какую роль информационная негативная среда играет в формировании ложных убеждений; предложить методы, позволяющие нивелировать ее воздействие на личность человека. Методология исследования предполагала использование качественного метода. Иными словами, нами были использованы анализ исследований психологической и философской направленности, синтез, дедукция. В результате сделаны следующие выводы. Негативная информационная среда представляют собой сферу жизнедеятельности человека, которая включает в себя создание, преобразование и потребление информации, формирующей такие поведенческие паттерны, которые демонстрируют характер деструктивности, а также ложные убеждения. Воздействует на четыре уровня личности: индивидуальный, личностный, субъективный и социальный. По причине того, что тотальный контроль над информационными потоками ведет к непрогнозируемым результатам, мы, опираясь на философские предпосылки, сформированные В. Виндельбандом и Г. Гомперцем, предложили следующее: возродить институт наставничества (применимо в большей степени к молодому поколению россиян); развивать навыки критического мышления населения. Полученные результаты могут быть использованы как практикующими психологами, осуществляющими трудовую деятельность в рамках когнитивно-поведенческого подхода, а также преподавателями высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Negative information environment. Psychological aspects of impact

The subject of the study is the impact of negative information environment on human beings. The fact that in the twenty-first century the active development of information technologies has led to a number of problems associated with the information ecology of the population of the Russian Federation, indicates the relevance of this work. Purpose of the work: to analyse what psychological impact the negative information environment has on human personality. The specified goal mediates the following tasks: to disclose the content of the term «negative information environment»; to identify at what levels it affects human personality; what role the negative information environment plays in the formation of false beliefs; to propose methods that allow levelling its impact on human personality. The research methodology implied the use of qualitative method. In other words, we used the analysis of studies of psychological and philosophical orientation, synthesis, deduction. As a result, the following conclusions were made. Negative information environment is a sphere of human activity, which includes the creation, transformation and consumption of information that forms such behavioural patterns that demonstrate the character of destructiveness, as well as false beliefs. It affects four levels of personality: individual, personal, subjective and social. Due to the fact that total control over information flows leads to unpredictable results, we, based on the philosophical premises formed by W. Windelband and G. Gompertz, proposed the following: to revive the institute of mentoring (applicable to a greater extent to the younger generation of Russians); to develop critical thinking skills of the population. The results obtained can be used both by practicing psychologists who carry out work activities within the framework of the cognitive-behavioural approach, as well as by teachers of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Негативная информационная среда. Психологические аспекты воздействия»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-54-58 EDN: https://elibrary.ru/NKCRTX NIION: 2018-0077-4/23-384 MOSURED: 77/27-024-2023-04-583

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология (психологические науки)

Негативная информационная среда. Психологические аспекты воздействия

Алексей Владимирович Попов

Академия управления МВД России, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Предметом исследования является воздействие негативной информационной среды на человека. Тот факт, что в двадцать первом веке активное развитие информационных технологий привело к возникновению ряда проблем, сопряженных с информационной экологией населения Российской Федерации, указывает на актуальность настоящей работы. Цель работы: проанализировать, какое психологическое воздействие оказывает негативная информационная среда на личность человека. Указанная цель опосредует выполнение следующих задач: раскрыть содержание термина «негативная информационная среда»; обозначить, на каких уровнях она воздействует на личность человека; какую роль информационная негативная среда играет в формировании ложных убеждений; предложить методы, позволяющие нивелировать ее воздействие на личность человека.

Методология исследования предполагала использование качественного метода. Иными словами, нами были использованы анализ исследований психологической и философской направленности, синтез, дедукция. В результате сделаны следующие выводы. Негативная информационная среда представляют собой сферу жизнедеятельности человека, которая включает в себя создание, преобразование и потребление информации, формирующей такие поведенческие паттерны, которые демонстрируют характер деструктивности, а также ложные убеждения. Воздействует на четыре уровня личности: индивидуальный, личностный, субъективный и социальный. По причине того, что тотальный контроль над информационными потоками ведет к непрогнозируемым результатам, мы, опираясь на философские предпосылки, сформированные В. Виндельбандом и Г. Гомперцем, предложили следующее: возродить институт наставничества (применимо в большей степени к молодому поколению россиян); развивать навыки критического мышления населения. Полученные результаты могут быть использованы как практикующими психологами, осуществляющими трудовую деятельность в рамках когнитивно-поведенческого подхода, а также преподавателями высших учебных заведений.

Ключевые слова: негативная информационная среда, воздействие, ложные убеждения, личность

Для цитирования: Попов А. В. Негативная информационная среда. Психологические аспекты воздействияIIПсихология и педагогика служебной деятельности. 2023. №4. С. 54-58. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-54-58. EDN: NKCRTX.

Original article

Negative information environment. Psychological aspects ofimpact

Alexey V. Popov

Academy of Menedgement of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The subject of the study is the impact of negative information environment on human beings. The fact that in the twenty-first century the active development of information technologies has led to a number of problems associated with the information ecology of the population of the Russian Federation, indicates the relevance of this work. Purpose of the work: to analyse what psychological impact the negative information environment has on human personality. The specified goal mediates the following tasks: to disclose the content of the term «negative information environment»; to identify at what levels it affects human personality; what role the negative information environment plays in the formation of false beliefs; to propose methods that allow levelling its impact on human personality.

© Попов А. В., 2023

54

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

The research methodology implied the use of qualitative method. In other words, we used the analysis of studies of psychological and philosophical orientation, synthesis, deduction. As a result, the following conclusions were made. Negative information environment is a sphere of human activity, which includes the creation, transformation and consumption of information that forms such behavioural patterns that demonstrate the character of destructiveness, as well as false beliefs. It affects four levels of personality: individual, personal, subjective and social. Due to the fact that total control over information flows leads to unpredictable results, we, based on the philosophical premises formed by W. Windelband and G. Gompertz, proposed the following: to revive the institute of mentoring (applicable to a greater extent to the younger generation of Russians); to develop critical thinking skills of the population. The results obtained can be used both by practicing psychologists who carry out work activities within the framework of the cognitive-behavioural approach, as well as by teachers of higher educational institutions.

Keywords: negative information environment, exposure, false beliefs, personality

For citation: Popov A. V Negative information environment. Psychological aspects of impact // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):54-58. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-54-58.EDN: NKCRTX.

Введение. Необходимо говорить о том, что в двадцать первом веке активное развитие информационных технологий привело не только к созданию новых возможностей, но и к возникновению ряда новых проблем, среди которых необходимо отметить воздействий негативной информационной среды. Так, В. В. Милютина в рамках своей работы утверждает, что такая среда оказывает негативное влияние, в первую очередь, на молодое поколение россиян, что указывает на актуальность настоящего исследования [6]. Проблема заключается в том, что такая информационная среда способна вызывать опасные эффекты психологического характера, проявляющиеся на различных уровнях: на индивидуальном уровне изменяются как физиологические, так и психические состояния людей (псевдоастенический синдром, тревожность); с точки зрения личности индивид не может самостоятельно определиться, реализоваться, принять те решения, что являются жизненно важными. Кроме того, следует говорить о том, что мо-тивационная сфера человека подвергается деформации; на субъективном уровне человек неправильно воспринимает информацию, в результате чего он оказывается неспособен выполнять социально значимые функции; на социальном уровне увеличивается количество ситуаций, являющихся рискованными с социально-психологической точки зрения [3].

Цель настоящего исследования: проанализировать психологические аспекты воздействия негативной информационной среды и предложить способы, позволяющие защитить личность от их ее влияния. В рамках настоящей работы, опираясь на философские работы В. Вингельбранда и Г. Гомперца, выдвигаем следующую гипотезу: личность способна противостоять влиянию негативной информационной среды. Были проанализированы работы различных авторов, как психологов, так и философов.

Содержание предыдущих исследований и описание выявленных противоречий. В первую очередь, полагаем необходимым раскрыть содержание термина «информационная среда». О. А. Параскиопуло, например, утверждает, что информационная среда - сфера человеческой жизнедеятельности, которая включает в себя выполнение следующих действий субъектами социального взаимодействия: такие субъекты создают, преобразовывают и потребляют информацию [7].

Для такой среды характерно наличие факторов, оказывающих косвенное или прямое влияние на личность. Примечательно, что такое воздействие может быть, как краткосрочным, так и продолжительным. М. Ахмедов утверждает, что информационное воздействие включает в себя наличие психологического эффекта, так как оно, воздействуя на психические процессы, оказывает влияние на поведенческие и когнитивные человеческие паттерны [1]. В результате изменяются не только психологические свойства личности, но и поведенческие модели.

Ряд исследователей, среди которых необходимо отметить Д. А. Кокко, высказывают точку зрения, согласно которой в общеобразовательные и высшие учебные заведения необходимо ввести следующую дисциплину - информационная экология, предметом которой будет являться защита личности от той информации, что является избыточной, ложной или опасной [2].

Полагаем, что на сегодняшний день необходимо начать проводить исследования, связанные с изучением проблем, имеющих отношение к информационной экологии и развитию новейших информационных технологий. Кроме того, полагаем, что не столько технологический процесс должен быть причиной тревоги, сколько уже сложившаяся негативная практика его использования. Представляется очевидным, что быстрый рост потоков информации, обусловленный распространенностью смартфонов и доступностью сети «Интернет», хоть изначально и задумывался как основа для повышения образовательного уровня населения, в действительности стал служить совершенно иным целям, например, продвижению пропагандистских враждебных идей [10].

С. О. Коробейникова отмечает, что проблема заключается в следующем: несмотря на распространение негативной информационной среды, в действительности в любом информационном поле присутствует большое количество сведений, являющихся безопасными и полезными [5]. По этой причине тотальный контроль над информационным пространством демонстрирует наличие непрозрачных результатов, к которым Т. В. Семина относит следующие: юридическая неграмотность населения Российской Федерации (которая в настоящий момент находится на уровне «ниже среднего»); общая необразованность; исчезновение социальных связей [11].

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

55

Мнение автора коррелирует с мнением другого исследователя, В. А. Симоновой, которая утверждает, что целенаправленное желание трансформировать и изменить поведенческие паттерны отдельно взятого человека или группы индивидов - вот что составляет основу психологического воздействия негативной информационной среды [9]. С этой точкой зрения невозможно не согласиться, так как манипуляции оказывают влияние не только на представления человека, но также на его эмоции и волевую сферу. Согласно мнению С. А. Дружилова, такое воздействие должно включать в себя желание не только изменить поведенческие реакции группы лиц, но и представить объективную действительность в ином свете, что будет способствовать внедрению вредных и опасных идей [12].

Следовательно, на сегодняшний день информационная среда представляет собой инструмент, посредством которого происходит трансляция социальных норм и ценностей. Что касается негативной информационной среды, то человеку навязываются «чуждые» установки и поведенческие стереотипы.

Негативная информационная среда оказывает существенное влияние на формирование ложных убеждений. При этом существует мнение, согласно которому отсутствие доступа к качественной информации не обязательно является основным предшественником формирования ложных убеждений. Так, на формирование ложных убеждений влияет целый ряд когнитивных, социальных и аффективных факторов:

Рис. 1. Факторы, формирующие ложные убеждения [10] Ложные убеждения, как правило, возникают благодаря тем же механизмам, что и точные убеждения. При принятии решения о том, что является истиной, люди часто склонны полагаться на свое «чутье» или авторитет источника [11]. Например, в марте 2020 года тридцать один процентов американцев согласился с тем, что СОУГО-19 был целенаправленно создан и распространен, несмотря на отсутствие каких-либо достоверных доказательств его намеренной разработки. Полагаем, что люди неоднократно сталкивались с теориями заговора об источнике вируса, что могло способствовать такому широкому распространению ложных убеждений, поскольку простое повторение утверждения делает его более правдоподобным, чем представление его только один раз [12]. Этот эффект иллюзорной истины возникает по следующей причине: люди используют периферийные признаки, например, узнаваемость (сигнал о том, что сообщение уже встречалось ранее); беглость обработки (сигнал о том, что сообще-

ние кодируется или извлекается без усилий); связность (сигнал о том, что элементы сообщения имеют в памяти связи, являющиеся последовательными и логичными). Сила этих признаков увеличивается при повторении. Таким образом, повторяемость полученного сигнала увеличивает убежденность как в ложной информации, так и в истинной. Иначе говоря, негативная информационная среда воздействует как на когнитивные факторы принятия решений, так и на социально-аффективные факторы личности, в результате чего она формирует в человеке ложные убеждения, что в долгосрочной перспективе может быть опасным как для социума, так и для самого человека.

Анализ мнений вышеперечисленных исследователей не позволяет ответить на следующий вопрос: каким образом человек способен избежать влияния негативной информационной среды? Как уже ранее было отмечено, тотальный контроль над всеми информационными потоками не может принести желаемый результат (по нивелированию влияния негативной информационной среды), так как последствия такого контроля непрозрачны. Складывается впечатление, что негативного влияния невозможно избежать, что, полагаем, не соответствует действительности.

Известен факт, что методология любой науки берет начало с теории и формирования специального категориального аппарата. По причине того, что психология изначально развивалась как раздел философского знания, полагаем необходимым вновь обратиться к философии с целью разрешить противоречие, в рамках которого противодействие негативной информационной среде является невозможным.

Предложения по преодолению выявленных проблем. Может сложиться ошибочное представление о том, что индивид не обладает свободой воли и, следовательно, не может противостоять воздействию негативной информационной среды. В действительности это не так.

В рамках настоящего исследования интерес представляет мнение двух философов: В. Виндельбанда и Г. Гомперца. Предметом размышлений первого является «свобода воли», в рамках которой им выделено наличие трех этапов: возникновение желания; выбор из наиболее предпочтительного желания; реализация действия на основе выбранного желания [4]. Философ высказывает точку зрения, согласно которой человек обладает свободой воли, что находит отражение в возможном выборе собственных желаний. Несмотря на то, что желание само по себе детерминировано внешним воздействием, в действительности рефлексия имеет место на каждом из трех этапов: на одном из них индивид способен понять, что его желание не является собственным. Г. Гом-перц утверждал, что внутренняя свобода исключает всеобъемлющий контроль над окружающей действительностью, так как ее суть заключается во внутреннем контроле над происходящим. Следовательно, здесь речь также идет о наличии свободы воли.

Таким образом, исходим из предположения, что человек, обладающий свободой воли, в перспективе мо-

56

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

жет противостоять влиянию негативной информационной среды. Но что он должен использовать в качестве инструмента?

Как уже было отмечено ранее, на формирование ложных убеждений оказывает влияние авторитет сигнала, то есть, авторитет автора сообщения. В связи с этим актуальным представляется возрождение института наставничества, что может стать активной мерой борьбы с негативной информационной средой в контексте воспитания молодого поколения, на что указывал глава государства в своем Послании Федеральному Собранию в 2018 году: «...наставничество - это явление, которое способно объединить знания и нравственную основу воспитания, что позволит обеспечить преемственность поколений и избежать негативного влияния «недруже-ственныхстран» [8].

Кроме того, полагаем, для противостояния влиянию негативной информационной среды необходимо наличие развитого критического мышления. Что следует понимать в качестве критического мышления? Защитная функция критического мышления находит отражение в следующем: оно позволяет выявлять информационные и психологические воздействия негативного характера. Основу указанного явления составляет желание индивида пребывать в безопасном состоянии. Но по причине того, что информационное и психологические воздействия демонстрируют характер скры-тости, люди их чаще всего не осознают. При условии, что человек осознает наличие потребности пребывать в безопасном состоянии (относительно психологического воздействия извне) и отдает себе отчет в возможных последствиях такого влияния, следует говорить о наличии у него мотива в использовании критического мышления.

Выводы. На основании вышеизложенного приходим к следующим выводам. Негативная информационная среда - сфера человеческой жизнедеятельности, включающая в себя создание, преобразование и потребление такой информации, которая формирует деструктивные поведенческие паттерны и ложные убеждения, что становится возможным благодаря воздействию на четыре уровня личности:

1. Индивидуальный уровень. Имеют место изменения физиологических и психических состояний человека (астения, повышенная тревожность);

2. Личностный уровень. Отсутствуют самоопределение, самореализация, невозможность самостоятельного принятия жизненно важных решений;

3. Субъективный уровень. Невозможность выполнять функции, являющиеся социально-значимыми;

4. Социальный уровень. Увеличение количества рискованных социально-психологических ситуаций.

По причине того, что тотальный контроль над информационными потоками ведет к непрогнозируемым результатам, мы, опираясь на философские предпосылки, сформированные В. Виндельбандом и Г. Гомперцем, предложили следующее: возрождение института наставничества, что позволит нивелировать воздействие негативной информационной среды на молодое поколе-

ние; развитие критического мышления населения Российской Федерации.

Библиографический список

1. Ахмедов, М. К вопросу об информационно-психологической безопасности личности / М. Ахмедов, 3. С. Курбанова // В сб.: Развитие правового сознания в образовательном пространстве : Материалы 6-й Международной научно-практической конференции : в4ч. Махачкала, 2019. С. 216-223.

2. Данилов, Е. О. Языковые признаки пропаганды в сети интернет / Е. О. Данилов // В сб.: Актуальные проблемы современной филологии : Материалы XXII международной научно-практической конференции. Красноярск. 2021. С. 15-19.

3. Дружилов, С. А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты / С. А. Дружилов // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 59. С. 11.

4. Кокко, Д. А. Перспективы информационной экологии в информационном обществе / Д. А. Кокко // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. СПб., 2021. Т. 12. № 5 (52). С. 95-98.

5. Коларьков, Д. А. Риски негативного воздействия информационной среды на здоровье молодого поколения / Д. А. Коларьков //В сб.: Человек, культура. Общество : Материалы XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 109-113.

6. Колесников, С. А. Деструктивные и антидеструктивные социальные стратегии в философских концепциях В. Виндельбанда и Г. Риккерта / С. А. Колесников // В сб.: Четвертые путилинские чтения : Материалы Всероссийского «круглого стола». Белгород, 2018. С. 24-29.

7. Коробейникова, С. О. Роль информационной экологии в современном мире / С. О. Коробейникова // В сб.: Актуальные проблемы социально-экологического знания : Межвузовский сборник научных трудов ; отв. ред. Б. Г. Акчурин. Уфа, 2019. С. 189-198.

8. Милютина, В. В. Предупреждение родителями негативного влияния информационной среды на развитие детей и подростков / В. В. Милютина, Ю. А. Коче-това // В кн.: Возможности и риски цифровой среды : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л. Ф. Обуховой). М., 2019. С. 302-304.

9. Параскиопуло, О. А. Информационная культура личности как составная часть базисной культуры личности / О. А. Параскиопуло // В сб.: Социальные и психологические проблемы современного образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2018. С. 389-394.

10. Послание Президента Федеральному Собранию // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 22.05.2023).

11. Семина, Т. В. Развитие правового нигилизма и негативное влияние информационной среды на сферу Здравоохранения/ Т. В. СеминаIIВ кн.: XXVIIIВсероссийский съезд сердечно-сосудистых хирургов. Тезисы докладов. Ассоциация сердечно-сосудистых хирур-

ЕСКИЕ НАУКИ 57

гов России, Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева. Москва. 2022. С. 193.

12. Симонова, В. А. Роль экологии информационного пространства в жизни человека / В. А. Симонова // В сб.: Тенденции развития мировой торговли в XXI веке : Материалы IX Международной научно-практической конференции. Пермь. 2021. С. 284-287.

13. Экер, У К. X. Психологические факторы веры в дезинформацию и ее устойчивость к коррекции / У К. X. Экер, С. Левандовски, Дж. Кук // Nat Rev Psychol. Лондон. 2022. № 1. С. 13-29.

14. Прайс Т., Арнольд М.М., Уильямсон П. Взаимосвязь между аномалистическим восприятием вероятности и ошибочностью базовой ставки / Т. Прайс, М. М. Арнольд, П. Уильямсон // Думать. Причина. Перт. 2020. № 26. С. 447-477.

15. Почему люди верят в теории заговора против COVID-19? // URL: https://misinforeview.hks.harvard. edu/article/why-do-people-believe-covid-19-conspiracy-theories/ (дата обращения: 22.05.2023).

Bibliographic list

1. Akhmedov, М. On the issue of information and psychological security of the individual / M. Akhmedov, Z. S. Kurbanova // In the collection: The development of legal consciousness in the educational space : Materials of the 6th International Scientific and Practical Conference : at 4 a.m. Makhachkala, 2019. P. 216-223.

2. Danilov, E. O. Linguistic signs of propaganda on the Internet / E. O. Danilov // In the collection: Actual problems of modern philology : Materials of the XXII International Scientific Conference- a practical conference. Krasno-yarsk.2021. P. 15-19.

3. Druzhilov, S. A. Negative effects of the modern information environment on a person: psychological aspects / S. A. Druzhilov // Psychological research. 2018. Vol. 11. No. 59. P.ll.

4. Kokko, D. A. Prospects of information ecology in the information society / D. A. Kokko // Scientific proceedings of the Northwestern Institute of Management of the RANEPA. SPb., 2021. Vol. 12. No. 5 (52). P. 95-98.

5. Kolarkov, D. A. Risks of the negative impact of the information environment on the health of the younger generation / D. A. Kolarkov // In the collection: Man. culture. Society : Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference. Penza, 2021.P.109-113.

6. Kolesnikov, S. A. Destructive and anti-destructive social strategies in the philosophical concepts of V. Windel-

band and G. Rickert / S. A. Kolesnikov // In the collection: The Fourth Putilin Readings : Materials of the All-Russian Round Table. Belgorod, 2018. P. 24-29.

7. Korobeynikova, S. O. The role of information ecology in the modern world / S. O. Korobeynikova // In the collection: Actual problems of socio-ecological knowledge : Interuniversity collection of scientific papers ; ed. by B. G. Akchurin. Ufa, 2019. P. 189-198.

8. Milyutina, V. V. Prevention by parents of the negative impact of the information environment on the development of children and adolescents / V V. Milyutina, Yu. A. Ko-chetova // In the book: Opportunities and risks of the digital environment: A collection of materials of the VII All-Russian Scientific and practical Conference on Developmental Psychology (readings in memory of L. F. Obukhova). M., 2019. P. 302-304.

9. Paraskiopulo, O. A. Information culture of personality as an integral part of the basic culture of personality / O. A. Paraskiopulo // In the collection: Social and psychological problems of modern education : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2018. P. 389-394.

10. Message of the President to the Federal Assembly // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (date of application: 05/22/2023).

11. Semina, Т. V The development of legal nihilism and the negative impact of the information environment on the healthcare sector / Т. V. Semina II In the book: XXVIII All-Russian Congress of Cardiovascular Surgeons. Abstracts of the reports. Association of Cardiovascular Surgeons of Russia, A. N. Bakulev National Medical Research Center for Cardiovascular Surgery. Moscow. 2022. P. 193.

12. Simonova, V. A. The role of ecology of the information space in human life / V. A. Simonova II In the collection: Trends in the development of world trade in the XXI century : Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. Perm. 2021. P. 284-287.

13. Ecker, W. К. H. Psychological factors of faith in disinformation and its resistance to correction / W. К. H. Ecker, S. Lewandowski, J. Cook II Nat Rev Psychol. London. 2022.No. l.P. 13-29.

14. Price Т., Arnold M.M., Williamson P. The relationship between the anomalous perception of probability and the error of the base rate / T. Price, M. M. Arnold, P. Williamson//Think. Reason. Perth. 2020. No. 26. P. 447-477.

15. Why do people believe in conspiracy theories against COVID-19? II URL: https://misinforeview.hks.har-vard.edu/article/why-do-people-believe-covid-19-conspir-acy-theories / (date ofaccess: 05/22/2023).

Информация об авторе

А. В. Попов - адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.

Information about the author A. V. Popov - Associate Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel of the Academy ofManagement of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia.

Статья поступила в редакцию 21.09.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 21.09.2023; approved after reviewing 12.12.2023; accepted for publication 25.12.2023. 58 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.