Научная статья на тему 'Негативизация образа короля Франции Генриха III де Валуа в библиографическом памфлете Жана Буше «La vie et faits notables de Henry de Valois. Tout au long, sans rien requerir. Où sont contenues les trahisons, perfifidies, sacrileges, exactions, cruautez & hontes de cet Hypocrite & Apostat, ennemy de la Religion Catholique»'

Негативизация образа короля Франции Генриха III де Валуа в библиографическом памфлете Жана Буше «La vie et faits notables de Henry de Valois. Tout au long, sans rien requerir. Où sont contenues les trahisons, perfifidies, sacrileges, exactions, cruautez & hontes de cet Hypocrite & Apostat, ennemy de la Religion Catholique» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диффамация королевской власти / Генрих III / Жан Буше / Католическая Лига / памфлет / Религиозные войны / Варфоломеевская ночь / убийства в Блуа / сатира / пропаганда / католики / гугеноты / defamation of the royal authority / Henry III / Jean Boucher / Catholic League / pamphlet / Wars of Religion / St. Bartholomew›s Day massacre / Assassinations in Blois / satire / propaganda / Catholics / Huguenots

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романова Полина Александровна

В данной статье анализируется процесс формирования негативного образа французского монарха Генриха III Валуа в рамках пропагандистской кампании по диффамации королевской власти на примере одного из памфлетов оппозиционного автора Жана Буше. Автор сравнивает биографические сведения, полученные из текста памфлета, с историческими сведениями, известными нам из сочинений современников интересующих нас личностей, а также из трудов историков. В статье делается принципиальный вывод, что памфлет является практически полностью фальсифицированным с исторической точки зрения, то есть, всецело отвечающим пропагандистским целям оппозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негативизация образа короля Франции Генриха III де Валуа в библиографическом памфлете Жана Буше «La vie et faits notables de Henry de Valois. Tout au long, sans rien requerir. Où sont contenues les trahisons, perfifidies, sacrileges, exactions, cruautez & hontes de cet Hypocrite & Apostat, ennemy de la Religion Catholique»»

Word in science No. 3, 2022

Негативизация образа короля Франции Генриха III де Валуа в библиографическом памфлете Жана Буше «La vie et faits notables de Henry de Valois. Tout au long, sans rien requerir. Où sont contenues les trahisons, perfifidies, sacrileges, exactions, cruautez & hontes de cet Hypocrite & Apostat, ennemy de la Religion Catholique»

Романова Полина Александровна

Бакалавр

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия) АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируется процесс формирования негативного образа французского монарха Генриха III Валуа в рамках пропагандистской кампании по диффамации королевской власти на примере одного из памфлетов оппозиционного автора Жана Буше.

Автор сравнивает биографические сведения, полученные из текста памфлета, с историческими сведениями, известными нам из сочинений современников интересующих нас личностей, а также из трудов историков.

В статье делается принципиальный вывод, что памфлет является практически полностью фальсифицированным с исторической точки зрения, то есть, всецело отвечающим пропагандистским целям оппозиции.

Ключевые слова: диффамация королевской власти, Генрих III, Жан Буше, Католическая Лига, памфлет, Религиозные войны, Варфоломеевская ночь, убийства в Блуа, сатира, пропаганда, католики, гугеноты.

Key words: defamation of the royal authority, Henry III, Jean Boucher, Catholic League, pamphlet, Wars of Religion, St. Bartholomews Day massacre, Assassinations in Blois, satire, propaganda, Catholics, Huguenots.

Уже в первые два десятилетия Религиозных войн наблюдались кризис французского католицизма и изменение отношения к фигуре монарха. Начало данных процессов совпадает

с возникновением феномена Реформации.

Периоды правления Карла IX и Генриха III являются последовательными этапами постепенной диффамации королевской власти. Это могут подтвердить такие характерные моменты, как вскрытие тела Карла IX, вызванное необходимостью опровергнуть слухи об отравлении (ведь институт королевской власти вновь был сильно ослаблен преждевременной смертью монарха) или отмена при Генрихе III (по некоторым данным) [8, с. 84] церемонии исцеления людей, больных золотухой, возложением рук. Таким образом, инвектива, которой подвергался Генрих III со стороны Католической Лиги, была лишь одним из этапов длительного процесса диффамации королевской особы, кульминацией которого стало убийство Генриха в 1589 году.

Жан Буше вошёл в историю как ярый католический проповедник времён Лиги. Будучи представителем крайней оппозиции правлению последнего из Валуа, Буше призывал к убийству Генриха III не только в своих проповедях, но и в литературных произведениях.

Важнейшими темами для понимания идей и творчества Жана Буше являются двуличность, лицемерие и вероломство. Создавая портрет Генриха III, богослов «превратил истории о королях-чудотворцах в рассказы об ужасных колдунах, охотно переделывая для этого легенды о языческих императорах, ходившие во времена гонений на первых христиан, и даже ветхозаветные предания об ассирийских правителях» [8, с. 84]. Кроме того, Буше поднимает очень значимую для христиан того периода тему: святость королевского тела.

В исследуемую эпоху в христианской среде существовала идея о том, что тело любого человека (а особенно тело монарха) должно нести внешние признаки совершенных деяний и внутренних переживаний индивида. Ярким примером является бытовавшее в протестантской среде доказательство данной мысли: кровавый пот, выступивший по всему телу Карла IX незадолго до его кончины, - это отражение вины короля в резне в ночь Святого Варфоломея.

Жан Буше развивает данное представление. В 1614 г. он «реконструирует» путь отступничества правящей династии от истинной веры, «возводя "род предателей" к самому Иуде Искариоту при помощи анаграммы: de Valois - O le Judas"» [8, с. 86]. При этом свои слова богослов иллюстрирует ярким сравнением: он замечает, что «Иуда, принц лицемеров, который накинул петлю на шею, а порвался на животе... Генрих де Валуа, который, как известно, после всего своего лжесвидетельства и лицемерия, принял смерть через живот» [Цит. по: 8, с. 86], тем самым проводя параллель между смертельно раненным в живот Генриха III и Иудой Искариотом, смерть которого в «Деяниях Апостолов» описана следующим образом: «...и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» [3, с. 788].

Однако отражение святости королевского тела - лишь один из факторов, который использует Жан Буше для негативизации облика Генриха III. И у такого ярого католика,

каким являлся Буше, были причины для создания подобного образа короля.

Последний монарх из рода Валуа не раз пытался установить в стране терпимость по отношению к протестантам, часто шел им на уступки, за что католические фанатики называли его «вероотступником»: «...Ведь король традиционно рассматривался как глава общины верных и был в ответе перед Богом за спасение душ подданных. Религиозные войны увеличили его ответственность, ведь еретики были страшны не сами по себе, а тем, что, попустительствуя им, король вызовет гнев Господний. Его миссия - истреблять вероотступников. Если же король идет на соглашение с врагами веры и заключает договоры с кальвинистами, "он сам может быть заподозрен в пособничестве Зверю"» [12, с. 163]. Свою репутацию в глазах радикальных католиков Генрих ухудшал еще и тем, что не желал мириться с существованием Святой Католической Лиги, которая стремилась к политической независимости. Ситуацию так же обострял и династический кризис.

Д. Н. Копелев в статье «Сотворение врага: убийства в Блуа и десакрализация короля Генриха III» выделил основные причины, приведшие к дискредитации образа Генриха III Валуа в глазах народа (и, соответственно, в сочинениях оппозиции, к которой относился Жан Буше):

• Длительный религиозный кризис.

• Финансовые трудности во Франции.

• Эсхатологические ожидания.

• Острейшее политическое противостояние двора, Лиги и муниципальных институтов.

• Убийство братьев Гизов в Блуа, ставшее кульминацией данного процесса, приведшего к тому, что Генрих де Валуа превратился из «короля христианнейшего» в «короля наисатанейшего».

Важно отметить, что, в отличие от ряда других авторов, Жан Буше не рисует короля в виде исчадия Ада. Богослов доказывает, что Генрих де Валуа является не сверхъестественным существом, а обычным человеком, правда, с обилием самых страшных пороков, подтверждая это популярными в оппозиционной среде эпитетами «лицемер», «Нерон», «Калигула», «тиран» и «атеист». Также он употребляет еще одну анаграмму, дискредитирующую монарха: Henri de Valois - le vilain Hérode.

Процесс негативизации образа Генриха III ярче всего представлен в биографическом памфлете, созданного лигером-полемистом, - «La vie et faits notables de Henry de Valois . Tout au long, sans rien requerir, où sont contenues les trahisons, perfidies, sacrileges, cruautez et hontes de cest Hypocrite et Apostat, ennemy de religion catholique». Анализ данного произведения и будет произведен в этой статье.

«La vie et faits notables de Henry de Valois . Tout au long, sans rien requerir, où sont contenues les trahisons, perfidies, sacrileges, cruautez et hontes de cest Hypocrite et

Apostat, ennemy de religion catholique»

Памфлет, название которого можно перевести как «Примечательные факты из жизни Генриха де Валуа. Во всем есть предательство, вероломство, святотатство, жестокость и бесславие этого Лицемера и Отступника, врага католической религии», был создан Жаном Буше в 1589 г. уже после убийства Генриха III и представляет собой посмертное описание жизни и деятельности ненавидимого автором монарха.

Буше с самого начала памфлета рисует Генриха III максимально отрицательным персонажем, во многих местах сильно сгущая краски. Уже сам заголовок произведения говорит нам об отношении автора к королю, все существование которого, по словам

полемиста, пронизано «предательством, вероломством, святотатством, жестокостью и лицемерием» [1, с. 1]. Более того, в заглавии присутствует обвинение Генриха в отступничестве - автор прямо называет последнего из Валуа «врагом католической религии» [1, с. 1].

Далее Буше вводит читателя в суть проблемы, продолжая изобличать короля в разного рода злодеяниях (в том числе, в сладострастии, вымогательстве, кощунстве, отравительстве) и даже в похищении и изнасиловании неких «священных дев» [1, с. 1] (возможно, имелись в виду монахини), которые он совершал вместе со своими «сорока пятью палачами» [1, с. 1] - знаменитой гвардией телохранителей.

Решив начать свое повествование с самого рождения последнего правителя из рода Валуа, Буше сокрушается, что ключевой персонаж памфлета «не обладал добротой и добродетелями» [1, с. 5] своего отца - Генриха II, известного своей борьбой с гугенотами. Кроме того, богослов акцентирует внимание на том, что старший брат Генриха - король Карл IX - «недолго правил Францией, чтобы окончательно успеть искоренить здесь ересь» [1, с. 5-6]. Стоит отметить, что предшественников Генриха III автор изображает положительными персонажами, борцами за истинную религию, создавая контраст между ними и главным действующим лицом памфлета.

Мимоходом полемист упоминает, что, став генерал-лейтенантом в 1568 г., принц «начал проявлять любовь к католической религии и с тех пор сулил всякие добрые свершения во имя веры. Например, он пошел на помощь осажденному Ангулему...» [1, с. 6]. Однако это практически единственный момент в жизнеописании Генриха де Валуа, составленном Жаном Буше, в котором первый представлен не с негативной точки зрения.

Даже описывая битву при Жарнаке, сделавшую Генриха настоящим национальным героем Франции, автор обвиняет его в «начале потворства гугенотской лести» [1, с. 7], утверждая, что на самом деле победа католиков - заслуга не принца Валуа, а герцога д'Омаля и маршала Таванна.

В неудачах при штурме Ла-Рошели 1573 г. Буше так же обвиняет исключительно Месье (титул Генриха, который он носил, будучи братом короля Карла IX), который «во время осады Ла-Рошели.. .отправил [на верную смерть] немало самых храбрых и опытных капитанов Франции, хотя, если бы он только захотел, то легко мог бы взять крепость и без таких потерь; несомненная победа была на стороне католиков, купивших ее ценой бесконечных смертей отличных воинов. Он приказал отступать, и в этом отступлении потерял почти столько же людей, сколько и раньше» [1, с. 8-9]. По мнению автора, Генрих затянул войну с ла-рошельцами лишь из корыстных побуждений. Когда он был избран на польский престол, то быстро заключил с протестантами Ла-Рошели мир, «продав Божью Церковь и честь своего брата [Карла]» [1, с. 8-9], позволив, тем самым, ла-рошельцам «осуществлять свою ересь, забыв о повиновении Его Величеству и вступив в союз с англичинами - врагами Франции и ее католиков. Таким образом, герцог Анжуйский оставил на этом побережье настоящий хаос в христианской религии. Это привело к потере практически всей Гиени и Пуату, настолько сильно отравленных ересью, что излечить их будет невероятно трудно. Отсюда проистекает и серьезное ухудшение в экономике Франции.» [1, с. 9-10].

По словам Жана Буше, именно Ла-Рошель стала отправной точкой всех тех разорений, которые Генрих де Валуа принес Франции. Автор вновь противопоставляет двух братьев, называя Карла IX «истинным французом, который был рад желанию брата покинуть королевство» [1, с. 10]. Однако герцог Анжуйский якобы уезжал из Франции лишь для осуществления своих тайных замыслов.

Не совсем понятна позиция Буше касаемо истории с избранием Генриха на польский престол. Судя по всему, богослов пытается выставить эту ситуацию с такой стороны, чтобы у читателя создалось впечатление, будто бы Месье сам добивался польского трона и приложил все усилия для обретения заветной короны государства еретиков. А нежелание герцога Анжуйского покидать родину (ведь, согласно большинству современных исследо -

вателей, Генрих вовсе не хотел становиться правителем: «Генрих цеплялся за Францию, придумывал тысячу отговорок» [15, с. 2]) Буше объясняет тем, что принц просто «вспомнил о сладости страны Франции и представил перед собой Польшу... а также грубые и сельские манеры поляков» [1, с. 10-11], либо же, как я писала выше, стремлением Месье осуществить свой некий тайный план.

Как известно, многие современники винили в смерти Карла IX его мать Екатерину Медичи, обладавшую репутацией отравительницы. Жан Буше пошел дальше и вставил в памфлет сюжет, повествующий о прощании братьев Валуа: новоявленный король Польши подарил французскому монарху кольцо на память, «которое бедный король носил очень мало, так как вскоре стал плохо себя чувствовать, зачах и умер в Венсенне» [1, с. 11]. У читателя после подобной истории складывается впечатление, что именно подарок Месье является причиной скорой кончины Карла. Однако богослов приводит еще и цитату из письма королевы-матери, в котором она пишет Генриху: «.смело езжайте, Сын мой, Вы недолго там [в Польше] будете» [1, с. 11-12], то есть, предоставляет на суд читателя еще одну версию убийства французского монарха. Сам Буше не называет имени убийцы, но с уверенностью заявляет: «В любом случае король Карл был отравлен» [1, с. 12].

Что же касается возвращения Генриха де Валуа во Францию после получения известия о смерти Карла IX (по словам Буше, Месье очень долго ждал этого письма), то здесь богослов не отходит от описания традиционной версии побега Генриха и даже не приукрашивает это событие никакими негативными подробностями.

Примечательным является то, что на протяжении всего памфлета Буше практически ни разу не называет Генриха «королем Генрихом» или «Генрихом III», используя исключительно формулировку «Генрих де Валуа», как бы подчеркивая, что не признает легитимность человека, заключающего мирные договоры с еретиками-гугенотами. Именно мир с протестантами богослов считает источником всех бед Франции, описывая решение короля так: «.решил сохранить во Франции возможность исповедовать обе религии [католичество и протестантизм] (привыкнув к подобному в Польше, он решил добиться этого посредством мира с гугенотами). Кардинал Лотарингский и другие католические принцы. выступили против этого, высказав. причины, по которым следовало очистить тело Королевства от этих нездоровых и развращенных настроений, которые являлись источником дальнейших бед. [По их словам] гугеноты могли бы довольствоваться простой свободой совести, исповедуя свою религию дома, без публичных собраний. И, тем самым,. Франция постепенно вернет свое былое великолепие, к Божьей чести и спокойствию ее бедного народа» [1, с. 21-22].

Богослов язвительно отмечает, что, несмотря на все старания Генриха III «ежедневно быть покровителем новой религии» [1, с. 22], гугеноты все равно устраивали разбои в Дофине и Пьемонте.

Описывая въезд монарха во Францию, Жан Буше делает акцент на желании Генриха де Валуа «быть полубогом, [к которому] недостойны приближаться принцы и дворяне» [1, с. 22-23], сетуя на то, что новый правитель не похож на своих кротких, учтивых и приветливых предшественников. Одновременно с этим автор обвиняет миньонов короля, Келюса и Можирона, поддержавших решение своего господина, в гомосексуализме (то есть, фактически, Буше призывает не считаться с мнением настолько подверженных разврату людей в вопросах государственной важности).

Переходя к коронации, состоявшейся 15 февраля 1575 г. в Реймсе, богослов упоминает три момента, ставших, по его мнению, символами того, что Генрих де Валуа не может занимать французский престол.

Во-первых, по словам Буше, Святой Стеклянницы - реликвии, содержащей в себе священный елей и используемой для коронования всех французских правителей, начиная с Хлодвига, якобы не оказалось на месте. Эта история кажется очень сомнительной, так как

не упоминается у авторитетных французских авторов XVI века, включая л'Этуаля.

Во-вторых, Генрих III не смог исцелить прибывших к нему испанцев от золотухи, то есть, оказался лишен своих чудотворных способностей и, значит, не был истинным французским монархом. Однако Марк Блок не согласен с тем, что Генрих III прекратил практику исцеления золотушных последствием возложения рук. По словам ученого, есть доказательства того, что «на самом деле Генрих III, естественно, совершал возложение рук точно так же, как его предшественники, и, насколько можно судить, с тем же успехом: в частности, он занимался исцелениями в Шартре в 1581, 1582 и 1586 г. ... а также в Пуатье 15 августа 1577 г.» [9, с. 239].

В-третьих, Жан Буше описывает момент с короной, которая чуть было не упала с головы Генриха де Валуа. Эта история встречается и у л'Этуаля, у которого, правда, нет ни слова о том, что венец причинил монарху боль (у Буше Генрих «достаточно громко закричал после того, как ее [корону] возложили ему на чело» [1, с. 25]), а также не фигурирует офицер, подхвативший корону, которая чуть не упала с головы короля.

Возвращаясь к проблеме возможности исповедания протестантизма во Франции, Буше критикует Генриха III за увеличение числа французских гугенотов и укрепление их позиций. Мирные договоры с кальвинистами, которые разрывались и вновь заключались, не гарантировали государственной стабильности, а, наоборот, «истощали людские и денежные ресурсы. к радости иностранцев, которым было на руку то, что король Франции, часто заключая мир с еретиками, возобновляет тем самым беспорядки, питающие повсеместное мздоимство» [1, с. 30]. Кстати, именно в желании Генриха де Валуа получить как можно больше денежных средств богослов видит еще одну причину постоянного чередования боевых действий против кальвинистов и заключения с последними мирных договоров. Неудивительно, что появление Католической Лиги Буше обосновывает стремлением лучших из католических принцев и дворян защитить истинную веру и желанием предотвратить заговор короля Наварры и принца Конде, позиции которых усилились исключительно благодаря тому, что Генрих III допустил существование еретиков-гугенотов на территории Франции.

Что же касается знаменитой Дуэли миньонов (27 апреля 1578 г.), то здесь Жан Буше, разумеется, сочувствует сторонникам герцога де Гиза и оплакивает гибель виконта де Рибейрака, погибшего от оружия миньона короля Можирона. Не приходится удивляться, что великолепный памятник, воздвигнутый по приказу Генриха III в память о погибших любимцах, вызывает у богослова злость: «.католики были сильно рассержены тем, что такое святое место, каким является Церковь Святого Павла, осквернено изображениями этих отвернувшихся от бога распутников, но Тиран обладал такой властью, что никто не осмеливался говорить об этом» [1, с. 40-41]. Распалившись, Жан Буше обвиняет Генриха де Валуа в том, что вместо памятника миньонам-богохульникам он не воздвиг статуи, посвященные его отцу и братьям - «защитникам католической религии, дабы навсегда хранить память о них» [1, с. 41] или же погибшим во имя искоренения ереси благородным католикам. Здесь стоит отметить, что во время восстания в Париже 1588 года «проклятый памятник» был разрушен сторонниками Католической Лиги.

Вся деятельность Генриха III, без исключений, возмущает Жана Буше, поэтому во всех решениях короля он видит двойной смысл. Так, в предложении монарха построить мост (будущий Понт-Неф), который соединил бы Лувр с аббатством Сен-Жермен-де-Пре и снизил бы нагрузку на остальные четыре парижских моста, богослов видит желание Генриха де Валуа обогатиться за счет сбора денег на строительство (хотя проект постройки моста был создан еще при Генрихе II, но отложен из-за сопротивления парижских торговцев). Что же касается основания ордена Святого Духа в 1579 г., то здесь Буше видит причиной создание под прикрытием ордена «неких тайных организаций, предназначенных для поимки тех, кто выступал против пагубных замыслов короля» [1, с. 45]. Стоит отметить, что автор не боится использовать громкие выражения и прямо высказывает свою позицию: «И французам, и полякам, и ему самому было бы гораздо лучше, если бы он и вовсе не появлялся на свет»

[1, с. 43].

В который раз возвращаясь к проблеме гугенотов (которая вновь и вновь будет всплывать на протяжении всего памфлета), Жан Буше с гневом говорит о конференции в Нераке, начавшейся 3 февраля 1579 г., на которой был одобрен ряд требований протестантов (в том числе, на шесть месяцев им были отданы одиннадцать крепостей в Лангедоке и восемь - в Гиени). Богослов считает, что подобные уступки реформатам недопустимы, так как противоречат как духу католической религии, так и авторитету Франции. Буше полностью находится на стороне тех прелатов, которые, по его словам, «смиренно умоляли его [Генриха].. .ради славы и репутации его чести и имени.. .строго соблюдать положения Святого Трентского Собора; в противном случае.это повлечет за собой гибель его королевства» [1, с. 48]. Безымянные прелаты жалуются монарху на незаконную торговлю бенефициями, на передачу церковного имущества родственникам (даже женского пола) и на нехватку священников в ряде архиепископств, причем, касаемо последнего пункта, Буше пишет довольно эмоционально, что «из-за отсутствия епископов придется отправиться попрошайничать за горы, в Испанию - какой позор и дурное предзнаменование!» [1, с. 49]

Но король, «по своему обыкновению, когда ему предлагают что-то, что ему не нравится, или говорят о Реформации, о которой он не хочет слышать, практически ничего не ответил (чтобы не раскричаться, не разбушеваться и не начать оскорблять).. .сказав только, что причиной подобной ситуации была война, и что он отдаст необходимые распоряжения, которые так и не были отданы, и война и дальше поддерживалась миром с еретиками, которого он обычно ищет» [1, с. 50]. Этот и следующие пассажи пронизаны описанием того лицемерия, в котором Буше неоднократно обвиняет Генриха III. По мнению полемиста, монарх не соблюдает собственные же указы, позволяя кальвинистам спокойно жить во Франции и даже в ее столице. А изгнание некоторых из них и конфискация их имущества -лишь искусно пущенная пыль в глаза для успокоения особо недовольных католиков.

Далее Жан Буше обращается к теме взаимоотношений Генриха де Валуа и Жана-Луи де Ногаре де Ла Валетта, герцога д'Эпернона, чему он даже посвятил отдельное сочинение: «Histoire tragique et mémorable de Gaveston, gentilhomme saxon, jadis mignon d'Edouard II»). Здесь стоит отметить утверждение автора о том, что именно в этот период при королевском дворе особо сильно развернулись «кощунство, блуд, скупость, грабежи, убийства, похоть, разврат, похищения и насилие над девицами, даже святыми, вероломство, предательство, пренебрежение божественными таинствами, магия и атеизм» [1, с. 52], причем Буше добавляет, что не знает, стал ли «Ногаре миньоном Генриха де Валуа или Генрих де Валуа -миньоном Ногаре» [1, с. 52]. Также важным является то, что, по словам богослова, именно д'Эпернон стал причиной обращения короля к магии и «дьявольским суевериям» [1, с. 73].

Появление же знаменитых «Сорока пяти» Буше связывает с очередным мирным договором с протестантами от 26 января 1581 г., который вызвал недовольство в католической среде (в частности, «особые секретные статьи, переданные королю Наваррскому, которые совершенно противоречили католической религии и авторитету короны Франции.. .»[1, с. 56]). Якобы желая усмирить недовольных «средствами чистой тирании» [1, с. 56], Генрих лично набирает отряд из сорока пяти гвардейских капитанов (хотя некоторые современные авторы (тот же Эрланже) утверждают, что отбор велся д'Эперноном), призванный «как можно более тайно лишать жизни» тех, кто проявлял себя в качестве оппозиции - «это было причиной того, что с той поры в реке Луаре в Блуа и в Сене в Париже неоднократно находили бесчисленное множество обнаженных мертвецов, личность которых мы не могли опознать» [1, с. 58].

Однако, как известно, на самом деле Сорок Пять были набраны для того, чтобы избежать политического убийства, столь распространенного в то время в Европе - приблизительно в это же время скончался дон Хуан Австрийский, смерть которого сочли неестественной; постоянно плелись заговоры против английской королевы Елизаветы I; а 10 июля 1584 г. Вильгельм I Оранский пал от руки испанского наемника Бальтазара Жерара.

Появление «сорока пяти палачей» [1, с. 1], творящих страшные убийства невинных, по мнению Буше, стали причиной того, что «Генрих де Валуа изгнал из своего двора истину и оттолкнул от него божественную и человеческую справедливость» [1, с. 58], что должно было неизбежно породить всеобщее разорение Франции. Тирания короля распространялась все сильнее и привела к тому, что он силой заставлял государственные ведомства утверждать его решения. Именно из-за подобной тирании и возникшей по воле короля повсеместной лжи, пишет автор, скончался президент де Ту, сопротивлявшийся гнусной политике короля и не смирившийся с тем, что не может исправить ситуацию.

Желая обогатиться, «тиран» дошел до того, что попытался ввести налоги на браки, крестины и похороны, однако был остановлен католическими прелатами, которые «не могли потерпеть подобной симонии в Галликанской церкви» [1, с. 62-63]. Тогда монарх вводит продажу должностей (которая существовала во Франции еще до Генриха III - продажа должностей стала активно развиваться при Франциске I: «В 1515 году при Франциске I во Франции насчитывалось 5000 оффиссье, или владельцев должностей. Кажется, Франциск был первым, кто создавал новые должности исключительно для получения прибыли» [14, с. 5], - пишет Хеншелл).

Продолжая создавать из Генриха де Валуа убийцу-отравителя, Буше намекает, что король знал отравителя его младшего брата - Франсуа д'Алансона, который скончался 10 июля 1584 г. в Шато-Тьерри. Однако, как было неоднократно доказано, смерть герцога Анжуйского наступила в силу естественных причин - младший из братьев Валуа с детства отличался слабым здоровьем и умер из-за очередной болезни. Интересным является то, что богослов в своих обвинениях доходит до того, что в самом конце памфлета заявляет, что Генрих III «умертвил собственную мать» [1, с. 92] (правда, не совсем понятно, что имеет в виду автор: псевдорешение короля отнять жизнь у Екатерины Медичи или же сильное ухудшение здоровья последней после известия об убийстве герцогов де Гизов в Блуа).

Что же касается Католической Лиги, то она, разумеется, по словам Буше, создается исключительно с благими целями - защитить Божью Церковь от еретиков и сделать так, чтобы в дальнейшем во Франции существовала только одна религия - католичество. Особо отмечается тот факт, что существование Лиги одобрено Папой Римским.

Естественно, образ лидера Лиги - герцога де Гиз - рисуется абсолютно идеальным. Буше делает из Гиза положительного героя, борца за истинную веру, защитника сирых и убогих - то есть, персонажа, полностью противоположного королю. Неудивительно, что все моменты, которые как-то могли осквернить образ герцога, Буше переворачивает так, что читателю начинает казаться, что Гиз ни в чем не виноват - он лишь пал жертвой обмана со стороны Генриха де Валуа, который, к концу памфлета, начал выступать уже в роли союзника Генриха Наваррского и еретиков-протестантов, мечтая погубить весь Лотарингский дом, к которому принадлежал лидер Лиги. «День Баррикад» у Буше превращается не в захват столицы лигерами, а в желание парижан, узнавших о замысле короля погубить Гиза, защитить своего любимца, который приезжает в город в компании всего лишь восьми дворян для того, чтобы убедить монарха в своей преданности. Более того, благородный герцог не дает разъяренной толпе разорвать на части отряд швейцарцев, посланных убить его. А, получив доступ к ключевым точкам Парижа (Арсеналу, Бастилии и, конечно, Лувру), де Гиз распорядился сохранить все ценное имущество в целости и сохранности, дабы после вернуть его монарху и даже создал ряд посланий, в которых обелил имя Генриха де Валуа. Не стоит и говорить о том, что подобное описание «Дня Баррикад» кардинально отличается от того, что мы видим в сочинениях непредвзято настроенных авторов и трудах историков.

Что же касается убийства Гизов в Блуа, то и здесь Буше не отходит от созданных им образов «белых» герцога де Гиза и его брата кардинала Лотарингского и «черного» Генриха III. Король, поклявшись герцогу в том, что не желает его смерти («Я заявляю Вам, что во всем моем королевстве нет никого, кого я любил бы больше, чем Вас» [1, с. 88]), в самом скором времени нарушает свою клятву и отдает приказ Сорока Пяти убить лидера лигеров,

который настолько верен монарху, что даже не заботится о собственной безопасности.

Далее Буше не скупится на слова, описывая страшное убийство. После того, как герцог де Гиз погиб, его труп показали кардиналу Лотарингскому, который сказал перед смертью, что «тоже не желает жить дальше, так как его брат, был убит, неправильно было не признать его услуги, которые он оказал короне Франции» [1, с. 91]. Самым отвратительным, по мнению Буше, штрихом в образе Генриха де Валуа является то, что он, «лицемерно отстояв мессу, отдал приказ своим Сорока Пяти. расправиться с кардиналом; но они (хотя и были палачами) отказались совершить подобное с этим святым человеком» [1, с. 91-92]. Финал памфлета делает из Генриха III настоящего монстра: даже отказ верных соратников не останавливает его в желании покончить с Гизами, и он поручает убить кардинала Лотарингского - служителя Церкви - наемникам.

Завершает свое сочинение Жан Буше патетической речью о том, что все вышесказанное - лишь часть из всех злодеяний, совершенных последним из Валуа, от которых особенно пострадали католики, однако «Дух Божий. [поможет] Католической Церкви вновь обрести во Франции свой первоначальный блеск и великолепие» [1, с. 92]. Таким способом богослов призывает читателя на борьбу с протестантом Генрихом Наваррским, которого Генрих III перед смертью назначил своим преемником и который в памфлете самого Буше был вечным союзником «французского Нерона».

Перед тем, как подвести итоги, хочется вкратце отметить еще два любопытных эпизода, с помощью которых Жан Буше дискредитирует Генриха III в глазах читателей.

Во-первых, Генрих де Валуа, увидев Терновый венец, якобы «начал смеяться и говорить, что у Иисуса Христа очень большая голова» [1, с. 74].

Во-вторых, Елизавета I - королева Англии, якобы именно благодаря согласию (и даже уговорам) Генриха III решилась казнить свою соперницу - шотландскую королеву-католичку Марию Стюарт (которая, кстати, была женой покойного брата Генриха Франциска II).

С полной уверенностью можно говорить о том, что обе истории являются выдумкой автора и созданы лишь для подогрева ненависти публики к французскому монарху. Если в истории с Марией Стюарт еще есть немного правды (Генрих III действительно приложил недостаточно усилий для спасения королевы Шотландии, не желая разрушить и так хрупкий мир с Англией), то сюжет с Терновым венцом маловероятен.

Завершить данный анализ можно следующими выводами.

Памфлет Жана Буше «La vie et faits notables de Henry de Valois . Tout au long, sans rien requerir, où sont contenues les trahisons, perfidies, sacrileges, cruautez et hontes de cest Hypocrite et Apostat, ennemy de religion catholique» был создан исключительно с целью проведения пропагандистской кампании по дискредитации власти французского короля Генриха III де Валуа.

Причинами создания подобного образа монарха стали:

• Возникновение феномена Реформации.

• Уже существовавший и постепенно развивающийся процесс десакрализации фигуры короля, кульминацией которого стало убийство Генриха в 1589 году.

• Терпимость монарха по отношению к протестантам.

• Длительные религиозный и династический кризисы.

• Финансовые трудности во Франции.

• Эсхатологические ожидания.

• Острейшее политическое противостояние двора, Лиги и муниципальных институтов.

• Личная неприязнь автора к королю.

Убийство братьев Гизов в Блуа стало апогеем всех процессов и привело к тому, что Генрих де Валуа превратился из «короля христианнейшего» в «короля наисатанейшего».

Негативный образ Генриха III Жан Буше создает с самого начала биографического памфлета, используя для этого разные литературные приемы. Однако к концу сочинения автор начинает использовать все более сильные и ярко окрашенные выражения и даже выдуманные факты для дискредитации короля. Это связано с принадлежностью богослова к Католической Лиге, лидеры которой были убиты по приказу монарха за год до его собственной смерти. Таким образом, к логическому завершению памфлета, в котором описана жизнь Генриха де Валуа, образ короля выглядит максимально отрицательно и одновременно с этим является практически полностью фальсифицированным с исторической точки зрения, то есть, всецело отвечающим пропагандистским целям оппозиции.

ИСТОЧНИКИ:

1. Boucher J. La vie et faits notables de Henry de Valois . Tout au long, sans rien requerir, où sont contenues les trahisons, perfidies, sacrileges, cruautez et hontes de cest Hypocrite et Apostat, ennemy de religion catholique. - P., 1589.

2. L'Estoile P., de. Mémoires-jornaux 1574-1611. En 12 vol. Vol. 1 : Journal de Henri III 1574-1580. - P., 1876.

3. Библия. - М., 2014.

4. Де Валуа М. Мемуары. Избранные письма. Документы. - СПб, 2017.

5. Д'Обинье Т. А. Трагические поэмы. - М., 1996.

ЛИТЕРАТУРА:

6. Boucher (Jean) // La grande encyclopédie : inventaire raisonné des sciences, des lettres et des arts. En 31 tomes. T. 7. - P., 1885-1902.

7. Henri III // Grande Encyclopédie Larousse [La ressource électronique]. URL: https:// www.larousse.fr/encyclopedie/personnage/wd/123594

8. Racaut L. « La boutique de malédiction »: Jean Boucher et l'hypocrisie. // Œuvres et Critiques. 2013. № 2. - P., 2013.

9. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъествественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.

10. Брокгауз Ф., Ефрон И. «Буше, Жан» // Викитека [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Буше,_Жан

11. Варфоломеевская ночь. События и споры. - М., 2001.

12. Копелев Д. Сотворение врага: убийства в Блуа и десакрализация короля Генриха III // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. V. СПб., 2016.

13. Кущева М. В. Борьба за власть во Франции 1584 г. и политический идеал лидеров Католической Лиги // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.m/artide/v/borba-za-vlast-vo-frantsii-1584-g-i-politicheskiy-ideal-liderov-katolicheskoy-ligi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Хеншелл Н. Миф абсолютизма: Перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени. - СПб., 2003.

15. Эрланже Ф. Генрих Третий. Последний из Валуа // Электронная библиотека

LibreBook.me [Электронный ресурс]. URL: https://librebook.me/genrih_tretii_poslednii_iz_

valua/vol1/2?mtr

16. Эрланже Ф. Резня в ночь на святого Варфоломея // Электронная библиотека BooksCafe.net [Электронный ресур]. URL: https://bookscafe.net/read/erianzhe_filipp-reznya_v_noch_na_svyatogo_varfolomeya-177278.html#p77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.