Научная статья на тему 'НЕФТЯНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ «ЛУКОЙЛ» НА КАСПИИ В КОНЦЕ ХХ в.'

НЕФТЯНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ «ЛУКОЙЛ» НА КАСПИИ В КОНЦЕ ХХ в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЛУКОЙЛ / OIL / INDUSTRIAL ENGINEERING / POST-SOVIET SPACE / HUMANITARIAN COOPERATION / LUKOIL COMPANY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агакишиев Исмаил Аловсат Оглы

В статье анализируется роль и важность создания крупными российскими компаниями экономических и гуманитарных связей между народами и странами постсоветского пространства в очень трудный период в истории 1990-е гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the role and importance of establishing economic and humanitarian ties between nations and countries of the post-Soviet space by big Russian companies during a very difficult period of history in the 1990s.

Текст научной работы на тему «НЕФТЯНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ «ЛУКОЙЛ» НА КАСПИИ В КОНЦЕ ХХ в.»

Исмаил АГАКИШИЕВ

НЕФТЯНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ «ЛУКОЙЛ» НА КАСПИИ В КОНЦЕ XX в.

В статье анализируется роль и важность создания крупными российскими компаниями экономических и гуманитарных связей между народами и странами постсоветского пространства в очень трудный период в истории - 1990-е гг.

The article analyzes the role and importance of establishing economic and humanitarian ties between nations and countries of the post-Soviet space by big Russian companies during a very difficult period of history - in the 1990s.

Ключевые слова:

нефть, промышленная инженерия, постсоветское пространство, гуманитарное сотрудничество, ЛУКОЙЛ; oil, industrial engineering, post-Soviet space, humanitarian cooperation, LUKOIL company.

Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» была создана Постановлением Совета Министров от 5 апреля 1993 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» в форме акционерного общества открытого типа «Нефтяная компания “ЛУКойл”»1. История создания ЛУКОЙЛа зашифрована в первых трех буквах названия: «Л» — это «Лангепаснефтегаз», «У» — «Уралнефтегаз» и «К» — «Когалымнефтегаз». Эти три нефтедобывающих объединения вошли в состав компании, на долю которой приходится 25% добычи нефти Западной Сибири, или 15% добычи нефти России. Кроме того, ЛУКОЙЛ включил в себя два нефтеперерабатывающих завода («Пермнефтеоргсинтез» и Волгоградский НПЗ), а также объединение «Нижневолжскнефть». Основой первой крупнейшей российской частной нефтяной компании стал исторический опыт так называемых «Семи сестер», а именно вертикально интегрированная форма этих гигантов мирового нефтебизнеса: «от скважины до бензоколонки».

Преимущества такой структуры стали заметны в первые же годы существования компании. По ряду важнейших производственных показателей компания «ЛУКОЙЛ» имела более высокие результаты, чем среднеотраслевые по РФ в целом и Тюменской обл. в частности. Так, в 1993 г. по сравнению с 1992 г. использование эксплуатационного фонда скважин составило по Тюменской обл. 102,1%, по России — 99,3%, по компании «ЛУКОЙЛ» — 103,8%. Падение добычи нефти в области в эти годы составило 16,4%, по ЛУКОЙЛу — 14,5%. Ввод нефтяных скважин по области составил 106,3%, по России — 110,7%, по ЛУКОЙЛу — 137,8%. Ввод скважин по России вырос на 1,5%, по области — на 9,7%, по ЛУКОЙЛу — на 47,3%.

В 1994 г. НК «ЛУКОЙЛ» была самым активным участником внедрения проектов в постсоветском зарубежье среди нефтяных компаний РФ. Наиболее ощутимого результата НК «ЛУКОЙЛ» добилась в Азербайджане и Узбекистане. Уже тогда характерным для компании становится увеличение финансирования разработки и производства конкурентоспособного оборудования для добычи нефти

АГАКИШИЕВ

Исмаил

Аловсат Оглы — к.и.н., доцент исторического факультета МГУ им.

М.В. Ломоносова и РГГУ, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья по учебной работе РГГУ а1татШег412@£таП.

1 Все о «ЛУКОЙЛе» // Нефть России, 1994, № 6, с. 4.

com

и сокращение закупок оборудования по импорту.

12 мая 1993 г. в г. Элисте президент компании В. Алекперов и президент Калмыкии К. Илюмжинов заключили соглашение, предусматривающее передачу ЛУКОЙЛу права на проведение подрядных работ по освоению калмыцкого участка шельфа Каспия. Стремясь закрепиться на Каспийском шельфе, компания вошла в консорциум по разработке азербайджанских месторождений, заключила соглашение, аналогичное калмыцкому, с властями Дагестана и Астраханской обл. В 1994 г. ЛУКОЙЛ выставил на продажу 10% акций, закрепленных в собственности государства, на сумму 1,62 млрд руб. Акции должны были быть реализованы на чековом аукционе. Нефтяные компании в России создавались согласно указу президента, подписанному в конце 1992 г. Согласно ему, контрольный пакет акций компаний (45%) закреплялся в государственной собственности сроком на 3 года. В тот период право голоса на собраниях акционеров по этому пакету принадлежало представителям Госкомимущества, Минтопэнерго и Государственного комитета РФ по антимонопольной политике (ГКАП).

40% уставного капитала компании подлежало продаже на инвестиционных торгах, при этом 15% акций из этого количества предполагалось продать иностранным инвесторам. Оставшиеся акции должны были быть реализованы на денежных аукционах гражданам России после 1 июля 1994 г. Именно акции первых созданных компаний — Сургутнефтегаза, ЛУКОЙЛа — были проданы на ваучерных торгах. Акции других компаний («Славнефть», Сиданко») на них не реализовывались, т.к. их уставный фонд не был сформирован до 1 июля 1994 г. К приватизации нефтяных компаний в государственных структурах относились по-разному. Некоторые не хотели этого, опасаясь ослабления контроля государства над нефтяной отраслью.

В 1991 г. компания «ЛУКОЙЛ» установила деловые контакты с итальянской нефтяной компанией «Аджип», в частности в отношении работ на российском шельфе Каспийского моря. Совместное предприятие получало больше возможностей привлечения финансов для реализации круп-

ных международных проектов, т.к. на него распространялись гарантии компании «Аджип». Мировые нефтяные компании работали во всех секторах Каспия, вплотную с российскими компаниями и на их месторождениях.

Руководство компаний высоко оценивало восстановление межхозяйственных связей между государствами бывшего СССР и предпринимательскими структурами нефтяных компаний, созданных в ближнем зарубежье. Среди этих предприятий особое место занимает действующее в Азербайджанской республике предприятие «ЛУКОЙЛ—Баку», в котором 100% уставного фонда принадлежит учредителю. Оно осуществляет закупку нефтяного оборудования у машиностроительных предприятий Баку и поставку его нефтеперерабатывающим предприятиям АО «ЛУКОЙЛ».

Также были установлены прямые связи между ЛУКОЙЛом и ГНК АР. Договоренность о взаимодействии между двумя нефтяными компаниями (по соглашению от 17 сентября 1993 г.) охватывает довольно широкий спектр совместной деятельности: поиск и разведку месторождений углеводородов, бурение поисковых и разведочных скважин. Ожидалось получение взаимной выгоды от переработки сырья на свободных мощностях обеих компаний, прибыли не только от добычи, но также и от совместной реализации полученной продукции. Не исключалась также возможность реализации нефтяного оборудования на внешних рынках.

Было достигнуто соглашение о создании совместной предпринимательской структуры, в которой доли каждой компании составят 50%. Предприятие, названное «Азери—ЛУКОЙЛ», должно было заниматься разведкой и добычей нефти на месторождениях Азербайджана. Было создано СП с участием компании «Узбекнефтегаз», в проекте было также создание в 1994 г. компаний в Казахстане и Туркменистане. В этом же году было образовано объединение «Роскаспнефть», куда вошли Роснефть, ЛУКОЙЛ и Астраханский судостроительный завод «Красные баррикады». Первую буровую платформу объединение было намерено строить на дагестанском шельфе. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) этого проекта было подготовлено английской фирмой SP КЕШК, которая выиграла тендер на

освоение этого месторождения вместе с Роскаспнефтью и учредила совместное предприятие «Касп ойл девелопмент»1.

Создание СП и проведение тендера означало объективную экономическую неизбежность свободного действия прикаспийских стран на Каспии. В то же время д.полит.н. В. Разуваев писал: «Государственные институты, в том числе Министерство иностранных дел, по-прежнему считают себя вправе единолично определять политику стран в нефтяном вопросе. Степень влияния нефтепромышленников определяется также традиционно приниженным положением отрасли в отечественной политике»2.

Прибыльная отрасль в 1991—1994 гг. была обложена неплатежами и получала около 10% от цены на экспортируемую сырую нефть. Одной из главных причин, препятствовавших совместному сотрудничеству между постсоветскими странами, были существовавшие в то время финансовые проблемы. Например, не выполнялись обязательства сторон между Россией и Казахстаном по взаимным поставкам. В 1991—1994 гг. неплатежи между государствами были обычным делом. Задолженность Казахстана за полученные топливно-энергетические ресурсы на 1 января 1995 г. составила 669,7 млрд руб., за нефтепродукты — 6,81 млрд руб. Потребители российской стороны задолжали поставщикам нефти в Казахстане примерно такую же сумму. Минтопэнерго России и бывшее Минтопэнерго Казахстана в проведении расчетов за 1993 г. за поставки ресурсов и выполненные работы в 1994 г. практически не были задействованы, не использовались в должной мере формы и механизмы, упрощающие взаиморасчеты. Проблема достигла такого уровня, что государства были вынуждены разработать положение о порядках и сроках погашения задолженности по взаимным обязательствам предприятий.

Сотрудничество с западными кампаниями было необходимо, так как у российских предприятий в то время не было ни технологий, ни крупных финансовых возможностей. Главным для инвесторов было принятие закона о разделе продук-

1 Нефть России, 1995, № 2, с. 38.

2 Разуваев В. Нефть и политика руководителей.

ТЭК должна научиться отстаивать свои интересы // Нефть России, 1995, № 1(4), с. 23.

ции. Долгожданный указ «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний», подписанный президентом России 1 апреля 1995 г., стал мощным фактором в упорядочивании структур компаний и укреплении их позиций в нефтяной промышленности. Вице-президент НК «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун отмечал, что президентский указ, на основании которого были созданы первые нефтяные компании, носил черты компромисса, поскольку он готовился в середине 1992 г., когда психология нашего общества была иной, чем сегодня. Указ № 327 как бы завершает формирование политической основы приватизации нефтяного комплекса в России. Главным новшеством этого указа было то, что нефтяные компании становятся основными субъектами деятельности в нефтегазовом секторе. Как отмечал Алекперов, указ позволил нефтяным компаниям, образованным в 1992 г., создать по-настоящему вертикальную структуру. Указ также позволял присоединить к ЛУКОЙЛу предприятия, которые по тем или иным причинам не входили в состав компании, например предприятия нефтепродуктообеспечения на Каспии. В связи с принятием данного указа АО «ЛУКОЙЛ» приняло решение о переходе к единой акции компании.

С начала 1995 г. компания перешла к новой консолидированной организационной структуре управления. Сущность организационной перестройки заключалась в ликвидации имевшейся раздробленности на уровне предприятий и создании крупных производственных структур, способных оперативно решать весь комплекс хозяйственных вопросов. Это позволяло сократить центральный аппарат и преобразовать его для сосредоточения на решении основных стратегических и финансовых вопросов.

В сентябре 1993 г. было подписано рамочное соглашение между ГНК АР и НК «ЛУКОЙЛ» по основным принципам сотрудничества, включая совместную разведку и разработку месторождений в Азербайджане3. В ноябре 1993 г. было подписано межправительственное соглашение о переуступке ГНК АР 10% из своей 30-процентной доли участия в консорци-

3 Лесничий В. [вице-президент АО «ЛУКОЙЛ»]. Мы избрали путь экономического сотрудничества // Нефть России, 1995, № 6(9), с. 7.

уме по разработке месторождений Азери и Чираг в пользу АО «ЛУКОЙЛ». Со стороны России соглашение было подписано министром топлива и энергетики РФ Ю. Шафраником.

«Контракт века» подписал представитель Минтопэнерго РФ С. Пугач. Первые задачи АО «Нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», как записано в уставных документах, удовлетворяли потребности своих акционеров, главным из которых было государство. Общая инвестиционная сумма расходов по контракту для ЛУКОЙЛа составила 800 млн долл. США. Но их возмещение должно было начаться с первой тонны нефти. Половину из доходов получало государство в виде налогов и в виде своей доли в компании «ЛУКОЙЛ».

Нефтяные компании России положительно отнеслись к вопросу освоения нефтяных месторождений совместно с иностранными компаниями.

Позиция России заключалась в том, что нефтяные запасы должны находиться в общем владении и добываться только сообща. У каждого государства должны быть сохранены 12-мильные зоны, а морские владения за их пределами будут общим достоянием. Должен быть создан коллективный орган, который бы выдавал лицензии всем нефтеперерабатывающим компаниям в соответствии с их техническими возможностями и с учетом экологической обстановки.

На уровне МИД, Минтопэнерго и Роскомнадзора был подготовлен документ о совместном использовании каспийского шельфа. Он был разослан всем прикаспийским республикам. Первоначально этот проект поддержали все государства, кроме Азербайджана. Однако затем уже и Казахстан и Туркменистан выступили против идеи совместного исследования Каспийского моря, выразив свою поддержку нефтяному проекту Азери — Чираг — Гюнешли.

В то время в российской внешней политике преобладала точка зрения, что все каспийские нефтегазовые ресурсы принадлежат в равной степени всем прикаспийским странам. Она исходила их того, что бывший СССР, правопреемницей которого стала Российская Федерация, затратил огромные средства на разведку месторождений1, и теперь ни одно из

1 Там же, с. 5.

вновь возникших суверенных государств не может их присваивать, даже если они находятся в его исключительной экономической зоне. Такую точку зрения можно понять, но необходимо признать и позицию Азербайджана, для которого в тот сложный период освоение месторождений на своей части_каспийского шельфа было единственным средством отстоять государственный суверенитет.

Конечно, было бы справедливым участие всех прикаспийских стран в совместном освоении нефти, но без средств и технологий мировых нефтяных гигантов это было невозможно как по политическим, так и по экономическим причинам. С этим надо было мириться, сотрудничать, а не блокировать потенциальные проекты. К сожалению, последовала обратная политика, и нефтяными компаниями России были упущены большие возможности и время.

Дело доходило до абсурда. В российском секторе также были открыты нефтяные месторождения, с тем же успехом можно было выставить их на международный конкурс. Но существовали распоряжения президента, запрещающие российским компаниям участвовать в освоении каспийского шельфа. Севернее 45-й параллели проходит заповедная зона, а остальная часть составляла, по мнению российского правительства, общее владение прикаспийских государств. Нефть там можно было добывать после создания Комитета по Каспийскому морю. По существу, были заморожены и российские месторождения, чтобы не создавать прецедента. Эта политика приводила к тому, что Россия в Азербайджане могла оказаться в роли пассивного наблюдателя. Она запрещала своим компаниям участвовать в проектах, а их место с удовольствием готовы были занять западные конкуренты. На 5% в «контракте века», полученных компанией «Эксон», при государственной поддержке могла претендовать и Роснефть.

Необходимо было отделить политику от экономики и не ждать, когда дипломаты придут к единому мнению. Этот вопрос был делом государственной важности. Компания «ЛУКОЙЛ», понимая, что политики могут долго договариваться, а упущенное время не нагонишь, включилась в работу в азербайджанском секторе Каспия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.