Научная статья на тему 'НЕФТЯНОЙ НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР: АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ И ПРОГНОЗ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ'

НЕФТЯНОЙ НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР: АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ И ПРОГНОЗ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / ПРОГНОЗ / КОМПАНИЯ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пляскина Н.И.

В статье рассматриваются трансформация системы налогообложения в нефтегазовом секторе и современные подходы к оценке ее влияния на освоение ресурсов. Предложена прогнозная модель оценки влияния налогового маневра на развитие нефтяной компании. Апробация подхода проведена на примере Иркутской нефтяной компании и ПАО «Роснефть». Прогноз продемонстрировал одинаковое влияние налогового маневра на крупнейшую нефтяную компанию России и на компанию регионального значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пляскина Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL TAX MANEUVER: ANALYSIS OF THE CONSEQUENCES AND FORECAST OF THE IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF A COMPANY

Fiscal policy is one of the effective tools to stimulate subsoil use in Russia. The article analyzes the transformation of the taxation system and modern approaches to assessing its impact on resource development. It was noted that the taxation system in the oil and gas sector is formed in conditions of high investment risks, due to limited reserves, uncertainty of the results of exploration, significant capital intensity of all stages of the technological process, significant fluctuations in market prices for hydrocarbon raw materials. A simulation model for assessing the impact of a tax maneuver on the development of an oil company has been proposed. The test of the approach was carried out on the example of the Irkutsk Oil Company and PJSC «Rosneft». The forecast showed the same impact of the tax maneuver on both the largest oil company and the company of regional importance. There is a steady increase in net profit during the forecast period and an increase in financing of the social sphere in the regions of operation of companies. The amount of payments to the state budget is gradually decreasing, while the efficiency of capital investments of companies increases, which encourages companies to invest.

Текст научной работы на тему «НЕФТЯНОЙ НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР: АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ И ПРОГНОЗ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ»

НЕФТЯНОЙ НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР: АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ И ПРОГНОЗ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ

ПЛЯСКИНА Нина Ильинична, д.э.н., профессор, pliaskina@hotmail.com, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия ORCID: 0000-0003-4304-9667. SCOPUS Author ID: 6507773498. JEL: Q47, Q48, H20

В статье рассматриваются трансформация системы налогообложения в нефтегазовом секторе и современные подходы к оценке ее влияния на освоение ресурсов. Предложена прогнозная модель оценки влияния налогового маневра на развитие нефтяной компании. Апробация подхода проведена на примере Иркутской нефтяной компании и ПАО «Роснефть». Прогноз продемонстрировал одинаковое влияние налогового маневра на крупнейшую нефтяную компанию России и на компанию регионального значения.

Ключевые слова: налоговый маневр, нефтегазовый сектор, прогноз, компания, имитационная модель.

Б01: 10.47711/0868-6351-193-33-44.

Нефтегазовый сектор играет ведущую роль в экономике России, его доля в доходах федерального бюджета на протяжении последних десяти лет стабильна в пределах 40-50%2. Фискальная нагрузка на нефтедобычу составляет порядка 68% выручки компаний, что выше, чем в других отраслях экономики РФ и в большинстве стран мира (в пределах 15-65%, в США - 40%)5, и не позволяет компаниям обеспечить высокую коммерческую эффективность инвестиций.

Основными задачами налоговой системы в нефтегазовой отрасли являются обеспечение эффективного роста экономики и устойчивого развития компаний, гибкость и быстрое реагирование на социально-экономические изменения. С целью создания эффективного режима налогообложения идет постоянный процесс преобразований. В 2012 г. было введено понятие «налоговый маневр», реформирование в нефтяном секторе получило название нефтяного налогового маневра. Законодательные изменения 2014 г. - четвертый нефтяной налоговый маневр4. После 2014 г. было внесено более 20 корректировок.

На этапах проведения нефтяного налогового маневра декларировались различные среднесрочные цели - снижение зависимости от мировых цен на нефть, постепенное выравнивание ставок экспортной пошлины на сырую нефть со ставками на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты при повышении ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) [1]. В январе 2019 г. вступил в силу закон об очередном налоговом маневре на шесть последующих лет5. Его основные цели: сбалансировать интересы государственного бюджета, нефтяного сектора экономики и потребителей

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке базового проекта АААА-А17-121040100284-9/

2 Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/

3 Виктория Тургенева. Год ожидания. Как в 2020 году будет меняться налоговая система нефтегазовой отрасли //Нефть и газ. Приложение № 189. 16.10.2019. С. 5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4117913

4 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/5874d 8502b29bc57dc0b8fac9f33921eac804e26/

5 Федеральный закон «О внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.11.2014. № 366-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г.). Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171242/

продуктов нефтепереработки. Законом предусматривается постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, а размер экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты к 2024 г. должен уменьшиться до нуля.

В научном сообществе идет активное обсуждение изменений налоговой системы, ее влияния на формирование государственного бюджета и инвестиционную привлекательность нефтяной отрасли [1-9]. Задачей настоящего исследования является анализ трансформации системы налогообложения и оценка последствий налогового маневра на развитие добывающей компании.

Трансформация системы налогообложения в нефтяном секторе России. Система налогообложения нефтегазового сектора формируется в условиях высоких рисков и большой неопределенности развития. Как показывает мировой опыт, не существует эталонной системы налогообложения, которую можно было бы применять во всех странах [10].

Налоговая политика Российской Федерации направлена на достижение приоритетных экономических и социальных целей государства, снижение зависимости государственного бюджета от нефтегазовых налогов, эффективное распределение полученных доходов, устойчивый экономический рост и обеспечение энергетической безопасности [2]. Государство выполняет одновременно фискальную и регулирующую функции: получение стабильных поступлений в бюджет и предоставление налоговых льгот для привлечения потенциальных инвесторов и поддержания экономической эффективности проектов в отрасли. Основные принципы современного механизма налогового регулирования - невозможность необоснованного увеличения налоговой нагрузки, стабильность законодательной и правовой базы [9; 11].

Начиная с 1992 г. идет постоянный процесс совершенствования системы налогообложения. В период 1992-2002 гг. изменения были нацелены на стимулирование притока инвестиций и получение государством доходов рентного характера за счет роялти, акцизов, экспортных пошлин, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ).

С точки зрения государства, роялти позволяют обеспечить стабильные и равномерно распределенные во времени платежи в бюджет за пользование недрами. Однако фиксированная ставка не является гибким инструментом, в значительной степени зависит от цен реализации добываемого сырья и снижает стимулы инвесторов для разработки месторождений [12]. Акцизный сбор на нефть с пользователей недр в полном объеме поступал в федеральный бюджет, что не позволяло решить поставленные задачи [13-16]. Процедура предоставления льгот осталась довольно сложной, нечетко регламентированной и не была применена на практике [16; 17].

В результате налоговой реформы 2001-2003 гг. произошел переход государственной стратегии недропользования на краткосрочный инвестиционный режим. С принятием закона о введении НДПИ6 и внесением дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ7 была установлена фиксированная ставка НДПИ в размере 16,5% от валового дохода компаний с целью компенсировать заменяемые акцизы, роялти и ОВМСБ. Это упростило расчет НДПИ, сократило издержки на администрирование, однако фиксированная ставка налога исключала дифференциацию месторождений, не стимулировала добычу на «сложных» месторождениях, мелких и выработанных объектах.

6 Федеральный закон № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» от 08.08.2001 (последняяредакция).

7 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 02.08.2021). URL: http:// http://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 28165/

Налоговые маневры: анализ последствий. Реализация налоговых маневров была нацелена на запуск новой системы налогообложения в целях перераспределения нагрузки с экспортного на внутреннее налогообложение. Для каждого налогового маневра ставились схожие цели - снижение экспортных пошлин на нефть при одновременном увеличении НДПИ.

Рост потребностей бюджета РФ начиная с 2012 г. привел к новому этапу пересмотра налоговой нагрузки: ставка НДПИ ежегодно индексировалась и возрастала в рамках дальнейших налоговых маневров. Реформа 2014-2016 гг. явилась малым налоговым маневром, который, по мнению экспертов, был генеральной репетицией большого налогового маневра: экспортная пошлина на нефть снижалась незначительно: с 60% до 55% при одновременном росте НДПИ и субсидировании переработки нефти. Трехлетний период маневра затруднял компаниям формирование инвестиционной стратегии и существенно ограничивал регулирующую роль таможенных пошлин5. Параметры налогового маневра могли корректироваться без существенных изменений макроэкономической ситуации и, как следствие, не давали инвестиционных перспектив на долгосрочный период. В итоге эффект от реализации малого налогового маневра был незначительным, однако компании с низкой долей переработки и высокими льготами по НДПИ смогли оказаться в выигрыше, поскольку льготы устанавливались в процентах от базовой ставки налога9.

Следующий этап налоговых реформ - большой налоговый маневр 2015-2018 гг.: снижение пошлины на нефть с 55 до 30% и соответствующий рост НДПИ. Полностью избавиться от экспортных пошлин не представлялось возможным из-за недостатка вторичных мощностей у российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и их естественного отставания по логистике. Отмена экспортных пошлин могла привести к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке и резкому росту цен. Кроме того, нефтепереработка с большой вероятностью могла лишиться значительных средств финансирования программ по модернизации НПЗ, что было особенно критично в сложившейся экономической ситуации [1].

Условия завершения налогового маневра были определены Федеральными законами Российской Федерации «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (от 03.08.2018 № 301-ФЗУ° и « О таможенном тарифе» (от 19.07.2018 № 201-ФЗ)л. В соответствии с этими законами, к 2024 г. экспортная пошлина должна снизиться до нуля при одновременном увеличении НДПИ, вся нефтяная рента должна концентрироваться в нефтедобыче, изыматься государством через НДПИ и направляться в федеральный бюджет. Это позволит стимулировать модернизацию российской нефтепереработки посредством государственного субсидирования НПЗ. Цель завершения налогового маневра - оказание адресной поддержки отрасли, в частности, в снижении объема субсидирования неэффективной переработки нефти, что должно привести к росту бюджетных поступлений и прекращению деятельности производителей суррогатных видов топлива. По мнению вице-премьера Д. Козака, налоговый маневр в течение шести лет принесет в бюджет России дополнительные доходы в размере 1,3-1,6 трлн. руб.12.

8 Ежов С., Тыртов Е. Налоговый маневр... или тупик?» // Oil & Gas Journal Russia, август 2018. URL: https://vygon.consulting/upload/iblock/a5e/oilandgasjournal ezhov tyrtov.pdf

9 Выгон Г., Козлова Д. и др. Добыча нефти в Западной Сибири: перезагрузка. Vygon Consulting. 2018. URL: https://vygon.consulting/upload/iblock/da4/vygon_consulting_western_siberia_oil_production_reboot.pdf

10 Федеральный закон от 03.08.2018 № 301-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 304074/

11 Федеральный закон от 19.07.2018 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.1 и 35 закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302837/

12Бюджет получит от налогового маневра в нефтяной отрасли около 1,6 трлн. руб. РБК, Экономика. 21 июня 2018г. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/06/2018/5b2b815f9a79471c38d604bd

Анализ итогов налогового реформирования в нефтяной отрасли, проведенный А.С. Каукиным и Е.М. Миллером, показал, что в результате налогового маневра за 2014-2017 гг. в государственный бюджет поступило свыше 3,5 трлн. руб. (в 2019 г. -148 млрд. руб.), в основном за счет повышения базовой ставки НДПИ [5].

Эксперты VYGON Consulting отметили, что за период 2002-2018 гг. существенные корректировки формул НДПИ и таможенной пошлины осуществлялись более 30 раз-'5. В результате объемы льготируемой добычи нефти постоянно возрастали, достигнув в 2019 г. 54% общего объема добычи. Возникший из-за пандемии COVID-19 и падения цен на нефть существенный дефицит бюджета обусловил необходимость пересмотра налоговых льгот. Для пилотных проектов была предоставлена возможность взамен ряда отмененных стимулов перейти к налогу на дополнительный доход (НДД) По оценке экспертов, охват его применения с 2020 г. расширится до 48% общей добычи нефти, в результате за 2021-2025 гг. из доходов отрасли будет изъято 650 млрд. руб. денежного потока, что может сказаться на инвестиционной активности. В этих условиях с 2023 г. необходимо создать инвестиционные стимулы реализуемым проектам на 7-20 лет, в зависимости от их инвестиционного цикла.

Подходы к оценке эффективности налогообложения. Следует отметить, что подходы к оценке налогообложения нефтегазового сектора экономики выделяют различные аспекты развития, трансформируются во времени. Делается акцент на учете изменения технико-экономических характеристик разработки месторождений в процессе извлечения запасов [14; 17-20]. Механизмы реализации налогового режима позволяют учитывать специфику проектов, находящихся как в разных природных условиях, так и на разных стадиях добычи [14]. Предлагается комплексно оценивать эффективность введения налоговых и таможенных льгот при проведении геологоразведочных работ, рассматривая все этапы реализации проекта, условия кредитования и финансирования из федерального бюджета [19; 20].

Важным является учет социально-экономических задач нефтегазового региона при выборе системы налогообложения [14; 17; 18]. Для анализа и мониторинга тенденций в долгосрочной и среднесрочной перспективе разработана производственно-финансовая модель регионального нефтегазового сектора при различных вариантах налогообложения во взаимосвязи с социально-экономическими показателями [14]. Предлагается оценивать варианты налогового поведения государства с народнохозяйственных позиций, рассматривая возможные последствия для развития региона [18].

Влияние налогового регулирования на инвестиционную деятельность компаний в регионах Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) исследовано с имитационной модели оценки эффективности мегапроекта на долгосрочном периоде с позиций государства и регионов [21-23].

Исследование нефтяного налогового маневра на основе экспертных оценок, методов статистического и эконометрического анализа выполнено на период 2020-2023 гг. при мировой цене нефти в диапазоне 41,8-47,5 долл./барр. [9]. Показано, что ожидается сокращение нефтегазовых доходов и сохранение дефицита бюджета относительно уровня 2019 г. Для предотвращения зависимости от мировых цен и критических ситуаций с дефицитом бюджета предложена корректировка формулы расчета НДПИ.

Комплексный подход для анализа реакции рынка на возможные изменения конъюнктуры и поиска равновесного состояния на основе системы имитационных математических

13 Козлова Д., Ежов С., Мосоян М., Пигарев Д., Тыртов Е. Налоги в нефтедобыче: реформа 2020 // VYGON Consulting, ноябрь 2020 г. URL: https://vygon.consulting/products/issue-1821/

моделей российского рынка нефтепродуктов предложен исследовательской группой «Пет-ромаркет»м Прогноз выполнен на период 2019-2024 гг. при цене нефти 71 долл./барр. с учетом обеспечения загрузки НПЗ сырьем. По оценке экспертов, доходы государственного бюджета в 2024 г. возрастут на 9,3%, рентное субсидирование потребителей нефтепродуктов снизится на 91,6% по сравнению с условиями 2017 г. Механизм налогового маневра работает только в определенном диапазоне цен на нефть, перспективы являются весьма неопределенными и высока вероятность дальнейших корректировок.

Таким образом, при оценке эффективности налогового регулирования необходимо комплексное прогнозирование всех этапов реализации нефтегазовых проектов и учет его влияния на социально-экономическое развитие регионов. Рассмотренные выше прогнозы налогового маневра оценивают его влияние только на доходы государственного бюджета, не выделяя добывающие компании, выполнены на краткосрочном периоде и не позволяют комплексно оценить его эффективность.

Предлагаемый подход к оценке влияния налогового маневра на развитие нефтедобывающей компании и его апробация. Значимой стратегической целью развития компании является повышение эффективности инвестиций в долгосрочной перспективе. Здесь предлагается прогнозная модель оценки влияния налогового маневра на эффективность развития компании. Модель отражает механизм налогового маневра и имеет следующий вид:

= , (1)

где Р( - чистая прибыль компании в году С, определяется как разность валовой прибыли компании и налоговых поступлений Л^ в государственный бюджет (ГБ);

*рв хрэ -Qt х^, (2)

валовая прибыль компании в году t определяется как разность между доходами от реализации нефти и затратами на добычу;

^ =Qtх^ндпи + ^ эп + ^х гр (3)

где Л^ - налоговые отчисления компании в ГБ в году С;

Iэп = Кпх{0,3х(Цн - 182,5) + 29,2), (4)

где tэп - ставка экспортной пошлины, Кн — корректирующий коэффициент экспортной пошлины - снижается до нуля в 2024 г.;

¿НДПИ = (919х(Цн - 15)х ^-559 х(Цн - 15)х ^ + Ккус, (5)

где СНДПИ - ставка НДПИ, Кк - корректирующий коэффициент ставки НДПИ - растет пропорционально снижению экспортных пошлин, с - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ;

Ei(t) =

Pt (6)

где - эффективность инвестиций в добычу в году С, С = 1,.., 71. В модели приняты следующие обозначения: кь - доля нефти, реализуемая на внутреннем рынке в году С; Qt - объемы добычи нефти в году t, млн. т; р - цена реализации 1 т нефти на внутреннем рынке, долл.;

14Хомутов И.А, Квон К.Р., Кулиев А.Ф., Скоробогатько О.Н. Завершение налогового маневра: каких последствий ждать? Исследовательская группа «Петромаркет», г. Москва, октябрь 2018 г. URL: http://www.petro-market.ru/upload/public/Tax_Manoeuvre_Petromarket_11_2018.pdf

Х( - доля экспорта в году t;

рэ - цена реализации 1 т нефти на внешнем рынке, долл.; - затраты на добычу 1 т нефти в году ?, долл.;

С пр - ставка налога на прибыль организаций;

Цн - средняя цена на сырую нефть марки «Юралс» на мировых рынках, долл.;

Т - продолжительность прогнозного периода, 2019-2030 гг.

Апробация модели проведена на примере двух компаний: «Иркутской нефтяной компании» (ИНК) и ПАО «Роснефть».

Оценка влияния налогового маневра на показатели ИНК. ИНК присутствует на нефтяном рынке с 2000 г. и осуществляет свою деятельность на территории Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК) в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия). На ее долю приходится 16% добычи нефти в Восточной Сибири, 55% добытой нефти направляется на внутренний рынок, 45% - на экспорт [24]. ИНК является крупнейшим налогоплательщиком Иркутской области: более 10% общих доходов консолидированного бюджета15. Для оценки влияния налогового маневра сформировано четыре возможных сценария:

I - базовый - отсутствие налогового маневра;

II - изменение только НДПИ;

III - изменение только экспортной пошлины;

IV - изменение НДПИ и экспортной пошлины - налоговый маневр.

Сравнительный анализ сценариев проведен в условиях варьирования мировых

цен на нефть на основе показателей налоговых поступлений в ГБ и эффективности инвестиций - формула (6) [25]. Приняты определенные гипотезы по входной информации. На протяжении прогнозного периода сохраняются темпы добычи нефти 2010-2019 гг., среднее значение курса доллара США равно 70 руб./долл., внутренние цены на нефть - 55 долл./барр. Затраты на добычу нефти составляют 12 долл./барр., в соответствии с финансовой отчетностью компании. Рассмотрено два варианта внешних цен на нефть: пессимистический - 25 долл./барр. (влияние условий пандемии C0VID-19 и мирового экономического кризиса), оптимистический -60 долл./барр. (в соответствии с динамикой средней цены на нефть в 2018-2019 гг. и 2021 г.)16. Внешние и внутренние цены скорректированы с учетом тарифа на транспортировку по трубопроводам ПАО «Транснефть»17.

Даже в условиях пессимистического варианта мировых цен I и II сценарии обеспечивают стабильные годовые поступления в бюджет, которые составят 290 млн. долл. к концу прогнозного периода (табл. 1).

Эффективность инвестиций компании сохраняется на довольно низком уровне - 1,59 долл./долл. Отличительной особенностью II сценария являются наибольшие налоговые поступления в ГБ за рассматриваемый период - 3650,7 млн. долл. в результате повышения НДПИ. Сохранение экспортных пошлин является поддерживающим механизмом закупки сырья сектором нефтепереработки и одновременно сдерживающим фактором увеличения поставок нефтепродуктов на внешний рынок.

Налоговый маневр обеспечивает рост чистой прибыли компании на 13% к 2030 г., увеличивается эффективность инвестиций до 1,74 долл./долл. соответственно. Прогнозируемые отчисления в бюджет сокращаются на 47% и составят 171,4 млн. долл., при этом суммарные налоговые выплаты в бюджет к 2030 г. больше, чем при снижении

15 Официальный сайт Иркутской нефтяной компании. URL: https://irkutskoil.ru/

16 Цена на нефть Brent. InvestFunds. URL: https://investfunds.ru/indexes/624/

17 «Транснефть» ответила на просьбу Сечина снизить тарифы на прокачку нефти. Ведомости, 14 мая 2020 г. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2020/05/14/830218-transneft-otvetila-na-prosbu/

только экспортной пошлины (III сценарий). Компенсирующий механизм, заложенный в налоговом маневре, обеспечивает максимальный рост чистой прибыли компании, плавное изменение налоговых доходов ГБ в первые шесть лет реформы без значительных потерь бюджета. В результате маневра ИНК имеет возможность инвестировать в модернизацию, расширение геологоразведочных работ и добычу нефти.

Таблица 1

Прогноз основных показателей ИНК, пессимистический вариант мировых цен

Сценарий

I II III IV

Показатель Без Только Только Налоговый

налогового повышение снижение маневр

маневра НДПИ экспортной пошлины

Чистая прибыль на конец про-

гнозного периода, млн. долл. 1262,5 1262,5 1381,4 1381,4

Прирост чистой прибыли за пе-

риод, % к I сценарию 100,0 -4,5 7,7 13,0

Объем чистой прибыли за пе-

риод, млн. долл. 15149,8 14983,8 16279,8 16113,8

Эффективность инвестиций на

конец прогнозного периода,

долл./долл. 1,59 1,59 1,74 1,74

Налоговые поступления в ГБ на

конец прогнозного периода,

млн. долл. 290,4 290,4 171,4 171,4

Снижение налоговых поступле-

ний в ГБ на конец прогноз-

ного периода, % 100,0 16,0 37,0 47,0

Объем налоговых поступлений в

ГБ за период, млн. долл. 3484,6 3650,7 2354,7 2820,7

Источник: расчеты автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что по первым двум сценариям на конец рассматриваемого периода (2030 г.) объемы чистой прибыли, налоговых поступлений и эффективность инвестиций одинаковы, что обусловлено, прежде всего, стабильными объемами добычи нефти компании и особенностью формулы расчета ставки НДПИ, определенной в соответствии с Налоговым кодексом РФ15. Изменение экспортных пошлин отсутствует.

Аналогичные результаты получены относительно третьего и четвертого сценариев вследствие основного условия завершения налогового маневра: снижения до нуля экспортной пошлины к 2024 г. при одновременном увеличении НДПИ на основе использования повышающего коэффициента Кк, который в 2019-2021 гг. принимается равным 428, с 2022 г. - равным нулю (НК РФ, статья 342.5).

При повышении внешних цен на нефть до 60 долл./барр. общие тенденции сохраняются, показатели чистой прибыли и эффективность инвестиций пропорциональны изменению цен (рис. 1).

Чистая прибыль компании к 2030 г. увеличивается на 30% - до 1822,7 млн. долл., до максимального значения возрастает и эффективность инвестиций -2,30 долл./долл. Ежегодные налоговые отчисления компании в бюджет снижаются с 2024 г. до 635,6 млн. долл., выпадающие доходы бюджета к 2030 г. составят порядка 39%.

Пропорционально росту чистой прибыли прогнозируется рост объемов финансирования социальной сферы в диапазоне 2,07-2,73 млн. долл., что способствует ускорению экономического развития и повышению качества жизни населения в регионах ее присутствия.

15 В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая ставка НДПИ принимается равной 919 руб/т, корректирующий коэффициент Кк ставки НДПИ в формуле (5) принимается равным 0, статья 342.2, подпункт 2 п. 4.

Долл./долл

2,5 т

2,0 --

1,5 -1,0 -0,5 -0,0 -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-

000000000000

Рис. 1. Динамика эффективности инвестиций ИНК, сценарий налогового маневра: -О- при 25 долл./барр.; -а- при 60 долл./барр.

Источник: расчеты автора.

Влияние налогового маневра на показатели ПАО «Роснефть». Компания является лидером отрасли, производит 35% объема добычи нефти в России'9 Изменение показателей компании анализируется по регионам ВСНГК на основе прогнозных цен для внешнего и внутреннего рынков (табл. 2), в предположении, что добыча нефти задана кусочно-линейной функцией.

Таблица 2

Динамика прогнозных цен нефти на внутреннем и внешнем рынках, долл./барр.

Год Цены внешнего рынка Цены внутреннего рынка

2021 45,76 36,61

2022 48,56 38,85

2023 51,36 41,09

2024 54,16 43,33

2025 56,96 45,57

2026 59,76 47,81

2027 62,56 50,05

2028 65,36 52,29

2029 68,16 54,53

2030 70,00 56,00

Источник: расчеты автора.

Проведенный прогноз демонстрирует постепенный переход компании на налоговый маневр (табл. 3). В сценарии налогового маневра отчисления в ГБ от добычи в регионах ВСНГК к 2030 г. сократятся на 9%, при этом наблюдается рост эффективности инвестиций при завершении маневра в диапазоне 3-8% (рис. 2).

Выпадающие в результате снижения экспортной пошлины доходы бюджета значительно меньше, чем дополнительные поступления от увеличения НДПИ. Незначительное расхождение показателей по сценариям показывает, что корректирующие коэффициенты, введенные в Налоговом Кодексе, позволяют постепенно заместить экспортную пошлину НДПИ без ущерба для компании и государства, что является главной целью маневра.

19 Вертикально интегрированная нефтяная компания — ядро кластера. URL: http://ogbus.ru/files/ ogbus/authors/Battalova/Battalova_1.pdf/

Год

Таблица 3

Прогноз основных показателей ПАО «Роснефть» на территории ВСНГК

Иркутская область Красноярский край Республика Саха (Якутия)

.гг .гг .гг .гг £ .гг .гг .гг .гг

Показатель 0 2 5 2 0 3 0 2 5 2 0 3 0 2 5 2 0 3

40 1- 6- 6- 1- 6- 6- 1- 6-

1 2 2 1 2 2 1 2 2

20 20 20 20 20 20 20 20 20

Сценарий без налогового маневра

Экспортная по-

шлина, млн. долл. 2,98 3,53 4,80 3,41 3,61 4,92 2,31 2,73 2,96

Поступления в ГБ,

млн. долл. 17,31 20,74 27,36 19,79 21,17 28,06 13,43 16,00 16,89

Чистая прибыль,

млн. долл. 4,67 5,91 6,74 5,34 6,03 6,91 3,63 4,57 4,19

Эффективность

инвестиции,

долл./долл. 1,34 3,66 5,25 1,79 3,66 7,14 1,70 3,07 4,81

Сценарий с налоговым маневром

Экспортная по-

шлина, млн. долл. 2,67 0,63 0,00 3,10 0,64 0,00 2,09 0,49 0,00

Поступления в ГБ,

млн. долл. 17,55 18,55 23,52 20,09 18,93 24,12 12,39 13,29 17,12

Чистая прибыль,

млн. долл. 4,43 8,11 10,57 5,04 8,28 10,85 3,44 6,25 6,55

Эффективность

инвестиций,

долл./долл. 1,34 3,74 5,39 1,79 3,74 7,73 1,70 3,15 5,05

Источник: расчеты автора. Долл./долл.

2 --

1 --

-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

ооооооооооооооо 222222222222222

Рис. 2. Эффективность инвестиций ПАО «Роснефть» в ВСНГК:

----без маневра;---с маневром

Источник: расчеты автора.

Год

7 -г

6 --

5 --

4 --

3

* * *

Система налогообложения нефтяной отрасли формируется в условиях высоких рисков, находится в постоянном процессе преобразований с целью создания эффективного режима, позволяющего повысить инвестиционную привлекательность отрасли.

Анализ исследований перспектив нефтяного налогового маневра показал, что прогнозы выполнены на краткосрочном периоде и не позволяют комплексно оценить его эффективность, результаты являются весьма неопределенными, высока вероятность дальнейших корректировок условий его проведения.

Для оценки эффективности налогового маневра разработана специальная прогнозная модель, расчеты проведены на 12-летнем периоде на примере добывающих компаний ИНК и ПАО «Роснефть». Результаты расчетов показывают одинаковое влияние налогового маневра как на крупнейшую нефтяную компанию, так и на компанию регионального значения. Ожидается рост эффективности инвестиций, что является стимулом к модернизации стратегии развития компаний. Компенсирующий механизм налогового маневра позволяет обеспечить плавное изменение налоговых доходов государства, выпадающие доходы бюджета при постепенном снижении экспортных пошлин значительно меньше дополнительных поступлений от увеличения НДПИ.

Нефтяной налоговый маневр оказывает влияние не только на отчисления в бюджеты и эффективность инвестиций компаний, но и на социально-экономическое развитие в регионах деятельности компаний.

Литература / References

1. Зорин И. С., Каницкая Л.В. Итоги большого налогового маневра в нефтегазовом секторе экономики России // Фундаментальные исследования. 2018. № 8. С. 58-65. [Zorin I.S., Kanitskaya L.V. Itogi Вol'shogoNalogovogoManevra v Neftegazovom Sektore Ekonomiki Rossii // Fundamental'nye Issledovaniya. 2018. № 8. S. 58-65. (InRuss.)].

2. Гринкевич Л. С. Налоговый маневр в нефтегазовом секторе: как система налогообложения добычи полезных ископаемых нужна России? // Сибирская финансовая школа. 2017. № 4 (123). С. 60-66. [Grinkevich L.S. Nalogovyi Manevr v Neftegazovom Sektore: kak Sistema Nalogooblozheniya Dobychi Poleznykh Iskopaemykh Nuzhna Rossii? // Sibirskaya Finansovaya Shkola. 2017. № 4 (123). S. 60-66. (In Russ.)]

3. Горбунова Е.Н. Налоговая политика в нефтяной отрасли России: от налоговых маневров к реформе налогообложения отрасли //Предложения. Концепции. Перспективы. 2016. № 1 (29). С. 36-42. [Gorbunova E.N. Nalogovaya Politika v Neftyanoi Otrasli Rossii: ot Nalogovykh Manevrov k Reforme Nalogooblozheniya Otrasli //Predlozheniya. Kontseptsii. Perspektivy. 2016. № 1 (29). S. 36-42 (In Russ.)].

4. Каукин А.С., Миллер ЕМ. Налоговый маневр в нефтяной отрасли: риски «ручного регулирования» //Экономическое развитие России. 2019. № 7 (26). С. 87-92. [Kaukin A.S., Miller EM. (2019). Nalogovyi Manevr v Neftyanoi Otrasli: Riski «Ruchnogo Regulirovaniya»// Ehkonomicheskoe RazvitieRossii. № 7 (26). S. 87-92. (InRuss.)].

5. Каукин А.С., Миллер Е.М. Налоговый маневр в нефтяной отрасли: промежуточные итоги и риски дальнейшей реализации //Вопросы экономики. 2020. № 10. С. 28-43. DOI:10.32609/0042-8736-2020-10-28-43. [Kaukin A.S., Miller E.M. Nalogovyi Manevr v Neftyanoi Otrasli: Promezhutochnye Itogi i Riski Dal'neishei Re-alizatsii // Voprosy Ehkonomiki, 2020. № 10. S. 28-43. (In Russ.)]

6. Конопляник А. А. Налоговая реформа в российской нефтяной отрасли // Энергия: экономика, техника, экология. 2002. № 8. С. 2-6. [Konoplyanik A.A. Nalogovaya Reforma v Rossiiskoi Neftyanoi Otrasli // Ehnergiya: Ehkonomika, Tekhnika, Ehkologiya, 2002. № 8. S. 2-6. (In Russ.)].

7. Конопляник А. Бухгалтерская арифметика или экономика развития: Бюджетные проблемы с точки зрения налогообложения нефтегазовой отрасли // Независимая газета. Приложение «НГ-Энергия». 10.11.2015. С. 12-13. [Konoplyanik A. Bukhgalterskaya Arifmetika ili Ehkonomika Razvitiya: Byudzhetnye Prob-lemy s Tochki Zreniya Nalogooblozheniya Neftegazovoi Otrasli // Nezavisimaya Gazeta, Prilozhenie «NG-Ehnergia», 10.11.2015. S. 12-13. (In Russ.)].

8. Крушельницкий Н.В., Лейман Т.И. Большой налоговый маневр и его влияние на нефтяную отрасль России // Знание. 2016. № 5-2 (34). С. 46-50. [Krushel'nitskii N. V., Leiman T.I. Bol'shoi Nalogovyi Manevr i ego Vliyanie na Neftyanuyu Otrasl'Rossii //Znanie. 2016. № 5-2 (34). S. 46-50. (In Russ.)].

9. Сафонова Т.Ю. Эволюция налогообложения в нефтегазовой отрасли //Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 11. С. 2757-2790. DOI:10.18334/epp.10.11.111163. [Scfonova, T.Yu. Ehvolyutsiya Nalogooblozheniya vNeftegazovoi Otrasli //Ehkonomika, Predprinimatel'stvo i Parvo, 2020. T. 10. № 11. S. 2757-2790. (In Russ.)].

10. Джонстон Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 41 с. [Dzhonston D. Mezhdunarodnyi Neftyanoi Biznes: Nalogovye Sistemy i Soglash-eniya o Razdele Produktsii. Moskva, Olimp-Biznes, 2003. 41 s. (In Russ.)].

11. Бобылев Ю.Н. Развитие нефтяного сектора экономики // Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 45-62. [Bobylev Yu.N. Razvitie Neftyanogo Sektora Ehkonomiki // Voprosy Ehkonomiki, 2015. № 6. S. 45-62. (In Russ.)].

12. Токарев А.Н. Влияние институциональных условий на реализацию социально-экономических выгод освоения нефтегазовых ресурсов /Под ред. Крюкова В.А. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. 240 с. [Tokarev A.N. (2007) Vliyanie Institutsional'nykh Uslovii na Realizatsiyu Sotsial'no-ehkonomicheskikh Vygod Оsvoeniya Neftegazovykh Resursov /Рod red. Kryukova V.A. Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2007. 240 s. (In Russ.)J.

13. Назаров В.И. Нефтяная рента // Нефть и капитал. 2004. № 2. С. 8-12. [Nazarov V.I. Neftyanaya Renta // Neft' i Кйpital. 2004. № 2. S. 8-12. (In Russ.)J.

14. Крюков В.А., Севастьянова А.Е., Токарев А.Н., Шмат В.В. Региональные аспекты реформирования налоговой системы в нефтегазовом секторе России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2001. 160 с. [Kryukov V.A, Sevast'yanova A.E, Tokarev A.N., Shmat V.V. (2001) Regional'nye Aspekty Reformirovaniya Nalogovoi Sistemy v Neftegazovom Sektore Rossii. Novosibirsk: IEHOPP SO RAN, 2001. 160 s. (In Russ.)J.

15. Токарев А. Изменения в налогообложении нефтегазового сектора: учтены ли интересы сырьевых регионов // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2004. № 2. С. 56-61. [TokarevA. Izmeneniya v Nalogooblozhenii Neftegazovogo Sektora: Uchteny li Interesy Syr'evykhRegionov//Nalogi. Investitsii. Kapital. 2004. № 2. S. 56-61 (In Russ.)J.

16. Титов В.В. Влияние налоговой системы на инвестиционные возможности и эффективность деятельности предприятия //Регион: экономика и социология. 2006. № 2. С. 164-175. [Titov V. V. Vliyanie Nalogovoi Sistemy na Investitsionnye Vozmozhnosti i Ehffektivnost' Deyatel'nosti Predpriyatiya // Region: Ehkonomika i Sotsiologiya. 2006. № 2. S. 164-175. (In Russ.)J.

17. Токарев А.Н. Учет интересов сырьевых регионов при налогообложении нефтяной промышленности // Сибирская финансовая школа. 2016. № 5. С. 46-52. [Tokarev A.N. Uchet Interesov Syr'evykh Regionovpri Nalogooblozhenii Neftyanoi Promyshlennosti // Sibirskaya Finansovaya Shkola. 2016. № 5. S. 46-52. (In Russ.)J.

18. Конопляник А.А. Российский ТЭК на пути к новой энергетической политике страны (переосмысливая задачи развития и возможные их решения) // Нефтяное хозяйство. 2000. № 4. С. 7-13. [Konoplyanik A.A. Rossiiskii TEK na Puti k Novoi Ehnergeticheskoi Politike Strany (Pereosmyslivaya Zadachi Razvitiya i Vozmozhnye ikh Resheniya) //Neftyanoe КИozyaistvo. 2000. № 4. S. 7-13 (In Russ.)J.

19. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс России: состояние, проекты, международное сотрудничество. Новосибирск: ИЭИОПП СО РАН, 2011. 295 с. [Korzhubaev A.G., Ehder L.V. Neftegazovyi Ксmpleks Rossii: Sostoyanie, Рroekty, Mezhdunarodnoe Sotrudnichestvo. Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2011. 295 s. (In Russ.)J.

20. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Дякун А.Я., Мамахатов Т.М. Комплексный анализ современного состояния нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока //Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. 2016. Т. 2. № 1. С. 43-60. [Filimonova I.V., Ehder L.V., Dyakun A.Ya., Mamakhatov T.M. Kompleksnyi Analiz Sovremennogo Sostoyaniya NeftegazovogoK Kompleksa Vostochnoi Sibiri i Dal'nego Vostoka. // Vestnik Tyumenskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Ehkologiya i Рrirodopol'zovanie. 2016. T. 2. № 1. S. 43-60. (In Russ.)J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Стратегическое управление и согласование интересов институциональных участников мегапроектов // Проблемы управления. 2016. № 1. С. 29-48. [Plyaskina N.I., Kharitonova V.N. Strategicheskoe Upravlenie i Soglasovanie Interesov Institutsional'nykh Uchastnikov Megaproektov // Prob-lemy Upravleniya. 2016. № 1. S. 29-48. (In Russ.)J.

22. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н., Вижина И А. Содействие регионов формированию газохимических кластеров в Амурской и Иркутской областях //Регион: экономика и социология. 2016. № 3 (91). С. 143-162. [Plyaskina N.I., Kharitonova V.N., Vizhina I.A. Sodeistvie Regionov Fformirovaniyu Ggazokhimicheskikh Klasterov v Amurskoi i Ir-kutskoi Оblastyakh //Region: Ehkonomika i Sotsiologiya. 2016. № 3 (91). S. 143-162. (In Russ.)J.

23. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Трансформация методологических подходов и модельного аппарата системы стратегического планирования и управления // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17. № 4. С. 22-38. DOI: 10.25205/2542-0429-2017-17-4-22-38. [Plyaskina N.I., Kharitonova V.N. Transformatsiya Metodologicheskikh Podkhodov iModel'nogo Apparata Sistemy Strategicheskogo Planirovaniya i Upravleniya // MirEhkonomiki i Upravleniya. 2017. T. 17. № 4. S. 22-38. (InRuss.)J.

24. Эдер Л.В., Филимонова И.В., Немов В.Ю., Проворная И.В. Прогноз добычи нефти в регионах Восточной Сибири и республике Саха (Якутия) //Бурение и нефть. 2019. № 7-8. С. 9-19. [EhderL.V., Filimonova I.V., Nemov V.Yu., Provornaya I.V. Prognoz Dobychi Nefti v Regionakh Vostochnoi Sibiri i Respublike Sakha (Yakutiya) //Burenie i Neft'. 2019. № 7-8. S. 9-19. (In Russ.)J.

25. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М.: Дело, 2002. 580 с. [Vilenskii P.L., Livshits V.N., Smolyak S.A. (2002). Otsenka Ehffektivnosti Investitsionnykh Proektov. Teoriya i Praktika. M.: Delo. 580 s. (InRuss.)J.

Статья поступила 11.01.2022. Статья принята к публикации 02.03.2022.

Для цитирования: Н.И. Пляскина. Нефтяной налоговый маневр: анализ последствий и прогноз влияния на развитие компании // Проблемы прогнозирования. 2022. № 4(193). С. 33-44.

D0I: 10.47711/0868-6351-193-33-44.

H.H. n^HCKHHa

Summary

OIL TAX MANEUVER: ANALYSIS OF THE CONSEQUENCES AND FORECAST OF THE IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF A COMPANY

N.I. PLYASKINA, Doct. Sci. (Econ.), professor, Institute of Economics and Industrial Engineering Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia

ORCID: 0000-0003-4304-9667. SCOPUS Author ID: 6507773498

Abstract: Fiscal policy is one of the effective tools to stimulate subsoil use in Russia. The article analyzes the transformation of the taxation system and modern approaches to assessing its impact on resource development. It was noted that the taxation system in the oil and gas sector is formed in conditions of high investment risks, due to limited reserves, uncertainty of the results of exploration, significant capital intensity of all stages of the technological process, significant fluctuations in market prices for hydrocarbon raw materials. A simulation model for assessing the impact of a tax maneuver on the development of an oil company has been proposed. The test of the approach was carried out on the example of the Irkutsk Oil Company and PJSC «Rosneft». The forecast showed the same impact of the tax maneuver on both the largest oil company and the company of regional importance. There is a steady increase in net profit during the forecast period and an increase in financing of the social sphere in the regions of operation of companies. The amount of payments to the state budget is gradually decreasing, while the efficiency of capital investments of companies increases, which encourages companies to invest.

Keywords: tax maneuver, oil and gas sector, forecast, government regulation, company, simulation model.

Received 11.01.2022. Accepted 02.03.2022.

For citation: N.I. Plyaskina. Oil Tax Maneuver: Analysis of the Consequences and Forecast of the Impact on the Development of a Company // Studies on Russian Economic Development. 2022. Vol. 33. No. 4. Pp. 377-384. DOI: 10.1134/S1075700722040062.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.