Научная статья на тему 'Нефтяная отрасль Азербайджана после ухода Гейдара Алиева'

Нефтяная отрасль Азербайджана после ухода Гейдара Алиева Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кокшаров Александр

"Эксперт", М., 2003 г., № 219, с. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефтяная отрасль Азербайджана после ухода Гейдара Алиева»

Александр Кокшаров,

журналист

НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА

ПОСЛЕ УХОДА ГЕЙДАРА АЛИЕВА

"После ухода Гейдара Алиева инвестиционные риски в Азербайджане возрастут", — сказала в беседе с корреспондентом "Эксперта" Лейла Батт, экономист исследовательского центра Economist Intelligence Unit (EIU). Главным образом это может сказаться на важнейшей отрасли азербайджанской экономики — нефтегазовой (на нефть сегодня приходится 70% экспортных поступлений и около 50% всех доходов азербайджанского бюджета). Последнее десятилетие развитие ТЭК страны происходило преимущественно за счет иностранных инвестиций. В страну пришли ведущие западные компании — британская ВР, американские "ExxonMobil" и "Chevron Texaco", норвежская "Statoil", французская "TotalFinaElf", итальянская "Agip", решившие участвовать в разработке месторождений на азербайджанском шельфе Каспия. В начале 90-х полагали, что запасы нефти южной части Каспийского моря сопоставимы с запасами Персидского залива. Был создан миф о несметных нефтяных богатствах Каспия.

В ожидании нефтяного бума западные компании с готовностью заключали проекты на разработку нефтяных месторождений. За прошедшее десятилетие сумма инвестиций в нефтяной сектор Азербайджана превысила 6 млрд. долл. Благодаря этому добыча нефти в стране увеличилась с минимального уровня в 9 млн. т нефти в 1997 г. до 15,5 млн. т в 2002 г. Однако второго Персидского залива не получилось. "Прогнозы о предполагаемых запасах оказались преувеличенными — серьезные запасы нефти были обнаружены лишь на двух месторождениях, где сегодня ведется добыча международными консор-

циумами. Они дают 80% азербайджанской добычи, и в краткосрочной перспективе серьезного роста не предвидится", — сказал "Эксперту" Лорент Русекас, директор отдела Средней Азии и Кавказа консалтинговой компании "Cambridge Energy Research Associates". Согласно статистическому отчету ВР, суммарные запасы нефти составляют в Азербайджане 1,1 млрд. т. Из них 90% приходится на месторождения Азери—Чираг—Гюнешли и Араз—Алов—Шарг. В результате геологических изысканий в конце 90-х на азербайджанском шельфе нашли куда больше природного газа (850 трлн. куб. м, крупнейшее месторождение — Шах-Дениз), нежели нефти.

Еще одна проблема — неурегулированность морской границы с Ираном, который претендует на пятую часть каспийского шельфа, в частности на ряд месторождений Азербайджана и Туркменистана. Свои требования Тегеран отстаивает весьма жесткими методами: например, в июле 2001 г. иранские патрульные катера оттеснили исследовательское судно компании ВР, которое занималось геологоразведкой в районе месторождения Араз—Алов. Подобные инциденты, естественно, не добавляют инвестиционной привлекательности югу Каспия. Так, ВР заявила, что разработка месторождения будет зависеть от урегулирования территориального спора. Проблемы возникают с проектами не только по добыче, но и по транспортировке нефти. Даже если Азербайджану все-таки удастся увеличить объемы нефтедобычи, потребуются дополнительные маршруты ее транспортировки на мировой рынок. Сейчас отгрузка "ранней нефти" идет на терминал в грузинском порту Супса, но предполагается рост добычи, и это потребует больших мощностей. В 2002 г. при поддержке США и Турции началось строительство нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан, соединяющего месторождения Южного Каспия и турецкий терминал на Средиземном море. Нефтепровод длиной 1500 км, который должен быть завершен к концу 2004 г., обойдется в 2,5 млрд. долл. Существующей азербайджанской добычи недостаточно для того, чтобы окупить эту сумму, но власти Азербайджана пошли на реализацию проекта (крупнейшие акционеры — Государственная нефтяная компания Азербайджана, ГНКАР, и ВР), как полагают, по политическим мотивам — чтобы снизить зависимость от России по транзиту энергоресурсов. Однако из-за проблем со здоровьем Гейдара Алиева и этот проект оказался в подвешенном состоянии — международные кредиторы заявили, что финансирование строительства трубопровода Баку— Джейхан откладывается на полгода.

Ильхам Алиев — как президент Азербайджана — западных инвесторов устраивает. Западные компании строили свои отношения с ГНКАР прежде всего на политической основе — это ведь государственная компания — и сумели выстроить рабочие отношения с Ильха-мом Алиевым, занимавшим тогда рост президента ГНКАР. Для западных нефтяных компаний перемещение Ильхама на высший государственный пост становится определенной гарантией как стабильности в стране, так и сохранения достигнутых ранее договоренностей. Выстроенная в Азербайджане политическая система, а значит, и интересы нефтяных компаний, оказались слишком зависимы от фигуры Гейдара Алиева. Иначе говоря, соглашения с Азербайджаном — это по сути личные договоренности с членами семьи Алиевых, хотя юридически они оформлены в виде соглашений о разделе продукции. Для западных нефтяных компаний чрезвычайно важно, чтобы сохранил преемственность в ориентации на Запад. "Не секрет, что Азербайджан видит ВР как британскую компанию, через которую можно лоббировать интересы в Лондоне, a "ExxonMobil" — как американскую, через которую можно устанавливать политические контакты в Вашингтоне", — полагает научный сотрудник Оксфордского университета Пол Домьян. Для Азербайджана это важно, потому что таким образом Баку пытается получить союзников, которые ему нужны, чтобы не оказаться в сфере влияния России или Ирана. Прозападную позицию Гейдара Алиева скорее всего сохранит и его сын Ильхам. Несмотря на то что он учился в МГИМО и занимался бизнесом в России, с 1994 г. основная часть его профессиональной деятельности была связана именно с западными нефтяными компаниями.

Сегодня российский бизнес практически не участвует в развитии нефтегазового сектора Азербайджана. В 2002 г. "ЛУКойл" продал свой пакет в консорциуме AIOC и отказался от участия в строительстве нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан. От предложения подключиться к проекту отказался и ЮКОС. "Российские компании реально не представлены в Азербайджане прежде всего потому, что у них хватает забот в России, где их запасы существенно перспективнее и требуют меньших инвестиций", — полагает Лейла Батт.

"Эксперт", М., 2003г., №219, с. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.