Научная статья на тему 'НЕФТЬ В МИРОВЫХ КОНФЛИКТАХДВАДЦАТОГО ВЕКА'

НЕФТЬ В МИРОВЫХ КОНФЛИКТАХДВАДЦАТОГО ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУП К НЕФТЯНЫМ МЕСТОРОЖДЕНИЯМ / СИНТЕТИЧЕСКОЕ ТОПЛИВО / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБЛЕНИЕ ТОПЛИВА В РАЗНЫХ ВИДАХ ВОЙСК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свиридов А.А.

Статья посвящена роли нефти во времена Первой и Второй мировых войн. Рассматривается вопрос использования топлива в разных видах войск и в военно-промышленных комплексах стран, а также борьба за нефтяные месторождения в ходе вооруженных противостояний. Учитывается вклад России в этих конфронтациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL IN WORLD CONFLICTS OF THE TWENTIETH CENTURY

The article is devoted to the role of oil during the First and Second World Wars. The issue of the use offuel in different types of troops and in the military-industrial complexes of countries, as well as the struggle for oilfields during armed confrontations is considered. Russia's contribution to these confrontations is considered.

Текст научной работы на тему «НЕФТЬ В МИРОВЫХ КОНФЛИКТАХДВАДЦАТОГО ВЕКА»

УДК 327.2

НЕФТЬ В МИРОВЫХ КОНФЛИКТАХДВАДЦАТОГО ВЕКА

Свиридов А.А.

магистрат факультета глобальных процессов Московского государственного университета

имени М.В. Ломоносова, Москва artemas98@list.ru

Аннотация. Статья посвящена роли нефти во времена Первой и Второй мировых войн. Рассматривается вопрос использования топлива в разных видах войск и в военно-промышленных комплексах стран, а также борьба за нефтяные месторождения в ходе вооруженных противостояний. Учитывается вклад России в этих конфронтациях.

Ключевые слова: доступ к нефтяным месторождениям, синтетическое топливо, военная экономика, потребление топлива в разных видах войск.

Oil in world conflicts of the twentieth century Sviridov A.A.

Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow

artemas98@list.ru

Abstract. The article is devoted to the role of oil during the First and Second World Wars. The issue of the use offuel in different types of troops and in the military-industrial complexes of countries, as well as the struggle for oilfields during armed confrontations is considered. Russia's contribution to these confrontations is considered.

Keywords: access to oil fields, synthetic fuel, military economy, fuel consumption in different types of troops.

Введение

Появление двигателя внутреннего сгорания

На войне 28 июня 1914 года сербский гимназист Гаврила Принцип, член террористической организации "Млада Босна", совершил убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола, и его жены, герцогини Софии Гогенберг. Это стало формальным поводом к началу Первой Мировой войны.

"Это была война людей и машин". В боевых действиях использовали все последние технические достижения конца XIX и начала XX века, в том числе и двигатель внутреннего сгорания.

Использование нефти оказало огромное влияние на все характеристики военных операций, в несколько раз повысилась мобильность на суше, на море и в воздухе. Раньше главным фактором победы являлись

стабильные сети железных дорог, при помощи которых осуществлялось снабжение воюющих армий людскими и материальными резервами. Ярким примером таких конфликтов была франко-прусская война 1870-1871 годов. Когда отряды прибывали в пункт назначения, дальше им приходилось полагаться лишь на физическую выносливость людей и лошадей. Однако с появлением автомобильного транспорта характеристики мобильности, дальности и объёма транспортировок значительно выросли.

Итоги технического прогресса в несколько раз превысили прогнозы военных стратегов. Согласно подсчётам, в самом начале войны соотношение людей и лошадей было, соответственно, три к одному, причём одной лошади требовалось больше провианта, чем десятку солдат. Например, в течение битвы за Марну немецкие генералы жаловались на то,

что измученные и обессиленные лошади срывали планы успешного наступления.

Британский полковник Эрнест Свинтон предвидел результаты оснащения армий автоматическим оружием ещё в своей работе по истории Русско-японской войны. Поэтому он стал уделять пристальное внимание испытаниям сельскохозяйственного

трактора, который разработали в Соединённых Штатах. Он обратился со своими идеями к Уинстону Черчиллю, которой в то время занимал пост первого лорда адмиралтейства. Несмотря на противодействие проекту со стороны армейского руководства, Черчилль профинансировал его из бюджета военно-морского министерства. Из соображений секретности новая машина получила название "танк" ("бак") [8].

В первый раз танк применили в битве при Сомме в 1916 году. В ноябре 1917 года в битве при Камбре машина сыграла ещё более важную роль, а 8 августа 1918 года танковая армада прорвала немецкий фронт в битве при Амьене. Траншейная война закончилась. В октябре 1918 года немецкое командование объявило, что победа невозможна, и главная причина поражения - использование танков союзниками.

Ещё одним фактором стало распространение автомобильного

транспорта. Несмотря на более развитую сеть немецких железных дорог, союзники смогли повысить мобильность своих войск при помощи машин и грузовиков. Например, у британского экспедиционного корпуса в августе 1914 года имелось всего лишь 827 автомобилей и 15 мотоциклов, а к концу войны автопарк англичан располагал 56 000 грузовиков, 34 000 мотоциклов и 23 000 автомобилей. К этому количеству добавились поставки 50 000 машин

Соединёнными Штатами, которые вступили в войну в апреле 1917 года. Благодаря этому транспорту стала возможна быстрая переброска войск с одних участков фронта на другие, что не раз предрешало исход битвы в пользу союзников. Как говорили после войны, победа союзников над Германией олицетворяла собой победу грузовиков над локомотивами.

Возникновение двигателя внутреннего сгорания также оказало значительное влияние на новый фронт боевых действий -воздух. С момента первого испытательного полёта братьев Райт в 1903 году до 1911-1912 годов, когда итальянцы решили использовать аэропланы против турок в бою за Триполи, командование армий считало, что самолёты являются неплохим спортом, но совершенно непригодны для боевых действий.

Но с началом войны преимущества аэропланов стали заметными. В первое время их использовали для наблюдения за позициями противника, а пилоты стреляли друг в друга из пистолетов. Потом на самолётах стали устанавливать пулемёты с синхронизирующими механизмами,

оберегавшими пропеллер от прострела. Появились первые истребители. К 1916 году уже разработали тактики боя в небе, пилоты стали образовывать звенья. Затем стали использовать бомбометание для поддержки сражений на земле, а немцы устраивали атаки цеппелинов (а позднее - бомбардировщиков) прямо на английские города: впоследствии это назвали "первой битвой за Британию" [4].

Однако для развития военно-воздушных сил требовалась развитая инфраструктура. Двигатели стали строить на основе автомобильной промышленности. Война ускорила технический прогресс. К концу военных действий скорость самолётов достигла 120 миль в час, а максимальная

высота полёта - 27 000. Выросли объёмы производства. С начала конфликта в Великобритании изготовили 55 000 машин, во Франции - 68 000, в Германии - 48 000. За время участия в войне США выпустили 15 000 воздушных единиц.

Нефть сыграла важную роль и в военно-морском противостоянии Великобритании и Германии. Ещё до начала войны адмирал Фишер убедил Черчилля о преимуществах использования жидкого топлива над сожжением угля в британских кораблях. Используя свои полномочия первого лорда адмиралтейства, Черчилль добился серьёзной модернизации британского флота, которая предусматривала перевод строившихся кораблей с угля на мазут. Это повысило боеспособность морских сил, увеличило скорость флотилий и, в итоге, позволило добиться преимущества британского флота над немецким. К примеру, в сражении при Фолклендских островах в конце 1914 года победили англичане, тем самым Германия оказалась отрезана от важнейших торговых путей.

Основная часть

1. Битвы за доступ к нефтяным ресурсам

В Германии возникла критическая ситуация с нефтью. Отрезанная от снабжения по морским путям, она имела всего лишь один источник - Румынию. Несмотря на незначительную долю в мировом масштабе, Румыния оставалась крупнейшим поставщиком «чёрного золота» в Европе после Российской империи, и германская экономика сильно зависела от неё. Поначалу эта страна сохраняла нейтралитет, но под воздействием успешного наступления русской армии в летом 1916 года румынское правительство объявило войну Австро-

Венгрии, что автоматически подразумевало вступление в войну против Германии.

В сентябре 1916 года немецкие и австро-венгерские дивизии провели наступательную операцию против Румынии, но румынские части смогли удержать горные проходы, ведущие путь к нефтяным скважинам Валахской равнины. В октябре германцы заняли черноморские порты, где находилось большое количество нефтепродуктов, включая запасы бензина на складах союзников. Было ясно, что захват и самих румынских месторождений немцами -вопрос времени.

В конце октября 1916 года Военный комитет британского правительства в Лондоне обсудил эту проблему на срочном заседании. Заключение предписало уничтожить запасы зерна и нефтяные вышки, чтобы не отдавать их в руки врагу. Но румынские власти не спешили с уничтожением собственного национального достояния, пока ещё оставались шансы на военный успех. Но когда 17 ноября немцы пробились через горные перевалы и вышли на Валахскую равнину, правительство Британии решило взять инициативу в свои руки. Для того, чтобы разрушить нефтяную индустрию, в Румынию послали полковника Джона Нортон-Гриффитса, одного из передовых технических специалистов того времени. 18 ноября, после прорыва румынского фронта германскими войсками, он прибыл в Бухарест. Под давлением союзников правительство Румынии дало соглашение на уничтожение своей нефтяной инфраструктуры. 26 ноября огонь охватил первые месторождения. Схема была следующая: сначала под участки закладывали динамит, затем сливали нефтепродукты, которые образовывали несколько дюймовые лужи, сваливали туда

оборудование и под конец всё поджигали при помощи спичек и сена.

Германским специалистам, которые прибыли на разрушенные месторождения, удалось возобновить нефтедобычу лишь спустя пять месяцев, и то она составила менее трети от уровня 1914 года. Благодаря их методичной работе в 1918 году производство вышло на объём в 80% от первоначальной степени, но было уже поздно. Впоследствии историк британского Комитета имперской обороны отметил, что эта временная победа Германии обеспечила ей "лишь разницу между нехваткой и коллапсом" [1].

Когда немцы уже восстанавливали разрушенную инфраструктуру в Румынии, в голове Людендорфа уже созревал новый план. Германия нуждалась в "более значительной добыче", которая позволила бы обеспечить её военные нужды и привести к победе. Таковой мог бы стать доступ к русской нефти в Баку. Свержение царской власти, усиление влияния большевиков и крушение Российской империи - всё это подпитывало надежды Германии на захват поставок и продолжение войны. В марте 1918 года был заключен Брест-Литовский договор, по которому военные действия между Германией и Россией прекращались. Но турки, будучи союзниками Германии, начали наступать на Баку. Немцы, опасаясь напрасного уничтожения нефтяных участков, предложили большевикам формулу: нефть в обмен на сдерживание турецких войск. Ленин согласился и попросил Иосифа Сталина, на тот момент одного из руководителей партии, и своих ближайших помощников, отправить телеграмму контролировавшей город Бакинской коммуне. Однако руководители большевиков на местах отвергли это решение,

мотивировав тем, что не хотят отдавать вражеским грабителям ни капли нефти, полученной своим трудом.

К концу июля турецкие части взяли Баку в осаду, а в начале августа оккупировали некоторые месторождения, игнорируя все просьбы Германии. Армяне и русские, составлявшие львиную долю населения Баку, обратились за помощью к Великобритании. Последняя прислала туда отряд в середине августа 1918 года через Персию, в задачу которого входила защита города и нефти. В худшем случае предписывалось

воспроизвести румынский сценарий. Британцы удерживали Баку в течение месяца, но этого хватило, чтобы не отдавать нефть Германии.

Поражение немцев было предрешено. Поставки нефти в Германию сокращались. В октябре правительство пришло к выводу, что в течение шести месяцев все запасы топлива, необходимого для ведения боевых действий на суше, на море и в воздухе иссякнут в течение 2-6 месяцев. Однако достоверность этих данных доказать так и не удалось, так как 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу было подписано перемирие. Через десять дней состоялся банкет в Ланкастер-хаузе в Лондоне специально для Межсоюзнической конференции по нефти. Лорд Керзон, входивший в состав военного правительства, признался, что ему было очень любопытно наблюдать за колоннами грузовиков во Франции и Фландрии, добавив при этом, что "дело союзников плыло к победе на нефтяной войне". А директор французского Генерального нефтяного комитета произнёс фразу, ставшую пророческой: "Нефть была кровью войны, теперь ей предстоит стать кровью мира" [6].

2. Борьба за нефть - причина начала Второй мировой войны

Планы по получению доступа к нефтяным месторождениям и захвату контроля над нефтеперерабатывающими заводами в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке и на Кавказе были важным элементом стратегии всех ведущих государств-участников Второй Мировой войны. Но особое значение "чёрному золоту" придавали в Германии, так как страна практически полностью зависела от зарубежных поставок нефти и нефтепродуктов. Именно поэтому, из-за недостатка природного топлива в Германии активно велись разработки по созданию топлива синтетического (так называлась нефть, добытая из угля). Однако, после прихода к власти А. Гитлера, у немцев появилась ещё одна идея - добыть доступ к сырью посредством завоеваний.

Два события убедительно доказали нацистам ненадёжность зависимости от импорта нефти и потребность в увеличении своих резервов. В октябре 1935 года итальянский диктатор Бенито Муссолини, который мечтал о воссоздании великой Римской империи, отдал войскам приказ провести вторжение в Абиссинию (Эфиопию). Лига Наций незамедлительно обвинила Италию в агрессии и ввела против неё санкции; обсуждался вопрос о полном запрете на поставки нефти. Однако благодаря помощи французского премьер-министра Пьера Лаваля итальянскому лидеру удалось дипломатически оправдать свои действия, и эмбарго не было применено. Позднее Муссолини признался Гитлеру, что если бы организации удалось довести санкции до конца, то итальянцы были бы вынуждены покинуть Эфиопию в течение недели, что стало бы серьёзным политическим просчётом для первого.

Второй случай произошёл

непосредственно в самой Германии.

Немецкое правительство стремилось "выдавить" иностранные компании (такие как StandardOil, Shell и Дероп) с внутреннего рынка. Дероп, 100% акций которого принадлежали СССР, обладал своей сетью бензоколонок. Нацисты надавили на германских сбытовиков, чтобы те «выкупили» советские автозаправки. В итоге Советский Союз прекратил поставки нефти вообще, аргументировав это "трудностями с иностранными платежами" [2]. Таким образом, Гитлер получил ещё одно предупреждение об опасности серьёзной зависимости от импорта топлива.

В это же время в Берлине открылась ежегодная автомобильная выставка, во время которой фюрер объявил, что Германия решила проблему создания синтетического топлива, при этом намекнув, что данное достижение "имеет политическое значение". Затем последовали шаги по милитаризации страны и подготовке её к войне. В конце 1936 года началась реализация плана, рассчитанного до 1940 года, который предусматривал в том числе ещё и внедрение новых технологий в химической промышленности, направленных на уменьшение степени зависимости от зарубежной нефти. Лидером по производству синтетического топлива стала компания I. G. Farben, которая в 1937-1938 годы представляла собой промышленный орган нацистского государства. Несмотря на невозможность полного выполнения амбициозного четырёхлетнего плана, к началу Второй Мировой войны 14 модернизированных заводов уже работали на полную мощность и ещё 6 были в процессе строительства. К 1940 году производство синтетического топлива достигло уровня в 72 000 баррелей в день, или 46% общего потребления нефти. Примерно 95% всего

авиационного горючего Германии было создано при помощи процесса гидрогенизации. Это значит, что без применения этой технологии самолёты люфтваффе не взлетели бы в воздух [1].

Но помимо усиления мощи своего военно-промышленного комплекса и постоянного роста добычи синтетического топлива германское правительство не забывало и о роли настоящей нефти. Поэтому Гитлер сформулировал новый подход к ведению боевых действий: "блицкриг" (молниеносная война). Главной отличительной чертой этой тактики стали решительные быстрые удары мощными и мобильными группами из пехоты и техники, которые позволяли переломить ход военных операций до возникновения проблем с нехваткой топлива. Благодаря такой стратегии немцам удалось очень легко захватить Польшу, Норвегию, Бельгию, Нидерланды и Францию, что позволило захватить запасы нефти, во много раз превышающие затраты на военные компании на Западе. Победы, достающиеся "малой кровью", становились привычными. Даже неудача в воздушной битве за Британию не остановила захватнических планов Гитлера, который надеялся на скорую победу и в будущей войне против Советского Союза.

3. Война с СССР

Одной из важных целей немецкого плана нападения на СССР был захват богатых нефтью районов Кавказа. Министр военной промышленности Германии Альберт Шпеер признался в мае 1945 года, что главным мотивом во время разработки стратегии войны против России был нефтяной фактор. Гитлер понимал, что нефть представляет собой жизненно необходимый продукт для увеличения экономической и военной мощи. Для того, чтобы сделать "Третий Рейх" неуязвимым, считал фюрер, Германия

должна прирасти украинским чернозёмом и каспийской нефтью [3].

Была ещё одна причина нанести удар по СССР. Немцы опасались, что советская армия способна захватить или уничтожить румынское нефтяное месторождение в Плоешти, которое считалось самым большим на Европейском континенте за пределами России. Во время Первой мировой войны оно являлось одной из важных целей Германии, а теперь Румыния стала союзницей фашистов. По условиям пакта Молотова-Риббентропа Бессарабия отошла к Советскому Союзу, и русские войска стали представлять угрозу для Гитлера. Нападение на СССР стало бы лучшей защитой румынского нефтяного района.

На рассвете 22 июня 1941 года по советским железным дорогам медленно продвигались на запад товарные вагоны с сырьем. В 4 часа утра немецкая армия, составом в 3 млн человек, располагающая 600 000 транспортными средствами и 625 000 лошадей, начала наступать по всему фронту и застала Советский Союз совершенно неподготовленным. Германия рассчитывала на быструю победу, как это уже не раз бывало с европейскими странами. Поначалу всё шло по плану, дезорганизованные советские войска отступали. За несколько месяцев немцам удалось захватить огромную территорию и взять в плен миллионы русских солдат и офицеров. Казалось, что победа близка.

Однако, благодаря героизму и стойкости советских людей, боровшихся с врагом до конца, успешной эвакуации предприятий в азиатскую часть страны, а также сильной растянутости германских линий снабжения появлялись первые признаки того, что закончить войну в скором времени не получится. К зиме 1941 года немецкое

наступление выдохлось. 5-6 декабря Георгий Жуков организовал первое удачное контрнаступление советских войск, которое позволило остановить фашистов и сковать их на всю зиму. После решения Японии атаковать США и начать военную операцию в Юго-Восточной Азии Сталин перебросил лучшие сибирские части на германский фронт.

В начале 1942 года в Берлине разрабатывали планы ещё одного крупного наступления на Восточном фронте -операцию "Блау". Главной целью был захват кавказской нефти, а затем немцы рассчитывали дойти до месторождений Ирака и Ирана, откуда открывался путь в Индию. Экономические советники подсказывали Гитлеру, что Германии будет трудно вести войну без контроля над советской нефтью, и фюрер соглашался. Одновременно он хотел парализовать экономику СССР, лишив её сырья, необходимого для военной

промышленности. По расчётам немцев, Советский Союз должен был израсходовать на защиту месторождений последние материальные и людские резервы, а после этого нефть перейдёт к Германии. Была организована особая команда из технических специалистов, которые бы восстановили нефтяные объекты и возобновили их эксплуатацию. Оставалось лишь реализовать этот амбициозный план.

К концу июля 1942 года немцы взяли Ростов и перерезали нефтепровод с Кавказа. Казалось, что они на верном пути. Майкоп, самый западный кавказский нефтяной центр, германская армия захватила 9 августа. Однако, перед отступлением, советские инженеры разрушили нефтяные объекты, уничтожили резервы и необходимое оборудование (в том числе и инструменты в

ремонтных мастерских). Только к январю 1943 года немцы кое-как возобновили добычу до 70 баррелей в день.

Несмотря на это, фашисты двигались дальше. В середине августа нацистские альпинисты поставили флаг со свастикой на вершине Эльбруса, самой высокой горы в Европе. Однако германские войска застопорились на горных перевалах. Блокированные советскими частями и испытывающие недостаток топлива, они не смогли пробиться к Грозному и Баку. Захваченные русские запасы топлива не подходили для немецкой техники, потому что советские танки работали на дизельном топливе вместо бензина. Линии снабжения оказались далеко позади. Фашисты даже пытались использовать верблюдов, но осенью 1942 года их последние попытки пробраться через горы были отражены.

Сталинград, находившийся севернее Кавказа, не являлся главной целью германского наступления. Однако именно этот город с символичным названием стал местом героической битвы, продолжавшейся с августа 1942 года по февраль 1943 года, Волга была важной артерией, через которую нефть с Бакинских месторождений поставлялась в центральную часть СССР, поэтому немцы пытались овладеть этим местом любой ценой. Однако стойкость и мужество советских войск, а также умелые действия и мастерство командиров Красной Армии помешали Вермахту и на этот раз.

6-я армия Фридриха Паулюса попала в "котел", из которого уже была не в состоянии выбраться. Фельдмаршал Эрих фон Манштейн уговаривал Гитлера передать ему командование германскими частями на Кавказе и прийти на помощь 6-ой армии, но фюрер категорически отказал.

Несмотря на энтузиазм диктатора, в январе 1943 года немецким солдатам был отдан приказ об отступлении. Но время было упущено. 31 января - 2 февраля 1943 года 6-я армия капитулировала. Таким образом, Сталинградская битва стала переломным моментом в истории Великой Отечественной и Второй мировой войны. Блицкриг закончился. С этого времени определяющим фактором станут не молниеносные операции, а человеческие и материальные ресурсы - и нефть в том числе.

1943 год для стран Гитлеровской коалиции характеризовался фатальными неудачами на фронтах Советского Союза и Северной Африки. Планы фюрера, о захвате нефтеносных районов Кавказа и Ближнего Востока и о победоносном соединения армий Вермахта, стали иллюзией. Военной машине Германии требовалось топливо, и вчерашняя надежда пробрести его военным путем потеряла всякий смысл. Фашистское руководство поняло, что отныне рассчитывать ему придется только на собственные силы и ресурсы. Для этого, с одной стороны, были оккупированы и защищены нефтепромыслы Румынии и почти вдвое увеличен экспорт нефти (до 2 млн тонн в год). С другой стороны, была поставлена задача увеличения производства

синтетического топлива. Решение этой задачи показало как высоты научно-технической индустрии Германии, так и банкротство его морали.

4. Синтетическое топливо - научное достижение и моральная деградация Третьего рейха

Германия приступила к реорганизации своей промышленности для увеличения производства синтетического топлива и других материалов, необходимых для

1 USSBS, German War Economy, pp. 23-25,7,76

затяжной войны. Ответственным был назначен любимчик фюрера - министр вооружения и военной промышленности Альберт Шпеер. Он успешно справился с задачей и сумел мобилизовать всю германскую экономику в кратчайшие сроки. За два года выпуск боеприпасов, автоматов и самолетов возрос более чем в три раза, а танков - почти в шесть раз. Под руководством Шпеера производительность германской промышленности достигла своего пика к лету 1944 года. И это невзирая на постоянные широкомасштабные налеты авиации союзников, которые, как оказалось, были на редкость безуспешными.

Германской индустрии за счет увеличения количества предприятий, разработки и внедрения новых технологий, применения новых современных катализаторов и использования более качественных сортов угля удалось к 1943 году почти вдвое увеличить выпуск синтетического топлива до 124 000 баррелей в сутки. (Или почти 5.5 млн тонн в год). В первом квартале 1944 года она обеспечили 57% потребности в горючем и 92% в авиационном бензине. Остальные потребности закрывались поставками румынской нефти. Таким образом, к началу 1944 года нацистская экономика Германии почти полностью обеспечивала себя топливом1.

За всю историю Второй мировой войны индустрия синтетического топлива обеспечила более половины общего объема производства горючего в Германии.

Все эти колоссальные успехи нацистской военной экономики зиждились не только на передовых научно-технических достижениях и масштабных усилиях германского народа, но и на массовом бесчеловечном применении нацистами подневольного рабского труда,

людей, приговоренных режимом Гитлера к уничтожению.

Германские предприятия по производству синтетического топлива, каучука и гидрогенизации, не только безжалостно эксплуатировали рабский труд заключенных «во славу рейха», но и, с немецкой педантичностью строились в

непосредственной близости от концлагерей. Так, например, принадлежащие нацистской корпорации I.G. Farben заводы по выработке синтетического топлива и каучука находились рядом с получившим всемирное известие - лагерем смерти Освенцим в Польше. Более двух миллионов людей нацисты планомерно и беспощадно истребили здесь, а руководители I.G. Farben цинично умилялись тем, что их заводы «очень выгодно расположены», так как даровая рабочая сила находится возле богатых месторождений каменного угля. Только по сохранившимся архивам через ворота I.G. Farben в Освенциме прошло более 300 000 заключенных.

К 1944 году численность заключенных на предприятиях нацистской химической промышленности составляла более трети от общего числа занятых.

5. Бомбардировки союзников - крах германской экономики

Бессистемные и неэффективные авиабомбардировки Германии убедили командующего американскими

стратегическими воздушными силами генерала Карла Спаатса, что главными целями авианалетов, теперь должны стать химические заводы, чтобы подорвать производство синтетического горючего. Такие налеты, по его мнению, приведут к уменьшению активности люфтваффе и к отзыву большинства фашистских самолетов

2

USSBS, German War Economy, pp. 4-5

на защиту жизненно необходимых заводов в Германию, что особенно важно перед высадкой союзников в Нормандии.

Англичане возражали. Они требовали усилить бомбежки, в первую очередь, железнодорожных узлов Франции, чтобы препятствовать переброскам немецких дивизий. В итоге Спаатс добился молчаливого согласия Эйзенхауэра. 12 мая 1944 года 935 американских самолетов (бомбардировщиков прикрывало крыло истребителей) атаковали предприятия по производству синтетического горючего. Среди целей американцев был также гигантский завод I.G. Farben в Лойне 2

Узнав об этом воздушном ударе, Альберт Шпеер тут же вылетел на место. Его взору предстали разбитые искореженные дымящиеся останки его любимого детища.

Американцы в конце мая 1944 года совершили дополнительные авиаудары по синтетическим заводам Германии. Одновременно союзники сделали налет на нефтяные скважины в Румынии. Эти предупреждающие авиаудары

способствовали успеху высадке

союзнического десанта на севере Франции и захвата береговой линии в Нормандии 6 июня 1944 года.

С 8 июня 1944 года начались уже постоянные авианалеты на производящие химическое топливо заводы Германии.

Немцам удалось на некоторое время увеличить производство топлива поздней осенью 1944 года, когда вследствие ухудшения погоды, бомбардировки временно прекратились. Но решающей роли в войне это уже не играло.

В феврале 1945 года выработка бензина в Германии резко упала и составила одну сотую от февраля 1944 года. Гитлер еще

бесновался и издавал «последние безумные приказы». Но все в Германии понимали неизбежность скорого и полного поражения фашистского режима. Альберт Шпеер наблюдал картину, иллюстрирующею скорое падение тысячелетнего рейха, во время своей поездки в Италию, к отступающей 10-й армии. Ночью там он увидел 150 грузовиков, и каждую машину тянули быки. Нефть кончилась [5].

Библиография 1. Дэниел Ергин, Добыча: всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть (Москва: Альпина Паблишер, 2018) стр. 187-204; стр. 356-379

2. Дероп. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 08.02.2022).

3. Alan Clark, Barbarossa: The Russian-German Conflict, 1941-1945 (London: Macmillan, 1985)

4. Harald Penrose, British Aviation: The Great War and Armistice, 1915-1919 (London: Putnam, 1969), pp. 9-12, 586

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Speer, Third Reich, pp. 472

6. Times (London), November 22, 1918, p. 6

7. USSBS, German War Economy, pp. 2325,7,76

8. Winston Churchill, World Crisis, vol. 2 (New York: Scribners, 1923) pp. 71-91

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.