УДК 32 : 316.46
Шпуга Екатерина Сергеевна
аспирант кафедры политологии и социологии политических процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Shpuga Ekaterina Sergeyevna
PhD student, Political Science and Sociology of Political Processes Subdepartment, Moscow State University
INFORMAL MEANS OF COMMUNICATION OF POLITICAL LEADERS IN THE MODERN RUSSIA
Аннотация:
В условиях информационного общества политическая коммуникация является одним из важнейших средств влияния политических лидеров на своих последователей. Происходящие в современном мире перемены ведут к снижению роли традиционных каналов связи лидеров и общества, что обусловливает появление и развитие новых форм коммуникации, которые в современной России имеют, как правило, неформальный характер.
Ключевые слова:
политический лидер, политическое лидерство, политическая коммуникация, влияние, сеть Интернет, блог.
Summary:
In the information society the political communication is one of the most important means the political leaders use to influence their followers. The changes occurring in the contemporary world determine deemphasis of the traditional channels for communication of the leaders and the society, and emergence and development of the new forms of relations, which are often informal in the modern Russia.
Keywords:
political leader, political leadership, political communication, influence, Internet, blog.
Политические лидеры современной России используют в своей практике различные жанры и способы политической коммуникации, предполагающей прямой диалог с социальными общностями. Такие жанры носят, как правило, неформальный характер взаимодействия.
Основным каналом прямого неформального общения с обществом для президента России В.В. Путина является «’’Прямая линия” с В.В. Путиным», введенная им в пространство российской политической коммуникации в 2001 г. и с тех пор ставшая традиционным способом его общения с населением, а также регулярные встречи президента с представителями различных социальных групп, во время которых он также отвечает на вопросы присутствующих. Примечательно, что даже когда В.В. Путин в 2008-2012 гг. не занимал пост президента России, он не отказался от этого формата. В ходе телепередач В.В. Путин в прямом эфире отвечает на вопросы телезрителей, связанные с различными сферами их жизнедеятельности. Среди самых популярных тем вопросов «Прямых линий» стоит отметить проблемы социального обслуживания, социальной защиты, заработной платы, вопросы ЖКХ, а также просьбы и жалобы на действия властей различного уровня [1]. Во время же встреч с отдельными социальными группами (студенты, спортсмены, предприниматели), В.В. Путину задают вопросы на темы, интересующие, в первую очередь, конкретную общность. Таким образом, эти жанры позволяют обсуждать и высвечивать самые острые и насущные социальные проблемы. Примечательно, что большинство просьб, с которыми граждане обращаются к В.В. Путину в течение «Прямых линий», в скором времени выполняются. Общение президента с населением с каждым годом становится все более длительным: если в 2001 г. «Прямая линия» длилась менее 2,5 ч, то в 2013 г. ее длительность составила почти 5 ч.
Отдельного внимания заслуживают речевые особенности выступлений и ответов В.В. Путина. С точки зрения использования русского языка, речь действующего президента отличает высокая грамотность, тем не менее, во многих своих ответах, в частности связанных с острыми проблемами современной России, В.В. Путин привлекает внимание использованием просторечных выражений, большинство из которых впоследствии долгое время обсуждаются в средствах массовой информации. Среди наиболее известных выражений: «мочить в сортире», «пахал, как раб на галерах», «мухи отдельно, котлеты отдельно» и т.д. Подобные отклонения от использования литературного языка, по мнению ряда исследователей, являются одной из составляющих имиджа президента и отсылают к образу В.В. Путина как «человека, который хотя и говорит очень правильно и официально, тем не менее - свой» [2, с. 5]. Кроме того, употребление в речи достаточно жестких высказываний подчеркивает стремление В.В. Путина соответствовать имиджу сильного лидера, способного дать отпор тем силам, которые могут угрожать России.
По мнению В.В. Путина, именно эти жанры коммуникации способствуют установлению обратной связи с обществом. В начале своей последней «Прямой линии», прошедшей в апреле
2013 г., он отмечал: «Это формат уже известный, ну, конечно, в чем-то и формальный, но все-таки очень полезный, это совершенно точно, очевидно. Это и прямые контакты с гражданами, они дают очень верный срез того, что на данный момент времени волнует и интересует общество» [3]. Стоит отметить, что президент в качестве каналов осуществления политической коммуникации использует в основном такие традиционные СМИ, как телевидение и пресса, практически не применяя, в отличие от председателя Правительства Д.А. Медведева, для взаимодействия с обществом сети Интернет. В определенной степени, это коррелирует с консервативными ценностями, которые отстаивает В.В. Путин, направленными, в первую очередь, на старшую возрастную группу населения России, подавляющее большинство которой использует, согласно данным многочисленных исследований [4], в качестве основного способа получения информации именно телевидение.
Особо стоит отметить такой вид политической коммуникации, как пиар-акции, которые активно использует президент России В.В. Путин. Действительно, наряду с трансляциями официальных выступлений, встреч с представителями власти на внутригосударственном и международном уровнях, он предстает в медиапространстве в неформальных ситуациях. Речь идет о целом ряде пиар-акций, среди которых: пилотирование болида Формулы-1, спуск на дно Балтийского моря в батискафе, полет на дельтаплане с целью возглавить перелет стерхов, найденные на дне Черного моря амфоры VI в. до н. э. Несмотря на то, что эти акции не раз подвергались критике в прессе и сети Интернет, на наш взгляд, все они также призваны подчеркнуть имидж президента как сильного лидера, способного эффективно действовать в любых ситуациях.
В последние годы все большее значение в политической коммуникации современной России начинают приобретать инновационные формы ее осуществления, главным каналом для которых становится сеть Интернет. Некоторые отечественные исследователи утверждают, что интернет-коммуникация серьезным образом влияет на политический процесс современной России [5, с. 9]. Действительно, несмотря на то, что телевидение по-прежнему остается самым популярным средством трансляции и получения политической информации, последние десятилетия характеризуются активным развитием интернета, в котором в настоящее время содержатся практически все возможные виды информации, и аудитория которого растет с каждым годом. Принципиальным отличием интернета от других СМИ, зрители, слушатели и читатели которых вынуждены быть пассивными потребителями транслируемой информации, является возможность реального взаимодействия с органами власти и непосредственно политическими лидерами. Кроме того, в силу отсутствия цензуры и сложности осуществления контроля за выложенными в сети материалами, в сети Интернет возможна публикация статей и комментариев, предполагающих различные точки зрения на политические процессы, происходящие в России. Современные интернет-коммуникации предоставляют возможности для широкого публичного обсуждения любых политических явлений и событий, ведения диалога с политическими лидерами, что «создает возможность влияния умонастроений и мнений интернет-сообщества на принятие политических решений» [6, с. 6].
Одним из первых среди представителей власти, кто значительно расширил набор средств и методов взаимодействия с социальными общностями, в первую очередь, за счет активного обращения к новейшим методам и средствам коммуникации, является, как уже отмечалось ранее, действующий Председатель Правительства Д.А. Медведев. Еще во время своего пребывания на посту президента России он позиционировал себя как активного пользователя сети Интернет. Он имеет аккаунты в различных социальных сетях, а также собственный блог, в котором нередко выкладывает видеообращения по самым острым социально-политическим вопросам и призывает население к обратной связи.
Во время своего президентского срока Д.А. Медведев не раз подчеркивал важность и эффективность коммуникации с обществом именно посредством интернет-коммуникации. Так, во время пресс-конференции в Московской школе управления «Сколково» в 2011 г. он отметил: «Мне, как президенту, повезло, потому что я получаю информацию не только из дайджестов, которые заботливыми руками делает администрация президента <...>, но и непосредственно от людей через Сеть, через блоги, через Твиттер, через любые другие ресурсы. <...> И я считаю, что так должен будет поступать любой другой руководитель, который придет после меня, потому что таковы законы информационной жизни в сегодняшнем мире» [7, с. 4]. Таким образом, Д.А. Медведев выступает в российском политическом пространстве в роли лидера-инноватора и модернизатора. Очевидно, что использование сети Интернет в данном случае направлено, в первую очередь, на коммуникацию с молодежью, с наиболее продвинутой аудиторией современной России, на это же направлена и прошедшая красной нитью через весь президентский срок Д.А. Медведева тема модернизации.
Такие формы коммуникации, как «Прямые линии», блоги, социальные сети, используемые лидерами для прямого общения с населением, являются по своей сути неформальными практиками. С нашей точки зрения важно, в первую очередь, уяснить, какова роль неформаль-
ных практик в консолидации общества. В условиях низкого уровня доверия к политическим партиям, к политической элите использование телекоммуникаций позволяет обращаться непосредственно к народу, содействуя легитимации политической власти лидеров, когда, например, непосредственно в ходе «Прямой линии» или сразу после нее, президент решает конкретные проблемы обратившихся к нему людей: надбавка к пенсии, предоставление российского гражданства Герою РФ, обустройство компьютерного класса в школе и т.д.
Одним из средств влияния на принятие политических решений при помощи интернета в последнее время становятся блоги. Публикации, появляющиеся в веб-блогах, все чаще перепечатываются СМИ и комментируются политическими лидерами, а в отдельных случаях реально влияют на политический процесс в современной России. Одним из ярких примеров интернет-проектов, позволивших его автору завоевать популярность не только в виртуальном пространстве, но и в реальной политической жизни России, является блог А.А. Навального, а также созданный им сайт «РосПил», посвященный борьбе с коррупцией и собравший за 2 года работы более 10 млн руб. пожертвований. Интернет-активность А.А. Навального позволила ему стать одним из самых узнаваемых лидеров несистемной оппозиции (в Москве, по данным ВЦИОМ на конец июля 2013 г., рейтинг известности А.А. Навального составил 80 % [8]), а также баллотироваться на пост мэра Москвы на выборах 2013 г. и занять второе место, уступив только С.С. Собянину.
Несмотря на наличие значимых изменений в процессе политической коммуникации, связанных с развитием сети Интернет, и тех возможностей, которые он предлагает в плане оперативного получения разносторонней информации, непосредственного общения политических лидеров с социальными общностями, а также контроля власти со стороны населения, его роль в осуществлении демократических преобразований, на наш взгляд, не стоит переоценивать.
Во-первых, демократизация и либерализация не являются прямыми следствиями развития информационных технологий и повсеместного распространение сети Интернет. В качестве подтверждения достаточно упомянуть отнюдь не демократические государства Бруней, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, уровень информатизации и проникновения интернета в которых, тем не менее, очень высок. Как справедливо отмечают отечественные исследователи политической коммуникации, «плохо функционирующее государство отнюдь не станет лучше благодаря электронному правительству» [9, с. 269]. Вместе с тем развитие Сети и информационных технологий, наряду с ростом возможностей прямой коммуникации с политическими лидерами и контроля их деятельности, способствует все большей прозрачности общества, что может быть использовано политической властью в качестве одного из каналов контроля над ним. Во-вторых, несмотря на возрастающий интерес к интернету и ежегодное увеличение его аудитории, основными целями использования Сети являются, во-первых, поиск необходимой информации (47 % пользователей), во-вторых, общение (37 %). 29 % опрошенных использует интернет для того, чтобы следить за последними новостями, и только 16 % респондентов - для того, чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом [10], а повестку дня в сознании граждан по-прежнему формирует телевидение.
Тем не менее, расширение форм и средств осуществления взаимодействия между властью, лидерами и гражданским обществом, развитие инновационных форм коммуникационного взаимодействия позволяют говорить о том, что в коммуникативном пространстве современной России наблюдается постепенный переход от одностороннего воздействия, осуществляемого сверху вниз, к диалогическим и дискуссионным формам взаимодействия, позволяющим создать необходимые условия для развития гражданского и политического участия.
Ссылки:
1. Десять фактов о десяти «прямых линиях» Путина // РиаНовости. 25.04.2013. 11Р1_:
http://ria.rU/society/20130425/934420442.html#ixzz2daJYkQHI (дата обращения: 20.09.2013).
2. Баранов А.Н. Путин говорит официально, тем не менее - свой // Известия. 21 февраля 2008 г.
3. Путин отметил важность прямого общения с гражданами // РиаНовости. 25.04.2013. 11Р1_:
http://ria.ru/society/20130425/934491670.html (дата обращения: 22.09.2013).
4. Онлайн и офлайн: откуда получают информацию россияне // Пресс-выпуск ВЦИОМ. 13.08.2013. 11Р1_: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114345 (дата обращения: 22.09.2013).
5. Бронников И.А. Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011.
6. Акопов Г.Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. М., 2013.
7. Симметричные ответы // Российская газета. 2011. 19 мая. № 106 (5482).
8. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 6 февраля 2012 г. 11Р1_: http://www.kommersant.ru/doc/1866753 (дата обращения: 26.09.2013).
9. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. СПб., 2004.
10. Интернет и социальные сети в России // Пресс-выпуск Левада-Центра. 20.08.2013. 11Р1_: http://www.levada.ru/20-08-2013/internet-i-sotsialnye-seti-v-rossii (дата обращения: 03.10.2013).