Научная статья на тему 'Неформальные организации молодёжи в фокусе педагогического внимания'

Неформальные организации молодёжи в фокусе педагогического внимания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ / ПОИСК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕФОРМАЛАМИ / ПРЕСТИЖНАЯ САМООЦЕНКА / ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ / INFORMAL ASSOCIATIONS AND ORGANIZATIONS / THE SEARCH OF INTERACTION / PEDAGOGICAL WORK WITH INFORMALS / PRESTIGIOUS SELF-RATING / EXTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Конышева Татьяна Анатольевна, Дехаль Светлана Георгиевна

Поиск методик взаимодействия с представителями молодёжных неформальных объединений и организаций. Молодёжная субкультура зеркало взрослого мира. Самостоятельный выбор подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальные организации молодёжи в фокусе педагогического внимания»

НЕ ФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ молодёжи в фокусе педагогического внимания

Татьяна Анатольевна Конышева,

вожатая Всероссийского детского центра «Океан»

Светлана Георгиевна Дехаль,

заведующая Межрегиональным научно-методическим центром по работе с молодёжью Всероссийского детского центра «Океан», кандидат педагогических наук

В современном образовательном пространстве всё большее место занимает проблема поиска методик взаимодействия с представителями молодёжных неформальных объединений и организаций.

• неформальные объединения и организации • поиск взаимодействия

• педагогическая работа с неформалами • престижная самооценка

• внешний контроль

Неформальное объединение молодёжи — общность, состоящая из старших подростков и лиц молодёжного возраста, имеющая следующие характеристики:

• спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;

• самоорганизация и независимость от официальных структур;

• обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищённость, престижная самооценка);

• относительная устойчивость и иерархия;

• ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориен-таций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;

• атрибутика, подчёркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе.

Неформальное молодёжное объединение можно определить как группу, возникшую на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодёжи, вне зависимости от того, совпадают или противоречат их интересы интересам общества. Цель таких организаций — самовыражение и выработка собственного социального статуса, признаваемого окружающими, что многие исследователи определяют как попытку социального взросления. Одна из функций — обеспечить свободное социальное пространство для экспериментирования.

Очевидно, что молодёжная субкультура есть зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей, который, в свою

очередь, сформировался в обществе, а средства массовой информации способствовали становлению негативного общественного мнения к неформалам.

В педагогике работа с представителями неформальных объединений мало изучена. Как правило, с этой проблемой сталкиваются практикующие педагоги, используя в своей деятельности методики работы с девиантными детьми.

Наибольший подъём неформального движения случился в 1990-е годы. Этот период для педагогики был сложным: в школьном образовании приоритет был отдан обучению, институт воспитания оказался на грани развала; демократия обрушила на граждан множество свобод, в этой ситуации сложно было понять, где свобода, а где — угроза социальному благополучию. Механизмы социального регулирования не были отработаны.

Проблема неформальных организаций — в первую очередь социологическая, но и в социологии она недостаточно разработана. Неформальные организации продолжают оставаться социальной проблемой, и попытки решения её находятся на стыке двух наук — социологии и педагогики.

Итак, существует часть молодёжи, примкнувшая к неформальным объединениям, не вписывающая в привычные рамки восприятия, «непонятная» взрослым и тем самым усугубляющая её неприятие. Как правило, эта категория социально пассивна или социально агрессивна, и не обращать на неё внимания, в то время как сформулирован государственный заказ на развитие и реализацию потенциала молодёжи в интересах России, просто недопустимо. Следовательно, необходимо педагогическое сопровождение этой категории молодёжи, нуждающейся в понимании и взрослой поддержке.

Почему молодёжь уходит в неформалы?

Одна из значимых причин в том, что взрослые перестают психологически ценить игровую деятельность детей в 13—15 лет, потребность в которой подросшие, но ещё не повзрослевшие дети испытывают. Впервые требуют правильного поведения, посещения нужных кружков и секций и т.д. В итоге, как протест против правильного, формального поведения, старшеклассник идёт в неформалы, туда, где нет места внешнему контролю. Кроме того, потребность в общении, понимании, общественном признании ведёт туда, где она реализуется, — в неформальной компании сверстников. Так как ведущий мотив поведения старшеклассников — удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации, то старшеклассники отправляются на поиски смысла жизни, понимания и приключений опять же в неформальные молодёжные объединения, образуя свою субкультуру.

Основные характеристики субкультур

Неформалы прямого политического толка — скинхеды, панки, хип-хопперы, хиппи. К этой категории относятся все политические неформальные объединения, у которых есть своя политическая позиция, стойкие убеждения, они — так называемые реформаторы общества, некоторые из них отличаются агрессивным характером. Возможно, основным механизмом педагогического воздействия будет убеждение, идеологические споры, развитие критического мышления, воспитание чувств (вспомним замечательный пример из кинофильма «Мы из будущего», режиссёр Андрей Милюков, когда переосмысление у героя-скинхеда происходит после того, как он прочувствовал, пропустив через все свои эмоции, суть фашизма).

.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

Неформалы креативного характера — рокеры, толкиенисты и ролевики, фолкеры. Группа этих неформалов неагрессивна и не несёт в себе прямой угрозы обществу. Им свойственна собственная мифология, они уходят в свой придуманный мир, тем самым закрывая глаза на существующие реалии современного техногенного общества. Очевидно, что они отличаются развитой сферой воображения, творческим началом, стремлением к романтизму, следовательно, конструктивный диалог можно построить, взяв за основу обращение к их эмоциям, чувствам.

Неформалы неполитического толка — роллеры, металлисты, готы, эмо. Они не имеют отношения к политике, появились и существуют вне неё, как бы сами по себе. Это объединения по интересам, в которых всё вертится вокруг этого интереса. Для них важна внешняя атрибутика. Возможный педагогический механизм — помощь в осмыслении собственного смысла жизни и перспектив саморазвития, выявление сфер социальной полезности.

Неформалы-конформисты отличаются отсутствием собственной позиции, беспринципным и некритическим следованием любому образцу. К ним относятся киноманы (поклонники группы «Кино»), алисоманы (поклонники группы «Алиса»), футбольные фанаты, пар-куристы, пикаперы (автостопщики), графит-чики. Их главный лозунг: «Мы против того, чтобы быть «против». На наш взгляд, ими будет востребована помощь в формировании собственной позиции, для них необходима педагогическая поддержка в процессе формирования индивидуальности, самодостаточной личности.

Этот список можно продолжать но остановимся на этом, так как чаще всего в ВДЦ «Океан» приезжают представители этих субкультур.

Как построить взаимодействие с представителями неформальных молодёжных групп?

О своих взглядах многие из неформалов, как правило, не кричат. Только наблюдение за воспитанниками, их поведением, одеждой,

общением и т.д. позволит выделить их из общей массы. Далее важен сбор информации: представителем какой субкультуры является? Насколько глубоки его убеждения или это лишь позёрство? Наносят ли его взгляды угрозу психологическому состоянию коллектива, его личному самочувствию и здоровью? В чём сильные и слабые стороны личности? Почему он принял эту субкультуру? Какова позиция родителей по отношению к этому увлечению? В зависимости от полученной информации выстаивается взаимодействие со старшеклассником. Значимое место отводится индивидуальной работе, которая подкрепляется отрядными и дружинными мероприятиями.

Основный психологический механизм всей педагогической деятельности: информация (знание) — эмоции — чувства — мышление (осознание, осмысление). Каждое звено в этой цепочке имеет значимую роль в формировании собственной мировоззренческой позиции, недостаток какого-либо звена (либо отсутствие или недостаток информации; либо сильная эмоция, не подкреплённая знанием; либо не дающее покоя чувство) эту данную личностную позицию уязвимой, что может стать одним из факторов принятия неформальных взглядов. Формирование критической позиции по отношению к субкультуре, к которой старшеклассник себя относит (критической — не потому, что «я себя критикую», а потому, что я задаю себе вопросы: «почему»? «Чем это для меня значимо?», «Что это мне даёт?» и на них отвечаю!) — первый прогрессивный шаг в работе с представителями неформальных молодёжных субкультур. Следующим станет выявление социального смысла этой субкультуры и её влияния на развитие собственной личности. В данном случае педагогам важно заставить задуматься, но не давать нравоучительных рекомендаций. На это ориентированы

мероприятия Всероссийского детского центра «Океан», такие как:

• дискуссии на следующие темы: «Куль-туринтервенция», «Субкультура «за»

и «против»;

• занятия спецкурса по толерантности;

• ток-шоу «За и против»;

• дружинные мероприятия «Урок культуры», «Урок справедливости»;

• занятия отрядной программы «Формат».

Главный педагогический принцип коллектива: не закрывать глаза на то, что в среде современной молодёжи всё чаще встречаются представители тех или иных субкультур, а, напротив, давать открытую информацию об этом социальном явлении и заставлять задумываться о его личностных и социальных смыслах. Ведь понятно, что по большому счёту, неформалы появились, как призыв к обществу обратить на них внимание, как следствие недостатка любви, понимания взрослых. Мы, педагоги, не можем и не имеем права обвинять ребёнка в том, что он не такой, как другие дети. Не стоит требовать от него резких изменений в себе, в своём внешнем виде, это следует делать постепенно, давая возможность такому ребёнку проявить все свои таланты и показать ему, что он нужен, полезен не только своим друзьям, но и обществу. Конечно же, в основе взаимоотношений — взаимопонимание, основанное на осмыслении их взглядов, поведения, что требует от педагога информационной компетентности и педагогического такта.

За несколько дней или за одно мероприятие невозможно в чём-либо переубедить подростка, для этого нужно время и системная работа. Но заставить задуматься, пробудить новые чувства — возможно. Ясно одно: именно в пространстве неформального развивающего общения возможен самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. НО

У КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

Совет третий

Пусть пишут в стиле... рэп

Обычно методисты предлагаютучителям завести в начале учебного года классный «дневник экскурсий», в который ученики будут сообща записывать свои впечатления, делать рисунки или вклеивать фотографии. Считается, что такие дневники полезно заводить даже каждому ученику лично.

Что тут можно посоветовать, чтобы эти рекомендации были «на ура» приняты учениками? Во-первых, хорошенько продумать канцелярское оформление. Ведь сейчас не проблема купить в магазине папку-скоросшиватель для файлов (размер А4). Дневник (а скорее даже журнал) лучше делать (именно делать!) из такой папки, в которую можно будет вкладывать новые листы в файлы, а также эти самые файлы менять местами. А чтобы ученикам захотелось завести свои, личные дневники или журналы, можно предложить вот какую «канитель». На классном часе каждый ученик готовит себе две небольшие полоски бумаги и на одной из них пишет, какой способ передачи информации ему больше всего по душе. Кто-то напишет, что письменный, кто-то — что рисунок, а кто-то напишет, что при помощи иностранного языка. Классный руководитель может «подлить масла в огонь» и напомнить о не совсем обычных способах передачи информации: гербарии, азбуке Морзе, коллаже, конспектировании ключевыми словами. А на второй полоске ученики пишут не способ передачи информации, а стиль изложения. Тут в ход пойдёт и фантастика, и детектив, а там, глядишь, рэп или стиль «камеди клаб». А кто-то опять напишет, что графический. Недоразумений будет много, но это не страшно. Потому что потом эти все бумажки будут сложены в шапку и перемешаны.

Ученики вытаскивают по одной (желательно чужой) полоске. Задача: после экскурсии информацию о ней оформить в том стиле (или виде), который указан в бумажке, вытянутой по жребию. Ну, а если кто-то захочет оформить не только по жребию, а и в своём собственном стиле, то есть создать дополнительную версию о прошедшей экскурсии, то это, разумеется, не возбраняется, а, наоборот, приветствуется. В результате не учитель будет напоминать ученикам, что пришла пора сдавать оформленную информацию о прошедшей экскурсии, а сами ученики будут друг друга теребить и спрашивать: «Тебе ведь досталась моя полоска с рэпом. Ты что в стиле рэпа сочинить смог? Покажи!» Так что первому волей-неволей, а придётся свою страничку как-то оформлять и на суд товарищей выставлять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.