Закон и право. 2022. № 6. С. 67-71. Law and legislation. 2022;(6):67-71.
Научная статья УДК 349.23/24
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-67-71
NIION: 1997-0063-6/22-322 MOSURED: 77/27-001-2022-6-522
Неформальная занятость и методы борьбы с ней в субъектах Российской Федерации
Юлия Владиславовна Дубинская1, Валерия Дмитриевна Бородай2
1 2 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
1 dubinskaya.yv@students.dvfu.ru
2 borodai.vd@students.dvfu.ru
Аннотация. Неформальная занятость — проблема, актуальная с 90-х годов прошлого века и по сегодняшний день. Она несет не только экономические последствия, но и правовые. Авторами статьи была рассмотрена правовая сущность данного явления, а также освещены общие методы борьбы с теневой или неформальной занятостью и методы борьбы с ней в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: трудовое право, неформальная занятость, теневой рынок труда, субъекты Российской Федерации.
Для цитирования: Дубинская Ю.В., Бородай В.Д. Неформальная занятость и методы борьбы с ней в субъектах Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 6. С. 67—71. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-67-71.
Original article
Informal employment and methods of combating it in the subjects of the Russian Federation
Yulia V. Dubinskaya1, Valeria D. Borodai2
1 2 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
1 dubinskaya.yv@students.dvfu.ru
2 borodai.vd@students.dvfu.ru
Abstract. Informal employment is a problem that has been relevant since the 90s of the last century to the present day. It has not only economic consequences, but also legal ones. The authors of the article considered the legal essence of this phenomenon, and also highlighted the general methods of combating shadow or informal employment and methods of combating it in the subjects of the Russian Federation.
Keywords: labor law, informal employment, shadow labor market, subjects of the Russian Federation.
For citation: Dubinskaya Yu.V., Borodai V.D. Informal employment and methods of combating it in the subjects of the Russian Federation // Law and legislation. 2022; (6) :67—71. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-6-67-71.
Нелегальная занятость, занятость в неформальном секторе или «теневой» рынок труда — проблема, актуальная для российского рынка труда с начала 2000-х и до сегодняшнего дня.
Неформальная занятость подразумевает отношения без юридического оформления в рамках легальной деятельности, не отражаемой в
© Дубинская Ю.В., Бородай В.Д. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 06-2022
отчетности, между работодателями и работниками, не способными на данный момент самостоятельно обеспечить себя работой или найти место в структуре официальной трудовой деятельности [7].
Данное определение было выведено А.Ю. Михайловым на основе перечисления основных признаков данного явления:
1) отсутствие юридического оформления отношений между работником и работодателем — трудового договора;
2) деятельность работника является легальной;
3) деятельность работника не отображается во внутренней и внешней отчетности работодателя;
4) работник занят таким образом, так как не может найти место на официальном рынке труда или обеспечить себя работой.
Неформальная занятость как явление появилась в 90-е годы прошлого века на фоне изменения ситуации на официальном рынке труда в связи с нестабильной экономической ситуацией и экономическим кризисом 1998 г. Однако если обратиться к данным статистики, то можно обратить внимание на то, что в последние годы число занятых на теневом рынке труда растет.
По данным Росстата, на 2019 г. удельный вес занятых в неформальном секторе в общей численности занятых составляет 20,6%. Причем если рассматривать структуру занятых в неформальном секторе по видам экономической деятельности, то можно увидеть, что наиболее «популярными» являются такие сферы, как торговля: оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (31,3% от общей численности занятых в неформальном секторе), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (16,4%), строительство (10,7%) и другие сферы [5].
Для сравнения: в 2001 г. данный показатель в среднем составлял 14,25% [6].
Из приведенной статистики можно увидеть, что за последние годы удельный вес занятых в неформальном секторе в общей численности занятых увеличился примерно на 6%, что свидетельствует о том, что данная проблема действительно имеет место и существует объективная необходимость разрабатывать и изучать меры для борьбы с теневым рынком труда.
Однако следует отметить, что реально оценить размеры теневого рынка труда достаточно сложно, так как зачастую неформальная занятость является вторичной по отношению к основной. Иными словами, лицо может работать по трудовому договору в какой-либо организации, а параллельно с этим предоставлять какие-либо работы или услуги нелегально, «всерую».
Опасность расширения неформального сектора на рынке труда заключается в следующем.
Во-первых, в том, что по качественному и количественному составу нелегального рынка труда можно судить о качестве работы и степени развития тех институтов государства, которые отвечают за государственное управление и регулирование.
Во-вторых, расширение нелегального рынка труда снижает налоговые поступления в бюджет государства, так как ни работодатели, ни работники в таком случае не платят налоги, предусмотренные налоговым законодательством.
В-третъих, работники, занятые в неформальном секторе, не имеют, по сути, никаких мер социальной защиты и поддержки. То есть, они не имеют права ни на ежегодный оплачиваемый отпуск, ни на отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, ни на пособие в период временной нетрудоспособности, ни на возможность использования некоторых средств защиты трудовых прав работника, ни на многие другие гарантии и меры, закрепленные в Трудовом кодексе РФ и в других нормативных правовых актах.
Таким образом, наличие занятости в неформальном секторе не ставится под сомнение, однако интерес вызывают способы борьбы с ней, предпринимаемые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим общие методы борьбы с нелегальной занятостью.
Все методы можно разделить на две группы: «мягкие» и «жесткие». Первые направлены на улучшение существующей ситуации на рынке труда, рост качества использования человеческого капитала, повышение интереса населения к формальной занятости. К таким мерам можно отнести различные социальные кампании по пропаганде и популяризации занятости в формальном секторе экономики, продвижение деятельности профсоюзных организаций, союзов и ассоциаций работников и работодателей.
«Жесткие» меры имеют более императивный характер, их цель — фактически создать условия для того, чтобы существование нелегального рынка труда стало затруднительным. Их условно также можно разделить на две подгруппы: меры-санкции и превентивные меры.
В качестве примеров мер-санкций можно назвать увеличение размера штрафов за неуплату работодателем налогов и различных страховых платежей, обусловленных фактом работы у конкретного работодателя, проведение внеплановых проверок как трудовыми, так и социальными или налоговыми органами и инспекциями и расширение круга их полномочий.
Превентивные меры мягче, чем меры-санкции, однако также имеют достаточно жесткий, императивный характер. В качестве примера та-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022
ких мер можно привести внедрение гибких методов регулирования в трудовом праве, содействие в легализации занятости, внедрение новых форм занятости.
Министерство финансов Российской Федерации разработало «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», одним из пунктов которых являются меры по снижению неформальной занятости: «В регионах и муниципалитетах могут создаваться рабочие группы по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости, которые осуществляют координацию межведомственного взаимодействия в данном направлении деятельности. С различной частотой могут проводиться заседания таких рабочих групп с участием приглашенных предпринимателей» [1 ].
Данные рекомендации носят общий характер и конкретизируются в различных нормативных правовых актах регионального уровня.
Работа по снижению теневой занятости проводится в настоящий момент практически в каждом регионе. Рассмотрим меры, применяемые регионами, на примере Тюменской области и Приморского края.
В Приморском крае по данному вопросу орган исполнительной власти субъекта — Правительство Приморского края издало распоряжение «Об утверждении Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в Приморском крае на 2022 — 2024 годы» [2].
В Плане, утвержденном данным распоряжением, содержатся три блока мероприятий: организационные мероприятия, информационно-разъяснительная работа и контрольные мероприятия. Также в плане содержатся ожидаемые результаты, сроки исполнения мероприятий, ответственные за их исполнение, значение и плановые ключевые показатели эффективности.
В качестве примера организационных мероприятий можно привести формирование реестра работодателей, у которых выявлены факты теневой занятости, с целью размещения его на официальных сайтах (раздел «Список недобросовестных работодателей»).
В качестве ожидаемого результата данного мероприятия указывается снижение теневой занятости; проводится оно ежемесячно Министер-
ством профессионального образования и занятости населения Приморского края, администрациями муниципальных образований Приморского края и государственными инспекциями труда в Приморском крае.
Данная мера направлена, прежде всего, на предупреждение работников о том, что конкретные работодатели нарушают трудовое законодательство в этой области и устройство на работу к ним может грозить определенными последствиями (отсутствием льгот и гарантий, незащищенностью работника).
В рамках следующего направления — информационно-разъяснительная работа — в качестве примера можно выделить организацию работы телефонов «горячей линии» для приема информации от граждан о выплатах заработной платы в «конвертах», о фактах уклонения работодателей от заключения трудового договора. Данное мероприятие планируется проводить на постоянной основе с целью выявления фактов теневой занятости. Проведение такого рода мероприятий позволяет не только выявить факты теневой занятости, но и сформировать более точные и актуальные статистические данные для выработки новых мер по снижению теневой занятости.
Контрольные мероприятия, предусмотрен -ные данным Планом, в основном представляют собой проведение мониторинга по различным направлениям, таким, как: эффективность работы межведомственных комиссий по снижению теневой занятости и легализации трудовых отношений, в целом контроль проделанной работы. Такого рода мероприятия проводятся либо ежемесячно, либо ежеквартально для постоянной фиксации качества и количества проделанной работы.
В целом в Приморском крае разработаны достаточно четкие меры по снижению теневой занятости, которые успешно реализуются в отдельных муниципалитетах.
Например, в Октябрьском муниципальном округе за январь — декабрь 2021 г. было проведено 12 заседаний Межведомственной комиссии по налоговой политике и легализации трудовых отношений и 51 выездное мероприятие (рейд) в рамках мероприятий по снижению неформальной занятости трудоспособного населения.
Кроме того, в рамках деятельности вышеуказанной комиссии семь предприятий торговли легализовали заработную плату работников, что позволяет судить об эффективности предпринимаемых мер [4].
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 06-2022
Для сравнения нами был рассмотрен комплекс мер, разработанный в Тюменской области.
Утвержден он был протоколом № 2 от 31 августа 2020 г. Областной межведомственной рабочей группой по вопросам снижения неформальной занятости, легализации заработной платы и содержит несколько групп мер по борьбе с неформальной занятостью:
1. Организация работы по выявлению теневой занятости в секторе малого и среднего предпринимательства в рамках деятельности территориальных межведомственных комиссий (рабочих групп) по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы.
2. Проведение работы по легализации трудовых отношений, заработной платы в секторе малого и среднего предпринимательства.
3. Организация информационно-разъяснительной работы по выявлению и борьбе с теневой занятостью в секторе малого и среднего предпринимательства.
4. Мониторинг проведения работы по легализации теневой занятости в секторе малого и среднего предпринимательства [3].
В целом меры, разработанные в Тюменской области, схожи с мерами в Приморском крае.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации успешно разрабатываются и применяются меры по легализации теневой занятости и борьбе с ее ростом.
Список источников
1. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от 31.10.2018 / Министерство финансов РФ // Ы1р8:/^ос8. cntd.ru/document/551577024 (Дата обращения: 02.04.2022)
2. Распоряжение Правительства Приморского края «Об утверждении Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в Приморском крае на 2022 — 2024 годы // Иир://хп—80а1т1 ШЬ7а.хп—р1а1ДтуЬго'»8ег/Ше8/:т5р/2022/р1ап-ро^епеуо.]-2апуаШ8Й-15 -гр-о^ 19.01.2022.pdf Дата обращения: 04.04.2022.
3. Комплекс мер, направленных на легализацию теневой занятости в секторе малого и среднего предпринимательства в целях увеличе-
ния количества занятых на малых и средних предприятиях (утв. протоколом № 2 от 31.08.2020 Областной межведомственной рабочей группой по вопросам снижения неформальной занятости, легализации заработной платы; содержит несколько групп мер по борьбе с неформальной занятостью) / Областная межведомственная рабочая группа по вопросам снижения неформальной занятости, легализации заработной платы // https://admtyumen.ru/files/upload/OIV/ D_tzn/ (Дата обращения: 07.04.2022)
4. Отчет о работе Межведомственной комиссии по налоговой политике и легализации трудовых отношений администрации Октябрьского муниципального округа за январь — декабрь 2021 / Администрация Октябрьского муниципального округа // http://xn—80aimiihh7a.xn— p1ai/tinybrowser/files/msp/2022/otchet-o-rabote-mvk-za-yanvar-dekabr-2021-goda.doc (Дата обращения: 07.04.2022)
5. https://gks.ru/bgd/regl/B20_61/IssWWW. exe/Stg/3-10.docx (Дата обращения: 02.04.2022)
6. https://gks.ru/bgd/regl/B02_61/IssWWW. exe/Stg/d010/i010380r.htm (Дата обращения: 02.04.2022)
7. Михайлов А.Ю. Неформальная занятость на российском рынке труда // Науковедение (интернет-журнал). 2015. Т. 7. № 4 // http://nau-kovedenie.ru/PDF/116EVN415.pdf (Дата обращения: 01.04.2022)
References
1. Methodological recommendations to the executive authorities of the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies contributing to the increase in the revenue base of the budgets of the subjects of the Russian Federation and municipalities dated 31.10.2018 / Ministry of Finance of the Russian Federation // https:// docs.cntd.ru/document/551577024 (Accessed: 02.04.2022)
2. Decree of the Government of Primorsky Krai «On approval of the Action Plan to reduce the level of shadow employment and legalization of labor relations in Primorsky Krai for 2022 — 2024» / Government of Primorsky Krai // http://xn— 80aimiihh7a.xn—p1ai/tinybrowser/files/msp/2022/ plan-po-tenevoj-zanyatosti-15-rp-ot-19.01.2022.pdf (Accessed: 04.04.2022)
3. A set of measures aimed at legalizing shadow employment in the small and medium-sized business sector in order to increase the number of people
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022
employed in small and medium-sized enterprises, approved by Protocol № 2 of 31.08.2020 by the Regional Interdepartmental Working Group on Reducing Informal Employment, wage legalization and contains several groups of measures to combat informal employment / Regional Interdepartmental Working Group group on reducing informal employment // https://admtyumen.ru/files/upload/ OIV/D_tzn/ 0) (Accessed: 07.04.2022)
4. Report on the work of the Interdepartmental Commission on Tax Policy and Legalization of Labor Relations of the administration of the Oktyabrsky Municipal District for January-December 2021 /
Administration of the Oktyabrsky Municipal District // http://xn—80aimiihh7a.xn—p1ai/tinybrowser/files/ msp/2022/otchet-o-rabote-mvk-za-yanvar-dekabr-2021-goda.doc (Accessed: 07.04.2022)
5. https://gks.ru/bgd/regl/B20_61/IssWWW. exe/Stg/3-10.docx: (Accessed: 02.04.2022)
6. https://gks.ru/bgd/regl/B02_61/IssWWW. exe/Stg/d010/i010380r.htm (Accessed: 02.04.2022)
7. Mikhailov A.Yu. Informal employment in the Russian labor market // Science studies (online journal). 2015. Vol. 7. № 4 // http://naukovedenie. ru/PDF/116EVN415.pdf (Accessed: 04.01.2022)
Информация об авторах Дубинская Ю.В. — студентка бакалавриата Бородай В.Д. — студентка бакалавриата
Information about the authors
Dubinskaya Yu.V. — undergraduate student Borodai V.D. — undergraduate student
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 19.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.
The article was submitted 19.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. — 351 с.
ISBN 978-5-238-03162-0
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.
LAW & LEGISLATION • 06-2022