Научная статья на тему 'Нефинансовая отчетность как коммуникационный инструмент корпоративной социальной политики организации'

Нефинансовая отчетность как коммуникационный инструмент корпоративной социальной политики организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NON-FINANCIAL REPORTING / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL DEVELOPMENT / SECURITY / ENVIRONMENTAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Углова И.А., Николенко А.С., Королева Е.Э.

Нефинансовая отчетность экономических субъектов имеет большое значение для различных стейкхолдеров, являясь инструментом по принятию аргументированных эффективных деловых решений различными стейкхолдерами, например, в части принятия решений об инвестировании, росте конкурентоспособности экономического субъекта, а также, об устойчивом развитии. Нефинансовый отчет, как инструмент корпоративной социальной политики, содержит информацию для всех заинтересованных сторон о результатах устойчивого развития в экологической, социальной и экономической области. В статье раскрыты тенденции развития корпоративной отчетности «триединая» отчетность, которая включает не только экономические, но также и экологические, и социальные показатели деятельности экономического субъекта. Рассмотрены элементы корпоративной отчетности, главной целью которой является объективное отражение информации о потенциале корпорации, стратегии развития и существующих крупных рисках, обуславливающих надлежащую степень инвестиционной“ привлекательности для обеспечения устойчивого роста капитализации корпорации и способствующую минимизации конфликтов интересов всевозможных стейкхолдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nefinansovaya otchetnost kak kommunikatsionnyy instrument korporativnoy SOTSIAL'NOY POLITIKI ORGANIZATSII

Nefinansovaya otchetnost' ekonomicheskikh sub"yektov imeyet bol'shoye znacheniye dlya razlichnykh steykkholderov, yavlyayas' instrumentom po prinyatiyu argumentirovannykh effektivnykh delovykh resheniy razlichnymi steykkholderami, naprimer, v chasti prinyatiya resheniy ob investirovanii, roste konkurentosposobnosti ekonomicheskogo sub"yekta, a takzhe, ob ustoychivom razvitii. Nefinansovyy otchet, kak instrument korporativnoy sotsial'noy politiki, soderzhit informatsiyu dlya vsekh zainteresovannykh storon o rezul'tatakh ustoychivogo razvitiya v ekologicheskoy, sotsial'noy i ekonomicheskoy oblasti. V stat'ye raskryty tendentsii razvitiya korporativnoy otchetnosti «triyedinaya» otchetnost', kotoraya vklyuchayet ne tol'ko ekonomicheskiye, no takzhe i ekologicheskiye, i sotsial'nyye pokazateli deyatel'nosti ekonomicheskogo sub"yekta. Rassmotreny elementy korporativnoy otchetnosti, glavnoy tsel'yu kotoroy yavlyayetsya ob"yektivnoye otrazheniye informatsii o potentsiale korporatsii, strategii razvitiya i sushchestvuyushchikh krupnykh riskakh, obuslavlivayushchikh nadlezhashchuyu stepen' investitsionnoy privlekatel'nosti dlya obespecheniya ustoychivogo rosta kapitalizatsii korporatsii i sposobstvuyushchuyu minimizatsii konfliktov interesov vsevozmozhnykh steykkholderov.

Текст научной работы на тему «Нефинансовая отчетность как коммуникационный инструмент корпоративной социальной политики организации»

4. The role of depreciation in the reproduction of fixed assets of organizations / S. A. Tunin, O. E. Sytnik, N. V. Kulish / / Economics and entrepreneurship. - 2017. - No. 4-1 (81). - P. 667-672.

5. Khoruzhii L. I. International financial reporting standards : textbook manual / L. I. horuzhiy. - Moscow: LLC "Scientific consultant", 2019. - 279 p.

6. Methodological aspects of depreciation as an economic category / Sigidov Y. I., Rybyantseva M. S., Adamenko A. A., Yarushkina E. A. // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. - T. 6. № S1. - P. 88-95.

И.А. Углова - доцент кафедры экономики и финансов, к.э.н., Финансовый университет при Правительстве РФ, Краснодарский филиал, Россия (irina.uglova@list,ru),

I.A. Uglova - associate Professor of the Department of economics and management at the enterprise, Cand. Ekon.D., Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar branch, Russia (irina.uglova@list,ru);

А.С. Николенко, Е.Э. Королева - студенты 3 курса, направление «Экономика», Финансовый университет при Правительстве РФ, Краснодарский филиал, Россия (nikolenko_anmai@mail.ru),

A.S. Nikolenko, Ye.E. Koroleva - studenty 3 kursa, napravleniye «Ekonomika», Finansovyy universitet pri Pravitel'stve RF, Krasnodarskiy filial, Rossiya (nikolenko_anmai@mail.ru).

НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ NEFINANSOVAYA OTCHETNOST' KAK KOMMUNIKATSIONNYY INSTRUMENT KORPORATIVNOY

SOTSIAL'NOY POLITIKI ORGANIZATSII

Аннотация. Нефинансовая отчетность экономических субъектов имеет большое значение для различных стейкхолдеров, являясь инструментом по принятию аргументированных эффективных деловых решений различными стейкхолдерами, например, в части принятия решений об инвестировании, росте конкурентоспособности экономического субъекта, а также, об устойчивом развитии. Нефинансовый отчет, как инструмент корпоративной социальной политики, содержит информацию для всех заинтересованных сторон о результатах устойчивого развития в экологической, социальной и экономической области.

В статье раскрыты тенденции развития корпоративной отчетности - «триединая» отчетность, которая включает не только экономические, но также и экологические, и социальные показатели деятельности экономического субъекта. Рассмотрены элементы корпоративной отчетности, главной целью которой является объективное отражение информации о потенциале корпорации, стратегии развития и существующих крупных рисках, обуславливающих надлежащую степень инвестиционной' привлекательности для обеспечения устойчивого роста капитализации корпорации и способствующую минимизации конфликтов интересов всевозможных стейкхолдеров.

Annotation. Nefinansovaya otchetnost' ekonomicheskikh sub"yektov imeyet bol'shoye znacheniye dlya razlichnykh steykkholderov, yavlyayas' instrumentom po prinyatiyu argumentirovannykh effektivnykh delovykh resheniy razlichnymi steykkholderami, naprimer, v chasti prinyatiya resheniy ob investirovanii, roste konkurentosposobnosti ekonomicheskogo sub"yekta, a takzhe, ob ustoychivom razvitii. Nefinansovyy otchet, kak instrument korporativnoy sotsial'noy politiki, soderzhit informatsiyu dlya vsekh zainteresovannykh storon o rezul'tatakh ustoychivogo razvitiya v ekologicheskoy, sotsial'noy i ekonomicheskoy oblasti.

V stat'ye raskryty tendentsii razvitiya korporativnoy otchetnosti - «triyedinaya» otchetnost', kotoraya vklyuchayet ne tol'ko ekonomicheskiye, no takzhe i ekologicheskiye, i sotsial'nyye pokazateli deyatel'nosti ekonomicheskogo sub"yekta. Rassmotreny elementy korporativnoy otchetnosti, glavnoy tsel'yu kotoroy yavlyayetsya ob"yektivnoye otrazheniye informatsii o potentsiale korporatsii, strategii razvitiya i sushchestvuyushchikh krupnykh riskakh, obuslavlivayushchikh nadlezhashchuyu stepen' investitsionnoy privlekatel'nosti dlya obespecheniya ustoychivogo rosta kapitalizatsii korporatsii i sposobstvuyushchuyu minimizatsii konfliktov interesov vsevozmozhnykh steykkholderov.

Ключевые слова: нефинансовая отчетность, устойчивое развитие, социальное развитие, безопасность, экологическая политика.

Keywords: non-financial reporting, sustainable development, social development, security, environmental

policy.

Корпоративная отчетность представляет собой комплекс различных отчетов, обеспечивающих достоверную и полную оценку деятельности и тенденций экономического развития корпорации в интересах заинтересованных субъектов. Корпоративная отчетность составляется представителями крупного бизнеса, иногда корпоративная отчетность кратко определяется как отчетность общества перед заинтересованными сторонами.

Нефинансовая отчетность представлена формами, не регламентируемыми законодательно. К такой отчетности можно отнести:

- формы консолидированной отчетности, содержащие нефинансовые данные;

- отчетность об устойчивом развитии;

- интегрированную отчетность.

Нефинансовая отчетность экономических субъектов имеет большое значение для различных стейкхолдеров, являясь инструментом по принятию аргументированных эффективных деловых решений различными стейкхолдерами, например, в части принятия решений об инвестировании, росте конкурентоспособности экономического субъекта, а также об устойчивом развитии.

Нефинансовый отчет, как инструмент корпоративной социальной политики, содержит информацию для всех заинтересованных сторон о результатах устойчивого развития в экологической, социальной и экономической области.

Социальное \

\

измерение

Рисунок 1 - Триединая отчетность экономических субъектов

Необходимо выделить одну из новых тенденций в развитии корпоративной" отчетности - «триединую» отчетность, которая включает не только экономические, но также и экологические, и социальные показатели деятельности экономического субъекта [4].

На данный момент корпоративная отчетность экономических субъектов используется во многих ракурсах поэтому она может отличаться по различным признакам, в том числе по структуре, содержанию, а также по целевому назначению. Корпоративная отчетность должна отражать степень реализации корпорацией поставленных целей и планов.

Главной целью создания корпоративной отчетности можно назвать объективное отражение информации о потенциале корпорации, стратегии развития и существующих крупных рисках, обуславливающих надлежащую степень инвестиционной привлекательности для обеспечения устойчивого роста капитализации корпорации и способствующую минимизации конфликтов интересов всевозможных стейкхолдеров.

Наиболее главной и содержательной частью корпоративной отчетности субъектов хозяйствования является бухгалтерская финансовая отчетность, цель которой - представить сведения о финансовых результатах и финансовой отчетности экономического субъекта за определённый период.

В бухгалтерской финансовой отчетности содержатся сведения об обязательствах и активах корпорации, а также о всевозможных фактах и событиях, оказывающих влияние на их изменение.

Бухгалтерская финансовая отчетность направлена в первую очередь на пользователей извне: поставщиков, кредиторов, покупателей, инвесторов, а также государственных органов. Ведение данного вида отчетности законодательно определено и регламентировано, оно обязательно для всех компаний.

Бухгалтерская финансовая отчетность имеет публичный характер и доступна внешним пользователям в той же мере, что и менеджерам экономического субъекта.

Государство увеличивает свои требования по вопросам экологической и социальной безопасности, что приводит к увеличению объемов социально ориентированной деятельности субъекта хозяйствования. Из- за этого в традиционную бухгалтерскую финансовую отчетность включаются сведения нефинансового характера. В этих условиях количество корпораций, стремящихся привести в исполнение концепцию устойчивого развития, а также разработать систему более точных показателей, способных определить текущее состояние компании, увеличивается.

Нефинансовые факторы создания стоимости корпорации довольно значимы. Эта значимость обусловлена потребностью в максимизации прибыли и минимизации затрат, а также усилении конкуренции и потребности в улучшении имиджа. Нефинансовая отчетность содержит экономические, экологические и социальные аспекты в управлении корпорацией.

Виды нефинансовой отчетности:

- интегрированные отчеты, позволяющие изучить не только стратегические направления деятельности экономических субъектов, но и экологические, а также стиль управления и план развития,

- отраслевые отчеты, которые предоставляются отдельными ведомствами или министерствами для обеспечения государственного регулирования экономической сферы;

- отчет в области устойчивого развития, представляющий собой оценку вклада экономических субъектов в устойчивое развитие социально-экономической среды;

- экологические отчеты (предоставляются в Росприроднадзор), их должны предоставлять экономические субъекты, осуществляющие вредные для окружающей среды выбросы, а также использующие природные ресурсы;

- социальные отчеты отражают сведения о степени социального благополучия экономических субъектов, выраженные в особых социальных показателях [3].

Сейчас довольно большое внимание направлено на создание и предоставление интегрированной корпоративной отчетности экономическими субъектами, потому что она создана для объединения бухгалтерской финансовой отчетности, а также всех видов нефинансовой отчетности, представляя собой единый документ, отображающий в лаконичной форме информацию обо всех сферах и направлениях деятельности корпорации и раскрывающий для внутренних и внешних пользователей все риски и возможности экономических субъектов, которые могут возникнуть в будущем.

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о необходимости рассмотрения социального сектора в национальной экономике. Данными вопросами обеспокоены многие страны, корпорации, объединения и, в конце концов, граждане нашего государства. В ООН выделяет следующие цели устойчивого развития:

- борьба с изменениями климата;

- сохранение экосистем суши и моря;

- ответственное потребление и производство;

- предоставление достойной работы и экономического роста;

- предоставление качественного образования;

- введение инноваций, индустриализация и улучшение инфраструктуры и др.

Данными злободневными проблемами заинтересованы многие крупные корпорации РФ. Освещение своего участия в решении этих целей они представляют в своей финансовой отчетности, в частности, это отчеты об устойчивом развитии. Но является ли финансовая информация наиболее содержательной и актуальной для заинтересованных сторон? Крупные компании и корпорации предоставляют свою информацию огромному числу внешних пользователей, многие из которых проявляют больший интерес к нефинансовой отчетности, нежели к финансовым показателям.

Нефинансовая отчетность прогрессировала с распространением и развитием глобализации, результатом которой стала трансформация экономической, правовой и социальной сфер общественной жизни. Глобальной тенденцией в обществе стала прозрачность информации. Данный подход к предоставлению данных позволяет общественности следить за поведением и деятельностью организации. Обоснованием такой тенденции служит актуальность вопросов, связанных с правами человека, этическим поведением компаний, борьба с коррупцией, а также соблюдение нормативно-правовых актов. Соответственно, положительный вклад организаций в благосостояние общества также является крайне важным.

Правительство Российской Федерации разработало проект Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности», согласно которому раскрывать свою нефинансовую отчетность будут обязаны государственные компании и корпорации, публично-правовые организации, крупные государственные унитарные предприятия, а также хозяйственные общества, объем выручки которых превышает 10 млрд руб. в год.

Публичная нефинансовая отчетность - это совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи [1].

Кроме того, Правительство РФ установило проект «Об утверждении перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности», который содержит в себе список элементов публичной нефинансовой отчетности, к которым относятся экономические, экологические, социальные и управленческие показатели [2].

К первой категории можно отнести выручку, расходы на завершенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме закупок у российских организаций и прочее.

К экологическим показателям можно отнести, к примеру, объем использованной воды из всех источников водоснабжения, массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Среднесписочная численность работников, расходы на организацию и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, количество трудоустроенных инвалидов в организациях и многое другое -социальные показатели.

К числу управленческих данных относятся количество случаев привлечения работников организации к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности, доля женщин -

руководителей в среднесписочной численности работников, число заседаний Совета директоров (наблюдательного совета) и т.д. [2].

Обязательное раскрытие нефинансовой информации поможет удовлетворить спрос заинтересованных сторон, а компании и различные организации, в том числе государственные, смогут повысить доверие и свою репутацию и, соответственно, стать более привлекательными для инвестирования. Согласно проекту Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности», заинтересованная сторона - лицо или группа, заинтересованные в каких-либо решениях или результатах деятельности организации [1].

К таким лицам можно отнести инвесторов, представителей органов власти, средства массовой информации, квалифицированных специалистов, заинтересованных в трудоустройстве, клиентов организаций, публикующих нефинансовую отчетность.

Бухгалтеры и аудиторы играют немаловажную роль в предоставлении публичной нефинансовой отчетности. Получая данные, систематизируя и анализируя их, они обеспечивают достоверность раскрываемой информации.

Итак, какие выгоды получит организация, опубликовав свою нефинансовую отчетность?

Во-первых, как уже было сказано, это поможет привлечь инвестиции. В последнее время инвесторы все чаще учитывают экологические, социальные и управленческие показатели деятельности компании при принятии финансовых решений.

Во-вторых, это поможет усовершенствовать внутреннюю систему организации и ознакомить сотрудников. Нефинансовая информация, подлежащая публикации, поступает из разных отделов компании, что помогает повысить осведомленность работников. Это говорит о том, что раскрытие нефинансовых показателей имеет прямое отношение к управлению и организационному благополучию.

В-третьих, это поможет улучшить финансовое положение экономического субъекта. Такая нефинансовая информация, как, например, текучесть кадров или скорость прохождения информации по внутренним подразделениям организации, будет полезна при принятии управленческих решений.

Возьмем, например, нефтяную компанию ЛУКОЙЛ. В 2018 году она вложила около 208,9 млрд руб. в цели устойчивого развития ООН. По мнению компании, глобальный характер представленных проблем находит отражение на мировой арене и нефтегазовой отрасли, доходы от которой напрямую влияют на положение компании на рынке. Вследствие чего ЛУКОЙЛ поддерживает стратегическую платформу ООН и стремится внести свой вклад в общие усилия по достижению представленных целей.

Стратегия в области устойчивого развития ЛУКОЙЛа полностью соответствует национальным приоритетам в части социальных и экологических программ.

Среди задач компании можно выделить качественное образование. В их отчете об устойчивом развитии представлены программы:

- комплексная программа взаимодействия организаций Группы «ЛУКОЙЛ» с образовательными организациями высшего образования нефтегазового, химического и энергетического профиля;

- программы поддержки студентов и преподавателей организаций высшего и среднего образования в

России;

- программы образования персонала;

- благотворительная поддержка школ и образовательных учреждений и центров.

На рассматриваемую сферу инвестировано 913 млн руб. в 2018 году. Такие данные говорят нам о том, что ЛУКОЙЛ заинтересованы в улучшении образования в стране, привлечении молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками и повышении квалифицированности своих работников, что может продвинуть компанию на новый уровень развития. Качество образования определяет уровень благополучия человека и общества, поэтому, поддерживая школы и вузы, они закладывают основу для достойной занятости и экономического роста в будущем в регионах присутствия.

Наибольшее внимание ЛУКОЙЛ уделяет вопросам предоставления достойной работы и экономического роста. На ее реализацию инвестировано 153 996 млн руб. в 2018 году. Компания содействует проведению ориентированной на развитие политики, которая способствует производительной деятельности, созданию достойных рабочих мест, предпринимательству, творчеству и инновационной деятельности. Так же они защищают трудовые права и содействуют обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся.

Нефтяная компания также заинтересована глобальной проблемой всего мира - экологией. На сохранение чистой воды и санитарии были выделены 3010 млн руб.

По мнению компании, доступ к чистой воде является базовой потребностью каждого из нас и необходим для сохранения всех экосистем, именно поэтому они поставили перед собой задачу сократить негативные воздействия на водные ресурсы и вовсе устранить их. Для реализации данной задачи проводятся конкурсы социальных и культурных проектов, волонтерские акции по очистке берегов рек от мусора и многое другое.

Большое значение компания уделяет недорогостоящей и чистой энергии. На финансирование данной цели выделено 4004 млн руб. Для ЛУКОЙЛ повышение энергоэффективности является одним из основных условий конкурентоспособности в современных условиях. К 2030 году планируется значительно увеличить долю энергии из возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе.

Сохранение экосистем суши и моря важно для всего мира. ЛУКОЙЛ выделила около 18 млрд руб. для предотвращения и существенного сокращения любых загрязнений водных и береговых участков.

Перед компанией стоит задача мобилизации и увеличения финансовых ресурсов из всех источников в целях рационального использования биологического разнообразия и сохранения морских экосистем.

Также с каждым годом заметно изменение климата. Для борьбы с этой проблемой инвестировано 19 253 млн руб. Укрепление сопротивляемости и адаптивности к рискам, связанным с изменением климата, а также к стихийным бедствиям является одной из основных экологических задач, выполняемых ЛУКОЙЛ.

Однако многим компаниям следует обращать свое внимание не только на экологические проблемы мира, но и следить за своим производством и потреблением. Ответственное отношение к данным факторам является весьма важным аспектом в хозяйственной деятельности ЛУКОЙЛ. На финансирование этой сферы в 2018 году выделено 3,6 млрд руб. Компания заинтересована в предотвращении накопления отходов и снижении их образования там, где это возможно осуществить. Она стремится производить более «чистые» и энергоэффективные продукты.

Для любой организации, предприятия, фирмы, производства необходимо следить за научно-техническим прогрессом, чтобы сохранить свое конкурентоспособное положение на рынке.

Индустриализация, инновации и инфраструктура занимают важное место в процессе развития компании, улучшения ее финансовых показателей, планирования ее финансового состояния и оценке эффективности использования ресурсов организации. На данное направление инвестировано 6,2 млрд руб.

ЛУКОЙЛ на протяжении многих лет сохраняет лидирующие позиции в сфере нефтяной промышленности. Это говорит об устойчивости предприятия и эффективности использования финансовых ресурсов.

Итак, какие выгоды получит организация, опубликовав свою нефинансовую отчетность?

Во-первых, как уже было сказано, это поможет привлечь инвестиции. В последнее время инвесторы все чаще учитывают экологические, социальные и управленческие показатели деятельности компании при принятии финансовых решений.

Во-вторых, это поможет усовершенствовать внутреннюю систему организации и ознакомить сотрудников. Нефинансовая информация, подлежащая публикации, поступает из разных отделов компании, что помогает повысить осведомленность работников. Это говорит о том, что раскрытие нефинансовых показателей имеет прямое отношение к управлению и организационному благополучию.

В-третьих, это поможет улучшить финансовое положение экономического субъекта. Например, анализ таких показателей нефинансовой отчетности, как текучесть кадров или скорость прохождения информации по внутренним подразделениям организации, будет полезна при принятии управленческих решений.

Обзор практики развития социальной отчетности в России позволяет сделать выводы:

- о росте открытости компаний, больше информации появилось как в годовых отчетах, так и на корпоративных сайтах;

- приход на российский рынок международных компаний затрагивает вопросы этических норм поведения бизнеса, корпоративного управления своими партнерами, поставщиками, подрядчиками;

- использование разработанных и апробированных на практике инструментов различных систем отчетности, с одной стороны, и готовность в дальнейшем расширять эту практику, с другой стороны,

- изменение содержания в раскрытии информации российских компаний: социальные программы, благотворительные и спонсорские программы, экономические успехи и экологические аспекты;

- управление персоналом компании, его благополучием через корпоративные социальные программы;

- особенности сопоставления количественных показателей:

а) оригинальные показатели раскрывают существенность информации корпорации;

б) обобщение информации затрудняет формат количественных данных, который сильно варьируется относительно одного и того же показателя;

- необходимость разработки единой методологической базы нефинансовой отчетности в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для внутренних целей нефинансовая отчетность может использоваться компаниями достаточно эффективно, однако это не всегда находит отражение в отчетах, выполненных для внешней аудитории в силу других задач и целей, которые ставятся перед внешними отчетами;

- первые выпущенные отчеты можно считать удачной попыткой поиска того, каким образом на методологическом уровне должна отражаться специфика условий, в которых работает российский бизнес, а также возможностей оценки вклада, который каждая отчитывающаяся компания вносит в общее социально-экономическое развитие страны. Процесс нефинансовой отчетности находится в начале своего развития в России и пока далек от своей зрелой стадии. В этой ситуации особенно ценным представляется опыт компаний, которые первыми в России приступили к подготовке и публикации своих нефинансовых отчетов.

- нефинансовая отчетность - одна из функций единого управленческого подхода, реализация которой должна приводить к заметным преимуществам. В их числе: повышение качества управления, позитивный вклад в обеспечение устойчивого развития компании, уменьшение рисков, в том числе нефинансовых, улучшение репутации, развитие связей с заинтересованными сторонами, обмен информацией, обеспечение сравнительной результативности.

- одной из важных целей отчетности является выявление и более полное осознание с помощью системы индикаторов реального продвижения организации в реализации своих долгосрочных стратегий и достижении целей развития. В свою очередь это позволит компании совершенствовать систему управления, уточнять курс и повышать эффективность своей текущей работы. Важно, что таким образом стимулируется дальнейшее

движение к устойчивому развитию бизнеса для данной организации, что требует скоординированных действий по экономической и социальной ее составляющим. Компании самостоятельно принимают решение о подготовке отчета, его формате и содержании в соответствии со своим видением или корпоративными традициями. Это может быть раздел обычного годового отчета, самостоятельный отчет в свободной форме или отчет, подготовленный в соответствии с унифицированными системами отчетности.

Таким образом, нефинансовая отчетность, действительно, играет значительную роль в деятельности организации. Она дает инвесторам и бизнес-партнерам более четкое представление о том месте, в которое они вкладывают свои средства. Сама же компания также может извлечь для себя выгоду. Анализ собранной информации позволит определить сильные и слабые стороны, на основе которых, с помощью верных управленческих решений, можно повысить эффективность и производительность организации.

Источники:

1. Короткова Е.А. Использование социальных стандартов в целях управления корпоративной социальной ответственностью // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 4. С. 133-134.

2. Безручук С.Л., Лайчук С.М. Социальная ответственность бизнеса: отражение в отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 27. С. 33-40.

3. Белоусов К.Ю. Актуальные проблемы формирования стратегии устойчивого развития российских компаний // Проблемы современной экономики. 2013. № 3. С. 191-194.

4. Вахрушина М.А., Краснова М.В. Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 19. С. 23-27.

Sources:

1. Korotkova Ye.A. Ispol'zovaniye sotsial'nykh standartov v tselyakh upravleniya korporativnoy sotsial'noy otvetstvennost'yu // Ekonomika. Innovatsii. Upravleniye kachestvom. 2014. № 4. S. 133-134.

2. Bezruchuk S.L., Laychuk S.M. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa: otrazheniye v otchetnosti // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. 2013. № 27. S. 33-40.

3. Belousov K.YU. Aktual'nyye problemy formirovaniya strategii ustoychivogo razvitiya rossiyskikh kompaniy // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2013. № 3. S. 191-194.

4. Vakhrushina M.A., Krasnova M.V. Sovremennyye tendentsii predstavleniya korporativnoy sotsial'noy otchetnosti // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. 2012. № 19. S. 23-27.

С.А. Чернявская - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, доктор экон. наук, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (e-mail: docsveta17@gmail.com),

5.A. Chernavskaya - Professor of the Department of accounting theory, Doct.Ekon.D., Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;

Ю.В. Дворникова, В.В.Решетникова - студенты, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

Y.V. Dvornikova, V.V. Reshetnikova - the students, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS AND THE USE OF PROFIT IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF THE KRASNODAR REGION

Аннотация. Показатель прибыли является одним из важнейших составляющих успешной деятельности предприятия. Реальный интерес к проблемам формирования прибыли сложился лишь в недавнее время. Возрастание важности показателей прибыли и нехватка фундаментальных исследований, связанных с формированием информационной системы управления применительно к новым экономическим условиям управления экономикой организации обусловило актуальность данного исследования.

В данной работе изучен порядок формирования прибыли и изучены показатели, составляющие финансовый результат. Всевозможные виды прибыли применимы в различных областях управленческих решений, но в то же время они никак не затрагивают экономическую сущность. Такие виды, как правило, отображают разные условия хозяйствования рынка. Одним из основополагающим условием управления прибылью является поддержание экономического развития предприятия.

Annotation. The profit indicator is one of the most important components of a successful enterprise. Real interest in the problems of profit formation has developed only recently. The growing importance of the value of profit indicators and the lack of basic research related to the formation of an information management system in relation to the new economic conditions for managing the organization's economy made this study relevant. In this paper, the order of profit formation is studied and the indicators that make up the financial result are studied. All kinds of profits are applicable in various areas of management decisions, but at the same time they do not affect the economic essence. Such species, as a rule, reflect different market conditions. One of the fundamental conditions for managing profit is to maintain the economic development of the enterprise.

Ключевые слова: финансовые результаты, прибыль, бюджет, чистая прибыль, выручка.

Keywords: financial results, profit, budget, net profit, revenue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.