Научная статья на тему 'Недостатки взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней'

Недостатки взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / ОТЧЕТНОСТЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦСЛУЖБ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SPECIALIZATION / INFORMATION INTERCHANGE / PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY / THE REPORTING OF OPERATIVE DIVISIONS / CRIMINAL TRIAL / THE ORGANIZATION OF SPECIAL SERVICES AND THEIR INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никонович С. Л.

Приведены перечень и характеристика недостатков взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками, предлагаются пути устранения недостатков их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никонович С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lacks of interaction of the inspector with operative divisions at investigation of crimes in sphere of illegal circulation of precious metals and jewels

In article the list and the characteristic of lacks of interaction of the inspector with operative employees is given, ways of elimination of the described lacks are offered.

Текст научной работы на тему «Недостатки взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕДОСТАТКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

С.Л. НИКОНОВИЧ,

доцент кафедры Орловской региональной академии госслужбы (Липецкий филиал),

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор,

организация правоохранительной деятельности

E-mail:nikonSL@mail.гu

Аннотация. Приведены перечень и характеристика недостатков взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками, предлагаются пути устранения недостатков их взаимодействия.

Ключевые слова: специализация, обмен информацией, психологическая совместимость, отчетность оперативных подразделений, уголовный процесс, организация спецслужб и их взаимодействие.

LACKS OF INTERACTION OF THE INSPECTOR WITH OPERATIVE

DIVISIONS AT INVESTIGATION OF CRIMES IN SPHERE OF ILLEGAL CIRCULATION OF PRECIOUS METALS AND JEWELS

S.L. NIKONOVICH,

Dotsent of chair of the Oryol regional academy of public service (Lipetsk branch),

the candidate of law sciences, dotsent

Annotation. In article the list and the characteristic of lacks of interaction of the inspector with operative employees is given, ways of elimination of the described lacks are offered.

Keywords: specialization, information interchange, psychological compatibility, the reporting of operative divisions, criminal trial, the organization of special services and their interaction.

Анализ уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере незаконного оборота, хищений, контрабанды драгоценных металлов и драгоценных камней, позволил выявить следующие недостатки во взаимодействии следователей с органами дознания (оперативными сотрудниками).

Отсутствие специализации по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и камней (в частности, в настоящее время существует подразделение по борьбе с преступле-

ниями в области алмазодобычи в Якутии — в городах Якутск, Мирный, Удачный; золотодобычи — в городах Ленск, Оймякон; в Магаданской области — в городах Магадан, Сусуман и др.).

В Свердловской, Архангельской, Иркутской областях, Приморском, Красноярском, Хабаровском краях, Бурятии таких подразделений нет. Следствие ведут следователи горрайорганов внутренних дел, а оперативное обеспечение осуществляют работники подразделений отделов борьбы с экономическими преступлениями.

Лишь иногда, при возникновении необходимости расследования сложных многоэпизодных дел, создается следственно-оперативная группа.

В качестве положительного опыта специализации можно привести пример деятельности таких подразделений в Якутии. На уровне как республиканского МВД (оперативно-розыскная часть по борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней), так и горрайорганов внутренних дел созданы постоянно действующие отделения или группы, действующие совместно со следователями по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота алмазов и драгоценных металлов. Такие подразделения функционировали и ранее, когда Якутская АССР, входила в состав РСФСР1, действуют они и сегодня.

Специализация как оперативных сотрудников (например, хорошие оперативные позиции имеет отдел по борьбе с преступлениями в сфере алмазодобычи), так и следователей, безусловно, дает положительные результаты в деятельности по раскрытию и расследованию указанной категории преступлений. Так, в Якутии практически нет нераскрытых дел о преступлениях в сфере незаконного оборота драгметаллов и драгоценных камней, а совершенные деяния раскрываются и расследуются в кратчайшие сроки.

Недостаточный обмен информацией о состоянии и результатах исполнения запланированных совместно с оперативными службами мероприятий по раскрытию и расследованию отдельных эпизодов преступной деятельности с учетом изменяющейся следственной ситуации. Несвоевременному предоставлению информации способствует отсутствие регламентации сроков, формы, объема и обязанности предоставления такой информации оперативным сотрудником следователю (в частности, отсутствует такая регламентация в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и в ведомственных приказах), что снижает эффектив-

ность деятельности следователя. Представляется уместным определить обозримые сроки предоставления оперативной информации следователю, если не в федеральном законе, то хотя бы в ведомственных приказах, регламентирующих эту деятельность.

Кроме того, не закреплены ни способы передачи информации от следователя оперативному работнику, ни способы обращения оперативного работника к следователю, когда это необходимо для более качественного проведения оперативно-розыскных мероприятий2.

Отсутствие психологической совместимости следователя и оперативных сотрудников в совместном достижении результата часто снижает результативность их действий. Под социально-психологической совместимостью специалисты обычно понимают соотносимость профессиональных и морально-психологических качеств людей3. Именно она во многом определяет характер общения субъектов взаимодействия, влияет на тактику совместной деятельности. Когда социально-психологическая совместимость присутствует в отношениях между следователем и оперативным сотрудником, то в случае возникновения проблемной ситуации расследования они оба ищут конструктивное решение проблемы, а не перекладывают ответственность за упущения друг на друга. «Участники расследования должны не просто взаимодействовать, но и хорошо понимать друг друга»4. Совместимость — важное условие создания бесконфликтной ситуации, согласованной деятельности лиц, ведущих расследование, сотрудников оперативно-розыскных подразделений, экспертов-криминалистов и др.5.

Система отчетности оперативных подразделений о раскрываемости преступлений. Оперативник, как правило, сопровождает расследование преступления (некоторые исследователи называют этот процесс «оперативно-розыскным обеспечением» процесса расследования преступлений)6 лишь до предъявления

1 Автор с 1989 по 1994 гг. курировал по линии следствия такое подразделение на уровне МВД Республики Саха (Якутии) с дислокацией в г. Мирном. По приказу Министра внутренних дел РФ 17 января 1994 г. было создано отдельное подразделение по борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней — оперативно-розыскная часть МВД РС (Я).

2 Мазунин Я.М. Своевременный и полный обмен информацией между следователем и оперативным работником о состоянии и результатах работы как один из факторов повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений // Судебно-правовая реформа в России и современные проблемы выявления и расследования преступлений. Омск, 2000. С. 37—40.

3 Китов А.И. Психология управления. М., 1979. С. 170.

4 Закатов А.А. Розыскная деятельность: Учеб. пособие. Волгоград. 1988. С. 32.

5 Бурнашев Н.А. Психологические аспекты тактики взаимодействия // Криминалистика: учебник / под ред. Р.С. Белкина, А.Г. Коломац-кого, А.Г. Филиппова. Волгоград, 1994. Т. 2. С. 262.

6 Тишутина И.В. Первоначальный этап раскрытия и расследования бандитизма: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 80; Вечерним В.П., Губанов В.В., Хомколов В.П. Оперативно-розыскное обеспечение предварительного следствия // Сб. МВД СССР. 1991. № 3. С. 39; Сулей-менов С.А., Бордиловский Э.И., Бугай В.В., Хачароев Х.Д. К вопросу о сущности оперативно-розыскного обеспечения процесса расследования преступлений // Проблемы теории и практики правоохранительной деятельности органов внутренних дел. М., 1997. С. 35—40.

обвинения лицу, совершившему деяние, т.е. до раскрытия преступления. После чего он часто теряет интерес к дальнейшему оперативному сопровождению расследования, отчего существенно снижается общий результат работы по делу.

Более половины проанкетированных исследова-телей(55%) отметили, что наиболее серьезные упущения во взаимодействии следователей и сотрудников оперативных аппаратов допускаются прежде всего на стадии доследственной проверки и реализации оперативных материалов. Следователи на этой стадии практически не привлекаются к ознакомлению с материалами оперативных разработок, что затрудняет принятие обоснованных процессуальных решений о производстве определенных действий в целях легализации оперативных данных и закрепления их в качестве доказательств7.

В рамках возбужденного уголовного дела оперативно-розыскные мероприятия, если не считать негласную работу с задержанными лицами, проводились лишь по каждому третьему делу. Из них по инициативе сотрудников оперативных аппаратов — по 20% уголовных дел, остальные — в порядке выполнения поручений следователей.

Проблема существует и в настоящее время несмотря на то, что согласно п. 4.1. «Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в раскрытии и расследовании преступлений», утвержденной приказом МВД России от 20 июня № 334, оперативный сотрудник, приняв решение о реализации оперативных материалов, заблаговременно предъявляет их для ознакомления начальнику следственного подразделения и следователю. Предписывается обязательное участие следователя в реализации материалов дел оперативного учета в отношении организованных преступных групп, а далее — совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Взаимодействие должно пронизывать все

этапы расследования преступления. Тем не менее на практике не всегда все происходит «по инструкции».

Современный уголовный процесс не способствует эффективности раскрытия и расследования преступлений. Не секрет, что уголовно-процессуальная система во многом усложнена, чем обусловливаются трудности взаимодействия разных субъектов расследования. К сожалению, в рамках существующей системы добиться значительного улучшения качества взаимодействия при расследовании дел невозможно. Кардинальное решение этой проблемы видится в заимствовании опыта зарубежных стран8. Так, в уголовном процессе США не существует разграничения (в нашем понимании) между оперативно-розыскной деятельностью и предварительным следствием. Расследование по-американски — это единый процесс, который носит негласный характер вплоть до ареста подозреваемого. Все оперативно-следственные мероприятия проводятся под руководством и контролем (атторнея)9, роль которого сопоставима с ролью следователя в российском процессе. Все расследование ведется одним и тем же субъектом или одной и той же следственной группой. Атторней и представитель полиции являются двумя самостоятельными сторонами обвинения в суде. В Германии расследование преступлений осуществляет полиция, совмещающая оперативные и следственные функции.

Неправильная организация служб и их взаимодействия также снижает эффективность современной уголовно-процессуальной системы. Российские правоохранительные органы унаследовали организацию спецслужб правоохраны, существовавших в СССР. Так, оперативные службы (уголовный розыск, БЭП и т.п.) и органы предварительного следствия до сих пор разделены. В бывшем СССР и в современной России изданы сотни приказов, проведены сотни конференций, совместных совещаний разных подразделений и тому подобных мероприятий, направленных на улуч-

7 Еремин С.В., Иванов С.В. О реализации оперативно-розыскной информации при осуществлении расследования по уголовным делам серийного характера // Академия управления МВД России. Информационный бюллетень. М., 2000. № 12. С. 20; Земскова А.В. Правовые проблемы использования оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании: моногр. Волгоград, 2000; Волынский В.А., Удовыддченко М.А. Организация и тактика использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений. М., 1999; Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия: учеб.-практ. пособие. М., 1999.

8 Бейтуганов Х.А. Особенности расследования преступлений, совершаемых организованными преступными группами в условиях СевероКавказского региона: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 104—106.

9 В обязанность федеральной атторнетуры входит осуществление обвинения. ВласихинВ.А. Государственная атторнейская служба в США (критический анализ организации, функций и деятельности): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1979; Его же. Служба обвинения в США: закон и политика. М., 1981.

шение взаимодействия между службами при раскрытии и расследовании преступлений. Однако при существующей системе отчетности о раскрываемости в оперативных подразделениях и своеобразном «плане» направляемости дел в суды органами следствия, добиться качественного изменения ситуации в криминогенной сфере не представляется возможным. Все это потому, что существующая система отжила свое. В ней не хватает главного — единого «мощного кулака». Общеизвестно, что удар кулаком сильнее, чем то же действие, произведенное отдельными пальцами — разъединенными подразделениями.

Требуется кардинальная модернизация системы организации расследования, а именно, объединение всех спецслужб под единое руководство Следственного комитета РФ (по примеру ФБР США10). Идея не нова, но до настоящего времени так и не доведена до своего логического завершения. Следственный комитет был создан при МВД России11, однако вместо того, чтобы сконцентрировать всю работу в одном подразделении, позднее создали подобное подразделение при прокуратуре12; следственные органы остались и в ФСБ России. В настоящее время речь идет о передаче функций расследования некоторых категорий дел, связанных с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков ФСКН. Мы наступаем на те же «грабли», растаскивая специализированные кадры по отдельным «квартирам».

Более 88% опрошенных следователей и оперативных работников считают, что сложившаяся в нашей стране в новых условиях система уголовно-процессуального законодательства и связанная с ней организация спецслужб не отвечает современным реалиям,

не адекватна уровню криминализации общества и состоянию преступности.

Необходимо упростить уголовный процесс, дав возможность Следственному комитету РФ проводить комплекс негласных, проверочных и следственных мероприятий вплоть до задержания подозреваемого. Таким образом, без возбуждения уголовного дела, не влияющего на общую картину статистической отчетности о преступности (как это делается за рубежом), будет возможно проводить комплекс необходимых действий, направленных на раскрытие и расследование преступлений.

При поэтапном переходе к новой организационной структуре Следственного комитета необходимо:

• оптимизировать и уравнять заработную плату следователей разных силовых структур (МВД РФ, ФСБ РФ, прокуратуры и др.), что позволить на первоначальном этапе предотвратить «перетекания» кадрового состава из одного ведомства в другое;

• существенно поднять денежное довольствие оперативного состава и следователей МВД России, так как именно они несут основную нагрузку по раскрытию и расследованию большинства, совершаемых на территории государства преступлений.

10 Дайчман И. ФБР — империя неприкосновенных. М., 2004.

11 О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указ Президента РФ N° 1422 от 23 ноября 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 48. Ст. 5923; 2000. № 48. Ст. 4666; 2003. № 21. Ст. 1993; 2005. № 19. Ст. 1781; 2006. № 1. Ст. 116; также: О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422. Приказ Министра внутренних дел РФ. № 1 от 4 января 1999 г.

12 См.: Вопросы Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. Указ Президента РФ № 1004 от 1 августа 2007 г // Собрание законодательства РФ. 2007. № 32. Ст. 4122; 2008. № 23. Ст. 2670.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 559 с. ISBN 978-5-238-01984-0

Применительно к реалиям современного общества систематизированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.