Научная статья на тему 'Недолгий век отечественной педологии'

Недолгий век отечественной педологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1151
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДОЛОГИЯ / ОСКАР КРИЗМАН / П. П. БЛОНСКИЙ / ПЕДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / PAEDOLOGY / OSCAR KRIZMAN / P. P. BLONSKY / PAEDOLOGICAL SURVEY / TESTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов В. Б.

В статье дается краткая история развития педологии за рубежом и в начале XX в. в России и в 1920-х первой половине 1930-х гг. в СССР. Приводятся образцы разного рода педологических тестов, которые использовались отечественными исследователями в работе с детьми. Показана типичная схема педологического обследования, проводившегося в специальных педологических лабораториях, а также в обычных общеобразовательных школах. Указаны и охарактеризованы обстоятельства, которые стали причиной того, что педология была признана вредным научным направлением и официально запрещена в СССР специальным постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г. Уязвимость педологии проявлялась в том, что в состав «дефективных» учащихся попадали чаще всего дети рабочих и крестьян, а одаренными оказывались дети «гнилой интеллигенции»; имела место также явная переоценка биологического фактора. Спустя два десятилетия отдельные педологические методы получили распространение в работе психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Short-lived century of Russian Pedology

The article provides a brief history of the development of paedology in the beginning of XX century in Russia and in 1920-ies the first half of 1930-ies in the USSR, as well as abroad. The article includes samples of different kinds of tests, used by native researchers. A typical diagram of paedology survey that have taken place in special laboratories, as well as in regular ordinary schools is shown. The circumstances, that have led to the situation that paedology was recognized as harmful scientific direction, are named and interpreted. The paedology was officially banned in the USSR according to the special decree of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviki «About the paedological perversions in the system of people komissariats of education» (the fourth of July 1936). The vulnerability of paedology has shown itself in the fact that mostly children of workers and peasants were named defective, and intelligentsia' children proved to be gifted. An obvious overestimation of the biological factor gas taken place. Two decades later some paedological methods have begun usage in the work of psychologists.

Текст научной работы на тему «Недолгий век отечественной педологии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 740.159.99

Недолгий век отечественной педологии В. Б. Помелов

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Вятский государственный университет.

Россия, г. Киров. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье дается краткая история развития педологии за рубежом и в начале XX в. в России и в 1920-х - первой половине 1930-х гг. в СССР. Приводятся образцы разного рода педологических тестов, которые использовались отечественными исследователями в работе с детьми. Показана типичная схема педологического обследования, проводившегося в специальных педологических лабораториях, а также в обычных общеобразовательных школах. Указаны и охарактеризованы обстоятельства, которые стали причиной того, что педология была признана вредным научным направлением и официально запрещена в СССР специальным постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г. Уязвимость педологии проявлялась в том, что в состав «дефективных» учащихся попадали чаще всего дети рабочих и крестьян, а одаренными оказывались дети «гнилой интеллигенции»; имела место также явная переоценка биологического фактора. Спустя два десятилетия отдельные педологические методы получили распространение в работе психологов.

Ключевые слова: педология, Оскар Кризман, П. П. Блонский, педологическое обследование, тестирование.

Едва ли в нашей стране найдется образованный человек, пусть даже не имеющий отношения к воспитанию детей, который бы никогда не слышал такого термина, как педология. Но в чем суть этого понятия? Чем занимались педологи? Почему мы сейчас ничего не слышим об этой науке?

В 1893 г. американский психолог Оскар Кризман (Oscar Chrisman), ученик Гренвила Стенли Холла, ввел в науку термин педология, который должен был обозначать всестороннее исследование закономерностей возрастного развития ребенка. Вскоре сформировалось целое научное направление - педология (от греч. naiSó^ - дитя и греч. Aóyo^ - наука).

Педология представляла собой направление в психологии и педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике исследования и развития ребенка. Возникновение педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Первые работы педологического характера относятся к концу XIX - началу ХХ в. (Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др.).

Еще с начала XX в. в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Рос-солимо, А. П. Нечаев и другие ученые (психиатры, психологи, педагоги). В то же время, например, И. П. Павлов и его школа были настроены в отношении педологии, да и психологии, весьма критически. Тем не менее истинный подъем педология как дисциплина и как научное направление в стране пережила при поддержке советского правительства. В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е гг. В школах шло активное внедрение практики педологического тестирования. На основании результатов этого тестирования комплектовались классы, выстраивался школьный режим. По всей стране создавались педологические институты и в обязательном порядке - кафедры педологии при пединститутах.

Крупнейшими представителями педологии в СССР были Д. И. Азбукин, И. А. Арямов, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, А. С. Грибоедов и др. Издавались педологические журналы, проводились всесоюзные педологические съезды, и, разумеется, выходило множество литературы по педологии [2; 5; 9; 11; 12; 14; 13; 1].

Многие ученые с гордостью именовали себя теперь педологами. Вот что писал в 1928 г. в работе «Как я стал педагогом», носящей автобиографический характер, П. П. Блонский: «С 1924 г. я считаю себя не педагогом, а педологом» [8, с. 37]. Впоследствии это публичное признание, да еще к тому же подробно обоснованное в указанной работе, дорого обошлось видному ученому.

Однако уже в 1930-е гг. популярность педологии в СССР пошла на убыль. Педологи так и не смогли определиться с предметом исследования. Перед педологией ставилась крайне неопределенная задача собирать и систематизировать все, что только относится к жизни ребенка. Но фактически целостно-

© Помелов В. Б., 2018

го представления о ребенке собираемые сведения дать не могли; на деле это были разрозненные сведения из различных наук, а также житейские сведения и факты. (Это хорошо видно на примере приводящихся ниже примеров тестов.) Все вместе это составляло некий наукообразный «компот».

Причина такого положения была очевидна: педологами не был найден единый принцип, который бы объединял воедино собранный материал. Педологи оценивали степень развития ребенка в зависимости от того или иного, порой достаточно случайного, фактора или результата проведенного с ребенком теста, причем на первый план ставились биологизаторский и социологизаторский факторы [22, с. 226].

Сильнейший удар по педологии нанесли следующие три обстоятельства: сильный перекос деятельности педологических лабораторий в сторону «сортировки» учащихся на основе якобы выявленных тестологами у них уровней развития интеллектуальных качеств; директивный подход к реализации педологических методов; явная уязвимость использования метода тестирования учащихся в образовательной практике.

Эта уязвимость проявляла себя в двух показателях.

Первым таким показателем стал, если можно так выразиться, «культурно-политический момент», а именно, в состав, как тогда говорили, дефективных учащихся по итогам испытаний чаще всего попадали представители рабочих и крестьян, а в составе одаренных обычно оказывались дети «гнилой интеллигенции», то есть священников, белогвардейцев и других «социально чуждых элементов».

Вторым показателем стала явная переоценка учета биологического фактора. К последнему педологи стремились относить природные способности учащихся, но, к сожалению, каких-либо надежных методик определения показателей влияния «биологического фактора» так и не было предложено. Обычно педологи ограничивались изучением ближайшего окружения ребенка, а именно - выявлением состояния его здоровья и здоровья членов семьи; уделялось внимание изучению причин ухода из жизни старшего поколения.

Результатом проводимой педологами работы становились определенные выводы, которые, как казалось исследователям, способны были выявить уровень интеллектуальных способностей и обученности детей. Для того чтобы показать, чем, собственно говоря, обычно занимались педологи, представим типичную схему педологического обследования.

Она, эта схема, состояла из пяти разделов: исследование наследственности ребенка, изучение условий их жизни и окружающей (домашней) среды, оценка состояния здоровья исследуемого, измерение антропометрических данных и, наконец, тестирование (интеллектуальное и педагогическое).

Именно по результатам тестирования делались выводы: а) о степени соответствия ребенка среднему уровню детской массы данного возраста (то есть основной группы детей), 2) о степени отклонения ребенка от этого уровня. Педологическое обследование, предпринимавшееся с педагогическими целями, обыкновенно включало в себя еще два раздела: 1) анализ причин, обусловливающих данное состояние ребенка, и 2) поиск средств к устранению этих причин.

Исследование наследственности ребенка и оценка состояния его здоровья осуществлялись, главным образом, посредством анализа его медицинской карты, а изучение условий их жизни и окружающей (домашней) среды - через посещение семьи и наблюдение за жизнью в реальных семейных условиях в той степени, в какой это, разумеется, было возможно. Эти три указанных раздела оформлялись в журнале в форме качественных показателей, то есть в свободной форме. Четвертый и пятый разделы (измерение антропометрических данных и тестирование) были стандартизированы.

Покажем на примере этих разделов, в чем заключалась практика педологических измерений. Итак, четвертый раздел - антропометрические измерения. Основными величинами, подлежащими измерению в школьной практике по антропометрии, являлись следующие измерения: рост стоя и сидя; длина нижних конечностей; высота черепа и горизонтальная его окружность; длина и ширина головы; окружность грудной клетки при спокойном состоянии, при вдохе и выдохе; передне-задний диаметр грудной клетки и боковой диаметр ее; жизненная емкость легких; мышечная сила правой и левой рук; вес. Результаты измерения заносились в антропометрическую карту. Полученные результаты интересовали экспериментатора, прежде всего, в том смысле, достаточно ли исследуемый ребенок развит для своего возраста, нормальны ли пропорции его тела, каковы его уклонения от установленной нормы. Так, например, в зависимости от условий рост детей может замедляться или ускоряться (это касается чаще всего роста конечностей).

Отношение длины туловища к длине конечностей определялось как показатель пропорциональности. В среднем отношение длины туловища ко всему росту считалось равным показателю 0,53. С помощью этого показателя определялось, является ли ребенок длинноконечным (длинноногим) или короткоконечным. Показатель 0,53 относился ко взрослым. Это средняя, чаще всего встречающаяся величина отношения длины туловища с головой ко всему росту; то есть на долю тулови-

ща с головой, как считалось, приходится 53% всего роста, а длина нижних конечностей равняется 47%. У детей отклонение от этого индекса тем больше, чем меньше возраст ребенка. Примерно в 12 лет этот индекс у детей при правильном развитии приближается к 0,53, то есть к «правильному» показателю взрослого человека. Характеристикой дыхательного аппарата, помимо окружности груди, является величина количества воздуха, выдыхаемого после глубокого вздоха. Эта величина носит название «жизненная емкость». В практике изучения детства имеет значение не сама по себе эта величина, а так называемый индекс - жизненный показатель, которым служит отношение жизненной емкости в кубических сантиметрах к весу ребенка в килограммах. Индекс показывает, какое количество выдыхаемого воздуха приходится на один килограмм веса ребенка. С целью выявления степени соответствия антропометрических данных ребенка средним (считавшимися нормальными, стандартными) показателям были разработаны соответствующие стандарты.

Для занимавшегося обследованием физического развития детей педолога особенно важно было знать, насколько данная возрастная группа обследованных детей соответствует уже известным средним величинам тех же измерений среди других детей того же возраста. На помощь приходили разработанные стандарты детского роста, веса и другие показатели для каждого возраста. Они представлены на таблице, которая взята из «Педагогической энциклопедии» [21, с. 178].

Антропометрические стандарты

Возраст в годах Средняя длина тела Голова Шея Длина грудины Окружность грудной клетки Окружность головы Длина живота % роста взрослого

высота ширина длина

Ново-рожден-ный 50 12 10 12 1 7 36 36 10 28

1 71 16 12 15 4 11 50 46 14 45

3 87 19 14 16 5 14 58 50 18 57

5 99 20 15 17 6 16 64 51 19 69

10 128 22 16 18 6,5 19 72 53 22 80

15 155 23 16,5 19 7 21 78 54 24 91

25 168 24 17,5 21 9 22 99 57 26 100

Также были разработаны показатели оценки психического развития для каждого возраста. В периодизации П. П. Блонского, основанной на принципе дентиции (смены зубов), выделяются следующие возрастные периоды: раннее беззубое детство (младенец), позднее беззубое детство (малютка), раннее молочнозубое детство (младший дошкольный возраст), позднее молочнозубое детство (старший дошкольный возраст), предпубертальное постояннозубое детство (отрок), пубертальное постояннозубое детство (юноша) [7, с. 153]. В качестве примера приведем некоторые стандарты «беззубого детства», по классификации П. П. Блонского.

3 месяца. 1. Тащит руку или вещь в рот. 2. Реагирует на громкий звук. 3. Бинокулярная координация. 4. Поворачивает глаза к предмету в боковом поле зрения. 5. Моргает при предмете, угрожающем глазу.

6 месяцев. 1. Держит голову, сидит прямо. 2. Поворачивает голову к источнику звука. 3. Противопоставляет большой палец другим при схватывании. 4. Задерживает предмет, положенный в руку. 5. Тянется к видимым предметам.

1 год. 1. Сидит и стоит. 2. Речь (подражает ба, мама, дядя и т. п.). 3. Подражание движениям (трясет погремушкой, звенит колокольчиком). 4. Марает карандашом. 5. Узнавание предметов (отдает предпочтение).

1,5 года. 1. Пьет из стакана. 2. Ест вилкой или ложкой. 3. Речь (мама, папа, баба, да, нет и т. д.). 4. Выплевывает твердое. 5. Узнает предметы на картинках.

2 года. 1. Показывает предметы на картинках. 2. Подражание простым движениям (поднимает руки, хлопает ими). 3. Повинуется простым приказам (брось мяч). 4. Копирует (грубо) круг. 5. Очищает пищу от обертки, перед тем как начать есть.

Разумеется, наибольший интерес для современного исследователя представляют те тесты-задания, которые использовались педологами. Тесты были обычно направлены на исследование умственных способностей. Если педологи достаточно быстро овладевали методом антропометрии, то исследование умственных способностей представляло несравненно большую сложность.

В те годы уже существовали тесты отечественных ученых Г. И. Россолимо, А. П. Нечаева. Они имели значение для психопатологии детей, а также для экспериментов в клинических лабораториях, но для исследования умственного развития массового ребенка они практически ничего не давали.

Итак, стандартизация умственного развития ребенка. Перед педологом вставал очень важный вопрос: идет умственное развитие ребенка нормально или нет? Но как это узнать? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, педологи производили обследование очень большой массы детей разных возрастов и, подвергнув статистической обработке полученный материал, стремились определить те вопросы, на которые отвечает от 2/3 до 3/4 детей данного возраста и от 1/3 до 1/4 детей предшествующего возраста. Эти вопросы и считались типичными для данного возраста.

Таким образом, педологи видели свою задачу в том, чтобы подобрать подходящие вопросы, на которые отвечают все средние дети данного возраста, кроме «отсталых», и все очень развитые дети предшествующего возраста. В итоге получалось нечто вроде измерительной шкалы. Обычно педологи старались взять ограниченное количество вопросов для каждого возраста в целях удобства. Впервые такая работа была проведена французами А. Бине и Т. Симоном. Их последователи старались приспособить эти тесты с учетом специфики своей страны. Ниже приводится стандартная анкета по Бине-Симону [7, с. 175-176].

3 года. 1. Показывание частей тела. 2. Повторение двух чисел. 3. Знание своего пола. 4. Знание своей фамилии. 5. Называние общеупотребительного предмета. 6. Описание картины (через перечисление предметов на ней).

4 года. 1. Повторение шестисложной фразы. 2. Повторение трех чисел (однозначных). 3. Счет четырех монет. 4. Сравнение по длине двух линий (разница в 1 сантиметр). 5. Эстетическое сравнение двух лиц.

5 лет. 1. Исполнение тройного приказания. 2. Срисовывание квадрата. 3. Повторение 10-слож-ной фразы. 4. Знание своего возраста. 5. Различие утреннего и послеобеденного времени. 6. Называние четырех основных цветов. 7. Повторение четырех чисел. 8. Сравнение двух тяжестей (3 и 12, 6 и 15, 3 и 15 и т. д.).

6 лет. 1. Число пальцев. 2. Подсчет 13 монет. 3. Срисовывание ромба. 4. Списывание. 5. Название дней недели. 6. Название четырех общеупотребительных монет. 7. Складывание разделенного прямоугольного картона. 8. Определение конкретных терминов. 9. Описание картин (через рассказ). 10. Повторение 16-сложной фразы. 11. Различение правой и левой сторон.

7 лет. 1. Определение, чего не хватает в недорисованных бюстах. 2. Сложение трех копеек и трех двухкопеечных. 3. Установление различия между конкретными предметами. 4. Письмо под диктовку.

8 лет. 1. Пересказ прочитанного рассказа (воспроизвести 10% мыслей). 2. Решение легких жизненных задач. 3. Обратный счет от 20 к 1. 4. Полная дата дня. 5. Сдача. 6. Повторение шести чисел.

9 лет. 1. Название месяцев. 2. Название девяти монет. 3. Пересказ прочитанного (воспроизвести около трети мыслей). 4. Определение конкретных терминов через родовое понятие.

10 лет. 1. Размещение пяти тяжестей (3, 6, 9, 12 и 15 г.). 2. Образование фраз из трех слов. 3. Рисование фигур по памяти.

11 лет. 1. Объяснение прочитанной статьи. 2. Решение более сложных жизненных задач. 3. 60 слов в три минуты. 4. Повторение семи чисел. 5. Составление одной фразы из тех слов.

12 лет. 1. Простые рифмы. 2. Восстановление фразы из разбросанных слов. 3. Описание карты (подробное объяснение).

13 лет. 1. Сопротивление внушению. 2. Решение сложных жизненных задач.

14 лет. 1. Повторение 26-сложной фразы. 2. Определение абстрактных терминов.

15 лет. 1. Сложное рисование представленного. 2. Различие сходных абстрактных понятий.

16 лет. 1. Улавливание смысла философского рассуждения. 2. Различение форм правления.

Как же педологи определяли «умственный возраст» ребенка? При определении умственного

возраста ребенка педологи складывали количество удачно решенных детьми вопросов теста и затем подсчитывали, какому возрасту соответствует эта сумма. Например, если ребенок ответил в общей сложности на 19 вопросов, то это соответствует шести годам (то есть возрасту шестилетнего ребенка); если ответил на 15 вопросов - этот показатель соответствует возрасту пять с половиной лет.

Определив таким способом умственный возраст ребенка, педологи определяли процентное отношение умственного возраста к паспортному и получали показатель умственного развития демонстрировавшего, по мнению экспериментаторов, соответствие умственного возраста ребенка его паспортному возрасту, т. е. показывающего, кроме всего, темп его умственного развития.

Сначала многие педологи, в том числе и сам А. Бине, считали, что эти тесты дают более или менее полную картину умственной одаренности ребенка. Но уже вскоре это мнение было поколеблено, поскольку определить какие-либо более или менее надежные основания, которые бы можно

было взять в качестве точки отсчета при оценке умственной одаренности, так и не удалось. В итоге исследователи пришли к выводу о том, что единственное, что дают эти «арифметические игры», это сравнение одних детей с другими по темпу умственного развития.

Практика интеллектуального тестирования всегда наталкивалась на своеобразие интеллектуального развития детей из разных стран и из различных социальных групп. Лидерами в исследовании этой сферы были американские ученые. Но каждой стране следует разрабатывать свои тесты, руководствуясь самой идеей тестов, считал П. П. Блонский. Каждая страна и стремилась иметь «своего Бине».

В то же время, если исходить из положения, что всякое измерение относительно, возможно пользоваться и единой интернациональной шкалой, причем как раз для выявления этих своеобразий детей разных стран и социальных классов. И такое мнение тоже имело своих адептов.

Приведем краткое содержание еще одного варианта теста А. Бине в редакции профессора П. П. Соколова (1920-е гг.) [21, с. 188-190].

3 года. 1. Указать свой пол («Ты мальчик или девочка?»). 2. Показать рот, нос, глаза. 3. Назвать знакомый предмет (например, показывают карандаш и спрашивают, что это такое) 4. Повторить фразу в шесть слогов (например, «Няня сейчас придет»). 5. Повторить два однозначных числа (2-5, 3-6).

4 года. 1. Назвать свою фамилию. 2. Перечислить предметы, изображенные на картинке (образцом служит рисунок Бине «Заключенный» (!? - В. П.)). 3. Повторить предложение из восьми слогов (например, «Я люблю смотреть картинки»). 4. Повторить три однозначных числа. 5. Сравнить две линии различной длины.

5 лет. 1. Различить утро, день и вечер (ребенка спрашивают: «Сейчас утро или вечер?»). 2. Сравнить две тяжести (ребенку даются две одинаковые коробки массой в 3 грамма и 12 граммов, а затем предлагают взять в руки две другие - в 6 и 15 граммов - и при этом дают указание: «Подними одну за другой коробки и скажи, которая тяжелее»). 3. Срисовать квадрат. 4. Повторить предложение в 15 слогов (например, «Расскажи мне сказку про Серого Волка»). 5. Исполнить сразу три поручения.

6 лет. 1. Показать правую руку и левое ухо. 2. Указать число ног у курицы и собаки. 3. Определить знакомый предмет по его назначению (например, что такое вилка, или что такое стол). 3. Назвать четыре главных цвета (для этого показывают поочередно четыре карточки: красную, желтую, зеленую и синюю). 5. Выполнить эстетическое сравнение (ребенку показывают попарно женские профили из книжки Бине и спрашивают, какая из двух женщин более красивая).

7 лет. 1. Срисовать ромб. 2. Составить прямоугольник из двух треугольников. 3. Указать количество пальцев на руках («Скажи, сколько пальцев на одной руке? А сколько на другой?»). 4. Повторить фразу в 16 слогов (например, «Мы наняли извозчика, чтобы привезти сажень дров»). 5. Указать пробелы в рисунках (показывают одну за другой картинки «безносых», «безруких», «безголовых» людей и спрашивают, чего не хватает у этого человека, в этой голове, в этом лице и т. д.).

8 лет. Различить понятия раньше и позже (например, спрашивают, что бывает раньше - обед или ужин). 2. Описать картинку (требуется не простое перечисление предметов на картинке, а описание их. Предлагаются картинки «Заключенный» и репродукция картины художника В. Максимова «Больной муж»). 3. Ответить на три легких вопроса (например, «Когда товарищ нечаянно ударит тебя, то что нужно сделать?» или «Что нужно сделать, если сломаешь чужую вещь?»). 4. Повторить пять однозначных чисел. 5. Найти разницу в двух сходных рисунках (например, ребенку показывают два дома, нарисованных одинаково во всем, кроме того, что у одного из трубы идет дым, а у другого - нет).

9 лет. Дать несколько простейших ассоциаций по внешнему сходству. (ребенку говорят: «Сейчас я тебе назову вещь, а ты назови мне что-нибудь сходное с ней. Например, я называю: метла, сосна, рожь, стакан» и т. д.). 2. Дать несколько простых ассоциаций по контрасту («Я скажу тебе слово, а ты ответишь другим словом, которое означает что-нибудь обратное, противоположное ему, например: хороший - плохой, холодный - теплый»). 3. Сравнить два предмета по памяти («Какая разница между бабочкой и мухой?»). 4. Понять смысл неоконченного рассказа (например, «Мужик ехал из деревни в город. В одном месте ему нужно было переехать через речку по мосту. Но до моста он повернул в сторону и стал переправляться через речку вброд. Почему он так поступил?»). 5. Считать в обратном порядке от 20 до 1.

10 лет. 1. Составить фразу из двух слов («я назову тебе два слова, а ты составь из них какое-нибудь одно предложение»). 2. Разместить по весу пять тяжестей (все они с виду одинаковы, но весом разные: в 3, 6, 9, 12 и 15 граммов). 3. Определить конкретный предмет посредством подведения под ближайшее родовое понятие (например, береза - дерево, корова - животное). 4. Нарисовать две фигуры (два предмета) по памяти. 5. Сохранить шесть воспоминаний из прочитанной газетной заметки (ребенку предлагают вслух прочитать взятую из пособия Бине заметку под названием «Три сгоревших дома»).

11 лет. Дать несколько свободных ассоциаций (в течение трех минут ребенок должен произнести подряд не менее 60 слов). 2. Дать несколько связных ассоциаций (например, «Назови как можно больше

белых предметов в течение одной минуты». Испытуемый должен назвать не менее 10 белых предметов). 3. Указать по памяти положение стрелок на часах. 4. Дать правильную оценку человеческим действиям (ребенку приводят по три примера хороших и дурных поступков и предлагают высказать о них суждение). 5. Объяснить картинку (ребенок должен дать объяснение смысла картин).

12 лет. 1. Составить фразу из трех слов. 2. Повторить фразу из 26 слогов. 3. Указать количество сторон куба по памяти. 4. Сделать вывод из сравнения положений, качеств. 5. Найти противоречие в вымышленном рассказе.

13 лет. Составить фразу из четырех слов. 2. Привести в порядок перепутанные части предложения (дачу утром мы завтра на собираемся). 3. Оказать сопротивление внушению. 4. Найти рифму к названному слову. 5. Ответить на пять трудных вопросов (что нужно сделать, если у тебя спросят мнения о человеке, которого ты мало знаешь).

14 лет. Понять основную мысль прослушанного рассказа и воспроизвести 25% его содержания (профессор П. П. Соколов в качестве образца такого рассказа предлагал миф о Пигмалионе и Галатее в изложении английского писателя Бернарда Шоу в рассказе «Мраморная статуя»). 2. Оказать сопротивление автоматизму (ребенку предлагалось подтвердить правильность высказанного утверждения, содержавшего явно неправильную мысль. Одни дети автоматически соглашаются с ошибочным утверждением, другие - проявляют самостоятельность мышления и не соглашаются).

3. Повторить фразу из 30 слогов («Орел по целым часам летал высоко над землею, высматривая зоркими глазами добычу»). 4. Окончить начатую фразу (ребенку говорят: «Положим, я скажу "Все было сделано, чтобы..." Ты должен закончить фразу»). 5. Различить несколько отвлеченных понятий (бедность и нищета, радость и счастье и т. д.).

15 лет. Указать причины явлений голода, богатства, войны, революции и т. д. 2. Назвать следствия тех или иных природных или социальных явлений. 3. Повторить ряд однозначных чисел.

4. Разобрать басню «Щуки и караси». 5. Определить три отвлеченных понятия (предлагаются следующие вопросы: «Что такое истина?», «Что такое могущество?» и т. д.).

Мы привели примеры тестов в том виде, в каком они даны в «Педагогической энциклопедии», выходившей в СССР в 1927-1929 гг. Содержание этих тестов едва ли нуждается в подробной оценке и комментариях [подробное изложение содержания тестов, методику постановки эксперимента, руководство для экспериментатора можно найти, например, в следующих публикациях: 27; 24; 15; 10; 17; 5].

В 1920-х гг. делались попытки стандартизировать эмоционально-волевое поведение ребенка, но методика этого тестирования фактически не была разработана. Поэтому экспериментаторы поступали следующим образом: произвольными баллами (1, 2, 3) оценивали степень развития (правильнее даже сказать, степень проявления?) тех или иных качеств и свойств у ребенка. Конечно, это слишком грубая методика. Приходится с сожалением констатировать, что за последние сто лет она, эта методика, не слишком заметно продвинулась вперед. Также делались попытки стандартизировать общественно-моральное развитие ребенка, в зависимости от того, как он решает иные моральные и общественные задачи. Намного более значительных результатов добились разработчики тестов в подготовке заданий, посредством которых можно было определить степень педагогических достижений ребенка. Педагогические тесты разрабатывались тем же способом, что и тесты интеллектуальные. Лучше всего, что, разумеется, нетрудно предположить, были разработаны тесты по арифметике, которые можно подразделить на две основные категории: тесты по технике арифметических действий и тесты-задачи.

Тесты по языку делились на тесты по быстроте чтения, по трудности читаемых слов, по пониманию прочитанного, по каллиграфии, по орфографии, по сочинениям. Имелись также тесты по другим предметам.

Глубокое разочарование в среде педологов вызвало постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»1 (4. 07. 1936), выход которого фактически ликвидировал педологию как самостоятельную научную дисциплину. Само понятие педология приобрело одиозный смысл. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги. С этого времени педология фактически прекратила свое существование в СССР. Отдельные методы, ранее применявшиеся педологами, в частности тестирование, сохранились в рамках детской (возрастной) психологии и психологии детского развития.

С 1950-х гг. начался постепенный возврат некоторых идей и методов педологии в педагогику и психологию, что было связано с заметным смягчением политического климата в стране, а также с развитием кибернетики, генетики и прикладных направлений психологии, в частности, в области

1 Слово «Наркомпросы» употреблено во множественном числе, поскольку в те годы не было единого всесоюзного народного комиссариата просвещения и в каждой союзной республике был свой Наркомпрос. 94

инженерной, космической и индустриальной психологии, и связанных с ними методов программированного обучения в народном образовании и педагогике.

В 1970-е гг. была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была в итоге ассимилирована психологией детского возраста (детской психологией).

Тема «педологии как науки и ее истории» продолжает интересовать современных отечественных исследователей [3; 4; 16; 18; 19; 20; 25; 26]. Что касается самого термина «педология», то он считается устаревшим и в настоящее время имеет, главным образом, научно-исторический характер.

Список литературы

1. Азбукин Д. И., Выготский Л. С., Занков Л. В. (ред.). Педология умственно-отсталого и физически-дефективного детства. М. : Госиздат, 1930.

2. Арямов И. А. Основы педологии. M. : Работник просвещения, 1930.

3. Балашов Е. М. Последние годы советской педологии: политический аспект // Россия. Век двадцатый : сб. ст. к 95-летию д-ра ист. наук В. М. Ковальчука / ред. кол. А. Н. Чистиков (отв. ред.) и др. СПб. : Нестор-История, 2011. С. 291-313.

4. Баранов В. Ф. Педологическая служба в советской школе 20-30-х гг. // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 100-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений. М. : ГИЗ, 1925.

6. Басов М. Я. Общие основы педологии. М. ; Л. : ГИЗ, 1928 и 1931.

7. Блонский П. П. Возрастная педология // Педагогическая энциклопедия : в 3 т. / ред. А. Г. Калашников. Т. 1. М. : Изд-во «Работник просвещения», 1927. С. 152-177.

8. Блонский П. П. Как я стал педагогом // Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1979. С. 31-38.

9. Блонский П. П. Педология (1934), Педология (1936).

10. Блонский П. П. Педология. М. : «Работник просвещения», 1926.

11. Выготский Л. С. Педология школьного возраста (1928), Педология подростка (в 3 ч., 1929-1931) и др.

12. Гуревич М. (ред.). Вопросы педологии и детской психоневрологии : сб. тр. психоневролог. и педолог. шк. санаторий-клиники Гос. ин-та физкультуры и врачеб. педологии. М., 1925.

13. Залкинд А. Б. Основные вопросы педологии. M. : Работник просвещения, 1930.

14. Залкинд А. Б. Основные проблемы педологии в СССР (по тез. Первого Всерос. педолог. съезда). М., 1928 (Сборник материалов съезда).

15. Ивантер Г. С. Педологическое обследование ребенка и детского коллектива / под ред. И. А. Арямова. М. : «Новая Москва», 1926.

16. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология. М. : ГАРДАРИКИ, 2005. 287 с.

17. Корнилов К. Н. Учение о реакциях. М. : ГИЗ, 1925.

18. Кузин В. В. К 60-летию трагических событий и их последствиям (реквием педологии) // Физическая культура. 1996. № 3. С. 18-21.

19. Мещерякова И. А. Педология // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 381-383.

20. Никольская А. А. Педология // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. М. : Науч. изд-во «Большая Рос. энцикл.», 1999. С. 132-134.

21. Одинцова Л. Практика педологических измерений и основные стандарты // Педагогическая энциклопедия : в 3 т. / ред. А. Г. Калашников. Т. 1. М. : Изд-во «Работник просвещения», 1927. С. 177-190.

22. Петровский А. В. История советской психологии. М. : Просвещение, 1967. 368 с.

23. Рыбников Н. А. Методы изучения ребенка. М. : «Красная кн.», 1923.

24. Соколов П. П. Исследование умственного уровня детей. М. : «Мир», 1925.

25. Шалаева С. Л. Педология в России: историческая судьба и упущенные возможности (социально-философский аспект) // Труды БГТУ. 2014. № 5. С. 95-98.

26. Шварцман П. Я., Кузнецова И. В. Педология // Репрессированная наука / под общ. ред. М. Г. Ярошев-ского. Вып. 2. СПб. : Наука, 1994. С. 212-139.

27. Шуберт А. Метрическая скала Бинэ-Симона. М. : «Задруга», 1923.

Short-lived century of Russian Pedology B. V. Pomelov

Doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of pedagogics, Vyatka State University.

Russia, Kirov. E-mail: [email protected]

Abstract: The article provides a brief history of the development of paedology in the beginning of XX century in Russia and in 1920-ies - the first half of 1930-ies in the USSR, as well as abroad. The article includes samples of different kinds of tests, used by native researchers. A typical diagram of paedology survey that have taken place in special

95

laboratories, as well as in regular ordinary schools is shown. The circumstances, that have led to the situation that paedology was recognized as harmful scientific direction, are named and interpreted. The paedology was officially banned in the USSR according to the special decree of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bol-sheviki «About the paedological perversions in the system of people komissariats of education» (the fourth of July 1936). The vulnerability of paedology has shown itself in the fact that mostly children of workers and peasants were named defective, and intelligentsia' children proved to be gifted. An obvious overestimation of the biological factor gas taken place. Two decades later some paedological methods have begun usage in the work of psychologists.

Keywords: paedology, Oscar Krizman, P. P. Blonsky, paedological survey, testing.

References

1. Azbukin D. I., Vygotskij L. S., Zankov L. V. (ed.). Pedologiya umstvenno otstalogo i fizicheski defektivnogo detstva [Pedology of mentally retarded and physically deficient childhood]. M. State Publishing House. 1930.

2. Aryamov I. A. Osnovy pedologii [Basics of Pedology]. M. Worker of education. 1930.

3. Balashov E. M. Posledniegody sovetskoj pedologii: politicheskij aspekt [Recent years of Soviet Pedology: political aspect] // Rossiya. Vek dvadcatyj: sb. st. k 95 letiyu d ra ist. nauk V. M. Koval'chuka - Russia. The twentieth century: collection of articles to the 95 anniversary of the Dr. of hist. sciences M. V. Kovalchuk / ed. board A. N. Chistikov (resp. ed.) and others. SPb. Nestor-Istoriya. 2011. Pp. 291-313.

4. Baranov V. F. Pedologicheskaya sluzhba v sovetskoj shkole 20-30 h gg. [Pedological service in the Soviet school 20-30 years] // Voprosy psihologii - Questions of psychology. 1991, No. 4, pp. 100-112.

5. Basov M. YA. Metodika psihologicheskih nablyudenij [Methods of psychological observations]. M. GIZ. 1925.

6. Basov M. YA. Obshchie osnovy pedologii [General principles of Pedology]. M.; L. GIZ. 1928 and 1931.

7. Blonskij P. P. Vozrastnaya pedologiya [Age Pedology] // Pedagogicheskaya ehnciklopediya: v 3 t. - Pedagogical encyclopedia: in 3 vol. / ed. A. G. Kalashnikov. Vol.1. M. Publishing house "Worker of education". 1927. Pp. 152-177.

8. Blonskij P. P. Kakya stal pedagogom [How I became a teacher] // Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie so-chineniya: v 2 t. T. 1 - Selected pedagogical and psychological works: in 2 vol. Vol.1. M. Pedagogics. 1979. Pp. 31-38.

9. Blonskij P. P. Pedologiya (1934), Pedologiya (1936) [Pedology (1934), Pedology (1936)].

10. Blonskij P. P. Pedologiya [Pedology]. M. "Worker of education". 1926.

11. Vygotskij L. S. Pedologiya shkol'nogo vozrasta (1928), Pedologiya podrostka (v 3 chastyah, 1929-1931) [Pedology of school age (1928), Pedology of the teenager (in 3 parts, 1929-1931)], etc.

12. Gurevich M. (ed.) Voprosy pedologii i detskoj psihonevrologii: sb. tr. psihonevrolog. i pedolog. shk. sanatorij kliniki Gos. in-ta fizkul'tury i vracheb. pedologii (ed.). [Questions of Pedology and children's Psychoneurology: col. works of psychoneurological and a pedological school of the sanatorium-clinic of the State Institute of Physical Education and Medical Pedology]. M. 1925.

13. Zalkind A. B. Osnovnye voprosy pedologii [The main issues of Pedology]. M. Worker of education. 1930.

14. Zalkind A. B. Osnovnye problemy pedologii v SSSR (po tez. Pervogo Vseros. pedolog. s"ezda) [Major problems of Pedology in the USSR (proc. of The First All-Russia pedologist congress.) M. 1928 (Collection of Congress materials).

15. Ivanter G. S. Pedologicheskoe obsledovanie rebenka i detskogo kollektiva [Pedological examination of the child and group of children] / ed. by I. A. Aryamov. M. "New Moscow". 1926.

16. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskaya antropologiya [Pedagogical anthropology]. M. GARDARIKI. 2005. 287 p.

17. KornilovK. N. Uchenie o reakciyah [The doctrine of the reactions]. M. GIZ. 1925.

18. Kuzin V. V. K 60 letiyu tragicheskih sobytij i ih posledstviyam (rekviem pedologii) [To the 60th anniversary of tragic events and their consequences (Requiem of Pedology)] // Fizicheskaya kul'tura - Physical culture. 1996, No. 3, pp. 18-21.

19. Meshcheryakova I. A. Pedologiya [Pedology] // Bol'shoj psihologicheskij slovar' - Great psychological dictionary / ed. by B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. M. Prime-EVROZNAK. 2003. Pp. 381-383.

20. Nikol'skaya A. A. Pedologiya [Pedology] // Rossijskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya: v2 t. - Russian pedagogical encyclopedia: 2 vol. / chief editor V.V. Davydov. Vol.2. M. Scient. publ. "Big Rus. Encycl". 1999. Pp. 132-134.

21. Odincova L. Praktika pedologicheskih izmerenij i osnovnye standarty [Practice of pedological measurements and basic standards] // Pedagogicheskaya ehnciklopediya: v 3 t. - Pedagogical encyclopedia: in 3 volumes / edited by A. G. Kalashnikov. Vol.1. M. Publishing house " Worker of education". 1927. Pp. 177-190.

22. Petrovskij A. V. Istoriya sovetskoj psihologii [History of Soviet psychology]. M. Prosveshchenie. 1967. 368 p.

23. Rybnikov N. A. Metody izucheniya rebenka [Methods of studying the child]. M. "Red book". 1923.

24. Sokolov P. P. Issledovanie umstvennogo urovnya detej [Research of mental level of children]. M. "Mir". 1925.

25. SHalaeva S. L. Pedologiya v Rossii: istoricheskaya sud'ba i upushchennye vozmozhnosti (social'no filosofskij aspekt) [Pedology in Russia: historical destiny and missed opportunities (social and philosophical aspect)] // Trudy BGTU - Proceedings of BSTU. 2014, No. 5, pp. 95-98.

26. SHvarcman P. YA., Kuznecova I. V. Pedologiya [Pedology] // Repressirovannaya nauka - Repressed science / under the general editorship of M. G. Yaroshevskiy. Vol. 2. SPb. Nauka. 1994. Pp. 212-139.

27. SHubertA. Metricheskaya skala Bineh Simona [Metric rock of Bine-Simon]. M. "Zadruga". 1923.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.