УДК 347.1
НЕДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНИНА ПО РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ:
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
На практике несовершенство понятия «недееспособности», неразработанность ее оценочных критериев, отождествление со смежными понятиями часто приводит к грубым и недопустимым нарушениям прав и законных интересов психически больных граждан, признанных в судебном порядке, недееспособными.
Процесс совершенствования и развития российского законодательства требует более четкого научного осмысливания и нормативного определения понятия недееспособности.
Ключевые слова: Способы защиты, защита гражданских прав, недееспособные и ограниченно дееспособные граждане, опека и попечительство, доверительное управление имуществом, законное представительство, недействительность сделки.
На практике несовершенство понятия «недееспособности», неразработанность ее оценочных критериев, отождествление со смежными понятиями часто приводит к грубым и недопустимым нарушениям прав и законных интересов психически больных граждан, признанных в судебном порядке, недееспособными.
Наряду с недееспособностью существуют иные правовые явления, обусловленные психическими нарушениями. Одни, как и недееспособность, вызваны неспособностью, по причине психического расстройства, понимать значение своих действий или руководить ими (невменяемость), другие смежные понятия имеют более отдаленную связь с недееспособностью (нетрудоспособность, инвалидность вследствие психического расстройства).
Эти правовые явления выступают в роли юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия. Они представляют собой юридические качества психически больных, характеризуя положение лиц с неразвитой или болезненно искаженной психикой в той или иной форме.
Однако указанные понятия различны по своей сущности, основаниям возникновения, а также правовым последствиям, порождаемым ими.
Невменяемость отличается от недееспособности, прежде всего по своим медицинским и психологическим критериям.
Медицинский критерий невменяемости понимается значительно шире, так как включает в себя наряду с хронической душевной болезнью или слабоумием временное нарушение психической деятельности или иное болезненное состояние.
Психологический критерий невменяемости определяется только на момент совершения преступления. Аналогичный критерий недееспособности имеет значение не только для конкретного случая, но и для будущего времени. Отличие проявляется и в сфере применения и в функциональном назначении. В то время как недееспособность используется в различных институтах нескольких отраслей права (гражданском, семейном праве), невменяемость применима в сфере уголовного права, так же ограниченное применение невменяемость имеет в административном праве.
Порождаемые невменяемостью и недееспособностью правовые последствия также различны. Если установление факта невменяемости служит основанием освобождения лица от уголовной (административной) ответственности за конкретное преступление и применения к нему принудительных мер медицинского характера, то факт недееспособности порождает последствия иного рода: установление опеки и т.д.
С. Н. Котарев
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
kotarev@bsu. edu. ru
Указанные различия приводят к тому, что лица, признанные невменяемыми, могут быть в то же время дееспособными1.
В то же время, в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления и осужденных, в дальнейшем может быть вынесено решение о недееспособности, вследствие психической болезни.
Однако различие между недееспособностью и невменяемостью не исключает возможности их совпадения у одного лица. Такие ситуации возникают в случаях, когда больной страдает врожденным или приобретенным слабоумием: олигофренией в стадии глубокой дебильности, имбецильности или идиотии, а также старческой деменцией.
Медицинский и психологический критерии невменяемости и недееспособности у таких лиц по существу идентичны. Наличие выраженной степени слабоумия свидетельствует о неспособности понимать значение своих действий или руководить ими не только в момент совершения преступления, но и при совершении в будущем юридических действий, так как слабоумие не имеет в своем течении периодов ремиссий. На практике это приводит к тому, что СПЭ слабоумных лиц, совершивших преступления, выходит за рамки вопросов, указанных в постановлении следователя или прокурора, давая помимо заключения о неспособности психически больного понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения преступления, также заключение о необходимости установления над этими лицами опеки.
Таким образом, любые правовые вопросы, затрагивающие интересы психически больных, должны решаться дифференцированно, в зависимости от того, каким видом психического расстройства и в какой степени страдает больной, что способствовало бы эффективному использованию правовых средств при защите прав и охраняемых интересов психически больных лиц.
Рассматривая нетрудоспособность, как смежное понятие недееспособности, некоторые авторы считают неспособность к труду составной частью недееспособности2. Однако с этим трудно согласиться. Лица с ненормальной психикой остаются в области трудовых правоотношений правосубъектными. Различен лишь объем их трудовой дееспособности.3 Недееспособные лица часто сохраняют способность к труду и продолжают трудиться, но лишь в специально создаваемых лечебно-производственных мастерских.
При психических расстройствах труд выступает не только важнейшим социальным, но и лечебным фактором. Включение психически больного в трудовой процесс положительно влияет на течение болезни, тогда как отрыв от деятельности ведет к углублению болезни. Задачи трудоустройства психически больных заключаются в формировании новых или сохранении прежних трудовых навыков.
В настоящее время трудоустройство граждан, страдающих психическими расстройствами, практически невозможно. Сегодня многие предприятия прекратили свое сотрудничество с учреждениями, оказывающими психиатрическую помощь. В результате лица, страдающие психическими расстройствами, но владеющие высококвалифицированными профессиями, вынуждены заниматься неквалифицированным трудом. Даже такие спасительные для этой категории больных профессии, как дворник, уборщица, грузчик, в современных условиях роста безработицы становятся недоступными. В существующих при психиатрических учреждениях лечебно-производственных мастерских резко сократился ассортимент работ.
В связи с этим заслуживает внимание точка зрения, по которой решением органов местного самоуправления назначаются предприятия, обязанные сотрудничать с психиатрическими учреждениями. Взаимоотношения этих предприятий с учреждени-
1 Больной Н. (шизофрения) актом СПЭ от 18 октября 2001 г был признан невменяемым, а позднее суд не нашел оснований для признания его недееспособным (исп. бол. № 2620, 2001-2003 гг.). Архив Томской психиатрической больницы.
2 Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 76,79,80; Смирнов О.В. Природа и сущность права на труд в СССР. М., 1980. С. 24.
3 Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.С. 180.
ем, оказывающим психиатрическую помощь, могли бы определяться договором о совместной деятельности, которым бы предусматривались обязанности предприятия по обеспечению трудом лиц, страдающих психическими расстройствами, размер отчислений от прибыли указанным учреждениям и другие условия, которые стороны посчитают существенными для своих взаимоотношений.
Нетрудоспособность является самостоятельным правовым явлением. Признание нетрудоспособности составной частью недееспособности способствовало бы ухудшению правового положения психически больного. Ее отличие от смежных понятий коренится, прежде всего, в основаниях возникновения. Вызванная психическим расстройством неспособность трудиться получает оформление в акте МСЭК (медикосоциальная экспертная комиссия Минсоцзащиты России)4. Недееспособность констатируется только судом. Сравниваемые состояния различны также по содержанию. Недееспособность означает неспособность понимать значение своих действий или руководить ими, т.е. обладать достаточным уровнем интеллекта и воли, памяти, критически оценивать жизненную ситуацию и предвидеть последствия. Нетрудоспособность же понимается как неспособность трудиться независимо от осознания значения своего труда. Их несхожесть проявляется в порождаемых ими правовых последствиях. Нетрудоспособность влияет, в основном, на динамику трудовых правоотношений.
Другое сходное с недееспособностью — правовое явление, упомянутое в ст. 177 и ст. 1078 ГК РФ, предусматривающих такое состояние дееспособного лица, когда он не способен понимать значения своих действий или руководить ими. В юридической литературе существуют различные мнения по поводу такого правового состояния. Одни авторы относят такое состояние к невменяемости5. Специалисты в области судебной психиатрии полагают, что оно является недееспособностью. Причем недееспособность носит временный характер, в момент совершения сделки,6 без наложения опеки.7 Существует точка зрения относительно природы рассматриваемого правового явления, согласно которой — это адееспособность.8
Вряд ли правильно называть состояние предусмотренное ст.ст. 177 и 1078 ГК РФ невменяемостью. Справедливо, что оба состояния совпадают по психологическому критерию, т. к. и в том, и в другом случае имеет место неспособность осознавать свои действия в конкретный момент. В теории и практике господствует мнение об их близости и по медицинскому критерию. Юристов же такие правовые состояния интересуют прежде всего как юридические факты, порождающие определенные правовые последствия. Если невменяемость влечет освобождение от уголовной ответственности (ст.21 УК РФ) и возможность применения принудительных мер медицинского характера (ст.97 УК РФ), то состояние неспособности понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения сделки — к признанию сделки недействительной и освобождению от возмещения имущественного вреда. Я.Р. Веберс в своих работах подчеркивает различие этих понятий.9
Позиция авторов, определяющих состояние, предусмотренное ст. 177 ГК РФ, как недееспособность, по нашему мнению, противоречит положениям закона и сложившимся представлениям правовой науки. Традиционно под недееспособностью по-
4 Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации от 14.03.1996. №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» // Экономика и жизнь. №2. 1997 г.
5 Советское гражданское право. /Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1965. С. 209; Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976. С. 162.
6 Фрейеров О. Судебно-психиатрическая экспертиза по делам о дееспособности при олигофрении / / Проблемы судебной психиатрии. Сб.7. М., 1957. С. 102.
7 Шостакович Б.В. Дееспособность больных шизофренией и проблема реабилитации // Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Л., 1973. С. 69.
8 Советское гражданское право. Т.1/ Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1968. С. 262-264.
9 Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976. С. 162.
нимается только длящееся правовое состояние, вызванное не способностью понимать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства. Его возникновение связывается, в частности, с судебным решением о признании недееспособным, после чего над лицом устанавливается опека. Поэтому, в медицинский критерий недееспособности в отличие от «адееспособности», не включаются кратковременные психические расстройства и иные болезненные состояния, к тому же недееспособность всегда должна влечь установление опеки. Последствия адееспособно-сти носят одномоментный характер и имеют значение лишь для признания сделки недействительной или для освобождения от возмещения вреда.
0.А. Красавчиков справедливо рассматривает адееспособность как специфическое правовое состояние, отличное от невменяемости и от недееспособности.10 В юридической литературе употребление термина «адееспособность» подверглось критике, акцентируемой внимание на терминологическом тождестве недееспособности и адее-способности. Однако суть анализируемого правового состояния не в том как оно называется, а в том что оно достигает своей цели, т.е. показывает специфичность обозначаемого им понятия. Возможно, что термин «адееспособность» не совсем удачен, но удобен в научном обороте.
Инвалидность, как правовое состояние лица так же неоднозначна с недееспособностью. Недееспособный гражданин может и не быть инвалидом. Возможна и противоположная ситуация, когда инвалид вследствие психического расстройства является дееспособным. Отождествление недееспособности и инвалидности могло бы привести в ряде случаев к необоснованному получению недееспособными-неинвалидами, пенсии и иных видов материального обеспечения. Психически больным инвалидам, являющимся дееспособными, наоборот, могло быть отказано в предоставлении благ социального обеспечения. Но, с другой стороны, признание всех инвалидов вследствие психического расстройства недееспособными влекло бы неправомерное ограничение правового статуса тех из них, чье психическое состояние не может быть критерием недееспособности.
В то же время очевидна производность инвалидности от нетрудоспособности. Это проявляется в том, что инвалидность может возникнуть лишь на основе стойкой частичной или полной утраты трудоспособности. Но в отличие от всех иных состояний, обусловленных психическими нарушениями, инвалидность направлена на развитие правоотношений по социальному обеспечению нетрудоспособных лиц.
Четкое понимание и разграничение названных правовых явлений имеет как теоретическое, так и практическое значение при защите гражданских прав и охраняемых законом интересов недееспособных граждан. А также позволяет определить сущность и роль каждого из этих состояний, что способствует их правильному применению.
Процесс совершенствования и развития российского законодательства требует более четкого научного осмысливания и нормативного определения понятия недееспособности. Несовершенство норм права о понятии недееспособности, неразработанность вопросов о ее медицинских и психологических критериях и юридической природе, о соотношении со сходными понятиями часто на практике приводит к недопустимым нарушениям прав и законных интересов недееспособных граждан.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 (ред. от 09.02.2009) // СЗ РФ Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3302.
3. Семейный кодекс Российской Федерации 08.12.1995 (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) // СЗ РФ. 1996.№ 1.Ст. 16.
10 Советское гражданское право. Т.1 / Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1968. С. 264.
4. Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации от 14.03.1996. №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» // Экономика и жизнь. №2. 1997 г.
5. Архив Томской психиатрической больницы. исп. бол. № 2620, 2001-2003.
6. Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.
7. Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976.
8. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. I. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2009.
9. Кирилловых А.А. Опека и попечительство под охраной закона //Законодательство и экономика. 2008. № 9.
10. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 76,79,80.
11. Советское гражданское право. Т.1/ Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1968.
12. Советское гражданское право. /Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1965.
13. Фрейеров О. Судебно-психиатрическая экспертиза по делам о дееспособности при олигофрении // Проблемы судебной психиатрии. Сб. 7. М., 1957.
14. Шостакович Б.В. Дееспособность больных шизофренией и проблема реабилитации // Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Л., 1973.
15. Шугаибова С.Ш. Проблемы определения право- и дееспособности субъектов семейных правоотношений // Бюллетень нотариальной практики. 2007. № 4.
INCAPACITY OF THE CITIZEN ON THE RUSSIAN CIVIL PROCEDURE LAW: THEORY AND PRACTICE PROBLEMS
In practice imperfection of concept of "incapacity", crudity of its estimated criteria, the identification with adjacent concepts often lead to rough and inadmissible infringements of the rights and legitimate interests of mentally sick citizens recognised in ajudicial order, incapacitated.
Process of perfection and development of the Russian legislation demands more accurate scientific comprehension and standard definition of concept of incapacity.
Key words: methods of defense; the defense of civil rights; incapacitated people and limited responsible people; guardianship, custody; trusting administration of property; law representatives ; invalid deal.
S. N. Kotarev
Belgorod State University
e-mail:
kotarev@bsu. edu. ru