Научная статья на тему 'Нечетко-множественное моделирование инновационного потенциала культуры предпринимательства'

Нечетко-множественное моделирование инновационного потенциала культуры предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепты / причинно-следственные взаимосвязи / модель предпринимательской культуры / консо-нанс / инновационный потенциал культуры / когнитивное моделирование / concepts / causal relationships / the model of an entrepreneurial culture at the Studio / the innovative potential of cul-ture / cognitive modeling

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Причина Ольга Сергеевна, Гусарева Надежда Борисовна, Орехов Виктор Дмитриевич

в статье рассмотрены вопросы моделирования инновационного потенциала культуры предприниматель-ства с учётом аспектов российского менталитета и турбулентности внешней среды. В процессе моделирования применен метод построения когнитивной карты с выявлением стратегических факторов-концептов, отражающих специфику культуры предпринимательства. На основе показателей когнитивной карты проведен системный анализ доминантных факторов культуры предприни-мательства, выявлены основные группы векторных воздействий, формирующие стратегическую направленность раз-вития корпорации в рамках такого ее объективного организационного института, как инновационный потенциал культуры предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Причина Ольга Сергеевна, Гусарева Надежда Борисовна, Орехов Виктор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUZZY MODELING OF INNOVATIVE POTENTIAL OF ENTERPRISE CULTURE

in the article the questions of modeling of innovative potential of the enterprise culture are examined. The aspects of the Russian mentality and turbulence of the external environment are also taken into account. In the modeling process the method of constructing the cognitive maps with the identification of strategic factors-concepts, reflect-ing the specific culture of entrepreneurship, was employed. On the basis of indicators of cognitive maps a systematic analysis of the dominant factors of entrepreneurial culture was performed. The basic groups of the vector influences that shape the strategic focus of the development of corporation under such an organiza-tional objective institute, as the innovative potential of the enterprise culture, were discovered.

Текст научной работы на тему «Нечетко-множественное моделирование инновационного потенциала культуры предпринимательства»

Проблемы экономики и юридической практики

5'2017

5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1. НЕЧЕТКО-МНОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Причина Ольга Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита Место работы: Российский государственный социальный университет

olgaprichina@mail.ru

Гусарева Надежда Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства

Место работы: Российский государственный социальный университет

NadezdaGusareva@yandex.ru Орехов Виктор Дмитриевич, канд. техн. наук, директор научно-образовательного центра Место работы: Международный институт менеджмента ЛИНК, г. Жуковский

vorehov@yandex.ru

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы моделирования инновационного потенциала культуры предпринимательства с учётом аспектов российского менталитета и турбулентности внешней среды.

В процессе моделирования применен метод построения когнитивной карты с выявлением стратегических факторов-концептов, отражающих специфику культуры предпринимательства.

На основе показателей когнитивной карты проведен системный анализ доминантных факторов культуры предпринимательства, выявлены основные группы векторных воздействий, формирующие стратегическую направленность развития корпорации в рамках такого ее объективного организационного института, как инновационный потенциал культуры предпринимательства.

Ключевые слова: концепты, причинно-следственные взаимосвязи, модель предпринимательской культуры, консонанс, инновационный потенциал культуры, когнитивное моделирование.

FUZZY MODELING OF INNOVATIVE POTENTIAL OF ENTERPRISE CULTURE

Prichina Olga S., Doctor of economic Sciences, Professor, Professor, Department of Finance and credit Work place: Russian state social University

olgaprichina@mail.ru

Gusareva Nadezhda B., PhD in pedagogics, associate Professor, associate Professor of Economics and entrepreneurship Work place: Russian State Social University

NadezdaGusareva@yandex.ru

Orekhov Viktor D., PhD, Director of Scientific-Educational Center

Work place: International Institute of Management LINK, Russia, Zhukovsky

vorehov@yandex.ru

Annotation: in the article the questions of modeling of innovative potential of the enterprise culture are examined. The aspects of the Russian mentality and turbulence of the external environment are also taken into account.

In the modeling process the method of constructing the cognitive maps with the identification of strategic factors-concepts, reflecting the specific culture of entrepreneurship, was employed.

On the basis of indicators of cognitive maps a systematic analysis of the dominant factors of entrepreneurial culture was performed. The basic groups of the vector influences that shape the strategic focus of the development of corporation under such an organizational objective institute, as the innovative potential of the enterprise culture, were discovered.

Keywords: concepts, causal relationships, the model of an entrepreneurial culture at the Studio, the innovative potential of culture, cognitive modeling.

Инновационный потенциал предпринимательской корпоративной культуры рассматривался в трудах Dombrowski С. [4], Ismail W.K.W., Abdmajid R. [7], Tselykh L.A., Panfilova E.A., Prichina O.S., Karasheva A.G., Karanashev A.K. [13], Savina M.V., Solodukha P.V., Stepanov I.A., Khominich I.P., Novichkov A.V. [10], Solodukha P.V., Vasiutina E.S., Korolkova N.A., Erokhin S.G., Starostenko V.K., Matraeva L.V. [11].

Взаимосвязь корпоративной культуры и социально-психологического климата коллектива исследовались в работах Plotnikov А., Skuridina I. [9].

Проблема повышения конкурентоспособности предпринимательской организации в бизнес-среде за счет создания адекватной организационной культуры рассматривается многими авторами, в частности: Андрющенко Г.И.[1]., Гусаревой Н.Б., Царитовой К.Г. [5]., Бунич Г.А., Зотовой А.И. [3], Ленков-ской Р.Р. [14].

В работе авторы используют понятия, которые использованы другими авторами по когнитивному моделированию: S. Huff [6], Kosko B. [8], R. Axelrod [12], Atkin R., Casti J. [2].

Однако, управление инновационным потенциалом слабоструктурированной сложной системой, каковой является культура предпринимательства, представляется сверхсложной задачей. Метод когнитивного моделирования является наиболее приемлемым для решения такого рода задач.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе применения инструментария когнитивного анализа исследовать сущность и специфику реализации механизма управления инновационным потенциалом культуры предпринимательства, определив оптимальные формы и эффективный способ ее развития в условиях современной российской экономики

В соответствие с поставленной целью определены задачи исследования:

- выявление системных групп управляемых, наблюдаемых и неуправляемых концептов формирования инновационного потенциала культуры предпринимательства;

- раскрытие существующей силы связи сети причинных отношений между концептами культуры предпринимательства в аспекте многофакторности инновационного потенциала бизнесса;

- построение когнитивной матрицы системы факторов формирования инновационного бизнес-процесса, анализ которой позволяет выявить структуру проблемы и найти факторы, влияющие на нее;

- провести импульсное моделирование динамического состояния бизнес - системы по целевому концепту - инновационный потенциал культуры предпринимательства в СППР «ИГЛА»;

- выбор сценария прогнозов поведения бизнес-системы и принятие управленческого решения по рыночным параметрам инновационного потенциала культуры предпринимательства.

Сила взаимодействия между концептами варьируется по заданной шкале в таблице 1

Таблица 1

Показатели интенсивности связей между концептами

Интерпретация влияния концепта на концепт Шкала значений

Степень влияния Вектор влияния Описание интенсивности влияния

Слабая Усиливает слабо - положительно [0,2, 0,4]

Ослабляет слабо - отрицательно [-0,4, -0,2]

Умеренная Усиливает положительно [0,6,]

Ослабляет негативно [-0,6, ]

Сильная Усиливает положительно [0,8, 1]

Ослабляет отрицательно [-1, -0,8]

Ослабляет сильно [-1 ]

Отсутствует Отсутствует не влияет [0]

Группировка концептов инновационного потенциала сложившейся культуры предпринимательства отражена в таблице 2.

Таблица 2

Концепты модели инновационного потенциала культуры предпринимательства

№ Наименование концептов

1 Корпоративная социальная ответственность бизнеса

2 Инновационная направленность культуры предпринимательства

3 Социально-психологический климат в организации

4 Предпринимательский стиль руководства

5 Командные принципы работы

6 Система поддержки НИОКР

7 Организация передачи знаний

8 Уровень фаворитизма

9 Доверие к руководству

10 Меритократические установки трудоустройства и вознаграждений

11 Продолжительные, дружественные отношения с потребителями

12 Сопротивление изменениям

13 Визуализация культуры: интернет-сайты, социальные сети

Когнитивная модель инновационного потенциала предпринимательской культуры имеет вид взвешенного ориентированного графа, вершины которого соответствуют концептам, а дуги отражают причинно-следственные связи между анализируемыми концептами. Математическая обработка когнитивных карт произведена с использованием программного продукта система поддержки принятия решений - «ИГЛА», разработанного научным коллективом кафедры «Информатики и программного обеспечения» Брянского государственного технического университета.

Взвешенный ориентированный граф когнитивной модели «Инновационный потенциал культуры предпринимательства» представлен на рис.1

Рис. 1 Взвешенный ориентированный граф когнитивной модели «Культуры предпринимательства», построенный в СППР «ИГЛА». Анализ построенного взвешенного ориентированного графа когнитивной модели «Инновационный потенциал культуры предпринимательства» позволяет проанализировать дезорга-низационные и организационные процессы, сконцентрированные в интегральный показатель - «инновационная направленность культуры предпринимательства». По сумме приведенных в движение организационных сил выявлены три ряда положительных организационных закономерностей:

1. Первый ряд организационных положительных процессов: «Предпринимательский стиль руководства» - усиливает проявления «Меритократизма», что - повышает «Доверие к руководству», - улучшает «Социально-психологический климат» -усиливает «Командные принципы работы» - обеспечивает эффективную «Организацию передачи знаний» - формирует результативную «Систему поддержки НИОКР» и тем самым

Проблемы экономики и юридической практики

5'2017

усиливает «Инновационную направленность культуры предпринимательства».

2. Второй ряд организационных положительных процессов: «Инновационная направленность культуры предпринимательства» - усиливает концепт «Дружественные отношения с потребителями», что прямо повышает «Корпоративную социальную ответственность бизнеса» и опосредовано усиливает -«Доверие к руководству», тем самым усиливая организационный потенциал 1 круга и потенциал целевого концепта - «Инновационной направленности культуры предпринимательства» 2 круга.

3. Третий ряд организационных положительных процессов: система «Организации передачи знаний» оказывает прямое влияние на концепт «Визуализация культуры», повышая -«КСО бизнеса» и «Инновационной направленности культуры предпринимательства».

Дезорганизационные процессы определены концептами -«Сопротивление изменениям» и «Уровень фаворитизма». Увеличение дезорганизации этих процессов, соответственно приведут к снижению суммирующей организации процессов, направленных на повышение «Инновационной направленности культуры предпринимательства».

Для формализации связей между выбранными концептами был применён метод парных сравнений Т. Саати. По всем матрицам парных сравнений удалось достичь значений коэффициента согласованности суждений менее 0,01.

Далее с помощью математического аппарата импульсных процессов проведено динамическое моделирование по целевому параметру - «Инновационная направленность культуры».

Как показывают данные рис.2. динамическое моделирование устойчивых и прочных связей, сложившихся в системе предпринимательства в пространстве и во времени по целевому концепту «Инновационная направленность культуры предпринимательства» по недоминируемой альтернативе рассчитало четыре сценария развития ситуации по управляемым факторам («КСО», «НИОКР», «Меритократизм», «Визуализация культуры»):

- альтернатива 123;

- альтернатива 126;

-альтернатива 169;

-альтернатива 228

Рис. 2. Альтернативы динамического моделирования.

Рассчитанный сценарий Альтернативы № 169 (рис.3) показывает лучшие характеристики организационного процесса в части усиления «Инновационной направленности культуры предпринимательства», не ухудшая при этом начальные параметры основных организационных факторов:

- «Корпоративная социальная ответственность» - уровень повысился «со среднего» до «выше среднего»;

- «Система поддержки НИОКР» - уровень повысился «с низкого» до «выше среднего»;

- «Меритократизм» - уровень повысился «со среднего» до «выше среднего».

Результаты динамического моделирования, подтверждающие выбор сценария управленческих воздействий для повышения инновационного потенциала предпринима-

тельской культуры для концепта «Инновационная направленность культуры предпринимательства» отражены на рис 3, для концепта «Корпоративная социальная ответственность бизнеса» на рис. 4.

Рис. 3. Динамическое моделирование сценария № 169 для концепта «Инновационная направленность культуры предпринимательства».

Д | | Срчжмн'сриу.-иэти Л-С-.

■п | ■<

кщЬтма

ВЫСОКИЙ А

Бин4 среднего ¡/Р /

Средний п

Ниле среднего

н^кнй --

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

? = ; -Ч- ¡Д«о] ^Ь?е|»МГИ1&1*в [Дбтс; Штерна*

Рис. 4. Динамическое моделирование для концепта «Корпоративная социальная ответственность бизнеса».

Таким образом, разработанная авторами нечеткая когнитивная модель культуры предпринимательства позволила обнаружить системные взаимосвязи между факторами внутренней и внешней среды, положительно или отрицательно влияющими на инновационную направленность культуры предпринимательства в условиях турбулентности.

Проведенный когнитивный анализ причинно-следственной связи выявил, что развитие инновационного потенциала культуры предпринимательства зависит от развития (положительное воздействие) консонансной связи следующих системных векторов:

- корпоративная социальная ответственность бизнеса;

- система поддержки НИОКР;

- уровень меритократизма;

- уровень визуализации культуры предпринимательства, определяя их стратегическую важную значимость в организованном сочетании совпадающих элементов в долгосрочных целях развития бизнеса.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,95%.

Список литературы:

1. Андрющенко Г.И. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия // В сборнике: Актуальные проблемы менеджмента Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, студентов кафедры «Социального страхования, экономики и управления предприятиями». Москва, 2015. С. 30-32.

2. ATKIN R., CASTI J., Polyhedral Dynamics and the Geometry of Systems, RR-77-6. International Institute for Applied Systems Analysis, Laxenburg, Austria, March, 1977.

3. Бунич Г.А., Зотова А.И. Стимулирование инновационного развития экономики Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 42-46.

4. Dombrowski С. et al. (2007) Elements of innovative cultures. Knowledge and Process // Management. № 14 (3). pp. 190-202.

5. Гусарева Н.Б., Царитова К.Г. Ценности как атрибут сильной корпоративной культуры /Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 5 (77). С. 28.

6. HUFF A.S. Mapping strategic thought // Mapping strategic thought / Ed. by A. S. Huff. - Chichester: Wiley.1990 - pp. 11-49.

7. Ismail W.K.W., Abdmajid R. Framework of the culture of innovation: A revisit // Jurnal Kemanusiaan. 2007. № 9. pp. 38—49

8. KOSKO B. Fuzzy cognitive maps // International Journal of Man-Machine Studies. 1986 - Vol. 1. - pp. 65-75.

9. Plotnikov А., Skuridina I. Corporate culture and socio-psychological climate of the organization / Life Science Journal;2014. 11(6s) URL.-http://www.lifesciencesite.com

10. Savina M.V., Solodukha P.V., Stepanov I.A., Khominich I.P., Novichkov A.V. ESSENCE, PLACE AND ROLE OF CREATIVE ECONOMY IN INNOVATION DEVELOPMENT PARADIGM // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 6. С. 77-85.

11. Solodukha P.V., Vasiutina E.S., Korolkova N.A., Erokhin S.G., Starosten-ko V.K., Matraeva L.V. STRUCTURAL CONTRADICTION OF ECONOMIC GROWTH AS A THREAT TO THE HUMAN CAPITAL REPRODUCTION PROCESS IN RUSSIA // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. vol 6. № S1. рр. 163-167

12. Structure of Decision. The Cognitive Maps of Political Elites / Ed. by R. Axelrod. - Princeton: Princeton University Press. 1976 - 405 p.

13. Tselykh L.A., Panfilova E.A., Prichina O.S., Karasheva A.G., Karanashev A.K. Methods of fuzzy set theory in the purpose of expansion of the value chains based on the main factors of corporate culture / Mediterranean Journal of Social Sciences, Scopus. 2015. vol. 6. № 5 S3. pp. 249-258.

14. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Луто-винова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доктора экономических наук, профессора Причиной Ольги Сергеевны, кандидата педагогических наук, доцента Гусаревой Надежды Борисовны, кандидата технических наук Орехова Виктора Дмитриевича «Нечетко-множественное моделирование инновационного потенциала культуры предпринимательства» Следует отметить, что актуальность рецензируемой статьи связана с тем, что управление инновационным потенциалом слабоструктурированной сложной системы - культуры предпринимательства методом когнитивного моделирования имеет научный и практический интерес, т.к. моделирование инновационного потенциала культуры предпринимательства осуществлено с учётом аспектов российского менталитета и турбулентности внешней среды.

На основе применения инструментария когнитивного анализа авторами исследована сущность и специфика реализации механизма управления инновационным потенциалом культуры предпринимательства, определены оптимальные формы и эффективный способ ее развития в условиях современной российской экономики.

Авторы детально исследовали когнитивную модель инновационного потенциала предпринимательской культуры. Математическая обработка когнитивных карт произведена с использованием программного продукта система поддержки принятия решений - «ИГЛА».

Проведенный авторами статьи анализ построенного взвешенного ориентированного графа когнитивной модели «Инновационный потенциал культуры предпринимательства» позволил проанализировать дезорганизационные и организационные процессы, сконцентрированные в интегральном показателе - «инновационная направленность культуры предпринимательства». На основе показателей когнитивной карты проведен системный анализ доминантных факторов культуры предпринимательства, выявлены основные группы векторных воздействий, формирующие стратегическую направленность развития корпорации в рамках такого ее объективного организационного института, как инновационный потенциал культуры предпринимательства.

Рецензируемая статья носит по форме научный и логически завершенный характер и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

профессор кафедры экономики и предпринимательства РГСУ, д-р экон. наук, профессор,

Андрющенко Г.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.