3. Дубичева К. Оловянные глаза азарта. Эпидемия игро-мании захлестывает пенсионеров и школьников // Труд. -2005.- 16 апр.
4. Зайцев В. В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - № 3. - С. 52-58.
5. Зайцев В. В., Шайдулина А. Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. - СПб., 2003.
6. Клюшкина О. Воля к игре: исследование игроков казино // Логос: философско-литературный журнал. - 2000. -№ 1-6.
7. Либерман Л. М. Анатомия игровой зависимости // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 4/5.
8. Приходько В. Черные дни «Блэк-Джека» // Московский комсомолец в Омске. - 2006. - N° 4.
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
А. И. Савельев, преподаватель
Омская академия МВД России
Проблеме влияния семьи на становление личности человека посвящено немало исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. При этом обращение к психологическим аспектам микросреды личности позволяет понять и вовремя скорректировать негативные тенденции, влияющие на поведение молодых людей.
Исследуя мотивационные особенности девиантного поведения несовершеннолетних, необходимо отметить, что большинство исследователей склоняются к доминирующей роли семьи в становлении личности человека. Семья, являясь ячейкой общества, вносит существенный вклад в развитие нравственных и духовных ценностей индивидуума. Именно она закладывает основы мировоззрения, которые становятся ориентиром для человека на всю его жизнь. В семье закладываются жизненные установки ребенка. План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям. Первоначальное сценарное программирование начинается в период кормления младенца, и происходит это в виде кратких «записей», которые позже реализуются во взаимодействии с окружающим миром (3, 67). В первые два года его поведение и мысли программируются в основном матерью. Она закладывает основы будущих жизненных позиций: кем быть и каким быть.
Мать чаще всего принимает решения за ребенка - ее желания он впитывает с первого дня своего рождения, отец подключается позже. И если мать не выполняет этой функции, в ребенке формируются либо агрессивная, либо зависимая модель поведения. Более того, материнская депривация (отчуждение) может вызвать у ребенка временный психоз или стать причиной временных психических нарушений.
Таким образом, по мнению ряда исследователей, определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, в зависимости от того, какие качества в возрасте от двух до шести лет заложат родители. В этом возрасте дети склонны прислушиваться к мнению родителей, так как на данный момент не имеют своего четко сформировавшегося собственного мнения.
Судьба любого человека во многом зависит от его развития в дошкольном возрасте, когда он располагает недостаточными познаниями об окружающем его мире и основу мировоззрения составляет все то, что бышо заложено его родителями. При этом поведение ребенка зависит от педагогически правильного подхода к его воспитанию. Нередко микроклимат в семье бышает недостаточно благоприятным для психического и морального развития личности. Семья, разрушаемая конфликтами, перестает вытолнятъ роль центра психологической защиты подростка, места, в котором он находит успокоение и отдых, не может осуществлять функции естественной и основной ячейки общества.
Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и неблагополучия детей. Типичной становится не структурная неполнота, а так назышаемое семейное неблагополучие - недостатки воспитания, обусловленные личностными характеристиками и отношением к воспитательным обязанностям со стороны родителей или заменяющих их лиц.
Определяя семейное неблагополучие как основной фактор, лежащий в основе преступности несовершеннолетних, как правило, учитышают следующие аспекты. Первый касается влияния семьи на ребенка в процессе его развития. В результате семья определяет потребности, интересы, установки и другие важные характеристики личности несовершеннолетнего, которые способствуют или препятствуют ее противоправному поведению. Второй аспект связан с взаимодействием личности и семьи непосредственно в ситуации совершения преступления или сразу после него. Родители, пытаясь помочь своему ребенку, могут участвовать в сокрытии следов преступления, стараться любыми путями избежать ответственности и т. п. либо препятствовать совершению преступления, помогать его разоблачению, занимать осуждающую и непримиримую позицию. При этом она оказывает воздействие на личность как целенаправленно, в процессе воспитания, так и стихийно, всем своим образом жизни (1, 65).
В то же время следует отметить, что ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей может носить как виновный, так и невиновный характер. При этом во втором случае имеются в виду объективные трудности, возникшие без вины родителей, когда последние сами не в состоянии их разрешить. Также необходимо указать, что в последнее время довольно часто родители вовлекают своих несовершеннолетних детей в антиобщественную деятельность, осознавая противоправный характер своих действий.
Нередки случаи, когда родители не желают, но сознательно допускают совершение преступления их сышом или дочерью. Также наблюдается самонадеянность или небрежность родителей в тех случаях, когда они порой не знают, где находятся в позднее время их несовершеннолетние дети. Иногда родители сталкиваются с негативным отношением подростков к себе, их легкомыгсленными суждениями, но не пополняют свои педагогические знания, а воздействуют на детей силовыми методами, с применением оскорбляющих достоинство ребенка средств, пытаясь таким способом поднять свой авторитет.
Определенный интерес представляют сведения, касающиеся родителей несовершеннолетних, совершивших преступления*. Так, 49,0% опрошенных имели мать и отца, 24,0 -мать и отчима, 2,0 - отца и мачеху, 19,0 - одного родителя и 6,0% - опекуна. Анализ материального положения семьи показал, что 88,0% опрошенных несовершеннолетних жили в достатке, а 12,0% их испыпывали нужду. При характеристике обстановки в семье 96,0% респондентов назвали семейные взаимоотношения благоприятными и 4,0% - неблагоприятными. При этом 31,0% опрошенных указали, что отношение к
* Исследование проведено в воспитательной колонии г. Омска в 2005 г., опрошено 97 несовершеннолетних, отбывающих наказание.
ним было излишне требовательным, 63,0 - в целом доброжелательным, 6,0% - безразличным.
При характеристике структуры семьи отмечено следующее: 15,0% опрошенных не имели родных братьев и сестер; 55,0 их воспитывались вдвоем с сестрой, братом; 30,0% респондентов воспитывались в многодетной семье.
Как видно из полученных данных, большее число несовершеннолетних осужденных воспитывались вдвоем с сестрой или братом, при этом почти треть респондентов - в многодетной семье. Анализируя эти сведения, можно предположить, что, как правило, в семьях с одним ребенком объективно более благоприятные условия для воспитания. В частности, уровень дохода на каждого члена семьи в многодетной семье значительно ниже, чем в семье с одним ребенком. При этом следует учитывать, что несовершеннолетние чаще всего совершают преступления из корыстных побуждений, когда в семье недостаточно средств на какие-либо нужды. Но в то же время уровень дохода не всегда является определяющим фактором при совершении преступления. Из практики известно немало случаев, когда преступления совершают несовершеннолетние из достаточно обеспеченных семей. Как правило, это происходит из-за дефицита внимания занятых родителей, которые своевременно не привили своему ребенку необходимые общечеловеческие ценности.
Нередко проблемы в семье вынуждают ребенка совершать необдуманные поступки, одним из которых может являться уход из семьи. Основополагающим мотивом при этом становится нежелание несовершеннолетнего мириться с негативным воздействием на его несформировавшуюся психику.
Необходимо также отметить, что если родители обеспокоены судьбой ребенка, просят помощи в преодолении негативного влияния у иных лиц, пытаются восполнить недостаточный надзор за поведением сына или дочери, избирают эффективные и педагогически грамотные средства воздействия на них, то вероятность преступного поведения подростка в таких случаях несравнима с той, в которой родители небрежно относятся к исполнению своих прямых обязанностей.
Специалисты разных научных направлений предлагают различные (присущие им) подходы к профилактике девиантного поведения. Так, бихевиоризм исходит из поощрения «хорошего» поведения и наказания «плохого». Если ребенок в результате воспитательной работы усвоил систему поощрения и наказания, то постепенно избавляется от «неправильного» поведения. К сожалению, результаты такой работы носят недолговременный характер, поскольку эта модель игнорирует биохимию зависимого и агрессивного поведения (2, 29-33).
В качестве заключения отметим, что проведенный нами анализ дефектов семейного воспитания является лишь составной частью проблемы, которая уже долгое время изучается педагогами, криминологами и другими специалистами. Он помогает решить специфическую задачу, стоящую перед криминологией и психологией, - установить, опираясь на педагогические и психологические данные, какие именно просчеты семьи и факторы семейного неблагополучия влекут не просто плохое поведение несовершеннолетних, но крайнее его проявление - преступление.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. -1998. - № 6.
2. Морозова Е. В. Будущее детей программируется в семье // Социологический вестник. - 2002. - № 20-21.
3. Мясников П. С. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений несовершеннолетних: (региональный аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2002.
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ состояний НА МОТИВАЦИЮ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Е. Р. Чернобродов, ст. научный сотрудник
Дальневосточный юридический институт МВД России,
г. Хабаровск
Социально-экономические преобразования в России в начале XXI в. затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, сложная криминальная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей и подростков.
Проблема противодействия подростковой преступности встала в один ряд с другими вопросами, обеспечивающими государственную безопасность. Поиск путей эффективной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних привел нас к необходимости изучить влияние эмоциональных состояний на мотивацию делинквентного поведения несовершеннолетних.
Делинквентное поведение - это повторяющиеся асоциальные по своей направленности проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовную ответственность из-за их ограниченной общественной опасности или недостижении делинквентом возраста уголовной ответственности. Оно является предкриминальным и уже определяет противоправную направленность.
В проводимых нами в 2004-2006 гг. исследованиях психологических особенностей подростков, совершивших противоправные поступки разной степени общественной опасности, выывлено, что подростки-делинквенты, в отличие от правопослушных сверстников, в большей степени подвержены психологической дезадаптации. Психологическим обследованием быши охвачены несовершеннолетние, совершившие асоциальные, противоправные поступки, в возрасте от 11 до 17 лет.
В опрошенной выборке лица мужского пола составили 65,5%, женского - 34,5%. Психологическая диагностика под-ростков-делинквентов проводилась с учетом, что одни и те же симптомы отклонений могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
При психодиагностическом обследовании двухсот подростков использовались методика Леонгарда - Шмишека, тест Р. Кэттелла (16 РЕ-опросник), диагностика состояния агрессии у подростков (опросник А. Басса - А. Дарки), шкала самооценки (методика Ч. Спилбергера - Д. Ханина), методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива» А. В. Ермолина - Е. П. Ильина, методика «Ценностные ориентации» (адаптированный вариант М. Рокича), мини-мульт (ММРІ), САН-тест.
Всем подросткам-делинквентам присуще проявление акцентуаций характера. В пубертатный период акцентуированные черты характера заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Подростки с явной акцентуацией составляют группу «повышенного риска». Они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам.
Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуации характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения: делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение. Смена на более благоприятную обстановку, как правило, устраняет эти