Научная статья на тему 'Неблагополучная семья как предпосылка формирования личности несовершеннолетних преступников'

Неблагополучная семья как предпосылка формирования личности несовершеннолетних преступников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2350
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неблагополучная семья как предпосылка формирования личности несовершеннолетних преступников»

3. Дубичева К. Оловянные глаза азарта. Эпидемия игро-мании захлестывает пенсионеров и школьников // Труд. -2005.- 16 апр.

4. Зайцев В. В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - № 3. - С. 52-58.

5. Зайцев В. В., Шайдулина А. Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. - СПб., 2003.

6. Клюшкина О. Воля к игре: исследование игроков казино // Логос: философско-литературный журнал. - 2000. -№ 1-6.

7. Либерман Л. М. Анатомия игровой зависимости // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 4/5.

8. Приходько В. Черные дни «Блэк-Джека» // Московский комсомолец в Омске. - 2006. - N° 4.

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ

А. И. Савельев, преподаватель

Омская академия МВД России

Проблеме влияния семьи на становление личности человека посвящено немало исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. При этом обращение к психологическим аспектам микросреды личности позволяет понять и вовремя скорректировать негативные тенденции, влияющие на поведение молодых людей.

Исследуя мотивационные особенности девиантного поведения несовершеннолетних, необходимо отметить, что большинство исследователей склоняются к доминирующей роли семьи в становлении личности человека. Семья, являясь ячейкой общества, вносит существенный вклад в развитие нравственных и духовных ценностей индивидуума. Именно она закладывает основы мировоззрения, которые становятся ориентиром для человека на всю его жизнь. В семье закладываются жизненные установки ребенка. План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям. Первоначальное сценарное программирование начинается в период кормления младенца, и происходит это в виде кратких «записей», которые позже реализуются во взаимодействии с окружающим миром (3, 67). В первые два года его поведение и мысли программируются в основном матерью. Она закладывает основы будущих жизненных позиций: кем быть и каким быть.

Мать чаще всего принимает решения за ребенка - ее желания он впитывает с первого дня своего рождения, отец подключается позже. И если мать не выполняет этой функции, в ребенке формируются либо агрессивная, либо зависимая модель поведения. Более того, материнская депривация (отчуждение) может вызвать у ребенка временный психоз или стать причиной временных психических нарушений.

Таким образом, по мнению ряда исследователей, определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, в зависимости от того, какие качества в возрасте от двух до шести лет заложат родители. В этом возрасте дети склонны прислушиваться к мнению родителей, так как на данный момент не имеют своего четко сформировавшегося собственного мнения.

Судьба любого человека во многом зависит от его развития в дошкольном возрасте, когда он располагает недостаточными познаниями об окружающем его мире и основу мировоззрения составляет все то, что бышо заложено его родителями. При этом поведение ребенка зависит от педагогически правильного подхода к его воспитанию. Нередко микроклимат в семье бышает недостаточно благоприятным для психического и морального развития личности. Семья, разрушаемая конфликтами, перестает вытолнятъ роль центра психологической защиты подростка, места, в котором он находит успокоение и отдых, не может осуществлять функции естественной и основной ячейки общества.

Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и неблагополучия детей. Типичной становится не структурная неполнота, а так назышаемое семейное неблагополучие - недостатки воспитания, обусловленные личностными характеристиками и отношением к воспитательным обязанностям со стороны родителей или заменяющих их лиц.

Определяя семейное неблагополучие как основной фактор, лежащий в основе преступности несовершеннолетних, как правило, учитышают следующие аспекты. Первый касается влияния семьи на ребенка в процессе его развития. В результате семья определяет потребности, интересы, установки и другие важные характеристики личности несовершеннолетнего, которые способствуют или препятствуют ее противоправному поведению. Второй аспект связан с взаимодействием личности и семьи непосредственно в ситуации совершения преступления или сразу после него. Родители, пытаясь помочь своему ребенку, могут участвовать в сокрытии следов преступления, стараться любыми путями избежать ответственности и т. п. либо препятствовать совершению преступления, помогать его разоблачению, занимать осуждающую и непримиримую позицию. При этом она оказывает воздействие на личность как целенаправленно, в процессе воспитания, так и стихийно, всем своим образом жизни (1, 65).

В то же время следует отметить, что ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей может носить как виновный, так и невиновный характер. При этом во втором случае имеются в виду объективные трудности, возникшие без вины родителей, когда последние сами не в состоянии их разрешить. Также необходимо указать, что в последнее время довольно часто родители вовлекают своих несовершеннолетних детей в антиобщественную деятельность, осознавая противоправный характер своих действий.

Нередки случаи, когда родители не желают, но сознательно допускают совершение преступления их сышом или дочерью. Также наблюдается самонадеянность или небрежность родителей в тех случаях, когда они порой не знают, где находятся в позднее время их несовершеннолетние дети. Иногда родители сталкиваются с негативным отношением подростков к себе, их легкомыгсленными суждениями, но не пополняют свои педагогические знания, а воздействуют на детей силовыми методами, с применением оскорбляющих достоинство ребенка средств, пытаясь таким способом поднять свой авторитет.

Определенный интерес представляют сведения, касающиеся родителей несовершеннолетних, совершивших преступления*. Так, 49,0% опрошенных имели мать и отца, 24,0 -мать и отчима, 2,0 - отца и мачеху, 19,0 - одного родителя и 6,0% - опекуна. Анализ материального положения семьи показал, что 88,0% опрошенных несовершеннолетних жили в достатке, а 12,0% их испыпывали нужду. При характеристике обстановки в семье 96,0% респондентов назвали семейные взаимоотношения благоприятными и 4,0% - неблагоприятными. При этом 31,0% опрошенных указали, что отношение к

* Исследование проведено в воспитательной колонии г. Омска в 2005 г., опрошено 97 несовершеннолетних, отбывающих наказание.

ним было излишне требовательным, 63,0 - в целом доброжелательным, 6,0% - безразличным.

При характеристике структуры семьи отмечено следующее: 15,0% опрошенных не имели родных братьев и сестер; 55,0 их воспитывались вдвоем с сестрой, братом; 30,0% респондентов воспитывались в многодетной семье.

Как видно из полученных данных, большее число несовершеннолетних осужденных воспитывались вдвоем с сестрой или братом, при этом почти треть респондентов - в многодетной семье. Анализируя эти сведения, можно предположить, что, как правило, в семьях с одним ребенком объективно более благоприятные условия для воспитания. В частности, уровень дохода на каждого члена семьи в многодетной семье значительно ниже, чем в семье с одним ребенком. При этом следует учитывать, что несовершеннолетние чаще всего совершают преступления из корыстных побуждений, когда в семье недостаточно средств на какие-либо нужды. Но в то же время уровень дохода не всегда является определяющим фактором при совершении преступления. Из практики известно немало случаев, когда преступления совершают несовершеннолетние из достаточно обеспеченных семей. Как правило, это происходит из-за дефицита внимания занятых родителей, которые своевременно не привили своему ребенку необходимые общечеловеческие ценности.

Нередко проблемы в семье вынуждают ребенка совершать необдуманные поступки, одним из которых может являться уход из семьи. Основополагающим мотивом при этом становится нежелание несовершеннолетнего мириться с негативным воздействием на его несформировавшуюся психику.

Необходимо также отметить, что если родители обеспокоены судьбой ребенка, просят помощи в преодолении негативного влияния у иных лиц, пытаются восполнить недостаточный надзор за поведением сына или дочери, избирают эффективные и педагогически грамотные средства воздействия на них, то вероятность преступного поведения подростка в таких случаях несравнима с той, в которой родители небрежно относятся к исполнению своих прямых обязанностей.

Специалисты разных научных направлений предлагают различные (присущие им) подходы к профилактике девиантного поведения. Так, бихевиоризм исходит из поощрения «хорошего» поведения и наказания «плохого». Если ребенок в результате воспитательной работы усвоил систему поощрения и наказания, то постепенно избавляется от «неправильного» поведения. К сожалению, результаты такой работы носят недолговременный характер, поскольку эта модель игнорирует биохимию зависимого и агрессивного поведения (2, 29-33).

В качестве заключения отметим, что проведенный нами анализ дефектов семейного воспитания является лишь составной частью проблемы, которая уже долгое время изучается педагогами, криминологами и другими специалистами. Он помогает решить специфическую задачу, стоящую перед криминологией и психологией, - установить, опираясь на педагогические и психологические данные, какие именно просчеты семьи и факторы семейного неблагополучия влекут не просто плохое поведение несовершеннолетних, но крайнее его проявление - преступление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильина С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. -1998. - № 6.

2. Морозова Е. В. Будущее детей программируется в семье // Социологический вестник. - 2002. - № 20-21.

3. Мясников П. С. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений несовершеннолетних: (региональный аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2002.

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ состояний НА МОТИВАЦИЮ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Е. Р. Чернобродов, ст. научный сотрудник

Дальневосточный юридический институт МВД России,

г. Хабаровск

Социально-экономические преобразования в России в начале XXI в. затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, сложная криминальная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей и подростков.

Проблема противодействия подростковой преступности встала в один ряд с другими вопросами, обеспечивающими государственную безопасность. Поиск путей эффективной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних привел нас к необходимости изучить влияние эмоциональных состояний на мотивацию делинквентного поведения несовершеннолетних.

Делинквентное поведение - это повторяющиеся асоциальные по своей направленности проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовную ответственность из-за их ограниченной общественной опасности или недостижении делинквентом возраста уголовной ответственности. Оно является предкриминальным и уже определяет противоправную направленность.

В проводимых нами в 2004-2006 гг. исследованиях психологических особенностей подростков, совершивших противоправные поступки разной степени общественной опасности, выывлено, что подростки-делинквенты, в отличие от правопослушных сверстников, в большей степени подвержены психологической дезадаптации. Психологическим обследованием быши охвачены несовершеннолетние, совершившие асоциальные, противоправные поступки, в возрасте от 11 до 17 лет.

В опрошенной выборке лица мужского пола составили 65,5%, женского - 34,5%. Психологическая диагностика под-ростков-делинквентов проводилась с учетом, что одни и те же симптомы отклонений могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

При психодиагностическом обследовании двухсот подростков использовались методика Леонгарда - Шмишека, тест Р. Кэттелла (16 РЕ-опросник), диагностика состояния агрессии у подростков (опросник А. Басса - А. Дарки), шкала самооценки (методика Ч. Спилбергера - Д. Ханина), методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива» А. В. Ермолина - Е. П. Ильина, методика «Ценностные ориентации» (адаптированный вариант М. Рокича), мини-мульт (ММРІ), САН-тест.

Всем подросткам-делинквентам присуще проявление акцентуаций характера. В пубертатный период акцентуированные черты характера заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Подростки с явной акцентуацией составляют группу «повышенного риска». Они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам.

Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуации характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения: делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение. Смена на более благоприятную обстановку, как правило, устраняет эти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.