Научная статья на тему '"НЕ ИМЕЯ МОРЯ, МЫ ПРИНЯЛИСЬ ЗА ПОСТРОЙКУ ВОЕННОГО ФЛОТА - ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ МОРЯ". ФОРМИРОВАНИЕ КОРАБЕЛЬНЫХ ЭКИПАЖЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

"НЕ ИМЕЯ МОРЯ, МЫ ПРИНЯЛИСЬ ЗА ПОСТРОЙКУ ВОЕННОГО ФЛОТА - ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ МОРЯ". ФОРМИРОВАНИЕ КОРАБЕЛЬНЫХ ЭКИПАЖЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов Владимир Сергеевич

Становление морского дела в России связано как с древними отечественными, так и с мировыми традициями и опытом. Но если князья-военачальники Древней Руси могли совершать морские походы на многочисленных судах, например против могучей Византии, добиваясь от неё выплаты дани, то со временем наше Отечество оказалось отрезанным от многих морей. Сетуя на эту историческую несправедливость, один из исследователей истории Российского военно-морского флота более 120 лет тому назад отмечал, что, «не имея моря, мы принялись за постройку военного флота - для завоевания моря»1. В предлагаемой читателям публикации не ставится задача всестороннего освещения многовековой истории в области кораблестроения, здесь рассматриваются только некоторые вопросы, относящиеся к формированию экипажей и налаживанию взаимоотношений между членами корабельных команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"НЕ ИМЕЯ МОРЯ, МЫ ПРИНЯЛИСЬ ЗА ПОСТРОЙКУ ВОЕННОГО ФЛОТА - ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ МОРЯ". ФОРМИРОВАНИЕ КОРАБЕЛЬНЫХ ЭКИПАЖЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

округов на ТВД становились лица, политически ангажированные, близкие по взглядам и просто лично знакомые с тогдашними лидерами — А.И.Гучковым и А.Ф.Керенским. Например, во главе Московского военного округа был поставлен подполковник А.В.Грузинов — председатель московской губернской управы, октябрист; Киевского — полковник К.М.Оберучев, социал-революционер, бывший политический ссыльный; Казанского — подполковник А.П.Коровиченко, присяжный поверенный, социалистЗ. Эти люди, как правило, были далеки от строя, многие надели военный мундир впервые за долгие годы.

«Политическим» назначенцем оказался и боевой генерал Л.Г.Корнилов, получивший должность главнокомандующего войсками Петроградского военного округа 2 марта, в день отречения НиколаяП, причём утверждённый последовательно и царём, и Временным комитетом Государственной думы. Популярность Корнилова в солдатской среде, по мысли думских политиков, должна была конвертироваться в успокоение Петроградского гарнизона.

Однако в целом фигура командующего войсками округа, как и любого другого военачальника, после Февральской революции быстро становилась номинальной (исключение поначалу составлял, пожалуй, лишь пост главнокомандующего войсками Петроградского военного округа). Командующим так и не удалось взять революционное движение в войсках под свой контроль. Их реакция на происходившие в них события и процессы, как правило, запаздывала.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ

1 Корин С.А. Офицерский корпус русской армии в период революционных событий февраля—октября 1917 года // Февральская революция: путь к демократической России: Сб. статей. Ставрополь, 2007. С. 107.

2 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1915. Оп. 1. Д. 58. Л. 9.

3 Керсновский А.А. История русской армии. Т. 4. М., 1994. С.268; Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991. С. 102.

Данилов Владимир Сергеевич —

кандидат технических наук, капитан 1 ранга в отставке (Санкт-Петербург)

«не имея моря, мы принялись за постройку военного флота — для завоевания моря»

Формирование корабельных экипажей российского флота в XVIII —

начале XX века

Становление морского дела в России связано как с древними отечественными, так и мировыми традициями и опытом. Но если князья-военачальники Древней Руси могли совершать морские походы на многочисленных судах, например, против могучей Византии, добиваясь от нее выплаты дани, то со временем наше Отечество оказалось отрезанным от многих морей. Сетуя на эту историческую несправедливость, один из исследователей истории российского военно-морского флота более 120 лет тому назад отмечал, что «не имея моря, мы принялись за постройку военного флота — для завоевания моря»1.

В предлагаемой читателям публикации не ставится задача всестороннего освещения многовековой истории в области кораблестроения, здесь рассматриваются только некоторые вопросы, относящиеся к формированию экипажей и налаживанию взаимоотношений между членами корабельных команд.

Состав команд на военных судах европейских государств, их взаимоотношения и обязанности к началу XVIII века предопределили в известной степени более совершенное устройство судов и изменения в тактике их действий. В свою очередь сложившаяся европейская практика в этой области во многом нашла своё отражение в возрождавшемся российском флоте, существенно повлияв на уклад корабельной жизни. Словом, с появлением регулярных военных флотов коренным образом изменился и характер корабельных команд, сформированных только из военных моряков.

Состав экипажей российских парусных судов определился не сразу. Окончательно и чётко он установился с одновременной формулировкой персональных должностных обязанностей2. К примеру, экипаж 76-пушечного трёхпалубного корабля по штату 1718года состоял из 550 человекЗ.

Как и в европейских флотах, в рамках давней традиции, полновластным начальником на российском военном судне был его капитан, который, как гласил Устав морской, «имеет почтен быть на своем корабле яко губернатор или комендант крепости». Назначался он по-прежнему чаще всего из дворян, разве что, впрочем, как и другие офицеры на корабле, более образованных, чем раньше. Дворянский сын — недоросль, как тогда называли, для получения офицерского чина должен был окончить Навигацкую школу, позже — Морскую академию, а ещё поплавать на кораблях в звании гардемарина. Срок такого становления вплоть до царствования ЕкатериныП определялся, судя по разным свидетельствам, в 7лет. Некоторые избирали, что не воспрещалось, иной путь в офицерство — учёбу за границей и службу волонтёром на иностранных судах. Поэтому капитан петровской поры, а тем более последующих времён, умел управлять кораблём, парусами, не полагаясь целиком на шкипера и штурмана.

Вторым лицом на корабле считался капитан-лейтенант. Являясь заместителем капитана, он обязан был уметь исполнять все его функции, если того по какой-либо причине придётся срочно замещать. Во время боя капитан-лейтенант находился в нижнем деке (палубе) корабля у больших пушек.

Третьи лица — лейтенанты. На каждом корабле их, как правило, было три, по числу вахт, т.е. они представляли из себя вахтенных офицеров, в обязанность которых входило: нести вахту; управлять кораблём, не меняя его курса без ведома капитана; осуществлять контроль за несением вахт другими членами экипажа; вести вахтенный журнал. И, наконец, четвёртые лица — унтер-лейтенанты (на каждом корабле тоже три), являвшиеся помощниками своим лейтенантам и их заместителями.

В состав экипажей помимо названных членов входили офицеры артиллерии, или констапели. На большом корабле (до 80 пушек) — это лейтенант артиллерии, на другом (до 76 пушек) — унтер-лейтенант артиллерии, на еще меньшем — просто констапель*. У всех них обязанности были примерно одинаковы: принимать оружие и организовывать уход за ним, следить за наличием и хранением боеприпасов и различного артиллерийского имущества, распределять людей по пушкам, держать орудия в готовности к бою. Когда констапель получал приказ на изготовку к баталии, он должен был в первую очередь поставить среди каждых двух пушек кадку с водой, у которой на краях должны быть вырезаны щербины для закрепления зажженных фитилей (огнём над водой)**.

К офицерам также относились секретарь, комиссар, лекарь, мичман, поп***, шхипер первого и второго ранга, констапель первого ранга.

Корабельный секретарь**** следил за всей хозяйственной деятельностью на корабле и головой отвечал за растрату казённых денег и потерю имущества. Он осуществлял контроль за приёмом из магазинов (складов) имущества и продовольствия, расходом боеприпасов, вёл табельный учёт людей, продовольствия, обязательно присутствуя при раздаче пищи, имущества шкиперскому, штурманскому, констапельскому, комиссарскому составу. Кроме того, он вычитал из персональных денежных выплат наложенные штрафы; по завершении кампании должен был дать полный отчёт по всем вопросам своей компетенции.<... >

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ

1 В.Е. Русский флот и его управление в царствование Императрицы Анны Иоанновны. Исторические наброски // Морской сборник (СПб). 1882. № 8. С. 84.

2 Книга Устав морской. СПб, 1720. Кн. 3. С. 32.

3 Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. СПб.: Тип. Демакова, 1875. Ч. I. С. 62.

* Сперва констапели считались нижними чинами, а с 1727 г. им были даны офицерские права.

** Это правило обеспечивало защиту от возможного пожара на батарейной палубе.

*** Так в петровском Уставе морском значился корабельный священник.

**** Ранее на европейских судах он назывался клерком, т.е. лицом, которое должно было блюсти интересы казны. Однако на российских кораблях роль его существенно повысилась.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ШАРЫЙ Валерий Иванович —

заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин Международной академии бизнеса и управления, полковник в отставке, кандидат исторических наук, доцент (Москва)

ПОМОЩЬ СССР В СОЗДАНИИ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ МОЗАМБИК. 1964—1991 гг.

Формирование регулярной армии в Народной Республике Мозамбик (НРМ) началось сразу же после завоевания ею независимости, несмотря на то, что в стране практически не было соответствующей современному уровню развития военно-промышленной базы, отсутствовали необходимые финансовые и экономические ресурсы.

Ядро будущей кадровой армии начало складываться ещё в период борьбы против португальского колониального господства. В то время, как известно, вооружённые силы были представлены партизанской народной армией, формировавшейся с 1964года. В находившемся на территории Танзании центре военно-политической подготовки Конгва были обучены первые бойцы, осуществившие 25сентября 1964года вооружённое нападение на гарнизон колониальных войск.

Социальный состав партизанской армии оказался разнообразным: крестьянство, городская беднота, мелкобуржуазная интеллигенция. Для них участие в боях стало серьёзной школой революционного воспитания. Особую роль при этом сыграл созданный в 1965году центр военно-политической подготовки мозамбикских патриотов в Начингвеа.

На первом этапе вооружённой борьбы (до 1972г.) мозамбикские патриоты видели свою главную задачу в приобретении боевого опыта и накоплении запасов оружия и снаряжения1. Они использовали такие методы партизанской борьбы, как действия небольших групп, осуществлявших нападения на португальские посты с целью захвата оружия и боеприпасов, и совершение диверсионных актов, приводивших к нестабильности в различных провинциях страны.

В 1972 году началось формирование регулярной народно-освободительной армии. В то же время в рамках Единого фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) активные боевые действия вели небольшие партизанские группы.

Кроме того, по мере освобождения районов страны и утверждения там народной власти, возникала необходимость их вооружённой защиты. В связи с этим на основании решения Vпленума ЦК партии ФРЕЛИМО на этой территории создавались отряды местной самообороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.