Научная статья на тему 'ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА БАЛТИЙСКИМИ ВОЕННЫМИ МОРЯКАМИ СВЕАБОРГСКОЙ КРЕПОСТИ'

ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА БАЛТИЙСКИМИ ВОЕННЫМИ МОРЯКАМИ СВЕАБОРГСКОЙ КРЕПОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кикнадзе В. Г.

Одной из славных страниц военной истории нашего Отечества является героическая оборона Балтийским флотом Свеаборгской морской крепости, прикрывавшей подход к Гельсингфорсу (ныне - Хельсинки), от англо-французского союзного флота в ходе Крымской войны 1853- 1856 гг. При обороне крепости впервые в истории военно-морского искусства русские парусные корабли вели бой на заранее подготовленной минно-артиллерийской позиции, что позволило им успешно отразить атаку во много раз превосходившего по силе англофранцузского парового флота. Автору статьи вместе с курсантами Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова удалось на учебном корабле «Смольный» в канун знаменательной даты побывать в местах героических подвигов русского флота - в районе группы островов Суоменлинна1 (Свеаборг) в столице Финляндии (ныне музей-крепость, памятник архитектуры XVIII в.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА БАЛТИЙСКИМИ ВОЕННЫМИ МОРЯКАМИ СВЕАБОРГСКОЙ КРЕПОСТИ»

в _

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

ж

ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА

БАЛТИЙСКИМИ ВОЕННЫМИ МОРЯКАМИ СВЕАБОРГСКОЙ КРЕПОСТИ

Первое успешное ведение морского боя на заранее подготовленной минно-артиллерийской позиции

Одной из славных страниц военной истории нашего Отечества является героическая оборона Балтийским флотом Свеаборгской морской крепости, прикрывавшей подход к Гельсингфорсу (ныне — Хельсинки), от англо-французского союзного флота в ходе Крымской войны 1853— 1856 гг. При обороне крепости впервые в истории военно-морского искусства русские парусные корабли вели бой на заранее подготовленной минно-артиллерийской позиции, что позволило им успешно отразить атаку во много раз превосходившего по силе англофранцузского парового флота. Автору статьи вместе с курсантами Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова удалось на учебном корабле «Смольный» в канун знаменательной даты побывать в местах героических подвигов русского флота — в районе группы островов Суоменлинна1 (Свеаборг) в столице Финляндии (ныне музей-крепость, памятник архитектуры XVIII в.).

К 150-летию окончания Крымской войны 1853-1856 гг.

ОРАЖЕНИЕ России в Крымской войне 18531856 гг. показало политическую, экономическую и военную слабость империи середины XIX века. Однако, несмотря на поражение, уже в ходе войны вооружение и тактика действий русской армии и флота получили значительное развитие: появились новые боевые порядки, впервые широкое применение получили нарезное оружие и морские мины, зародились формы позиционной борьбы, изменилось управление огнем, подтвердилась необходимость взаимодействия армии и флота и т.д. Кроме того, война выявила возросшее значение морального фактора. При подавляющем техническом превосходстве англо-французской армии и флота русские вооруженные силы благодаря глубокому патриотизму, стойкости и мужеству сол-

Схема островов Суомен-линна

Иллюстрация к статье о бомбардировке Свеа-борга

в иностранной прессе 1855 г.

См.: WeaverF. Secrets of Suomenlinna // Six Degrees. 2005. № 5. P. 14, 15.

дат и матросов, офицеров, генералов и адмиралов имели неоспоримое моральное преимущество перед противником. Безусловно, данные обстоятельства требуют более внимательного отношения при изучении военно-исторического наследия Крымской войны и заслуживают в наши дни обращения к ее опыту.

Принято считать, что боевые действия на Балтийском море не оказали значительного влияния на общий ход Крымской войны. На наш взгляд, данная точка зрения недостаточно обоснованна. Присутствие на Балтике крупных сил флота союзников вынуждало Россию держать для обороны побережья и особенно столицы значительное число сухопутных войск и не давало возможности использовать их на главном театре военных действий (ТВД) в Крыму. Причем паровой флот противника, имевший к тому же дальнобойную артиллерию, мог сравнительно свободно выбирать нужную ему позицию и буквально расстреливать парусные русские суда, маневр которых всецело зависел от

' В.Г. КИКНАДЗЕ. Героическая оборона балтийскими военными моряками...

В

К

направления и силы ветра. В этих обстоятельствах лишь военное искусство командиров, высокий уровень подготовки и храбрость русских моряков могли спасти их от неминуемой гибели, что подтвердила успешная оборона флотом морской крепости Свеаборг. Следовательно, успешность боевых действий на Балтийском море позволяла высвободить часть войск, сосредоточив их на главном ТВД, и положительно повлиять на кампанию в Крыму.

Внимания военных историков, на наш взгляд, заслуживает и памятник военной архитектуры XVIII века — группа финских островов Суоменлин-на, на которых располагалась русская морская крепость Свеаборг Строительство крепости началось после поражения Швеции в войне с Россией 1740—1743 гг., когда новая граница прошла всего в 150 км от современного Хельсинки, и все восточные укрепления оказались на русской территории. Кроме того, Россия создала в Финском заливе мощную морскую крепость-базу — Кронштадт. Контроль шведов над Балтикой был потерян: Россия «прорубила окно в Европу, щепки полетели в Стокгольм», вызывая понятное беспокойство. Финляндия и,

что скрывать, сама Швеция нуждались в надежной обороне. Размах стройки, затянувшейся на сорок лет, был нешуточным — ничего подобного ни в Швеции, ни тем более в Финляндии не сооружали. Крепость денно и нощно строили несколько тысяч человек: рекрутов, крестьян и заключенных.

Главным архитектором и первым начальником гарнизона крепости был швед А. Эренсвард, могила которого благодаря русским и финнам сохранена до наших дней, благоустроена для посещения. В период строительства крепости в ней проживали около 4500 человек, что в три раза превышало население Хельсинки. Даже в 1806 году, когда строительство основных объектов крепости было давно завершено, численность населения Свеаборга по-прежнему превосходила численность населения Хельсинки, составлявшего около 4200 человек. Поэтому Свеаборг длительный период по отношению к Хельсинки во многих отношениях был большим, чем просто крепость2.

В 1808 году в ходе войны России со Швецией 1808— 1809 гг. крепость была сдана русским, причем без потерь с обеих сторон в условиях мно-

Схема обороны Свеаборга 28—30 июля 1855 г.

гократного преимущества шведского гарнизона: шведы значительно превосходили русских в численности войск и артиллерии (734 орудия против 59). Среди основных причин местные историки отмечают неготовность крепости к обороне с моря, да и вообще к каким-либо боевым действиям. По мнению шведских и финских историков, шведы исходили из предположения, что русские вряд ли нападут на крепость, а потому строили ее более для «отдыха, закрытого от посторонних взглядов», чем для ведения боевых действий. Кроме того, историки ссылаются на исключительно холодную зиму 1808 года, из-за чего гарнизон Свеабор-га был ограничен в возможности пополнения боевых запасов и продовольствия. В свою очередь, взятие крепости в дальнейшем позволило организовать под командованием генералов П.И. Багратиона и М.И. Барклая-де-Толли беспримерный по храбрости переход русских войск по льду Ботнического залива и встать у стен Стокгольма. Результатом столь внезапного появления русской армии в глубине Швеции стало заключение перемирия, а вскоре и мирного договора, по которому Швеция признавала Финляндию российским владением.

Наибольшую известность крепость получила в 1855 году, когда во время Крымской войны 1853—1856 гг. корабли Балтийского флота и русский гарнизон были подвергнуты трехдневной бомбардировке кораблями англо-французской эскадры.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

Ф.Ф. Берг

Я.А. Шихманов

А.П.Алексеев

В ходе войны командованием Балтийского флота большое внимание уделялось обороне Свеаборгской крепости, прикрывавшей подходы к Гельсингфорсу (ныне — Хельсинки). В этом районе были выставлены несколько заграждений из 994 морских мин. Их прикрывали береговые батареи, установленные на островах, и корабли. Минные заграждения были также выставлены у Ревеля и Усть-Двин-ска.

Потерпев неудачу под Кронштадтом, неприятельский флот в конце июня 1855 года отошел на запад и стал готовиться к нападению на Свеаборг. Замысел союзного командования заключался в том, чтобы, используя дальнобойную артиллерию, подавить с дальних дистанций огонь русской береговой и корабельной артиллерии, а затем высадить морской десант и захватить крепость.

Готовясь к отражению нападения на Свеаборг, русское командование усилило минные заграждения, дополнительно установило на островах несколько береговых батарей. В наиболее глубоководных проливах, ведущих на рейд, были развернуты линейные корабли «Россия» (120 орудий), «Иезекииль» (70 орудий), фрегат «Цесаревич» и бригада гребных канонерских лодок. Чтобы противник не мог пройти к Свеаборгу, в других проливах были затоплены старые корпуса судов — блокшивы. Для обороны крепости и Гельсингфорса были сосре-

Могила архитектора и первого начальника гарнизона крепости А. Эренсварда

Конец XVIII в.

Фото автора, июнь 2005 г.

доточены 502 полевых орудия, для прикрытия проливов — 300 корабельных орудий.

Для захвата крепости союзники выделили 10 линейных кораблей, 9 фрегатов и корветов, 7 вооруженных колесных пароходов, 25 канонерских лодок и 21 бомбардирское судно. Громадная эскадра обладала мощной артиллерией (более 1000 орудий). Англофранцузское командование, опасаясь подрыва кораблей на минах, предпочло огонь по Свеаборгу вести с дальних дистанций3.

Утром 28 июля (9 августа) корабли противника находились в намеченной диспозиции: ближе к внешней линии свеаборгских укреплений держались на ходу бомбардирские суда и канонерские лодки, за ними стояли на якоре линейные корабли и фрегаты.

Бой начался в 7 ч 30 мин. Первыми огонь по крепости и береговым батареям, установленным на островах, открыли канонерские лодки и бомбардирские суда, вооруженные мощными дальнобойными орудиями. Обстрел продолжался двое суток. Противник выпустил по крепости, береговым батареям и русским кораблям более 20 тыс. снарядов различных калибров, но из-за большой дальности

стрельба была малоэффективна. Неоднократные попытки высадить десант на о. Дру-ме были сорваны огнем батарей крепости4.

Все защитники Свеаборга действовали храбро и умело. Наиболее доблестно сражался экипаж линейного корабля «Россия» под командованием капитана 1 ранга В.К. Поклон-ского. Семнадцать часов он находился под непрерывным огнем, защищая главный вход на рейд в проливе Густав-сверд, получил более 40 попаданий, три подводные пробоины, но в пролив противника не допустил. Когда неприятельский снаряд с горящим запалом попал на батарейную палубу, матрос Иван Антонов, рискуя жизнью, бросился к нему и выбросил за борт. На корабле трижды возникал пожар, и все три раза матросы тушили его под ожесточенным огнем противника, не прекращая стрельбы. Одна из бомб пробила палубу корабля «Россия» и застряла в районе крюйт-камеры, но подпоручик Ф.С. Попов с группой матросов бросился в трюм и предотвратил взрыв пороха.

В критических ситуациях личный состав крепости также не терял присутствия духа, действовал исключительно самоотверженно. Так, около 10 утра на острове Густав-сверд загорелась деревянная труба, служившая для вентиляции порохового погреба. Воды поблизости не оказалось, тогда солдат набросил на трубу свою шинель. Его примеру последовали другие артиллеристы, и взрыв погреба, а вместе с ним и укрепления, удалось предотвратить.

Не добившись успеха в течение 45 часов непрерывной бомбардировки крепости, неприятель 30 июля (11 августа) прекратил атаки. Склады и де-

' В.Г. КИКНАДЗЕ. Героическая оборона балтийскими военными моряками...

В

К

ревянные постройки были сожжены, но укрепления и батареи получили лишь незначительные повреждения. Людские потери защитников крепости составили около 70 человек убитыми и до 250 ранеными5.

Англо-французский флот простоял у Свеаборга еще двое суток и ушел в море. После продолжительной стрельбы множество корабельных мортир и бомбард противника вышли из строя, боеприпасы были на исходе. Официально английское и французское адмиралтейства сообщили, что эскадра задачу выполнила: «в Свеаборге разрушили все, что нужно было разрушить». Впрочем, это сообщение не обмануло ни Париж, ни Лондон. Газеты, восторженно встретившие весть о бомбардировке Свеаборга, позднее так резюмировали итоги бесславного похода союзной эскадры на Балтику: «Великолепный и огромный флот... высланный при всеобщих восторгах, вернулся с весьма сомнительным триумфом... Свеаборгские укрепления остались нетронутыми, а русские военные суда не унич-тожены»6.

Защитники Свеаборга под командованием генерал-лейтенанта А.Ф. Сорокина умело использовали минные заграждения. В ходе обороны крепости впервые в истории военно-морского искусства русские парусные корабли и береговая артиллерия вели бой на заранее подготовленной минно-артиллерийской пози-

Часть построенной шведами 6-километровой стены крепости с Королевскими воротами

Вторая половина XVIII в.

Фото автора, июнь 2005 г.

ции, что позволило успешно отразить атаку во много раз превосходившего по силе англо-французского парового флота.

В дальнейшем в ходе Крымской войны неприятель больше не предпринимал на Балтийском море крупных боевых действий, а ограничивался лишь крейсерством отдельных кораблей и небольших отрядов в Финском и Ботническом заливах. В конце ноября 1855 года англо-французский флот покинул Балтийское море.

Таким образом, покидая Балтику, союзники не достигли поставленных целей. Дипломатически эта кампания в ходе войны оказалась для них столь же малоэффективной, как и предыдущая, так как шведский король Оскар по-прежнему не желал примыкать к союзникам и объявлять России войну. Корабли флота союзников, на дальний поход которого к берегам России были потрачены огромные средства (в пересчете около 1,5 млн.

Батарейная палуба линейного корабля середины XIX в.

Художник С. ПЕН, 2000 г.

золотых рублей), возвращались в свои гавани, не выполнив боевых задач. Огромную роль в этом сыграли оперативно и тактически грамотные решения командования Балтийского флота и Свеаборг-ской крепости, высокий уровень подготовки, умелые и храбрые действия русских моряков.

В фондах Российского государственного военно-исторического архива сохранились «Портреты лиц, отличившихся заслугами в событиях 1853, 1854, 1855, 1856 гг.», среди которых — отличившихся во время бомбардировки Свеа-борга: графа Ф.Ф. Берга — генерал-адъютанта, генерала от инфантерии, финляндского генерал-губернатора, командующего войсками в Финляндии; Я. А. Шихманова — вице-адмирала, начальника 3-й флотской дивизии, заведовавшего с мая 1855 года морской частью в Финляндии; А.П. Алексеева — генерал-майора, помощника коменданта крепости.

После Крымской войны в 1860—1880 гг. в крепости проводились реставрационные работы, Свеаборг укрепили новой линией обороны с современными 9- и 11-дюймовыми орудиями. Крепость и окружающие ее острова стали частью «Морских укреплений Петра Великого», призванных служить охране Санкт-Петер-

120-пушечный корабль «Россия»

Художник С. ПЕН, 2000 г.

бурга. Летом 1906 года отголоском первой революции в России над батареями гарнизона поднялся красный флаг. Началось Свеаборгское восстание. Мятежные артиллеристы захватили все пулеметы, но через три дня в перестрелке снаряд угодил в пороховой склад с 57 тоннами пороха, после чего корабли военной эскадры взяли «форт-фейерверк» без особых усилий.

В 1918 году после обретения Финляндией независимости крепость стала финской и, исходя из государственной принадлежности, была переименована в Суоменлинну - «финскую крепость». Первоначально на острове располагался лагерь для заключенных из числа «красных финнов», проигравших гражданскую войну в Финляндии. Более чем для 10 тыс. финнов остров в 1917—1918 гг. стал братской могилой. В дальнейшем он стал военным объектом, здесь до 1975 года располагалась база ВМС Финляндии.

В годы Второй мировой войны в Суоменлинне базировались пять средних подводных лодок, одна из которых — «Ве-сикко». Финское правительство купило ее у Германии в конце 1930-х годов. Во время

войны эта лодка торпедировала советское торговое судно. После окончания войны Финляндии было запрещено иметь подлодки, и все субмарины флотилии были распроданы, кроме «Весикко», которую передали военному музею. Сохранились на острове и орудия береговой артиллерии, изготовленные в Перми и установленные в крепости накануне Крымской войны.

Есть на острове и печальное место — обелиск всем погибшим здесь. Он был установлен в 1937 году после аварии на военном заводе, унесшем жизни десятков жителей острова. На обелиске лаконичная надпись — «Павшим. 1808, 1855, 1906, 1917/1918, 1937». Это годы значительных потерь среди гарнизона крепости и населения островов, причем как шведского, так русского и финского.

Основное количество укреплений бывшей крепости и Королевские ворота находятся на острове Кустаанмиекка (Королевский меч). Именно здесь в 1918 году над главным фортом в присутствии президента Свинхуфвуда впервые поднялся финский флаг7. В гулких казармах на острове Пикку-Мустасаари (Малый

Кортик морской офицерский образца 1853 года с надписью: «За храбрость» (золотое оружие). Правая голомень клинка имеет подпись: «За Гельсингфорс и Свеаборг 6—11 августа 1855 г.». Принадлежал командиру 24-го флотского экипажа и корабля «Иезекииль» капитану 1 ранга Бровцыну 2-му

Черный остров) расположена Военно-морская академия Финляндии.

С 1991 года Суоменлинна внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время на островах ведутся реставрационные работы, первый этап которых планируется завершить к 2020 году. При этом необходимо отметить, что большую часть сохранившихся строений составляют объекты, построенные в русский период (1808—1918 гг.), а от крепости шведского периода остались лишь стены, однако довольно значительной протяженности — около 6 км8. В память о бомбардировке крепости в ходе Крымской войны 1853—1856 гг. ежегодно в августе финны устраивают на островах соревнования по фейерверкам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Суоменлинна в переводе с финского — «финская крепость». Такое название крепость Свеаборг (в переводе со шведского — «шведская крепость») получила в 1918 г., после того, как Финляндия обрела независимость.

2 Weaver F.Secrets of Suomenlinna // Six Degrees. 2005. № 5. P. 14, 15.

3 Koenig W. Epic Sea battles / Edited by S.L. Mayer. China: OPG, 2004. P. 84, 85.

4 Золотарев В.А., Саксонов А.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. Жуковский; М.: Кучково поле, 2002. С. 363, 364.

5 Кошелев С. Балтийский флот в Крымской войне (1854—1855) // Очерки из истории Балтийского флота. Калининград: Янтарный сказ, 1997. С. 102, 103.

6 Sainsbury A.B. The Royal Navy day by day. Shepperton, England: Lan Allan Ltd, 1992. P. 123.

7 Лаурила А. Хельсинки и его жители // Хельсинки. Хельсинки: Тип. Ф.Г. Леннберг, 1988. С. 20, 21.

8 Weaver F. Op. cit. P. 15, 16.

Капитан 3 ранга В.Г. КИКНАДЗЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.