Научная статья на тему '«Не хочешь, но будешь коммунистом…»: к истории участия русских эмигрантов в международных конфликтах 1930-х годов'

«Не хочешь, но будешь коммунистом…»: к истории участия русских эмигрантов в международных конфликтах 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилова Ольга Александровна

Публикация источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the Russian emigrants in the international conflicts of 1930s

Publication of the sources.

Текст научной работы на тему ««Не хочешь, но будешь коммунистом…»: к истории участия русских эмигрантов в международных конфликтах 1930-х годов»

«НЕ ХОЧЕШЬ, НО БУДЕШЬ КОММУНИСТОМ...»:

К ИСТОРИИ УЧАСТИЯ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТАХ 1930-Х ГОДОВ

Российские военные, оказавшиеся в эмиграции по завершении гражданской войны, под влиянием своих предводителей весь межвоенный период жили мечтой о так называемом «весеннем походе», результатом которого должно было стать свержение власти большевиков. Именно поэтому в границах Русского Зарубежья активно действовали воинские союзы, создавалась стройная система военного обучения, изучался опыт военных столкновений в современных условиях, велось пристальное наблюдение за реформированием Красной Армии. Кроме того, некоторая часть эмигрантов, распропагандированная в соответствующем ключе военными и политическими лидерами, стремилась принять участие в международных конфликтах, опосредованно выступая таким образом против Советского Союза. Самый известный пример — это война в Испании. Но с 1920-х годов не прекращали свою активность и дальневосточные противники СССР. Такие важные международные события, как оккупация Японией Маньчжурии в начале 1932 г. и создание марионеточного государства, вызвали в их среде неподдельный энтузиазм. Лидеры — Г. М. Семенов и Д. Л. Хорват — выразили поддержку и одобрение действиям японского правительства, а М.К. Дитерихс опубликовал призыв к русской эмиграции в Европе оказать ему всевозможную помощь в подготовке решающей войны с советской властью1. В Германии, Чехословакии, Финляндии и Прибалтийских государствах начался сбор пожертвований и даже отправка отдельных добровольцев на Дальний Восток.

Публикуемые ниже документы представляют собой агентурные донесения о настроениях русских эмигрантов в Эстонии, фиксируемых в Таллине в феврале-апреле 1932 г., в связи с объявленной вербовкой добро-

вольцев для отправки в Маньчжурию. Эстония в начале 20-х годов ХХ в. стала важным эмигрантским центром. Русские в Эстонской республике являлись самой крупной «меньшинственной» группой населения. По переписи 1922 г. их число достигало 91 100 чел., что составляло 8,2 % от всего населения Эстонии2. Из них 18 100 чел. не имели эстонского гражданства и являлись эмигрантами. Среди городов по числу русского населения первое место занимал Таллин.

Материалы извлечены из фондов бывшего архивохранилища КГБ ЭССР, ныне - филиал Государственного архива Эстонии (Eesti Riigiarhi-М, Filiaal). Все данные получены по агентурной линии от источника, проходившего под № Л/17.

Орфография источника сохранена, пунктуация исправлена в соответствии с современными правилами.

№ 1

О вербовке добровольцев для Маньчжурии

26/2

По словам записавшихся добровольцами для отъезда в Маньчжурию Ревельских эмигрантов Исакова Сергея, бывшего поручика, и Иванова Филиппа Ивановича, тоже бывшего поручика, делом вербовки добровольцев в Ревеле руководит местный эмигрантский комитет во главе с председателем его Самсоньевским С., бывшим архитектором. Предложение о вербовке получено было от эмигрантского комитета из Парижа. Условия, предлагаемые Парижем, заключались в том, что каждому вербуемому предлагалось выдавать по 200 крон (50 ам. долл.), местный эмигрантский комитет якобы с этим не согласился и выдвинул требование в 300 крон, которое Парижем и было санкционировано.

По словам этих Иванова и Исакова в Ревеле уже завербовано на 18 февраля 46 человек, а из Чехословакии уже в Маньчжурию уехало 12 тысяч добровольцев.

Из завербованных в Ревеле, они еще называют бывшего ст. унтер-офицера Камского.

Завербованные уже будто бы получили предварительно по 100 крон и, если судить по поведению Иванова и Исакова, то они деньги имеют.

Все завербованные проживают на своих старых местах и время отправки неизвестно, очевидно, ждут большей партии.

По словам Самсоньевского, к ним в комитет приходят с предложением услуг и эстонские граждане, но комитет еще не решил, принимать их или нет, и пока воздерживается.

Известно, что из белых еще хочет записаться Кукс Михаил, бывший офицер, проживающий в Коппеле3 (пригород Ревеля, место большого скопища живущих эмигрантов). Кукс живет: № 133, кв. 7.

Примечание: давший эти сведения источник будет направлен к Сам-соньевскому с предложением своих услуг.

Как известно, председателем Эмигрантского комитета в Эстонии являлся профессор Рогожников В. А., и Самсоньевский является одним из работников комитета. В связи с тем, что Рогожников 17 февраля с/г умер, Эмигрантский комитет до 25 февраля закрыт, объявлен траур. 21 (февраля. — О. Г.) Рогожникову в Нарве были устроены торжественные похороны. Кто будет председателем комитета вместо него, данных нет.

По словам сотрудника Эстонской газеты Серго, работающего в газете ВабаМаа («Свободная страна» — орган партии трудовиков), вербовка белых в Эстонии идет усиленным темпом, завербовано в общем до 200 человек. Вербовка идет как в Ревеле, так и особенно активно в районах: Юрьев, Нарва, Печера и др. местах.

В основном вербовкой руководят генералы: Байов4 и Васильковский5 и барон Энгельгардт6.

Энгельгардт с этими же целями 1 марта уехал в Ригу.

Завербованные получили деньги и теперь пьянствуют. Они поговаривают о том, что перед отъездом необходимо выкинуть какой-либо «номер», т.е. иначе говоря проявить себя в отношении Советского Полпредства в Эстонии. В чем будет состоять этот «номер», неизвестно, но эксцессы возможны.

По словам Серьго (так в тексте. — О. Г.) Эстонские власти знают об этих вербовках, знают о том, что белые собираются что-либо натворить и поэтому зорко следят за ними.

№ 2

О настроениях среди белых

24/Ш-32 г.

По словам члена эмигрантского комитета в Ревеле Самсоньевского, на вопрос, можно ли записаться в добровольцы в Маньчжурию он сказал, пока добровольцев не надо, но весной, очевидно, все пойдем. На возражение, что вербовку не стоит скрывать,так как известно, с кем были заключены контракты, Самсоньевский ответил, что просто были только записаны желающие, а вообще «Ждите весны».

По словам Красоткина (офицера, бывшего поручика, работающего и живущего на ситцевой фабрике), генерал Лайдонер7 (ездивший на конференцию по разоружению) привез из Женевы от Лиги Наций приказ: «К весне всех эмигрантов уволить с работы в Эстонии и зарегистрировать на бирже».

Другой эмигрант Леонтьев говорил, что коммерческий директор ситцевой фабрики просил его подыскать конюха так как имея ввиду, что он как эмигрант должен к весне уехать. Леонтьев возмущался, говоря «Не хочешь, но будешь коммунистом, так как все же хотя не хорошо, но многие устроились, а тут придется бросать семью и ехать».

Эмигрант Шибалов Василий Васильевич (окончивший командные курсы в Новгороде, был командиром роты, бежал из Кронштадта, был членом партии, имеет при себе партбилет № 831), в разговоре с ним он очень жалел, что ушел из РККА.

Эмигрант Демидов говорит, что его знакомый секретарь Госсобрания Мадиссик передавал, что весной всех эмигрантов отправят из Эстонии.

ЕЕАЕ Ф. 138 8М. Оп. 1. Д. 39. Л. 4. — Машинопись. Регистрационный номер вписан от руки.

№ 3

О вербовке белых в Эстонии

8/Ш-32 г.

5 марта в квартире у эмигранта Кукса, записавшегося в добровольцы в Маньчжурию, случайно сошлись эмигранты Камский и Семенов Петр Семенович (ранее служил якобы палачом у Балаховича, теперь без квартиры и бродяжничает).

Они там обсуждали вопрос о поездке на Д. В.(Дальний Восток. — О. Г.) Кукс смеялся над ними, указывая, что вот он записался добровольцем как специалист, а они «несчастная пехота». Семенов говорил, что ему для записи в добровольцы велели прийти в эмигрантский комитет 14 марта.

Об отправке завербованных из Ревеля ничего не известно.

В другой раз Кукс на советы жены выписаться из добровольцев, заявил: выписаться я всегда успею, а вот я еще получу с них деньги и потом выпишусь.

Некий эмигрант Леонтьев говорил, что он был в эмигрантском комитете и лично говорил с приехавшими вербовщиками, якобы из Германии. Эти вербовщики заявили, что они действуют по поручению Японского правительства.

Леонтьев по возрасту уже довольно пожилой, живет он в Коппеле. Других данных о нем нет.

У директора ситцевой фабрики в Ревеле, эмигранта Хохлова, служит там кучером эмигрант Иванов Павел. По его словам, он якобы слышал разговор своего хозяина Хохлова с администратором фабрики Вахманом.

Об этих вербовках Хохлов говорит, что нужно помогать этому делу. В какой форме должна быть помощь, не установлено.

13/Ш-32 г.

По словам Германского Консула, круги белой эмиграции здесь усиленно первое время готовились и, как будто бы, несколько человек уехало по направлению к Японии. Теперь это несколько охладилось, ибо боятся, что в случае войны СССР с Японией, они пригодятся и Эстонскому правительству, а посему лучше нужно прозондировать почву здесь у Эстонцев. Он не знает, какие дальнейшие шаги белые мыслят предпринять, но факт тот, теперь они стали тише, а то одно время, как ему передал его секретарь, белые эмигранты хотели продемонстрировать мимо здания русского Посольства и кое-что сделать.

№ 4

О вербовке эмигрантов в Китай

14/Ш-32 г.

По словам эмигранта Струмкина Алексея (ему теперь 40 лет, проживает он на Цементном заводе около Вшивого рынка), добровольцев берут только в технические части, ехать пока не хочет. Говорит, что действительно запись была, и ранее указанные лица записались, но до сего времени никто не отправлен.

Струмкин является свояком эмигранта Кукса. Кем он служил и где, не выяснено.

Среди эмигрантов есть слухи, что если кто записался и получил аванс откажется ехать, то тому будет запрещено проживать в Прибалтике.

Есть слухи, что производит вербовку какой-то граф, проживающий на Глиняной, но как видно никакого графа нет, а это пустая маскировка.

ЕЕАЕ. Ф. 138 SM. Оп. 1. Д. 39. Л. 6. — Машинопись. Регистрационный номер вписан от руки.

№ 5

О белых в Ревеле

6/4-32 г.

Пятого апреля собралось около 100 человек в Эмигрантском Комитете, которые выражали свой гнев по поводу нового Эстонского закона о предоставлении работы иностранцам по особым разрешениям. Собравшиеся были очень возбуждены против Комитета, указывая на бездействие и безсилие его. Среди собравшихся около половины были записавшиеся добровольцами в Маньчжурию, которые требовали отправки и предоставления парохода. Часть эмигрантов, в тихую, ухмылялись: «Пусть дадут пароход, а там мы знаем куда его направить, когда выйдем в море». (Намек на СССР). Отвечавший на возгласы Самсоньевский сказал, «Что поедете весной». В отношении работы, Самсоньевский сказал, что Комитет сделал все, что мог, теперь надо ждать Представителя от Лиги Наций, который на днях будет, и этот закон, несомненно, отменят.

1 Аблова Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина ХХ в.). М., 2004. С. 300.

2 Русское национальное меньшинство в Эстонской Республике (1918-1940) / Под ред. проф. С. Г. Исакова. Тарту, 2000. С. 24.

3 Современное наименование Копли, район Таллина, в котором и сегодня преобладает русское население, центром притяжения для которого стал Балтийский судоремонтный завод.

4 Байов Алексей Константинович (1871-1935) — генерал-лейтенант, военный историк, основатель и редактор журнала «Известия Имп. Русского военно-исторического общества», профессор Николаевской Академии генерального штаба. В эмиграции с 1919 г. Лидер русских монархистов в Эстонии и председатель местного отделения РОВСа. Подробно о нем см.: Исаков С. Г. Русские в Эстонии (1918-1940). Историко-культурные очерки. Тарту, 1996. С. 305-308.

5 Васильковский О. П. — генерал, участник Первой мировой и Гражданской войны, эмигрант, возглавлял в Эстонии Союз русских увечных воинов-эмигран-тов, Союз северо-западников.

6 Энгельгардт Борис Вадимович (1889-1941) — полковник, участник Белого движения, в эмиграции в Эстонии. Сотрудничал в русских газетах Таллина, Парижа, Риги, Белграда. Был первым помощником А. К. Байова, возглавляя разведку и контрразведку эстонского отделения РОВСа. После смерти Баиова возглавил руководство деятельностью местными отделениями РОВСа, «Братства Русской Правды» и «Союза русских военных инвалидов» и вообще принимал участие во всех организациях русских военных в Эстонии.

7 Лайдонер Йохан (1884-1953) — генерал-лейтенант, военный и государственный деятель Эстонии, в 1918 г. и с 1934 г. — главнокомандующий Эстонской армией.

Information about the article:

Автор: Гаврилова Ольга Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры Новейшей истории России, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Author: Olga A. Gavrilova — Ph. D. in History, Associate Professor, Saint-Petersburg

State University, Saint-Petersburg, Russia, [email protected]

Title: Participation of the Russian emigrants in the international conflicts of 1930s

References:

1 ^blova N. E. KVZHD i rossiiskaia emigratciia v Kitae: mezhdunarodnye i politicheskie aspekty istorii (pervaiapolovinaXX v.). Moscow, 2004.

2 Russkoe natcionalnoe menshinstvo v Estonskoi Respublike (1918-1940) / Pod red. prof. S.G. Isakova. Tartu, 2000.

3 Isakov S. G. Russkie v Estonii (1918-1940). Istoriko-kulturnye ocherki. Tartu, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.