Научная статья на тему 'НДС как таможенный платеж в Таможенном союзе ЕврАзЭС'

НДС как таможенный платеж в Таможенном союзе ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабоськин Михаил Алексеевич

Статья посвящена исследованию порядка уплаты НДС при экспорте и импорте товаров в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VAT As Customs Payment In Customs Union EurAsEC

The article is devoted to the research of VAT payment at exporting and importing of goods with reference of entry into legal force of the Customs Code of the Custom Union EurAsEC.

Текст научной работы на тему «НДС как таможенный платеж в Таможенном союзе ЕврАзЭС»

© 2011 г.

М.А. Лабоськин

ндс как таможенный платеж в таможенном союзе евразэс

Лабоськин Михаил Алексеевич - главный государственный таможенный инспектор правовой службы Северо-Западного таможенного управления, к.ю.н.

(E-mail:laboskin07@rambler.ru)

Аннотация. Статья посвящена исследованию порядка уплаты НДС при экспорте и импорте товаров в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС.

Ключевые слова: международные соглашения, таможенные платежи, налог на добавленную стоимость (НДС), косвенные налоги, Таможенный союз ЕврАзЭС.

Необходимость дальнейшего углубления экономического сотрудничества на постсоветском пространстве обусловила заключение Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.19991, Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.20 002, логическим продолжением которых стал Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 173.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, составляют единую таможенную территорию Таможенного союза.

Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза (п. 2 ст. 2 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст. 70 ТК ТС налог на добавленную стоимость (далее НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, является таможенным платежом.

В рамках Таможенного союза ЕврАзЭС взимание НДС регулируется Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг в Таможенном союзе от 25.01.20084 (далее - Соглашение от 25.01.2008), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе

1 Собрание законодательства РФ. 2001. № 42. Ст. 3983.

2 Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 632.

3 Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://10.22.60.61/info /tsouz.

4 Там же.

от 11 декабря 2009 г.5 (далее Протокол о товарах от 11.12.2009), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.20096 (далее Протокол об услугах от 11.12.2009)

Указанные международно-правовые акты в соответствии с Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 21.05.2010 № 36 вступили в силу с 01.07.2010 в отношении России и Казахстана и с 06.07.2010 в отношении России, Белоруссии, Казахстана. При этом ранее заключенные международные соглашения по вопросам взимания косвенных налогов между государствами-участниками Таможенного союза согласно п. 2 указанного Решения, руководствуясь п. 3 ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг от 15 сентября 2004 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года и протокол к нему от 15 сентября 2004 г., Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ) от 2 февраля 1999 г. применяются только в той мере, в которой их положения совместимы с Соглашением от 25 января 2008 г.

Следует отметить, что п. 3 ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 устанавливается, что, если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со ст. 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора. Указанная норма Венской конвенции не раскрывает само понятие совместимости. При решении вопроса на практике необходимо учитывать намерения участников предыдущих и последующих договоров при их применении, а также выяснить, устанавливает ли предыдущий режим более благоприятный или менее благоприятный, чем последующий договор7.

При этом п. 3 Решения государствам-участникам Таможенного союза предписано принять меры на прекращение действия вышеуказанных договоров8.

Нововведения, установленные Соглашением от 25.01.2008, Протоколом о товарах от 11.12.2009, Протоколом об услугах от 11.12.2009, внесенные в ранее существующий порядок взимания косвенных налогов, представляется целесообразным сравнивать с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг от 15.09.2004 (далее Соглашение между РФ и Республикой Беларусь от 15.09.2004) ввиду того, что Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10.2000 порядка взимания косвенных налогов не устанавливало.

Так, в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 под товаром понимаются реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии. В Соглашении между РФ и Республикой Беларусь от 15.09.2004 под товарами понимается любое движимое и недвижимое имущество (за исключением имущественных прав), все виды энергии, реализуемые или предназначенные для реализации.

При этом Соглашение от 25.01.2008 распространяется на все товары, а не только на товары, происходящие из государств-участников Таможенного союза.

Под нулевой ставкой понимается обложение НДС по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщиков (плательщиков) НДС право на возмещение (зачет, возврат) из бюджета сумм НДС.

5 Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 4987.

6 Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 4983.

7 По данному вопросу см. «Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969. Комментарий». Составитель и автор комментариев А.Н. Талалаев. М., 1977. С. 77.

8 На основании ст. 54 Венской конвенции от 23.05.1969 прекращение договора может иметь место: а) в соответствии с положениями договора; или Ь) в любое время с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися государствами.

При экспорте товаров

Пунктом 1 статьи 1 Протокола о товарах от 11.12.2009 установлено, что при экспорте товаров с территории одного участника Таможенного союза на территорию другого участника нулевая ставка по НДС применяется налогоплательщиком того государства, с территории которого вывезены товары. Он же имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-участника, как если бы товары были экспортированы за пределы Таможенного союза.

Экспортные договоры (контракты) можно представлять с учетом изменений, дополнений и приложений к ним. В случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) необходимы договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей). Также допускается представлять договоры (контракты) на изготовление товаров, переработку давальческого сырья (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах от 11.12.2009).

В отношении договоров на переработку давальческого сырья статьей 3 Соглашения от 25.01.2008 устанавливается, что при импорте товаров на территорию одного государства-участника Таможенного союза с территории другого государства-участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщик может представлять как оригиналы документов, так и их копии.

На взимание налогов уполномочиваются налоговые органы государства, на территорию которого ввозятся товары.

При экспорте (импорте) товаров в Республику Казахстан пакет документов аналогичен представляемому при экспорте (импорте) товаров в Республику Беларусь.

Срок представления в налоговые органы документов, обосновывающих применение ставки ноль процентов, составляет 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (ранее в отношении экспорта в Республику Беларусь был определен срок 90 дней).

Налоговая база по НДС при импорте товаров будет определяться на основании стоимости приобретенных товаров и акцизов по подакцизным товарам (исключено положение о включении в цену приобретения товаров расходов по доставке, страховой суммы и пр.)

Предусмотрены особенности по применению нулевой ставки при экспорте и уплате НДС при импорте по договорам лизинга, бартерным договорам, договорам товарного кредита.

При выполнении работ, оказании услуг по договору с резидентом Казахстана вводится порядок взимания НДС, аналогичный тому, что был предусмотрен в отношениях с Республикой Беларусь, с определенными дополнениями. Перечень услуг, которые облагаются по месту нахождения покупателя, дополнен по сравнению с перечнем, предусмотренным Протоколом между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007 г.9, дизайнерскими услугами, опытно-технологическими работами, работами и услугами по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных.

При импорте товаров

Подпунктами 1.1 - 1.5 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009 устанавливается плательщик косвенных налогов в определенных ситуациях. Так, в случае, если это предусматривается законодательством государств-участников Таможенного союза, в качестве такового в случаях, определенных пп. 1.1 - 1.5 ст. 2 указанного Соглашения могут выступать комиссионер, поверенный или агент.

При лизинге, предусматривающем переход права собственности на товары к лизингополучателю, налоговая база определяется в размере части стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной на дату ее оплаты договором лизинга (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту по курсу центрального (национального) банка государства-члена Таможенного союза на дату, соответствующую моменту (дате) определения налоговой базы (п. 3 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009).

9 Соглашение не опубликовано. Текст соглашения содержится в БД ИПС «Кодекс».

Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию РФ с территории другого государства-члена Таможенного союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в данном случае (п. 5 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009). То есть в данном случае применению подлежат пп. 2, 3 ст. 164 НК РФ.

Уплата импортного НДС может быть подтверждена выпиской банка или иным документом, подтверждающим исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов (если это предусмотрено законодательством государств-участников Таможенного союза).

При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства-члена Таможенного союза с территории другого государства-члена Таможенного союза, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства-члена Таможенного союза, налоговый орган в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам.

Подпунктом 6 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009 установлено понятие информационного сообщения. Оно представляется (если это необходимо, с переводом на русский язык), если:

товары импортируются с территории третьего государства-члена Таможенного союза;

НДС при ввозе не был уплачен экспортером-налогоплательщиком другого государства-члена Таможенного союза;

товары вывозятся из другого государства-члена Таможенного союза, но поставщик не является налогоплательщиком одного из государств-членов Таможенного союза.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС «пакет» документов, представляемых налогоплательщиком государства-члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией определен п. 2 ст. 1 Протокола о товарах от 01.12.2009. При этом допускается непредставление документов, входящих в «пакет», за исключением заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме приложения 1 к Протоколу

об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, если непредставление таких документов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства-члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары (курсив наш - М.Л.) (в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющимся неотъемлемой частью Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 15.09.2004, требуется представление полного «пакета» документов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.