© 2011 г.
М.А. Лабоськин
ндс как таможенный платеж в таможенном союзе евразэс
Лабоськин Михаил Алексеевич - главный государственный таможенный инспектор правовой службы Северо-Западного таможенного управления, к.ю.н.
(E-mail:[email protected])
Аннотация. Статья посвящена исследованию порядка уплаты НДС при экспорте и импорте товаров в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС.
Ключевые слова: международные соглашения, таможенные платежи, налог на добавленную стоимость (НДС), косвенные налоги, Таможенный союз ЕврАзЭС.
Необходимость дальнейшего углубления экономического сотрудничества на постсоветском пространстве обусловила заключение Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.19991, Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.20 002, логическим продолжением которых стал Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 173.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, составляют единую таможенную территорию Таможенного союза.
Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза (п. 2 ст. 2 ТК ТС).
Согласно п. 1 ст. 70 ТК ТС налог на добавленную стоимость (далее НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, является таможенным платежом.
В рамках Таможенного союза ЕврАзЭС взимание НДС регулируется Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг в Таможенном союзе от 25.01.20084 (далее - Соглашение от 25.01.2008), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе
1 Собрание законодательства РФ. 2001. № 42. Ст. 3983.
2 Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 632.
3 Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://10.22.60.61/info /tsouz.
4 Там же.
от 11 декабря 2009 г.5 (далее Протокол о товарах от 11.12.2009), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.20096 (далее Протокол об услугах от 11.12.2009)
Указанные международно-правовые акты в соответствии с Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 21.05.2010 № 36 вступили в силу с 01.07.2010 в отношении России и Казахстана и с 06.07.2010 в отношении России, Белоруссии, Казахстана. При этом ранее заключенные международные соглашения по вопросам взимания косвенных налогов между государствами-участниками Таможенного союза согласно п. 2 указанного Решения, руководствуясь п. 3 ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг от 15 сентября 2004 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года и протокол к нему от 15 сентября 2004 г., Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ) от 2 февраля 1999 г. применяются только в той мере, в которой их положения совместимы с Соглашением от 25 января 2008 г.
Следует отметить, что п. 3 ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 устанавливается, что, если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со ст. 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора. Указанная норма Венской конвенции не раскрывает само понятие совместимости. При решении вопроса на практике необходимо учитывать намерения участников предыдущих и последующих договоров при их применении, а также выяснить, устанавливает ли предыдущий режим более благоприятный или менее благоприятный, чем последующий договор7.
При этом п. 3 Решения государствам-участникам Таможенного союза предписано принять меры на прекращение действия вышеуказанных договоров8.
Нововведения, установленные Соглашением от 25.01.2008, Протоколом о товарах от 11.12.2009, Протоколом об услугах от 11.12.2009, внесенные в ранее существующий порядок взимания косвенных налогов, представляется целесообразным сравнивать с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг от 15.09.2004 (далее Соглашение между РФ и Республикой Беларусь от 15.09.2004) ввиду того, что Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10.2000 порядка взимания косвенных налогов не устанавливало.
Так, в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 под товаром понимаются реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии. В Соглашении между РФ и Республикой Беларусь от 15.09.2004 под товарами понимается любое движимое и недвижимое имущество (за исключением имущественных прав), все виды энергии, реализуемые или предназначенные для реализации.
При этом Соглашение от 25.01.2008 распространяется на все товары, а не только на товары, происходящие из государств-участников Таможенного союза.
Под нулевой ставкой понимается обложение НДС по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщиков (плательщиков) НДС право на возмещение (зачет, возврат) из бюджета сумм НДС.
5 Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 4987.
6 Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 4983.
7 По данному вопросу см. «Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969. Комментарий». Составитель и автор комментариев А.Н. Талалаев. М., 1977. С. 77.
8 На основании ст. 54 Венской конвенции от 23.05.1969 прекращение договора может иметь место: а) в соответствии с положениями договора; или Ь) в любое время с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися государствами.
При экспорте товаров
Пунктом 1 статьи 1 Протокола о товарах от 11.12.2009 установлено, что при экспорте товаров с территории одного участника Таможенного союза на территорию другого участника нулевая ставка по НДС применяется налогоплательщиком того государства, с территории которого вывезены товары. Он же имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-участника, как если бы товары были экспортированы за пределы Таможенного союза.
Экспортные договоры (контракты) можно представлять с учетом изменений, дополнений и приложений к ним. В случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) необходимы договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей). Также допускается представлять договоры (контракты) на изготовление товаров, переработку давальческого сырья (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах от 11.12.2009).
В отношении договоров на переработку давальческого сырья статьей 3 Соглашения от 25.01.2008 устанавливается, что при импорте товаров на территорию одного государства-участника Таможенного союза с территории другого государства-участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщик может представлять как оригиналы документов, так и их копии.
На взимание налогов уполномочиваются налоговые органы государства, на территорию которого ввозятся товары.
При экспорте (импорте) товаров в Республику Казахстан пакет документов аналогичен представляемому при экспорте (импорте) товаров в Республику Беларусь.
Срок представления в налоговые органы документов, обосновывающих применение ставки ноль процентов, составляет 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (ранее в отношении экспорта в Республику Беларусь был определен срок 90 дней).
Налоговая база по НДС при импорте товаров будет определяться на основании стоимости приобретенных товаров и акцизов по подакцизным товарам (исключено положение о включении в цену приобретения товаров расходов по доставке, страховой суммы и пр.)
Предусмотрены особенности по применению нулевой ставки при экспорте и уплате НДС при импорте по договорам лизинга, бартерным договорам, договорам товарного кредита.
При выполнении работ, оказании услуг по договору с резидентом Казахстана вводится порядок взимания НДС, аналогичный тому, что был предусмотрен в отношениях с Республикой Беларусь, с определенными дополнениями. Перечень услуг, которые облагаются по месту нахождения покупателя, дополнен по сравнению с перечнем, предусмотренным Протоколом между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007 г.9, дизайнерскими услугами, опытно-технологическими работами, работами и услугами по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных.
При импорте товаров
Подпунктами 1.1 - 1.5 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009 устанавливается плательщик косвенных налогов в определенных ситуациях. Так, в случае, если это предусматривается законодательством государств-участников Таможенного союза, в качестве такового в случаях, определенных пп. 1.1 - 1.5 ст. 2 указанного Соглашения могут выступать комиссионер, поверенный или агент.
При лизинге, предусматривающем переход права собственности на товары к лизингополучателю, налоговая база определяется в размере части стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной на дату ее оплаты договором лизинга (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту по курсу центрального (национального) банка государства-члена Таможенного союза на дату, соответствующую моменту (дате) определения налоговой базы (п. 3 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009).
9 Соглашение не опубликовано. Текст соглашения содержится в БД ИПС «Кодекс».
Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию РФ с территории другого государства-члена Таможенного союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в данном случае (п. 5 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009). То есть в данном случае применению подлежат пп. 2, 3 ст. 164 НК РФ.
Уплата импортного НДС может быть подтверждена выпиской банка или иным документом, подтверждающим исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов (если это предусмотрено законодательством государств-участников Таможенного союза).
При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства-члена Таможенного союза с территории другого государства-члена Таможенного союза, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства-члена Таможенного союза, налоговый орган в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам.
Подпунктом 6 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009 установлено понятие информационного сообщения. Оно представляется (если это необходимо, с переводом на русский язык), если:
товары импортируются с территории третьего государства-члена Таможенного союза;
НДС при ввозе не был уплачен экспортером-налогоплательщиком другого государства-члена Таможенного союза;
товары вывозятся из другого государства-члена Таможенного союза, но поставщик не является налогоплательщиком одного из государств-членов Таможенного союза.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС «пакет» документов, представляемых налогоплательщиком государства-члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией определен п. 2 ст. 1 Протокола о товарах от 01.12.2009. При этом допускается непредставление документов, входящих в «пакет», за исключением заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме приложения 1 к Протоколу
об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, если непредставление таких документов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства-члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары (курсив наш - М.Л.) (в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющимся неотъемлемой частью Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 15.09.2004, требуется представление полного «пакета» документов).